Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка- детский сад 6 Организация работы по гражданско-правовому воспитанию в ДОУ
Задача национальной доктрины образования в Российской Федерации Воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности.
Подпроект проекта «Муниципальная модель гражданского образования» « Создание модели сетевого взаимодействия ДОУ и ОУ по гражданскому образованию и воспитанию в условиях Губахинского муниципального района » Цель: создание комплексно – организационно – педагогических условий, способствующих разработке модели сетевого взаимодействия ДОУ и ОУ по гражданскому образованию и воспитанию в условиях Губахинского муниципального района.
Создать систему научно – методической поддержки формирования и развития психологической, теоретической и технологической готовности всех участников процесса по созданию модели сетевого взаимодействия ДОУ и ОУ по гражданскому образованию и воспитанию в условиях Губахинского муниципального района. Создать педагогические условия для формирования гражданско- правовой культуры всех участников педагогического процесса – детей, родителей, педагогов (методическое сопровождение - перспективные планы, технологические карты, авторские методические разработки, программы; обогащение и расширение предметно – развивающей среды дидактическим и методическим материалом этно-культурологического и правового содержания.) Содействовать внедрению новых технологий и методик гражданского образования, обеспечивающих реализацию системно-структурного подхода по работе в данном направлении. Разработать критерии и показатели эффективности педагогического процесса по гражданскому образованию. Установить систему правовых отношений между родителями, детьми и педагогами. Скоординировать работу ДОУ с социальными институтами детства в районе. Обеспечить преемственность в формах, методах, содержании гражданского образования детей на дошкольном и начальном ступенях непрерывного образования. Обеспечить выявление и распространение опыта организации гражданского образования в ДОУ района. Задачи проекта:
правовое сознание педагогов и родителей не достаточно сформировано; отсутствует систематическая и планомерная работа по формированию у них правового самосознания. Проблема:
у педагогов и родителей недостаточно сформировано гражданско-правовое сознание, многие из них не знакомы с нормативно-правовыми документами федерального, регионального и муниципального уровней. у педагогов и родителей не сформировано внутреннее уважение к праву, законам, законности и правопорядку. отсутствие системы работы по формированию правовой культуры всех участников педагогического процесса (дети, педагоги, родители), не выработаны механизмы, формы, средства правовой культуры предметно-развивающая среда по правовому воспитанию в ДОУ требует расширения и обогащения дидактическим и методическим материалом правового содержания. Причины:
повышения педагогической и коммуникативной компетентности всех участников образовательного процесса (дети, родители, педагоги) в вопросах формирования правового самосознания в рамках системы комплексных мероприятий с ними Цель работы творческой группы:
повышение правовой культуры руководителей, педагогов и родителей МАДОУ; обновление содержания образовательного процесса; ознакомление с новыми педагогическими идеями и технологиями по правовому воспитанию; стимулирование и развитие социальной активности и правовой ответственности педагогов; утверждение в сознании педагогов и родителей правовых взглядов и убеждений; создание условий для обеспечения реализации прав человека. Задачи по правовому воспитанию в МАДОУ:
Методическое обеспечение
Декларация прав ребенка (1959). Конвенция ООН о правах ребенка (1989). Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990). Конституция Российской Федерации. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании». Семейный кодекс Российской Федерации. Уголовный кодекс Российской Федерации. Типовое положение дошкольного образовательного учреждения. Устав учреждения. Нормативно-правовая база:
анализ, оценка, прогнозирование и моделирование состояния процесса правового воспитания в дошкольных образовательных учреждениях; определение и постановка текущих и перспективных задач; обоснованное планирование правового воспитания; мониторинг состояния действенности работы и систематическое информирование педагогов и родителей о ходе реализации задач правового воспитания; своевременная корректировка системы воздействий и обеспечение субъектов правового воспитания прогрессивными методиками и технологиями работы. Содержание управления системой правового воспитания
