РОДИТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ НА ЮГО-ЗАПАДЕ Совершенствование гендерной культуры современной семьи вебинар 7 мая 2013 Новикова Галина Викторовна, факультет.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тест для родителей. «Представление о воспитании мальчиков и девочек».
Advertisements

Цели: Ввести понятие «гендер» Рассмотреть распостранённые стереотипы воспитания мальчиков и девочек Показать основные различия психологии обучения и восприятия.
На предлагаемые 20 вопросов нужно ответить "да" или "нет" ДЕВОЧКИ МАЛЬЧИКИ.
Гендерное воспитание Автор: Киселева Е.А. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 13 Автор: Киселева Е.А.
Психологические особенности мальчиков и девочек подростков 1. Психологические особенности подростка- девочки и девушки. 2. Психологические особенности.
Гендерное воспитание дошкольников. Проблема полоролевого воспитания подрастающего поколения – одна из самых сложных и противоречивых, от ее решения во.
Формирование гендерной принадлежности детей дошкольного возраста МКДОУ 3 «Радуга» г.Кирс Формирование гендерной принадлежности детей дошкольного возраста.
Соотношение общего числа семей и семей, требующих особого внимания и поддержки МОУ СОШ 18:
« Возрастные индивидуальные особенности младшего школьника ».
ФОРМИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ КУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ СЕМЬИ СРЕДСТВАМИ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ ПИНЧУК ДИАНА ЮРЬЕВНА аспирантка Российского государственного социального.
Программа эстетического образования воспитанников лет (учащихся 6-11 классов) « КАРУСЕЛЬ » КАЗЁННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ.
«СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПО ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ» МБОУ «Берёзовская средняя общеобразовательная школа 2»
ОПЫТ РАБОТЫ ПО ГЕНДЕРНОМУ ВОСПИТАНИЮ ТЕМА: «Формирование гендерной позиции у детей дошкольного возраста посредством фольклора и произведений художественной.
Семья заменяет все. Поэтому, прежде чем ее завести, стоит подумать, что тебе важнее: все или семья.
Нравственно - духовное образование «Самопознание».
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 11 г.Павлово Семья как социокультурная среда развития ребенка.
«Обучение должно приносить радость познания, радость общения. Любой ребёнок – личность, каждому нужно почувствовать радость успеха. А радость обязательно.
Учитель правоведения С.П.Фёдоров. Рождаясь, человек реализует себя в четырех сферах бытия – социальной, психологической, физической, духовной. Социальный.
«Моё здоровье – моя крепость» СОСТАВИТЕЛЬ: Учитель начальных классов, высшей категории, почётный работник общего образования Российской Федерации. Муниципального.
Родительское собрание на тему: Наши ошибки в воспитании детей « Нет детей – есть люди, но с иным масштабом понятий, иными источниками опыта, иными стремлениями,
Транксрипт:

РОДИТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ НА ЮГО-ЗАПАДЕ Совершенствование гендерной культуры современной семьи вебинар 7 мая 2013 Новикова Галина Викторовна, факультет педагогического образования МГУ имени М.В. Ломоносова

Определение и особенности гендерной культуры Гендерные роли и гендерные стереотипы. Андрогиния; Направления совершенствования гендерной культуры семьи Репродуктивное здоровье молодежи; Формирование репродуктивных установок; Этика отношений мужчины и женщины в семье

Мальчиков и девочек во всех человеческих культурах воспитывают по-разному Гендер – социальные и личностные характеристики мужчин и женщин, определяющие их различия в полоролевом поведении в конкретном обществе; Гендерная роль – набор ожидаемых образцов (норм) поведения для мужчин и женщин, диктуемых обществом; Гендерная идентичность – отождествление себя с определенным полом, отношение к себе как к представителю этого пола, результат – освоение соответствующих форм поведения и формирование личностных качеств. Гендерные особенности психики

Гендерная культура проявляется во всех сферах жизни общества: экономической, политической, социальной, духовной. Гендерная культура - это сформированность у человека правильного понимания предназначения мужчин и женщин, представления об их социальном статусе, функциях, взаимоотношений в обществе и семье. Идеалы гендерной культуры характеризуют социальную сторону взаимоотношений между полами, основу которой должны составлять именно нравственные нормы и ценности.

