Стратегия деятельности Администрации Томской области по развитию системы общего образования на 2006-2010 гг. Согласовано Глава Администрации (Губернатор)

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Показатели необходимости развития рынка дошкольных образовательных услуг на территории МО «город Оренбург» Муниципальные ДОУ (99,2%) Негосударственный.
Advertisements

«О формировании бюджетной заявки по отрасли «Образование» в условиях подготовки доклада о результатах и основных направлениях деятельности» Комитет общего.
Комплексный проект модернизации образования субъектов РФ Федеральная поддержка субъектов РФ, внедряющих комплексные проекты модернизации образования.
1 Комплекс мер по модернизации системы общего образования в МАОУ «Григоровская ООШ» в 2012 году 2012 Докладчик: С. Н. Яснова, директор МАОУ «Григоровская.
Заведующая сектором дошкольного образования департамента образования и науки Наталья Валентиновна Гребёнкина, к.п.н. Департамент образования и науки Тюменской.
1 НОВАЯ МОДЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ По результатам реализации региональных комплексных проектов модернизации образования Организация-оператор Институт проблем образовательной.
УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г р К О Н Ц Е П Ц И Я долгосрочного социально-экономического развития.
«Стандарт качества муниципальных образовательных услуг »
1 Система дошкольного образования 52,5% - охват детей в возрасте от 1 года до 7 лет дошкольным образованием открыто 9 новых дошкольных образовательных.
Мероприятия Региональный уровеньУровень учредителя (МОУО, частные организации, индивидуальные предприниматели) Уровень Организаций Разработка и утверждение.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА Калужской области «РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ» НА ГОДЫ А.С. Аникеев министр образования и науки Калужской.
КОМПЛЕКС МЕР ПО РАЗВИТИЮ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРИМОРСКОМ КРАЕ НА ПЕРИОД 2012 – 2015 гг. ПРОЕКТ.
Внедрение новой системы оплаты труда ( по итогам семинара с заместителем руководителя Департамента образования г. Москвы Н.С. Шерри г.) 1.
Программа развития муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы 10 города Фурманова на годы «Адаптивная школа.
Новая система оплаты труда работников образования и введение НПФ повышение качества образования рассматривается как одна из приоритетных задач РКПМО.
Эффективность НСОТ и НПФ Роль и значение НСОТ и НПФ в повышении качества и результативности деятельности общеобразовательных учреждений.
Стратегические документы в сфере образования. Государственная программа РФ « Развитие образования » на годы Государственная программа РФ « Развитие.
Модернизация общего образования края: ориентиры и задачи на 2008 год Вячеслав Владимирович Башев, руководитель агентства образования Окружное совещание.
1 Первоочередные задачи на 2007/2008 учебный год Минобрнауки России сентябрь, 2007.
Начальник отдела дошкольного образования департамента образования и науки Наталья Валентиновна Гребёнкина, к.п.н. Департамент образования и науки Тюменской.
Транксрипт:

Стратегия деятельности Администрации Томской области по развитию системы общего образования на гг. Согласовано Глава Администрации (Губернатор) Томской области __________________ В.М.Кресс ____ ________________2006г. Начальник Департамента общего образования Администрации Томской области __________________ Л.Э.Глок ____ _______________2006г.

Содержание Раздел 1. Приоритеты и тенденции развития системы общего образования Томской области ( гг.) ……………………………………………………… Политика структурных и качественных изменений дошкольного образования в Томской области ( гг.) …………………………… Политика и тенденции структурных изменений системы общего образования в Томской области ( гг.) ………………………… Политика совершенствования качества общего образования в Томской области ( гг.) ……………………………………………… Политика развития системы ресурсного обеспечения общего образования области ( гг.) …………………………………………27 Раздел 2. Ключевые проблемы и стратегические цели развития общего образования в Томской области на гг. ………………………………41 Раздел 3. Приоритетные направления деятельности Департамента общего образования Администрации Томской области на период гг. (Практическая реализация стратегии развития системы общего образования) ………………………………………………………………………………46 Раздел 4. Показатели эффективности и результативности деятельности Департамента общего образования ………………………………………………51

Приоритеты и тенденции развития системы общего образования Томской области ( гг.) Раздел 1. Приоритеты и тенденции развития системы общего образования Томской области ( гг.) Доступность: Доступность: обеспечение государственных гарантий и равных возможностей получения дошкольного, общего среднего и дополнительного образования Качество: Качество: сохранение фундаментальности образования и достижение его соответствия динамично меняющимся потребностям личности, общества и государства Эффективность: Эффективность: повышение эффективности экономики образования на основе введения нормативных механизмов бюджетного финансирования образовательных услуг, привлечения и использования внебюджетных ресурсов

Политика структурных и качественных изменений дошкольного образования в Томской области ( гг.) На этапе перехода к рыночной экономике в Томской области проведена кардинальная реформа сети дошкольных образовательных учреждений (ДОУ). Главными достижениями последних лет является активное формирование видового разнообразия образовательных услуг с учетом быстро меняющихся образовательных запросов населения в воспитании и развитии детей. создание дошкольных учреждений нового типа и вида; внедрение развивающих технологий и вариативных образовательных программ; появление принципиально новых мобильных форм образования детей на базе школ и учреждений дополнительного образования; появление негосударственных ДОУ и развитие платных образовательных услуг Позитивныепроцессы:

