Развитие системы профессионального образования: вызовы и направления развития Кирилл Васильев Всемирный банк.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Москва 12 ноября 2015 Возможности и вызовы предпринимательского образования в ВУЗе А.К. Клюев Директор института государственного управления и предпринимательства.
Advertisements

Федоров М.В., вице-президент СОСПП, ректор ФГБОУ ВПО «УрГЭУ» д.г.-м.н., д.э.н., профессор Основные концептуальные направления развития трудовых ресурсов.
Повышение качества трудовых ресурсов – основа развития инновационной экономики Вице-президент СОСПП, ректор ФГБОУ ВПО «УрГЭУ» д.г.-м.н., д.э.н., профессор.
1 11 Итоги 2009 года: комплексная модернизация начального профессионального образования Алтайского края – неизбежная стратегия развития образования региона.
КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РФ ДО 2020 ГОДА РОССИЯ 2009.
Зарубежная трудовая миграция и ее роль в обеспечении потребности в трудовых ресурсах на российском рынке труда Парикова Наталья Владимировна, Младший научный.
28 июня 2012 года О состоянии трудовых ресурсов Кировской области и обеспечении экономики области квалифицированными кадрами Мачехин Георгий Николаевич,
Формирование кадрового потенциала экономики Санкт-Петербурга в современных условиях Дмитрий Семёнович Чернейко, председатель Комитета по труду и занятости.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА (ДОПОЛНЕНИЯ и ИЗМЕНЕНИЯ) к проекту «Развитие государственно-частного партнерства в системе профессионального образования (создание.
L/O/G/O Совершенствование системы кадрового обеспечения экономического развития края Новиков Виктор Васильевич- руководитель агентства труда и занятости.
Технологические и управленческие инновации в корпоративном секторе промышленности: источники и основные компоненты лидерства. На примере предприятий обрабатывающей.
Министерство образования и науки Красноярского края Подготовка конкурентоспособных рабочих и специалистов среднего звена в контексте реализации инвестиционных.
Пешина Э.В. проректор по научной работе ФГБОУ ВПО «УрГЭУ» д.э.н., профессор УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МИРОВОЙ ОПЫТ УЧЕТА ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОСТИ.
Экономический рост и развитие. Экономический рост – это долговременное увеличение реального объема валового внутреннего продукта (ВВП) как в абсолютных.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА развития образования в Республике Казахстан до 2020 года ( проект ) ( Доклад на ШППМ ) Подготовлено Малон Л. В.
2 ГЛАВНАЯ ПРОБЛЕМА Несоответствие требованиям рынка труда Несоответствие требованиям рынка трудаПРИЧИНЫ: – Система образования – сама заказчик и исполнитель.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Программы стратегического развития учреждений ВПО Г.В.Шепелев Директор Департамента развития профессионального.
Развитие регионов АИРР в зеркале рейтинга инновационных регионов И. Бортник 23 апреля 2014 г. г. Казань.
Схема соотношения материальной и нематериальной составляющих в себестоимости продукта в зависимости от вида деятельности компании Стратегия промышленного.
1. Определить последовательность проезда перекрестка
Транксрипт:

Развитие системы профессионального образования: вызовы и направления развития Кирилл Васильев Всемирный банк

Глобальные вызовы - 1 Индекс глобальной конкурентоспособности, сопоставимый уровень экономического развития BRICS Литва - 44Китай - 26 Литва - 44Южная Африка - 50 Мексика – 58Бразилия - 53 Турция – 59Индия - 56 Латвия - 64 Россия - 66

Глобальные вызовы - 2 Индекс развития ИКТ Международного союза электросвязи (ICT Development Index, IDI), 2010, 152 страны 3 сопоставимый уровень экономического развития Эстония - 33 Литва - 35 Польша - 38 Латвия - 40 Россия – 47 (2002: 52)

Глобальные вызовы - 3 Индекс экономики, основанной на знаниях (Knowledge Economy Index), 2012, 145 стран 4 сопоставимый уровень экономического развития BRICS Эстония - 19 Литва - 32 Латвия - 37 Польша - 38 Россия – 55 (2000: 64) Бразилия - 60, Южная Африка - 67 Китай – 84 Индия - 110

