«Формирование функциональных представлений у младших школьников в процессе обучения математике». Учитель начальных классов МБОУ казачьей СОШ 16 Колотилина.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Методическая система развивающего обучения математике в 1-4 классах Н. Б. ИСТОМИНА, доктор педагогических наук, профессор.
Advertisements

Развитие логического мышления в процессе игровой деятельности младших школьников Выполнила C. И. Плюснина учитель начальных классов МКОУ СОШ с УИОП
1 класс Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации.
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В ФОРМИРОВАНИИ МАТЕМАТИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ В НАЧАЛЬНОЙ И ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ Скворцова Светлана Алексеевна доктор педагогических наук ЮНПУ им.
Основные понятия в области научного-педагогического исследования 1) Проблема, объект и предмет научно-педагогического исследования 2) Цели и задачи научно-педагогического.
Стартовая диагностика для учащихся 5-х классов. По материалам МЦКО.
Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей.
Презентация рабочей программы по математике. Программа разработана на основе Примерной программы по математике федерального государственного образовательного.
Методика обучения решению простых задач Тарасова М.С., преподаватель БОУСПО "Тюкалинский ИПК"
Организация дифференцированного подхода на уроках математики при обучении младших школьников решению задач Профессиональный проект: Выполнила: Гусенкова.
« Дифференцированное обучение младших школьников в УМК « Начальная школа XXI века » на уроках математики, русского языка » « Дифференцированное обучение.
Текстовые задачи : МЕТОДИКА РАБОТЫ СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ОБОБЩЕНИЕ Подготовила: Яцура Н. И. учитель начальных классов.
«Формирование у учащихся вычислительных навыков сложения и вычитания в пределах 1000» МОАУ «СОШ 3» Учитель : Подольская Г.А. г. Бузулук 2013 г.
Г.Дзержинский учебный год. Регулярное применение ИКТ – путь к повышению качества знаний. МОУ «Средняя общеобразовательная школа 1»
Семинар учителей начальных классов Формирование навыка решения задач у младших школьников.
С математической точки зрения палочки это множество, на котором легко обнаруживаются отношения эквивалентности и порядка. В этом множестве скрыты многочисленные.
Механизм формирования УУД средствами учебного предмета «Математика» в УМК «Перспективная начальная школа». Механизм формирования УУД средствами учебного.
ТАБЛИЧНОЕ УМНОЖЕНИЕ (Соответствующие случаи деления)
МОУ «Харанжинская СОШ» Организация самостоятельной работы на уроках математики ( из опыта работы учителя математики Сарджанц О.М.)
Использование результатов регионального мониторинга качества начального общего образования при подготовке к ВПР по математике»
Транксрипт:

«Формирование функциональных представлений у младших школьников в процессе обучения математике». Учитель начальных классов МБОУ казачьей СОШ 16 Колотилина Ольга Михайловна

Формирование функциональных представлений у младших школьников в процессе обучения математике Функция – одно из фундаментальных понятий в математике, а функциональная идея является одной из определяющих идей развития школьного курса математики. Велика роль функции как мощного аппарата в познании процессов, происходящих в реальном мире. Знание функциональных зависимостей помогает найти ответы на разнообразные вопросы - от расшифровки памятников древности до управления сложнейшими производственными процессами. Через понятие функции в математике моделируются реальные диалектические процессы, изменения, движения, взаимозависимости. Понятие функциональной зависимости является одним из ведущих в математической науке, поэтому сформированность этого понятия у учащихся представляет важную задачу в целенаправленной деятельности учителя по развитию математического мышления и творческой активности детей.

Формирование функциональных представлений у младших школьников в процессе обучения математике Материал начального математического курса содержит достаточное количество примеров, на которых можно разъяснить зависимость одной величины от другой. К ним, в частности, относятся: задачи на составление и решение уравнений, оптимизационные и комбинаторные задачи, задачи с величинами, находящимися в прямой и обратной зависимости, задачи с использованием таблиц, числовой оси и координатной плоскости. Изучение арифметических операций, увеличения и уменьшения числа на несколько единиц или в несколько раз, зависимости между компонентами и результатами арифметических действий, решение задач на нахождение четвертого пропорционального, на связь между скоростью, временем и расстоянием; ценой, количеством и стоимостью; массой отдельного предмета, их количеством и общей массой; производительностью труда, временем и работой, с одной стороны, лежат в основе формирования понятия функции, а с другой - изучаются на основе функциональных понятий.