Виды и формы дошкольного образования Томской области (на г.) Виды ДОУ и формы дошкольного образования Удельный вес ДОУ данного вида (в % к общему кол- ву ДОУ) Удельный вес обновления программ ДОУ Центр развития ребенка - детский сад %85% дошкольных образовательных учреждений Томской области внедряют современные общеобразовательные программы, развивающие игры и технологии, здоровьесберегающие технологии. Дополнительные образовательные услуги нацелены на развитие индивидуальных творческих и интеллектуальных способностей дошкольников. Детские сады компенсирующего вида и специализированные группы в ДОУ комбинированного вида помимо реализации воспитательно- образовательных задач осуществляют оздоровление и коррекцию детей с разной патологией. Детский сад общеразвивающего вида % Детский сад комбинированного вида 28 – 12% Детский сад компенсирующего вида % Детский сад присмотра и оздоровления 5 – 2% Детский сад % Начальная школа – детский сад детей Группы кратковременного пребывания детей Дошкольные группы при ОУ детей Дошкольные группы при УДО детей Групп по подготовке детей к школе детей Негосударственные ДОУ2 – 40 детей

Число мест и количество детей в дошкольных учреждениях Томской области 2000г.2001г.2002г.2003г.2004г. Число мест (всего) Кол-во детей в ДОУ (всего) Число мест (бюджетные ДОУ) Кол-во детей (бюджетные ДОУ) Вместе с тем, качественное развитие услуг дошкольного образования осуществляется на фоне обострения проблемы доступности мест в ДОУ г.Томска и отдельных сельских поселений. В настоящее время в Томской области лишь 56% детей в возрасте от 1 года до 7 лет охвачены дошкольным образованием в муниципальных, ведомственных и негосударственных дошкольных учреждениях, ещё 8% детей этого возраста воспитываются в группах кратковременного пребывания, открытых на базе школ, гимназий и учреждений дополнительного образования. В ряде муниципалитетов четко обозначилась тенденция роста очередей на получение мест в дошкольных учреждениях (г.Томск, г.Стрежевой, Асиновский, Колпашевский, Томский районы) В отдельных сельских поселениях, где закрыты не только дошкольные учреждения, но и школы, фактически ликвидирована основа для оказания услуг дошкольного образования.

Численность дошкольных учреждений и детей в ДОУ и дошкольных группах при ОУ, УДО, группах подготовки к обучению в школе (по состоянию на г.) Всего (включая ЗАТО Северск) Всего детей дошкольного возраста (от 1 до 7 лет) Число детских садов264 в них детей31796 (46,9%) Число учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста 8 в них детей (в дошкольных группах)647 (0,95%) КРОМЕ ТОГО детей, посещающих дошкольные группы, организованные: при общеобразовательных учреждениях763 (1,12%) при учреждениях дополнительного образования 1389 (2,05%) КРОМЕ ТОГО детей, посещающих группы подготовки к обучению в школе 2405 (3,55%)

Возрастное распределение детей, посещающих ДОУ От 1 до 3 лет От 3 до 6 лет летИтого Всего детей, чел Из них посещающих ДОУ, чел Охват (%) 34%71%51%55% Информация представлена муниципальными органами управления образованием по состоянию на г.

Основные признаки и факторы реально проявляющейся в Томской области «проблемы доступности дошкольного образования» Отказ многих промышленных предприятий от содержания ведомственных дошкольных учреждений; ликвидация части муниципальных ДОУ на селе по демографическим причинам. В основном по этим причинам сеть дошкольных учреждений в Томской области за последние 15 лет сократилась почти в 3 раза. Наиболее остро проблема доступности дошкольного образования проявляется в г.Томске, где мощность сети действующих дошкольных учреждений составляет лишь 50% от нормативной потребности. Отсутствие правовых и экономических механизмов, мотивирующих создание мобильных дворовых детских садов в рамках жилищного строительства. Создание таких механизмов особенно актуально для г.Томска. Недостаточный уровень социальной поддержки семей, имеющих детей в возрасте до 3-х лет, что реально ограничивает возможности воспитания детей этого возраста в семье и создаёт дополнительную нагрузку на инфраструктуру мест в ДОУ. Объективно обусловленное возрастание стоимости социальных услуг ДОУ по уходу за детьми и соответствующей оплаты этих услуг родителями. Наиболее болезненно эти факторы проявляются для малообеспеченных слоев населения. Недостаточный уровень материально-технического обеспечения муниципальных общеобразовательных учреждений, что является существенным препятствием для развития групп дошкольного образования на базе школ и гимназий.

Основные факторы, актуализирующие соответствующие направления образовательной политики Томской области в сфере дошкольного образования и воспитания детей доступность дошкольного образования оказывает позитивное влияние на увеличение рождаемости населения и преодоление негативных демографических тенденций; доступность дошкольного образования создает предпосылки для более эффективного использования в сфере экономики трудовых ресурсов наиболее дееспособной части населения; доступность дошкольного образования является одним из механизмов сглаживания социального неравенства различных слоев населения с разными доходами, а в перспективе – механизмом преодоления бедности; качество и общедоступность дошкольного образования является важнейшим условием выравнивания стартовых возможностей детей для получения полноценного общего образования. Для разрешения сложившейся в Томской области проблемной ситуации в дошкольном образовании необходимо обеспечить высокие темпы развития видового разнообразия образовательных и социальных услуг, создать принципиально новые правовые и финансовые условия для развития рыночной инфраструктуры дошкольного образования, повысить уровень адресной социальной поддержки семей, имеющих детей; создать условия для развития мобильных форм дошкольного образования на базе школ.

