Подготовила Абрамович Ирина Валерьевна, Учитель биологии МОБУ СОШ 3 города Лабинска.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1. Какая фаза мейоза изображена на рисунке? 1) Анафаза I 2) Метафаза I 3) Метафаза II 4) Анафаза II.
Advertisements

1 Тест по биологии на тему: «Клетка» Перейти к тесту Перейти к тесту.
Фрагмент урока биологии. Подготовка к ЕГЭ. 11 класс. Естественно-математический профиль. Учитель – Хабибуллина Галия Николаевна.
К ароморфозам относят 1)Возникновение хорды у животных 2)Образование конечностей у наземных животных 3)Наличие у коров четырехкамерного желудка 4)Наличие.
Основы Генетики. Кто такой Грегор Мендель? Грегор Мендель ( )-выдающийся чешский ученый. Основоположник генетики. Впервые обнаружил существование.
Питание и пищеварение Дыхание Транспорт веществ в организме Выделение Обмен веществ и энергии Скелет – опора организма Движение Координация и регуляция.
Сколько хромосом содержится в соматических клетках человека? 1) 26 3) 46 2) 36 4) 56.
Повторение темы : Размножение и развитие организмов.
Углеводный обмен Контроль над содержанием сахара в крови.
Создано Фабричной Е.Н
Лекция 11. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБМЕНА ВЕЩЕСТВ И ПРЕВРАЩЕНИЯ ЭНЕРГИИ В ОРГАНИЗМЕ. 1.
Термины? Конъюгация Кроссинговер Биваленты Хромосома Хроматида Клеточный цикл Центромера Центриоли.
Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Обмен вещества(метаболизм) Совокупность протекающих в клетке химических превращений, обеспечивающих её рост,
Жизнедеятельность организмов Урок обобщения знаний.
Выполнила Гущина Надежда Гимназия 29. Способность к делению – важнейшее свойство клеток. Процессы размножения можно свести к двум формам: бесполое и половое.
Тема: «Решение генетических задач на законы Грегоря Менделя»
Разработка учителя биологии Исламовой М.Ф.(возможно использование при подготовке к ЕГЭ, олимпиаде ) Ноябрь 2008 год. Помощь – (ученица 11 класса гимназии)
Государственное общеобразовательное учреждение вечерняя (сменная) школа 153 Фрунзенского района Урок – викторина «Удивительный мир клетки» Учитель биологии.
Решение задач по генетике с использованием 1 и 2 законов Менделя Лекция 8 Julia Kjahrenova 1.
Окружной методический семинар «Государственная (итоговая) аттестация: анализ результатов, проблемы и способы повышения качества знаний» Новые практические.
Транксрипт:

Подготовила Абрамович Ирина Валерьевна, Учитель биологии МОБУ СОШ 3 города Лабинска

Часть 1 При выполнении заданий этой части в бланке ответов 1 под номером выполняемого вами задания (А1–А36) поставьте знак « × » в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа. А1. Проблемой пересадки участков хромосом от одного организма к другому занимается 1) клеточная инженерия 2) селекция 3) генетика 4) генная инженерия Ответ 4. А2. Укажите одно из положений клеточной теории. 1) Гены расположены в хромосомах линейно, в определенной последовательности. 2) Каждая гамета содержит по одному гену из каждой аллели. 3) Из зиготы формируется многоклеточный зародыш. 4) Единицей строения, жизнедеятельности и развития организмов является клетка. Ответ 4.

А3. К белкам, выполняющим защитную функцию, относится 1) гемоглобин 2) альбумин 3) фибрин 4) Амилаза Ответ 3 А4. Какая фаза митотического деления клетки изображена на рисунке? 1) анафаза 2) телофаза 3) профаза 4) Метафаза Ответ 1

А5. К бактериофагам относят 1) вирусы бактерий 2) паразитических бактерий 3) гетеротрофных простейших 4) цианобактерий Ответ 1. А6. Способ размножения картофеля клубнями – 1) семенной 2) вегетативный 3) споровый 4) половой Ответ 2.

А7. Хромосомы, одинаковые у самцов и самок, называют 1) аутосомами 2) кольцевыми 3) Y-хромосомами 4) Половыми Ответ 1. А8. Скрещены растения томата: гетерозиготный красноплодный с гомозиготным красноплодным (красный цвет плода доминирует над жёлтым). Определите генотипы особей первого поколения. 1) АА; Аа; аа 2) АА; Аа 3) АА 4) Аа Ответ 2.

