Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников в современных условиях Гусева Татьяна Александровна, ведущий.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
© ЦПиПП «Ресурс»,
Advertisements

© ЦПОиПП «Ресурс», ГУ ЯО Центр профессиональной ориентации и психологической поддержки «Ресурс»
© ЦПОиПП «Ресурс», ГУ ЯО Центр профессиональной ориентации и психологической поддержки «Ресурс»
Министерство образования и науки Самарской области Система профессионального образования как инструмент экономического развития области январь 2012.
Население России СОСТАВ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ Население моложе трудоспособного возраста Население в трудоспособном возрасте Население старше трудоспособного.
Арсентьева Н.М., н.с. ИЭОПП СО РАН. Соотношение структуры выпуска из учебных заведений профессионального образования в НСО (все формы обучения, все формы.
Организация профориентационной работы в школе в рамках реализации содержания образования РК БУП НСО основного и среднего (полного) общего образования Лузан.
Семинар ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
« Шаг в будущее » Программа по профориентации учащихся.
Развитие системы профессионального образования Ростовской области Министерство общего и профессионального образования Ростовской области Отдел профессионального.
Роль классного руководителя в предпрофильной подготовке и профильном обучении учащихся Маргорина А.В. - председатель школьного методического объединения.
Концепция программы профориентационной работы в системе образования Свердловской области на годы ВНИК при «Институте развития образования»
Профессиональная ориентация как условие социализации личности современного ученика Левина Оксана Евгеньевна, руководитель кабинета профориентации МОУ "Лицей.
Уровень профессиональной готовности учащихся 11-х классов общеобразовательной школы в рамках введения предпрофильной подготовки и профильного обучения.
МОУ Лицей 109 г. Екатеринбурга Программа «Мониторинг качества образования»
Начальник центра научно-методического обеспечения воспитательной работы УО «РИПО»
Экспериментальная работа по теме: «Разработка и апробация региональной модели научно- методического, организационно- педагогического сопровождения муниципальных.
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной.
Минпромэнерго Чувашии 2006 год Форма федерального государственного статистического наблюдения 4-инновация «Сведения об инновационной деятельности организации»
( разработаны Российской академией образования по поручению Министерства образования и науки Российской Федерации )
Транксрипт:

Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников в современных условиях Гусева Татьяна Александровна, ведущий специалист Лаборатории анализа проблем и системных технологий на рынке труда Центра«Ресурс»

Мониторинг состояния профессиональных планов и уровня готовности к профессиональному выбору выпускников 9 и 11-х классов Ярославской области

Задачи мониторинга: 1.Активизация позиции выпускников в процессе профессионального выбора. 2.Отслеживание профессиональных планов выпускников и выявление основных тенденций. 3.Отслеживание уровня готовности выпускников школ к профессиональному выбору в современных условиях. 4.Выявление общей картины проблем профессионального выбора у выпускников школ. 5.Контроль достижений (изменения) уровня готовности к профессиональному выбору у выпускников в отдельных ООУ, МР.

Инструментарий мониторинга предусматривает основные блоки взаимосвязанных вопросов, направленных на: -На выявление профессионального поля выбора выпускников -На выявление образовательных ориентаций выпускников -На выявление мотивов выбора профессии -На выявление осведомленности о перспективах регионального рынка труда -На выявление ключевого понятийного аппарата о профессиональном пространстве -На выявление активности в подготовке к выбору профессии и учебного заведения

Яр.областьООШСОШГимназии и лицеи Выбранная мною профессия может быть применима в разных видах экономической деятельности 15,112,713,7 24,3 Гостиницы и рестораны15,621,813,9 23,2 Государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение 12,410,9 13,5 6,6 Деятельность экстерриториальных организаций3,1 5,5 2,93,3 Добыча полезных ископаемых2,2 10,9 2,41,7 Здравоохранение и предоставление социальных услуг10,87,3 11,5 7,2 Необходима консультация по данному вопросу8,83,6 9,3 6,1 Обрабатывающие производства4,8 9,1 4,57,2 Образование5,81,8 5,9 3,9 Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг6,1 10,9 6,27,2 Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предмет 7,65,5 7,8 5,5 Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 5,91,8 6,1 5 Производство и распределение электроэнергии, газа и воды2,7 7,3 2,26,1 Строительство7,8 12,7 7,311 Транспорт и связь8,8 10,9 9,17,2 Финансовая деятельность18,77,318,6 20,4 Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство1,71,81,41,7 Рыболовство, рыбоводство1,2 3,6 1,30,6 Предоставление услуг по ведению домашнего хозяйства0,80,71,1

