Проект Правительства Республики Казахстан Программы развития Организации Объединенных Наций и Глобального Экологического Фонда Продвижение энергоэффективного.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Продвижение энергоэффективного освещения в Республике Казахстан United Nations Development Programme Развитие рынка энергоэффективного освещения в Республике.
Advertisements

ПРАКТИЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ СБОРА ОТРАБОТАННЫХ ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩИХ ЛЮМИНЕСЦЕНТНЫХ ЛАМП У НАСЕЛЕНИЯ 2013.
Совместный Проект Европейского Союза и ООНПродвижение добросовестного управления для достижения социальной справедливости 22 ноября 2012 г.
«Гражданское общество и рациональное регулирование опасными отходами в Республике Казахстан» при финансовой поддержке Европейского Союза ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ.
Программа повышения квалификации ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ.
Совместное предприятие общество с ограниченной ответственностью «САХАЛИН-ШЕЛЬФ-СЕРВИС»
Стратегические подходы в области обращения с ТБО Национальная стратегия и план внедрения Зульфира Зикрина Астана, 30 марта 2011.
2011 год Концепция развития системы санитарной очистки Московского региона от отходов производства и потребления ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ.
Нургалиев Сырым менеджер проекта ПРООН менеджер проекта ПРООН -ГЭФ «Продвижение энергоэффективного освещения в Казахстане ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРООН ПО РАЗВИТИЮ.
Управление качеством воздуха в странах Восточного региона ЕИСП Рекомендации для центров по НДТМ Моника Прибылова 2 октября 2013 года.
Экологический аудит Выполнил : Магистрант группы МСМ Сычев Владимир.
«Информационная система ведения регионального кадастра отходов для Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края» Барнаул 2012.
Федеральный закон об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ 261-ФЗ Принят.
Экологическая сертификация услуг. Экологическая сертификация является одним из важных элементов государственной политики в области охраны окружающей среды,
БИЗНЕС - ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ В ОБЛАСТИ КСО ООО « ЗАВОД ЦВЕТНЫХ СПЛАВОВ » БИЗНЕС - ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ В ОБЛАСТИ КСО ООО « ЗАВОД ЦВЕТНЫХ СПЛАВОВ »
Общая стратегия управления отходами в Республике Казахстан Республиканское Государственное Предприятие «Казахский Научно-исследовательский институт экологии.
2011 год Концепция развития санитарной очистки Московского региона от отходов производства и потребления.
Оптимизация системы сбора и переработки твердых бытовых отходов.
План совместных действий Фонда инфраструктурных и образовательных программ и Санкт- Петербурга по стимулированию спроса на инновационную, в том числе нанотехнологическую,
Июнь 2010 Численность населения мира Каждое десятилетие в среднем численность населения мира увеличивается на 16,9% При этом каждый родившийся человек.
Транксрипт:

Проект Правительства Республики Казахстан Программы развития Организации Объединенных Наций и Глобального Экологического Фонда Продвижение энергоэффективного освещения в Республике Казахстан United Nations Development Programme Создание системы сбора, переработки и хранения ртутных ламп: текущие условия и необходимые действия Эксперт ПРООН к.т.н Сергей Инютин «В химии нет отходов, а есть неиспользованное сырьё». Д.И. Менделеев

Экологическая безопасность важная составная часть национальной безопасности Республики Казахстан. Экономика не должна ухудшать экологию!!!! Ртуть - главный недостаток энергосберегающих ламп. опасность представляет не только процесс утилизации отработанных ламп, но и частное неаккуратное обращение с ними. Разрушенная или поврежденная колба лампы высвобождает пары ртути, которые могут вызвать тяжелое отравление. проникновение ртути в организм чаще происходит именно при вдыхании ее паров, не имеющих запаха. По данным Немецкого института урбанистики в Берлине в Германии утилизируется менее 40% всех газоразрядных ламп.

