Взаимодействие учителя- логопеда и родителей Методические рекомендации. Коклягина И.А.- методист ОУМЦ СВОУО.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Логопедическая работа с детьми в условиях ГБОУ общеразвивающего вида. ГБОУ д/с 300 ЮЗАО г.Москвы Учитель-логопед Ишанова Ирина юрьевна.
Advertisements

Работа с родителями. В помощь классному руководителю Пшукова Марина Хазраиловна МОУ СОШ 1 с.В.Куркужин.
«Дефект какого-нибудь анализатора или интеллектуальный дефект не вызывает изолированного выпадения одной функции, а приводит к целому ряду отклонений»
Организация совместной работы учителя-логопеда и педагога-психолога в дошкольном учреждении Педагог-психолог ДС1 «Айголек» Кун Анастасия Александровна.
- Выявление детей с ОВЗ и детей – инвалидов, нуждающихся в психолого – педагогической помощи; - Взаимодействие со специалистами районных ДОУ, СОШ, детским.
Организация совместной работы учителя-логопеда и педагога-психолога Педагог-психолог Зарипова Р. С. Учитель-логопед Токарева Н. В.
Коррекционно- развивающая работа педагога-психолога ДОУ активизация познавательной деятельности; повышение уровня умственного развития детей; формирование.
Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное)образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная.
Муниципальная общеобразовательная школа – интернат «Общеобразовательная школа – интернат среднего (полного) общего образования 17 «Юные спасатели МЧС»
Ржевская Светлана Ивановна Взаимосвязь логопеда специальной (коррекционной) школы VIII вида и семьи.
Организация коррекционно- развивающей работы психолога в детском саду.
Организация работы школьного психолого-медико- педагогического консилиума.
Годовой отчёт гг. Подготовила Учитель – логопед МБДОУ ДС 26 Батманова Ольга Васильевна.
Конвенцией ООН о правах ребенка, законами РК «Об образовании», «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями,
БЛИЦ – ОПРОС Тема «Взаимодействие логопеда и воспитателей логопедических групп»
Учитель-логопед ОБУСО «Маловишерский социальный приют для детей» Алексеева Елена Васильевна.
Проект психолого - педагогического сопровождения, как условие успешности обучения учащихся.
Клуб для родителей «АБВГДЕЙКА» по подготовке детей к школе.
1. Высокий уровень образования – 89% 2. Сохранение психологического и физического здоровья детей – 76% 3. Повышение культуры – 43%
Направления деятельности и оказываемые услуги Диагностика развития детей до 3 лет Диагностическое Диагностическое Коррекционно-развивающее Коррекционно-развивающее.
Транксрипт:

Взаимодействие учителя- логопеда и родителей Методические рекомендации. Коклягина И.А.- методист ОУМЦ СВОУО

Актуальность проблемы «Построение и формирование психической деятельности совершается в процессе социального развития ребенка»- Л.С. Выготский Семья,как один из социальных институтов общества.оказывает огромное влияние на формирование полноценной личности. Наибольшей эффективности в коррекционной работе с детьми, имеющими различные нарушения речи,можно добиться только при тесном взаимодействии учителя-логопеда с родителями учащихся.

Содержание работы логопеда с родителями Повышение психолого-педагогических знаний родителей Вовлечение родителей в учебно- воспитательный процесс

Цель работы Сформировать активную позицию родителей

Составляющие успешного взаимодействия логопеда и родителей учащихся Информированность (теоретическая подготовка логопеда, информированность родителя о логопеде, о направлениях его работы, о видах речевых нарушений, об оздоровительных мероприятиях, статистика) Временной фактор ( режим работы и время консультаций) Положительный эмоциональный настрой специалиста

Принципы взаимодействия Дифференцированная помощь, учитывающая уровни родительской мотивации и базовый уровень педагогических представлений и знаний; Наличие обратной связи со стороны родителей; Приоритет той или иной формы работы в различные периоды коррекционного обучения Систематичность,целенаправленность и плановость работы Ориентированность на конечный результат Учет родительских социально- психологических установок и их коррекция в ходе взаимодействия Доброжелательность, открытость в отношениях

Родительская мотивация Разная степень готовности к сотрудничеству с логопедом определяет различные уровни родительской мотивации( высокий, средний, низкий) Высокий уровень мотивации( адекватное восприятие состояния ребенка, готовность к сотрудничеству, понимание важности и необходимости) Средний уровень мотивации( адекватное восприятие состояния ребенка, сотрудничество при минимальной затрате усилий с их стороны, пассивность в сотрудничестве) Низкий уровень мотивации (отсутствует адекватная оценка состояния ребенка, пассивная внутренняя позиция родителей, критические замечания не принимаются)

