Проблемы человека, сущность, содержание Урок 19. План 1. Теории о происхождении человека. Представления о человеке в истории философии. 2. Природа и сущность.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Антропогенез – теория происхождения человека, процесс его возникновения и развития Социогенез – теория возникновения и формирования общества. Антропосоциогенез.
Advertisements

ЧЕЛОВЕК. ИНДИВИД. ЛИЧНОСТЬ.. Вопрос о происхождении и сущности человека по-разному решается наукой и религией, хотя между ними и появляются сегодня точки.
Человек, индивид, личность.. ЧЕЛОВЕК С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА Одно из специфических свойств человека- анализ самого себя Каков он человек?
ЧЕЛОВЕК В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ СВЯЗЕЙ. Человек как биологический вид является предметом исследования физической антропологии. Природа и сущность человека.
1. Понятие « личность » 2. Понятие « индивид » 3. Понятие « индивидуальность » 4. Закрепление изученного : - определения понятий - схемы понятий - тестовые.
Природа человека. Антропогенез (греч.anthropos- человек и genesis –происхождение) Антропогенез – теория происхождения человека, суть которой заключается.
1. Провести углубленный анализ познавательной деятельности человека 2. Определить все составляющие познавательной деятельности 3.Рассмотреть ступени и.
Человек. Природа. Общество.. Что делает человека человеком?
Проблема человека как предмет осмысления в современной философии и науке. 1. Бытие человека как философская проблема. 2. Природа и сущность человека. 3.«Я-образ»
Сфера духовной культуры Цель урока – освоить понятия: душа, дух духовность, духовная жизнь, духовная культура, культура. уметь – характеризовать духовную.
Понятие и специфика философской антропологии Урок 13.
1 Человек современного физического типа тыс. лет назад. Часть природы, биологическое, телесно-чувственное существо (Л. Фейербах) Творец духовной.
Что такое человек (на основе философско-антропологических учений о человеке)
ЧЕЛОВЕК В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ СВЯЗЕЙ. План урока. 1.Биологическое и социальное в человеке. 2. ?
План. 1. Человек, индивид, личность. 2. Жизненные ценности и ориентиры. 3. Становление личности.
Проблема человека как предмет осмысления в современной философии и науке. 1. Бытие человека как философская проблема. 2. Природа и сущность человека. 3.«Я-образ»
Природа человека. Что такое человек ? Говорят, древнегреческий философ Диоген ярким солнечным днем, высоко подняв над головой зажжённый фонарь, ходил.
Мировоззрение - система взглядов на объективный мир и место в нем человека, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их.
Тема 1.3. Виды знаний.. Проверка домашнего задания (темы 1.1 и 1.2)
Понятие и специфика философской антропологии. План 1. Философская антропология. Представления о человеке в философской мысли. 2. Проблема сущности человека.
Транксрипт:

Проблемы человека, сущность, содержание Урок 19

План 1. Теории о происхождении человека. Представления о человеке в истории философии. 2. Природа и сущность человека, смысл его существования в истории философии. 3. Понятия «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность». Биологическое и социальное в человеке. 4. Структура личности. Формирование и развитие личности.

Философская антропология - это раздел философии, изучающий природу, сущность и предназначение человека

Науки, изучающие человека Человек Психология Медицина Нейрофизиология

Специфика философской антропологии Философская антропология пытается создать целостный образ человека в единстве его биологических, общественных, духовных качеств

Вопросы о природе человека, его происхождении и предназначении занимали умы ведущих мыслителей с момента зарождения религиозных и философских идей Платон до н.э. Аристотель до н.э. Августин Рене Декарт На значимость этого вопроса обращали внимание Платон и Аристотель, Августин и Декарт

Иммануил Кант И.Кант указывал, что «во вселенском плане» все философские вопросы о познании, бытии, морали в конечном итоге сводятся к самому важному из «последних вопросов разума»: «Что такое человек?»

Начиная с ХХ века интерес к проблеме человека постоянно растёт, выдвигая философскую антропологию на одно из ведущих мест в системе философского знания Основные проблемы философской антропологии Как изменялся образ человека в истории? Каково происхождение человека? Как можно определить человека? Что такое личность? В чём состоит смысл человеческой жизни?