Политика и тенденции структурных изменений системы общего образования в Томской области ( гг.) В течение последнего десятилетия система общего образования является динамично меняющимся сектором образовательного комплекса Томской области. Существенным признаком этого развития является дифференциация типов и видов общеобразовательных учреждений, неуклонное возрастание степени вариативности образовательных программ и образовательных услуг. Сложившаяся за последние годы видовая структура общеобразовательных учреждений в целом достаточна для удовлетворения культурно-образовательных запросов и потребностей детского населения области в образовательных программах базового и повышенного уровней, в специальных (коррекционных) программах, в программах дополнительного образования, в различных формах общественного воспитания и образования детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Динамика изменения структуры типов и видов общеобразовательных учреждений Типы и виды образовательных учреждений Количество учреждений Удельный вес контингента детей (2005г.) 1995г.2000г.2005г. Государственные и муниципальные общеобразовательные учреждения общеобразовательная школы начальная ,84 основная ,07 средняя ,55 средняя школа с углубленным изучением предметов х332,65 школа-садх980,50 гимназия89119,65 лицей6972,94 вечерняя (сменная) школа15109* общеобразовательная школа-интернат3340,60 Специальные (коррекционные) учреждения всего ,53 специальная (коррекционная) школах660,68 специальная (коррекционная) школа- интернат для детей-сирот х330,25 специальная (коррекционная) школа- интернат х760,60 Детские дома101513* Негосударственные общеобразовательные учреждения всего468* без Северска

В связи со сложившейся демографической ситуацией в Томской области, как и в других регионах России, наблюдается тенденция снижения числа общеобразовательных учреждений, количества обучающихся и педагогических работников. Реструктуризация сети образовательных учреждений в течение последнего десятилетия осуществляется на плановой основе, в ходе реализации муниципальных и областных целевых программ, а также инновационных проектов, связанных с созданием муниципальных образовательных округов и культурно-образовательных комплексов. В условиях ограниченности бюджетов всех уровней именно реструктуризация обеспечивала рационализацию бюджетных затрат и дополнительные ресурсы на повышение качества образовательных услуг. Введение с 2004 года нормативных механизмов предоставления субвенции местным бюджетам на реализацию общеобразовательных программ позволила обеспечить в Томской области необходимый запас прочности для реализации общедоступного и бесплатного начального, основного и среднего (полного) общего образования в долгосрочной перспективе Тенденции развития

Число государственных и муниципальных дневных общеобразовательных учреждений Томской области и количество в них обучающихся 2000/ 2001 уч.г /2002 уч.г. 2002/ 2003 уч.г. 2003/ 2004 уч.г. 2004/ 2005 уч.г. 2005/ 2006 уч.г. Число учреждений в них обучающихся В целом по области (включая г.Северск) с 1995 года количество начальных школ сократилось со 110 до 55, количество основных – со 135 до 100, средних общеобразовательных учреждений – с 275 до 268. При этом количество обучающихся уменьшилось с человек до Кроме этого, в 2005 году в Томской области функционируют- 8 негосударственных общеобразовательных учреждений в них обучается- 548 детей В 2005 году на территории Томской области (включая г.Северск): функционируют - 53 начальных - 97 основных средних (полных) - 18 других в них обучается детей общеобразовательных учреждений всех типов и видов

Численность государственных и муниципальных дневных общеобразовательных учреждений и в них обучающихся* 1990/1991 уч.г. 1995/1996 уч.г. 2000/2001 уч.г. 2001/2002 уч.г. 2002/2003 уч.г. 2003/2004 уч.г. 2004/2005 уч.г. 2005/2006 уч.г. Число ОУ в системе общего образования Томской области, ед. (без ОУ ЗАТО Северск и НОУ) в них обучающихся, чел Число ОУ на территории Томской области ВСЕГО, ед. (включая ОУ ЗАТО Северск, без негосударственных) в них обучающихся, чел Число ОУ по Сибирскому федеральному округу, ед в них обучающихся, чел Число ОУ всего по Российской Федерации, ед в них обучающихся, чел * Информация представлена на основании данных Федеральной службы госстатистики по состоянию на 5 сентября отчетного года

Число учреждений дополнительного образования детей системы общего образования Томской области и количество детей, занимающихся в УДО 2000г.2001г.2002г.2003г.2004г.2005г. ВСЕГО УДО системы общего образования (без УДО ЗАТО Северск и др.ведомств) в них занимающихся в том числе занимающихся на базе ОУ х В течение гг. востребованной и стабильной оставалась сеть учреждений дополнительного образования (УДО). Всего в Томской области функционируют 151 УДО, из них 81 – в системе общего образования. В целом в УДО системы общего образования области занимаются детей (88% от общего количества детей школьного возраста). Эти показатели превышают среднестатистические показатели охвата детей программами дополнительного образования в Российской Федерации. С 2002 года устойчивый характер приобрела тенденция увеличения количества детей, охваченных дополнительным образованием непосредственно на базе школ. В 2005/2006 учебном году в кружках, клубах и секциях школ, лицеев и гимназий занимается 57 тыс. школьников Основным фактором усиления интеграции общего и дополнительного образования является введение механизма представления субвенции местным бюджетам на финансирование общеобразовательных учреждений.

За последние годы в Томской области удалось сформировать правовые, финансовые и социально-педагогические предпосылки для качественного обновления политики жизнеустройства и образования детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Основные факторы приоритетности и необходимости обновления политики жизнеустройства, воспитания и образования детей, оставшихся без попечения родителей в Томской области устойчиво высокие показатели удельного веса детей, оставшихся без попечения родителей; повышение уровня социальной поддержки опекунских и приёмных семей; законодательное закрепление патронатных форм воспитания детей-сирот; усиление социальной поддержки семей группы риска; неуклонное возрастание нормативных бюджетных расходов на содержание воспитанников в детских домах и школах-интернатах; высокий удельный вес детей-сирот с особыми возможностями здоровья и потребностями обучения по коррекционным программам; обострение проблем социальной адаптации в обществе выпускников детских домов и школ-интернатов для детей, оставшихся без попечения родителей Главным приоритетом этой политики является устойчивое развитие семейных форм воспитания и соответствующая оптимизация сети учреждений общественного воспитания (детских домов и школ-интернатов), а основным показателем результативности этой политики – устойчивая тенденция неуклонного увеличения доли детей-сирот, переданных на воспитание в семьи граждан.