Формы и методы работы с родителями Должны быть направлены на: повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия школы и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала

Методы работы Наблюдение Беседа Тестирование Анкетирование

Формы работы с родителями Лекция (форма,подробно раскрывающая сущность той или иной проблемы, главное в лекции –анализ явлений, ситуации); Индивидуальные тематические консультации ( обмен информацией, дающей реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, его проблемах); Родительские собрания ( цель : определение путей тесного сотрудничества семьи и школы, рассмотрение актуальных проблем );

Формы работы Индивидуальное консультирование(беседа); Занятия-практикумы с показом приемов; Предоставление родителям данных о динамике развития ребенка(начало и конец года); Совместное обсуждение с родителями хода и результатов коррекционной работы; Праздники, утренники; Оформление стенда « Информация для родителей»; Совместные с родителями логопедические занятия; Практические тренинги.

Индивидуальное консультирование Создать доверительные, откровенные отношения с родителями, отрицающие возможность и необходимость сотрудничества. Исключаются прямая или косвенная критика действий родителей, сомнения в их педагогической компетентности. Обсуждение общего состояния развития ребенка и условно- вариативного прогноза; разъяснение конкретных мер помощи ребенку с учетом структуры его дефекта и объяснение необходимости участия родителей в системе коррекционной работы; обсуждение проблем родителей. Их отношения к трудностям ребенка; планирование дальнейших встреч с целью обсуждения хода динамики продвижения ребенка в условиях всестороннего коррекционного воздействия

«Информация для родителей» Развитие общей,мелкой и артикуляционной моторики Формирование правильного звукопроизношения Речевое развитие ребенка Речевые тесты( на распознавание пальцев, для развития ручного праксиса и др.) Обогащение словаря ребенка Гиперактивный ребенок и пр.

Индивидуальные консультации Темы и дата консультаций фиксируется в журнале для консультаций

Рекомендации по отбору материала Выступление логопеда должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей. Тема выступления должна учитывать возрастные особенности детей Сообщение должно носить как теоретический, так и практический характер: анализ ситуаций, тренинги, дискуссии и т.д. Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся

Тематика сообщений Результаты логопедического обследования детей. Направления логопедической работы. « Ребенок не читает: не хочет или не может? » Знакомство родителей с программным содержанием логопедических занятий Итоги логопедической работы в группе за учебный год. Варианты тестовых заданий. Закономерности речевого развития детей в норме. Основные периоды становления речи Речевые нарушения и причины их возникновения Артикуляционная гимнастика как одно из направлений в работе по формированию правильного звукопроизношения у детей « Умные пальчики ». Развитие мелкой моторики у детей. Игры для развития фонематического слуха и фонематического восприятия

Содержание выступлений на родительском собрании Сведения о речи как о психической функции высшего порядка, о взаимосвязи процессов мышления и речи Сообщения об основных показателях речевой готовности ребенка к школе (норма звукопроизношения, звукоразличения, лексики, грамматики, связной речи) Картина речевого развития детей в классе(общие цифры), а также прогноз возможных ошибок в чтении и на письме Перечисление общих факторов, которые могли стать причиной нарушений речи и речевых задержек Информация о роли родителей, их поддержке и помощи в букварный период Некоторые сведения, необходимые родителям для распознавания специфических ошибок письма и чтения

Активные формы работы Совместные занятия, на которых родители являются равноправными участниками. Они обучаются приемами артикуляционной гимнастики,самомассажу кистей рук, гимнастике для глаз и для дыхания, овладевают навыками звукового анализа.

Ожидаемый результат Проявление заинтересованности родителей Проявление активности родителей в коррекционном процессе Положительная динамика речевого развития

Литература Арнаутова Е.П., Иванова В.М. Общение с родителями: зачем? как? М.,1993 Славина Л.С. Знать ребенка, чтобы воспитывать М, 1976г. Спиваковская Л.С. Как быть родителями (О психологии родительской любви) М., 1986 Фромм А. Азбука для родителей Л., 1991 Сергеечева В. Азы общения, СПб, 2002 Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. Если ваш ребенок отстает в развитии М., 1993 Метенова Н.М. Взрослым о детях. Ярославль,2003 Белопольская Н.Л.