Введение комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) Зам.директора по УР МБОУ СОШ 2 г.Лысково Ложкина Е.В.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
« «Основы религиозных культур и светской этики». 1.Основы православной культуры 2.Основы исламской культуры 3.Основы буддийской культуры 4.Основы иудейской.
Advertisements

План вводного родительского собрания. 1. Содержание предмета обеспечит знакомство учащихся с духовными традициями многоконфессионального народа России,
В федеральный государственный образовательный стандарт введена образовательная область – «Духовно-нравственная культура народов России» Курс «Основы религиозных.
Автор концепции курса «Основы религиозных культуры и светской этики» – Данилюк Александр Ярославович, советник директора Федерального института развития.
Основы религиозных культур и светской этики. Родительское собрание на тему «Выбор модуля ОРКСЭ» МОУ «СОШ 37» г. Магнитогорска г.
Введение комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) Зам.директора средней школы 2 г.Лысково Ложкина Е.В.
ОРКиСЭ Ключевая задача современной государственной образовательной политики Российской федерации Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина.
Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» в начальной школе.
Родительское собрание в ГБОУ СОШ ФГОС.
Структура и основное содержание комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Родительское собрание в 4-х классах по выбору модуля в учебном курсе «Основы религиозных культур и светской этики»
Россия – многонациональная страна. С 2012 года во всех субъектах осуществляется введение в общеобразовательных учреждениях нового предмета «Основы религиозных.
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ О введении учебного курса образовательной области «Основы религиозных культур и светской этики»
Концепция и структура комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
« Основы религиозных культур и светской этики » Цель курса – формирование у младших подростков мотиваций к ОСОЗНАННОМУ НРАВСТВЕННОМУ ПОВЕДЕНИЮ, основанному.
КУРС «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» В 4 КЛАССАХ В УЧЕБНОМ ГОДУ.
ОРКСЭ Ключевая задача современной государственной образовательной политики Российской федерации Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина.
Основы религиозных культур и светской этики. Учебный курс ОРКСЭ включает в себя 6 модулей:
Родительское собрание г.. 1. Федеральные государственные стандарты нового поколения 2. Учебный курс «Основы религиозных культур и светской.
4 класс (1 час в неделю) «Основы религиозных культур и светской этики»
Транксрипт:

Введение комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) Зам.директора по УР МБОУ СОШ 2 г.Лысково Ложкина Е.В.

История вопроса По итогам встречи с лидерами религиозных организаций в Барвихе Московской области 21 июля 2009 года Президент России Д.А. Медведев дал поручение Правительству Российской Федерации обеспечить введение с 2010 года в школах 18 субъектов РФ нового предмета - основ религиозных культур и светской этики По итогам встречи с лидерами религиозных организаций в Барвихе Московской области 21 июля 2009 года Президент России Д.А. Медведев дал поручение Правительству Российской Федерации обеспечить введение с 2010 года в школах 18 субъектов РФ нового предмета - основ религиозных культур и светской этики

Поручение президента от Пр 2009: Поручение президента от Пр 2009: «Прошу обеспечить решение организационных и финансовых вопросов, касающихся введения в 2010 году в 18-ти субъектах Российской Федерации, а с 2012 года во всех субъектах Российской Федерации в общеобразовательных учреждениях новых предметов: основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур и основы светской этики для изучения учащимися по их выбору или по выбору их родителей (законных представителей)» «Прошу обеспечить решение организационных и финансовых вопросов, касающихся введения в 2010 году в 18-ти субъектах Российской Федерации, а с 2012 года во всех субъектах Российской Федерации в общеобразовательных учреждениях новых предметов: основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур и основы светской этики для изучения учащимися по их выбору или по выбору их родителей (законных представителей)» Решение Президента

Поручение Правительства от ВП-П Минобрнауки России, Минфину России, Минэкономразвития России,Минрегиону России «Прошу с участием заинтересованных религиозных организаций обеспечить выполнение поручения Президента Российской Федерации Д.А. Медведева от 2 августа 2009 г. Пр-2009 и представить согласованные предложения с проектом доклада Президенту Российской Федерации»