Формирование функциональных представлений у младших школьников в процессе обучения математике Объектом исследования является процесс формирования у младших школьников функциональных представлений при обучении математике. Предметом исследования являются содержание, методические условия формирования у учащихся начальных классов функциональных представлений в курсе математики. Цель исследования – теоретическое обоснование, разработка и экспериментальная проверка системы уроков по математике, обеспечивающих эффективное формирование функциональных представлений у младших школьников.

Формирование функциональных представлений у младших школьников в процессе обучения математике Формирование функциональных представлений у младших школьников будет более эффективным, если на уроках математики использовать логически обоснованную систему заданий с функциональным содержанием, связанных с поэтапностью умственных действий учащихся: 1. Раскрыть понятие функции в математической литературе. 2. Определить роль и место работы по формированию функциональных представлений в курсе математики начальной школы в соответствии с действующими программами. 3. Выявить методические условия, способствующие формированию у учащихся начальной школы функциональных представленений. 4. Определить уровень сформированности функциональных представлений у учащихся 2 класса. 5. Разработать и проверить систему уроков по математике, направленных на формирование функциональных представлений у учащихся 2 класса.

Формирование функциональных представлений у младших школьников в процессе обучения математике

Учитывая возрастные особенности детей, полезно предлагать упражнения в занимательной (игровой) форме. Например: Антоша и Гоша играли в такую игру: поочередно записывали числа в ряды, причем, Гоша должен по одному и тому же правилу каждый раз отвечать на ход Антошки: Какие числа должен записать Гоша в свободные клетки? В этой задаче представлена функция у = х - 2. Антоша Гоша763

Формирование функциональных представлений у младших школьников в процессе обучения математике На констатирующем этапе учащимся были предложены задания: Задание 1. Представьте 12 в виде суммы двух слагаемых. Задание 2. Реши разными способами: За 3 ч токарь изготовил 12 деталей. Сколько часов потребуется токарю на изготовление 36 деталей, если он будет работать с той же производительностью? Задание 3. Миша старше Димы на 3 года, а Оля старше Миши на 2 года. Кто из детей старше: Оля или Дима, и на сколько? Задание 4. Закончи ряды чисел: а) б) Задание 5. Реши разными способами: Велосипедист, двигаясь со скоростью 12 км/час, проехал расстояние от А до В за 6 ч. Сколько времени потратит велосипедист на обратный путь, если будет ехать со скоростью 24 км/час.

Формирование функциональных представлений у младших школьников в процессе обучения математике Для формирования функциональных представлений учащихся нами были применены следующие приемы: -сочетание словесности действий учителя с практикой выполнения ученика; -дозировка времени (объяснение длилось не более 3-5 минут); -использование эмоционального тона; повторное объяснение (с участием детей); чтение по учебнику; использование приемов контроля и самоконтроля.

Формирование функциональных представлений у младших школьников в процессе обучения математике Задание 1 В воскресенье трое друзей Даша, Маша и Катя решили пойти в парк. Они пришли к каруселям. По правилам в карусели 2 места. Чтобы никому не было обидно, девочки решили: каждый должен покататься одинаковое число. Какое решение они нашли? Задание 2 Закончи ряд чисел: 1, 2, 4, 8,.... 2, 3, 4, 5, 6,.... Задание 3 Катя старше Оли на 2 года, а Миша старше Кати на 4 года. Кто из детей старше: Миша или Оля, я на сколько? Задание 4 За 6 ч повар изготовил 24 пирожных. Сколько часов потребуется повару на изготовление 48 пирожных, если он будет работать с той же производительностью? Задание 5 Поезд, двигаясь со скоростью 40 км/час, проехал расстояние от А до В за 6 ч. Сколько времени потратит поезд на обратный путь, если будет ехать со скоростью 80 км/час.

Формирование функциональных представлений у младших школьников в процессе обучения математике 23%-результаты усвоения знаний на констатирующем этапе эксперимента 49%- результаты усвоения знаний на заключительном этапе эксперимента

Формирование функциональных представлений у младших школьников в процессе обучения математике Для более плодотворной деятельности учителя, направленной на эффективную подготовку по формированию функциональных представлений, необходимо: - наличие в курсе математики заданий на соответствия, закономерности и зависимости; -наличие в содержании курса математики понятий, необходимых для осознанного усвоения понятия функции; -создание проблемных ситуаций в процессе усвоения программного содержания; -использование учебных заданий, в основу которых положены приемы выбора, сравнения, преобразования и конструирования; -использование ситуационных задач.

Спасибо за внимание.