Закон об энергосбережении и повышении энергоэффективности от г. 4. Местные исполнительные органы областей: 1) обеспечивают включение мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности в программу развития соответствующей территории; 2) реализуют в пределах своей компетенции государственную политику в области энергосбережения и повышения энергоэффективности; 4) организуют утилизацию ртутьсодержащих энергосберегающих ламп, бывших в употреблении у населения;

Компонент 1. Разработка и реализация политики Планируемым результатом данного проекта станет успешная реализация постепенного вывода из эксплуатации ЛН с плавным переходом к ЭЭ освещению при адекватном обеспечении качества продукции и герметизации отходов ртути. Ответственность за планирование и реализацию поэтапного вывода из эксплуатации будет возлагаться, главным образом, на МИНТ, в частности, на Департамент новых технологий и энергосбережения.

При подготовке проектных документов выделены основные проблемы: Нет государственной Программы по утилизации ртуть содержащих ламп Отсутствие стандартов и политики и согласованных действий правительственных структур Отсутствие системы сбора и переработки ртуть содержащих ламп у населения Низкий потенциал предприятий, перерабатывающих вышедшие из строя ртуть содержащие лампы Не определенная судьба продукта переработки/утилизации ртуть содержащих ламп – металлической ртути.

Анализ проектных документов, определение плана действий Проект ПРООН/ГЭФ окажет содействие всем заинтересованным Министерствам и ведомствам, таким как: МООС РК, Минздрав и др. в определении и реализации планов по внедрению программ по извлечению ртути из отработанных ламп в Казахстане. Предполагается далее Проект и совместно с МООС РК адаптировать разработанные программы в соответствии с имеющимися мощностями в стране и в регионе по переработке ртутных отходов, ожидаемых объемов отходов и передовой международной практики. Необходимо Проекту и МООС РК необходимо как можно раньше достичь принципиальных договоренностей с акиматами, которые могут способствовать пилотной реализации программ по извлечению ртути.

Результат 1.5. Создание системы сбора, переработки и хранения ртутных ламп. Мероприятие Обзор существующей практики в Казахстане и международной наилучшей практики сбора, герметизации и утилизации ламп, содержащих ртуть. Мероприятие Разработка, реализация и оценка пилотной программы сбора, отработанных ламп, содержащих ртуть, в одной области. Мероприятие Продвижение в других областях Казахстана репликации и/или распространение уроков, полученных участниками, ранее принявшими программы сбора/утилизации. Мероприятие Подготовка и распространение материалов через электронные и/или печатные средства, инструктирование потребителей по всей стране по вопросам обращения с лампами, содержащими ртуть, включая отработанные и сломанные лампы. Мероприятие Выработка национальной политики в отношении ртутных отходов.

Корректировка нормативных документов Обзор, анализ, создание плана действий Проработка основных нормативных документов, в частности ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН РТУТЬСОДЕРЖАЩИЕ ПРИБОРЫ И ИЗДЕЛИЯ. ВАКУУМТЕРМИЧЕСКАЯ УТИЛИЗАЦИЯ СТ РК По данным Министерства охраны окружающей среды, в Казахстане действуют 16 предприятий, занимающихся сбором, обезвреживанием и утилизацией ртутьсодержащих отходов: Необходимо привлечением экспертов изучить мировую практику в данной области и выработать план работы в начале 2013 года.

Результат 1.5. Создание системы сбора, переработки и хранения ртутных ламп (план действий) Проект ПРООН/ГЭФ будет оказывать поддержку Министерству охраны окружающей среды РК в создании новых систем сбора и обращения с ртутными лампами. Эта работа будет включать в себя кампании по информированию общественности, разработку процессов сбора использованных ламп инвентаризации и учета ламп, координацию между производителями, поставщиками, государственными органами, третьими сторонами – компаниями по сбору отходов и предприятиями по демеркуризации. Проект ПРООН/ГЭФ окажет дополнительное содействие в координации программы, усилении и расширении пропаганды среди участников, а также в выработке вариантов программы на основе национального анализа и международной наилучшей практики.