Мужчина, женщина, руководитель, подчиненный, служащий, рабочий, учитель, воспитатель, воспитанник, ученик, ученица, директор, муж, жена, отец, мать, сын, дочь, брат, сестра, друг, подруга, хозяин, домохозяйка … Гендерная культура семьи – конструирование социальной среды на основе существующих в данной семье стереотипов поведения, семейных традиций и семейного самосознания. Формирование гендерной культуры семьи: взаимопонимание, внимательное отношение и забота; способность устанавливать партнерские отношения между мужчинами и женщинами; возможность взаимодействовать с людьми, не теряя гендерной идентичности.

В гендерной социализации участвуют: семья – ребенок видит, что мама моет посуду, а папа читает газету; школа – девочек учат готовить, а мальчиков забивать гвозди, учебники представляют мужчин как творцов науки и исторического процесса; СМИ – телевидение и реклама, рисующая мужчин как начальников и профессионалов, а женщин как домохозяек или участниц конкурсов красоты; Язык – директор и архитектор – мужчины, а няня и сиделка – женщины; Искусство – воспевающее женщину-мать, мужчину- воина: она рожает, он убивает, она заботливая, он сильный.

Теория андрогинности С. Бем Концепция соприсутствия – каждый человек в зависимости от ситуации "включает" в себя и культивирует в данный момент те или иные характеристики. Ребенок, который понимает, что в данный момент надо по-женски поплакать, а в другой – добиться желаемого силой, в известной степени характеризует такую приспособляемость к ситуации. Концепция слияния – с самого детства необходимо воспитывать личность, в которой слиты мужские и женские характеристики. Те, кто сможет преодолеть в себе полотипичность, станет провозвестником создания «нового общества». Платон, диалог «Пир», миф о людях- андрогинах

Кто Я? Угадайте! Мужчина или женщина?

Модели семейных отношений Традиционная патриархальная семья (Отец – обеспечивает материально, руководит, имеет ответственность, Мать – уход за детьми, Материнство – престиж женщины) Матриархальная семья (Главенство матери в семье, отец играет второстепенную роль) Эгалитарная (равноправная) семья (Муж и жена имеют равные права, ответственность за воспитание детей, обеспечение материальными благами)

Современные модели половых ролей в семье 1. Неотрадиционная модель – женщина работает вне дома для заработка, но основной сферой деятельности остается семья; 2. Трехфазная модель – женщина работает, потом рожает и растит детей, потом снова работает; 3. Симметричные роли – супруги «делают карьеру» и поровну делят семейные обязанности; 4. Идентичные роли – в абстрактных терминах свободы, справедливости, равенства возможностей мужчины и женщины; 5. Андрогинная модель С. Бем, универсальная или монополовая – каждый человек должен обладать как мужскими, так и женскими качествами; 6. Радикально феминистская модель – отказ женщины от традиционной семейной роли и передача этой функции обществу.

Фраза из фильма «Родители»: «Даже чтобы водить автомобиль надо учиться, а отцом может быть каждый!» Типы отцовства 1. «Мужчина, расширяющий карьеру»; 2. «Мужчина-попечитель»; 3. «Мужчина, олицетворяющий справедливость»; 4. «Мужчина, идеализирующий семью»

гендерные роли можно условно разделить на: 1) общественно-трудовые, или профессиональные, предписывающие, какие сферы деятельности более приемлемы для мужчин, а какие для женщин (водитель, милиционер, воспитатель, учитель, шахтер, продавец, врач и т.д.); 2) семейные, которые, в свою очередь, делятся на супружеские и родительские; они определяют нормы отношений, поведение супругов, родителей и детей (муж, жена, мать, отец, брат, сестра, дядя, тетя, бабушка, дедушка); 3) сексуальные, дифференцирующие сексуальное поведение мужчин и женщин, определяющие отношения между ними в сексуальной сфере (любовница, любовник, и т.д.).

виды гендерных стереотипов: Какие качества принадлежат только мужчинам и только женщинам? Встречали ли Вы когда-нибудь женщин и мужчин с противоположными качествами?

виды гендерных стереотипов: Для женщин главными социальными ролями являются семейные роли (мать, домохозяйка), для мужчин – профессиональные. Мужчин принято оценивать по профессиональным успехам, женщин – по наличию семьи и детей.

Третья группа гендерных стереотипов связана с различиями в труде. Перечислите виды профессиональной деятельности, где работает много женщин. (Воспитатель, учитель, продавец, врач, социальный работник, библиотекарь, бухгалтер, швея и др.)

