Б ОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС – Е ВРОПЕЙСКОЕ ПРОСТРАНСТВО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Прага 19. марта 2013 Věra Šťastná Vera.Stastna@ruk.cuni.cz.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Рамка квалификаций Европейского Пространства Высшего Образования Могенс Берг Глава Рабочей Группы по Болонскому Процессу Страсбург, декабря 2006.
Advertisements

Квалификационные основы в рамках ЕЗВО Региональный семинар по квалификационным основам ноября 2011г. Вера Стастна Charles University, Прага
Рекомендации по введению в вузах ФГОС ВПО III III поколения в области хореографического искусства и разработке основных образовательных программ АКАДЕМИЯ.
Тренинг 1: Задачи и цели аккредитации Международный Департамент 9 декабря 2011 г.
Разработка рамок квалификаций Казахстан ноября 2008 г., г. Турин.
Инструменты осуществления признания иностранных квалификаций Байба Раминя директор Центра академической информации Рига, 2013.
Петри Лемпинен, ETF Москва, 17 октября 2011 г. Обеспечение качества профессионального образования и обучения - Копенгагенский процесс.
2 Этапы развития БП: Май 1998 – Лисабонская Конвенция 4 страны Июнь 1999 – Болонская Декларанция 29 стран Май Пражское Коммюнике 33 страны Сент.
РЕФОРМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЕВРОПЕ – КОНТЕКСТ И ПРЕДПОСЫЛКИ Шьюр Берган Начальник Департамента Высшего Образования и Преподавания Истории Совет Европы.
Развитие систем общественной и профессиональной оценки качества образовательных программ профессионального образования Повышение конкурентоспособности.
Роль медицинских сестер в системе здравоохранения стран ЕС Паулиина Аарва июня 2007, Тюмень Проект по первичной медицинской помощи, Россия.
Оценка профессорско- преподавательским составом реализации основных направлений Болонского процесса Отчет заслушан на заседании Совета по качеству
1 Формирование основных образовательных программ по направлению «Менеджмент» Кабанова Татьяна Александровна кандидат хим. наук, доцент Государственный.
Университет ШОС: формы работы и этапы создания ВТОРОЕ СОВЕШАНИЕ МИНИСТРОВ ОБРАЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВ- ЧЛЕНОВ ШОС Город Астана, Республика Казахстан, 23 октября.
УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г р К О Н Ц Е П Ц И Я долгосрочного социально-экономического развития.
Аккредитационное агентство AACSB Критерии аккредитации.
Семей, 28 декабря 2010 г. РЕАЛИЗАЦИЯ ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПОВ БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА.
Тренинговый Центр ИУО РАО Тренинговый центр Института управления образованием РАО Учебный курс «Проектирование национальных и территориальных.
Итоги сопредседательства Казахстана в Болонском процессе 1 января 2014 – 30 июня 2014 Бейсекина К.У. И.о. начальника управления информационно- аналитического.
Качество и обеспечение качества в Европе Астана, 11 марта 2013 г. Тове Блитт Хольмен Член Совета ENQA, Директор по обеспечению качества NOKUT.
Транксрипт:

Б ОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС – Е ВРОПЕЙСКОЕ ПРОСТРАНСТВО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Прага 19. марта 2013 Věra Šťastná

Почему Болонский процесс Провозглашение Европейского пространства высшего образования Структурированное обучение, рамки квалификации Инструменты Болонского процесса Качество в Болонском процессе Чешская республика 2

Почему Болонский процесс? 3

В ВЕДЕНИЕ Болонский процесс/Болона – синоним Для реформ в Европе для Европейского пространства высшего образования (EHEA). Провозглашено на конференции министров в рамках Болонского процесса 11 – 12 марта 2010 года Впервые в истории рамочное соглашение на европейском уровне и последующая реализация на национальном и институциональном уровне Развитие высшего образования в конце прошлого века Политические изменения Развитие в ЕС – коммунитарные программы (особенно Tempus и Erasmus) Лиссабонское соглашение о признании образования (1997) 4

