Крутий К.Л., докт.пед.наук, проф. 17.04.2012 Семинар: «Теория и методика организации игровой деятельности детей 6 и 7 года жизни Структура игры как процесса:

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Автор: учитель начальных классов первой категории Нетесова Наталья Юрьевна.
Advertisements

Игровая технология, представляет собой процесс, при котором происходит качественное изменение воздействия на обучаемого.
ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Выполнила учитель начальных классов МОУ Лицея 19 г. Королёва Ерош Н.В.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ : « ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОУ ПО ФГОС » ВЫПОЛНИЛА : КОРЯКИНА Н. А.
Игровые технологии «Человеческая культура развивается в игре, как игра» И.Хейзинг.
Игровые технологии «Человеческая культура развивается в игре, как игра» И.Хейзинг.
Игровые технологии в учебной деятельности школьников ГОУ Шарьинская специальная (коррекционная ) общеобразовательная школа-интернат VІІІ вида 2009 г.
Человеческая культура возникла и развертывается в игре, как игра. Й. Хейзинга. Игровые технологии. Н. Е. Щуркова.
МАОУ «СОШ 110» Игровые технологии. Дидактическая игра как средство развития творческой активности младших школьников на уроках математики Выполнила: Манаенко.
Использование игровых технологий в развитии исследовательской деятельности дошкольников ©Жбанникова О.А., старший преподаватель кафедры дошкольного образования.
Игровые технологии в образовательном процессе детского сада Валяс М.О., педагог-психолог Тамбов 2015.
Игровые технологии в начальной школе. Дети очень часто умнее взрослых и всегда искреннее. М. Горький Воспитание происходит всегда, даже тогда, когда вас.
Игровые технологии на уроках физики 3 сентября 2012 г.
Тобольск ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА ПО ФГОС ДО.
Сюжетно - ролевая игра в детском саду. Дошкольное детство – самый важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания.
Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ Ефремова Юлия Александровна МДОУ «Оболенский детский сад комбинированного вида «Лесная сказка»
Человеческая культура возникла и развертывается в игре, как игра. Й.Хейзинга ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Игра - это вид деятельности в условиях.
Активизация познавательной деятельности через систему использования новых образовательных технологий МБОУ ООШ д.Чемоданово Учитель начальных классов Алтунина.
ТЕМА : ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ СОГЛАСНО ФГОС. Выполнила : Гуполова А. А. МБДОУ 26 М. о., Рузский р - н п. Дорохово.
Использование сюжетных игр в коррекции речи дошкольников Доклад Учителя-логопеда МБДОУ детского сада 6 Красногорского района И.Н. Смирновой.
Транксрипт:

Крутий К.Л., докт.пед.наук, проф Семинар: «Теория и методика организации игровой деятельности детей 6 и 7 года жизни Структура игры как процесса: Роли, взятые на себя играющими. Игровые действия как способ реализации этих ролей. Игровое употребление предметов, замещение реальных вещей игровыми - условными. Реальные отношения между играющими. Сюжет, содержание - область действительности условно воспроизводимой в игре. Структура игры как деятельности: Мотивация, которая обеспечивается добровольностью участия в игровой деятельности, возможностью выбора, состязательностью, удовлетворением потребностей и самореализацией. Целеполагание. Планирование. Реализация цели. Анализ результатов, в которых личность реализуется как субъект деятельности. Игра: деятельность или процесс?

Крутий К.Л., докт.пед.наук, проф Игра, вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе Не является игровой деятельностью: все то, что называется играми в математической теории игр и в исследовании операций. То есть теория игр анализирует профессиональную деятельность; профессиональные имитационные игры: деловые игры, организационно-деловые, управленческие игры и т.д., в которых имитируется какая-либо деловая, производственная и т.п. ситуация, и группа профессионалов (коллектив, команда) должна совместно найти оптимальное решение; учебные игры (иногда их разделяют на дидактические, учебные, учебно- дидактические и т.д.). Хотя учебные игры и называются играми, они таковыми в строгом смысле не являются, поскольку эти формы деятельности преследуют определенную цель, в данном случае учебную. Учебные игры во всех модификациях являются некоторым симбиозом игровой и учебной деятельности; 4. игротерапия, поскольку эта деятельность также преследует определенную цель, в данном случае лечебную. Вывод: Во всех перечисленных случаях игровые элементы являются лишь некоторым инструментом, встроенным в другие виды деятельности.