Что надо знать родителям, помогая мальчику учиться? Мальчики: 1. Больше развито левое полушарие головного мозга – рациональное мышление; 2. Лучше выполняет задания в одиночку; 3. После нагрузки требуется длительная разрядка; 4. Утомляемость выше, чем у девочек; 5. Информацию перерабатывает медленнее, чем девочки, но более последовательно; 6. Видят прежде всего смысл, сразу переходят к действию; 7. Плохо воспринимают повтор слов, нуждаются в одобрении, важно, что оценивается в их деятельности; 8. Меньше, чем девочки отступают от правил; 9. Могут выполнять задания, но одновременно жить игрой; 10. Кратковременно, но сильно реагируют на эмоциональный фактор, снимают эмоциональное напряжение, переключаясь на продуктивную деятельность.

Что надо знать родителям, помогая девочке учиться? Девочки 1. Больше развито правое полушарие головного мозга – образное мышление и проявление эмоций; 2. Лучше работают в группе (мальчиков и девочек); 3. Более усидчивы, исполнительны; 4. Информацию перерабатывают быстрее, но менее логично; 5. Воспринимают смысл медленно, требуется время; 6. Любят много повторений, можно повторять слова-рекомендации и советы; 7. Похвала – движущая сила, важно «быть хорошими» в глазах взрослых, практически не важно, что оценивается в их деятельности; 8. В ходе работы и игры могут вносить изменения в правила; 9. Легче приспосабливаются в изменяющихся условиях; 10. Нельзя сразу говорить, что плохо или не верно выполнили задания – бурная эмоциональная реакция не позволит осознать, в чем именно ошибки.

Направления совершенствования гендерной культуры семьи Репродуктивное здоровье молодежи Репродуктивное здоровье состоит в способности человека продолжать род.

Необходимо, насколько это возможно, оградить ребенка от действия болезнетворных факторов, которые могут вызывать нарушения репродуктивного здоровья (травмы, инфекции, яды, некоторые лекарственные вещества, переохлаждение (у мальчиков и перегревание) гениталий, ионизирующие излучения, хронические дистрессы). Наряду с гигиеническими знаниями и знанием причин нарушения репродуктивного здоровья особое значение начинает приобретать информация о заболеваниях, передающихся половым путем, наркомании и токсикомании, контрацепции и вреде абортов.

Формирование репродуктивных установок Причинами формирования неадекватных репродуктивных установок у подростков, обусловленными влиянием микросреды, являются: отсутствие доверительных отношений ребенка с родителями, негласное табу в семье на темы взаимоотношений полов, наличие пуританских представлений о сексе, недостаточная информированность родителей в вопросах охраны репродуктивного здоровья, полоролевого воспитания, отсутствие адекватных репродуктивных установок в семье, негативные модели полового поведения, транслируемых СМИ.

Негативные установки взрослых Негативные - проявляются в отрицательной аффективной насыщенности всего, что связано с гендерными различиями, межполовыми отношениям, сексом; Аскетические - выражаются в страхе родителей, в стремлении уберечь подростка от соблазнов «взрослой» жизни; присутствует страх совращения, который влияет на ценность непорочности; Собственнические использование межличностных отношений, секса в решении проблем, не связанных с любовью; Панические - обусловлены страхом, нередко переходящим в агрессию, перед проявлениями полового поведения подростка, признаками его сексуальности; Безразличные - характеризуются отсутствием реакции со стороны родителей на проявления их сексуальности;

Позитивные установки взрослых Адекватные - проявление возвышенных чувств любви и самореализации в семье. Любовь признается как высшая ценность; Установка на брак, создание семьи определяется положением ребенка в семье, отношениями родителей и условиями жизни в родительской семье. В семье удовлетворяются различные потребности, но преобладающей должна быть потребность любить и быть любимым, быть отцом или матерью, иметь детей и воспитывать их. Очень важным является формирование материнского и отцовского поведения с усвоением ролей мужчины-мужа и женщины- жены.

Если к сорока годам комната человека не наполняется детскими голосами, то она наполняется кошмарами. Ш. Сент-Бев Факторы, создающие позитивные репродуктивные установки: адекватность представлений о потребностях, интересах подростка; рефлексия собственных репродуктивных установок; представление о семье, как о первичном источнике опыта ребенка; наличие знаний о физиологических и психологических различиях полов, гармоничность внутрисемейных отношений; уважение прав и свобод подростка.

