Аппарат полномочного представителя президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе Санкт-Петербургский государственный университет СОЛНЕЧНЫЙ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Аппарат полномочного представителя президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе Санкт-Петербургский государственный университет СОЛНЕЧНЫЙ.
Advertisements

Педагогический совет Адаптация ребенка к условиям дошкольного образовательного учреждения.
Уход за младенцами и маленькими детьми: теория, практика и результаты Хелен Джонс Международная организация замешаюшего воспитания Пермь, апрель 2013.
В детский сад с радостью. « Садовник собираясь посадить дерево, готовит участок, бережно окапывает дерево, стараясь не повредить его корневую систему,
Педагог-психолог А.В. Подковырова АДАПТИРУЕМСЯ ВМЕСТЕ! АДАПТИРУЕМСЯ ВМЕСТЕ!
Методист Зарипова А.А.. Заде́ржка психи́ческого разви́тия (сокр. ЗПР) нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции.
В детский сад с радостью. Адаптация ребенка в детском саду Адаптация – от латинского слова «приспосабливаю» - это сложный процесс приспособления организма,
Особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
Длительность работы над опытом Данный опыт разрабатывался и внедрялся в практику с 2010 по 2013 гг. Работа над опытом проходила поэтапно: 1 этап ( )
Жестокое обращение с ребенком- причинение вреда физическому и психическому здоровью, угроза его развитию и жизни.
Сохранение психического здоровья детей в условиях дома ребенка. Реорганизация порядка работы учреждения Никифорова Наталья Васильевна.
Тип проекта: долгосрочный педагогический с детьми и родителями старших групп и подготовительных групп Участники проекта: воспитатели, дети, родители,
АДАПТАЦИЯ БЕЗ СЛЁЗ Презентацию подготовила педагог-психолог Подрядчикова И.В.
О положении детей в РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Международные документы 1924 г.Женевскую декларацию прав ребенка г. – Лига Наций приняла Женевскую декларацию.
Создание здоровьесберегающей среды в ДОУ, направленной на формирование конструктивных механизмов психологической защиты у детей дошкольного возраста Винтаева.
Какое счастье! Ваш малыш подрос! И многое уже умеет сам. Играет, ходит, говорит и размышляет. Пришла пора ребенка В детский сад отправить!
Во время адаптации к условиям детского сада у ребенка происходит серьезная перестройка всех его представлений и отношений с окружающими людьми, ломка привычных.
Профессиональный модуль Государственное бюджетное образовательное учреждение детский сад присмотра и оздоровления 123 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга.
восстановление в родительских правах и возврат ребенка в кровную семью; поддержание связей родителей и родственников с ребенком; устройство ребенка на.
Дети группы риска. Проблемы здоровья физическое и психосоматическое нездоровье; психологическое нездоровье; различные виды задержек и отклонений в развитии.
Транксрипт:

Аппарат полномочного представителя президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе Санкт-Петербургский государственный университет СОЛНЕЧНЫЙ ГОРОД ДЕТСКИЙ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД «КАК ДОМА. Модернизация работы домов ребенка в Сибирском федеральном округе». Научно-практическая конференция марта 2013г. Новосибирск Почему нужно реформировать дома ребенка. Научное обоснование проекта «Как дома». Пальмов О.И., к.пс.н., доцент факультета психологии СПбГУ

Что рассказывают родители о своих усыновленных детях Трудности с адаптацией в школе; отставание в одной или нескольких областях развития; тревога и самостимуляция; нарушения питания; проблемы с саморегуляцией; нарушение поведения; не сформировано представление о своих потребностях, возможностях, предпочтениях.

Влияние раннего опыта на последующее развитие человека. Результаты исследований. Что происходит с человеком в раннем возрасте при проживании в учреждении? Возможно ли возвращение к нормальному психическому функционированию и развитию при переходе в семью?