Теории о происхождении человека Один из наиболее спорных вопросов в современной науке – вопрос о происхождении человека Происхождение и дальнейшее развитие человека Антропогенез

Основные теории антропогенеза Три основные теории антропогенеза Теологическая концепция (креационизм) Концепция биологической эволюции (эволюционная теория) Концепция космической эволюции

Теологическая концепция (креационизм) Альбрехт Дюрер ( ) Адам и Ева Человека сотворяет Бог благодаря своему всемогуществу. В тело, сотворённое из «праха земного», Бог вдохнул душу.

Концепция биологической эволюции Чарльз Дарвин ( ) - основоположник эволюционного учения Человек произошёл от обезьяны в процессе длительного развития под воздействием законов наследственности, изменчивости и естественного отбора

Концепция космической эволюции человека Человек произошёл от космических астральных форм жизни, которые появились на Земле под влиянием эволюционного импульса с одной из планет Солнечной системы

Философия, создавая целостный образ человека, использует и объединяет сведения, полученные различными науками При всём разнообразии точек зрения на антропогенез подавляющее большинство учёных придерживается эволюционной теории Эволюционная теория подтверждается рядом археологических и биологических данных

Согласно последним биохимическим и генетическим исследованиям, предполагаемый общий предок человека и человекообразных обезьян жил во временной промежуток между 5 млн. и 10 млн.лет назад В ходе раскопок на озере Чад в 2002 г. был обнаружен череп человекообразного существа, имеющего признаки обезьяны и человека, возраст которого оценивается в 7 млн.лет. Существо было названо «сахелантроп из Чада»

Австралопитек Австралопитек жил на территории Африки 4,2-1 млн.лет назад. Это наиболее близкий предок человека. Тело австралопитека было покрыто волосами, по внешнему виду он был более похож на обезьяну, чем на человека. Однако он ходил на двух ногах и пользовался разными предметами, как орудиями, чему способствовал отстоящий большой палец кисти.

Человек умелый Первый представитель рода Homo – Человек умелый. Назван так из-за умения изготавливать простейшие каменные орудия. Жил 2,4- 1,5 млн. лет назад. Мозг человека умелого на треть больше мозга австралопитека, биологические особенности мозга говорят о возможных зачатках речи.

Человек прямоходящий Человек прямоходящий жил 1,8 млн. – 300 тысяч лет назад. Основные признаки: примитивная речь простые формы коллективной деятельности поддержание огня

Древнейший человек разумный Человек разумный древнейший жил тысяч лет назад. Переходный этап от прямоходящего человека к современному. Основные признаки: среднеразвитая речь формы коллективной деятельности

Человек разумный - неандерталец Жил тыс. лет назад. Основные признаки: продвинутые формы речи сложные формы коллективной деятельности (загонная охота) забота о членах племени добывание огня

Человек разумный (кроманьонец) Череп кроманьонца Человек разумный появился в Африке около 130 тыс.лет назад. Основные признаки: сложная речь мышление искусство развитие сельского хозяйства, ремёсел, религии Реконструкция кроманьонки

Кроманьонцы внешне мало отличались от современного человека. После них остались многочисленные артефакты: пещерная живопись, миниатюрная скульптура, гравировки, украшения Человек разумный заселил всю Землю тыс.лет назад. Постепенно совершенствовались орудия и накапливался его жизненный исторический опыт, человек переходил к производящему хозяйству (земледелию и животноводству).

