Кафедра «Философии и психологии» Преподаватель Л.А.Сазонова Лекция 16. Проблема смысла жизни в философии.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Кафедра «Философии и психологии» Преподаватель Н.А.Царева Лекция 2. Мифология и философия.
Advertisements

[Тема] (40 pt) Кафедра (24 pt) Преподаватель [Подзаголовок] (24 pt)
Кафедра «Философии и психологии» Преподаватель Н.А.Царева Лекция 6. Концепция бытия в философии расцвета античности.
Кафедра «Философии и психологии» Преподаватель Н.А.Царева Лекция 10. Общество как система.
Кафедра «Философии и психологии» Преподаватель Н.А.Царева Лекция 15. Человек в системе восточной философии.
Кафедра Всеобщей истории, политологии и социологии ИМОСТ ВГУЭС Бурлаков Виктор Алексеевич кандидат политических наук, доцент Тема 17. Политическая культура.
Шрифт Лекция 7. Тема 3. История развития шрифтов для латинского алфавита. Римское письмо. Специальность «Дизайн» Институт сервиса моды и дизайна,
Кафедра «Философии и психологии» Преподаватель Л.А.Сазонова Лекция 9. Диалектика и метафизика.
Кафедра «Философии и психологии» Преподаватель Н.А.Царева Лекция 5. Проблема бытия в ранней античной философии.
Основы шрифтовой графики Лекция 4. Тема 2. История мировой письменности. Виды письма. Главные этапы исторического развития шрифта. Специальность
Кафедра философии и психологии ИМОСТ Кандидат медицинских наук, доцент кафедры философии и психологии Е. В. Алексеева Тема 5. Лекция 7 Основные формы психокоррекции.
Тема 2. Политическая наука Институт международных отношений и социальных технологий Кафедра Всеобщей истории, политологии и социологии ИМОСТ ВГУЭС Бурлаков.
Кафедра «Философии и психологии» Преподаватель Н.А.Царева Лекция 10. Теория познания.
ВГУЭС ИМОБ Кафедра русского языка Обмен информацией Для иностранных студентов Автор И.Д. Михайлова.
Кафедра Всеобщей истории, политологии и социологии ИМОСТ ВГУЭС Бурлаков Виктор Алексеевич кандидат политических наук, доцент Тема 6. Политический режим.
Основы шрифтовой графики Тема 9. Основные виды печати. Специальные виды печати. Плакат Лекция 16. Специальность «Дизайн» Институт сервиса моды.
Основы теории управления Кафедра ИСКТ Кривошеев В.П. Типовые динамические звенья.
Кафедра «Философии и психологии» Преподаватель Л.А. Сазонова Лекция 1. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ.
ОЦЕНКА БИЗНЕСА Кафедра: Экономики и менеджмента Преподаватель: Батурина Ольга Андреевна.
Тема 3. Методология политической науки Институт международных отношений и социальных технологий Кафедра Всеобщей истории, политологии и социологии ИМОСТ.
Транксрипт:

Кафедра «Философии и психологии» Преподаватель Л.А.Сазонова Лекция 16. Проблема смысла жизни в философии

План лекции Жизнь и смерть как онтологическая проблема Жизнь и бессмертие Смысл жизни Свобода и ответственность как смыслообразующие категории человеческого бытия

Жизнь и смерть человека, смысл жизни – вечные темы философии Основные вопросы, связанные с категориями жизни и смерти: 1. Содержание жизни исчерпывается только биологическим началом? 2. В чем ценность жизни? 3. Возможно ли бессмертие?

В античной философии жизнь воспринималась как краткое существование человека на земле «Когда мы есть, смерти нет, когда смерть присутствует, нас уже нет». (Эпикур) Жизнь – игра. (стоики) Жизнь имеет относительную значимость (христианство) Человеческое бытие уникально. «Благоговение перед жизнью» (А.Швейцер)

Способы преодоления страха перед смертью Биологическое бессмертие, кот орое человек обретает в своем потомстве Творческое бессмертие Разрушение как способ достижения бессмертия (Герострат) Теологическое бессмертие Натуралистическая версия бессмертия

В истории философии есть два подхода к проблеме смысла жизни Смысл жизни в моральных нормах человеческого бытия (эвдемонизм, гедонизм) Смысл жизни определяется в представлениях о загробной жизни

Эвдемонизм (блаженство) –этическое направление, рассматривающее счастье как цель устремлений Гедонизм (наслаждение) – этическое направление, рассматривающее чувственное удовольствие как цель существования.

Экзистенциализм (философия существования) сформировался в 20-е гг. 20 в. Представители экзистенциализма: М.Хайдеггер, к.Ясперс, А.Камю, Ж.П.Сартр и др. Экзистенциализм рассматривал человека в жестоких исторических испытаниях (война, кризис, фашизм). Наука не в состоянии познать подлинную сущность человека. Совершенным знанием знанием о себе (сознание собственной смертности и несовершенства) обладает индивид. Смысл жизни обретается в экстремальных (пограничных) ситуациях, когда человек определяет, что главное в его жизни.

Свобода – философское понятие, отражающее неотъемлемое право человека на реализацию своей воли Свобода не абсолютна. Свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого. Содержание свободы наполнено индивидуальными и общественными требованиями. «Люди страшатся свободы» (Э.Фромм) Человек выбирает себя. Человек делает самого себя, постепенно обретает свою сущность. Нет заданной человеческой природы, индивид создает себя сам. (Ф.Достоевский).

Заключение Для нравственного человека любая жизнь представляет ценность. Благоговение перед жизнью рождает сострадание ко всему живому Уважение к жизни рождает подлинную свободу и придает смысл человеческому существованию.

Вопросы для самопроверки Какова основная идея русской антропологии? Каковы основные подходы к решению смысложизненных вопросов в русской философии? Какова диалектика добра и зла в русской философии? Раскройте сущность экзистенциализма. Раскройте сущность понятия «пограничная ситуация».

Рекомендуемая литература Философия: Курс лекций. /Л.Д.Ерохина,А.П.Шендерецка и др. Ред. Н.А.Царева. – Владивосток: ВГУЭС, – С. 248 – 262. Введение в философию. Учебник. / Ред. И.Т.Фролова и др. – М.: Политиздат, – С. 293 – 335. Философия. / Под ред. Кохановского В.П. – Ростов-на-Дону: Феникс. Гл.1 – С. 189 –214. Горбачев В.Г. Основы философии: Курс лекций. М.: Владос, С

Использование материалов презентации Использование данной презентации, может осуществляться только при условии соблюдения требований законов РФ об авторском праве и интеллектуальной собственности, а также с учетом требований настоящего Заявления. Презентация является собственностью авторов. Разрешается распечатывать копию любой части презентации для личного некоммерческого использования, однако не допускается распечатывать какую-либо часть презентации с любой иной целью или по каким-либо причинам вносить изменения в любую часть презентации. Использование любой части презентации в другом произведении, как в печатной, электронной, так и иной форме, а также использование любой части презентации в другой презентации посредством ссылки или иным образом допускается только после получения письменного согласия авторов.