Инновационные подходы к разработке профессиональных стандартов А.А. Муравьева к.ф.н. Эксперт Центра изучения проблем профессионального образования.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Профессиональные стандарты как основа подготовки квалифицированных кадров. Международный опыт О.Н. Олейникова д.п.н. Директор Центра изучения проблем профессионального.
Advertisements

Понятие качества профессионального образования и обучения О.Н. Олейникова Д.п.н., профессор Директор Центра изучения проблем профессионального образования.
Проект по разработке национальных рамок квалификаций в странах СНГ А.А. Муравьева, К.ф.н., ведущий эксперт Центра изучения проблем профессионального образования.
Цель государства – общественная безопасность Защита прав человека; Защита прав человека; Безопасность жизни; Безопасность жизни; Социальная защита; Социальная.
Методология разработки Профессиональных Стандартов и Рамки квалификаций в отрасли туризма Кыргызской Республики Ибрагимова Г.Д. Круглый Стол Кадры для.
Проректор КНИТУ Л.В. Овсиенко Центр добровольной сертификации.
Разработка рамок квалификаций Казахстан ноября 2008 г., г. Турин.
Комплексный план мероприятий взаимодействия ДОгМ с Департаментом культуры города Москвы Московский стандарт качества как инструмент формирования системы.
Разработка системы признания сертификатов, полученных выпускниками образовательных учреждений профессионального образования и другими категориями граждан.
Нижний Тагил, 2013 Профессиональный стандарт по профессии «сварщик» как ресурс управления конкурентоспособностью персонала.
Деятельность НП «Экспертный клуб» промышленности и энергетики» в рамках формирования современной квалификационной системы Разработка методики определения.
Цели и задачи, основные проблемы и механизм профессиональной стандартизации и сертификации в сфере HR Докладчик: Федин В.В., Генеральный директор ФГУП.
Развитие системы профессионального образования Ростовской области Министерство общего и профессионального образования Ростовской области Отдел профессионального.
Проблемы, возникающие при разработке и использовании ПС, и пути их преодоления МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В РАЗВИТИИ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ.
Система профессиональных стандартов как основа структуры профессиональных квалификаций Машукова Наталья Дмитриевна директор Центра развития профессиональных.
Докладчик:Директор Центра профессиональных компетенций в строительстве НОУ ДПО «ЦИПК», к.т.н., доцент, С.В. Федоров Подготовка персонала строительно-монтажных.
АНО «Научно-методический центр подготовки водителей» Совершенствование системы подготовки профессиональных водителей транспортных средств.
Тема 2. Исследование как составная часть менеджмента организации Метод, который используется для диагностики внутренних проблем, называют управленческим.
Профессиональный стандарт как механизм регулирования качества рабочей силы Машукова Наталья Дмитриевна - директор Центра развития профессиональных квалификаций.
Развитие региональной системы оценки качества образования (РСОКО)
Транксрипт:

Инновационные подходы к разработке профессиональных стандартов А.А. Муравьева к.ф.н. Эксперт Центра изучения проблем профессионального образования

2 Основные принципы и распределение ролей (международные тенденции) Признание необходимости профессиональных стандартов государством как фактора обеспечения конкурентоспособности экономики и поддержка их разработки (нормативно- правовая и финансовая) Признание необходимости профессиональных стандартов государством как фактора обеспечения конкурентоспособности экономики и поддержка их разработки (нормативно- правовая и финансовая) Центральная роль работодателей Центральная роль работодателей

3 Профессиональный стандарт Устанавливает требования к тому, что человек должен знать и уметь делать в определенной области трудовой деятельности. Отражается в присуждаемых свидетельствах, выходных квалификациях. Ориентирован на оценку деятельности или практического опыта.

4 Профессиональный стандарт Многофункциональный нормативный документ, определяющий требования к содержанию трудовой деятельности, условиям ее осуществления, и уровню квалификации работника Многофункциональный нормативный документ, определяющий требования к содержанию трудовой деятельности, условиям ее осуществления, и уровню квалификации работника

5 Что обеспечивают профессиональные стандарты Согласованные требования к качеству труда в интересах: Согласованные требования к качеству труда в интересах: повышения качества и производительности труда повышения качества и производительности труда повышения качества подготовки работников в системе ПО повышения качества подготовки работников в системе ПО развития обучения на производстве развития обучения на производстве оценки потребности в повышении квалификации действующих работников оценки потребности в повышении квалификации действующих работников обоснованной оценки кандидатов на рабочие места при найме персонала обоснованной оценки кандидатов на рабочие места при найме персонала проведения аттестации персонала проведения аттестации персонала сертификации компетенций и квалификаций сертификации компетенций и квалификаций

6 Разработка профессиональных стандартов На основе: На основе: данных мониторинга и анализа развития отрасли данных мониторинга и анализа развития отрасли опросов предприятий опросов предприятий консенсуса относительно предъявляемых требований консенсуса относительно предъявляемых требований Профессиональные стандарты могут: Профессиональные стандарты могут: утверждаться государством (Великобритания), как отдельный документ утверждаться государством (Великобритания), как отдельный документ утверждаться структурами социальных партнеров для обязательного использования при формировании ОС и программ обучения (Германия, Франция, Нидерланды). утверждаться структурами социальных партнеров для обязательного использования при формировании ОС и программ обучения (Германия, Франция, Нидерланды).