Учет и устройство детей до 18 лет, оставшихся без попечения родителей 2000г2001г2002г2003г2004г2005г Всего детей выявлено и учтено на 01 января следующего за отчетным года в том числе устроены (в течение года): в дома ребенка, воспитательные учреждения, образовательные учреждения, лечебные учреждения социальной защиты населения и другие учреждения на полное государственное обеспечение в учреждения начального, среднего и высшего профессионального обучения, другие образовательные учреждения на полное государственное обеспечение под опеку, попечительство в приемную семью на усыновление в патронатные семьи возвращены родителям выбыли по иным основаниям Численность детских домов системы общего образования Томской области и в них воспитанников 2000г.2001г.2002г.2003г.2004г.2005г. ВСЕГО детских домов системы общего образования (без учреждений ЗАТО Северск) в них воспитанников число мест

Численность школ-интернатов системы общего образования Томской области и в них воспитанников 2002г.2003г.2004г.2005г. ВСЕГО школ-интернатов системы общего образования (без учреждений ЗАТО Северск) 13 в них воспитанников Из общего числа школ-интернатов: - школ-интернатов общего типа 4444 в них воспитанников специальных (коррекционных) школ-интернатов 9999 в них воспитанников В рамках сформировавшейся в Томской области политики жизнеустройства, воспитания и образования детей, оставшихся без попечения родителей, на предстоящий 5-летний период необходимо: реализовать комплексную реструктуризацию сети учреждений общественного воспитания, в том числе путем реорганизации части детских домов в специальные (коррекционные) школы-интернаты и элитные учреждения для детей-сирот; апробировать возможные варианты реорганизации детских домов в агентства по социальной поддержке патронатных, приёмных, опекунских семей и семей группы риска.

Политика совершенствования качества общего образования в Томской области ( гг.) 1.2. Политика совершенствования качества общего образования в Томской области ( гг.) Главным условием достижения нового современного качества общего образования является глубокая модернизация содержания образовательных программ и внедрение продуктивных (развивающих) образовательных технологий. Ключевые направления, определяющие механизмы формирования и практической реализации «политики обновления качества образования» в Томской области ( гг.) организация масштабных педагогических экспериментов федерального и областного уровней по отработке новой структуры и содержания образования в рамках компетентного подхода; экспериментальная апробация моделей предпрофильного и профильного обучения в условиях перехода на стандарты нового поколения и новые нормативы федерального базисного учебного плана; формирование и развитие региональной системы оценки качества образования (реализация программы федерального эксперимента по введению ЕГЭ; развертывание региональной системы мониторинга качества общеобразовательной подготовки обучающихся в начальной и основной школе); переориентация системы лицензирования и аттестации образовательных учреждений на поддержку инновационной и экспериментальной практики применения вариативных образовательных программ и открытых, дифференцированных форм обучения и воспитания; создание условий для расширения и развития областной открытой системы повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров, при активном участии университетов г.Томска, а также школ, лицеев и гимназий, реализующих инновационные образовательные программы; внедрение информационных технологий в ходе программ и проектов компьютеризации и информатизации образовательных учреждений.

Основные педагогические и социальные эффекты, достигнутые в ходе реализации политики совершенствования качества образования в Томской области ( гг.) удельный вес детей, обучающихся в специализированных классах общеобразовательных учреждений всех типов и видов увеличился с 31% в 2000 году до 46% в 2005 году удельный вес детей, обучающихся по экспериментальным программам и учебникам нового поколения увеличился более чем в 4 раза и составляет в 2005 году 22% от всего контингента обучающихся за 5 лет количество общеобразовательных учреждений, участвующих в экспериментах по обновлению содержания образования (федеральный, региональный, муниципальный уровни), увеличился на 68% в учебном году программы инновационного характера внедряются в 280 общеобразовательных учреждениях из 436 в 2005 году около 90% выпускников 9-х классов обучаются по программам профильного обучения, в 76средних общеобразовательных учреждениях области осуществляется экспериментальная апробация моделей профильного обучения в 2001 году создан Региональный центр развития образования и получила развитие сеть партнерских отношений этого центра с образовательными учреждениями области, фондами поддержки образовательных инициатив создан региональный Центр оценки качества образования и районные Пункты первичной обработки информации (районные ресурсные центры) 1. Устойчивость тенденции развития вариативности образовательных программ и образовательных услуг по выбору обучающихся 2. Высокий уровень активности инновационных и экспериментальной практики обновления содержания образования

отработаны принципы паритетного комплектования ГЭК, предметных экзаменационных комиссий и организаторов ЕГЭ из числа представителей вузов и педагогов школ возросла доступность высшего образования для выпускников школ, расположенных на селе (доля «сельских» выпускников, поступающих в вузы, возросла в среднем на 5-15%) в систему управления образованием внедрена конкретная аналитическая информация о факторах и причинах, влияющих на результаты обучения 3. В Томской области сформирована стабильная организационно- технологическая схема проведения ЕГЭ и использования результатов ЕГЭ вузами на этапе конкурсного приёма и зачисления абитуриентов

количество обучающихся, приходящихся на 1 компьютер, в школах области сократилось с 525 до 33 человек удельный вес общеобразовательных учреждений, подключенных к сети Интернет, увеличился более чем в 2 раза и составляет в 2005 году 75% от общего числа общеобразовательных учреждений на территории области создано 22 районных ресурсных центра, оснащенных приёмно- передающими станциями спутникового интернета существенно (до 60%) увеличился удельный вес работников системы общего образования, прошедших подготовку и переподготовку по направлениям изучения и использования информационных технологий в учебном процессе 4. В учреждениях Томской области созданы предпосылки и условия для массового внедрения современных информационных технологий