Что происходит с детьми, проживающими в учреждениях? к концу первого года наблюдается неразборчивое дружелюбие к незнакомым людям стереотипии кататонические проявления уровень развития меньше, чем у детей с врожденными заболеваниями с индивидуальным уходом в детских яслях (Spitz, 1946)

Что происходит с детьми, проживающими в учреждениях? отсутствие матери, ограниченные возможности взаимодействия и получения стимуляции ведут в условиях учреждения к отставанию в развитии нарушению сенсорной интеграции нарушению отношений и эмоциональным проблемам (Judge, 1999)

Возможно ли возвращение к нормальному развитию при переходе в семью? усыновленные после 8 месяцев (по сравнению с усыновленными до 4мес) в 2,5 года проявляют нарушения отношений привязанности и неразборчивое дружелюбие (Chisholm et al., 1995)

Возможно ли возвращение к нормальному развитию при переходе в семью? усыновленные после 24 месяцев в 4, 6 и 11 лет проявляют нарушения привязанности к родителям в 4 и 6 лет проявляют нарушения внимания, импульсивность, квазиаутичное поведение (Rutter et al., 1999; Rutter, 2003)

Возможно ли возвращение к нормальному развитию при переходе в семью? познавательное развитие в возрасте 4 и 6 лет (Rutter et al., 1998; O'Connor et al., 2000) усыновленные до 6 месяцев не отличаются от семейных сверстников усыновленные после 24 мес. проявляют нарушения по сравнению с усыновленными до 6 мес. нарушение развития пропорционально длительности депривации

Возможно ли возвращение к нормальному развитию при переходе в семью? лонгитюдное изучение детей в возрасте от 4 до 15 лет показало, что депривационно-специфическими являются такие нарушения, как псевдоаутизм Нарушения отношений привязанности (расторможенная привязанность) невнимательность / гиперактивность когнитивные нарушения (Rutter, Sonuga-Barke, Castle, 2010)

Результаты исследования проявлений проблемного поведения у детей, усыновленных из домов ребенка России в США и Канаду (Hawk, 2009) Значения шкал CBCL (тревожность, отстраненность, нарушение правил, агрессивность, соц. проблемы) в связи с возрастом усыновления увеличиваются (после 18 мес. наблюдается скачок) Социальные проблемы в связи с возрастом обследования и усыновления увеличивается (чем в более позднем возрасте ребенок усыновлен, тем больше у него нарушения поведения в более старшем возрасте)

После усыновления (перевода в приемную семью ) Немедленное, существенное улучшение физического развития Положительное изменение поведения Долгосрочные результаты зависят от возраста во время усыновления/удочерения

Качество социального окружения в домах ребенка: нестабильность и непостоянство 9 и более женщин в неделю на группу из детей; 1,25 последовательных дней работы по 24 часа через трое суток; скользящий график; перевод детей из группы в группу (от одних сотрудниц к другим) 2-4 раза в первые 2 года жизни; в течение года в учреждении может меняться до 30% персонала. Таким образом, в течение первых лет жизни ребенок имеет опыт непродолжительного взаимодействия с 60 – 100 взрослыми. Сегодня ребенок с другими, по сравнению со вчерашним и завтрашним днем, женщинами.

Качество социального окружения в домах ребенка: взаимодействие персонала с детьми Недостаток продолжительного индивидуального контакта и чувствительного, отзывчивого взаимодействия персонала с детьми; взаимодействие проходит: с высокой скоростью режимных мероприятий направляется взрослым без учета инициатив ребенка неотзывчиво, без соответствия поведению ребенка Таким образом, у детей нет возможности формирования отношений с наиболее близким эмоционально доступным постоянным взрослым.

Почему изменения необходимы? Нарушения психического здоровья у детей в домах ребенка.

Признаки нарушения психического здоровья у детей раннего и дошкольного возраста При наблюдении у ребенка одного или нескольких приведенных ниже признаков нарушения психического здоровья необходимо планирование программы вмешательства не только для ребенка, но и для его социального окружения (семьи, группы, в которой воспитывается ребенок, учреждения в целом).

