КОНЦЕПЦИЯ СТАНДАРТИЗАЦИИ СИСТЕМНОГО УПРАВЛЕНИЯ ТОРГОВОЙ НЕДВИЖИМОСТЬЮ г. Москва, ул. Вавилова, дом 3, ТРЦ «Гагаринский»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Учебный курс Разработка ИТ-стратегии Лекция 2 доктор технических наук, профессор Васильев Роман Борисович.
Advertisements

С ТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ КАК ОСНОВА АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ Апарату С.В. 924-Н.
Технология корпоративного бизнес-планирования. Зачем нужен бизнес-план? ä Создание стратегии развития компании ä Определение тенденций развития предприятия.
ПРИНЦИПЫ ВНУТРИКОЛЛЕДЖНОГО УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ МОДЕЛИ СМК Тубер И.И., директор ЮУрГТК, к.п.н., заслуженный учитель РФ.
Совершенствование системы принятия управленческих решений в нефтесервисной компании Москва 2007 ШИНГАРЕВ П.В. Центр Управленческого консалтинга ЗАО «BKR-Интерком-Аудит»
Предмет и задачи информационного менеджмента Тема 2.
Тема 2. Исследование как составная часть менеджмента организации Метод, который используется для диагностики внутренних проблем, называют управленческим.
Сущность и задачи финансового менеджмента. Под финансовым менеджментом понимают: систему управления формированием, распределением и использованием финансовых.
Принятие управленческих решений Е.А. Белик канд. экон. наук, доцент кафедры менеджмента и финансов Е.А. Белик канд. экон. наук, доцент кафедры менеджмента.
ПОЛИТИКА КОРПОРАТИВНОЙ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОАО «РЖД». О А О « Р О С С И Й С К И Е Ж Е Л Е З Н Ы Е Д О Р О Г И » 2 Утверждена распоряжением президента ОАО «РЖД»
ОРГАНИЗАЦИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ Выполнила: Варсегова Елена 412 гр.
Ростовский-на-Дону государственный колледж связи и информатики Зам.директора по учебной работе, к.псх.н. Жукова Е.Л. Федеральное агентство связи Об опыте.
. Кафедра управления качеством и стандартизации. Презентация на тему: Система менеджмента качества Выполнил : Даниелян Р.Т. Руководитель : Привалов В.И.
Алексей Полковников, Президент Ассоциация управления проектами «СОВНЕТ», Представитель России IPMA Основные тренды развития проектного управления в России.
Система управления бизнес-процессами Цели внедрения СУБП Основные этапы внедрения СУБП Результаты внедрения СУБП.
ОСНОВЫ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ Алфёрова Екатерина Александровна к.ф.-м.н., доцент кафедры ТМС ЮТИ ТПУ.
Управление качеством. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ МС ИСО СЕРИИ И ИХ РОЛЬ В СОЗДАНИИ СИСТЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА НА ПРЕДПРИЯТИИ
Общепризнанным документом, подтверждающим надлежащий уровень системы менеджмента качества, является сертификат серии ИСО (ISO 9001, ISO 14001, OHSAS 18001).
Направление «Информатика и вычислительная техника» Бакалавр по направлению подготовки Информатика и вычислительная техника науки должен решать следующие.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА КАК СЛОЖНОЙ СИСТЕМЫ Е.Н. Евстигнеев, зав. кафедрой налогообложения и налогового менеджмента СПбГТЭУ Н.Г.
Транксрипт:

КОНЦЕПЦИЯ СТАНДАРТИЗАЦИИ СИСТЕМНОГО УПРАВЛЕНИЯ ТОРГОВОЙ НЕДВИЖИМОСТЬЮ г. Москва, ул. Вавилова, дом 3, ТРЦ «Гагаринский»

«… С точки зрения философии синергетики конструктивистская, творческая деятельность человека имеет естественные ограничения в виде собственных путей эволюции сложных систем, спектров их структур-аттракторов, которые определяются внутренними свойствами самих сложных систем, самого окружающего мира. Не все, что угодно, можно осуществить, сконструировать, построить, а только то, что согласовано с внутренними тенденциями». (Основания синергетики [1,2])