Факторы антропогенеза Биологические факторы прямохождение развитие руки большой мозг способность к членораздельной речи Формы деятельности труд сыграл ведущую роль в процессе становления человека коллективная деятельность мышление язык и общение нравственность

Прямохождение Освободило руки для использования и изготовления орудий, строение руки позволило их эффективно применять В процессе совместного труда Складывались тесные отношения между членами коллектива, которые привели к заботе о членах племени, к необходимости общения (речь) Язык Способствовал развитию мышления, позволяя выражать всё более абстрактные понятия Позволял передавать опыт из поколения в поколение, сохраняя и приумножая знания человечества

Биологические факторы и формы социальной деятельности тесно взаимосвязаны и зависят друг от друга Человек живёт одновременно в двух мирах – природном и общественном, являясь биосоциальным существом

Представления о человеке в истории философской мысли Каждый исторический период создавал свой собственный образ человека, исходя из накопленного опыта, знаний, культурных предпочтений

Таблица «Принципы понимания человека» Историческая эпоха Ведущий принцип Основное положение Древний мир Космоцентризм Человек растворяется в природе, является её частью СредневековьеТеоцентризм Человек – творение бога и полностью зависит от него ВозрождениеАнтропоцентризм Человек – свободный творец своей жизни Новое время Рационализм Сущность человека определена его разумом

Представления о человеке в Древнем мире В мифологических системах Древнего Мира человек не противопоставлялся природе, а составлял органичную часть Космоса и жил, подчиняясь тем же законам, что и окружающий его мир Цель жизни человека – достижение гармонии с природой Первые философы концентрировались на изучении внешнего мира

Классическая античная философия Протагор «Человек есть мера всех вещей» Аристотель «Человек есть общественное животное» Сократ призывал обратиться к познанию разума человека Переломным пунктом стала философия Сократа

Представление о человеке в Средневековье Средневековье обращало внимание на неустранимую противоречивость человеческого бытия Человек Венец творения, властвующий над другими живыми существами Слабое создание, всецело зависимое от милости бога

Августин Аврелий ( гг.) «Что же я такое, Боже мой? Какова природа моя?»

Религиозная философия Средневековья Религиозная философия Средневековья сосредоточилась прежде всего на совершенствовании внутренних, душевных способностей Цель и смысл жизни человека – приобщение к богу как залог спасения души и вечной жизни

Представление о человеке в эпоху Возрождения Эпоха Возрождения ознаменовала переход от веры в бога к вере в безграничные силы человека Человек становится свободным творцом самого себя

Уильям Шекспир ( ) Английский драматург, поэт эпохи Возрождения «Что за мастерское создание – человек! Как благороден разумом! Как беспределен в своих способностях, обличьях и движениях! Как точен и чудесен в действии! Как он похож на ангела глубоким постижением! Как он похож не некоего бога! Краса вселенной! Венец всего живущего!»

Представление о человеке в Новое время Философия Нового времени определяет человека как носителя разума Человек отличается от животных своей способностью к мышлению Благодаря разуму человек способен понять законы природы, творить, изобретать, заниматься наукой, преобразовывать мир и себя

Рене Декарт ( ) «Мыслю, следовательно, существую»

Представление о человеке в конце XIX – XX вв. С XIX века всё большую популярность приобретает иррационализм Сущность человека усматривается вне его разума – в воле, интуиции, бессознательном, «экзистенции» и т.д. В конце XX века иррационализм привёл к отрицанию антропологии

Мишель Фуко ( ) Французский философ, теоретик культуры и историк Мишель Фуко провозгласил «смерть человека». По его мнению, человек уже не обладает собственным разумом или моралью: он – марионетка власти, которая пронизывает всю культуру и заставляет индивида неосознанно делать только то, что нужно ей.

Фрэнсис Фукуяма (р.1952 г.) Американский политолог, философ, политэконом и писатель Фрэнсис Фукуяма считает, что развитие биотехнологий – генной инженерии, клонирования способно настолько глубоко изменить природу человека, что возникает вопрос: останется ли он при этом человеком и не ждёт ли нас «постчеловеческое будущее»?

Представление о человеке в XX веке В XX веке понятие человека переживало кризис - оно оказалось расчленено на разнообразные несвязанные составляющие Важнейшая задача философии Восстановление целостного образа человека

Философская антропология XX века У истоков философской антропологии XX века, возродившей целостный подход к сущности человека, стоят три немецких мыслителя, предложившие свои пути решения проблемы Макс Шелер – «надмирность» и самосознание Гельмут Плеснер – эксцентричность и неопределённость Арнольд Гелен – недостаточность и деятельность

Макс Шелер ( ) Немецкий философ и социолог, один из основоположников философской антропологии «Задача философской антропологии состоит в том, чтобы вырабатывать на основе частнонаучных определений единую систематическую теорию человека». М.Шелер. Положение человека в Космосе.

