Конференция « Инновационное развитие экономики России : сценарии и стратегии » Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова 19.04.2012 г.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Лекция 12. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ТЕРРИТОРИЙ И ОБЪЕКТОВ.
Advertisements

О республиканской целевой программе «Развитие туризма в Чувашской Республике на 2011–2016 годы» Выступление и.о. министра по физической культуре, спорту.
«Российский государственный гуманитарный университет» Институт экономики, управления и права Экономический факультет «Особенности инвестиционной политики.
БИЗНЕС - ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ В ОБЛАСТИ КСО ООО « ЗАВОД ЦВЕТНЫХ СПЛАВОВ » БИЗНЕС - ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ В ОБЛАСТИ КСО ООО « ЗАВОД ЦВЕТНЫХ СПЛАВОВ »
ИНСТИТУТ ПРОСТРАНСТВЕННОГО ПЛАНИРОВАНИЯ «ЭНКО» САНКТ - ПЕТЕРБУРГ CТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КРАСОВСКАЯ О.В.
1 ТЕМА 13 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ КОМПЛЕКСНОГО СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ СПК ПС ОМС.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 160 с углубленным изучением английского языка Государственное.
Программа социально-экономического развития Пермского края на годы и на период до 2017 года.
П Р О Г Р А М М А СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО И КУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ ОДЕССКОЙ ОБЛАСТИ НА 2012 ГОД.
Включение инвестиционных туристских проектов регионов Северо-Западного федерального округа в федеральную целевую программу «Развитие внутреннего и въездного.
Информационное обеспечение в менеджменте транспортно-логистических систем туристической отрасли Проф. Козак Л.С., доц. Седой В.Г., доц. Бакулич Е.А.
МИНИСТЕРСТВО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА ПЕРМСКОГО КРАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА «РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА В ПЕРМСКОМ КРАЕ НА ГОДЫ» ПРОЕКТ.
О реализации проекта по созданию и деятельности бизнес-инкубатора и бизнес-школы, как составляющих инвестиционного развития Соликамского городского округа.
«РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА КАК ИНСТРУМЕНТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СБАЛАНСИРОВАННОГО РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ (НА ПРИМЕРЕ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ)» Гренишин Андрей Викторович Гренишин.
Механизм государственной поддержки развития экспорта туристско-рекреационных услуг в Чувашской Республике Рыбаков А.Н. – координатор Центра экспортной.
1 К вопросу разработки концепции развития сети федеральных университетов 29 февраля 2008 года, г. Москва.
ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫЙ КЛАСТЕР «ПЛЁС» ПРАВИТЕЛЬСТВО ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ ДЕПАРТАМЕНТ СПОРТА И ТУРИЗМА ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ.
Логистика товарных потоков региона Организации Черноморского Экономического Сотрудничества.
Выполнил студент 4 курса Проскурин Виталий. Ульяновская область входит в состав Поволжского экономического района и Приволжского федерального округа.
«Оценка потенциала территории и направления её развития (на примере муниципального образования «Тереньгульский район»)». Автор: Глава - председатель Совета.
Транксрипт:

Конференция « Инновационное развитие экономики России : сценарии и стратегии » Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова г.

5 Административно - территориальных единиц : I. Европейский Север II. Центр 2.1 Западный морской Калининградская область 2.2 Западный континентальный Псковская и Новгородская области 2.3 Ленинградский г. Санкт - Петербург, Ленинградская область 2.4 Центральный ( Столичный ) г. Москва, Московская, Владимирская, Смоленская, Брянская, Калужская, Тульская, Ивановская и Рязанская области 2.5 Верхневолжский Тверская, Ярославская, Костромская, Нижегородская и Кировская области, республики Чувашская и Марий Эл 2.6 Среднее Поволжье Ульяновская, Самарская, Саратовская области, республика Татарстан 2.7 Уральский ( Средний и Южный Урал ) Свердловская, Оренбургская и Челябинская области, Пермский край, республики Башкортостан и Удмуртия III. Юг России IV. Юг Сибири V. Азиатский Север

3 февраля 2007 года постановлениями Правительства РФ в России создано семь особых экономических зон туристско - рекреационного типа : 7 Туристско - рекреационных зон ( ТРЗ ): в Краснодарском крае Постановление Правительства России от 3 февраля 2007 г. N 70 в Ставропольском крае Постановление Правительства России от 3 февраля 2007 г. N 71 в Иркутской области Постановление Правительства России от 3 февраля 2007 г. N 72 в Республике Бурятия Постановление Правительства России от 3 февраля 2007 г. N 68 « Алтайская долина » в Республике Алтай Постановление Правительства России от 3 февраля 2007 г. N 67 « Бирюзовая Катунь » в Алтайском крае Постановление Правительства России от 3 февраля 2007 г. N 69 в Калининградской области Постановление Правительства России от 3 февраля 2007 г. N 73 Постановлением Правительства РФ от 31 марта 2010 г. 201 на территории острова Русский Приморского края создана туристско - рекреационная особая экономическая зона. (8 зона ). Проблема – ТРЗ в Чувашской Республике не создана.