Б ОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС – П ОЧЕМУ ? Массификация высшего образования Причины: Требования рынка труда – новые профессии, новые знания Социальные требования (увеличение доступности высшего образования) Последствия – группы учащихся с разными способностями, требования, уменьшилась группа традиционных, способных и мотивированных молодых людей из образованных семей. Диверсификация предложения в сфере образования Сопровождалась институциональной диверсификацией – в ряде европейских стран => совместно с университетами развитие профессиональных ВУЗов (Германия, Дания, Голландия, Финляндия, Норвегия,..) Большие отличия между отдельными странами – нетранспарентная и сложная система Европа перестает быть привлекательной для студентов с других континентов Сложный процесс признания квалификаций в рамках Европы (обучение и работа) Сорбонская декларация 1998 – 4 государства Болонская декларация 1999 – 30 европейских государств 5

10 ЦЕЛЕЙ Б ОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА ( ДО 2010 ГОДА ) Принятие системы ясных и соизмеримых ступеней высшего образования; Принятие системы основанной на трех главных циклах, причем третьим циклом является докторантура; Введение кредитной системы (ECTS); Поддержка мобильности студентов, учителей и административных работников; Усиление европейского сотрудничества в сфере обеспечения качества; Усиление европейского аспекта в высшем образовании; Непрерывное обучение; ВУЗы и студенты; Увеличение привлекательности Европейского пространства высшего образования; Соединение обучения и научных исследований 6

Ч ЛЕНСТВО (1) Условия членства Географическое определение: государства европейского культурного соглашения (Совет Европы) Придерживаться (добровольно) принятых целей и приоритетов 48 членов Кроме трех стран все государства являются странами Европейского культурного соглашения, то есть целиком 47 стран Кроме 47 государств членом Болонского процесса является Еврокомиссия. 7

Ч ЛЕНСТВО (2) Вместе с этим Болонский процесс имеет консультационных членов: Межправительственные организации: Совет Европы, UNESCO, Ассоциации: EUA - Ассоциация Европейских университетов, ESU – Европейский союз студенческих объединений, EURASHE – Ассоциация учреждений высшего образования, ENQA – Европейская сеть объединяющая агентства по обеспечению качества высшего образования, Education International, которая представляет профсоюзы BUSINESSEUROPE, которая представляет работодателей. Членство в Болонском процессе (полное) : Географически Европейское культурное соглашение Содержательное наполнение сообща принятых приоритетных областей 8

Р УКОВОДЯЩАЯ, КООРДИНАЦИОННАЯ И ПОДДЕРЖИВАЮЩАЯ СТРУКТУРА Б ОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА Конференция министров Принимает решения – Коммюнике и декларации – политический и технически- стандартизирующий характер Болонская руководящая группа (Bologna Folow Up Group – BFUG) Координирует и принимает решения в рамках данном коммюнике министров Готовит основные документы: коммюнике, Отчет о реализации, стратегию и под. для утверждения министрами Board – готовит документы для BFUG Рабочие группы (занимаются экспертными вопросами: информируют BFUG) Ad hoc рабочие группы Сети Секретариат Болонского процесса Совместное руководство ( страна председательствующая в ЕС+ страна не член ЕС): 1/1 - 30/6/ 2013 Ирландия+ Хорватия; 1/7 – 31/12/2013 – председатель Литва и Грузия Страна, которая принимает министерскую конференцию - Армения, вице- председатель Формы работы: семинары, конференции, отчеты… 9

Провозглашение Европейского пространства высшего образования 10

марта 2010 на конференции министров в Будапеште и Вене было провозглашено Европейское пространство высшего образования (European Higher Education Area – EHEA) 11

П РИНЦИПЫ И ЦЕННОСТИ EHEA/ Б ОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА Свобода передвижения – мобильность студентов и учителей Вовлечение всех подходящих партнеров, особенно ВУЗов и студентов Вовлечение студентов в руководство и администрирование Автономные и ответственные перед обществом университеты Общественная ответственность за ВУЗы Социальная включенность/социальная справедливость – универсальные ключевые темы 12

Г АРМОНИЗИРОВАННАЯ АРХИТЕКТУРА В EHEA Трехступенчатое обучение – Европейская рамка квалификаций (для EHEA и /или ЕС) Европейские стандарты и директивы (методы) для системы обеспечения качества; Европейский регистр качества EQAR) Лиссабонское соглашение о признании образования (не только его рамки, но особенно реализация) 13