Результат 1.5. Создание системы сбора, переработки и хранения ртутных ламп (план действий) Программы сбора отработанных ламп будут реализовываться сначала в выбранных пилотных районах, а затем в более широком масштабе. Представители администрации города Алматы выразили свою готовность войти в перечень упомянутых пилотных районов. Также ожидается, что работа в рамках данного результата будет включать в себя выработку национальной политики и правил сбора, транспортировки, учета и долгосрочного хранения ртутных отходов, включая металлизированную ртуть, а также отработанные лампы. Эта работа будет проводиться Министерством охраны окружающей среды РК и Министерством Здравохранения РК. Проект будет оказывать дополнительную техническую помощь по запросу в указанные министерства, включая предоставление информации о наилучшей международной практике.

Совместное участие Проектов ПРООН в реализации задачи по ртутным отходам 1. Проект ПРООН/ГЭФ: «Обновление Национального плана выполнения, интеграция управления стойкими органическими загрязнителями в процесс национального планирования и рационального управления медицинскими отходами в Казахстане» 2.Проект ПРООН\SAICAM Партнерская инициатива Казахстана /ЮНЕП/ПРООН для интеграции вопросов безопасного управления химическими веществами(SMC) в планирование и процессы развития

Из плана МООС: Механизм организации сбора у населения и утилизации энергосберегающих ртутьсодержащих ламп 1) Провести анализ, расчет количества ежегодно образуемых ламп, подлежащих утилизации, а также расходов на их сбор, вывоз, временное хранение и утилизацию; 2) Определение место расположения, количества пунктов приема ламп; Стационарные пункты приема ламп могут быть созданы в магазинах (отделах магазинов, торговых точках), осуществляющих реализацию указанных ламп, либо на территории (КСК). В Москве -ДЭЗах 3)Местные исполнительные органы являются балансодержателем по стационарным пунктам сбора ламп:

Из плана МООС: Механизм организации сбора у населения и утилизации энергосберегающих ртутьсодержащих ламп обеспечивают пункты сбора ламп необходимым количеством специальных контейнеров, предназначенных для сбора ламп; создают пункты временного хранения ламп с оформлением необходимых документов, получением соответствующих заключений и разрешений; обеспечивают информирование населения об организованных пунктах приема отработанных энергосберегающих ртутьсодержащих ламп и пропаганду безопасного обращения с ними; обеспечивают проведение тендера на выполнение работ и услуг по сбору, временному хранению, вывозу на утилизацию ламп в соответствии с Законом Республики Казахстан «О государственных закупках».

Из плана МООС: Механизм организации сбора у населения и утилизации энергосберегающих ртутьсодержащих ламп Проект ПРООН может работать с МООС по разделу Нормативное обеспечение Внести в действующие нормативные правовые акты Республики Казахстан изменения и дополнения в части оформления разрешения, разработки соответствующих документов (ПСД, ТЭО и пр.), а также получения заключения ГЭЭ на временное хранение ламп. Дать определение понятию «временное хранение» (МООС совместно с заинтересованными государственными органами, МИО). Разработка правил сбора, хранения, транспортировки и утилизации ламп, где должны быть отражены конкретные требования к безопасности при сборе, транспортировке и хранении ламп; допустимый объем накопления на пунктах сбора, сроки хранения ламп на пунктах приема, а также безопасную их утилизацию (МООС совместно с заинтересованными государственными органами).

Результат 1.4. Совершенствование процессов государственных закупок в целях продвижения энергоэффективности и выработки критериев затрат за срок службы Мероприятие Обзор существующего национального закона о закупках и суб- положений, включая рекомендации по включению положений об эффективности, стоимости срока службы и/или содержании ртути в осветительной продукции. Мероприятие Обзор существующих национальных правил о закупках областных органов управления и крупных государственных предприятий, включая рекомендации по включению положений об эффективности, стоимости срока службы и/или содержании ртути в осветительной продукции. Мероприятие Обновление и расширение документов и реестров утвержденных поставщиков для более широкого включения поставщиков энергоэффективного освещения. Разработка реестра предприятий проводящих утилизацию ртутьсодержащих отходов, как по сбору так и по герметизации