Рекреационный комплекс экономики России это огромная хозяйственная система с уникальными возможностями, не имеющая аналогов ни в одной стране мира. Для сохранения и воспроизводства рекреационных ресурсов страны вся территория России поделена на определенные зоны, специализирующиеся на определенных видах рекреации. Цель зонирования определить предельно допустимый уровень нагрузки на данную территорию с учетом ее полного воспроизводства и экологической защиты. Лечебно - оздоровительные и курортные территории страны имеют четко очерченные границы. Они могут иметь федеральное, региональное и местное значение. К лечебно - оздоровительным территориям федерального значения относятся уникальные местности, не имеющие аналогов в мире. Перечень основных зон рекреации федерального значения Зоны рекреации Специализация зоны Города и районы, рекомендуемые для развития Поволжье ( Нижегородская, Астраханская, Волгоградская, Куйбышевская, Ульяновская области, республики Чувашия и Татарстан ) Познавательный аспект, отдых с лечением, рыбная ловля Нижний Новгород, Болдино, Астрахань Проблемы – 1. Нет ярко выраженного экологического аспекта. 2. Нет г. Чебоксары – как города, рекомендованного к развитию.

С точки зрения материальной базы и, в частности, обеспеченности средствами размещения, все эти регионы России можно разделить на три категории : с относительно высоким, средним и низким уровнями развития инфраструктуры. Первый уровень включает в себя часть Северо - Западного региона, Москву и Московскую область, Черноморское и Азовское побережья, Кавказские Минеральные Воды. Второй охватывает другую часть Северо - Западного региона, Балтийское побережье, " Золотое кольцо России ", Поволжье и Северный Кавказ. Третий объединяет Север, Горный Алтай, Горную Шорию, Байкал, Якутию, Приморье, Сахалин, Курилы, Камчатку и Командоры.

Туристско - рекреационная зона ( ТРЗ ) вид особой экономической зоны, создаваемой для развития и оказания услуг в сфере туризма. Целями создания туристско - рекреационных зон являются : повышение конкурентоспособности туристской деятельности, развитие лечебно - оздоровительных курортов, развитие деятельности по организации лечения и профилактике заболеваний. В туристско - рекреационных зонах может осуществляться разработка месторождений минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов. Законы о туристско - рекреационных зонах были приняты 19 мая 2006 года Государственной Думой России. Создание туристско - рекреационных зон способствует обеспечению благоприятного инвестиционного климата в России, появлению конкурентоспособного туристского продукта, переводу индустрии отдыха и путешествий на инновационный путь развития. Особенности туристско - рекреационных зон Туристско - рекреационные зоны имеют отличия от особых экономических зон другого типа : могут создаваться на одном или нескольких участках территории муниципальных образований. на момент их создания на них могут располагаться земельные участки, находящиеся в пользовании граждан и юридических лиц. в туристско - рекреационных зонах могут быть расположены объекты инфраструктуры, жилого фонда и иные объекты, находящиеся в различных формах собственности, включая частную. земельные участки могут относиться к землям особо охраняемых территорий. Налоговые льготы для организаций Для организаций, имеющих статус резидента туристско - рекреационной зоны, установлены налоговые льготы : снятие 30 % ограничений на перенос убытков на последующие налоговые периоды. возможность в отношении собственных основных средств к основной норме амортизации применять специальный коэффициент. может устанавливаться пониженная налоговая ставка налога на прибыль.

Рекреационная зона - в РФ - специально выделяемая территория в пригородной местности или в городе, предназначенная для организации мест отдыха населения и включающие в себя парки, сады, городские леса, лесопарки, пляжи, иные объекты. В рекреационные зоны могут включаться особо охраняемые природные территории и природные объекты. Рекреационная зона ( экологический словарь ) традиционно используемая природная или специально организованная территория, где жители населенного пункта проводят часы досуга ( парки, скверы, национальные парки и др.). Допустимая рекреационная нагрузка - максимальное число посетителей на единицу площади парка или зоны отдыха, при котором обеспечивается сохранение природных компонентов среды и ее культурно - исторических ценностей. В случае превышения допустимой нагрузки наблюдается деградация паркового ландшафта, ухудшение психофизиологического комфорта посетителей, частичное разрушение малых архитектурных форм, скульптуры, растительных композиций и т. д. Зона загородного отдыха - территория : - охватывающая акватории, леса, горы и луга ; - расположенная в пригородной зоне ; и - используемая для кратковременного или длительного отдыха городского населения. Курортный регион - в РФ - территория : - имеющая особо благоприятные природные условия и лечебные факторы ; - с компактно расположенными на ней курортами ; - объединенная общим округом санитарной или горносанитарной охраны.