Глубокое нарушение психического здоровья Низкий рост. Самостимуляция (раскачивание, сосание рук и предметов, навязчивая мастурбация и т.д.). Состояние глубокой депрессии (отказ от всякой деятельности, паралич, оцепенение). Выраженное беспорядочное дружелюбие, постоянная демонстрация позитивного аффекта.

Устойчивое нарушение сна и питания. Нарушения поведения (расторможенность, отсутствие игры и любой активности, выраженные проявления агрессивного поведения). Выраженное отставание в развитии, отсутствие речи.

Нарушение поведения (проявления пассивного и/или гиперактивного поведения; рискованное, опасное для здоровья ребенка поведение). Особенности эмоционального состояния ( печаль и /или серьезность, ровный, уплощенный аффект).

Нарушение психического здоровья Отставание в развитии. Повышенное внимание к эмоциональному состоянию взрослого, отдельные проявления беспорядочного дружелюбия. Послушность, отсутствие инициативы и отстаивания своих интересов.

Поведение взрослых, приводящее к нарушению психического здоровья у детей Существенными факторами, влияющими на возникновение нарушений психического здоровья у детей, являются приведенные ниже способы взаимодействия взрослых с детьми раннего возраста в повседневных ситуациях заботы, ухода, воспитания.

Поведение взрослых, приводящее к нарушению психического здоровья у детей Во время кормления: высокая скорость; ограничение свободы движения ребенка; большое количество еды на ложке; пренебрежение сигналами ребенка и т.д.

Во время подмывания: жесткие прикосновения к телу ребенка, к интимным местам; пренебрежение сигналами и состоянием ребенка, такими, как страх, печаль, подавленность, оцепенение, плач; Во время приучения к навыкам опрятности: насильственное высаживание; длительное удерживание на горшке; негативные комментарии в связи с процессами мочеиспускания и дефекации; вербальные проявления неуважения и гнева по отношению к ребенку и др.

Во время подготовки ко сну: укладывание в кроватку раньше положенного времени, принуждение ко сну; В процессе регулирования поведения детей: грубые высказывания о поведении и о личности ребенка; запугивание и обман; встряхивание тела ребенка; физическое наказание (шлепки, подзатыльники и др.).

В любых ситуациях: ограничение свободы движения детей (удерживание или фиксация ребенка в одной позе в реабилитационных приспособлениях, креслицах, ходунках; выкладывание детей в тесный манеж на длительное время и др.); подтягивание и поднимание ребенка за плечи; перемещение ребенка в некомфортной для него позе, например, когда его голова запрокинута.

Во время игры и занятий с ребенком: состояние глубокой подавленности и печальное выражение лица взрослого; высокая степень активности и эмоционального возбуждения взрослого, не связанная с состоянием, интересами, игрой ребенка; интенсивная перестимуляция (игрушками, голосом, щекоткой и т.д.); постоянное прерывание самостоятельной активности ребенка, блокирование его инициативы; требование послушного поведения ребенка; непредсказуемое поведение в процессе игры.

Перечисленное поведение взрослых сопряжено с: 1. Системными факторами в домах ребенка Большое число детей в группах Сменяемость детей (включая переводы из группы в группу) Непостоянство персонала Недостаток знаний в области психического здоровья детей и факторах, его определяющих Отсутствие концепции развития личности ребенка 2. Факторы, обусловленные состоянием общества

Стресс и развитие Хронический стресс в раннем возрасте приводит к: отставанию когнитивного и двигательного развития (Dozier et al., 2008; Garner et al., 2012; Shonkoff, 2010, Gunnar & Quevedo, 2007); снижению выработки факторов роста, участвующих в развитии нервной системы, мышц, костей (Johnson & Gunnar, 2011; Kikusui & Mori, 2009);

Хронический стресс в раннем возрасте приводит к: замедлению физического роста (Johnson & Gunnar, 2011); нарушению исполнительного функционирования (executive functioning); нарушению эмоционального самоконтроля: -обеднению академических (учебных) навыков, -проблемам со здоровьем, -склонности к противозаконным действиям и нарушениям поведения (Center on the Developing Child, 2005; Moffitt et al., 2011).