Удовлетворенность населения Санкт-Петербурга дошкольным образованием: 2009 год Аналитическая справка по заказу Комитета по образованию Санкт-Петербург.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Оценка качества товаров и услуг и защита прав потребителей глазами петербуржцев Экспресс-анализ Санкт-Петербург – декабрь 2009 г.
Advertisements

Ц е н т р а л ь н ы й А д м и р а л т е й с к и й В а с и л е о с т р о в с к и й П е т р о г р а д с к и й Санкт-Петербург – май 2012 Комитет по информатизации.
Социально-экономическое положение петербургских пенсионеров Аналитическая справка Санкт-Петербург июнь 2009 г. Санкт-Петербург март 2012 г.
Экспресс-анализ Комитет по информатизации и связи Санкт-Петербургский информационно-аналитический центр Санкт-Петербург – апрель 2012.
ФАКТОРЫ ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ УРОВЕНЬ ДОСТУПНОСТИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЕЛИВЕРСТОВА ИРИНА ВАЛЕРИЕВНА.
Петербуржцы о борьбе с коррупцией: 2012 год Санкт-Петербург – май 2012 Санкт-Петербургский информационно-аналитический центр Комитет по информатизации.
Санкт-Петербургский информационно-аналитический центр Комитет по информатизации и связи Санкт-Петербург - июнь 2012 Уровень жизни населения Санкт-Петербурга.
Школа глазами общества МОСКВА, Социологическое исследование ОБРАЗОВАНИЕ МОСКВЫ 2.2 Основные тенденции в оценке сферы образования участниками образовательного.
Санкт-Петербург – 2010 Комитет по информатизации и связи Санкт-Петербургский информационно-аналитический центр Результаты социологического опроса жителей.
«Степень удовлетворенности пациентов качеством медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических учреждениях» Результаты социологического исследования ООО.
Москва, 2011 Российские СМИ сегодня и их аудитория.
«Знают ли школьники свои права.» Жилкина Ксения учащаяся 9-Б класса школы 101.
И ССЛЕДОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГ О МНЕНИЯ О ЕДИНОМ ГОСУДАРСТВЕНН ОМ ЭКЗАМЕНЕ.
Высшее образование в России: качество, ценность, востребованность МОСКВА, 2011 год.
Исследование рынка молочных продуктов. Москва Октябрь 2012.
Презентация подготовлена методистом по информатике и ИКТ Соболевой Лидией Алексеевной (НМЦ Адмиралтейского района Санкт-Петербурга)
Аналитический отчет по результатам опроса переписчиков Всероссийской переписи населения 2010 года Декабрь 2010 В ходе исследования было опрошено 1067 переписчиков.
ОТНОШЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ К ПРЕПОДАВАНИЮ В ШКОЛЕ КУРСА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
Мнение жителей Санкт-Петербурга о формировании облика города Опрос жителей Санкт-Петербурга Подготовлено для Гильдии управляющих и девелоперов.
Самарский государственный университет ОЦЕНКА УРОВНЯ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ Шабунин Д.М. Тольятти, 2009.
Транксрипт:

Удовлетворенность населения Санкт-Петербурга дошкольным образованием: 2009 год Аналитическая справка по заказу Комитета по образованию Санкт-Петербург – октябрь 2009 г. Комитет по информатизации и связи Санкт-Петербургский информационно-аналитический центр Мониторинг удовлетворенности населения Санкт-Петербурга дошкольным, общим, начальным и средним профессиональным образованием

Целью мониторинга является обеспечение Комитета по образованию социологической информацией об уровне удовлетворенности дошкольным, общим, начальным и средним профессиональным образованием в соответствующих социальных группах, а также о спектре мнений в данных группах по поводу состояния образования перечисленных уровней. определение уровня удовлетворенности соответствующих групп населения: дошкольным, общим, начальным профессиональным и средним профессиональным образованием. оценка состояния и динамики ситуации в вышеперечисленных аспектах. Задачи мониторинга: Данные для мониторинга получены по итогам серии опросов населения соответствующих групп. Опросы проведены Санкт- Петербургским государственным университетом по заказу Санкт-Петербургского информационно-аналитического центра с последующей аналитической обработкой полученных данных в рамках ИС ИАО с помощью программного комплекса STATISTICA 6.1. Данные для исследования удовлетворенности дошкольным образованием получены по итогам: опроса, проведенного 21 сентября – 6 октября 2009 г. Метод исследования: личное интервью; выборка: родители, бабушки, дедушки или опекуны детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения по месту нахождения дошкольных учреждений, 150 чел.; опроса, проведенного октября 2009 г. Метод: стандартизованное телефонное интервью с использованием системы CATI; выборка: население Санкт-Петербурга в возрасте 18 лет и старше, 1200 чел., квотная (по полу и возрасту), статистическая погрешность на уровне 95% составляет 2,9%.