Экономический рост Конкурентоспособность приводит к росту Россия: ежегодный рост ВВП около 7% в гг. 3,5 % в Сыграл роль кризис, но и условия и факторы роста поменялись. 5

Фактор роста: труд Рост до кризиса 2008 года рост был преимущественно обусловлен (и ограничен) расширением ресурсной базы: до 66% роста ВВП на душу населения было обусловлено увеличением отработанных часов. 6

Фактор роста: труд \ демография 7 Источники: Росстат и Federal Service for Sate Statistics of the Russian Federation, U.S. Census Bureau Прогноз роста рабочей силы

Возможности восполнения за счет миграции ограничены 8 Средние результаты PISA для стран, отправляющих трудовых мигрантов в Россию, по странам с учетом объемов миграции Note: The size of bubbles is proportional to the population who arrived in Russia during PISA scores are projected from TIMSS 2007 scores (for Armenia & Ukraine) when available or using GDP per capita in PPP 2005 International dollars (for Tajikistan, Uzbekistan, Turkmenistan and Belarus). Source: World Bank staff calculations from PISA, TIMSS, World Bank indicators and migration data from Household survey

Фактор роста: капитал В Индексе Всемирного банка по ведению бизнеса (Doing Business) Россия в 2013 году среди 185 стран оказалась на 112-м месте – улучшив свое положение в сравнении с предыдущими годами: в гг. – с 118 по 124. – Это хуже, чем результаты большинства стран с сопоставимым уровнем экономического развития (Эстония - 21, Латвия - 25, Литва - 27, Польша - 55) и части стран BRICS (Южная Африка - 39, Китай - 91), – и только Бразилия и Индия заняли места ниже и 132, соответственно. 9

Фактор роста: производительность 10 Производительность труда и использование трудовых ресурсов (2010) Источник: ОЭСР

Структура экономики Как правило, низкая производительность означает использование устаревших технологий, неэффективность производственных процессов, организации бизнеса, низкий уровень инноваций, коммерциализации, непродуктивную среду, и пр. 11 Источник: Структура ВВП по отраслям. CIA World Factbook // Структура ВВП в ОЭСР и BRICS, 2010 г. Добавленная стоимость по секторам, как доля совокупной добавленной стоимости в производстве, %

Структура экономики: диверсификация 12 ВВП по отраслям, добавленная стоимость, % Источник: Всемирный банк (Индикаторы мирового развития) Сельское хозяйство Промышленность Услуги

Инновации 13 Доля предприятий, внедряющих технологические инновации, в общей численности предприятий (%) Источник: ВШЭ, 2011

Инновации 14 БразилияРоссияИндияКитайЮАР Валовые расходы на НИР (GERD) в ВВП, % Частные расходы (бизнес) на НИР (GERD) в ВВП, % Расходы промышленности на НИР (GERD) в ВВП, % Патенты на млн населения Научные публикации на млн населения % фирм, производящих новую для рынка продукцию % фирм, внедряющих нетехнологические инновации % патентов с иностранным софинансированием % НИР профинансированных из за рубежа Исследователей на 1000 занятых Доля дипломов по естественным наукам и инженерным специальностям % населения в возрасте с третисным образованием (СПО и выше) Вложения и отдача от исследований и разработок для стран BRICS (2008) Source: OECD Science, Technology and Industry Outlook 2010, Science and Innovation. Organization for Economic Co-operation and Development

Стратегии-2020: акцент на инновациях (факт) 2015 (прогноз) 2020 (прогноз) Высокотехнологичные сектора11,113,017,0 Нефть и газ16,613,712,7 Добывающий сектор7,37,37,07,06,96,9 Транспорт4,94,94,44,44,14,1 Торговля17,117,217 Прочие4344,642,3 Итого добавленная стоимость100 Доля добавленной стоимости по секторам экономики Источник: Минэкономразвития РФ

Запрос к системе профобразования предъявляет: 1.Необходимость повышения производительности труда (как основной драйвер роста) 2.Заказ на рост инновационности (качественная характеристика и ресурс для роста экономики) 16