Этапы работы по ознакомлению с правами Работа с родителями Iэтап Установление благоприятных межличностных отношений между родителями и воспитателями II этап Формирование у родителей положительного образа своего ребенка III этап Изучение педагогической позиции родителей, проблем семьи в воспитании ребенка IV этап Совместное с родителями планирование методов работы с детьми в семейных условиях; формирование уверенность в своих воспитаельских возможностях III этап Формирование потребности педагогов в соблюдении прав ребенка в ходе образовательного процесса II этап Разработка плана работы по ознакомлению педагогов с основными положениями Конвенции ООН о правах ребенка и другими документами и содействия их реализации I этап Введение педагогов в проблематику правового воспитания Работа с педагогами IV этап Защита прав и подведение к тому, что права есть и у других людей III этап Цикл занятий, направленных на формирование личного отношения каждого ребенка и проигрывания им игровым ситуациям II этап Закрепление и уточнение полученных знаний I этап Ознакомление детей с понятием «Право»; введение их в проблематику прав через средства худ. литературы и игру Работа с детьми V этап Работа с родителями группы риска
План работы по правовому воспитанию Формы работы С детьмиС родителямиС педагогами Разработаны декларации правил поведения в группе Анкетирование педагогов «Знаем ли мы права ребенка?» (начало и конец года) Пополнена нормативно-правовая база документами федерального, регионального и муниципального уровня Оформлены альбомы «Моя любимая группа», «Моя семья» Оформлены уголки по гражданско-правоведению в группах: «Наши права», «Права и дети», «Знакомимся с правами» Анкетирование педагогов с последующим анализом результатов анкет (начало и конец года) Разработаны критерии диагностики Разработаны памятки по реализации конкретных прав детей. Проведено общее собрание педагогического коллектива по теме «Знакомство с проектом гражданско-правового воспитания» Праздник «День знаний»Поведены родительские собрания в группах по ознакомлению родителей с положениями Конвенции о правах ребенка Проведены консультации: - Защита прав и достоинства детей в ДОУ - Знакомимся с нормативными документами - Развитие у ребенка положительного отношения к народам разных национальностей
Развлечение «День рождения группы» (все дошкольные группы) Поведены совместные мероприятия с родителями: - спортивного праздника «Мужчины, вперед!» - парной гимнастики - конкурса на лучшую новогоднюю поделку - конкурса на лучшую поделку ко Дню победы Поведен тренинг «О правах всерьез» Проведен цикл занятий в старших группах по ознакомлению со статьями Конвенции о правах ребенка. Оформлены информационные стенды «Наши права» и «Маленький гражданин» Проведен анализ воспитательно- образовательного процесса в ДОУ, стиля педагогического общения Изготовлены поздравительные открытки ко Дню матери Подобран консультативный материал в каждой возрастной группе по гражданско-правовому воспитанию. Оформлены информационные стенды «Наши права» и «Маленький гражданин» Проведен конкурс на лучшую Новогоднюю поделку Составлен социальный паспорт ДОУ Разработаны памятки по гражданско-правовому воспитанию С детьмиС педагогамиС родителями
Блок «Дети» Цели: обучение детей умениям межличностного общения со сверстниками; подготовка их к собственному общению с детьми и обучение детей умениям межличностного общения; приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным); формирование положительного отношения к себе; формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, нравственной основы патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
Педагогический проект «Маленький юрист» цель проекта : формирование культуры прав детей дошкольного возраста, знакомство их с правами через средства художественной литературы и игру. Задачи: Изучить и проанализировать методическую литературу по данной теме. Пересмотреть и обновить перспективные планы работы с детьми и диагностический пакет на все дошкольные группы. Формировать глубокое внутреннее уважение к праву, законам, законности и правопорядку, воспитывать детей в духе уважения законности, нормам общественной жизни; Разработать комплекс мероприятий по формированию правовой культуры детей; выработать механизмы, формы, средства правовой культуры дошкольников; Продолжать создавать условия для формирования правовой культуры дошкольников, обогащать и расширять предметно-развивающую среду по правовому воспитанию наглядно-дидактическим и методическим материалом правового содержания. Формировать активную социальную позицию, умение разрешать конфликтные ситуации нормативными способами, произвольно контролировать свое поведение и управлять им. Познакомить с обязанностями детей как неотъемлемой составляющей правового воспитания.
Кружок «Наши права» Цель: Ознакомление детей дошкольного возраста с правами через средства художественной литературы и игру.
Методы и приемы по ознакомлению детей с правами
Игровые занятия
Дидактические игры
Альбомы
Самостоятельная деятельность детей
Блок «Родители» Этапы работы: Диагностический Информационный Обобщающий
Формы работы с родителями
Методы и приемы по ознакомлению родителей с правами
Блок «Педагоги» Этапы работы: Психологический Организационный Профессиональный
Формы работы с педагогами
Блок «Педагоги» Этапы работы: Психологический Организационный Профессиональный
Методы и приемы по ознакомлению педагогов с правами
Диагностика (дети)
Диагностика (родители)
Диагностика (педагоги)
Антуан де Сент-Экзюпири «Уважение к человеку – вот пробный камень. Если уважение к человеку будет заложено в сердцах людей, они неизбежно придут к созданию такой социальной, экономической, политической системы, которая сделает это уважение непреложным законом».
Спасибо за внимание!