Природная охраняемая территория - участок биосферы с соответствующими слоями атмосферы и литосферы, полностью или частично, постоянно или временно исключенный людьми из интенсивного хозяйственного оборота и предназначенный для сохранения экологического равновесия, поддержания среды жизни человечества и его здоровья, охраны природных ресурсов, ценных естественных и искусственных объектов и явлений, имеющих историческое, хозяйственное или эстетическое значение. Рекреационная емкость - величина, характеризующая способность парка или зоны отдыха обслуживать определенное количество посетителей при условии достаточного психофизиологического комфорта, без деградации природных компонентов среды и нанесения ущерба культурно - историческим, архитектурно - художественным объектам, находящимся на территории. Рекреационный потенциал - свойство природной территории оказывать на человека положительное физическое, психическое, гигиеническое воздействие. Территория муниципального образования - в РФ - земли городских, сельских поселений, прилегающие к ним земли общего пользования, рекреационные зоны, земли, необходимые для развития поселений, и другие земли в границах муниципального образования независимо от форм собственности и целевого назначения

ВОСПРОИЗВОДСТВО РЕКРЕАЦИОННЫХ РЕСУРСОВРАБОЧЕЙ СИЛЫ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ РЕКРЕАЦИОННАЯ ЗОНА ВНУТРИ РЕГИОНА ОБОСОБЛЕНИЕ ТЕРРИТОРИИ В ЦЕЛОМ В СИЛУ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ И КЛИМАТИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С ХОЗЯЙСТВУЮЩИМИ СУБЪЕКТАМИ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ МЕХАНИЗМ РЕКРЕАЦИОННОЙ ЗОНЫ РЕКРЕАЦИОННАЯ ИНДУСТРИЯ УПРАВЛЕНИЕ ВНУТРИ РЕКРЕАЦИОННОЙ ЗОНЫ РЕКРЕАЦИОННАЯ ЗОНА

Рекреационная зона города Мегаполис (гг. Москва, Санкт-Петербург) Большой город (гг. Нижний Новгород, Казань) Средний город (г. Чебоксары) Малый город (г. Мариинский Посад) Рекреационная зона природохозяйственной системы В одном регионе В разных регионах Рекреационная зона (зона туристского благоприятствования (ЗТБ)) С центром в СКК С центром в другом хозяйственном объекте (турбаза, туристский комплекс, пансионаты, дома отдыха и т.д.) С центром в национальном парке, заказнике, заповеднике

ЗТБ – предлагается организовать по подобию курорта Албена ( Болгария ) ( Пример. СКК Чувашия ). Рекреационная зона с центром в Нац. Парке – предлагается организовать по подобию Нац. Парка г. Паттайя ( Таиланд ) ( Пример. Нац. Парк Чуваш Вармане ). Рекреационная зона в городе ( Парк развлечений и отдыха по подобию Дисней – Лэнда ( образец – разработка, совместная с Итальянской дизайнерской и строительной организацией ) ( Пример. Парк 500- я г. Чебоксары ). Дело в слабом планировании, организации, мотивации, контроле и координации. Также в сервисе, качестве, местной ( локолской ) субкультуры и нац. менталитета, правовой культуре местных граждан. ( Примеры. 1 – остров Шпицбергер ( Норвегия / Россия ), 2 – зимняя рыбалка в Финляндии ).

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ОТРАСЛИ ЭКОЛОГИЯ ПРОТЕКЦИОНИЗМ ЭКОНОМИКА РЕКРЕАЦИОННОЙ ЗОНЫ

Развитие рекреационных зон социально – эколого-экономических систем Оценка рекреационного потенциала территории всей системы Природно-ресурсный потенциал Культурно-исторический потенциал Эколого-географический потенциал и др. Выявление и классификация рекреационных ресурсов, обладающих свойством исключительности Оценка соответствия рекреационной инфраструктуры выявленным видам исключительных рекреационных ресурсов Целенаправленное развитие выделенных территорий под рекреационные зоны на условиях приоритетности

Классификация рекреационных товаров и услуг, предоставляемых рекреантам (экотуристам) на данной территории Классификация хозяйствующих субъектов с целью определения однородных групп для оценки эффективности управляющих воздействий на них Создание организационно-экономических и нормативно- правовых предпосылок для обеспечения приоритетности развития рекреационных зон на соответствующих территориях

Рекреационные ресурсы Охрана Использование Воспроизводство и развитие Формирование эффек - Рекреационные Определение источ - тивной системы охраны товары и услуги ников финансирования окружающей среды в рекреационных зонах Оценка ресурсных Формирование РИФа - предпосылок, сложив - Фонда развития рекре - шейся специализации ационных зон и вос - и тенденций на рынке производства рекреа - ционных ресурсов Свойства Экологический туризм - как приоритет развития

Экологический туризм Природная и социокультурная совместимость как фундаментальное условие Создание инвестиционных, культурных, налоговых и социально - экономических преимуществ Повышение природоохранного и культурного сознания и познания Контроль и участие со стороны местных региональных и муниципальных властей : равноправный доступ к природным ресурсам ; соблюдение предельно допустимых рекреационных нагрузок Особо охраняемые природные территории ( ООПТ ) ( софинансирование ) Местное население ( в том числе обеспечение источников дохода ) Экологическое просвещение ; уважение обычаев и традиционного уклада местных сообществ ; обмен опытом и т. д. Экосистемы Экокомплексы Принцип минимизации негативного воздействия Принцип усиления и широкого охвата