А9. Комбинативная изменчивость основана на 1) включении дублирующего участка молекулы ДНК 2) увеличении диплоидного числа хромосом 3) независимом расхождении хромосом во время мейоза 4) сокращении числа генов в генотипе особи Ответ 3. А10. Какой организм изображен на рисунке? 1) дрожжи 2) гриб пеницилл 3) лишайник 4) нитчатая водоросль Ответ 2. А11. Листья некоторых растений, например, брусники, покрыты восковым налётом, который служит приспособлением для 1) защиты растений от поедания животными 2) уменьшения газообмена 3) уменьшения испарения и сохранения влаги в растении 4) Улавливания солнечного света Ответ 3.

А 12. Характерный признак водорослей – 1) отсутствие слоевища 2) наличие тканей 3) отсутствие вегетативных органов 4) расчленённость тела на органы Ответ 3. А 13. Переносчиком малярийного паразита является 1) комар 2) человек 3) комнатная муха 4) Слепень Ответ 1. А 14. Череп каких млекопитающих изображён на рисунке? 1) грызунов 2) хищников 3) рукокрылых 4) Насекомоядных Ответ 2.

А 15. Вход в органы дыхания человека во время проглатывания пищи закрывается 1) голосовыми связками 2) щитовидным хрящом 3) надгортанником 4) Языком Ответ 3. А 16. Покровы тела человека 1) регулируют поступление веществ в организм 2) вырабатывают гормоны 3) образованы волокнами гладкой мышечной ткани 4) выполняют функцию выделения, защитную Ответ 4. А17. Лечебную сыворотку вводят человеку в том случае, если необходимо 1) выработать в организме больного антитела 2) предупредить наследственное заболевание 3) помочь организму бороться с инфекцией 4) выработать естественный иммунитет Ответ 3.

А 18. Гуморальную регуляцию деятельности дыхательной системы осуществляет 1) инсулин 2) глюкоза 3) угарный газ 4) углекислый газ Ответ 4. А 19. При правильной осанке человека позвоночный столб 1) полностью выпрямлен 2) имеет умеренно выраженные изгибы 3) состоит из подвижно соединённых позвонков 4) не имеет изгибов в поясничном отделе Ответ 2. А 20. Генетическое единство популяции животных поддерживается 1) скрещиванием её особей между собой 2) расширением занимаемого ареала 3) высокой плодовитостью особей 4) равным соотношением полов Ответ 1.

А 21. Какой отбор способствовал формированию у ядовитых животных яркой окраски? 1) методический 2) естественный 3) искусственный 4) Бессознательный Ответ 2. А 22. Приспособленность организмов к среде является результатом 1) взаимодействия факторов эволюции 2) действия искусственного отбора 3) биологического регресса 4) деятельности человека Ответ 1. А 23. Предок человека, который впервые стал изготавливать орудия труда, – 1) синантроп 2) питекантроп 3) человек умелый 4) человек разумный Ответ 3.

А 24. Антропогенный фактор, вызывающий снижение численности обитателей экосистемы озера, – 1) изменение температуры воды в разные времена года 2) загрязнение среды сточными водами 3) уменьшение освещённости водоема при его зарастании 4) увеличение численности хищных рыб Ответ 2. А 25. Саморегуляция в экосистеме пруда осуществляется путем 1) суточной активности консументов 2) взаимодействия видов в пищевых цепях 3) изменения суточной температуры воды 4) сезонного изменения численности водорослей Ответ 2. А 26. Ботанические сады вносят вклад в сохранение биологического разнообразия биосферы, так как в них ведется работа по 1) размножению и расселению редких растений 2) созданию новых сортов сельскохозяйственных растений 3) созданию искусственных биоценозов 4) изменению условий существования редких видов Ответ 1.

А 27. Третичная структура представляет собой свëрнутую в клубок молекулу белка за счëт образования связей 1) пептидных между аминокислотами 2) гидрофобных между радикалами аминокислот 3) водородных между NH- и СО-группами 4) между несколькими полипептидными цепями Ответ 2. А 28. Сколько нуклеотидов содержится в участке гена, с помощью которого закодирована первичная структура белка, состоящего из 50 аминокислотных остатков? 1) 50 2) 100 3) 150 4) 200 Ответ 3. А 29. Партеногенез характерен для 1) тлей 2) бактерий 3) кишечнополостных 4) Простейших Ответ 1.