Исполнение поручений Распоряжением Правительства РФ от Распоряжением Правительства РФ от Утвержден план мероприятий по апробации в годах комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики», включающего основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики Утвержден план мероприятий по апробации в годах комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики», включающего основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики Определен перечень субъектов, участвующих в апробации комплексного учебного курса Определен перечень субъектов, участвующих в апробации комплексного учебного курса Минобрнауки России поручено заключить соглашения о взаимодействии по вопросам апробации комплексного учебного курса с органами управления образованием субъектов РФ Минобрнауки России поручено заключить соглашения о взаимодействии по вопросам апробации комплексного учебного курса с органами управления образованием субъектов РФ (При получении положительных результатов с 2012 года курс будет преподаваться во всех школах Российской Федерации на постоянной основе.) (При получении положительных результатов с 2012 года курс будет преподаваться во всех школах Российской Федерации на постоянной основе.)

Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Задачи учебного курса ОРКСЭ: 1. Знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики ; 2. Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества ; 3. Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно - смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы ; 4. Развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Основные идеи введения комплексного курса Главное предназначение - воспитание порядочных, терпимых, честных граждан, которые с интересом относятся к окружающему миру, с уважением относятся ко взглядам и убеждениям своих согражданГлавное предназначение - воспитание порядочных, терпимых, честных граждан, которые с интересом относятся к окружающему миру, с уважением относятся ко взглядам и убеждениям своих сограждан При реализации данной идеи необходимо проявлять: открытость, деликатность, доброжелательность, терпениеПри реализации данной идеи необходимо проявлять: открытость, деликатность, доброжелательность, терпение Выбор учащихся и родителей должен быть добровольнымВыбор учащихся и родителей должен быть добровольным Преподавать должны светские педагогиПреподавать должны светские педагоги Преподавание должно осуществляться по светским учебным пособиямПреподавание должно осуществляться по светским учебным пособиям

Межпредметные связи По месту в учебном плане и по содержанию курс ОРКСЭ служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников По месту в учебном плане и по содержанию курс ОРКСЭ служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников Курс ОРКСЭ дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир», с которым знакомятся учащиеся основной школы Курс ОРКСЭ дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир», с которым знакомятся учащиеся основной школы Курс ОРКСЭ предваряет начинающееся изучение предмета «История» Курс ОРКСЭ предваряет начинающееся изучение предмета «История»

Курс основы религиозных культур и светской этики включает в себя модули : Основы православной культуры ; Основы православной культуры ; Основы исламской культуры ; Основы исламской культуры ; Основы буддийской культуры ; Основы буддийской культуры ; Основы иудейской культуры ; Основы иудейской культуры ; Основы мировых религиозных культур ; Основы мировых религиозных культур ; Основы светской этики. Основы светской этики.

Курс имеет не вероучительный, а культурологический характер ; Содержание всех модулей группируется вокруг трёх базовых национальных ценностей : 1) Отечество 2) Семья 3) Культурная традиция. На этих базовых ценностях будет осуществляться воспитание детей в рамках нового курса ; Новый курс организован таким образом, что школьники, выбравшие для систематического изучения определённый модуль, получат общие представления и о содержании других модулей ;

Примерная структура учебных пособий Курс рассчитан на две школьные четверти: последнюю четверть 4 класса и первую четверть 5 класса Курс рассчитан на две школьные четверти: последнюю четверть 4 класса и первую четверть 5 класса Все шесть учебных пособий состоят из 2-х частей: для 4 класса из 8 тематических разворотов, для 5 класса из 9 тематических разворотов. На каждый разворот от 1 до 3 уроков (всего не более 34 часов) Обе части каждого пособия содержательно связаны Каждая из частей представляет собой завершенное пособие Все учебные пособия по всем 6 модулям имеют примерно одинаковую структуру, отражающую важнейшие основания религиозных культур и светской этики, связанные с духовно нравственным воспитанием