«Искусство научного управления – это эволюция, а не изобретение». Ф.У. Тейлор Концепции системного управления Периоды развития экономики Основоположники Тектология - общенаучная концепция организационного (системообразующего) подхода к изучению любой системы в природе и человеческой деятельности Эпоха индустриализации (начало 20-го века) Александр Александрович Богданов (настоящая фамилия Малиновский, 1873 – 1928, политический деятель, врач, философ, экономист ) Кибернетика - науку об общих закономерностях построения управляющих систем и о процессах управления Эпоха информатизации (середина и конец 20-го века) Винер Норберт ( , американский кибернетик), Уильям Росс Эшби ( , английский кибернетик, психиатр по образованию), Валентин Федорович Турчин ( , российский и американский кибернетик) и др. Синергетика - междисциплинарное направление научных исследований, в рамках которого изучаются процессы перехода от хаоса к порядку и обратно (процессы самоорганизации и самодезорганизации) в открытых нелинейных средах самой различной природы Эпоха саморегуляции и творчества (конец 20-го и начало 21-го века) Хакен Герман (род. 12 июля 1927г., немецкий физик-теоретик), Илья Романович Пригожин ( , бельгийский и американский физик и химик российского происхождения), Сергей Павлович Курдюмов ( , математик, чл.- корр. РАН) и др. Стандартизация Стандарт Системное управление Синергетика – теоретическая основа построения системы корпоративных стандартов - СКС 1. Ведущие параметры системного управления предприятием

Предприятие - сложная открытая социальная система – СОСС Система Открытая социальная система НаименованиеОпределение ВеществоМатериальная продукция предприятия - продукты, изделия и т.п. Энергия Общая количественная мера различных форм деятельности предприятия. В экономике мерой стоимости продукции предприятия и всеобщим эквивалентов являются деньги. ИнформацияСведения, передаваемые людьми устным, письменным или другим способом; обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом, автоматом и автоматом и т.п. Между причиной и следствием, между действием и результатом в СОСС существует нелинейная – сложная связь

Собственные пути эволюции сложных систем Аттракторы: мортидо M (путь самодезорганизации – странный аттрактор), либидо L (путь самоорганизации – цель эволюции) Развитие предприятия (СОСС) определяется не сколько прошлым, историей, традициями системы, сколько будущим, структурами-аттракторами эволюции [2]. Ведущими параметрами, играющими роль аттракторов L– параметров естественного устойчивого состояния СОСС, притягивающего множество «траекторий» её развития, предлагается считать: 1) «Целеполагание системы» - условие формирования СОСС; 2) «Баланс иерархии метасистемных переходов и гетерархии взаимосвязи компонентов системы» - условие интеграции и кросфункционального взаимосодействия компонентов СОСС; 3) «Завершенность и саморегуляция функций системы» - условие успешного окончания целенаправленных действий СОСС полезным результатом; 4) «Срединный Путь - соответствие и умеренность режима функционирования системы» - условие поддержания гомеостаза – динамического равновесия СОСС, препятствующего её дезинтеграции.

«Человек в своей организующей деятельности является только учеником и подражателем великого всеобщего организатора – природы. Поэтому методы человеческие не могут выйти за пределы методов природы и представляют по отношению к ним только частные случаи». А.А. Богданов