Удовлетворенность населения дошкольным образованием: общий уровень. Население в целом и родители посещающих ДОУ Среди тех петербуржцев, чьи дети или внуки посещают детские сады, общий уровень удовлетворенности конкретным посещаемым учреждением очень высок: среди опрошенных нет ни одного, кого бы не устраивал их детский сад: выставленные оценки начинаются с трех баллов, доля которых минимальна – 5,1%; большинство респондентов (67,9%) удовлетворены полностью, а всего тех, кого он устраивает (скорее или полностью) 94,8%. В то же время, среди всех петербуржцев – как имеющих, так и не имеющих личного опыта пользования услугами учреждений дошкольного образования для своих детей или внуков, однако имеющих какие-либо представления о детских дошкольных учреждениях в Санкт-Петербурге – общий уровень удовлетворенности качеством услуг, предоставляемых ими, оценен гораздо ниже: 48,4% положительных оценок при уже 34,8% отрицательных, а «на тройку» его оценили 16,8%. * Если в семье респондента несколько детей, ответы касались старшего ребенка, посещающего детское дошкольное учреждение.

Удовлетворенность населения дошкольным образованием: общий уровень. Оценка дошкольного образования в городе в целом и в посещаемом учреждении Существенно разнятся также оценки родителей, бабушек и дедушек детей, посещающих ДОУ, в отношении дошкольного образования в городе в целом и в конкретном детском саду, который посещает их ребенок: если посещаемому детскому саду они в абсолютном большинстве выставили «пятерки» и «четверки», то в целом качество услуг, предоставляемых городскими дошкольными учреждениями, три четверти опрошенных оценили как среднее и только 3,2% дали ему высокую оценку. Отрицательных отзывов, впрочем, также минимальное количество – всего 4,5%. Значительная часть респондентов (17,3%) ситуацию в городе оценить не смогла.

Общий уровень удовлетворенности населения дошкольным образованием в сравнении с образованием других уровней. Население в целом Петербуржцы в разной степени знакомы с работой образовательных учреждений разных уровней образования, т.к. имеют разные объемы личного опыта, разное количество других источников информации об этих сферах, и уровень актуальности такой информации также различен. Поэтому оценку качеству их услуг смогли дать разное количество опрошенных: так, естественным образом оказалось больше знакомых с деятельностью средних школ, т.к. школьников и их родителей в населении больше, чем посещающих другие образовательные учреждения; несколько меньше – с работой детских садов и меньше всего – с учреждениями начального и среднего профобразования. Как показывают данные, состояние системы детских садов города в состоянии оценивать почти 41% населения. Те, кто имеет какое-либо мнение по поводу работы образовательных учреждений, качество услуг дошкольных учреждений оценили наравне с качеством образования, получаемого во всех прочих образовательных учреждениях; в худшую сторону выделяется только оценка работы средних школ по сравнению с учреждениями НПО и СПО*. * Остальные различия в оценках статистически не значимы.

Удовлетворенность отдельными характеристиками посещаемого дошкольного учреждения Почти все характеристики посещаемого ребенком дошкольного учреждения из предложенного списка оценены респондентами в среднем выше 4-х баллов, при этом большинство средних оценок не отличаются друг от друга. Можно отметить меньшую удовлетворенность оборудованием помещений для сна и обеспеченностью детсада игрушками; хуже всего оценены состояние территории детсада в целом и состояние находящихся на территории сада детских игровых площадок. качество ухода за детьми в целом4,84 морально-психологический климат4,84 качество занятий с детьми в целом, квалификация воспитателей и преподавателей 4,81 престиж, репутация детского учреждения4,77 стоимость услуг4,77 подготовка к школе4,74 качество питания4,71 количество воспитателей4,64 режим посещения4,63 местонахождение4,62 количество дополнительных занятий с детьми4,57 качество медицинского обслуживания4,53 состав детей4,41 состояние зданий и помещений4,26 оборудование помещения для сна4,23 уровень обеспеченности детского сада игрушками4,19 состояние территории4,07 состояние детских игровых площадок на территории3,75 Средние оценки отдельных характеристик посещаемого детского учреждения (по 5-балльной шкале)

Удовлетворенность отдельными характеристиками посещаемого дошкольного учреждения: характеристики с самой высокой оценкой % от числа ответов В отношении рассматриваемых характеристик посещаемого ребенком дошкольного учреждения практически нигде не было выставлено неудовлетворительных оценок, а «пятерки» составляют от 64% до 85%.