Технология: Компонент 4. Демонстрационные проекты Следует учитывать, что пилотные проекты по сбору и утилизации отработанных ламп рассматриваются отдельно в рамках Компонента 1 (подкомпонент 1.5), а не Компонента 4. Результат 4.2. Репликация других известных видов модернизации освещения. Отдельные новые энергоэффективные технологии освещения были успешно продемонстрированы в ограниченном объеме в Алматы (Например в Алматыгорсовет проведена комплексная замена ламп, содержащих ртутные пары, на натриевые лампы).. Эти уже завершенные демонстрационные проекты готовы к репликации.

* образование и обучение персонала и общества - повышение осведомленности в проблеме, образование общества, периодическое обучение по управлению ртутью, в том числе, моделирование (реагирование на имитацию утечки), как часть подготовки. *Правильное обслуживание ртутьсодержащих устройств - для безопасной процедуры калибровки и профилактического обслуживания. Соответствующая маркировка и утилизация - сортировка отходов, отделяя ртутные отходы от инфекционных и бытовых отходов, использование соответствующих контейнеров и маркировка. * Управление утечкой ртути - комплекты для сбора разливов, надлежащие процедуры, обучение персонала. * План сбора ртутных отходов - процедуры для местного хранения и транспортировки, определенное место хранения. * Внешние стратегии управления - соглашения с поставщиками о возврате использованных или устаревших ртутьсодержащих устройств, соглашения с утвержденными предприятиями по переработке ртутных отходов (при наличии), введение в обращение несодержащего ртуть оборудования. Правильные методы ликвидации - транспортировка на утвержденные предприятия по переработке и ликвидации (при наличии). Мировой опыт материалы ПРООН: План должен включать следующие разделы

Мировой опыт: Утилизация Россия Построение системы утилизации в итоге приведет к росту стоимости использования люминесцентных ламп К 2020 году в России необходимо иметь мощности по утилизации ~ 100 млн. ртутьсодержащих ламп. Предпосылки к прогнозу строительства мощностей по утилизации: Доля люминесцентных ламп, отправляемых на утилизацию, составит к 2020 году около 35% - уровень Германии 2007 года Мощности одного завода по утилизации люминесцентных ламп в среднем составляют 3 млн. ламп в год (мощности немецкого завода LAREC по утилизации люминесцентных ламп) Даже при создании достаточно эффективной системы утилизации не удастся добиться 100% утилизации ламп, что создает серьёзную угрозу для экологии страны Необходимое количество заводов по утилизации (мощность завода по утилизации – 3 млн. ламп в год) Комментарии % % Доля утилизированных ламп % % 22% Прогноз выбывших из использования люминесцентных ламп в России, гг., млн. шт ХХ Тип установки и фирма производитель Производительн ость, Млн. ламп/год Стоимость, млн. руб. Описание метода утилизации Термокриогенная демеркуризация ЛЛ УРЛ-2М Венчурная фирма «Фид-Дубна» г. Дубна До 1,71,4полная утилизация ЛЛ на металлическую ртуть, цветной металл, стекольное сырье и строительный материал, которые возвращаются в производство Переработка ЛЛ«Экотром-2» НПП «Экотром» г. Москва 10,51,5разделении ЛЛ на главные составляющие: стекло, металлические цоколи и ртутьсодержащий люминофор. Термическая демеркуризация ЛЛ УДМ-3000 ООО НПК «Меркурий» г. Чебоксары 11,2возгонка ртути из смеси стеклянного лома с последующим улавливанием ее паров Безотлагательная разработка государственной программы по утилизации