Сравнительный рейтинг наиболее выбираемых профессий/специальностей в разрезе видов ООУ, Яр.область Яр.областьООШСОШГимназии и лицеи Врач (различные специальности) Юрист Врач (различные специальности) Программист, техник по компьютерным системам ЮристПоварЮристПереводчик, лингвист Финансист Экономист Программист, техник по компьютерным системам Финансист Экономист Врач Инженер Программист, техник по компьютерным системам Врач (различные специальности) Автомеханик Юрист Экономист Финансист Автомеханик Дизайнер Психолог Программист, техник по компьютерным системам Дизайнер Менеджер по туризму

Выводы: Потребности и интересы выпускников перемещаются в группы более прагматических. В ситуации становления инновационной экономики снижается интерес к более сложному технологическому и наукоемкому труду. Профессиональное поле выпускников заметно не соответствует структуре экономики региона и её перспективным и текущим потребностям в кадрах. В большинстве случаев выпускники не имеют реального представления о ситуации на рынке труда и о сущности и возможностях множества современных профессий. Отсюда не редко возникает неумение соизмерять свои желания и возможности и несоответствие между ожидаемыми и действительными результатами. Низкая степень освоения и сформированности основных понятий, характеризующих ситуацию изменений в разрезе социально-профессиональной деятельности, факторов выбора и их взаимосвязей: статус и профессиональная роль в современной экономической ситуации; вид экономической деятельности; профессия, специальность, квалификация, должность и т.д; представлений о пространстве профессиональной деятельности; структуре и инфраструктуре рынка труда, рынка профессий и навыков проектирования логической цепочки будущей профессиональной деятельности в итоге дает низкие показатели уровня готовности к профессиональному выбору, а в перспективе дисбаланс на рынке труда, отсутствие у работодателя трудовых ресурсов нужного «ассортимента» и в нужном объеме.

Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования ФГОС ООО в разделе требований к результатам конкретизирует необходимость освоения обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности данного возраста, норм и правил общественного поведения; формирование готовности обучающихся к выбору направления своей профессиональной деятельности в соответствии с личными интересами, индивидуальными особенностями и способностями, с учётом потребностей рынка труда ; приобретение практического опыта, соответствующего интересам и способностям обучающихся.

Новые стандарты ФГОС В центре внимания - воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества Цель – формирование и развитие компетенций или компетентностный подход, главным является личностный результат

Формула выбора профессии ХОЧУ МОГУ НАДО

Программа предпрофильной подготовки Программа рассчитана на учащихся 9-х классов общеобразовательных школ. Количество участников группы: человек. Методы проведения: диагностические методы, активизирующие профконсультационные методы, информационно-справочные, просветительские методы, методы морально-эмоциональной поддержки клиента. Программа составлена с использованием программы «Моя образовательная траектория» А.В.Лодеровского и материалов программы «Единая технология».

Основные блоки программы 1. Понятийный блок: формирует осведомленность о понятиях в социально- трудовой сфере: ключевой понятийный аппарат о профессиональном пространстве (статус в проф.деятельности, профессиональная группа, вид экономической деятельности, профессия, должность, специальность, квалификация и т.д.).

2. Программно-информационный блок (рынок труда): формирует осведомленность о текущем состоянии и перспективах регионального рынка труда и возможностях реализовать свой профессиональный план.

3. Нормативно-информационный блок (рынок образовательных услуг): формирует осведомленность о региональном рынке образовательных услуг, диапазон наименований профессий и специальностей, освоение механизма изменения полученного образования.

4. Диагностический блок: формирует представление о личностных особенностях, степени их соответствия предполагаемому направлению подготовки.

5. Практический блок: освоение навыков поиска информации, постановки и реализации целей, самопрезентации и т.д.

Преимущества программы Подход, основанный на ситуации социально-экономических изменений (новое профессиональное пространство, новый статус, новые требования и т. д.). Вводятся новые понятия социально-трудовой сферы. Направленность на оценку одной из ключевых компетенций – компетенции в социально-трудовой сфере (определение уровня готовности к профессиональному выбору). Использование, в отличие от существующих профориентационных программ, государственного нормативно-правового обеспечения профессиональной деятельности (законов о профессиональной деятельности, видов экономической деятельности, классификаторов занятий и профессий, специальностей, отраслевых ЕТКС, территориальных программ социально-экономического развития, требований работодателей в условиях конкуренции и т. д.) Формирование профвыбора, адекватного территориальному рынку труда. Диагностика состояния профессионального выбора.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