Макс Шелер о человеке Животные замкнуты в своих действиях в границах окружающего мира, являясь его частью. Человек – вне мира, он способен возвышаться над ним, превосходить его Дом человека – не окружающий мир, а бесконечность Важное отличие человека от животного – его способность к самосознанию, целостной оценке самого себя

Гельмут Плеснер ( ) Немецкий философ и социолог, один из основоположников философской антропологии Человек в отличие от животных способен взглянуть на себя со стороны Чтобы понять свой внутренний мир, сам человек должен держать дистанцию по отношению к себе, т.е. находиться вне себя, вне центра своих переживаний

Арнольд Гелен ( ) Немецкий философ и социолог, один из основоположников философской антропологии Человек – «недостаточное существо». Он обделён мощными инстинктами животных, мало приспособлен физиологически к защите и нападению. Человек вынужден компенсировать свою слабость, изобретая искусственные механизмы для выживания: язык, инструменты, социальные институты. Его удел – вечная деятельность, преодоление себя

Все трактовки образа человека, возникшие в истории философской мысли, составляют в совокупности весьма целостный образ человека Образ человека незавершён, но эта незавершённость не является недостатком Это означает, что образ человека открыт для новых интерпретаций, каждый раз обнаруживающих нечто новое во всегда актуальной проблеме человека

Природа человека Совокупность особенностей и признаков, отличающих его от других живых существ Основные особенности человека Разум Способность к труду Коллективная деятельность Язык Мораль

Специфически человеческие свойства и качества Творчество Свобода Духовность Вера Воображение и фантазия Смех Осознание своей смертности

Особенности списка специфических качеств человека Незавершённость списка Природа человека настолько сложна, противоречива и многообразна, что невозможно до конца исчерпать её простым перечислением Несуммативность списка Человек – не просто сумма своих качеств, а нечто гораздо большее

Платон Когда Платон дал определение, имевшее большой успех: «Человек есть животное о двух ногах, лишённое перьев», Диоген ощипал петуха и принёс к нему в школу, объявив: «Вот платоновский человек!» После этого к определению было добавлено: «И с широкими ногтями». Диоген

Проблема сущности человека Сущность человека Основное качество, которое определяет внутреннее содержание, «глубинное ядро» человека В разных традициях сущность человека сводили к биологическому или социальному началу, к разуму и мышлению или «божьему подобию» и т.д.

1.Zoon politikon (политическое или общественное животное) Аристотель до н.э. Аристотель указывал на разумность человека, осознание им своей смертности, способность к восприятию понятий добро и зло, способность смеяться. Но всё же глубинную сущность он усматривал в потребности в «совместном сожительстве». Свою сущность человек реализует только в социальной жизни, вступая в хозяйственные, политические, культурные отношения с другими членами общества.

Человек – общественное существо Это не значит, что человек растворён в обществе, лишён своей индивидуальности Не только человек является продуктом общества, но и само общество является продуктом деятельности человека

2.Homo sapiens (человек разумный) Аристотель Определение, усматривающее сущность человека в разуме, также восходит к Аристотелю. Рене Декарт Рене Декарт называл человека «мыслящей вещью»

Силу человеческой мысли и одновременно слабость самого человека подчёркивает французский философ Блез Паскаль Блез Паскаль Человек - всего лишь тростник, слабейшее из творений природы, но он – тростник мыслящий. Чтобы его уничтожить, вовсе не надо всей Вселенной: достаточно дуновения ветра, капли воды. Но пусть даже его уничтожит Вселенная, человек всё равно возвышеннее, чем она, ибо сознаёт, что расстаётся с жизнью и что слабее Вселенной, а она ничего не сознаёт.