И ЗМЕНЕНИЕ ПАРАДИГМЫ ПОНИМАНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Концепция непрерывного обучения – признание предыдущего образования Обучение и образование нацеленное на студента – student centred learning 14

М ЕХАНИЗМЫ Для транспарентности квалификации Кредитная система ECTS Приложение к диплому Результаты обучения – learning outcomes Рамки квалификации Для обеспечения качества Европейские стандарты и директивы (ESG) Европейский регистр для обеспечения качества - EQAR Для признания – Соглашение о признании квалификаций в высшем образовании в европейском регионе (1997), Лиссабонское соглашение о признании 15

П ОСЛЕ 2010: Р ЕАГИРОВАТЬ НА АКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ В Е ВРОПЕ Демографический спад Растущая глобальная конкуренция о людских ресурсах (студенты, академические или исследовательские кадры) Глобальная экономика и финансовый кризис Креативность, инновации, использование всех способностей 16

L EUVEN /L OUVAIN - LA -N EUVE 2009, ДЕВИЗ ДЛЯ СЛЕДУЮЩЕГО ДЕСЯТИЛЕТИЯ Качество во всех видах деятельности ВУЗов Разнообразие - …Чтобы мы поддержали так необходимое разнообразие наших систем образования, в рамках нашей национальной стратегии мы полностью признаем ценность разнонаправленности ВУЗов, от образования и исследований по общественную деятельность и ангажированность в области социальной сплоченности и культурного развития. Все студенты и сотрудники ВУЗов должны быть подготовлены для реагирования на меняющиеся требования быстро развивающегося общества …. 17

L EUVEN /L OUVAIN - LA -N EUVE ПРИОРИТЕТНЫХ ОБЛАСТЕЙ ДО 2020 ГОДА Социальный аспект: равные возможности для поступления получения высшего образования, больше успешного окончания высшего образования Непрерывное образование – изменение понимания концептов обучения и образования Трудоустройство Обучение ориентированное на студент, миссиия высшего образования – изменение парадигмы Образование, исследования и инновации Международная открытость Мобильность Сбор информации (правдивой и надежной) – сотрудничество с Eurostat, Eurostudent и Eurydice Механизмы обеспечения транспарентности Финансирование 18

К АК СМОТРИТ Б ОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС НА ВУЗ Ы ? Б ЫЛА РЕАЛИЗАЦИЯ Б ОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА ПОЗИТИВНЫМ ШАГОМ ? Т РЕНДЫ 2010 На вопрос, принес ли Болонский процесс что-то позитивное для моего учреждения, учреждения ответили следующим образом: Очень позитивно:58% Да и нет (смешанные результаты)38% Не было изменений 3% Негативно повлияло0.1% В ЧР позитив отметило 50-70% опрошенных учреждений (подобно как и в 17 других государствах) В 7 странах так ответило 70-85%; В 6 странах % опрошенных; В 9 странах позитивно оценивают реализацию Болонского процесса менее 50% учреждений (Германия, Франция, Великобритания, Швейцария, Греция, Хорватия… ) 19

Структурированное обучение, рамки квалификации 20

Р АМКА КВАЛИФИКАЦИЙ Зонтичная рамка квалификаций для Европейского пространства высшего образования, рамки Болонского процесса (рамка квалификаций для EHEA ) Первый цикл В рамках первого цикла краткий цикл (120 ECTS кредитов) Бакалавр (180 – 240 ECTS кредитов) Второй цикл Магистр ( ECTS кредитов, хотя бы 60 на уровне второго цикла) Третий цикл Доктор (3 – 4 стандартные годы обучения) 60 ECTS кредитов соответствует одномустандартномуакадемическому году 21

Н АЦИОНАЛЬНАЯ РАМКА КВАЛИФИКАЦИЙ Европейская рамка квалификации имеет смысл только тогда, если она дополнена соответствующими национальными рамками квалификаций 22 Национальная рамка квалификаций Близка оперативной действительности Собственность национальной системы Обязательно демонстрирует какие квалификации получает выпускник Описывает квалификацию в рамках данной национальной системы, описывает насколько они перекликаются друг с другом Рамка для EHEA Содействует мобильности между разными национальными системами Демонстрируетболонские квалификации остальному миру Задает структуру, в рамках которой будут выработаны национальные рамки квалификации