Спрос на навыки 17 Тенденции в динамике рутинных и нерутинных задач, стоящих перед работниками в США, гг. Источник: Autor, Levy, and Murnane Данные обновлены в 2002 г. Дэвидом Аутором. Не рутинные когнитивные (аналитические) Не рутинные когнитивные (управленческие) Не рутинные ручные, механические Рутинные когнитивные Рутинные ручные, механические

Неадекватные навыки и образование – ключевая проблема, ограничивающая рост российских фирм г.2008 г.2012 г. Налоговые ставки221 Коррупция332 Навыки и уровень образования работников413 Доступ к финансам684 Макроэкономическая нестабильность 5 Электроэнергия1346 Транспорт1297 Система сбора налогов1108 Организованная преступность 9 Доступ к земле105 Преступность, воровство и беспорядки8611 Получение лицензий и разрешений на предпринимательскую деятельность Таможенные и торговые правила913 Трудовое законодательство1114 Суды71215 Телекоммуникации147- Ист: BEEPS At-A-Glance 2008, Russia, The World Bank Group

Высокий уровень полученного образования 19 Взрослое население по уровням полученного образования, %, 2009 год Источник: OECD Education at a Glance 2011, OECD Ниже среднего Среднее (вкл. НПО) Третичное (СПО+ВПО и выше)

Проблема навыков в России 1.Для роста экономики необходимы не только профессиональные навыки, но и: – навыки, связанные с коммуникаций, взаимодействием, совместной работой (социальные и поведенческие навыки) – навыки, связанные с умением решать проблемы, нестандартно мыслить (когнитивные навыки высокого порядка). 2.Эти навыки задействованы сейчас на рабочих местах, их активно ищут работодатели, но их по-прежнему не хватает. 3.Особенно этих навыков не хватает инновационным фирмам – драйверу инновационного роста. 4.Востребованные навыки успешно формируются в начальной школе, однако с продвижением по уровням образования разрыв / несоответствие между потребностями и предложением навыков существенно возрастает. 5.Текущие возможности системы образования по устранению дефицита сильно ограничены. 20

Каких навыков не хватает специалистам? 21

Международный опыт 1.Структурная перестройка содержания и технологий профобразования 2.Устранение информационной асимметрии 3.Стимулы для повышения роли частного сектора – стимулы для включение в управление – стимулы для привлечения большего частного финансирования – стимулы для предоставления услуг по профподготовке 4.Стимулы для системы ПО 22

СПАСИБО Кирилл Васильев 23

Приложения 24

1. Содержание подготовки-СПО: молодежь (до выхода на рынок) 1.Качественное среднее \ базовое образование. 2.Возраст начала программ профобразования – не ранее 16 лет ( не раньше чем будут сформированы базовые когнитивные навыки и функциональная грамотность). 3.В профессиональном цикле – отсутствие ранней специализации, нет выбора профессии в самом начале обучения. – В начале обучения в профессиональном цикле должно происходить развитие общепрофессиональных навыков. – Возможности пробовать себя в профессиях. – Быстрое освоение профессии на заключительном этапе обучения. 4.Вертикальные и горизонтальные связи и траектории для студентов и выпускников ПО. 5.Конкуренция: большой выбор программ профобразования и провайдеров. 25

1. Содержание подготовки: взрослое население 1.Короткие программы 2.Центры подготовки, приближенные к работодателям 3.Возможность получить высокую квалификацию в процессе подготовки или повысить квалификацию в течение 6-12 месяцев 4.Конкуренция: большой выбор программ профподготовки и провайдеров. 26

2. Информация: системы сбора статистики и мониторинга рынка труда для развития образования 27 Система образования УчрежденияУровни обр.Программы Выпускники (отсев, продолжительность, …) Повышение квалификации Рынок труда Вероятность трудоустройства ЗарплатаКарьераПрофессияГеография

2. Информация: Чили, Колумбия, США Информация о доходах и занятости выпускников (налоговая служба, пенсионный фонд, мониторинговые обследования, специальные обследования, опросы). Подробная информация о показателях приема, выпускниках и профессорско-преподавательском составе. Информация о показателях отчисления, продолжительности обучения. Информация о предложении образовательных услуг. Стоимость обучения. В Чили около 40% выпускников школ поступают на программы технического и профессионального обучения (СПО) – рост с 14% за 3 года. 28

3. Стимулы для участия бизнеса в управлении СПО Страновые, региональные, отраслевые советы по навыкам с широкими полномочиями работодателей (гос финансирование) : – содержание программ, – оценка качества, – распределение финансирования, – обеспечение практики, стажировок. Концессии и прямое управление организациями ПО Совместные учебно-производственные центры. Включение в систему оценки качества: – сертификация квалификаций, – аккредитация программ. 29

3. Стимулы для роста вложений частного сектора Целевые Фонды развития навыков – Приоритетные отрасли, сектора Индивидуальные ваучеры Финансирование результата – возмещение затрат на подготовку кадров Целевые сборы с ФОТ: экономия на масштабе, профессиональные провайдеры, софинансирование государства 30

3. Стимулы для участия бизнеса в профподготовке Передача бизнесу заказа на обучение персонала СПО \ колледжей. Софинансирование государством программ подготовки взрослого населения на базе корпоративных учебных центров. Партнерства колледжей с «корпоративными университетами». 31

4. Стимулы для системы ПО Приоритетные специальности – приоритетное финансирование. Повышающие коэффициенты КЦП. Автономия во взаимодействии с работодателями. 32

СПАСИБО Кирилл Васильев 33

Приложения 34

Источники финансирования 35 Государственные Частные ПредприятиеЧастное лицо 1. ДО ПРИЕМА НА РАБОТУ ( ) 2. В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ Доучивание / «доводка» работников Повышение квалификации работников 3. ПРОГРАММЫ ПО АКТИВАЦИИ РЫНКА ТРУДА Повышение квалификации недостаточно квалифицированных или малоопытных работников Обучение молодежи для рынка труда Обучение взрослого населения при смене работы (поиске новой)

Государственное финансирование 36 % Бюджета Министерства образования, выделяемый на профессиональное обучение Эфиопия Малави Непал Бангладеш Сенегал Малайзия Конго Гана Сингапур Чили Мексика Мозамбик Коста-Рика Китай Индонезия Вьетнам Израиль % Бюджета Министерства образования в отношении профессионального обучения Бюджеты стран на профобразование, % бюджета на образование: -от 1% (Эфиопия, Непал), -до 5% (Сингапур), 6% (Мексика) -13,5% (Вьетнам), 14,5% (Израиль). -Россия - 8% в 2010.

Министерство труда Национальное агентство по обучению [Трёхсторонняя комиссия] ВСЕ ФИРМЫ Сеть институтов профессионального обучения, находящихся в собственности НАО СБОРЫ БЮДЖЕТ Обученные работники 37 Сборы, формирующие прибыль Латиноамериканская модель

Схема налогов на проф.обучение Налог Фирмы, применяющие гранты Все фирмы Грант на обучение Фонд Обучающая фирма – освобожденная от налога Необучающая фирма Фонд Налог Схема освобождения от сборов (обучай или плати) 38 Налоги на проф. обучение

ВОЗРАСТ / КАРЬЕРА (начало карьеры) «удовлетворенный спрос» Рынок труда запас навыков требуемые навыки требуемые навыки Середина карьеры ВНЕШНИЕ ТРЕБОВАНИЯ (показатели «спроса») Знакомство с рынком труда PISA PIRLS, TIMSS «дефицит» Образовательные результаты

Investment climate (the enabling environment) - Macroeconomic conditions - Rule of law - Competition policy - Governance and corruption - Security - Level of competition Economic Growth Physical capital Adjusted for - Capacity utilization Vintage of capital Human capital Labor adjusted for - Education - Training - Skills Productivity (TFP) & Innovation - Acquiring global knowledge and technology - Creating knowledge and technology through own efforts (without R&D or through R&D) - Disseminating and using existing in-country knowledge and technology Capital marketLabor market