Экосистема – это природный аттрактив, созданный природой, без участия или с минимальным участием человека, пригодный для экологического туризма Экокомплекс – это природный аттрактив, созданный человеком на базе экосистемы, направленный под определенные запросы существенного сегмента рынка, без существенного изменения в генетическом и стратегическом планах развития экосистемы, пригодный для экологического туризма Экомаркетинг – это система мероприятий по выявлению предпочтений потенциальных клиентов экотуров, с последующей организацией экокомплексов, с последующим позиционированием на внутреннем и внешних рынках экотуризма, без существенного изменения в генетическом и стратегическом планах развития экосистем Экологический туризм – это целенаправленные путешествия с целью физического и психологического восстановления, культурного или познавательного характера на территории с ненарушенными, либо минимально нарушенными человеком экосистемами или экокомплексами, обеспечивающими непосредственный вклад в охрану и приумножение природных ресурсов, с учетом интересов местного населения и подлежащие определенному режиму управления и планирования на основе устойчивого социально - эколого - экономического стратегического развития

Рейтинговое место России по итогам 2009 года (выборка по 133 странам)

Состояние туризма в России ( на 1 января 2009 г.) ПоказательЗначение 1.Доля дохода от туризма в ВВП РФ с учетом мультипликативного эффекта, %6,9 2.Объем внутреннего туристского потока в 2008 году, млн. чел.30,3 (+ 6 %) 3.Объем въездного туристского потока (в том числе бизнес-туризм), млн. руб.4,5 (+ 15 %) 4.Бюджет Ростуризма, в том числе расходы на федеральные целевые программы, центральный аппарат, млн. руб.435,2 5.Число рабочих мест (с учетом смежных отраслей), млн. чел.2,564 6.Доля инвестиции в основной капитал в туризме от общего объема инвестиций, %12,1 7.Годовой прирост инвестиций в основной капитал в туризме, %8,2 8.Объем услуг, предоставляемых средствами размещения в 2008 году (млрд. руб.)92 (+ 23 %) 9.Общее количество мест в средствах размещения, млн.1, Средние расходы одного нерезидента въехавшего на территорию РФ, дол. США424 (+ 35 %) 702 (включая страны дальнего зарубежья)

Основные группы факторов региональной структуры экологического туризма России 1. Размещение особо охраняемых территорий, в первую очередь заповедников и национальных парков, при этом национальные парки пока еще оказываются недостаточно значимыми объектами вследствие их молодости и, как правило, плохой инфраструктурной обеспеченности 2. Недостаточная транспортная логистика и инфраструктурная обеспеченность 3. Удаленность от значительных центров расселения, чем определяется стоимость поездки, ввиду высоких цен на транспортные услуги в регионах России 4. Разнообразие и аттрактивность экосистем и ландшафтов регионов, а также их экологической и биоклиматической благоприятным потенциалом 5. Известность и популярность регионов и экологических маршрутов

Семь базовых принципов развития экологического туризма 1. Принцип нацеленности на экологическое образование и просвещение 2. Принцип не нанесения ущерба природной среде, или допускающий минимальное воздействие на природную экосистему, позволяющее увеличить привлекательность природного аттрактива, но не подрывающее экологическую устойчивость 3. Принцип обращенности к природе и основанный на использовании преимущественно природных ресурсов 4. Принцип заботы о сохранении местной социокультурной среды 5. Принцип совершенствования физического и психологического здоровья экологических туристов 6. Принцип социальной эффективности экологического туризма 7. Принцип экономической эффективности и устойчивого регионального развития

Рекреационный потенциал Российской Федерации Главные задачи рекреационной деятельности. География рекреационных районов России. Деление районов по плотности рекреационных учреждений, по ландшафтно - климатическим зонам. Проблемы использования рекреационных ресурсов в РФ и перспективы их развития. Рекреационные ресурсы Чувашской Республики. Чувашия входит в состав Приволжского федерального округа. Площадь 18,3 тыс. кв. км. Столица - г. Чебоксары. Другие города : Алатырь, Канаш, Новочебоксарск. Чувашская республика расположена на Восточно - Европейской равнине, в среднем течении Волги, на правобережье - Приволжская возвышенность с Чувашским плато, круто обрывающемся к Волге, на левобережье – Заволжье - низменная равнина. Удивительно прекрасны ландшафты Заволжья. На территории республики национальный парк Чаваш Вармане и Присурский заповедник в бассейне реки Сура ( приток Волги ). Климат умеренно континентальный. Средняя температура января –13 градусов, июля + 19 градусов. Осадков мм в год. Умеренный климат, чистый воздух лесов и свежее дыхание реки, живительная минеральная сероводородная вода ( типа " Мацесты ") и лечебные сапропелевые грязи озера Когояр - все это оказывает благотворное влияние на организм человека. В г. Чебоксары функционирует бальнеогрязелечебница, в Чебоксарском районе республики находится дом отдыха " Ильинск " и санаторно - курортный комплекс " Чувашия ", расположенный на левом берегу Волги, в заповедной зоне природного парка " Заволжье ", напротив столицы Чувашской Республики - города Чебоксары. В санатории " Чувашия " применяют : различные виды ванн, различные виды массажа, электрогрязелечение с применением сапропелевой грязи озера Когояр, ЛФК, спелеотерапию, ингаляции, сухие углекислые ванны, гомеопатию и фитотерапию, психотерапию, иглорефлексотерапию, лазерную, резонансную, КВЧ - терапию, эндоэкологическую реабилитацию по методу Ю. М. Левина ( очищение организма на клеточном уровне ). Лабораторная, функциональная и клиническая диагностика. Основные показания для лечения : заболевания системы кровообращения, нервной системы, костно - мышечной системы, гинекологические заболевания, болезни кожи, нарушения обмена веществ.