К ВАЛИФИКАЦИЯ В EHEA Нужно понимать как имеющую много аспектов – нельзя изолировать или абсолютизировать не один из этих аспектов!; Уровень обучения (бакалаврский, магистерский, докторский) Профиль Результаты учебы (learning outcomes) Нагрузка – кредиты ECTS – отведены на результаты учебы Обеспечение качества – как оценивается достигнутые результаты учебы К квалификации можно прийти по-разному (форма обучения, но и куррикулум); 23

Д ВУХСТУПЕНЧАТОЕ ОБУЧЕНИЕ, НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ЕВРОПЕЙСКИЕ МОДЕЛИ, E URYDICE 2008/ ECTS ECTS ECTS Various combinations No Master programmes Not available Source: Eurydice

С ТРУКТУРИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ - PROCENTO ПРОЦЕНТ СТУДЕНТОВ НА ОТДЕЛЬНЫХ СТУПЕНЯХ (2008/09) E URYDICE : T HE E UROPEAN H IGHER E DUCATION A REA IN 2012; B OLOGNA P ROCESS I MPLEMENTATION R EPORT 25

Р ЕГУЛИРУЕМЫЕ ПРОФЕССИИ, КОТОРЫЕ РУКОВОДСТВУЮТСЯ ДИРЕКТИВАМИ ЕС Т РЕНДЫ 2010 Впервые был осуществлен мониторинг обучения, который ведет к подготовки регулируемой профессии Вопрос в Тренды 2010 Если Ваш ВУЗ готовит специалистов в определенных профессиях, имеют эти специальности двухступенчатую структуру ? Ветеринарная медицина16% Стоматология 21% Фармацевтика27% Терапевты28% Акушеры36% Архитектура46% Уход за больными55% Юристы61% Педагоги68% Инженеры73% 26

Инструменты Болонского процесса ECTS Приложение к диплому 27

Изначально пилотная схема призванная поддержать международную мобильность студентов в рамках программы Erasmus (100 ВУЗы) Широко использовалась в рамках Erasmus 1989 – 1999 Болонский процесс – од 1999 года 2002 EUA официальная «болонская» конференция в Цюрихе – переносность кредитов и аккумуляция; рабочая нагрузка и результаты обучения - learning outcomes) Ряд стран имеет систему ECTS закрепленную на законодательном уровне 2004 ключевые аспекты и ECTS инструкция по применению – учебная нагрузка распределяллась по курсам, предметам, модулям… 2009 ключевые аспекты и ECTS инструкция по применению– основано на новом принципе обучения, где в центре находится студент – учебная нагрузка связана с результатами обучения На данный момент проходит ревизия ключевые аспекты и ECTS инструкция по применению 2009 ECTS – КРАТКАЯ ИСТОРИЯ 28

ECTS используется в формальном образовании – в любой форме обучения (очной, дистанционной, заочной) – а также при получении образования на part-time Инструмент, который усиливает планирование, способ преподавания, метод преподавания, оценки результатов учебы, признание квалификаций и их отдельных частей (модулей, стажировок, дипломных работ…) Усиливает мобильность студентов (слушателей, если используется в непрерывном образовании) ECTS может использоваться и при неформальном образовании, то есть в рамках непрерывного образования На данный момент – ревизия при BFUG ECTS К ЛЮЧЕВЫЕ АСПЕКТЫ И ИНСТРУКЦИЯ ПО ПРИМЕНЕНИЮ 29

Под результатами обучения понимается то, что ожидается, что студент будет уметь, что будет понимать и чем владеть после успешного окончания учебной программы. Результаты обучения привязаны к национальным дескрипторам соответствующей ступени образования – закреплены в Национальных рамках квалификаций. Результаты обучения – два возможных определения Минимальные стандарты Точки референции (ожидаемые результаты) Результаты обучения представляют собой определенный методологический подход Результаты обучения всегда должны быть привязаны к способу оценки ECTS распределяются на основе учебной нагрузки студента для достижения соответствующих результатов Р ЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ - L EARNING O UTCOMES (LO S ) 30

