Связывая образовательную систему, рынки труда и инновационную экономику: результаты форсайта Компетенции 2030 Павел Лукша МШУ СКОЛКОВО 10 ноября 2012 г.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Связывая образовательную систему, рынки труда и инновационную экономику: результаты форсайта Компетенции 2030 Павел Лукша МШУ СКОЛКОВО 29 ноября 2012 г.
Advertisements

Из проекта ГОС по направлению «Прикладная информатика» © МЭСИ, 2006.
29 сентября 2010 г. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПЛАТФОРМЫ как инструмент содействия инновационному развитию российской экономики.
«Разработка и апробация образовательных модулей инженерно- технического направления для обеспечения подготовки по программам дополнительного профессионального.
При подготовке презентации были использованы материалы Минобрнауки России, Минэкономразвития России, Л. М. Огородовой, проректора Сибирского государственного.
Кафедра « Экономическая информатика » Институт экономики и финансов МИИТ БИЗНЕС - ИНФОРМАТИКА Направление подготовки : Профиль подготовки : « Информационные.
Развитие системы профессионального образования Ростовской области Министерство общего и профессионального образования Ростовской области Отдел профессионального.
Тема 1 Сущность менеджмента как процесса и науки.
Все права защищены ©1995 – 2007 Холдинг РБК ИТ в ТЭК 2012 Москва, 2012.
Направление «Информатика и вычислительная техника» Бакалавр по направлению подготовки Информатика и вычислительная техника науки должен решать следующие.
5 марта Красноярск, 28 февраля Москва, 2011 Сибирский федеральный университет Институт управления бизнес-процессами и экономики Проблемы.
БИЗНЕС – ИНФОРМАТИКА ( БАКАЛАВРИАТ ) Кафедра « Экономическая информатика » Институт экономики и финансов МИИТ а.
Москва 2014 г. Директор Департамента административной и законопроектной работы Минэнерго России Смирнов Владимир Витальевич Человеческий капитал ТЭК в.
Основные направления развития профессионального образования Российской Федерации (модернизация системы профобразования)
«Проблемы подготовки инженерных кадров» Приложение Март 2011 г.
Современная модель образования (проект). Миссия- решение задач инновационного развития экономики. Новые составляющие современного качества образования:
Формирование кадрового потенциала экономики Санкт-Петербурга в современных условиях Дмитрий Семёнович Чернейко, председатель Комитета по труду и занятости.
Дальневосточный строительный кластер как инструмент реализации Федеральной программы развития Дальнего Востока и Байкальского региона г. Хабаровск, 2012.
Направление «Информатика и вычислительная техника» Бакалавр по направлению подготовки Информатика и вычислительная техника науки должен решать следующие.
Логистика товарных потоков региона Организации Черноморского Экономического Сотрудничества.
Транксрипт:

Связывая образовательную систему, рынки труда и инновационную экономику: результаты форсайта Компетенции 2030 Павел Лукша МШУ СКОЛКОВО 10 ноября 2012 г.

Обоснование форсайта компетенций Компетенции 2030: определение требований к изменению содержания и форматов подготовки специалистов Изменение технологий, процессов и способов управления в экономике как результат технологического прогресса и социальных инноваций Нарастающее давление глобальной конкуренции за рынки и квалифицированных специалистов Растущее отставание российской системы ВПО / СПО от современных международных требований Требования и усилия государства по запуску современной экономики знаний

«Форсайт Россия»: целевой образ экономики до 2030 г. Форсайт требуемых компетенций до 2030 г. в приоритетных секторах Форсайт образования до 2030 г.: рекомендации по развитию образовательной системы Транслируемая методология форсайта компетенций и форсайта образования и ИТ-решение для обмена результатами форсайтов Блок исследованийБлок методологии и ИТ-решений Основные компоненты проекта

Текущий статус проекта Проведено 3 больших форсайт-сессии по 11 технологическим направлениям (в рамках ГК с МОН) и 6 верифицирующих сессий + около 20 глубинных интервью по форсайту новой отраслевой модели РФ В сессиях приняло участие свыше 200 экспертов Атлас «100 профессий будущего» и «30 профессий, которые уничтожит автоматизация» Пилотное тестирование инструмента онлайн- картирования (с WikiVote) Сессии «Приземление» результатов (в т.ч. изменение образовательных программ) Авиастроение ИКТ Электроэнергетика Отраслевое развитие Международное развитие Включение в периметр проекта РФ с МОТ (программа технической поддержки по 5 развивающимся странам) Согласование с методологией Skills Anticipation, международная конференция по синхронизации рынков труда и систем подготовки (май 2013)