Послание Президента Чувашии Государственному Совету Чувашской Республики на 2012 год « Все для человека и во имя человека » ( выдержки ) Планировалось довести объем валового регионального продукта до 199 млрд. рублей, по факту он будет не менее 200 млрд. рублей. Инвестиции в основной капитал в этом году составят не менее 55 млрд. рублей. Международные агентства вновь подтвердили наш высокий рейтинг, что является лучшим доказательством инвестиционной привлекательности Чувашии и отражением реального состояния дел. Рост экономики, оптимизация затрат на обслуживание государственного долга, привлечение дополнительных средств из федерального бюджета позволили существенно оздоровить республиканский бюджет. Нам удалось увеличить годовой объем по доходам на 32,4%, по расходам – на 42,6%. Эти средства были направлены на развитие человеческого потенциала, ибо нет ничего ценнее этого. Для каждого из вас важна уверенность в завтрашнем дне и комфорт сегодняшней жизни. Человек должен иметь работу, достойный уровень зарплаты, здоровую окружающую среду, ощущать безопасность, иметь возможность обратиться к услугам качественного здравоохранения и образования, к культурному наследию. Только благополучный человек может быть счастливым родителем и благодарным наследником, может стать настоящим ресурсом развития страны. В противном случае его жизнь превращается в мучительный путь преодоления ежедневных проблем. Главная задача всех органов власти, всех нас, а в особенности Президента республики, – улучшение качества и условий жизни наших граждан. Ибо человек – и центр всего, и цель всего. Следующим фактором, определяющим уровень жизни буквально каждого гражданина, являются доступность и качество услуг в здравоохранении. Замечу, что качество не только влияет собственно на здоровье граждан, но и серьезным образом формирует демографическую ситуацию в республике. С одной стороны, мы уже давно имеем устойчиво хорошие, одни из лучших в России показатели по увеличению рождаемости и снижению смертности населения. Показатель продолжительности жизни у нас также выше российского, и мы ставим задачу довести его более чем 70 лет.

Послание Президента Чувашии Государственному Совету Чувашской Республики на 2012 год « Все для человека и во имя человека » ( выдержки ) Не менее важной для человека является возможность поддерживать здоровый образ жизни. Чувашия считается одним из лидеров по развитию физической культуры и спорта, количеству спортивных школ, членов сборных команд страны. По итогам 2010 года мы занимаем 3- е место среди субъектов Российской Федерации по числу граждан, систематически занимающихся физкультурой и спортом (27,9% при среднероссийском показателе 18,5%). Наша задача к концу 2020 года довести этот показатель до 40%. К концу следующего года физкультурно - спортивные комплексы будут работать во всех районах республики. На очереди строительство плоскостных сооружений – футбольных полей и стадионов, реконструкция имеющихся спортсооружений. Цель построить не менее трех ФСК в столице Чувашии и Ледового Дворца на 7500 тыс. чел. Положения основной нашей программы – Стратегии социально - экономического развития Чувашии до 2020 года, главная цель которой – рост благосостояния и качества жизни населения за счет устойчивого динамичного развития и повышения конкурентоспособности экономики. В обновленной Стратегии особое внимание уделено опережающему развитию инноваций, нано - и биотехнологий, энергоэффективности, ресурсосбережению, инвестициям в человека. Существенный ресурс для увеличения притока инвестиций я вижу в новых возможностях территориального развития через создание индустриальных парков, территорий опережающего развития кластерного типа и т. д. Формирование зон динамичного экономического роста на территории республики на основе выявления преимуществ каждого муниципального образования тесно взаимосвязано с проведением целенаправленной инвестиционной политики и активным привлечением инвестиционного капитала в секторы экономики, создающие мультипликативный эффект и формирующие « точки экономического роста » стратегического характера. В рамках этой работы должна быть активизирована деятельность по реализации государственно - частного партнерства. Это одна из наиболее эффективных моделей взаимодействия бизнеса и власти, которая успешно применяется во многих странах мира. В республике в основном разработана нормативно - правовая база, не хватает только политической воли. Такая форма взаимоотношений для инвестиционных проектов должна применяться как в крупных проектах, так и в малом и в среднем бизнесе.