3.Homo faber (человек созидающий) Человек в отличие от животного активно производит, творит, созидает, причём его деятельность целенаправленна, имеет ценностный смысл и творчески организована Созидание есть основа всей многообразной деятельности, совершаемой человеком: производства, воспитания, образования, политики и т.д. Человек стал человеком, когда впервые сделал примитивное орудие труда. Совершенствование орудий создало искусственное окружение человека, во многом определяющее его жизнь

4.Homo ludens (человек играющий) Йохан Хейзинга ( ) нидерландский философ и культуролог Это определение принадлежит Й.Хейзинге, полагавшему, что без игровых компонентов не обходится ни один вид культурной деятельности человека – правосудие, война, философия, искусство и т.д. Культура возникает из игры, в ней создаётся особая символическая сфера существования человека. Не столько труд сделал человека человеком, сколько свободное игровое время, где тот мог реализовать свои фантазии, развить воображение, создать художественные ценности, общаться с другими, добровольно принимать общие для всех правила. Именно в игре человек вырвался из тесных рамок животного выживания в мир настоящей и многогранной, истинно человеческой жизни.

5.Homo religiosus (человек религиозный) Человек понимается как «образ и подобие Бога» Человек – свободное существо, наделённое способностью выбора между добром и злом Цель и реализация человека – движение к добру, которое есть Бог Сущность человека проявляется к вере; неверие и зло – путь, уводящий человека от своей родовой сущности

Другие определения человека Эрнст Кассирер «Человек – символическое животное» Эрнст Блох «Человек мечтающий» Норберт Винер «Человек общающийся» Мартин Хайдеггер «Человек скучающий»

Вне зависимости от удачности или неудачности всех попыток строгого описания человека, окончательное и исчерпывающее определение его невозможно. Природа и сущность человека настолько глубоки и многогранны, что необходимо говорить о принципиальной неопределённости и неопределимости человека. Ф.М.Достоевский ( ) «Человек есть тайна…» Ф.М.Достоевский

История философии не предлагает единого, раз и навсегда заданного решения вопроса о смысле человеческой жизни: различные течения предлагают ряд несхожих, иногда противоречащих друг другу трактовок проблем смысла жизни. Поиск и выбор верного пути остаётся за каждым конкретным человеком

Основные подходы к смыслу жизни человека Пессимисти- ческий Жизнь трагична Натуралисти- ческий Смысл жизни состоит в самой жизни Авторитар- ный Смысл жизни – вне жизни – в боге или великой идее

Пессимистический подход Это наиболее древний подход в определениях смысла жизни Жизнь Трагедия человека в мире одиночества, страха и страдания

Пессимистический подход представлен в философии Буддизма Иррационализма ЭкзистенциализмаПостмодернизма

Буддизм В качестве первой и величайшей истины провозглашает: жизнь есть бесконечное страдание, и прервать порочный круг перерождений может только нирвана – блаженство, достигаемое путём потери собственного Я.

Философия иррационализма Артур Шопенгауэр ( ) полагал, что человек живёт в вечном страхе, «не ведая, какое несчастье готовит судьба – болезнь, преследование, бедность, увечье, слепоту, безумие». Эдуард Гартман ( ) считал, что источником несчастья является желание счастья, которое иллюзорно.

Философия экзистенциализма Основой жизни являются забота, тревога и страх Представители этого направления хотя и призывали к гуманизму и творческому самовыражению, но считали, что никакие усилия не способны изменить трагический мир

Современная философия постмодернизма Отрицает не только смысл жизни, но и какие-либо установленные смыслы в целом Ценностей не существует Единственный смысл жизни – ирония – отрешённо- критический взгляд на хаотический мир

Натуралистический подход Смысл жизни выводится из естественных законов самой жизни Стремления к наслаждению Стремления к счастью Стремления к пользе Гедонизм ЭвдемонизмУтилитаризм

Гедонистическая традиция(гедонизм) Избежание страдания и получение наслаждения Наслаждением, согласно Демокриту, является «эвтюмия» - радостное и безмятежное состояние духа Эпикур считал наслаждением духовные удовольствия – мудрость, общение с друзьями Эпикур до н.э. древнегреческий философ Демокрит до н.э. древнегреческий философ