Предварительный анализ состояния отрасли, определение гипотез о драйверах развития отрасли Формирование референтных групп экспертов (бизнес, наука, университеты, проф. ассоциации, регуляторы, консультанты) Анализ и систематизация результатов форсайт-сессий Верификация результатов с дополнительным пулом экспертов (не принимавших участия в сессии) ФОРСАЙТ-СЕССИЯ Подготовка итоговых отчетов Ключевые элементы методологии проведения исследований

Логика форсайт-сессий форсайта компетенций Тренды, определяющие развитие отрасли/ сектора Новые технологии Новые организационно- управленческие форматы Новые рыночные возможности (новые товары и услуги) Новые рыночные угрозы (замещающие технологии) Изменение структуры рабочих задач Задачи, решаемые текущим набором знаний, умений и навыков (ЗУН) команд в отрасли Задачи, не решаемые текущим набором ЗУН (= запрос на новые компетенции) Задачи, решение которых более не требуется (= устаревающие компетенции) ключевые результаты форсайт-сессии

Основные результаты Отраслевые результаты (11 hi-tech направлений + сервисные сектора) Обобщенные результаты для высокотехнологических секторов Факторы, определяющие изменение рабочих задач «Кластеры компетенций» (профессии) будущего Обобщенные результаты для экономики Задачи построения инновационной экономики Основные типы компетентов для новой экономики Вызовы глобальной социально-технологической трансформации Ключевые надпредметные компетенции будущего

Общий вид результатов по hi-tech секторам Список ключевых трендов, рыночных возможностей и угроз, определяющих спрос на новые компетенции в 3 временных горизонтах (ближний – средний – дальний) факторов технологий Список ключевых технологий, определяющих спрос в 3 временных горизонтах 2 Список ключевых компетенций будущего и кластеров компетенций (специальностей будущего) в 3 временных горизонтах кластеров компетенций

Построение инновационной экономики: рабочие задачи развития и типы специалистов Рабочие задачи в логике «новой индустриа- лизации» Типы специалистов Сквозная организация производства инновационных продуктов Работа с рынком по доработке и развитию продуктов («улучшающие инновации») Создание / внедрение семейств новых решений («прорывные инновации») «Интеграторы» «Трансляторы» Поддерживающие специалисты для модернизации «Адаптаторы» «Стандартизаторы» Системные архитекторы, технологи и безопасники

Необходимые специалисты для запуска новой экономики: инженеры-управленцы «Интеграторы» (в т.ч. технологические предприниматели) «Трансляторы» («лекари-пекари») «Адаптаторы» «Стандартизаторы» Сквозная организация инновационного производства от идеи до продажи продукта на рынке. Организационно- управленческая + инженерная (понимание разных видов инженерной деятельности в полном цикле отрасли) Рабочие задачи Компетенции Междисциплинарный / межотраслевой перенос технологий (рынки новых продуктов в зрелых отраслях) Понимание технологий минимум в 2 отраслях Работа с рынком Адаптация продукта под запрос клиента, дизайн, интерфейсы, юзабилити Работа с рынком / управление требованиями Паттерны клиентского поведения Развитие отраслевых стандартов (сначала в работе с регулятором, потом в режиме саморегуляции) Организационно- управленческая (переговоры, лоббизм, продвижение) + базовая инженерная

Основные факторы, определяющие изменение структуры рабочих задач во всех отраслях Рост международной кооперации в R&D и производстве Рост частоты смены технологий Автоматизация рутинного интеллектуального труда Распространение гибких кастомизированных производств Размывание дисциплинарных и отраслевых границ Автоматизация и цифровизация: тотальное проникновение ИТ Ключевые тренды Значимые производные тренды Гиперконкуренция: глобальная интенсификация борьбы за рынки сбыта «Клиентоориентированность» Управление жизненным циклом продуктов с учетом рынков Рост контроля крупных игроков за сетями поставок и сбыта

Влияние трендов на сдвиг компетентостных моделей в высокотехнологичных секторах Компетенции работы в международных контекстах Надпредметные профессиональные компетенции Технические / предметные знания и навыки Метакомпетенции Мультидисциплинарность: от T-специалистов к m-специалистам Технический + экономический фокус Системное и алгоритмическое мышление Быстрое обучение и переобучение (адаптация к разным рабочим контекстам и инструментам) Компетенции саморазвития Навыки саморегуляции Компетенции коллективной творческой работы (co-creation) в проектах Коммуникативные компетенции Работа с большими объемами информации Владение иностранными языками (2+) Кросс-культурные компетенции (в практике) Понимание правил «глобальной игры»