«Осел, знающий дорогу, стоит большего, чем прорицатель, гадающий наугад». Гюго Виктор Мари Притягивающими к себе ориентирами – целями для предприятия, т.е. его аттракторами являются его потребности. УровниПотребности человека по А. Маслоу [3]Потребности предприятия по В.А. Латышеву [1] 3. Мета- потребности Потребность в самоактуализации (в выявлении и развитии личных возможностей с «выходом за их осознаваемые пределы», выполнение своего предназначения) Потребность в автопоэзисе (творческая эволюция и создание системы-сети предприятий, высший «Путь совершенства») Когнитивные потребности или потребности в самовыражении: а) познавательные (знать, уметь, понимать, исследовать); б) эстетические (гармония, порядок, красота) А) Потребность в реализации синергетического принципа «Четырех аттракторов» («Целеполагание», «Баланс иерархии МП и гетерархии взаимодействия Б-Е», «Завершённость и саморегуляция Б-П», «Срединный Путь и взаимосодействие – синергия») Б) Потребность в лидерстве и расширении бизнеса (создание экономически самостоятельных бизнес-единиц) 2. Высшие потребности Потребность в уважении (компетентность, достижение успеха, одобрение, признание). Потребность в достижении высокого стандарта менеджмента и экономики качества (применение ИТ и стандартов ИСО) Потребности в любви и принадлежности (любить и быть любимым, принадлежать к общности) Потребность в конкурентоспособности и эффективности управления (выполнение требований технических регламентов и современных технологий) 1. Базовые потребности Потребности в безопасности (чувствовать себя защищенным, избавиться от страха) Потребность в правовой, экономической и технической безопасности (обучение и сертификация специалистов, соблюдение правил безопасности и т.п.) Физиологические (биологические, органические) потребности (голод, жажда, половое влечение и пр.) Потребность в получении прибыли, обеспечивающей существование бизнеса (получение добавочной стоимости) (МП – метасистемные переходы, Б-Е – бизнес-единица, Б-П – бизнес-процесс, ИСО – ISO – стандарт системы менеджмента качества) Стандартизация может быть малоэффективной, если её целью являются достижения очень высоких функциональных характеристик, которые возможны при значении основных параметров управления предприятием, не соответствующих выбранным стандартам «Целеполагание системы» – условие формирования СОСС

1.2. «Баланс иерархии метасистемных переходов и гетерархии взаимосвязи компонентов системы» – условие интеграции и кросфункционального взаимосодействия компонентов СОСС «Иерархия рождается из гетерархии в процессе самоорганизации сложной открытой социальной системы и наоборот». (Синергетические методы управления редевелопментом недвижимости [1]) Иерархическая структура МП в управлении СОСС на основе принципа вложенности и «операциональной замкнутости» - способности поддерживать гомеостаз бизнес-процессов и воспроизводство [1] МП - метасистемные переходы иерархической структуры предприятия

Иерархическая структура МП крупного предприятия (УК) Функциональные уровни СОСС Метасистемные переходы (МП) СОСС (предприятия) – иерархия компетенции Английское название уровней и подуровней МП Управление проектами и персоналом (стратегический уровень) Управление проектами (УПр – Дирекция) Portfolio Management (PorM) Управление персоналом (УП)Personnel Management (PerM) Управление активами и имуществом (тактический уровень) Управление активами и инвестициями (УАИ) Asset Management (AM) Управление имуществом, экономической и правовой безопасностью (УИЭПБ) Property Management (PrM) Управление инфраструктурой и производством и/или услугами (оперативный уровень) Управление инфраструктурой (УИ)Facility Management (FM) Управление комплексным обслуживанием инженерных систем и коммуникаций (УКОИСК) Facility Services (FS) Высшие уровни МП предприятия – это факторы порядка, которые являются «заказчиками» по отношению к низшим функциональным уровням – компонентам («подрядчикам»). Относительная экономическая самостоятельность бизнес-единиц обеспечивается принципами гетерархии их взаимодействия в рамках делового регламента и системы корпоративных стандартов - СКС.

Иерархическая структура МП крупного предприятия (УК) Кросс-функциональное взаимодействие подразделений УК можно представить в виде сети: Д – Дирекция (Дирекция и Управление проектами); У – Управление (Управление персоналом, Управление активами и инвестициями, Управление имуществом, экономикой и правовой безопасностью, Управление инфраструктурой, Управление комплексным обслуживанием инженерных систем и коммуникаций).

Административная структура управления УК ДирекцияУпр (PorM) Бизнес- единицы УП (PerM) Бизнес- единицы УАИ (АM ) Бизнес- единицы УИЭПБ (PrM) Бизнес- единицы УИ (FM) Бизнес- единицы УКОИСК (FS) Бизнес- единицы «Слитная» – централистическая структура социальной группы оправдана в критических – нестабильных ситуациях, когда необходимо убрать то, что менее жизнеспособно или неустойчиво в этих условиях. А.А. Богдановым предложены две основные модели структуры социальных систем [4]. «Слитная» «Чёточная» – федеративная структура социальной группы оправдана в благоприятных – стабильных ситуациях, когда необходимо расширение (количественный рост субъектов, формирующих сеть самостоятельных бизнес- единиц). Чёточная Условные обозначения: Высшая организованность Низшая организованность Любые крайности – чрезмерная централизация (жесткая иерархия) и чрезмерная децентрализация (полная гетерархия) приводят к распаду социальной группы