на территории Томской области сформировалась сеть новых учреждений и организаций, оказывающих качественно новые образовательные услуги по повышению квалификации и переподготовке педагогических и управленческих кадров (ТОИПКРО, ФПК ТГПУ, Федерация Интернет Образования, институт дистанционного обучения ТГУ, институт инновационного образования ТГУ, Региональный центр развития образования, институт инженерной педагогики ТПУ) с 2005 года введена принципиально новая система бюджетного финансирования затрат (средства у работодателя) на повышение квалификации, обеспечивающая равные конкурентные условия для всех учреждений области, оказывающих соответствующие образовательные услуги в Томской области получает развитие практика реализации принципиально новых программ повышения квалификации общеобразовательными учреждениями, участвующими в инновационных проектах (более 2000 педагогов повысили квалификацию в рамках реализации Мегапроекта «Развитие образования в России», проектов НФПК и Британского совета) 5. В Томской области активно формируется открытая вариативная система повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров

Факторы и тенденции, определяющие специфику региональной политики совершенствования качества образования в перспективе до 2010 года 1. Приоритеты государственной образовательной политики в России на период до 2010 года 2. Стратегические цели социально-экономического развития Томской области на период до 2010 года - цели, задачи и этапы программы модернизации содержания общего образования; - направления реализации приоритетного национального проекта «Образование» в гг.; - стратегия формирования общероссийской системы оценки качества образования (ОСОКО) - обеспечение высоких стандартов в сфере общего образования; - обеспечение государственных гарантий доступности качественного образования в пределах государственного образовательного стандарта Процессы обновления содержания и технологий образования должны обеспечивать сбалансированность социальных интересов, учитывать специфику и различия образовательных потребностей личности общества и государства, региональную специфику развития социокультурной и экономической ситуации Томской области в долгосрочной перспективе.

- несоответствие содержания и технологий образования, применяемых в массовой практике, ценностям и потребностям открытого гражданского общества с рыночной экономикой (ответственность, гражданское самосознание, креативность, толерантность, коммуникабельность, умение работать в команде, активность выбора профессиональной карьеры, мобильность получения информации в открытых сетях информационных ресурсов); - высокая степень неопределенности представлений педагогов о результатах образования, востребованных современным гражданским обществом в долгосрочной перспективе; - отсутствие у определенной части педагогического корпуса мотивации к профессиональному развитию, участию в преобразованиях, к принятию принципиально новых (государственных и общественных) систем независимой оценки качества образования; - отсутствие систематизированной информации об эффективности влияния внедряемых инновационных образовательных программ на конечные результаты образовательной деятельности; - тенденция снижения качества образования в малокомплектных сельских школах; - наличие контингента детей, слабо мотивированных на получение основного и среднего (полного) образования; -недостаточная скоординированность стандартов общего и профессионального образования; - неудовлетворенность значительной части общества формами государственной (итоговой) аттестации выпускников школ и вступительных испытаний в вузы Основным приоритетом политики совершенствования качества образования является создание и закрепление таких механизмов, которые бы обеспечивали развитие общего образования как открытой системы, ориентированной на ценности и потребности гражданского общества. 3. Проблемы развития общего образования в России и Томской области

Политика развития системы ресурсного обеспечения общего образования области ( г.г.) 1.3. Политика развития системы ресурсного обеспечения общего образования области ( г.г.) Факторы, актуализирующие обновление экономической политики в сфере общего образования: недофинансирование системы общего образования в условиях макроэкономического спада в 90-е годы, в результате чего в этот период неуклонно возрастали степень износа основных фондов, потребность в обновлении учебного оборудования, потребность в адекватном увеличении оплаты труда работников образования; объективно обусловленное возрастание стоимости образовательных услуг и затрат по всем видам материально-технического обеспечения деятельности образовательных учреждений; снижение эффективности использования ресурсов системы образования не только как следствие переходного периода, но и как следствие диспропорций и издержек реструктуризации сети образовательных учреждений в связи с быстрым сокращением контингента детей; увеличение темпов роста экономики Томской области как предпосылка формирования дополнительных целевых ресурсов для поддержки актуальных направлений развития образования; изменение федерального законодательства, предопределившее существенное перераспределение бюджетных полномочий между государственными и местными органами власти; структурные изменения сети образовательных учреждений в условиях продолжающегося демографического спада. Основные приоритеты экономической политики в сфере общего образования обеспечение стабильности формирования адекватного объема ресурсов для функционирования и развития системы образования; справедливое распределение бюджетных средств на основе введения механизмов нормативного финансирования. Основным направлением совершенствования экономической политики в г.г. являлось создание и нормативное закрепление новых механизмов, способствующих устранению сложившегося в 90-е годы дисбаланса между уровнем расходов на образование и имеющимися ресурсами.

Главные показатели повышения эффективности экономики общего образования 1. В течение последних лет доля расходов на общее образование в консолидированном бюджете области оставалась в целом стабильной (на уровне 16%). В этих условиях, в том числе за счет внутренних структурных преобразований, удалось обеспечить устойчивый ежегодный прирост затрат на 1 обучающегося с 10 тыс. рублей в 2002 году до 19 тыс. рублей в 2005 году. Наиболее заметный экономический эффект был обеспечен при переводе общеобразовательных учреждений с 2004 года на нормативное финансирование в рамках субвенций, выделенных местным бюджетам. При этом переходе удалось впервые за последние 10 лет выделить обособленные целевые средства на учебные расходы. В настоящее время основные расходы школы несут на приобретение учебно-наглядных пособий, учебное оборудование, учебников, школьной мебели. Млн.рублей

Динамика структуры расходов по отрасли "Образование" за годы Млн.рублей

2. В течение всего периода при сохранении удельного веса затрат на общее образование в консолидированном бюджете области обеспечивался ежегодный прирост заработной платы работников образования. На конец 2005 года средняя заработная плата педагогических работников общеобразовательных учреждений возросла в 1,7 раза в сравнении с 2002 годом. Важно подчеркнуть, что прирост заработной платы педагогических работников обеспечивался не только за счет увеличения минимальных размеров ставок и дополнительных окладов, но и за счет введения региональных надбавок стимулирующего характера (за квалификационные категории и звания, молодым специалистам).