Друзья! Ответьте, пожалуйста, на предложенные вопросы, варианты ответов « не знаю» не принимаются. 1. Как ты считаешь, можно дружить с мальчиком (девочкой) если они тебе не нравятся ради того, чтоб доказать другим, что ты не хуже других? (ДА; НЕТ) 2. С какого возраста можно жить половой жизнью? ________________ 3. При каких условиях допустима половая жизнь? Подчеркните варианты: сильное влечение; наличие образования; наличие профессии; наличие жилья; хорошо оплачиваемая работа; одобрение дружбы со стороны родителей. Исследование проводилось в одной из школ, где проводились занятия по половому воспитанию (NSPORTAL – социальная сеть работников образования)

Результаты Вопросы анкеты 8 классы (май 2009г.) 11 классы (апрель 2009г.) Как ты считаешь, можно дружить с мальчиком (девочкой) если они тебе не нравятся ради того, чтоб доказать другим, что ты не хуже других? (ДА; НЕТ) ДА-30%НЕТ-70% ДА- 4% НЕТ- 86% С какого возраста можно жить половой жизнью? 16,5 лет 16,5 лет лет При каких условиях допустима половая жизнь? Подчеркните варианты: Сильное влечение; наличие образования; наличие профессии; наличие жилья; хорошо оплачиваемая работа; одобрение дружбы со стороны родителей. Влечение - 87% 4 %- влечение + образование 5% - одобрение родителей 2% - наличие образования 2% - хорошо оплачиваемая работа Влечение - 47% 38% - влечение + образование 15% - влечение + хорошо оплачиваемая работа

Половое воспитание в семье Половое воспитание аспект общего воспитательного процесса, сущность которого состоит в создании близкими взрослыми людьми оптимальных условий для развития сексуальности ребенка. Половое воспитание сводится вовсе не к тому, чтобы формировать сексуальность ребенка. Его роль создавать условия для того, чтобы не навредить развитию сексуальности. Сложной и важной проблемой для родителей становятся вопросы их детей, затрагивающие тематику интимных отношений. Отвечать на них следует непременно. При приближении подросткового возраста следует рассказать ребенку о физиологических и психологических изменениях, которые будут с ним происходить в связи с половым созреванием. Чем лучше ты сам сегодня, тем лучше будут твои дети завтра. В. Афонченко

В возрасте от 6 до 13 лет ребенок осваивает половую роль. В ходе этого процесса больше, чем словам, он доверяет делам взрослых и их личному примеру. Содержание воспитательных воздействий должно меняться со временем, поскольку они зависят от этапа развития сексуальности ребенка и соответственно от тех трудностей, с которыми он сталкивается, решая жизненные задачи на том или ином этапе. Так, на первом этапе (2,5-3 года – 6 лет) важное значение имеют ответы на вопросы ребенка, на втором ( лет) личный пример родителей, на третьем (13 – 18 лет) сексуальное просвещение, обучение навыкам общения.

Отношение матери к отцу детей! Этика отношений мужчины и женщины в семье Понятие этики по отношению к семье применяется в значении нравственности, семейной морали и рассматривается как оценка воспитанности членов семьи отдельно и морального климата семьи как коллектива.

Задания: Тест «Мальчики и девочки» А. Иванов Ответьте на вопросы: 1. Девочки более послушны, чем мальчики 2. Девочки лучше относятся к природе 3. Мальчики лучше могут оценить сложное положение и мыслят более логически 4. Мальчики испытывают большее желание отличиться 5. Мальчики больше одарены в математике 6. Девочки более чувствительны к атмосфере, в которой они живут, тяжелее переносят боль, страдание 7. Девочки умеют лучше выразить свои мысли 8. У мальчиков лучше зрительная память, а у девочек – слуховая 9. Мальчики лучше ориентируются в пространстве 10. Мальчики агрессивнее

Задания: Тест «Мальчики и девочки» А. Иванов 11. Девочки менее активны 12. Девочки более общительны, отдают предпочтение большой компании, а не узкому кругу друзей 13. Девочки более ласковы 14. Девочки легче подпадают под чужое влияние 15. Мальчики более предприимчивы 16. Девочки более трусливы 17. Девочки чаще страдают от комплекса неполноценности 18. Девочки реже соперничают между собой 19. Мальчикам более важно заявить о себе, продемонстрировать свои способности 20. У мальчиков больше склонность к творческой работе, в то время как девочки лучше справляются с монотонным трудом

Источники 1. Педагогика и психология семейного воспитания. Под ред. М.П. Осиповой. Минск: ИВЦ Минфина, с. 2. Старшенбаум Г.В. Наши дети. Ростов н/Д: Феникс, с. 3. Грант Я. У меня растет сын! Как воспитать настоящего мужчину. Минск: Попурри, с. 4. Ньюфельд Гордон, Матэ Габор Не упускайте своих детей. М.: Ресурс, с. 5. Забаев И.В. Семья и деторождение в России: категории родительского сознания. М.: ПСТГУ, с.