С КАЗКОТЕРАПИЯ - ЭТО САМЫЙ ДРЕВНИЙ СПОСОБ ПСИХОТЕРАПИИ, КОТОРЫЙ ВОЗНИК ТОГДА ЖЕ, КОГДА ЛЮДИ НАУЧИЛИСЬ ГОВОРИТЬ. С КАЗКАМИ ПЕРЕДАВАЛИСЬ ДУХОВНЫЕ ЗНАНИЯ,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Миннигалиева Г. Х. Терентьева Ф. Г. МАДОУ «ДС 10» г. Усинска Сказкотерапия в работе с дошкольниками.
Advertisements

Сказкотерапия – структура коррекционно - развивающего занятия © С.В.Барыкина, библиотекарь СКОШ 15 Северодвинск,2007.
МКОУ «Спасбардинская ООШ» Сказкотворчество в технологии проблемного диалог Презентацию разработала Чернышева Татьяна Михайловна учитель начальных классов.
Волшебная сила сказки или Сказкотерапия как средство развития связной речи, творческих способностей и эмоционального мира детей с речевыми патологиями.
Автор: студентка социально- педагогического колледжа Светлана Внукова.
Какими дети рождаются, это ни от кого не зависит, но чтобы они путем правильного воспитания сделались хорошими – это в нашей власти Плуар.
ДС 264 гр.Капелька Сказкотерапия для дошкольников
Выполнила студентка гр.9401 Вафина Алина. Сказкотерапия – один из способов психотерапевтического, психологического и педагогического влияния на личность.
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 51 с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития детей.
Сказкотерапия в работе педагога – психолога Разработка педагога - психолога МАОУ СОШ 27 г. Тюмени Середкиной И. А.
«Сказкотерапия как приём социально – коммуникативного развития дошкольников»
Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников на основе сказкотерапевтических метафор и этнохудожественных образов Доклад педагога- психолога.
Воспитатель: Казакова Наталья Владимировна Проект.
Сказкотерапия в работе с дошкольниками Педагог-психолог Молоднякова А.В. Г.Нижний Тагил.
Новикова Лариса Евгеньевна, педагог-психолог МДОБУ «Детский сад 17 «Сказка"
Устное народное творчество - начало затеряно в глубине веков, процесс устного народного творчества продолжается по сей день. Собирание и исследование.
ПРОЕКТ «ПОЗНАЙ СЕБЯ» (Я-КОНЦЕПЦИЯ: ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РЕБЕНКА О МИРЕ И СЕБЕ) СРЕДНЯЯ ГРУППА 6 Педагог-психолог Печерская О.В. Воспитатель Менькова Ю.А.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 8 комбинированного вида г. Североморска Формирование социально-личностной компетентности.
Тема: «Использование проектного метода как способа организации познавательно- исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста»
Всероссийский конкурс «Учитель года » Муниципальный тур СКАЗКА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО Выполнила Выполнила.
Транксрипт:

С КАЗКОТЕРАПИЯ - ЭТО САМЫЙ ДРЕВНИЙ СПОСОБ ПСИХОТЕРАПИИ, КОТОРЫЙ ВОЗНИК ТОГДА ЖЕ, КОГДА ЛЮДИ НАУЧИЛИСЬ ГОВОРИТЬ. С КАЗКАМИ ПЕРЕДАВАЛИСЬ ДУХОВНЫЕ ЗНАНИЯ, МОРАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ, ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ОБЩЕСТВЕ, ЖИЗНЕННЫЕ ОСНОВНЫЕ СЦЕНАРИИ И МНОГО ДРУГОЙ ВАЖНОЙ ИНФОРМАЦИИ.

С КАЗКОТЕРАПИЯ – МЕТОД, ИСПОЛЬЗУЮЩИЙ СКАЗОЧНУЮ ФОРМУ ДЛЯ ИНТЕГРАЦИИ ЛИЧНОСТИ, РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ, РАСШИРЕНИЕ СОЗНАНИЯ, СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ. К СКАЗКАМ ОБРАЩАЛИСЬ В СВОЕМ ТВОРЧЕСТВЕ ИЗВЕСТНЫЕ ЗАРУБЕЖНЫЕ И ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ПСИХОЛОГИ : Э. Ф РОММ, Э. Б ЕРН, Э. Г АРДНЕР, А. М ЕНЕГЕТТИ, М. О СОРИНА, Е. Л ИСИНА, Е. П ЕТРОВА, Р. А ЗОВЦЕВА, Т. З ИНКЕВИЧ – Е ВСТЕГНЕЕВА