Удовлетворенность отдельными характеристиками посещаемого дошкольного учреждения: характеристики с самой высокой оценкой % от числа ответов Доля выставленных «пятерок» по рассматриваемым характеристикам посещаемого ребенком дошкольного учреждения, средние оценки которых значимо не отличаются от представленных на предыдущем слайде, составляют 33%-71%. Неудовлетворительные оценки присутствуют в отношении количества дополнительных занятий с детьми и качества медицинского обслуживания.

Удовлетворенность отдельными характеристиками посещаемого дошкольного учреждения: характеристики с более низкими оценками Значимое отличие средней оценки от представленных на предыдущем слайде наблюдаются у таких характеристик посещаемого ребенком детсада, как оборудование спальной комнаты и обеспеченность детсада игрушками. Здесь «пятерок» 33%-38%. В свою очередь, значимое отличие от них зафиксировано у самых неразвитых, по мнению родителей, аспектов состояния и работы посещаемого ребенком детсада – состоянию территории в целом и находящихся на ней детских игровых площадок. Доля «пятерок», выставленных в отношении данных характеристик, составляет меньше четверти – соответственно 14% и 22%. Спектр оценок здесь полный, включая 1 и 2 балла. % от числа ответов

Зависимость общего уровня удовлетворенности посещаемым дошкольным учреждением от удовлетворенности отдельными его характеристиками * Установлено методами корреляционного анализа (Гамма-корреляции). Коэффициенты корреляции представляют собой меру связи между оценками, полученными по каждому из представленных критериев, и в данном случае имеют значения от 0 (связь отсутствует) до 1 (связь максимальная). Коэффициент корреляции равен 1, когда оценки, полученные по одному критерию, полностью совпадают с оценками, полученными по другому критерию. Влияние родительских оценок отдельных характеристик детского сада, который посещает ребенок, на общую удовлетворенность этим детским садом* различно. Более всего общий уровень удовлетворенности зависит от оценки родителями состава детей, посещающих то же учреждение, что и их ребенок. Также сильная прямая зависимость наблюдается от удовлетворенности качеством ухода и занятий с детьми (в целом и, в частности, оборудованием спального помещения и обеспеченности игрушками), местонахождением детского сада. В меньшей степени на него оказывают влияние состояние детских игровых площадок, обеспеченность воспитателями, состояние здания детского сада и помещений в нем, качество питания, морально- психологический климат и репутация учреждения, особенности режима его посещения. Характер подготовки ребенка к школе, обеспечиваемый дошкольным учреждением, и состояние его территории в целом на общую удовлетворенность им родителей влияют слабо, а количество дополнительных занятий с детьми, качество медицинского обслуживания и стоимость услуг влияния практически не оказывают.

Около трети опрошенных отметили свою удовлетворенность коллективом детского сада (указали 37,8%) и морально-психологическим климатом в детском саду (34,6%), около четверти (23,1%) – качество занятий с детьми. Для 10,9%, важно, что естественно, что их ребенок с удовольствием посещает детский сад. Остальные положительные моменты назвали менее 10% респондентов. * Вопрос открытый: респонденты сами формулировали ответы, после чего они были обобщены специалистами СПбГУ и СПб ИАЦ. Респонденты могли дать несколько вариантов ответа. Положительные характеристики детского сада

Около четверти (26,3%) опрошенных отметили необходимость улучшения состояния территории и детских игровых площадок на территории. Это наиболее острая проблема. Также респонденты обратили внимание на необходимость улучшения оборудования, в том числе на необходимость замены мебели (указали 14,1%). Остальные проблемы не столь остры. Тем не менее особого внимания заслуживают проблемы, связанные с необходимостью обеспечения детскими садами всех желающих и последствия этого (уменьшение игровых зон, увеличение численности групп). В сумме данные проблемы являются относительно весомыми. * Вопрос открытый: респонденты сами формулировали ответы, после чего они были обобщены специалистами СПбГУ и СПб ИАЦ. Респонденты могли дать несколько вариантов ответа. Отрицательные характеристики детского сада

Проблема совмещения игровой и спальной комнат В группах, которые посещают дети большинства опрошенных игровая и спальная комната разделены, но более чем у трети совмещены. Вместе с тем почти все опрошенные выступают за разделение спальной и игровой комнат. Только 0,6 высказались за их совмещение.