Крутий К.Л., докт.пед.наук, проф Особенности игровой деятельности: 1.Всякая игра есть прежде всего свободная деятельность. Игра по приказу уже не является игрой. 2.Игра не есть «обыденная» жизнь и жизнь как таковая. Она скорее выход из рамок этой жизни во временную сферу деятельности. 3.Игра обособляется от «обыденной» жизни местом действия и продолжительностью. Она «разыгрывается» в определенных рамках пространства и времени. Ее течение и смысл заключены в ней самой. 4. Игре свойственно эмоциональное и волевое напряжение. Напряжение вызывается неуверенностью, неустойчивостью, неким шансом или возможностью. 5. У каждой игры свои правила. Они диктуют, что будет иметь силу внутри отграниченного игрой временного мирка. Правила игры обязательны и не подлежат сомнению. 6.Исключительность и обособленность игры проявляется самым характерным образом в таинственности, которой игра любит себя окружать. 7. Одной из особенностей игровой деятельности является наличие явления «заигрывания», когда ребенок или взрослый человек не могут вырваться из «плена» игры. Явление, свойственное, очевидно, только игровой деятельности. 8. Игра порождает игровые ассоциации людей: дворовые команды, клубы, неформальные объединения болельщиков и т.д. и т.п. Вывод: игра стоит обособленно от всех других видов человеческой деятельности.

Крутий К.Л., докт.пед.наук, проф Классификация игр: «Личность - Общество» и «Я» - «не Я» ( на выделении двух осей расположения) Личность Общество Вывод: можно выделить четыре типа игр: с правилами, «без правил», сюжетно-ролевые и импровизированные.

Крутий К.Л., докт.пед.наук, проф ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ВРЕМЕННАЯ СТРУКТУРА) Любая игра членится на игровые действия: в футболе, хоккее действиями является атака, штрафной, пенальти, угловой; в легкой атлетике - забег; в картах - раздача, в других играх - кон; при игре в прятки, салочки - кон; в шахматах, бильярде - партия; при конструировании - изделие («куличик» из песка, пирамида и т.д.); в театре - мизансцена; в кино - кадр и так далее. В сложноорганизованных играх, в первую очередь в исполнительских искусствах и спорте, длительность игры членится на определенные части: в театре - это сцены и действия (акты), в кино - серии, в спорте - таймы и т.д. В большинстве же случаев длительность игры ограничивается лишь желаниями и временными возможностями игроков, у детей - требованиями режима дня и т.д. Роль в качестве единицы игровой деятельности выделил Д.Б. Эльконин. Вывод: единицей игры является игровое действие.

Крутий К.Л., докт.пед.наук, проф Уровни развития сюжетной игры 1.«Линейный» сюжет характеризуется наличием в структуре игры необратимой последовательности связанных между собой качественно разных событий. В игре старших дошкольников редко встречается полностью даже элементарная структура, выделенная В.Я. Проппом: «завязка», «кульминация», «развязка». Показателем наличия этой структуры выступает появление события, отличающегося от обыденной жизни героев. Еще одной важной характеристикой «линейного» сюжета является придумывание ребенком по просьбе взрослого завершения игрового сюжета («развязки»). 2.Игра с «кольцевым» сюжетом характеризуется набором однотипных, одноуровневых игровых действий, повторяемых с разными игрушками. Событие, которое предлагает взрослый, ребенком не развивается. Новый герой либо игнорируется, либо включается в повторяющуюся цепочку действий с предметами: поели, поспали, умылись и др. Таким образом, ребенок не только самостоятельно не может построить сюжет игры, но и не может включиться в реализацию замысла партнера по игре. 3. Игра детей с «промежуточным» сюжетом первоначально строится по типу кольцевого сюжета, но событие, предлагаемое взрослым, значительно меняет характер игры. Ребенок «подхватывает» замысел взрослого и разворачивает» его до целостного сюжета.

Крутий К.Л., докт.пед.наук, проф Условия, при которых возможно формирование у старших дошкольников способности самостоятельно строить игровой сюжет: Формирование у старших дошкольников такой способности возможно за счет освоения детьми модели сюжета (карты В.Я. Проппа): определение героя (героев), описание их обыденной жизни (завязка), описание события, которое однажды случилось (кульминация), разрешение ситуации (развязка). Для большей эффективности освоения структуры сюжета используются специальные приемы: 1. Схематические средства для демонстрации детям структуры сюжета: его основных элементов и связей между ними (схемы), условные зарисовки объектов по ходу создания сюжета (А.Л. Венгер, Ю.В. Громыко, О.М. Дьяченко, А.А. Либерман, Н.Г. Салмина и др.). 2. Организация совместно-распределенной деятельности (Р.Я. Гузман, А.Ю. Коростелев, А.А. Либерман, О.К.Репина, В.В. Рубцов и др.). Создание сюжета представлено как особое действие, имеющее собственную оперативную структуру. Освоение этого действия возможно за счет распределения отдельных операций между детьми по созданию игрового замысла с обязательным обменом операциями. Согласно Л.С. Выготскому и Д.Б. Эльконину важнейшей составляющей детской игры является переживание. В связи с этим одним из этапов работы является проигрывание составленного с помощью значков сюжета.