Эвдемонистическая традиция(эвдемонизм) Счастье – ведущий принцип жизни Дени Дидро Французский философ Поль Анри Гольбах Французский философ Наслаждение понимается как чувственное удовольствие Счастье понимается как творческая реализация возможностей человека и общества

Утилитаристская традиция(утилитаризм) Основная цель деятельности человека – польза, выгода как в материальном, так и в духовном плане Иеремия Бентам Английский социолог Джон Стюарт Милль Английский философ Солидарность людей на основе взаимовыгодного обмена и общения обеспечит «наибольшее счастье наибольшему числу людей»

Авторитарный подход Смысл жизни выводится за рамки как индивида, так и жизни в целом и основан на абсолютных ценностях (Боге, Идее) Семён Людвигович Франк Выдающийся русский философ «Богочеловек Христос…есть для нас «путь, истина и жизнь» и именно поэтому есть вечный и неразрешимый смысл нашей жизни». С.Л.Франк «Смысл жизни»

Для верующего человека смысл жизни – это жизнь по божественным моральным законам и стремление к Богу Философский подход, подразумевающий стремление к воплощению «великой Идеи», под данной идеей понимает общественное благо

Авторитарный подход Рассмотрение человека как средства достижения высших целей обесценивает человеческую жизнь: ради абсолютных идей погибали и погибают люди Развитие авторитаризма приводит к слепой приверженности идее - фанатизму Религиозному (фундаментализм, сектантство) Идейному (фашизм)

Субъективная теория смысла жизни Рассматривается отдельный человек и его цели «В том-то как раз и заключается дело, что жизнь… не обладает никаким смыслом, помимо того, какой мы сами сознательно или стихийно, намеренно или невольно самими способами бытия придаём ей». Отечественный философ Николай Николаевич Трубников ( )

Виктор Франкл Австрийский психолог Австрийский психолог Виктор Франкл указал три основных направления поиска смысла жизни: творчество (созидание и самосозидание) переживание (восхищение красотой, добром, правдой) отношение (оптимистическое восприятие мира)

Человек свободен в выборе своего пути Смысл жизни невозможно получить готовым – его нужно пережить и выстрадать, чтобы почувствовать себя человеком

В рассуждениях о человеке в философии часто употребляются понятия Индивид Индивидуальность Личность

Понятие «индивид» Индивид (от лат. Individuum - неделимое, особь) есть любой представитель человеческого рода. Когда говорят об индивиде, имеют в виду самые общие характеристики человека и отвлекаются от его особенностей. В качестве индивида человек воспринимался в первобытном обществе. Любая несхожесть с другими, необычное поведение вызывали подозрения: все должны были действовать в рамках единых традиций, освящённых временем и успешно обеспечивавших выживание на протяжении тысячелетий.

Понятие «индивид» В целом индивид есть отдельный атом общества Впервые понятие «индивид» использовал в своих сочинениях древнеримский философ и политик Цицерон. Так он перевёл с греческого слово «атом», что означало «неделимый» и относилось к мельчайшим и неделимым, по мнению древних философов, слагаемым окружающего мира. Термин «индивид» характеризует человека как одного из людей. Марк Туллий Цицерон до н.э.

Понятие «индивидуальность» Индивидуальность Неповторимая совокупность свойств, отличающих одного человека от другого Люди отличаются друг от друга на биологическом уровне (отпечатки пальцев) В психическом плане людей друг от друга отличает темперамент Воспитание, жизненный опыт, специфика деятельности формируют самобытную и неповторимую индивидуальность человека

Понятие «личность» Личность Обычно понимается как индивид в аспекте его социальных качеств В европейских языках понятие «личность» восходит к латинскому «persona», которое первоначально обозначало театральную маску актёра

Понятие «личность» В русский язык этот термин ввёл писатель и историк Николай Михайлович Карамзин. По звучанию он близок к слову «личина», которое первоначально также обозначало маску ряженого на народных гуляниях. Н.М.Карамзин Выдающийся историк, крупнейший русский литератор

Основные концепции личности Личность как ролевая характеристика человека Личность как сущностная характеристика человека Личность может быть раскрыта как система социальных ролей. В процессе воспитания, обучения, общения с другими людьми он воспринимает стратегии правильного социального поведения в различных ситуациях. Постепенно он усваивает основные модели отношений в обществе. В европейской философии подчёркивается самобытная, самостоятельная, целостная природа личности. Когда о человеке говорят «это – настоящая личность», имеют в виду внутреннее богатство его духовного мира.