1.3. «Завершённость и саморегуляция функций системы» - условие успешного окончания целенаправленных действий СОСС полезным результатом «Когда, постоянно практикуя, накапливаешь добродетель, поначалу не сознаешь приносимого ею блага, но со временем она проявит себя. Если же отказываешься от правильного и идешь против истины, то не видишь от этого никакого зла, но в свое время погибнешь…» (Уроки Дзен. Искусство управления [5]) Целостная модель функциональной системы (ФС) саморегулируемого бизнес-процесса (жизненного цикла бизнес-процесса) подразделения (бизнес-единицы) на каждом иерархическом уровне метасистемных переходов (МП) предприятия подобна шестишаговой модели ФС академика Петра Кузьмича Анохина ( ) [6]. Модель ФС саморегулируемого бизнес-процесса является естественным аттрактором эволюции саморегулирующихся процессов сложной открытой системы: 1 шаг2 шаг3 шаг4 шаг (6 шаг)5 шаг6 шаг ФС бизнес-процесса предприятия ОПЫТ, МОТИВАЦИЯ И КОММУНИКАЦИЯ Мониторинг Анализ и синтез информации Принятие решений – постановка целей Планирование (оценка результатов и отклонений, коррекция плана) Реализация плана и контроль параметров результата его выполнения Отчетность – подведение итогов (цель достигнута – выход, цель не достигнута – возврат к п. 4) Мобилизующая частьРезультирующая часть

1.4. «Срединный путь – соответствие и умеренность режима функционирования системы» - условие поддержания гомеостаза – динамического равновесия СОСС, препятствующего её дезинтеграции «Кто знает меру, у того не будет неудачи. Кто знает предел, тот не будет подвергаться опасности. Он может стать долговечным». (Дао Дэ Цзин [7]) Являясь стабилизирующей частью развития предприятия, гомеостаз препятствует его дезорганизации на основе комбинации различных режимов его функционирования (В и Т) – в режиме гармонизации (Г).

Гомеостаз на предприятии «Тот, кто осуществляет Путь, которому следовали лучшие люди древности, достигает удивительных, невообразимых результатов, глубину которых невозможно постичь». (Дао Дэ Цзин [7]) Гомеостаз на предприятии – это относительное динамическое постоянство состава и свойств внутренней среды при относительной устойчивости основных бизнес-процессов. Гармонизация достигается уравновешиванием противоположностей, т.е. уравновешиванием «одного с помощью другого». Секрет «Четырех аттракторов» состоит в том, что это «Неспицефический Принцип» - стереотипное положение системного моделирования процесса возврата любых сложных открытых социальных систем на путь эволюции. Принцип Четырёх аттракторов «Целеполагание системы» - условие формирования СОСС; «Баланс иерархии метасистемных переходов и гетерархии взаимосвязи компонентов системы» - условие интеграции и кросфункционального взаимосодействия компонентов СОСС; «Завершенность и саморегуляция функций системы» - условие успешного окончания целенаправленных действий СОСС полезным результатом; «Срединный Путь - соответствие и умеренность режима функционирования системы» - условие поддержания гомеостаза – динамического равновесия СОСС, препятствующего её дезинтеграции.

2. Стандарт менеджмента на оперативном уровне предприятия « Свобода есть право делать все, что дозволено законами». Монтескье Ш. Стандартизация – это установление и применение правил с целью упорядочения деятельности в определенной области на пользу и при участии всех заинтересованных сторон. Целью стандартизации менеджмента на предприятии, по нашему мнению, является удовлетворение потребностей предприятия: базовых потребностей: повышение доходности и уровня безопасности бизнес-процессов (базовые потребности предприятия); высших потребностей: обеспечение конкурентоспособности и качества производства продукции (оказания услуг) на основе соблюдения требований ИСО, технических регламентов, норм и правил, принятых в РФ (высшие потребности предприятия); метапотребностей: лидерство в отрасли и расширение бизнеса (создание системы-сети предприятий) на основе синергетических принципов устойчивого развития предприятия (наивысшие – метапотребности предприятия).

