НАУЧНЫЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОРОДСКИХ АГЛОМЕРАЦИЙ Москва, 18 ноября 2011 г. Научно-практическая конференция МАГ А.С.ПУЗАНОВ генеральный.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОРОДСКИМИ АГЛОМЕРАЦИЯМИ Москва, 26 апреля 2012 г. Н.Б. КОСАРЕВА президент фонда «Институт экономики города»
Advertisements

Как управлять развитием Московской городской агломерации Попов Р.А., заместитель директора направления «Муниципальное экономическое развитие», Институт.
Делимитация и расчёт развитости городских агломераций Лекция 3.
Модели управления городскими агломерациями (международный опыт) Лекция 6.
1 ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МЕЖМУНИЦИПАЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ВОЗМОЖНЫЕ ФОРМЫ МЕЖМУНИЦИПАЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА. МЕЖМУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ,
Долгосрочная целевая Программа «Обращение с отходами потребления на территории Пермского края на годы» Законодательным Собранием Пермского края.
Предпосылки для формирования систем управления агломерациями в современной России Лекция 7.
Цель, задачи и структура службы занятости населения.
Г. Москва 18 июня 2013 г. Директор Департамента дополнительного образования детей, воспитания и молодёжной политики Минобрнауки России А.Э. Страдзе О МЕРАХ.
Бюджетная реформа и развитие межбюджетных отношений на региональном и муниципальном уровнях Министерство финансов Удмуртской Республики Институт реформирования.
ТЕМЫ ПРЕЗЕНТАЦИЙ ПО РЭиУ (задания для заочного обучения)
Программа поддержки Беларуси Федерального Правительства Германии Институт экономики Национальной академии наук Беларуси Развитие Местных повесток-21 в.
Инвестиционные возможности в России. Перспективы и риски инструментов ГЧП федерального и регионального уровня Директор Института региональной политики.
Промежуточные результаты, отражающие опыт практической деятельности общеобразовательных учреждений по внедрению механизмов нормативного финансирования.
О практике преобразования муниципалитетов на примере Губахинского муниципального района путём объединения городских и сельских поселений Глава Губахинского.
«Уральское созвездие» концепция Заместитель Председателя Правительства Свердловской области Высокинский Александр Геннадьевич © Департамент по местному.
Об особенностях формирования системы стратегического планирования регионального развития в соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2014 г. 172-ФЗ.
ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ на проекты комплекс ов мер по модернизации системы общего образования в муниципальных образованиях Костромской области Департамент.
МИССИЯ АССОЦИАЦИИ ГОРОДОВ ШТАТА ВАШИНГТОН Повышение уровня профессиональной компетентности специалистов органов местного самоуправления. Развитие созданных.
Федеральный закон от 06 октября 2003 г. 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
Транксрипт:

НАУЧНЫЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОРОДСКИХ АГЛОМЕРАЦИЙ Москва, 18 ноября 2011 г. Научно-практическая конференция МАГ А.С.ПУЗАНОВ генеральный директор фонда «Институт экономики города»

Критерии выделения городских агломераций КритерийМетодика ИГРАНМетодика ЦНИИПград Унифицированная методика Крупного- родские ГА Большего- родские ГА Численность населения центра не менее 250 тыс. чел. не менее 100 тыс. чел.не менее 250 тыс. чел. не менее 100 тыс. чел. Временная доступность от окраин до центра не более 1,5 часане более 2 часовне более 1,5 часа не более 1 часа Доступность от периферийных больших и средних городов до центра ____ не более 0,5 часа (от больших и средних) не более 0,5 часа (от средних) Количество городских населенных пунктов агломерационной зоны не менее 5не менее 3не менее 4 Совокупная численность населения городов-спутников не менее 50 тыс. чел.____ Численность городского населения в ГА ____не менее 110 тыс. чел.____ Доля населения городских населенных пунктов агломерационной зоны ____не менее 10% от общей численности городского населения ____ Коэффициент развитости ГА (агломеративности) не менее 1не менее 0,1не менее 1не менее 2

ГА мира с численностью населения более 20 млн. чел. (на 1 октября 2011 г.) Город – ядро агломерации СтранаЧисленность населения, млн. чел. 1ТокиоЯпония34,4 2ГуанчжоуКитай25,4 3СеулРеспублика Корея25,2 4ШанхайКитай24,9 5ДелиИндия23,5 6Мумбаи (Бомбей)Индия23,2 7МехикоМексика23,0 8Нью-ЙоркСША22,0 9Сан-ПаулуБразилия21,0 10МанилаФилиппины20,4 По

Источники: данные Госкомстата РФ, расчеты авторов 4 Городские агломерации России в 2007 г. (по П.Поляну и Т.Вавиловой) Всего в России от 50 до 100 ГА Унифицированная методика делимитации: всего – 52 крупногородские ГА 83% ГА – в Европейской России; на Дальнем Востоке – только одна ГА в 25 субъектах федерации ГА нет большинство городов людностью более 300 тыс. чел. – ядра ГА

Динамика соотношения численности населения ГА России в гг Общая численность населения ГА, млн. чел. 58,966,966,667,1 Численность населения ядер ГА, млн. чел. 41,646,446,747,2 Доля населения ядер ГА в общей численности населения ГА, % 70,669,470,170,3 Специфика России – пропорциональный рост ядер ГА и агломерационной зоны

Современные тенденции в развитии крупных городских агломераций От количественного роста – к усложнению взаимосвязей внутри ГА От централизованности – к децентрализации От вертикальных связей – к горизонтальным От агломераций – к надагломерационным формам расселения

Мифы вокруг ГА ГА – противоестественные образования, нарушающие нормальный ход урбанизации Наличие ГА – фактор решения социально-экономических проблем региона ГА можно и нужно «создавать» ГА возникают естественным путём, это закономерная стадия урбанизации Наличие ГА ничего не решает, они порождают как позитивные, так и негативные последствия ГА практически невозможно искусственно создать «с нуля» – но можно и нужно управлять их развитием МифыРеальность

Модели управления развитием ГА Одноуровневые модели: ГА как единое муниципальное образование – унитарная модель ГА как совокупность муниципальных образований – договорная модель Двухуровневые модели: муниципальная государственно-муниципальная

Примеры реализации унитарной модели управления ГА В основном – развивающиеся страны (Шанхайская ГА – 13 млн. чел, один уровень управления) На Западе – чаще всего результат слияния (Торонто, Виннипег (Канада)) Торонто: преимущества объединения не очевидны Виннипег: объединение «не успевает» за агломерационными процессами

Пример договорной модели Буэнос-Айресская ГА: автономный город Буэнос-Айрес + 24 муниципалитета (partidos) практически все услуги предоставляются частными компаниями с различным территориальным охватом единое планирование отсутствует, развитие ГА регулируется исключительно законами рынка результат – огромные контрасты в обеспеченности муниципальных образований внутри ГА основными благами некоторые муниципалитеты группируются в «регионы» внутри ГА для совместного решения общих проблем

Традиционные функции уровней в двухуровневой модели Планирование Инвестиционная политика Управление транспортом Социальная поддержка населения Утилизация отходов Культура (частично) Среднее образование Благоустройство и рекреация Сбор отходов Пожаротушение Сбор большей части налогов Налоговая политика – инструмент выравнивания финансовой обеспеченности территорий внутри ГА

Государственно-муниципальная модель управления ГА Близка к двухуровневой, но верхний уровень – государственный (региональный) Государство не стимулирует и не принуждает муниципалитеты к кооперации, а непосредственно управляет ими Различные формы организации: Города федерального значения Германии (Берлин, Гамбург, Бремен) Де-факто: Лондон в гг. (вопросы развития ГА решались государством) В США – Метрополитенский Совет городов Миннеаполис и Сент-Пол (велика роль штата)

Возможные формы управления городскими агломерациями в России Административное объединение муниципальных образований в рамках ГА (к унитарной модели) Формирование «надагломерационного» уровня управления (к двухуровневой модели) Стимулирование межмуниципального сотрудничества (к договорной модели)

Двухуровневая модель управления ГА в России Чисто муниципальная форма («французская модель») – невозможна (в настоящее время нет правовой базы) Государственно-муниципальная форма – через создание административных округов (ст. 5 ФЗ-184)

Государственно-муниципальная форма управления ГА в России Популярность у региональных руководителей – высока Опасность фактического огосударствления местного самоуправления Проблема внедрения – отсутствие законодательно закреплённых механизмов

Договорная модель управления ГА в России Законодательно допускается, но нормативно- правовая база не проработана Потенциально возможные формы: Создание межмуниципальных хозяйственных обществ в форме ООО (ст ФЗ) Заключение межмуниципальных соглашений Покупка услуг одними муниципалитетами у других Магистральная идея – развитие межмуниципальной кооперации (ММК)

Красноярский опыт Губернатор края и главы администраций 7 муниципалитетов ГА подписали соглашение о совместной реализации инвестпроекта «Комплексное развитие Красноярской агломерации до 2020 года»: Создание госпредприятия – корпорации «Красноярск – 2020» Разработка и общественное обсуждение «Стратегии социально-экономического развития Красноярской агломерации до 2020 года» Разработка комплексной Схемы территориального планирования Красноярской агломерации Выбор формы управления ГА