Нижегородский Институт Развития Образования. Экологическое образование школьников, становление у детей научно- познавательного, эмоционально-нравственного,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Экологический проект «Зелёная планета» Экологический проект «Зелёная планета»
Advertisements

«Э КОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ВВЕДЕНИЕМ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА В СОДЕРЖАНИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ » МБДОУ 81.
Экологический проект Мастерская природы Воспитатели: Чижикова Л.В. Евсеенко И.А.
ВОСПИТАТЕЛЬ МБДОУ Д/С 10 ИЛЬЕНКО СВЕТЛАНА НИКОЛАЕВНА.
МБДОУ центр развития ребёнка- детский сад 27 «Берёзка» «Берёзка»
Педагогическая концепция учителя МОУ «Войсковицкая СОШ1» Филатовой Ирины Викторовны Исследовательская деятельность как форма экологического образования.
« Наш дом- природа » Программа экологического образования дошкольников.
Экологический кружок «Исследователи природы» Руководитель: Нуреева Т.И., учитель биологии и химии.
Экологическое воспитание в условиях ДОУ Растение живое существо. Воспитатель ГБОУ прогимназия 1826 Бокарева Татьяна Александровна Проект для детей старшего.
Экологическое воспитание дошкольников Воспитатель МБДОУ д/с 410 Воронцова Е.В.
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ « ЖИЗНЬ БЕЗ МУСОРА» Учителя начальных классов Хаптахаева К.С.,Бужгеева Э.Б. и Болотова С.А. и учащиеся 2- 4 классов.
МОУ «Средняя общеобразовательная школа 19 » г.Вольска Учитель начальных классов высшей категории Погодина С.С.
Экологическое воспитание через дидактическую игру Подготовила: Михеева Людмила Анатольевна Управление образования администрации Старооскольского городского.
Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения развивает их мышление, способность видеть.
МОУ СОШ9 им.Р.В.Лонкунов с.Таас-Юрях Мирнинского района Дидактические игры в э кологическом воспитании младших школьников Автор: Кычкина Светлана Афанасьевна.
ЮНЫЕ ЗАЩИТНИКИ ПРИРОДЫ экологический проект ГБОУ детский сад 1739 ГБОУ детский сад 1739 старшая группа старшая группа Воспитатель и автор проекта Воспитатель.
Проект старшей группы для детей с ОВЗ МДОУ детский сад «Березка»
«Жить в дружбе с природой» воспитатель: Малышева Л.В. МДОУ детский сад 15 «Золотая рыбка»
Дата рождения: г.Образование: высшее, ТГУ г., КПУ – 1998 г. Специальность: учитель начальных классов Стаж работы: 12 лет Категория: 2010.
Экологическое воспитание детей среднего дошкольного возраста через дидактическую игру Из опыта работы воспитателя МДОБУ Полянский детский сад Козыревой.
Транксрипт:

Нижегородский Институт Развития Образования

Экологическое образование школьников, становление у детей научно- познавательного, эмоционально-нравственного, практически - деятельностного отношения к окружающей среде и своему здоровью.

1. Формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка; 2. Развитие познавательного интереса к миру природы; 3. Формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения; 4. Воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом, развитие чувства эмпатии к объектам природы; 5. Формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями.

Экологическое просвещение младших школьников; Создание системы педагогического взаимодействия по экологическому развитию детей (обучение, совместная деятельность учителя с детьми, самостоятельная деятельность детей); Обучение детей использованию научных знаний, приобретенных на уроках по окружающему миру, чтобы сделать заключение о состоянии окружающей природы и ее изменениях под влиянием деятельности человека.

АКТУАЛЬНОСТЬ НОВИЗНА Экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают все человечество. В условиях надвигающейся экологической катастрофы громадное значение приобретает экологическое воспитание как составная часть нравственного воспитания человека всех возрастов и профессий. В связи с этим необходимо усилить и больше уделять внимания нравствено-экологическому воспитанию в современной школе уже с первых лет воспитания детей. Для достижения поставленных задач применялись методы моделирования, исследования и проектная деятельность учащихся.

1. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям.-Киев, Выготский Л.С. Собрание сочинений.- Т Николаева С.Н. Общение с природой начинается с детства.- Пермь, Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры у детей, 1985

Автор учебника «Окружающий мир» Н.Ф. Виноградова подчёркивает, что необходим начальный этап эмоционального общения детей непосредственно с окружающими их природными объектами – «…как основа доброжелательного отношения, нравственного поведения, познавательного интереса и желания вновь вступать во взаимодействие с природой».

Начиная с 1-го класса на урока окружающего мира (и не только) была поставлена цель: изучить уровень сформированности и характер окрашенности отношения детей к миру природы. Проведенное опытно-экспериментальное исследование показало, что только у 40% детей 6-7 летнего возраста сформирован гуманистический тип отношения к природе.

Полученные результаты побудили меня прямо с 1-го класса начинать работу по воспитанию ценностного отношения детей к природе родного края.

Принцип единства эмоционального и интеллектуального восприятия окружающего; Принцип включения детей в различные виды и формы организации познавательной деятельности, характерные для детей школьного возраста и обеспечивающие оптимальное их развитие; Принцип обеспечения успеха детям в организуемой познавательной деятельности; Принцип учета возрастных особенностейи возможностей детей при отборе методов работы с ними; Краеведческий принцип.

1. Усвоение ценностей через чувства, т.е. развитие эмпатии у школьников по отношению к природе; 2. Усвоение ценностей через знания, т.е. формирование у детей экологической компетентности; 3. Усвоение ценностей через деятельность, т.е. реализация усвоенных ценностей в поведении и деятельности детей.

1-2 класс: Игры – тренинги экологического содержания; Наблюдения; Экскурсии в природу. 3-4 класс: Моделирование; Метод проектной деятельности.

приемыкласстема Игры и тренинги1 «Ты и вещи», «Русская матрешка», «Народная сказка», «Здоровая пища», «Какое бывает настроение» и др. 2 «Твое первое знакомство со звездами», «В некотором царстве», «Лес и его обитатели» и др. Наблюдения1 «Родная природа», «Животное – живое существо», «Твои друзья» и др. 2« Как животные воспринимают мир», «Как животные защищаются», «Какие бывают растения?» и др. экскурсии1 «Собираем урожай», «Как из зерна получилась булка», «Лесные новости», «Ледоход», «Поиграй в театр» и др. 2 «Лес и его обитатели», «Водоем и его обитатели», «Луг и его обитатели», «Сад и его обитатели» и др.

приемыкласстема моделирование3 «Человек познает природу» 4 «Рельеф России» проектные исследования3 «Лекарственные растения родного края», «Красная книга родного края». 4 «Экологическое состояние местного участка леса». «Экологическая среда школьного помещения», «Источники заражения в жилом помещении семьи».

Цель исследования – определение степени загрязненности атмосферного воздуха школьной территории. Задачи: Дать оценку степени загрязненности воздуха школьного пространства; Определить условия, влияющие на степень загрязнения; Привлечь внимание общества к проблемам окружающей среды. Методы исследования: Анализ различных источников информации; Сравнение и классификация; Наблюдение; Эксперимент; Обобщение.

1-ый этап: Занятие 1. Постановка задач и целей. Занятие 2. Изучение зеленой защитной полосы пришкольного участка. Занятие 3. Оценка загрязнения воздуха. Занятие 4. Определение степени запыленности воздуха. Занятие 5. Определение уровня антропогенного загрязнения среды. 2-ой этап: Занятие 1. Окончательная обработка результатов. Занятие 2. Выводы и обобщение.

ИзмеренияПолученные результаты Санитарно – гигиенические нормы, м Ширина защитной полосы из деревьев 1,81,5 Расстояние от школы до деревьев 1510 Расстояние от школы до кустарников 55 Расстояние между деревьями

Тип автотранспортаКоличество штук за 20 мин. Легковые автомобили 14 Грузовые автомобили 6 Дизельные автомобили 3

Цель: исследование чистоты атмосферного воздуха; оценка загрязнения почвы; состояние животного мира. Одним из результатов работы стало сочинение стихотворения учеником 4- го класса Чернигиным Егором «Как мы спасали поляну»(1-е место в районном конкурсе «Мы одна семья: человек и природа»).