2.1. «Целеполагание подсистемы» на оперативном уровне предприятия Минимальный набор элементов системы корпоративных стандартов (СКС) для оперативного уровня предприятия: «Видение» и «Миссия» предприятия. Дерево целей предприятия. Деловой регламент предприятия. IT-аксессуары (минимальный набор): ИС «СТРОЙ Консультант»; ИС «ТЕХЭКСПЕРТ»; ИС «1С: Предприятие» или электронные таблицы «Excel» для бюджетирования и др.

Управление инфраструктурой (оперативный уровень) в УК имеет две основные составляющие [1]: Управление активами инфраструктуры (Facilities Assets Management – FAM); Управление услугами инфраструктуры (Facilities Service Management – FSM). Структура ЭСП или УК - FAM и специализированных ЭСП или УК – FSM ЭСП (УК - FAM) Управление активами инфраструктуры Управляющий и помощник управляющего Зам. управляющего по административной работе Администраторы и вспомогательный персонал Технический директор Заместитель технического директора Юр. УИЭПБ Юрист Управление услугами инфраструктуры Специализированные ЭСП (УК - FSM) КлинингОхрана Сервисные услуги (телефон, интернет и т.п.) Техническое обслуживание и ремонт (ТОиР) инженерных систем Техническое обслуживание и ремонт зданий и их элементов Бух. УИЭПБ Экономист 2.2. «Баланс иерархии метасистемных переходов и гетерархии взаимодействия компонентов подсистемы» на оперативном уровне предприятия

Кросс-функциональное взаимодействие ЭСП : FSM FAM FSM Заказчик - Подрядчик Минимальный набор элементов системы корпоративных стандартов (СКС) для оперативного уровня предприятия: Положение о ЭСП предприятия. Дерево целей подразделения. Нормативно техническая и рабочая документация, включая технические паспорта, эксплуатационные паспорта и т.п. IT-аксессуары: в классе: ERP (Enterprise Resource Planning); EAM (Enterprise Asset Management) – DataStream 7i от компании Infor, TRIM-PMS от компании НПО «СпецТек»; CAFM/CIFM (Computer Aided Facility Management / Computer Integrated Facility Management) – ValMaster FM от компании Интехнедвижимость, Visual FM от компании Loy&Hutz, Facility Navigator от компании Ness Technologies Group; 1C-совместимые продукты – 1С:Аренда и управление недвижимостью, внедренческого центра «ЭЛИАС», «АБ: IT-Град: Управление недвижимостью 8» от компании «IT-Град» и др.

2.3. «Завершенность и саморегуляция функций подсистемы» на оперативном уровне предприятия Любой завершенный бизнес-процесс, например, процесс организации технической эксплуатации (ТЭ) инженерных систем (ИС) - технического обслуживания и ремонта (ТОиР) ИС можно представить в виде алгоритма функциональной системы: 1 шаг2 шаг3 шаг4 шаг (6 шаг)5 шаг6 шаг ФС бизнес-процесса ЭСП (УК- FAM) ОПЫТ, МОТИВАЦИЯ И КОММУНИКАЦИЯ Сбор информации об ИС Подготовка технических условий (ТУ) Подготовка технического задания (ТЗ) на ТОиР ИС, тендер Заключение договора на ТОиР ИС, утверждение (корректировка) плана ТЭ Реализация плана и контроль параметров результата его выполнения Отчетность – подведение итогов (цель достигнута – выход, цель не достигнута – возврат к п. 4) Мобилизующая частьРезультирующая часть

Минимальный набор элементов системы корпоративных стандартов (СКС) для оперативного уровня предприятия: Методическое пособие по управлению проектами. Регламент делопроизводства. Регламент администрирования. Регламент управления ТЭ (ТОиР). Образцы стандартных документов: ТУ, ТЗ, Договоров и Приложений (сервис-планы, графики, карты, отчетные документы и т.п.). Положение о проведении тендеров. IT-аксессуары: MES (Management Execution System) – система; АСУЗ (Автоматизированная Система Управления Зданием); BSC (система сбалансированных показателей); IBN (Instant Business Network) - система.