Крутий К.Л., докт.пед.наук, проф Игра как метод обучения и воспитания Игровая деятельность используется в следующих случаях: в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы или раздела учебного предмета; как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии; в качестве технологии урока (занятия) или его фрагмента (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля); как технология внеклассной работы (игры типа «Зарница», «Орлёнок», КТД (коллективное творческое дело и др.). Игровая форма создаётся на уроках при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Реализация игровых приёмов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве её средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Крутий К.Л., докт.пед.наук, проф Учебное задание и дидактическая игра – это средство организации учебных действий В современной школе игровой метод используется в следующих случаях: в качестве самостоятельной технологии для освоения понятий, темы и даже раздела учебного предмета; как элемента более обширной технологии; как технологии внеклассной работы. Реализация игровых приемов происходит по таким направлениям: педагогическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; в качестве мотивации вводится элемент соревнования, который переводит педагогическую задачу в игровую; учебно-воспитательная деятельность школьников подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве средства игры; успешное достижение педагогической цели связывается с игровым результатом. Учебная игра – это игра, в которой перед педагогом стоят задачи развития ученика как субъекта учебной деятельности, ориентации его на непрерывное образование, создание в игре мотивов осознанного учения. Под «игровыми технологиями» в педагогике понимается достаточно обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще «педагогическая игра» обладает существенным признаком - четко поставленной целью и соответствующим педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном или косвенном виде и характеризуются учебно- познавательной направленностью (Г.К.Селевко).

Крутий К.Л., докт.пед.наук, проф Свойства и принципы конструирования дидактической игры Дидактические свойства игры: двойственность – сочетание условности и реальности в игровой ситуации (подключается воображение, творческое сознание); неопределенность исхода – возможность для игрока влиять на ситуацию, т.е. актуализируются возможности игрока – переходит из потенциального состояния в актуальное; добровольность – способствует росту внутренней организованности; полифункциональность – воспроизведение особенностей различных видов деятельности и как следствие расширение возможностей варьирования условий развития личности. Принципы конструирования дидактических игр: определение педагогических целей использования игры; соотнесение игровых целей ученика и педагогических целей учителя; определение необходимости применения в данном конкретном случае именно игры, а не другого педагогического средства; выбор учебных задач, достижение которых целесообразно организовать в игровой форме; планирование организационной структуры игры; выбор и последующая адаптация к имеющимся конкретным условиям правил учебной игры; создание игры на основе той или иной игровой схемы, формулировка условий игры.

Крутий К.Л., докт.пед.наук, проф Игровые технологии в дошкольном и младшем школьном возрасте Программа игровой деятельности дошкольника строится из набора развивающих игр, которые при всем своем многообразии исходят из общей идеи связи строительно-трудовых и технических игр с интеллектом ребенка и обладают характерными особенностями. Решение педагогических задач: Решение педагогических задач: развитие творческих способностей ребенка с самого раннего возраста; игровые задания-ступеньки влияют на опережающее развитие способностей ребенка (по Л.С.Выготскому, задействована зона ближайшего развития); занятиям ребенка сопутствует атмосфера свободного радостного творчества; занятия ребенка сопровождаются ситуацией успеха. Использование педагогом игровых технологий в младшем школьном возрасте помогает участникам проживать те или иные элементы учебного процесса в условно- игровом плане. Действие по игровым правилам трансформирует привычные позиции учителя в помощника, организатора, соучастника игрового действия. Решение педагогических задач: итоги игры выступают в двойном плане - в качестве как игрового, так и учебно- познавательного результата: выделять основные характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их; обобщать предметы по определенным признакам; отличать реальные события от нереальных; владеть собой и др.

Крутий К.Л., докт.пед.наук, проф Литература: Букатов В.М. Педагогические таинства дидактических игр. 2-ое изд. М.: Моск. психолого-социальный ин-т: Флинта, Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка // Вопросы психологии – Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры. Избранные психологические произведения: В 2 т. Т. 1. М., Новиков А.М. Методология игровой деятельности. - М.: Эгвес, – 48 с. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика, Консультация и запись на семинар В.В.Воскобовича по телефонам в Санкт-Петербурге: Оксана Викторовна 8(812) Людмила