Качество в Болонском процессе 31

К АЧЕСТВО В Б ОЛОНСКОМ ПРОЦЕССЕ Европейские принципы и подходы для обеспечения качества в Европейском пространстве высшего образования (ESG) Часть 1: ESG для внутреннего обеспечения качества в рамках ВУЗов Часть 2: ESG для внешнего обеспечения качества в высшем образовании Часть 3: ESG для агентств обеспечивающих внешнюю оценку качества образования (Оценка Комиссии по аккредитации 2009) Дискутируемая ревизия ESG – до 2015 Отчет MAPPING THE IMPLEMENTATION AND APPLICATION OF THE ESG (MAP-ESG PROJECT) доступно на Европейский регистр качества - EQAR 32

Ч АСТЬ 1: ESG ДЛЯ ВНУТРЕННЕГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА В РАМКАХ ВУЗ ОВ 1.1 Стратегия и подходы для обеспечения качества: ВУЗы должны бь были иметь свою политику и связанные с этим подходы для обеспечения качества и стандартов учебных программ и наделение академических титулов. ВУЗы должны бы были открыто выказать приверженность к развитию культуры, которая признает значение качества и основывается на качестве в работе ВУЗов. Для достижения этой цели ВУЗы должны разработать и реализовать стратегию непрерывного улучшения качества. Стратегия, политика и подходы должны иметь формальный статус и быть общедоступны. Должны включать в себя роль студентов и других заинтересованных сторон. 1.2 Утверждение, мониторинг и регулярная оценка программ и наделения академическими титулами: ВУЗы должны бы были иметь формальные механизмы для утверждения, периодическую оценку своих программ и получения титулов. 1.3 Оценка студентов: Студенты должны оцениваться на основе общедоступных критериев, предписаний и подходов, которые методически используются. 33

Ч АСТЬ 1: ESG ДЛЯ ВНУТРЕННЕГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА В РАМКАХ ВУЗ ОВ - ПРОДОЛЖЕНИЕ 1.4 Обеспечение качества педагогических кадров: ВУЗы должны иметь механизмы, которые убедительно показывают, что академические кадры, которые участвуют в учебном процессе, являются достаточно квалифицированными. Академические кадры должны подпадать под внешнюю оценку. 1.5 Ресурсы для обучение и поддержка студентов: Учреждение должно обеспечить что бы ресурсы для обучения студентов распределялись соответственно для каждой программы. 1.6 Информационные системы: Учреждения должны обеспечить эффективное администрирование. 1.7 Общедоступная информация: Учреждения должны регулярно предоставлять беспристрастную и объективную информацию о программах и академических титулах, которые предлагаются, квантитативно и качественно. 34

Часть 2: ESG для внешнего обеспечения качества в высшем образовании 2.1 Использование внутренних подходов для обеспечения качества: Внешние подходы должны учитывать эффективность процессов для внутреннего обеспечения качества, описанные в части 1, Европейский подходы и принципы. 2.2 Развитие внешних процессов обеспечения качества: Цели и планы процессов по обеспечению качества должны устанавливать те, которые несут ответственность за обеспечение качества (включая ВУЗы) перед тем как разрабатывать собственные подходы и должны быть опубликованы с описанием подходов, которые должны использоваться. 2.3 Критерии для принятия решений: Каждое формальное решение принимаемое на основание внешней оценки качества должно основываться на эксплицитных опубликованных критериях, которые применяются методически. 2.4 Процессы подходящие для данной цели: Все внешние процессы обеспечения качества должны предлагаться таким, что бы можно было достигнуть тех целей, для которых они разрабатывались. 35