2.4. «Срединный путь – соответствие и умеренность режима функционирования подсистемы» на оперативном уровне предприятия Психологическое здоровье (гармония) социума требует синергии – объединения действий, кооперации и гармонии сотрудников предприятия при их взаимодействии – коммуникации. Типология К.Г. Юнга и соционика Аушры Аугустинавичюте могут помочь разобраться в индивидуальных способностях и межличностных отношениях людей. Гармоничный режим функционирования бизнес-единиц определяется соответствующими функциональными обязанностями и компетенцией сотрудников, а также системой их мотивации и деловым регламентом предприятия. Минимальный набор элементов системы корпоративных стандартов(СКС) для оперативного уровня предприятия: Функциональные обязанности сотрудников ЭСП. Положение о мотивации. IT-аксессуары: «Типология 2011»; KPI.BZ.

3. Реализация стандарта системного управления на оперативном уровне предприятия «Ошибки замечать немного стоит: дать нечто лучшее – вот что приличествует достойному человеку». М.В. Ломоносов Алгоритм обучения и реструктуризация подразделений предприятия: ШагиРеализация 1Мониторинг Изучение информации, изложенной в концепции (видении будущего состояния функционирования подразделений предприятия) и в результатах аудита существующего состояния функционирования подразделений предприятия. Выявление отличий варианта концепции от данных аудита существующего состояния. Изучение дополнительной информации о рынке услуг коммерческой недвижимости (FM) - бенчмаркетинг. 2 Анализ информации Положение: «В каком состоянии мы находимся?» Прогноз: «Что нас ожидает при существующем положении?» Давление: «Какое воздействие на нас оказывает внешняя среда?» Выдвижение целей: «Что надо сделать?» 3Принятие решений – постановка целей Оценка целей: «Почему надо делать так, а не иначе?» Принятие решения: «Какова иерархия целей?»

Алгоритм обучения и реструктуризация подразделений предприятия: ШагиРеализация 4 (6) Планирование (оценка результатов и отклонений, коррекция плана) Выдвижение стратегии: «Как нужно действовать для достижения цели?» Выбор стратегии: «Какая стратегия наилучшая и почему?» Решение – описать стратегию достижения цели. Определение тактики: «Какие действия следует предпринять и почему?» Оперативный план: «Кто, что, когда и где должен делать?» (Оценка: «Что и как было сделано?» Коррекция плана: «Кто, что, когда и где должен откорректировать?») 5 Регуляция процесса оказания услуг – реализация плана Реализация оперативного плана: распределение функций и запуск процесса реструктуризации. 6Отчетность – подведение итогов Сбор данных о реализации плана: «Насколько параметры результата выполнения плана соответствуют запланированным мероприятиям?» При невыполнении плана – перейти к п. 4 (6). При выполнении плана подготовить отчет. «Тому, кто не беспокоится о будущем, придется беспокоиться о настоящем». Конфуций

Рекомендуемая литература 1 Латышев В.А. Синергетические методы управления редевелопментом недвижимости: Часть 1. Теоретическое обоснование целостного редевелопмента недвижимости. – М. : РУДН, – 243 с.: ил. 2 Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Основания синергетики. Человек, конструирующий себя и свое будущее. М.: КомКнига, – 232 с. (Синергетика: от прошлого к будущему.) Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Основания синергетики. Синергетическое мировидение. М.: КомКнига, – 240 с. (Синергетика: от прошлого к будущему.) 3 Маслоу А. Мотивация и личность. 3-е изд. / Пер. с англ. – СПб.: Питер, – 352 с. (Серия «Мастера психологии».) 4 Богданов А.А. Тектология: Всеобщая организационная наука. – Изд. доп., М.: Книжная редакция «Финансы», – 496 с. 5 Уроки Дзэн. Искусство управления: Пер. с англ. Коренко Р.В.– СПб.: Евразия, с. 6 Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М.: Медицина.– с. 7 Лао Цзы. Дао Дэ Цзин. СПб.: Изд. «Азбука», 1998г. – 94 с. В.А. Латышев: