Методическая разработка урока по истории Отечества в 11 классе по теме: Восстановление народного хозяйства после войны. 1946-1953 гг.. Выполнено учителем.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1. Экономика СССР после войны 2. Развитие промышленности 3. Развитие сельского хозяйства 4. Итоги развития.
Advertisements

Каковы последствия Второй мировой и Великой Отечественной войн для СССР ? 1.Огромные людские потери – 27 млн. человек. 2.Значительные материальные потери:
1. Экономика СССР после войны 2. Развитие промышленности 3. Развитие сельского хозяйства 4. Итоги развития Домашнее задание: И.Р. - §36 Ковалькова Н.Н.
История России XX век Восстановление экономики.. Экономика СССР после войны Война унесла человеческих жизней. Разрушено 1710 городов
Народное хозяйство после войны Война привела к колоссальным материальным и людским потерям нашей страны.27 млн убитых и 2 млн инвалидов.Сокращение посевных.
Кадры советской послевоенной кинохроники. Восстановление экономики СССР после Великой Отечественной войны. Кадры послевоенной советской кинохроники.
Тема: «Послевоенное восстановление народного хозяйства»
Каковы последствия Великой Отечественной войны для СССР ? 1.Огромные людские потери – 27 млн. человек. 2.Значительные материальные потери: - более 1710.
Демократическая альтернатива 1946 года 1.Подготовка 4 пятилетнего плана на 1946 – 1950 гг. (рук. Госплана Н.Вознесенский). 2.Обсуждение проекта новой Конституции.
Тема Переход от войны к миру. Основные даты: голод в СССР, унесший жизни более чем 1 млн. человек четвертый пятилетний план 1949 создание.
Гражданская война и интервенция завершилась победой большевиков. Но в 1921 году большевики отказались от политики «военного коммунизма». Главные вопросы.
СССР в послевоенное десятилетие Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Курский государственный медицинский.
г.г. Восстановление экономики после Великой Отечественной войны
Тема урока: СССР на путях форсированной модернизации.
1. Оценить экономический ущерб за военный период для СССР. 2.Определить итоги и причины быстрого восстановления экономики страны. 3.Отметить противоречивый.
Тест по истории (9 класс) по теме: Тест по теме : "НЭП".
- ПОЗНАКОМИТЬ УЧАЩИХСЯ С ПОЛИТИЧЕСКИМИ И ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ПРОЦЕССАМИ В СССР Г.; - СФОРМИРОВАТЬ У УЧАЩИХСЯ ПОНИМАНИЕ СЛОЖНЫХ ЗАДАЧ КОТОРЫЕ СТОЯЛИ.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Клюквинская средняя общеобразовательная школа Верхнекетский район Томская область УРОК ИСТОРИИ В.
Тема урока: Основные направления общественно- политического и государственного развития СССР в е годы ХХ в. Развитие экономики СССР в конце х.
Прошли года. Деревья умерщвленные С нежданной силой ожили опять, Живые ветки выдали, зеленые… А. Твардовский.
Транксрипт:

Методическая разработка урока по истории Отечества в 11 классе по теме: Восстановление народного хозяйства после войны гг.. Выполнено учителем истории МОУСОШ 2 с. Успенского Потапенко М.Н.

Восстановление народного хозяйства после войны 1946 – 1953гг.

Урок лабораторное занятие с элементами практической работы. План: I. Ущерб, нанесенный войной экономике. II. Хроника экономической жизни. III. Дискуссии по развитию экономики.

Цель урока: Цель урока: Проанализировать документальный и статистический материал и на его основе сделать выводы об экономическом развитии страны в послевоенное время. Проанализировать документальный и статистический материал и на его основе сделать выводы об экономическом развитии страны в послевоенное время.

Рабочий лист урока. Проблемное задание Четвертый пятилетний план ( гг.) стал планом «восстановления и развития народного хозяйства СССР». Планировалось превзойти предвоенный уровень развития промышленности на 48%, сельского хозяйства на 27%. Сталин характеризовал задачи страны так:

«... восстановить пострадавшие районы страны, восстановить довоенный уровень промышленности и сельского хозяйства и затем превзойти этот уровень в более или менее значительных размерах. В ближайшее время будет отменена карточная система, особое внимание будет обращено на расширение производства предметов широкого потребления, на поднятие жизненного уровня трудящихся путем последовательного снижения цен на товары, на широкое строительство научно-исследовательских институтов...»

Выполняя задания лабораторной работы, подберите статистический материал и иные факты, свидетельствующие о выполнении задач пятилетки. Какие задачи на деле не были решены? Почему?

Статистический материал I. Ущерб, нанесенный народному хозяйству СССР войной СССР потерял 30% национального богатства (679 млрд. руб. в ценах 1941г.) Полностью разрушены 1710 городов и поселков, более 70 тыс. сел и деревень, 6 млн. зданий, 32 тыс. предприятий, 65 тыс. км железнодорожных путей. Розничный товарооборот составлял 43% от довоенного уровня. Численность рабочих и служащих сократилась до 87%. Разорено 98 тыс. колхозов и 1876 совхозов. В аграрных районах число трудоспособных сократилось на треть.

Таблица 1 Перестройка народного хозяйства 1944г.1945г.1946г.1947г. Военные расходы в текущих ценах(млрд. руб.) 137,7128,773,767 Военные расходы в расходах бюджета Военные расходы в расходах бюджета52%43%24%18% Доля военной продукции в производстве 51%--11% Доля гражданской продукции в производстве Доля гражданской продукции в производстве14%--66%

Таблица 2 Промышленное производство в ценах гг., млрд. руб. Виды промышленност и Валоваяпродукция Группа А Группа Б Военная техника

Таблица 3 Заработки и цены Средняя зарплата рабочих и служащих Индекс зарплаты 152,2534,99,413,615,919,7 Индекс цен 15,92,253,6-14,6-37,821,0 Отношение индекса зарплаты к индексу цен 10,8510,830,30,650,20,420,94

Таблица 4 Экономическая дискуссия середины 40- х гг. Дискуссионные Идеи Сохранение и укрепление командной экономики Допущение элементов смешанной экономики. Сторонники Л. Берия, Г. Маленков Н. Вознесенский, А.Жданов, Н. Родионов Сущность взглядов Ускоренное развитие тяжелой промышленности, военно- промышленной базы СССР, Ускоренное развитие тяжелой промышленности, военно- промышленной базы СССР, жесткая централизация экономики жесткая централизация экономики Равномерное развитие группы А и группы Б, допущение частного мелкотоварного производства и сферы услуг, ослабление централизации.

II. Хроника экономической жизни 1946 г. Приняты постановления, «направленные на предотвраще­ние текучести рабочей силы на промышленных предприятиях» (препятствовали переходу рабочих с предприятия на предприятие в поисках наиболее выгодной работы). Повышены нормы выработки в промышленности. По постановлению «О мерах по ликвидации нарушений устава сельскохозяйственной артели в колхозах» ведется борьба с «разбазариванием колхозных земель» и возвращение «при­своенных колхозниками» земель в колхозы (за гг. возвращено 10,6 млн. га). Закупочные государственные цены на сельскохозяйственную продукцию были ниже, чем в 1940 г.(для зерновых они составляли 1/7 себестоимости производства).

1947 г. Повышены показатели пятилетнего плана. Разворачивается коллективизация в Прибалтике, Западной Украине и Западной Белоруссии, Молдавии. На Украине, в Молдавии, Нижнем Поволжье, Крыму, Центральной России население голодает (около миллиона голодающих погибло). 4 июня приняты указы о наказании за «посягательство на государственную или колхозную собственность» (от 5 до 25 лет лагерей). Отменена карточная система, проведена конфискационная денежная реформа г. Повышены показатели пятилетнего плана. Разворачивается коллективизация в Прибалтике, Западной Украине и Западной Белоруссии, Молдавии. На Украине, в Молдавии, Нижнем Поволжье, Крыму, Центральной России население голодает (около миллиона голодающих погибло). 4 июня приняты указы о наказании за «посягательство на государственную или колхозную собственность» (от 5 до 25 лет лагерей). Отменена карточная система, проведена конфискационная денежная реформа.

1948 г. Принят сталинский план преобразования природы, проекты строительства крупных гидроэлектростанций. Повышены налоги и сборы с индивидуальной торговли на рынке, налоги на приусадебные участки. Крестьянам «рекомендовано» продать мелкий скот государству. Выселяются в отдаленные районы лица, «злостно уклоняющиеся от трудовой деятельности в сельском хозяйстве». Проведена сессия ВАСХНИЛ, разгромившая генетику как «лженауку» г. Принят сталинский план преобразования природы, проекты строительства крупных гидроэлектростанций. Повышены налоги и сборы с индивидуальной торговли на рынке, налоги на приусадебные участки. Крестьянам «рекомендовано» продать мелкий скот государству. Выселяются в отдаленные районы лица, «злостно уклоняющиеся от трудовой деятельности в сельском хозяйстве». Проведена сессия ВАСХНИЛ, разгромившая генетику как «лженауку».