Возрастающая роль системного мышления Ключевая компетенция для удержания полного ЖЦ продукта - компетенция постановки задач «Экомышление»: повсеместное отсутствие компетенций по re-use и утилизации, необходимость их формирования в логике «новой индустриализации» Системная инженерия как стандарт Работа на полном жизненном цикле Компетенты «экономики экосистем»: системные проектировщики и технологи (решение задач проектирования и производства с учетом полноты требований на ЖЦ продукта / технологии) системные архитекторы (интеграция разных типов решений в рамках ЖЦ комплексной системы) системные безопасники (специализация - учет требований безопасности в рамках ЖЦ комплексной системы)

Особая роль ИТ По результатам нашего исследования, информационные технологии являются основой изменений во всех изученных нами отраслях: инновации на стыке с ИТ (био-/мед-информатика, умные сети, умный транспорт, …) инновации, меняющие характер деятельности внутри отраслей (сквозное проектирование и моделирование на ЖЦ, цифровые испытания, системы управления производством и сервисом, роботизация производств, …) ИТ – не отрасль, а сектор «Алгоритмическое» мышление в дополнение к аналитическому (обучение с начальной школы!) Обязательная интеграция ИТ во все направления проф. подготовки Требования к другому типу подготовки

Изменения в системах подготовки ДПО ВПО ОСО Введение индивидуальных траекторий / асинхронности Обучение в практике на реальных проектах работодателя Динамическая система применения проф. стандартов (дробление треков) Учет цифровизации : образовательный hi-tech + цифровые рабочие среды Формирование экономического / рыночного мышления инженеров Выделение траекторий подготовки менеджеров и предпринимателей Модульный принцип обучения Легитимизация и массовое применение сертификации (в т.ч. с опорой на международные системы сертификации) Ключевая задача переобучения (в т.ч. для кросс-отраслевых переходов) Сильный фундамент: формирование метакомпетенций и надпредметных компетенций как основная задача школы Математическое / алгоритмическое мышление (физ-мат + ИТ) – условие получения качественных кадров для «новой экономики» Работа в проектах, в т.ч. из «реального мира» Доп. образование: восстановление системы НТТМ для новых отраслей (робототехника, биотех и др.) СПО Восстановление системы наставничества

Кадровый запрос в «продуктовой логике» Отрасли со «зрелым» продуктом Машино- строение, энергетика, ИКТ, … Отрасли со «молодым» продуктом Отрасли с неопреде- ленными перспек- тивами «Новая» энергетика, биотех и медицина, «новый» ИКТ Дефицит ресурсов для обоснования кадрового запроса, который запустит рост Специалисты для плановой реализации (логика «продленного настоящего») Не готовы обсуждать кадровый запрос на новое поколение продуктов Космос, некоторые типы машино- строения, транспорт Кадровый запрос зависит от способности запустить новую отрасль Кадровый запрос не очевиден / удовлетворен Кадровый запрос сценарно зависим

реорганизация систем управления (гос-во, бизнес, …) удержание территор. связности Отраслевые приоритеты: форсайт экономики России отрасли соц.-культур. вызовы эк.-технолог. вызовы 2000е2010е2020е внутренняя и внешняя безопасность территории разрушение инфраструктуры стабильные надежные институты (в т.ч. правовая система) нефтегазовый сектор металлургия ВПК выход на глобальные рынки восстановление человеческого капитала инфраструктура (энерго, ж/д, авто, авиа, …) машиностроение (энергетика, ВПК, авиа, судостроение, …) конкуренция за глоб. человеч. ресурсы (в т.ч. среда и личн. безопасн.) повторное освоение территорий наступление след. технолог. уклада освоение практик след. социо-культ. уклада новые города (гор. трансп., инфрастр., строительство) ИКТ (сети) ИКТ (облака) ИКТ (IoT, нейросети) биотех и новый АПК