А 30. Какое явление нарушает сцепление генов, локализованных в одной хромосоме? 1) кpоссинговеp 2) комбинативная изменчивость 3) конъюгация 4) модификационная изменчивость Ответ 1. А 31. Индивидуальный отбор в селекции растений проводится для получения 1) гибридов 2) гетерозиса 3) чистых линий 4) самоопыляемых особей Ответ 3. А 32. Некоторые виды бактерий способны длительное время сохранять жизнеспособность, так как они 1) содержат один нуклеоид 2) имеют только немембранные органоиды 3) питаются, как правило, готовыми органическими веществами 4) при наступлении неблагоприятных условий образуют споры Ответ 4.

А 33. Углекислый газ из крови человека поступает в лёгкие, так как его концентрация в лёгочных капиллярах 1) и в лёгочных пузырьках одинакова 2) не зависит от концентрации в лёгочных пузырьках 3) намного выше, чем в лёгочных пузырьках 4) ниже, чем в лёгочных пузырьках Ответ 3. А 34. Аксоны за пределами центральной нервной системы собираются в пучки и образуют 1) ядра нейронов 2) нервные узлы 3) нейроглию 4) Нервы Ответ 2. А 35. Генетическому критерию вида соответствует утверждение: 1) оперение самки и самца утки-кряквы различно 2) нерест популяций форели происходит в разное время 3) лютик едкий и лютик ползучий имеют разные ареалы 4) виды-двойники малярийного комара имеют разные кариотипы Ответ 4.

А 36. Верны ли следующие суждения о функциональных группах живых организмов в экосистемах. А. Паразиты относятся к консументам. Б. Минерализацию органических веществ в экосистеме осуществляют продуценты. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) Оба суждения неверны Ответ 1.

Часть 2. Ответом к заданиям этой части (В1–В8) является последовательность букв или цифр. Впишите ответы сначала в текст работы, а затем перенесите их в бланк ответов 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов и других символов. Каждую цифру или букву пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными образцами. В заданиях В1–В3 выберите три верных ответа из шести. В1. Лизосомы содержат ферменты 1) липазу 2) АТФ- синтетазу 3) ДНК-полимеразу 4) гидролиза белков 5) амилазу 6) биосинтеза белка Ответ 145.

В2. Голосеменные растения, в отличие от папоротников, 1) автотрофные организмы 2) образуют семязачатки 3) размножаются спорами 4) не нуждаются в наличии воды при оплодотворении 5) в процессе жизнедеятельности взаимодействуют с окружающей средой 6) в основном деревья, реже кустарники Ответ 246. В3. Какие из перечисленных примеров относят к ароморфозам? 1) формирование грызущего ротового аппарата у майского жука 2) появление трахей у членистоногих 3) появление третьего зародышевого листка у червей 4) складчатость коры головного мозга млекопитающих 5) развитие клыков у хищных млекопитающих 6) сокращение до двух числа пальцев у страусов Ответ 234.

В4. Установите соответствие между характеристикой животного и классом, к которому его относят. ХАРАКТЕРИСТИКА КЛАСС А) органы дыхания - трахеи 1)Ракообразные Б) органы дыхания - жабры 2)Насекомые В) три пары ходильных ног Г) пять пар ходильных ног Д) два отдела - тела: головогрудь и брюшко Е) развитие с полным и неполным превращением Ответ В5.Установите соответствие между процессом, протекающим в организме человека, и участвующим в нем биологически активным веществом. ПРОЦЕСС БИОЛОГИЧЕСКИ АКТИВНОЕ ВЕЩЕСТВО А) регуляция содержания сахара в крови 1) фермент Б) расщепление крупных белковых молекул в желудке 2) гормон В) регуляция работы желез внутренней секреции Г) синтез полипептидной цепи на РНК Д) сужение кровеносных сосудов Ответ 21212