1950 г. Проведена дискуссия в «Правде» о достоинствах и недостатках таких форм организации труда в колхозе, как звено (небольшое, чаще всего включало родственников) и бригада. Ее вывод: звено укрепляет индивидуализм и противоречит коллективному сознанию, поэтому самостоятельные звенья упразднены. Идет укрупнение колхозов (было 252 тысячи, к концу 1952 г. стало 94 тысячи) г. Проведена дискуссия в «Правде» о достоинствах и недостатках таких форм организации труда в колхозе, как звено (небольшое, чаще всего включало родственников) и бригада. Ее вывод: звено укрепляет индивидуализм и противоречит коллективному сознанию, поэтому самостоятельные звенья упразднены. Идет укрупнение колхозов (было 252 тысячи, к концу 1952 г. стало 94 тысячи).

1951 г. Н.С. Хрущев впервые выступил с проектом создания агрогородов г. Н.С. Хрущев впервые выступил с проектом создания агрогородов.

1952 г. Выходит работа Сталина «Экономические проблемы социализма в СССР» г. Выходит работа Сталина «Экономические проблемы социализма в СССР».

Задание 1 На основании таблицы 1 объясните, в чем заключалась конверсия (перевод военной экономики на выпуск гражданской продукции). На основании таблицы 2 укажите, когда фактически началась конверсия. Оцените результаты перестройки экономики на мирный лад. Задание 1 На основании таблицы 1 объясните, в чем заключалась конверсия (перевод военной экономики на выпуск гражданской продукции). На основании таблицы 2 укажите, когда фактически началась конверсия. Оцените результаты перестройки экономики на мирный лад.

Задание 2 Ознакомьтесь с её основными идеями, высказанными при обсуждении четвертого пятилетнего плана (как они представлены в таблице 4),Какая позиция представляется вам наиболее обоснованной с экономи­ческой точки зрения? Наиболее выгодной для трудящихся? Задание 2 Ознакомьтесь с её основными идеями, высказанными при обсуждении четвертого пятилетнего плана (как они представлены в таблице 4),Какая позиция представляется вам наиболее обоснованной с экономи­ческой точки зрения? Наиболее выгодной для трудящихся?

Задание3 Используя приведенные высказывания, объясните, какая точка зрения победила в дискуссии о развитии экономики и почему. Из речи Сталина на предвыборном собрании избирателей Сталинского избирательного округа г. Москвы 9 февраля 1946 г.: Задание3 Используя приведенные высказывания, объясните, какая точка зрения победила в дискуссии о развитии экономики и почему. Из речи Сталина на предвыборном собрании избирателей Сталинского избирательного округа г. Москвы 9 февраля 1946 г.:

«...Партия намерена организовать новый мощный подъем народного хозяйства, который дал бы нам возможность поднять уровень нашей промышленности, например, втрое по сравнению с довоенным уровнем. Нам нужно добиться того, чтобы наша промышленность могла производить ежегодно до 50 млн. тонн чугуна, до 600 млн. тонн стали, до 500 млн. тонн угля, до 60 млн. тонн нефти. Только при этом условии можно считать, что наша Родина будет гарантирована от всяких случайностей. На это уйдет, пожалуй, три новых пятилетки, если не больше. Но это дело можно сделать и мы должны его сделать».

Из работы Сталина « Экономические проблемы социализма в СССР » (1952 г.): Из работы Сталина « Экономические проблемы социализма в СССР » (1952 г.):

«Необходимо... путем постепенных переходов... поднять колхозную собственность до уровня общенародной собственности, а товарное обращение тоже путем постепенных переходов заменить системой продуктообмена, Чтобы центральная власть или другой какой-либо общественно- экономический центр мог охватить всю продукцию общественного производства в интересах общества... Нельзя добиться ни изобилия продуктов.., ни перехода к формуле «каждому по потребностям», оставляя в силе такие экономические факторы, как колхозно- групповая собственность, товарное обращение и т. п.».

Задание 4 Используя хронику экономической жизни, докажите или опровергните мнение, что экономическая политика государства в гг. - «логическое завершение... линии, проводившейся после отказа от НЭПа» (Н. Верт). Дайте общую оценку этой политике. Задание 4 Используя хронику экономической жизни, докажите или опровергните мнение, что экономическая политика государства в гг. - «логическое завершение... линии, проводившейся после отказа от НЭПа» (Н. Верт). Дайте общую оценку этой политике.