Тыс.рублей

3. В течение всего периода при сохранении удельного веса затрат на общее образование в консолидированном бюджете области обеспечивалось ежегодное увеличение фактических затрат на одного обучающегося с 6, 16 тыс.рублей в 2001 году до 19,27 тыс.рублей в 2005 году. Прирост затрат на одного обучающегося за этот период составил 212 %.

4. В 2003 году впервые за последние 10 лет удалось преодолеть негативную тенденцию снижения показателя, отражающего соотношение количества обучающихся в общеобразовательных учреждениях и количества педагогических ставок (количество обучающихся приходящихся на 1 ставку – 9,9). Практическое достижение баланса между темпами сокращения численности педагогических кадров и постоянно возрастающими с 2003 года темпами снижения численности обучающихся указывает на достаточно высокую результативность мероприятий по реструктуризации сети образовательных учреждений. Тем не менее, среднестатистическое значение этого показателя (2003 г. - 9,9 чел., 2004 г. - 9,6 чел., 2005 г. - 9,3 чел.) в целом по общеобразовательным учреждениям области остается достаточно низким. Причем, это характерно не только для сельских районов области, но и для г. Томска, где обучается около 45% детей школьного возраста.

Тенденции развития экономики общего образования Позитивные реализация правовых и иных оснований для перехода на нормативное «подушевое» финансирование деятельности образовательных учреждений; повышение уровня ресурсного обеспечения процессов обновления учебно-материальной базы общеобразовательных учреждений; снижение удельного веса ученических мест, расположенных в зданиях, не соответствующих СНИПАм и требованиям санитарно- гигиенического режима; рационализация бюджетных затрат в ходе отработки механизмов приобретения товаров и услуг на конкурсной основе; законодательное закрепление региональных надбавок стимулирующего характера отдельным категориям педагогических кадров; создание предпосылок для введения региональной ведомственной системы оплаты труда; отработка механизмов обособления целевых бюджетных средств по отдельным видам затрат на образование. Негативные существенное отставание темпов роста средней заработной платы педагогических работников от увеличения средней заработной платы в целом по Томской области; низкий удельный вес надтарифного фонда в общем объеме ФОТ; «консервация» уровня удельного веса затрат на общее образование в консолидированном бюджете области; отсутствие «подушевых» нормативов финансирования услуг учреждений дошкольного и дополнительного образования; наличие неудовлетворенных потребностей в обновлении учебно-материальной базы образовательных учреждений; низкая наполняемость классов в школах, расположенных в сельской местности; слабая интеграция предшкольного и общего образования.

Динамика изменения количества работников системы общего образования Томской области Динамика изменения количества работников системы общего образования Томской области* Расширение возможностей для профессионального развития педагогических кадров на основе структурной и содержательной реорганизации областной системы повышения квалификации и переподготовки Повышение уровней оплаты труда, в том числе за счет оптимизации численности работников образования Отработка механизмов материального стимулирования педагогического труда в зависимости от уровня квалификации и результатов труда (региональные надбавки) Создание условий для привлечения и закрепления молодых специалистов * включая совместителей, без учета работников образования г.Северска Основные направления совершенствования кадровой политики ( гг.)

* - без учета работников образования г.Северска

Возрастная структура педагогических работников системы общего образования Томской области (2004г.) (без совместителей)

Прибытие молодых специалистов в ОУ системы общего образования Томской области

Тенденции развития кадровых ресурсов Позитивные более 60% педагогических и управленческих кадров прошли переподготовку по направлениям применения информационных технологий; устойчиво высокий уровень удельного веса кадров, ежегодно повышающих профессиональную квалификацию в различных формах (около 30% при плановом показателе 20%); расширена сеть учреждений оказывающих услуги по повышению квалификации и переподготовки (ТОИПКРО, ТГПУ, ИДО ТГУ, ФИП ТПУ,РЦРО, инновационные общеобразовательные учреждения); темпы снижения численности педкадров незначительно ниже темпов снижения контингента обучающихся; введены и законодательно закреплены надбавки стимулирующего характера к ставкам педагогов, имеющих квалификационные категории; установлены и законодательно закреплены надбавки к окладам молодым специалистам; задействованы новые механизмы обеспечения жильем молодых специалистов на селе. Негативные «старение» педагогических кадров, недостаточный приток молодых специалистов; наличие избыточных педагогических кадров; неадекватные темпы увеличения средней заработной платы (средняя заработная плата работников образования практически в 2 раза меньше средней заработной платы в Томской области); сохраняется относительно низкой доля финансовых средств, выделяемых на переподготовку кадров; не сформирован областной заказ на переподготовку кадров по направлениям модернизации образования (профильное обучение, информационные технологии, менеджмент в образовании, предшкола); не отработаны механизмы переподготовки и трудоустройства высвобождающихся в ходе сокращения педагогических кадров.

Ключевые проблемы и стратегические цели развития общего образования в Томской области на г.г. Раздел 2. Ключевые проблемы и стратегические цели развития общего образования в Томской области на г.г. Проблема 1 Реальные изменения системы общего образования слабо ориентированы на ценности гражданского общества и потребности рыночной экономики Стратегическая цель Переориентация структуры и содержания общего образования на развитие новых навыков и способностей, востребованных обществом в долгосрочной перспективе Признаки проблемной ситуации Во многих школах области используются учебные программы, которые не содержат четких представлений о результатах, востребованных современным обществом Образовательные учреждения, в том числе внедряющие инновационные образовательные программы, слабо концентрируют внимание на результатах обучения и воспитания Незначительное количество учителей применяют идеи компетентного подхода к конструированию учебных программ Незначительное количество учителей применяют информационные технологии в предметном обучении Не завершена работа по пересмотру в образовательных учреждениях учебных программ с учетом содержания контрольно-измерительных материалов ЕГЭ В учебных программах слабо представлены социо- культурные и иные особенности развития региона Сибири и Томской области Не завершен процесс перевода старшей ступени школы на профильное обучение, стандарты и программы общего образования слабо координируются с программами профессионального образования