Средняя наполняемость групп, в которые ходят дети опрошенных заметно превышает среднее значение максимально возможной, по мнению опрошенных, наполняемости групп (в среднем 20 и 17 человек соответственно). Мнения респондентов по поводу максимально возможной наполняемости групп колеблются от 8 до 26 человек. Почти поровну разделились мнения тех, кто определил максимальный порог численности в человек и тех, кто определил его в человек (43,6% и 40,4%) соответственно. * Вопрос открытый: респонденты сами формулировали ответы, после чего они были обобщены специалистами СПб ИАЦ. Проблема наполняемости групп

* Сумма превышает 100%, т.к. респонденты могли выбрать до 3-х вариантов ответа. Основными причинами, по которыми петербуржцы отдают детей в детский сад, является стремление приобщить ребенка к коллективу ровесников и в целом развить его: их назвали около 80% респондентов. Другие причины назвали 45% и менее. Такая мотивация носит позитивный характер, поскольку способствует нормальной социализации детей. Ориентацию родителей на общение их детей в коллективе ровесников подтверждает и то, что частный воспитатель как альтернатива пребыванию ребенка в коллективе ровесников для опрошенных неактуальна. Проблема отсутствия возможности оставить ребенка дома с родственниками или другими лицами существует только для 26% респондентов, при этом из них у большинства есть совместно проживающие родственники или другие лица, однако взять на себя уход за ребенком они, по мнению респондентов, не могут. При этом всего из числа опрошенных оказалось 34% таких семей, где ребенок проживает только с родителями (или одним из них), без других родственников или других близких. Таким образом, проблему отсутствия возможностей ухода за ребенком на дому нельзя назвать масштабной, а на фоне сильной мотивации обеспечить ребенку развитие в коллективе – даже и значимой. Мотивация устройства ребенка в детский сад. Масштабы проблемы отсутствия возможностей ухода за ребенком на дому

Параметры выбора детского сада По заявлению большинства опрошенных (65,4%), выбирая детский сад, они ориентировались на квалификацию воспитателей. Другие причины назвали менее 50% респондентов. Все горожане, ориентировавшиеся при выборе детского сада на квалификацию воспитателей, ответили, что они удовлетворены качеством занятий с детьми в целом, квалификацией воспитателей и преподавателей в детском саду, который посещает их ребенок в данный момент. Из них полностью довольны качеством занятий с детьми в целом, квалификацией воспитателей и преподавателей 85,3%. * Сумма превышает 100%, т.к. респонденты могли выбрать до 3-х вариантов ответа.

Подавляющее большинство петербуржцев, отправивших детей в детский сад, не выбирали его из нескольких дошкольных учреждений; тех, у кого была альтернатива, оказалось только 22,5%. Из тех, кто выбирал детский сад из нескольких вариантов, почти все пользовались информацией тех, кто уже имел личный опыт пользования услугами ДОУ, а абсолютное большинство лично общались с работниками ДОУ. Все остальные источники информации, в том числе Интернет, заметным спросом не пользуются. В среднем для устройства одного ребенка изучались более 2-х источников, что говорит о в целом ответственном отношении родителей к вопросу. Источники информации при выборе детского сада