Роль рекреационных зон в экономике ЧР Количество обслуженных граждан туристскими организациями Чувашской Республики за 2004 – 2010 годы (тыс. человек)

Роль рекреационных зон в экономике ЧР Объем оказанных туристских услуг за 2004 – 2010 годы (млн. рублей)

Динамика заходов туристских теплоходов в рекреационную зону г. Чебоксары за годы

Современное состояние сферы рекреации Чувашской Республики Количество туристских организаций 103 Количество туристских баз отдыха23 Количество санаторно-курортных организаций25 Количество гостиниц и аналогичных средств размещения 54 Количество заходов туристских теплоходов: в г. Чебоксары 405 в г. Мариинский Посад33 в г. Козловка81 в г. Ядрин1

Роль рекреационных зон в экономике ЧР Количество размещенных лиц в коллективных средствах размещения за 2004 – 2010 годы (тыс. чел.)

Роль рекреационных зон в экономике ЧР Объем платных услуг, оказанных коллективными средствами размещения за 2004 – 2010 годы (млн. рублей)

Сильные стороны 1.Выгодное экономико-географическое положение; 2.Наличие туристских ресурсов; 3.Уникальная природа, разнообразный растительный и животный мир; 4.Относительно благоприятная экологическая обстановка; 5.Самобытная культура, традиции, обычаи, ремесла, промыслы, уникальная вышивка, необычные костюмы, праздники; 6.Политическая стабильность; 7.Достаточные ресурсы квалифицированных кадров. Слабые стороны 1.Неразвитая инфраструктура для внутреннего и въездного туризма; 2.Морально и физически устаревшее оборудование; 3.Необходимость реконструкции зданий и сооружений санаторно-курортных комплексов, гостиничных фондов и объектов рекреации; 4.Низкий уровень услуг и их высокая стоимость; 5.Отсутствие специалистов по массовой анимации и досугу, туристским походам и развлечениям; 6.Недостаточное финансирование и маркетинговые работы по продвижению туристских услуг на внешний и внутренний рынок. Возможности 1.Развитие рынка туристских услуг является потенциально крупным источником дохода для региона и может повысить его репутацию; 2.Развитие туризма может инициировать экономическое развитие города; 3.Организация и развитие различных видов туризма в республике в течение календарного года; 4.Модернизация имеющейся материально-технической базы организаций туризма и отдыха; 5.Продвижение республики и расширение сотрудничества с другими регионами России и странами зарубежья в развитии туризма; 6.Привлечение инвестиций малого и среднего бизнеса в туристскую индустрию. Угрозы 1.Рост конкуренции со стороны зарубежных и внутри российских поставщиков; 2.Негативное влияние финансового кризиса на туристскую индустрию Чувашской Республики; 3.Отсутствие рабочих мест для будущих специалистов туристской индустрии; 4.Утечка конкурентоспособных специалистов в другие регионы России и стран зарубежья; 5.Недостаток информации о городе приводит к отвлечению внимания потенциальных туристов; 6.Ухудшение качества природной среды. SWOT-анализ потенциала развития рекреационных зон в Чувашской Республике (авт. анализ)

Модель пространственного развития рекреационных зон в ЧР на основе кластерного подхода (авторский подход) Алатырский район: культурно- познавательное, паломническое, экологическое, спортивное, лечебно-оздоровительное Шемуршинский район: экологическое, сельское Ибресинский район: экологическое, сельское, культурно-познавательное, этнографическое, спортивно- оздоровительное Цивильский район: культурно-познавательное, паломническое Козловский район: культурно- познавательное, круизное Мариинско-Посадский район: культурно- познавательное, круизное, экологическое, сельское, охотничье, паломническое г.Новочебоксарск: спортивное Заволжье: экологическое,спортивно- оздоровительное, лечебно- оздоровительное направление Порецкий район: сельское, культурно-познавательное, событийное, паломническое Шумерлинский район: экологическое, сельское, рыболовно-охотничье Ядринский район: культурно- познавательное, сельское, экологическое, круизное (в перспективе) г.Чебоксары, Чебоксарский район: культурно-познавательное, деловое, круизное, событийное, спортивное, лечебно-оздоровительное