Это сказка иль рассказ про природу и про нас. Мы – это моя семья: папа, мама, Тимка, я. А природа – это дятел и его чудесный дом. На поляне у оврага – ель, дупло - и дятел в нем. К нам однажды прилетел, постучался и запел: - Помогите, помогите и от грязи нас спасите, Скоро грязью зарастем, задохнемся - и умрем. -Тихо, дятел, не пищать! Завтра вас идем спасать! Мы сегодня встали рано солнце в небе высоко. Ждет нас « дятлова » поляна, к ней добраться нелегко. Мама завтрак нам готовит: масло, хлеб и сладкий чай. Папа в огород уходит: - Ну. Егорка, не скучай! Там лежат у нас лопаты, в кучке саженцы стоят. - Мы устали ждать, ребята, будто с нами говорят. - Погодите, не спешите, - папа саженцам сказал. - Тут немножко полежите, - и лопаты в руки взял. Вот зеленая машина - наша куколка - « Ока » Здесь всего 4 места, но хватает нам пока.

Папа саженцы берет и в багажник их кладет. И машина в тот же миг привезла нас на пикник. Вот вода, а вот песок птичек звонкий голосок. - Вы зачем сюда пришли, воду в ведрах принесли? И зачем песок речной привезли сюда с собой? Где же фантики, бумага, банки, склянки и еда? После пикника отрава остается здесь всегда. И еще опасный враг подбирается овраг. Мусором загадится и земля обвалится. - Птицы в небе, не шумите, и на нас вы поглядите. С папой, мамой мы втроем вмиг весь мусор соберем. Наша куколка – Ока будет « мусоркой » пока. Вот в багажнике – пакеты, уничтожим мусор этот. И теперь настал черед сделать все наоборот. Воду сами мы не пьем, воду в землю, в ямку льем. И песок кладем не в чай – ямка, саженцы встречай! Мы посадим вдоль оврага ветки, саженцы, кусты. Даже солнце будет радо, улыбнется с высоты. Спит Тимур, мой младший брат годовалый крошка. Для тебя нет дет пока, подрасти немножко. Мы еще сюда придем, чистая поляна. Наши саженцы польем с папой, с Тимкой, с мамой. Мы полянку сбережем ведь природа – общий дом.

Таким образом, вот уже 4-ый год уроки окружающего мира помогают мне и моим ученикам в сложении определенной системы целенаправленного обеспечения младших школьников знаниями, ценностными ориентирами, необходимыми для воспитания экологической культуры., привития практических природоохранных навыков, развития познавательной и творческой активности ребенка.

1. За 4 года работы по данной теме было создано учащимися 2-4 класса 11проектов; 2. 3 проекта заняли призовые места в районных конкурсах экологического содержания («Экологическое состояние местного участка леса». «Экологическая среда школьного помещения», «Источники заражения в жилом помещении семьи») е место в районном творческом конкурсе «Мы одна семья : природа и люди» (экологическая сказка); 4. Методическая разработка урока «В гости к весне»( на экологическую тему с элементами проектно-исследовательской деятельности) заняла 1- е место в районном «Интеллектуальном марафоне: учитель – учителю».

Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. – СПб.:Детство-пресс, 2004 Копцева Т. Природа и художник. –М.: Творческий центр, 2001 Смирнова В.А. Тропинка в природу. –СПб.: Союз, 2003 Рыжова Н.А. Экологическое образование в школе. –М.:Карапуз, 2001 Кондратьева Н.Н. Программа экологического образования школьников. –СПб.: Детство-пресс,2000 Степанова В.А. Листок на ладони. –СПб.: Детство-пресс,2004 Тихомирова Л.Ф. Уроки для здоровья детей. –Ярославль:Академия развития,2002 Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии. –М.,1999 Планета – наш дом: Учебник хрестоматия по основам экологии. – М.:Лайда,1995