Технология: Обезвреживание ртутьсодержащих отходов Ртуть широко используется в различных изделиях. Герметичные приборы с ртутным заполнением абсолютно безвредны, т.к. пары ртути не способны проникать через стекло. Однако, при нарушении герметичности, даже при появлении небольшой трещины, ртуть начинает испаряться, загрязняя воздух высокотоксичными парами ртути. Поэтому приборы с ртутным заполнением требуют аккуратного обращения, а приборы вышедшие из строя должны в обязательном порядке сдаваться на утилизацию. В советское время ртутьсодержащие отходы (РСО), образующиеся на территории СССР, централизованно перерабатывались на Никитовском ртутном комбинате (Украина). Существовала отработанная система сбора, учета, транспортировки и переработки РСО. Ежегодно перерабатывалось до 205 тысяч т РСО 12 наименований и из этого сырья производилось до 400 т товарной ртути. В настоящее время эта система разрушена.

В России известно несколько предприятий, специализирующихся на утилизации (демеркуризации) ртутьсодержащих отходов потребления, главным образом, люминесцентных ламп. Одним из таких предприятий является 000 НПП «Экотром» (г. Москва), которое в 2000 г. успешно переработало около 4,5 млн. вышедших из строя люминесцентных ламп. На этом предприятии процесс переработки основан на разделении ламп на компоненты: стеклобой, алюминиевые цоколи, ртутьсодержащий люминофор. Для очистки воздуха, отводимого в атмосферу, применяется многоступенчатая система, последовательно включающая: циклон, рукавный фильтр, кассетный фильтр, производственный адсорбер, цеховой адсорбер и санитарный адсорбер. Стеклобой и алюминиевые цоколи являются конечными продуктами переработки. Ртутьсодержащий люминофор, в виде цементно-люминофорных блоков, помещаемых в герметичные мешки из полиэтилена, направляется для извлечения ртути на специализированные предприятия. «Всё есть яд и ничто не лишено ядовитости, одна лишь доза делает яд незаметным». Парацельс Пример: Остаточное содержание ртути в огарках составляет мг/кг при норме 2,1 мг/кг. Следовательно, продукты переработки ртутьсодержащих отходов остаются отходами 1-го класса опасности, требующими специальных мероприятий по их складированию. Технология: : Обезвреживание ртутьсодержащих отходов

Термодемеркуризационная установка УРЛ2м. Для переработки РСО наиболее универсальной является термодемеркуризационная установка УРЛ2м (рис.7.7), разработанная фирмой ООО ВФ «Фид–Дубна». Установка предназначена для эксплуатации в стационарных условиях, однако конструкция установки позволяет использовать её и в передвижном (мобильном) варианте на шасси грузового автомобиля и, следовательно, существует возможность транспортировать установку к месту накопления отходов для их обезвреживания и переработки. Технология:

Использование установки УРЛ2м в передвижном (мобильном) варианте. Технология:

Принцип действия установки основан на зависимости давления насыщенного пара ртути от температуры. Обрабатываемые лампы разрушаются в камере установки, нагреваются до температуры быстрого испарения ртути (конструкция установки допускает нагрев демеркуризационной камеры до 450ºС), а пары ртути откачиваются вакуумной системой установки через низкотемпературную ловушку (НТЛ), охлаждаемую жидким азотом, на поверхности которой происходит конденсация ртути, стекающей в сборник в виде жидкого металла после размораживания ловушки. Технология: Принцип действия установки демеркуризации

Спасибо за внимание Sergey Inyutin Expert in elaboration and implementation of energy efficient lighting policy UNDP/GEF Project Promotion of Energy Efficient Lighting in Kazakhstan 8, Beibitshilik Str., office 5 Astana, , Republic of Kazakhstan Tel: + 7 (7172)

Материалы для обсуждения Справка: 1. Швеция вместе с Норвегией приняли решение о запрете на использование ртути в производстве и стоматологии, а также ее импорт и экспорт. Запрет вступил в силу с 1 июня 2009 года. 2. Производство люминесцентных ламп немецкой фирмы «Osram» полностью перенесено в Китай. 3. Мировой запрет на ртуть будет введен законодательно через два-три года. 20 февраля 2009 года в Найроби (Кения) министры окружающей среды из 140 стран пришли к соглашению относительно полного запрета на использование ртути.