Проблема 2 В системе образования проявляются тенденции углубления неравенства в возможностях получения образования для детей, принадлежащих к различным социальным группам населения Стратегическая цель Обеспечение равных возможностей в получении дошкольного и общего среднего образования как одно из средств борьбы с бедностью в долгосрочной перспективе Признаки проблемной ситуации Наличие неудовлетворенных потребностей населения г.Томска и отдельных сельских районов в услугах дошкольного образования Тенденция снижения удельного веса детей из малообеспеченных семей, обучающихся в классах школ и в элитных образовательных учреждениях (лицеи, гимназии, негосударственные образовательные учреждения) Существенные различия в условиях получения образования в городе и на селе, в школах райцентров и периферийных поселений Доля поступающих в ВУЗы выпускников из сельских школ значительно меньше, чем из школ расположенных в городской местности Существенные различия в темпах информатизации общеобразовательных школ, наличие значительного числа учреждений, не имеющих надежного доступа к сети Интернет Наличие неудовлетворенных потребностей населения в транспортном обеспечении подвоза детей в базовые школы и в обслуживании детей услугами пришкольных интернатов

Проблема 3 Сложившиеся механизмы финансирования недостаточно мотивируют развитие системы общего образования на устойчивое повышение качества образовательных услуг и обеспечение равных возможностей в получении образования Стратегическая цель Совершенствован ие системы нормативного финансирования образования для обеспечения стабильного, качественного и справедливого предоставления образовательных услуг Признаки проблемной ситуации Реальный рост стоимости образовательных услуг не подкрепляется соответствующим увеличением объемов бюджетного финансирования, что является основной причиной существенного отставания роста средней заработной платы работников образования от темпов увеличения средней заработной платы по области в целом Наличие неудовлетворенных потребностей в проведении ремонта школьных зданий и инженерных систем, в приобретении учебников, учебного оборудования, мебели, спортинвентаря, транспорта для подвоза детей Тенденция сохранения избыточности педагогических кадров, что также препятствует адекватному приросту заработной платы работников образования Наличие существенных диспропорций в уровнях финансового обеспечения деятельности образовательных учреждений Отсутствие механизмов, позволяющих сравнивать и соотносить объемы фактических затрат с полученными результатами Низкий удельный вес надтарифного фонда в объеме ФОТ и соответственно низкий уровень стимулирующих надбавок за качество результатов труда Отсутствие прозрачных механизмов распределения бюджетного финансирования по общеобразовательным учреждениям на муниципальном уровне

Проблема 4 Система образования недостаточно эффективно и рационально используют имеющиеся ресурсы Стратегическая цель Повышение эффективности использования ресурсов системы образования Признаки проблемной ситуации Тенденция появления избыточных «мощностей» в сети общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования в условиях продолжающегося демографического снижения контингента детей Низкие темпы интеграции общего и дополнительного образования, в том числе в сельских школах Низкие темпы интеграции дошкольного и школьного образования (предшкола), в том числе при наличии соответствующих «мощностей» в школах и при наличии неудовлетворенных потребностей в дошкольном образовании Низкая наполняемость классов в сельских малокомплектных школах, что обуславливает необходимость продолжения реструктуризации сети учреждений на селе Высокие эксплутационные затраты на содержание ветхих зданий и объектов, требующих капитального ремонта либо реконструкции Слабо отслеживается зависимость между потреблением ресурсов и результативностью работы образовательных учреждений Наличие неудовлетворенных потребностей в обеспечении безопасных условий функционирования образовательных учреждений Низкий удельный вес расходов на обеспечение методических и информационных ресурсов школ, в том числе для обеспечения доступа к сети интернет Низкий удельный вес расходов на поддержку инновационной деятельности, переподготовку и повышение квалификации кадров

Проблема 5 Процесс перераспределения полномочий и ответственности за предоставление образовательных услуг между различными уровнями власти не подкрепляется своевременным формированием адекватных механизмов управления качеством образования Стратегическая цель Внедрение принципов государственно- общественного управления, обеспечивающих укрепление ответственност и за предоставление образовательных услуг Признаки проблемной ситуации Не установлены минимальные стандарты образовательных услуг, гарантируемых государством (дошкольное, общее среднее, дополнительное образование) Не сформированы механизмы и формы участия общественности в определении целей деятельности образовательных учреждений, мониторинге и оценке их достижения Не отработаны механизмы ответственности образовательных учреждений за качество предоставляемых образовательных услуг Не установлены формы публичного представления результатов образования родителям обучающихся и общественности Система административного управления образованием слабо концентрирует внимание на результатах управленческой деятельности

Приоритетные направления деятельности Департамента общего образования Администрации Томской области на период г.г. (Практическая реализация стратегии развития системы общего образования) Раздел 3. Приоритетные направления деятельности Департамента общего образования Администрации Томской области на период г.г. (Практическая реализация стратегии развития системы общего образования)Цель Переориентация структуры содержания общего образования на развитие новых навыков и способностей, востребованных обществом в долгосрочной перспективе Целевые программы, проекты и эксперименты Приоритетный национальный проект «Образование» Участие ОУ Томской области в федеральном эксперименте по обновлению структуры и содержания образования Продолжение областного эксперимента по отработке моделей профильного обучения Продолжение эксперимента по введению ЕГЭ Реализация областной программы «РЕОИС на г.г.» Направления деятельности Отработка и нормативное закрепление различных форм поддержки общеобразовательных учреждений и лучших учителей, активно внедряющих инновационные образовательные программы Завершение к 2008 году процесса перевода старшей ступени школы на профильное обучение Разработка и внедрение в систему аттестации образовательных учреждений, аттестации педагогических и руководящих кадров критериев, отражающих достижение новых результатов образовательной деятельности Информатизация общеобразовательных учреждений (оснащение компьютерной техникой, накопление информационных ресурсов, подключение к сети интернет, подготовка кадров) Завершение в 2007 году эксперимента по введению ЕГЭ, переход на ЕГЭ в штатном режиме с 2008 года Введение и реализация на конкурсной основе областного заказа на переподготовку педагогических и управленческих кадров по направлениям: компетентностный подход в обучении; профильное обучение; применение информационных технологий в предметном обучении; менеджмент в образовании; предшкола; малокомплектная сельская школа