Критерии экспертной оценки рекреационного потенциала региона п/пКритерии оценки Приоритетность развития 1.Выгодное экономико-географическое положение0,1 2.Развитость туристской инфраструктуры0,2 3. Эстетическая и рекреационная ценность территории, наличие туристских объектов, в том числе: Природных: водные объекты, пригодные для организации купания, сплавов; памятники природы, уникальные природные комплексы, места рыбалки, охоты и др. Историко-культурные: памятники истории (археологии, архитектуры), музеи, традиционные народные промыслы и промыслы и др. 0,2 4.Наличие уникальных природных ресурсов0,1 5.Благоприятная экологическая обстановка0,05 6. Популярность среди туристов (положительный образ, репутация региона) 0,05 7.Наличие информации о регионе в Интернете0,05 8.Наличие программы развития туризма0,1 9.Безопасность отдыха (отсутствие природных и техногенных катастроф, стабильная политическая обстановка, благоприятная эпидемиологическая обстановка и др.) 0,05 10.Количество и качество предоставляемых услуг, включая наличие мобильной связи 0,05 11.Возможность развития различных видов туризма и организации маршрутов различной категории сложности 0,05 Итого1

Можно предложить следующий подход к оценке потенциала, учитывая объем товаров и услуг : V реал. = C + Приб. + Нал. = К + З + Т + П = М + И + Э = V реал. тов. + V реал. Услуг где С – себестоимость производства и реализации рекреационных товаров и услуг ; Приб. – объем прибыли, полученный при реализации рекреационных товаров и услуг ; Нал. – сумма налогов, отчислений и платежей, выплаченных в соответствии с действующим законодательством ; К, З, Т, П – соответственно ресурсы капитала, земли ( природные ресурсы ), труда и предпринимательских способностей, использованных при производстве и реализации рекреационных товаров и услуг ; М, И, Э – соответственно оценки материальных, интеллектуальных и эмоциональных составляющих стоимости произведенных и реализованных рекреационных товаров и услуг ; V реал. тов., V реал. усл. – соответственно объем производства и реализации рекреационных товаров и услуг.

Основные потребительские свойства экологических услуг 1. Безопасность 2. Экологичность3. Соответствие договору Ориентация на потребителя 4. Надежность5. Информативность6. Соответствие назначению 7. Адекватная реакция персонала 9. Соответствие эстет. требованиям 8. Эргономичность

Распределение мест по внутреннему туристскому потоку по федеральным округам РФ Динамика роста внутреннего туристского потока в РФ ( с 2005 – 2010 г.) Федеральные Округа РФМеста Центральный Федеральный Округ4 Северо-Западный Округ2 Южный Федеральный Округ1 Приволжский Федеральный Округ3 Уральский Федеральный Округ6 Сибирский Федеральный Округ5 Дальневосточный Федеральный Округ7

Правовые основы Юридическое закрепление зонирования и спектра возможностей Природные (емкость ландшафта) Социальные (вероятность встреч) Совмещение экотуристских возможностей с сохранением природного и культурного наследия Достижение высокого качества и ассортимента предоставляемых экологических туруслуг Экотуризм – как источник впечатлений и исполнения ожиданий отдыхающих в экосистемах Задачи экоменеджмента и экомаркетинга в разрезе типа требуемых впечатлений и ожиданий Использование индикаторов качества для определения возможностей экотуризма Стандарты качества (индикаторы качества) Мониторинг и индикативный менеджмент Пропускная способность Информационный обмен Внимание к трансграничным территориям экосистемы Допустимый уровень деградации ландшафта Система корреляции - рост интенсивности использования и рост эффективности управления экосистемой

Определение спроса на рекреационные ресурсы на примере зонирования по транспортным затратам : Канадский метод деления рекреантов ( экотуристов ) по степени их отдаления от рекреационной зоны предложен автором также для России. Используя метод Клауса - Кнетша, через учет издержек путешествия, оценим значимость рекреационного ресурса. В нашем случае просматриваются три зоны : 1) мах – 250 км. – гг. Казань, Нижний Новгород ; 2) мах – 650 км. – г. Москва ; 3) мах – 1350 км. - г. Санкт – Петербург Рекреанты из этих городов выбраны не случайно, а на основе данных анкетных опросов посетителей СКК в Чувашской Республике. ( По результатам опроса и данным СКК 80% рекреантов приезжают в ЧР из данных городов ).

Анализ анкетного опроса позволяет выйти и на предпочтения клиентов, так как для них являются предпочтительными разные СКК с разной специализацией и дифференциацией своей деятельности, что может помочь составить карту рекреанта для каждой зоны отдельно, так как просматриваются схожие сегменты рынка.

Федеральные целевые программы Программы экономического и социального развития регионов Целевые мероприятия по развитию рекреационных зон региона Характеристики и параметры экосистемы региона Интегральный потенциал региона Потенциал рекреационных зон в региональной экономике Факторы формирования рынка рекреационных услуг в регионе Рыночно - институциональная и воспроизводственная специфика региона

Механизмы, направленные на решения различных задач в ходе реализации концепции Задачи Достижение максимального мультипликативного эффекта Развитие человеческого капитала как рекреационного ресурса Создание принципиально новой инфраструктуры МетодКластерный подходКультурная политика Комплексное освоение территории СутьОрганизация коммуникации между всеми хозяйствующими субъектами в рекреационных зонах Развитие культуры гостеприимства при сохранении собственной культурной идентичности Распределение расходов на строительство обеспечивающей инфраструктуры между всеми участниками комплексного освоения территории, включая государство