СТРУКТУРА СКАЗКОТЕРАПИВТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ: Обязательный ритуал «входа в сказку» (настрой), Основную часть, где используются приемы работы со сказкой, приемы и упражнения для развития вербального воображения ребенка Ритуал «выхода из сказки

С КАЗКОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ НА ЗАНЯТИИ ДОСТИГАЕТСЯ СОЧЕТАНИЕМ ТРЕХ СОСТАВЛЯЮЩИХ ОБРАЗА СКАЗКИ, СКАЗОЧНОЙ АТМОСФЕРЫ : МУЗЫКАЛЬНЫЙ ОБРАЗ СКАЗКИ, ОБРАЗ СКАЗОЧНОГО ПРОСТРАНСТВА ( СВЕТОТЕХНИЧЕСКИЕ ЭФФЕКТЫ ), СОБСТВЕННО РАССКАЗЫВАНИЕ СКАЗКИ И ДЕМОНСТРАЦИЯ ПЕРСОНАЖЕЙ СКАЗКИ В НАСТОЛЬНОМ ТЕАТРЕ.

Основной принцип подбора сказок – это направленность проблемной ситуации, характерной для данного возраста, нравственный урок, который дает сказка, доступный для осмысления детям.

Э ТАПЫ В СКАЗКОТЕРАПИИ : 1 этап: устное народное творчество (длится до 11 – 14 лет), в этот период накапливается доверие к миру и веры в свои силы. 2 этап: собирание и исследование сказок и мифов. (К.-Г Юнгана, М.Л. фон Франц, Б. Беттельхейма...), ребенок самостоятельно принимает решения. 3 этап: психотехнический. (Сочини сказку), ребенок ищет свое место в жизни: я такой, какой я есть, я совершаю свой жизненный путь, который я для себя выбрал, я несу ответственность за свои действия и за то, что происходит со мной. 4 этап: интегративный. (комплексная концепция), ребенок борется со злом. Оказывается в роли сказочного героя.

С КАЗКИ ДЛЯ СКАЗКОТЕРАПИИ ПОДБИРАЮТСЯ РАЗНЫЕ : РУССКИЕ НАРОДНЫЕ И АВТОРСКИЕ, СПЕЦИАЛЬНО РАЗРАБОТАННЫЕ ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ И МЕДИТАТИВНЫЕ СКАЗКИ, И МНОГИЕ ДРУГИЕ. Ч АСТО ПСИХОЛОГ ПРЕДЛАГАЕТ МАЛЫШУ СОЧИНИТЬ СКАЗКУ САМОСТОЯТЕЛЬНО. С ОЧИНЕНИЕ СКАЗОК РЕБЁНКОМ И ДЛЯ РЕБЁНКА - ОСНОВА СКАЗКОТЕРАПИИ. Ч ЕРЕЗ СКАЗКУ МОЖНО УЗНАТЬ О ТАКИХ ПЕРЕЖИВАНИЯХ ДЕТЕЙ, КОТОРЫЕ ОНИ САМИ ТОЛКОМ НЕ ОСОЗНАЮТ, ИЛИ СТЕСНЯЮТСЯ ОБСУЖДАТЬ ИХ СО ВЗРОСЛЫМИ. Ч ЕРЕЗ СКАЗКУ МОЖНО, НАПРИМЕР, УЗНАТЬ ОБ ОТНОШЕНИИ РЕБЕНКА - ДОШКОЛЬНИКА К РАЗВОДУ РОДИТЕЛЕЙ.

В ИДЫ СКАЗОК : 1. Дидактические (в форме учебного задания) 2. Медитативные (для снятия психоэмоционального напряжения), дети рисуют, сочиняют, играют, слушают звуки природы, лежат на ковре и мечтают – воображают – колдуют. 3. Психотерапевтические (для лечения души, с образом главного героя Я, доброго волшебника), дети рисуют иллюстрации, изготавливают кукол и ставят спектакли. 4. Психокоррекционные (для мягкого влияния на поведение ребенка), читаем проблемную сказку не обсуждая, даем возможность побыть ребенку наедине с самим собой и подумать. 5. Художественные (авторские истории, мудрые древние сказки) народные (с идеями добра и зла, мира, терпения, стремления к лучшему) сказки о животных; бытовые сказки; страшные сказки; волшебные сказки.

К ОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ : «Д ОБРЫЙ МИР СКАЗКИ »( СКАЗКОТЕРАПИЯ, КОНСТРУИРОВАНИЕ )

Этап Назначение Содержание 1. Ритуал «входа» в сказкуСоздать настрой на совместную работуКоллективное упражнение(на релаксацию) 2. ПовторениеВспомнить то, что делали в прошлый раз, Какие выводы для себя сделали, чему научились Психолог рассказывает детям новую сказку о звездных жителях. Спрашивает, хотят ли они попробовать помочь персонажу сказки? 3. РасширениеРасширить представление детей о понятиях «гордыня», «зло», «доброта», «милосердие», о звездных жителях. Психологом проводятся игры по психогимнастике, позволяющие приобрести новый опыт, совершаются символические путешествия превращения. 4. ЗакреплениеПриобрести новый опыт, закрепить новые качества личности ребенка на примере героя сказки Психологом проводятся игры по психогимнастике, позволяющие приобрести новый опыт, совершаются символические путешествия превращения. 5. Интеграция Связать новый опыт с реальной жизнью в процессе конструирования Психолог анализирует вместе с детьми, в каких ситуациях жизни они могут использовать тот опыт, который приобрели сегодня. Например, сделать игрушку своими руками в неделю игры и игрушки. В процессе выполнения развивается мелкая моторика, проверяется умение детьми пользоваться ножницами. 6. Резюмирование.Создание безопасной атмосферы в группе. Обобщение приобретенного опыта с уже имеющимся. Психолог подводит итоги занятия. Четко проговаривается последовательность происходившего на занятии, отмечаются все дети за их заслуги, подчеркивается значимость приобретенного опыта, проговариваются конкретные ситуации, в которых дет могут использовать новый опыт. 7. Ритуал «выхода» из сказки. Закрепить новый опыт, подготовить ребенка к взаимодействию в привычной социальной среде (психогимнастика) Психолог говорит: «мы берем с собой все важное, что было сегодня с нами, все, чему мы научились». Ребята протягивают руки в круг и прикладывают руки к груди(что-то берут из круга)

В сказке всегда Добро побеждает Зло! Сказка близка ребенку по мироощущению, ведь у него эмоционально- чувственное восприятие мира. Ему еще не понятна логика взрослых рассуждений. А сказка и не учит напрямую. В ней есть только волшебные образы, которыми ребенок наслаждается, определяя свои симпатии.

В СКАЗКОТЕРАПЕВТИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ СЕГОДНЯ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ ПЯТЬ ВИДОВ СКАЗОК. К ОТОРЫЕ КОНСТРУИРУЮТСЯ В СООТВЕТСТВИИ С АКТУАЛЬНОЙ СИТУАЦИЕЙ И ПОДАЮТСЯ ПОД РАЗЛИЧНЫМИ СОУСАМИ : Анализ Рассказывание Сочинение, переписывание Кукло-терапия, имидж-терапия, Рисование Психодинамические медитации Постановка сказок в песочнице ….

ЛИТЕРАТУРА: Е РМОЛАЕВА М.В. П РАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА.- М.: В ОРОНЕЖ : И ЗДАТЕЛЬСТВО НПО «МОДЭК», И ЛЬИНА М.В. Р АЗВИТИЕ ВЕРБАЛЬНОГО ВООБРАЖЕНИЯ.- М.: П РОМЕТЕЙ ; К НИГОЛЮБ, З ИНКЕВИЧ -Е ВСТИГНЕЕВА Т.Д. О СНОВЫ СКАЗКОТЕРАПИИ.- СП Б.: Р ЕЧЬ, З ИНКЕВИЧ -Е ВСТИГНЕЕВА Т.Д.Ф ОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ СО СКАЗКАМИ.- СП Б.: Р ЕЧЬ, З ИНКЕВИЧ -Е ВСТИГНЕЕВА Т.Д. П РАКТИКУМ ПО СКАЗКОТЕРАПИИ. – СП Б.: Р ЕЧЬ, К АРЕЛИНА И.О.Э МОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ЛЕТ./Я РОСЛАВЛЬ : А КАДЕМИЯ РАЗВИТИЯ,2006. К ИСЕЛЕВА М.В. А РТ - ТЕРАПИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ. – СП Б.: Р ЕЧЬ, 2006.