Приложения

Ближний Средний Дальний Горизонты прогнозирования Карта ключевых тенденций Рост числа программ и проектов по оптимизации энергораспределения и передачи. Рост стоимости традиционной энергии и потребность в снижении затрат на энергию для потребителей Рост автономизации поселений, офисов, домов, квартир. Возможность для потребителя генерировать энергию самостоятельно. Снижение зависимости домохозяйств и предприятий от крупных генерирующих мощностей и сетей передачи энергии. Рост и развитие интеллектуальных решений пользовательского сектора энергопотребления Увеличение использования АЭС в мире с обязательным ростом требований к «чистоте» будущей атомной энергии. Потребность в увеличении потребления электроэнергии (за счет растущего глобального спроса и роста экономики) Усложнение энергетической инфраструктуры – распределенность, глубина, требования к системе управления и безопасности. Увеличение энергобезопасности (за счет развития Smart Grid и максимальному приближению систем управления к потребителю) Рост глобальных рынков сбыта энергии, рост объемов прямых крупных пакетных энергетических продаж на большие расстояния. Максимальное приближение генерации к потребителям, объединение разнесенных территориально энергосистем Рост мощности и эффективности новых автономных источников возобновляемой энергии (солнечные коллекторы – в теплоэнергетике, ветряная и т.д.). Оптимизация стоимости владения жизненным циклом оборудования Повышение требований к качеству энергии (стабилизация). Безлюдность технологий Массовая распределенная энергетика Демонополизация (напр. в установке счетчиков) Пример отраслевого ФК: энергетика

БлижнийСреднийДальний Карта технологий и рынков Энергоэффективная архитектура. Когенерация (утилизация энергии в нескольких точках выхода в течение одного технологического процесса). Высокотемпературные сверхпроводники Водоэффективность. Новые интерфейсы управления энергоэффективностью квартиры, дома, организации Технология ториевого цикла Реактор на быстрых нейтронах Технологии мониторинга генерации, передачи и потребления электроэнергии. Рынок строительства с использованием технологий энергоэффективности. Появление новых композитных материалов, обладающих энергосберегающими свойствами Появление новых сверхмощных генераторов Рынок индивидуализации профилей энергопотребления Появление индивидуальных интерфейсов управления энергопотреблением Появление распределенных сетей энергогенерации и точечной продажи энергии Автономная генерация и потребительская микрогенерация Утилизация отходов и мощностей Независимый технологический аудит и консалтинг. Использование новых конструкционных материалов (только для теплоэнергетики). Парогазовые установки Новые источники света (LED) Газификация угля Технологии улавливания и хранения CO2 (для малых мощностей). Накопители Новая генерация (супер- сверх-критика – ССКП). Интеллектуальное управление сетью (в т.ч. искусственным интеллектом) Активно-адаптивная сеть (меняет топологию, расширяет возможности) Датчики переключения режимов Пример (2)

БлижнийСреднийДальний Горизонты прогнозирования Карта компетенций -Аудит и консалтинг энергопотребления -Разработка, подбор и контроль тарифов расходования энергии в интересах конечного пользователя. -Расчет эффективности применения инструментов утилизации и затрат на запуск вторичной переработки. Управлении энергетическими сетями на протяжении всего жизненного цикла: работоспособность, эффективное энергохранение и энергосбережение, распределение ресурсов, энергетическая инфраструктура. Анализ возможных отказов системы, прогнозирование оптимальных режимов эксплуатации, обеспечение расчетной безопасности энергосетей и утилизации отходов, методы неразрушающего контроля, ввод в эксплуатацию умных сетей. -Проектирование и моделирование «умных сетей», микрогенерационных систем, «умных» энергетических сред под задачу - Разработка технологических и инфраструктурных требований к системам на протяжении всего их жизненного цикла -Разработка пользовательских сред максимально «комфортными» и с минимальным энергопотреблением Специалист по управлению жизненным циклом оборудования Контроллер/наладчик энергосетей для распределенной энергетики Разработчик систем энергопотребления Менеджер инновационных проектов Системный инженер интеллектуальных сетей Энергоаудитор -Постановка задач на НИОКР с учетом запросов рынка -Верификация результатов Специалист по массовому внедрению новых технологий -Знание новых технологий -Адаптация к реальным условиям и массовое внедрение (энергосервис) -Управление перевооружением -Ведение переговоров, убеждение Маркетолог энергетических рынков -Знание глобального рынка -Знание российского рынка -Решение энергосбытовых задач -Малая энергогенерация -Альтернативная энергетика Специалист по локальным системам энергоснабжения Защитник прав потребителей электроэнергии -Безопасность, соответствие пользовательским требованиям -Законодательство в области энергоснабжения Пример (3)