Учебный модуль «Основы православной культуры» Россия – наша Родина. Россия – наша Родина. Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Священное Писание. Священное Писание и Священное Предание. Во что верят православные христиане. Что говорит о Боге и мире православная культура. Что говорит о человеке православная культура. Христианское учение о спасении. Добро и зло в православной традиции. Христианская этика: заповеди блаженства. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Добродетели и страсти. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Спаситель. Жертвенная любовь. Победа над смертью. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Православные Таинства. Символический язык православной культуры. Христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство). Православный календарь, его символическое значение. Почитание святых. Праздники. Христианская семья и ее ценности. Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Священное Писание. Священное Писание и Священное Предание. Во что верят православные христиане. Что говорит о Боге и мире православная культура. Что говорит о человеке православная культура. Христианское учение о спасении. Добро и зло в православной традиции. Христианская этика: заповеди блаженства. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Добродетели и страсти. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Спаситель. Жертвенная любовь. Победа над смертью. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Православные Таинства. Символический язык православной культуры. Христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство). Православный календарь, его символическое значение. Почитание святых. Праздники. Христианская семья и ее ценности. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Учебный модуль «Основы исламской культуры» Россия – наша Родина. Россия – наша Родина. Введение в исламскую духовную традицию. Культура и религия. Пророк Мухаммад – образец человека и учитель нравственности. Жизнеописание Пророка Мухаммада. Проповедническая миссия Пророка Мухаммада. Прекрасные качества Пророка Мухаммада. Священный Коран и Сунна как источники нравственности. Общие принципы ислама и исламской этики. Столпы ислама и исламской этики. Исполнение мусульманами своих обязанностей. Обязанности мусульман. Для чего построена и как устроена мечеть. Мусульманское летоисчисление и календарь. Ислам в России. Семья в исламе. Нравственные основы семьи в исламе. Нравственные ценности ислама: сотворение добра, отношение к старшим, дружба, гостеприимство, любовь к отечеству, миролюбие. Забота о здоровье в культуре ислама. Ценность образования и польза учения в исламе. Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности проведения. Искусство ислама. Введение в исламскую духовную традицию. Культура и религия. Пророк Мухаммад – образец человека и учитель нравственности. Жизнеописание Пророка Мухаммада. Проповедническая миссия Пророка Мухаммада. Прекрасные качества Пророка Мухаммада. Священный Коран и Сунна как источники нравственности. Общие принципы ислама и исламской этики. Столпы ислама и исламской этики. Исполнение мусульманами своих обязанностей. Обязанности мусульман. Для чего построена и как устроена мечеть. Мусульманское летоисчисление и календарь. Ислам в России. Семья в исламе. Нравственные основы семьи в исламе. Нравственные ценности ислама: сотворение добра, отношение к старшим, дружба, гостеприимство, любовь к отечеству, миролюбие. Забота о здоровье в культуре ислама. Ценность образования и польза учения в исламе. Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности проведения. Искусство ислама. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Учебный модуль «Основы буддийской культуры» Россия – наша Родина. Россия – наша Родина. Ведение в буддийскую духовную традицию. Культура и религия. Будда и его Учение. Буддийский священный канон. Буддийская картина мира. Добро и зло. Ненасилие и доброта. Любовь к человеку и ценность жизни. Милосердие и сострадание. Отношение к природе. Буддийские святые. Будды. Семья в буддийской культуре и ее ценности. Буддизм в России. Основы буддийского Учения и этики. Человек в буддийской картине мира. Буддийские символы. Буддийский храм. Буддийские святыни. Буддийский календарь. Праздники в буддийской культуре. Искусство в буддийской культуре. Священные буддийские сооружения. Буддийские ритуалы. Ведение в буддийскую духовную традицию. Культура и религия. Будда и его Учение. Буддийский священный канон. Буддийская картина мира. Добро и зло. Ненасилие и доброта. Любовь к человеку и ценность жизни. Милосердие и сострадание. Отношение к природе. Буддийские святые. Будды. Семья в буддийской культуре и ее ценности. Буддизм в России. Основы буддийского Учения и этики. Человек в буддийской картине мира. Буддийские символы. Буддийский храм. Буддийские святыни. Буддийский календарь. Праздники в буддийской культуре. Искусство в буддийской культуре. Священные буддийские сооружения. Буддийские ритуалы. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Учебный модуль «Основы иудейской культуры» Россия – наша Родина. Россия – наша Родина. Введение в иудейскую духовную традицию. Культура и религия. Тора – главная книга иудаизма. Сущность Торы. «Золотое правило Гилеля». Письменная и Устная Тора. Классические тексты иудаизма. Патриархи еврейского народа. Евреи в Египте: от Йосефа до Моше. Исход из Египта. Получение Торы на горе Синай. Пророки и праведники в иудейской культуре. Храм в жизни иудеев. Назначение синагоги и ее устройство. Суббота (Шабат) в иудейской традиции. Субботний ритуал. Молитвы и благословения в иудаизме. Добро и зло. Иудаизм в России. Основные принципы иудаизма. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь. Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев. Совершеннолетие в иудаизме. Ответственное принятие заповедей. Еврейский дом – еврейский мир: знакомство с историей и традицией. Знакомство с еврейским календарем: его устройство и особенности. Еврейские праздники: их история и традиции. Ценности семейной жизни в иудейской традиции. Праматери еврейского народа. Введение в иудейскую духовную традицию. Культура и религия. Тора – главная книга иудаизма. Сущность Торы. «Золотое правило Гилеля». Письменная и Устная Тора. Классические тексты иудаизма. Патриархи еврейского народа. Евреи в Египте: от Йосефа до Моше. Исход из Египта. Получение Торы на горе Синай. Пророки и праведники в иудейской культуре. Храм в жизни иудеев. Назначение синагоги и ее устройство. Суббота (Шабат) в иудейской традиции. Субботний ритуал. Молитвы и благословения в иудаизме. Добро и зло. Иудаизм в России. Основные принципы иудаизма. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь. Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев. Совершеннолетие в иудаизме. Ответственное принятие заповедей. Еврейский дом – еврейский мир: знакомство с историей и традицией. Знакомство с еврейским календарем: его устройство и особенности. Еврейские праздники: их история и традиции. Ценности семейной жизни в иудейской традиции. Праматери еврейского народа. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Учебный модуль «Основы мировых религиозных культур» Россия – наша Родина. Россия – наша Родина. Культура и религия. Возникновение религий. Древнейшие верования. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира: Веды, Авеста, Трипитака, Тора, Библия, Коран. Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Добро и зло. Возникновение зла в мире. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад. Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве. Календари религий мира. Праздники в религиях мира. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий. Культура и религия. Возникновение религий. Древнейшие верования. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира: Веды, Авеста, Трипитака, Тора, Библия, Коран. Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Добро и зло. Возникновение зла в мире. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад. Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве. Календари религий мира. Праздники в религиях мира. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Учебный модуль «Основы светской этики» Россия – наша Родина. Россия – наша Родина. Культура и мораль. Этика и ее значение в жизни человека. Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества. Ценность родства и семейные ценности. Семейные праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Нравственный образец богатыря. Дворянский кодекс чести. Джентльмен и леди. Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Мораль защитника Отечества. Порядочность. Интеллигентность. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит «быть нравственным» в наше время? Добро и зло. Долг и совесть. Честь и достоинство. Смысл жизни и счастье. Высшие нравственные ценности. Идеалы. Принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Этикетная сторона костюма. Школьная форма – за и против. Образование как нравственная норма. Человек – то, что он из себя сделал. Методы нравственного самосовершенствования. Культура и мораль. Этика и ее значение в жизни человека. Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества. Ценность родства и семейные ценности. Семейные праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Нравственный образец богатыря. Дворянский кодекс чести. Джентльмен и леди. Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Мораль защитника Отечества. Порядочность. Интеллигентность. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит «быть нравственным» в наше время? Добро и зло. Долг и совесть. Честь и достоинство. Смысл жизни и счастье. Высшие нравственные ценности. Идеалы. Принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Этикетная сторона костюма. Школьная форма – за и против. Образование как нравственная норма. Человек – то, что он из себя сделал. Методы нравственного самосовершенствования. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.