7 Процесс разработки и обновления профессиональных стандартов Исследование потребности Утверждение Доработка стандартов Консультации в отрасли Разработка стандартов Разработка функциональной карты Формирование группы экспертов Принятие решения о разработке и финансировании

8 Методика разработки ПС Основной принцип: От анализа области трудовой деятельности к формированию требований к работникам От анализа области трудовой деятельности к формированию требований к работникам

9 Что нужно Классификация областей профессиональной деятельности, отличная от МСКО и существующих классификаторов Классификация областей профессиональной деятельности, отличная от МСКО и существующих классификаторов Область профессиональной деятельности - совокупность видов трудовой деятельности, основанных на однородных компетенциях, направленных на единый общий результат и объединенных схожими или общими средствами и предметами труда. Область профессиональной деятельности - совокупность видов трудовой деятельности, основанных на однородных компетенциях, направленных на единый общий результат и объединенных схожими или общими средствами и предметами труда.

10 Классификация профессиональной деятельности Общие положения: - Необходимость согласования различных систем классификаций профессиональной деятельности Пример: Пример: Великобритания – разработка ПС по областям профессиональной деятельности, определенных работодателями. Затем – формальная привязка к международным и национальным классификаторам. Великобритания – разработка ПС по областям профессиональной деятельности, определенных работодателями. Затем – формальная привязка к международным и национальным классификаторам.

11 Примеры Великобритания: Сельское хозяйство, огородничество, садоводство и животноводство Сельское хозяйство, огородничество, садоводство и животноводство Бизнес, администрирование и право Бизнес, администрирование и право ИКТ ИКТ Искусство, СМИ и издательская деятельности Искусство, СМИ и издательская деятельности Здравоохранение, коммунальные услуги Здравоохранение, коммунальные услугикоммунальные услугикоммунальные услуги Науки и математика Науки и математика Инженерное дело/машиностроение и промышленные технологии Инженерное дело/машиностроение и промышленные технологии Строительство, планирование Строительство, планирование Розничная торговля и коммерческие предприятия Розничная торговля и коммерческие предприятия Досуг, путешествия и туризм Досуг, путешествия и туризм История, философия, теология История, философия, теология Социальные науки Социальные науки Языки, литература и культура Языки, литература и культура Образование и обучение Образование и обучение Подготовка к жизни и трудовой деятельности Подготовка к жизни и трудовой деятельности

12 Примеры Досуг, путешествия и туризм - Обслуживание клиентов - Менеджмент и лидерство - Азартные игры - Лицензированная розничная торговля спиртными напитками - Услуги в области путешествий и туризма - Организация мероприятий - Подготовка к и приготовление продукции питания - Обслуживание (подача еды и напитков) - Домашнее хозяйство - Услуги фронт офиса - Охрана труда и здоровья - Безопасность продукции питании

13 Методика разработки ПС Функциональный анализ Функциональный анализ Последовательное описание профессиональной деятельности с точки зрения функций, необходимых для ее осуществления и обеспечения ее экономической эффективности. Разработан в Великобритании. Используется в: Испании, Ирландии, Германии, Швеции, Португалии, Австралии, странах Ближнего Востока, Южной Африке и др. Разработан в Великобритании. Используется в: Испании, Ирландии, Германии, Швеции, Португалии, Австралии, странах Ближнего Востока, Южной Африке и др.

14 Методика разработки ПС Функциональный анализ Описывает функции с точки зрения результатов, что делает его особо пригодным для использования при проектировании образовательных стандартов и программ. ФА признан наиболее надежным методом из-за ориентации на результат ФА признан наиболее надежным методом из-за ориентации на результат

15 Функциональный анализ Цель: Цель: Установить требования работодателей к стандартам деятельности в рамках определенной области профессиональной деятельности Установить требования работодателей к стандартам деятельности в рамках определенной области профессиональной деятельности

16 Основные принципы разработки ПС на основе ФА Что нужно СЕЙЧАС? Что в БЛИЖАЙШЕЙ ПЕРСПЕКТИВЕ? Что понадобится в БУДУЩЕМ? Рост количества возможностей и вариантов Возрастание риска

17 Функциональный анализ Позволяет обоснованно и прозрачно связать: - Спецификацию сферы труда - Спецификацию образования - Спецификацию оценки Потому что описания спецификации сферы труда, отраженные в единицах стандарта, могут проецироваться на модули обучения и критерии оценки

18 Другие методики разработки ПС DACUM – (1997 г.) - выявление профессиональных задач, решаемых в трудовой деятельности, и определение требований к знаниям и умениям, поведению работников, необходимых средств труда. DACUM – (1997 г.) - выявление профессиональных задач, решаемых в трудовой деятельности, и определение требований к знаниям и умениям, поведению работников, необходимых средств труда. Способ – мнения группы экспертов. Способ – мнения группы экспертов. Используется как основа для проектирования программ обучения. Используется как основа для проектирования программ обучения. Задачи – более узкие, чем при разработке ПС на основе ФА Задачи – более узкие, чем при разработке ПС на основе ФА

19 Спасибо за внимание! Центр изучения проблем профессионального образования г. Москва Ул. Гончарная, д.27/6 Тел.: (495)