Организационно - экономические задачи Стадии развития рекреационных зон Задачи рекламной и информационной деятельности 1.Стадия подготовки экотуристского рынка 1.1.информирование потребителей; 1.2.формирование списка потенциальных потребителей рекреационных услуг; 1.3.создание представления об оказании рекреационных услуг. 2.Стадия внедрения новых рекреационных (экотуристских) услуг 2.1.увеличение числа потенциальных клиентов за счет усиления рекламных и промоушн акций; 2.2.стимулирование покупки экотуров; 2.3.информирование о местах продажи и доп. офисах турфирм; 2.4.создание положительного имиджа туроператору рекреационных (экотуристских) услуг. 3.Стадия массовой продажи рекреационных услуг 3.1.поддержание достигнутого уровня продаж; 3.2.стабилизация определенного сегмента клиентов; 3.3.расширение продаж (реализации) экотуров. 4.Стадия переключения спроса 4.1.напоминание; 4.2.определение приоритетов путем замены ряда рекреационных (экотуристских) услуг другими (альтернативными); 4.3.переориентация покупателей рекреационных (экотуристских) услуг.

Предложение в реализации комплексной реформы законодательства, состоящую из пяти этапов : 1) разделить законодательство об охране природной среды и промышленную экологию ; 2) решить проблему мониторинга и внедрить инструментальный контроль с признанием выявленных объемов эмиссий контролируемых веществ базовыми ; 3) создать систему комплексных разрешений, но выдавать их на основе показателей реального состояния конкретного предприятия, с установлением нормативов негативного воздействия, которые опираются на доказанные экономические и технические возможности предприятия ; 4) развитие экономических стимулов, стимулирующих модернизацию ; 5) разделение функций правоустановления и надзора, создание единого органа надзора.

Рекреационные зоны 1. Центр России - территория, в настоящее время самая перспективная для рекреационного развития. Включает Центральные Нечерноземные районы, Верхнее Поволжье, Средний и Южный Урал. Самая густонаселенная часть России с максимальными рекреационными потребностями местного населения. Природные ландшафты отличаются высокими эстетическими качествами и большим разнообразием : от побережий Балтики в Калининградской области до горных массивов Урала. Центральная часть России наиболее урбанизирована. Здесь сосредоточено большинство центров русской цивилизации и множество историко - культурных памятников. Инфраструктура развита хорошо, много гостиниц, ресторанов и кафе. Города располагают театрами, концертными залами. Имеются широкая сеть железных и автомобильных дорог, авиационное сообщение, судоходство по Волге, Каме, Оке, Волго - Балтийскому каналу. Зона ЦР разделена на четыре района : > Верхневолжский, занимающий Тверскую, Ярославскую, Костромскую, Ивановскую, Нижегородскую, Кировскую области и республики Чувашию и Марий Эл,- среднеразвитый, со специализацией на познавательном и лечебно - оздоровительном туризме ; Проблемы рекреационного развития : * наложение интересов урбанизации ( расширения зон промышленной и гражданской застройки ) на развитие рекреации ; * многофункциональность использования рекреационных территорий ( неравномерность рекреационного освоения территории, отсутствие предприятий обслуживания туристов по автодорогам, недостаточная обустроенность ж. дорог, экологические проблемы ) Перспективы рекреационного развития : * образование общих межагломерационных территорий рекреационных систем вдоль Волги, Оки, Москвы единой системы. * активизация рекреационного освоения Волго - Вятского района ; * интенсивное освоение природных рекреационных ресурсов ЦР с целью компенсации курортных зон Прибалтики ; * создание сети рекреационных парков ; * образование локальных тур. центров в исторических малых городах ; * увеличение ресторанно - гостиничного фонда за счет малых предприятий ; * внедрение нетрадиционных форм отдыха, широкое развитие паломничества.

Сохранение и развитие рекреационного потенциала региона, прежде всего исключительных природных ресурсов Условия эффективного стимулирования роста ВРП Создание экологической безопасности и эффективной технико-технологической и организационной основы развития нерекреационных видов деятельности Нормативное антропогенное воздействие нерекреационных видов деятельности Стимулирование эф. технологии Разработка и реализация оргмероприятий по сокращению вредных сбросов и выбросов Развитие нерекреацион ных видов деят-ти Разработка и реализация мероприятий по внедрению инноваций

Располагая богатым природным и историко - культурным и экологическим потенциалом рекреационные зоны в России в целом являются неконкурентоспособными и их развитие происходит бессистемно. Рекреационные зоны имеют не только социально - экономическое, но и огромное эколого - экономическое значение, что предъявляет дополнительные требования к их развитию.

В России недооценка роли рекреационных зон и рекреационным ресурсов привела к их существенному отставанию не только от уровня мировых стандартов, но и от достигнутых показателей в стране в 80- х годах прошлого века. В связи с этим возникла необходимость развития теории и методологии рекреационных зон в новых условиях хозяйствования, учитывающих процессы глобализации экономической деятельности и отвечающих современным потребностям человека.

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