Цель Обеспечение равных возможностей в получении дошкольного и общего среднего образования как одно из средств борьбы с бедностью в долгосрочной перспективе Целевые программы, проекты и эксперименты Областной эксперимент по апробации моделей предшкольного образования на базе школ Проект создания дворовых детских садов в рамках жилищного строительства в г.Томске Поддержка реализации целевой программы г.Томска «Дошкольник на г.г.» Создание женской гимназии для детей- сирот на базе школы-интерната 6 г.Томска Проект развития Кадетского образования Создание государственного областного интерната спортивной направленности в г.Северске (шахматы и др.) Проект создания многопрофильного областного учреждения профилактической направленности (профилактика злоупотребления наркотиками; профилактика семей группы риска) Разработка и реализация областной целевой программы «Дети Томской области на г.г.» Разработка и реализация областной целевой программы «Дополнительное образование на г.г.» Проект создания элитного учебного комплекса по целевой подготовке кадров для Томской технико- внедренческой зоны (ТВЗ) Направления деятельности Установить гарантируемые бюджетным финансированием стандарты образовательных услуг в системе дошкольного образования Создать условия для развития различных форм дополнительного образования на базе школ и учреждений дополнительного образования Отработать и нормативно закрепить механизмы создания и функционирования сельских образовательно-культурных комплексов Апробировать новые формы межведомственного взаимодействия, обеспечивающие увеличение количества детей- сирот, передаваемых на воспитание в семьи граждан (усыновление, опека, приемная семья, патронатная семья) Разработать и ввести в полном объеме механизмы гарантируемой социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Продолжить реструктуризацию сети специальных (коррекционных) учреждений, в том числе с использованием различных форм интеграции общего и специального (коррекционного) образования Продолжить реструктуризацию сети образовательных учреждений с учетом дифференциации образовательного заказа населения Томской области

Цель Совершенствование системы нормативного финансирования образования для обеспечения стабильного, качественного и справедливого предоставления образовательных услуг Целевые программы, проекты и эксперименты Проект по разработке областной отраслевой системы оплаты труда работников системы общего образования Проект по разработке принципов и нормативов финансирования сельских малокомплектных (малочисленных) школ Проект по разработке субвенций на дошкольное образование Проект по разработке нормативов финансирования дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях Направления деятельности Установить нормативы «подушевого» финансирования услуг по программам дошкольного, общего среднего и дополнительного образования Установить отдельные нормативы финансирования сельских малокомплектных (малочисленных) школ с контингентом обучающихся до 160 человек (финансирование независимо от количества обучающихся) Отработать и ввести схему корректировки бюджетов общеобразовательных учреждений в связи с изменением численности контингента обучающихся («деньги следуют за учеником») Разработать и ввести отраслевую систему оплаты труда в Томской области Внести изменения в региональное законодательство по механизмам закрепления самостоятельной финансово-хозяйственной деятельности образовательных учреждений Оптимизировать методики расчета субвенций, выделяемых местным бюджетам на реализацию программ дошкольного, общего среднего и дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях

Цель Повышение эффективности использования ресурсов системы образования Целевые программы, проекты и эксперименты Целевая программа строительства новых объектов системы общего образования на г.г. Проект «Подготовка, переподготовка и комплектование педкадров в малокомплектной школе» Проект «Сетевая модель распределенного профильного обучения старшеклассников в базовых школах сельского образовательного округа» Направления деятельности Реализовать комплекс мероприятий по снижению энергозатрат на содержание зданий образовательных учреждений (монтаж экономичных теплосистем, новые подходы к проведению капремонтных работ) Реорганизовать малокомплектные основные и полные средние школы, не обеспечивающие качественное образование (в структуре образовательных округов в сельских районах области) Оптимизировать систему предоставления образовательных услуг в зонах транспортной доступности (на территории образовательных округов в сельских районах области) Упорядочить схемы субсидирования местных бюджетов по целевым затратам на капитальные вложения (строительство новых школьных зданий взамен ветхих, капитальный ремонт, приобретение автобусов и учебного оборудования) Апробировать новые модели комплектования кадров в малокомплектных (малочисленных) сельских школах с целью повышения качества образования и сокращения кадров, имеющих педагогическую нагрузку ниже 1 ставки

Цель Внедрение принципов государственно- общественного управления, обеспечивающих укрепление ответственности за предоставление образовательных услуг Целевые программы, проекты и эксперименты Приоритетный национальный проект «Образование» Проект национального фонда педагогических кадров по внедрению практики публичных отчетов руководителей образовательных учреждений Проект «Ассоциация лучших школ России» Проект «Областной Совет по образованию» Проект РЦРО- СИВИТАС «Гражданское образование» Направления деятельности Внести необходимые изменения в региональное законодательство по перераспределению полномочий между государственными и местными органами власти (в рамках административной реформы) Отработать различные формы участия общественности в определении рейтинга лучших образовательных учреждений и педагогов (в рамках конкурсных механизмов ПНПО «Образование») Апробировать и ввести практику целевой поддержки общеобразовательных учреждений, формирующих государственно-общественные структуры управления учреждением (Попечительские советы, управляющие советы) Ввести практику ежегодных публичных отчетов руководителей общеобразовательных учреждений перед родительской общественностью о результатах деятельности учреждения Создать областной Совет по образованию из представителей научной, педагогической и родительской общественности

Показатели эффективности Раздел 4. Показатели эффективности и результативности деятельности Департамента общего образования