Ч АСТЬ 2: ESG ДЛЯ ВНЕШНЕГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ – ПРОДОЛЖЕНИЕ 2.5 Отчеты: Отчеты должны публиковаться и должны быть написаны стилем, который ясен и доступен для заинтересованного читателя. Все решения, рекомендации, инструкции, содержащиеся в отчетах, должны быть легко находимы. 2.6 Последующие шаги: процессы по обеспечению качества, которые содержат рекомендации по принятию мер, или которые требуют разработки плана действий, должны содержать предварительно определенные последующие шаги, которые буду методично реализованы. 2.7 Регулярное оценивание: внешние обеспечение качества учреждения или программы должно проводиться периодически. Длинна цикла и собственное исследование качества ( review)должны быть четко определены и предварительно опубликованы. 2.8 Анализ системы: Agentury Агентства по обеспечению качества должны время от времени предоставлять цельный отчет, в котором описывают и анализируют результаты отдельных исследований ( review ), дают оценку и т. д. 36

Ч АСТЬ 3: ESG ДЛЯ АГЕНТСТВ ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ВНЕШНЮЮ ОЦЕНКУ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ 3.1 Использование подходов для внешнего обеспечения качества в высшем образовании: Внешнее обеспечение качества агентствами должно принимать во внимание существующие процессы для внешней оценки качества и эффективности, как это описано в части 2 Европейских принципов и подходов. 3.2 Официальный статус : Агентства должны быть официально признаны административными органами EHEA в качестве агентств, ответственных за внешнюю оценку качества и руководствоваться действующим законодательством. 3.3 Деятельность: Агентства должны регулярно осуществлять оценку качества деятельности (на институциональном или программном уровне. 3.4 Ресурсы: Агентства должны иметь соответствующие людские и финансовые ресурсы, которые им позволят организовать и вести процессы в рамках внешней оценки качества, включая мероприятия направленные на развитие этих подходов, 3.5 Миссия: Agentury Агентства должны иметь ясные и однозначные планы своей деятельности, прописанные в общедоступных документах. 3.6 Независимость: Agentury Агентства должны быть независимыми. На них не должна влиять при составлении отчетов третья сторона: министерства, ВУЗы и др. 37

Р ЕГИСТР АГЕНТСТВ ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ КАЧЕСТВО – EQAR (1) Цели EQAR Ясная и достоверная информация о агентствах, обеспечивающих качество; Включение заинтересованных сторон – ВУЗы, студенты, работодатели, социальные партнеры, министерства (наблюдатели); Включение в регистр тех агентств, которые соответствует предварительно определенным критериям – в соответствии с ESG – независимая оценка, подготовленная на национальном уровне ; Исполнение критериев ENQA (Guidelines for national reviews of ENQA member agencies – утверждено комитетом ENQA ) Цели EQAR Поддержать мобильность студентов; Пресекать деятельность ненадежных агентств; Дать национальным правительствам возможность, что бы они могли оставить выбор оценивающего агентства самим ВУЗам (Дания) ; Улучшить качество работы национальных агентств и выстраивать доверительные отношения между ними 38

Р ЕГИСТР АГЕНТСТВ ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ КАЧЕСТВО – EQAR(2) Члены 30 стран Болонского процесса Зарегистрировано 28 агентств (из 14 стран:Бельгия, Болгария, Дания, Финляндия, Франция, Голландия, Хорватия, Ирландия, Италия, Германия, Австрия, Румыния, Испания, Швейцария) В некоторых странах началась дискуссия о том, что ВУЗы бы могли выбирать себе любое агентство из регистра. 39

В ОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ ВУЗ ОВ ВЫБИРАТЬ СЕБЕ АГЕНТСТВО 2010/11 E URYDICE : T HE E UROPEAN H IGHER E DUCATION A REA IN 2012; B OLOGNA P ROCESS I MPLEMENTATION R EPORT 40

В НУТРЕННЯЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА Все страны, за исключением 4, по закону должны иметь систему внутренней оценки ВУЗов; однако не существует на уровни министерств цельная информация; 41

Чешская республика 42

П РАВОВЫЕ РАМКИ Болонские реформы были интегрированы в политику в сфере образования от самого начала; Закон о высшем образовании. 111/1998 Sb. новелла – закон. 147/2001 Sb.; Реформы в духе Болонской декларации были возможны и на основе закона 1990 года, правовые рамки были установлены в законе 1998 года (трехступенчатое обучение, обеспечение качества, принципы Лиссабонского соглашения,…); Оставалось пространство для дискуссий. От 2003 – 2004 окончательное закрепление двухступенчатой системы. Оставался гибким – несколько моделей, то есть позволяет принимать во внимание специфику некторых дисциплин, остается возможность работать по традиционным долгим программам. 43