В 6. Установите соответствие между процессами и видами метаболизма ПРОЦЕССЫ ВИДЫ МЕТАБОЛИЗМА А) брожение 1) анаболизм Б) гликолиз 2) катаболизм В) дыхание Г) синтез белка Д) хемосинтез Е) фотосинтез Ответ В7.Установите соответствие между особенностью видообразования и его способом. ОСОБЕННОСТЬ СПОСОБ А) расширение ареала 1)экологический Б) использование разных видов пищи 2) географический В) расчленение ареала преградами Г) изоляция по срокам размножения Д) возникновение физических преград Ответ 21212

В8. Установите последовательность этапов жизненного цикла бактериофага: А) встраивание ДНК бактериофага в ДНК бактерии Б) синтез вирусных ДНК и белков в клетке бактерии В) прикрепление бактериофага к оболочке бактерии Г) проникновение ДНК бактериофага в клетку бактерии Д) выход бактериофага из клетки, заражение других клеток Ответ ВГАБД

Часть 3. На задание С1 дайте краткий свободный ответ, а на задания С2–С6 – полный развёрнутый ответ. Ответы записывайте чётко и разборчиво. С 1. Исследователь взял две группы клеток и поместил их в разные пробирки с питательной средой. У одной группы клеток он удалил ядро. Другая группа клеток осталась невредимой. Как изменится число клеток в разных группах через некоторое время и почему? Элементы ответа: 1) Ядро отвечает за деление клеток. 2) Без ядра клетки не делятся и через некоторое время погибают. С2. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, и объясните их. 1.Вода одно из самых распространенных органических веществ на Земле. 2.В клетках костной ткани около 20% воды, а в клетках мозга 85%. 3.Свойства воды определяются структурой ее молекул. 4.Ионные связи между атомами водорода и кислорода обеспечивают полярность молекулы воды и ее способность растворять неполярные соединения. 5. Между атомами кислорода одной молекулы воды и атомом водорода другой молекулы образуется сильная водородная связь, чем объясняется высокая температура кипения воды. Ответ. Ошибки допущены в предложениях 1, 4, 5. 1 вода неорганическое вещество; 4 ковалентные связи; полярные соединения; 5 слабая водородная связь.

С3. Какую роль играют слюнные железы в пищеварении у млекопитающих? Укажите не менее 3-х функций. Элементы ответа: 1) секрет слюнных желёз смачивает и обеззараживает пищу; 2) слюна участвует в формировании пищевого комка; 3) ферменты слюны способствуют расщеплению крахмала. С4. Назовите тип, объясните значение защитной окраски, а также относительный характер приспособленности камбалы, которая живет в морских водоемах близ дна. Элементы ответа: 1) тип окраски - покровительственная - слияние с фоном морского дна; 2) способность изменять окраску верхней стороны тела делает рыбу незаметной на фоне грунта, позволяя скрываться от врагов и от возможной добычи; 3) приспособленность нарушается при движении рыбы, и она становится доступной для врагов.

С 5. В процессе гликолиза образовалось 42 молекулы пировиноградной кислоты. Какое количество молекул глюкозы подверглось расщеплению и сколько молекул АТФ образуется при полном окислении? Ответ. Схема решения задачи включает: 1) при гликолизе одна молекула глюкозы расщепляется с образованием 2-х молекул пировиноградной кислоты (ПВК), следовательно, гликолизу подверглось: 42 : 2 = 21 молекула глюкозы; 2) при полном окислении одной молекулы глюкозы (бескислородный и кислородный этапы) образуется 38 молекул АТФ; 3) при окислении 21 молекулы образуется: 21 х 38 = 798 молекул АТФ.

С6. Скрестили самцов мух дрозофил с серым телом и нормальными крыльями с самками с чёрным телом и укороченными крыльями. В первом поколении все особи были единообразными с серым телом и нормальными крыльями. При скрещивании полученных гибридов между собой появилось 75% особей с серым телом и нормальными крыльями и 25% с чёрным телом и укороченными крыльями. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомства F1 и F2. Объясните характер наследования признаков. Ответ. Схема решения задачи включает: 1) генотипы родителей ААВВ (гаметы АВ), ааbb (гаметы аb), 2) генотипы потомства F1: АаВb серое тело нормальные крылья (гаметы АВ, аb); гены окраски тела и длины крыльев наследуются сцепленно; 3) генотипы потомства F2: 3 серое тело, нормальные крылья (ААВВ, АаВb) : 1 чёрное тело, укороченные крылья (ааbb).