Задание 5 На основании хроники экономической жизни, охарактеризуйте положение колхозников в послевоенные годы. Примите во внимание, что 33 млн. колхозников, кормивших двухсотмиллионное население страны, систематически недоедали или голодали. Для того, чтобы купить кило­грамм масла, колхозник должен был отработать 60 трудодней. В Курской области на трудодень колхозники получали 4 копейки, в Калужской и Тульской1 копейку. В среднем, колхозники в начале 50-х гг. получали-16,4 рубля в месяц (почти в 4 раза меньше рабочих и служащих). Задание 5 На основании хроники экономической жизни, охарактеризуйте положение колхозников в послевоенные годы. Примите во внимание, что 33 млн. колхозников, кормивших двухсотмиллионное население страны, систематически недоедали или голодали. Для того, чтобы купить кило­грамм масла, колхозник должен был отработать 60 трудодней. В Курской области на трудодень колхозники получали 4 копейки, в Калужской и Тульской1 копейку. В среднем, колхозники в начале 50-х гг. получали-16,4 рубля в месяц (почти в 4 раза меньше рабочих и служащих).

Задание 6 Сделайте выводы на основании таблицы 3.

Задание 7 В 1948 г. государство объявило о 20%-ном снижении цен на алкогольные напитки, парфюмерию и косметику, витамины, мотоциклы, велоси­педы, а на табак и автомобили «Москвич» на 10%. Было объявлено о дальнейшем ежегодном снижений цен. Используя хронику экономической жизни, статистические данные, сведения о принудительном труде, об уровне оплаты сельскохозяйственной продукции, объясните механизм снижения цен в 40- начале 50-х гг. Задание 7 В 1948 г. государство объявило о 20%-ном снижении цен на алкогольные напитки, парфюмерию и косметику, витамины, мотоциклы, велоси­педы, а на табак и автомобили «Москвич» на 10%. Было объявлено о дальнейшем ежегодном снижений цен. Используя хронику экономической жизни, статистические данные, сведения о принудительном труде, об уровне оплаты сельскохозяйственной продукции, объясните механизм снижения цен в 40- начале 50-х гг.

Задание 8 Как решался жилищный вопрос в городах СССР? Что такое «коммуналка», «барак», «казарма»?

Задание 9 (дополнительное, выполняется по желанию) Прочитайте отрывки из стихотворения В. Высоцкого «Баллада о детстве». Какие события детства запомнились автору? Как могли они повлиять на судьбы детей? Прочитайте все стихотворение и проверьте свою гипотезу.

Все жили вровень, скромно так, Система коридорная, На тридцать восемь комнаток - Всего одна уборная. Здесь зуб на зуб не попадал, Не грела телогреечка, Здесь я доподлинно узнал, Почем она копеечка.

И било солнце в три луча, Сквозь дыры крыш просеяно, На Евдоким Кирилыча И Гисю Моисеевну. Она ему: «Как сыновья?» «Да без вести пропавшие! Эх, Гиська, мы одна семья Вы тоже пострадавшие!

Вы тоже пострадавшие, А значит обрусевшие: Мои без вести павшие, Твои безвинно севшие». Маскировку пытался срывать я: Пленных гонят чего ж мы дрожим?! Возвращались отцы наши, братья По домам по своим да чужим. Вы тоже пострадавшие, А значит обрусевшие: Мои без вести павшие, Твои безвинно севшие». Маскировку пытался срывать я: Пленных гонят чего ж мы дрожим?! Возвращались отцы наши, братья По домам по своим да чужим.

У тети Зины кофточка. С драконами да змеями, To y Попова Вовчика Отец пришел с трофеями. Трофейная Япония, Трофейная Германия... Пришла страна Лимония, Сплошная Чемодания!

Взял у отца на станции Погоны, словно цацки, я, А из эвакуации Толпой валили штатские. Осмотрелись они, оклемались, Похмелились потом протрезвели. И отплакали те, кто дождались, Недождавшиеся отревели.

Было время - и были подвалы, Было дело и цены снижали, И текли, куда надо, каналы, И в конце, куда надо, впадали. Было время - и были подвалы, Было дело и цены снижали, И текли, куда надо, каналы, И в конце, куда надо, впадали.

В конце урока проверяется выполнение проблемного задания. Учитель подводит класс к выводу о противоречивости послевоен­ного времени. Это были годы массового подвига миллионов людей, сумевших восстановить разрушенное хозяйство, возродить страну, испытывая огромные бытовые трудности. И, вместе с тем, послевоенные планы и формы развития экономики были состав­ляющей частью тоталитарной системы.

Домашнее задание Подготовиться к обсуждению следующих проблем: 1. Пути восстановления и развития экономики: возможные, альтернативы и выбор Сталина. 2. Каков был уровень жизни советских людей после войны? Домашнее задание Подготовиться к обсуждению следующих проблем: 1. Пути восстановления и развития экономики: возможные, альтернативы и выбор Сталина. 2. Каков был уровень жизни советских людей после войны?