Г ЛАВНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ РЕАЛИЗАЦИИ НА НАЦИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ Долгосрочный план министерства и его актуализация; долгосрочные планы ВУЗов и их актуализация; программы развития и проекты на поддержку развития; Конкретные проекты, финансовая поддержка реализации целей Динамичное, возможность дорабатывать по мере развития : Интернационализация, Качество академических мероприятий, Качество и культура жизни : Качество и соответствие, Открытость, Эффективность и финансирование Проект Bologna Promoters, Bologna Experts – обмен опытом, дискуссионная платформа 44

К ОЛИЧЕСТВО СТУДЕНТОВ В СТРУКТУРИРОВАННЫХ ПРОГРАММАХ ЧР 1999 –

С ТРУКТУРИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ ; А ККРЕДИТАЦИЯ Структурированное обучение Полностью реализована трехступенчатая структура Большинство выпускников бакалавра продолжают обучение на магистра (70%) Оценить реструктуризацию – результаты обучения, национальные рамки квалификации Реализована система обеспечения качества Комиссия по аккредитации (AK) – получила оценку ESG Аккредитация всех учебных программ (специальностей); ВУЗы обязаны иметь систему внутреннего обеспечения качества и публиковать результаты – везде по-разному Готовящаяся новелла закона о высшем образовании – переход на институциональную аккредитацию 46

Н АЦИОНАЛЬНЫЕ РАМКИ КВАЛИФИКАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Информационная функция - список/регистр квалификаций, которые можно получить в рамках высшего образования. 3 уровня дескрипторов Общие (общие для всех специальностей высшего образования на данном уровне квалификации) – включают Дублинские дескрипторы – особенно для академических целей Дескрипторы используемые в EQF Обе точки зрения – школа и практика Области образования- для групп специальностей высшего образования на соответствующим уровне квалификации. На уровне учебных программ – ВУЗы будут исходить из дескрипторов для области образования, разработают дескрипторы для учебных программ, основываясь на результатах обучения Информация о квалификации по системам NSK, EQF,EHEA будет в приложении к диплому 47

И НЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ Б ОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА ECTS Нет в законе, но их поддерживает программы развития По прежнему многие ВУЗы исходят не из учебной нагрузки а из аудиторных часов; Кредит сам по себе не свидетельствует о полученной квалификации Кредиты определены для курсов а не для оценки результатов обучения; Приложение к диплому Часть закона о высшем образовании; Выдается бесплатно и автоматически в качестве документа о окончании образования – на всех трех уровнях 48

И НТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ В ЧР Болонский процесс ассоциируется с развитием мобильности Стратегия интернационализации от 1999/2000 Поддержка европейских проектов, дофинансирование программы Erasmus, внимание на европейскую мобильность Поддержка joint degrees Программы развития Поддержка особенно программы Erasmus Вызов: улучшить признание Части образование полученного заграницей Квалификации иностранных абитуриентов, чешских абитуриентов, которые получили дипломы заграницей Проблема – некоторые филиалы иностранных ВУЗов 49

50 C URRENT E UROPEAN H IGHER E DUCATION R EFORM I SSUES S U R V I V A L ? Qualification Frameworks (FQ-EHEA deadline+ EQFLLL + binary divide issues) Bologna process EHEA established. but objectives not achieved (Budapest- Vienna 2010) Mobility Targets (By % study/training abroad) Curriculum reform/develop ment Markets Borderless education (TNE) Internationalis ation Credit Systems + confusions ECTS v ECVET Recognition issues (Diploma Supplement + Lisbon Recognition Convention + RPL) Quality Assurance (Internal + External) + accreditation issues (for profit HEI) Mission statement/dive rsity in university roles Revenue sources – Finance + Mergers New technology Student- centred learning Employabili ty Learning outcomes – delivery assessment STPEHEN ADAM: RANKIN GS ? Контекст: Рост требований Ограниченное финансирование Демографические изменения Растущая конкуренция Глобализация Все инструменты взаимозависимы

Информация на Спасибо за внимание 51