Фридрих Ницше Немецкий философ Фридрих Ницше считал, что путь к настоящему человеку – это путь философа, художника или святого

Философ Занимается созерцанием окружающего мира и размышлением о его общих законах. Его цель – истина, а орудие - мудрость Художник Человек эмоциональный и тонко чувствующий время и вечную ценность искусства. Гениальный художник может изменить общество и предвосхитить будущее Святой Человек, посвятивший себя борьбе с несчастьем других. Основа его жизни – милосердие.

Биологическое и социальное в человеке Человек принадлежит к двум мирам – природному и социальному Биологическое в человеке (данное от природы) Социальное в человеке Анатомия тела, физиологические процессы, центральная нервная система с мозгом, генофонд, половые характеристики людей Способность мыслить и практически действовать, духовность, самосознание и мировоззрение, отношение к внешнему миру

Биологическое образует природные силы человека как живого существа и Активно влияет на процесс деторождения, период детства и юности, общую продолжительность жизни Сказывается на индивидуальности человека (тип темперамента, особенности мышления), на развитии некоторых способностей – наблюдательности, реакции на внешний мир, силе воли Природные силы в основе своей передаются детям от родителей посредством рождения, однако дают человеку лишь возможность существования в мире в качестве человека

Благодаря социальным силам человек становится личностью Социальные силы формируются в общественной среде через механизмы социализации (воспитание и самовоспитание), т.е. приобщения человека к миру культуры и реализуются в разнообразной деятельности

Человек Целостное единство БиологическогоСоциального и Биосоциальное существо

Ребёнок появляется на свет именно как человеческое существо. И всё-таки в момент рождения он – лишь кандидат в человека. Он никак не может им стать в изоляции: ему нужно научиться стать человеком. Его вводит в мир людей общество, именно оно регулирует и наполняет его поведение социальным содержанием.

Личностью не рождаются, личностью становятся в итоге длительного процесса созревания Становление личности происходит в процессе социализации усвоения личностью опыта и ценностных ориентаций данного общества

Структура личности Физическая личность Социальная личность Духовная личность

Физическая личность Это тело, или телесная организация человека, самый устойчивый компонент личности, основанный на телесных свойствах и самоощущениях. К физической личности могут быть отнесены также одежда и домашний очаг. Как много можно сказать о человеке по этим компонентам его мира. Это же относится и к произведениям ручного или интеллектуального труда человека – украшениям его быта, коллекциям, рукописям, письмам и т.д. Музей-квартира А.С.Пушкина на Мойке в Санкт- Петербурге

Социальная личность Складывается в общении людей, начиная с первичных форм общения матери с ребёнком. Все формы самоутверждения в профессии, общественной деятельности, дружбе, любви, соперничестве и т.д. формируют социальную структуру личности.

Духовная личность Это ядро нашего «Я». Это внутренние душевные состояния, отражающие устремлённость к определённым духовным ценностям и идеалам. Рано или поздно каждый человек начинает задумываться над смыслом своего существования и духовного развития. Духовность человека не является чем-то внешним, её нельзя приобрести путём образования или подражания. Зачастую она не только «держит» личность, как стержень, но и является высшим благом, во имя которого даже жертвуют жизнью. Сергий Радонежский величайший подвижник земли Русской, монах Русской церкви, основатель Троицкого монастыря под Москвой

Потребность в духовном развитии личности ненасыщаема, в отличие от физических и социальных потребностей История даёт массу примеров того, как интенсивная духовная жизнь (мудрецов, учёных, деятелей литературы и искусства, религиозных подвижников) была залогом не только физического выживания, но и активного долголетия Люди, сохранявшие свой духовный мир, как правило, выживали и в условиях каторг и концлагерей