Проблемы при устройстве в детский сад Проблем, с которыми опрошенным пришлось столкнуться при устройстве ребенка в детский сад, не так много: 10,3% столкнулись с очередью, 6,4% - с проблемами адаптации ребенка в детском саду, столько же (в сумме 6,4%) столкнулись с проблемами, связанными с плохим здоровьем ребенка (5,8% в связи с этим пришлось проходить специальную медицинскую комиссию, 0,6% просто указали на болезненное состояние ребенка). У 78,2% опрошенных острых проблем при устройстве ребенка в детский сад не возникло. Детей трети петербуржцев сразу записали в детский сад, большинство же – поставили в очередь. Никто из опрошенных не сталкивался с отказом в записи. Таким образом, несмотря на то, что проблема очереди достаточно актуальна, для опрошенных в большинстве случаев она не стояла чрезмерно остро, поскольку они записались заранее и были готовы к очереди. Подавляющее большинство опрошенных заявили, что им удалось записать ребенка именно в тот детский сад, куда они хотели. Только 1,3% заявили об обратном. Больше половины опрошенных (58,3%) записали своего ребенка в детский сад за полгода и менее, 18% - за 7-12 месяцев, 4,5% - за 1,5 года. Накануне начала посещения детского сада ребенком записались 15,4% респондентов. При этом всех опрошенных, которые записались накануне, записали в те детские сады, куда они хотели. * Вопрос открытый: респонденты сами формулировали ответы, после чего они были обобщены специалистами СПбГУ и СПб ИАЦ. Респонденты могли дать несколько вариантов ответа.

Раз выбрав дошкольное учреждение, петербуржцы, как правило, его не меняют: только 13,5% опрошенных заявили о том, что им приходилось менять детский сад. При этом большинство таких случаев причиной смены детского сада явилась смена места жительства. Второй причиной явились медицинские назначения, т.е. абсолютное большинство случаев составили вынужденные причины, не связанные с обслуживанием в дошкольном учреждении. Жалобы на плохое обслуживание составили 14% случаев. Причины смены детского сада

Расходы на нужды детского сада Оплачивать какие-либо нужды посещаемого дошкольного учреждения приходилось чуть более трети (35,3%) респондентов. Статьи расходов разнообразны. Самая «популярная» часть взносов – подарки воспитателям: их отметили больше половины опрошенных. Значительная часть родителей оплачивает дополнительные занятия с детьми в детсаду и покупает канцтовары для занятий детей. Прочие статьи расходов составляют менее трети. Из предложенного перечня расходов родители не делали взносов только на техническое оснащение детсада. У большинства родителей (69,1%) расходы на нужды детсада затруднений не вызывают, определенные затруднения испытывает четверть тех, кто что-либо оплачивал; непомерными эти расходы назвал только 1 респондент.

Уровень удовлетворенности посещаемым дошкольным учреждением среди тех петербуржцев, чьи дети или внуки их посещают, очень высок: оно устраивает 94,8%, из них полностью – 67,9%. Уровень же дошкольного образования в городе в целом абсолютное большинство (75%) оценило как средний. Среди всех петербуржцев – как имеющих, так и не имеющих личного опыта пользования услугами учреждений дошкольного образования для своих детей или внуков – доля удовлетворенных качеством услуг, предоставляемых детскими дошкольными учреждениями в Санкт-Петербурге, составляет 48,4%. Средняя оценка качества услуг дошкольных образовательных учреждений не отличается от средних оценок качества услуг других образовательных учреждений. Более всего общий уровень удовлетворенности посещаемым дошкольным учреждением зависит от оценки состава детей в нем, а также от удовлетворенности качеством ухода и занятий с детьми (в целом и, в частности, оборудованием спального помещения и обеспеченности игрушками) и местонахождением учреждения. Среди положительных характеристик детских садов чаще всего назывались коллектив детского сада и морально-психологический климат в детском саду (указали примерно по трети опрошенных), среди негативных – состояние территории и детских игровых площадок на территории (указали около четверти опрошенных). Среди основных проблем, с которыми опрошенным пришлось столкнуться при устройстве ребенка в детский сад назывались очередь, проблемы адаптации ребенка в детском саду и необходимость (для детей с ослабленным здоровьем) проходить специальную медицинскую комиссию. В тоже время для большинства (78,2%) опрошенных острых проблем, о которых они могли бы заявить в ходе опроса, не возникло, хотя через постановку на очередь прошли 67,3% опрошенных. Среди опрошенных подавляющее большинство высказались в пользу разделения спальной и игровой комнат и уменьшения численности групп. Реальная средняя численность групп превышает максимально допустимую, по мнению опрошенных, на 17,6%. По заявлению опрошенных, наиболее важным параметром, на который они ориентировались при выборе детского сада, является квалификация воспитателей, работающих в нем (на это указали 65,4%). Оплачивать какие-либо нужды (в основном – подарки воспитателям) посещаемого дошкольного учреждения приходилось чуть более трети респондентов, у большинства из которых подобные расходы затруднений не вызывают. Общие выводы