Воспитание патриотизма, духовности и развитие творческих способностей учащихся на основе школьного краеведческого музея Автор проекта: Барыщук Лидия Анатольевна, филиал «Балыклейский» МБОУ «Красивская СОШ» Историческое значение каждого русского великого человека измеряется его заслугами Родине, его человеческое достоинство – силою его патриотизма. Н.Г. Чернышевский
Аннотация Рубеж столетий зримо символизирует переходный характер нынешней эпохи. Человечество сегодня претерпевает ряд глубинных трансформаций, меняющих облик цивилизации в целом, что связано с динамично идущим переходом от индустриального общества к обществу постиндустриальному и информационному, в котором процессы создания и распространения знания становятся ключевыми. Эти процессы в сильной степени опираются на использование и развитие новой образовательной системы. Использование возможностей краеведения в учебно- воспитательном процессе способствует осуществлению школой таких актуальных задач, как упрочение связи обучения и воспитания с жизнью. Музейно-краеведческая работа выводит школу на широкий простор творческой педагогической и общественно полезной деятельности.
АКТУАЛЬНОСТЬ Краеведение - одно из эффективных средств совершенствования учебно-воспитательной работы школы. Содержание проекта способствует исследовательской, творческой работе по краеведению Выводит учащихся в мир окружающей действительности, расширяет их кругозор, область интересов, развивает наблюдательность.
Ценность школьного краеведческого музея: деятельность носит научно- исследовательский характер. источник новых знаний по истории родного края, одной из интересных форм школьного краеведения, где удачно сочетаются научный поиск, романтика путешествий и отдых. деятельность учащихся через самостоятельность в овладении знаниями и умениями, воспитание патриотизма, гражданственности, духовности, нравственности, творческое освоение новой информации.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ повышение научности историко-краеведческих исследований; приобщение и развитие у учащихся умения и навыков исследовательской деятельности; использование собранных материалов в учебно-воспитательном процессе; воспитание патриотизма и гражданственности; воспитание культурных ценностей на культурном наследии и сохранение собственных культурных традиций.
Предпосылки для разработки и реализации проекта: Филиал «Балыклейский» МБОУ «Красивская СОШ» разработана и реализуется краеведческая программа «Истоки» имеется опыт использования материалов и документов краеведческого музея в образовательном процессе проводится выявление участников исторических событий, их очевидцев и ветеранов, старожилов ведется сбор, описание и изучение предметов материальной и духовной культуры
Социальное пространство школьный краеведческий музей Администрация школы Родители Районный туристический центр Учащиеся Районный краеведческий музей Заповедник «Воронинский» Органы местного самоуправления
Поднятие роли самостоятельной работы учащихся; возрождение патриотического сознания, нравственных и этических ориентиров; обеспечение историко- патриотической преемственности поколений; разработка методических рекомендаций по использованию в учебно-воспитательном процессе исторического и культурного наследия родного края; изготовление буклета о работе школьного музея; издание книги по истории села Балыклей; присвоение школе имени земляка Героя Советского Союза Субботина Ивана Петровича. Ожидаемые результаты
Реализация проекта Первый этап «Организационная деятельность» Второй этап «Разработка экспозиций музея» Третий этап «Аналитический»
Первый этап Основные задачи этого этапа: разработать систему участия в деятельности школьного краеведческого музея всего педагогического коллектива; всемерная поддержка и оказание необходимой помощи непосредственным создателям экспозиций со стороны педагогического коллектива и ученических общественных организаций; организация навыков работы учащихся с учетом их желания, способностей, навыков и умений по оформлению экспозиции музея.
Второй этап Деятельность на этом этапе будет направлена на решение следующих проблем: разработка уроков экскурсий; создание библио-, видео-, аудиотек по материалам школьного музея; подготовка электронного каталога фондов музейно- образовательного комплекса; создание мультимедийных презентаций; обновление и совершенствование экскурсионно-краеведческой работы; совершенствование системы подготовки школьников и педагогов к образовательной деятельности, к участию в областных и районных праздниках, конкурсах, литературно-поисковых экспедициях; работа со СМИ.
Третий этап На данном этапе оценивается результативность и успешность деятельности музея и определения путей его дальнейшего развития. Для этого проводим: анализ результатов деятельности; анализ навыков исследовательской работы учащихся; диагностика уровня проявления патриотизма, гражданственной зрелости; отчеты (сходы, сельские праздники); сбор и обработка предложений по совершенствованию деятельности музея (книга отзывов).
Достижения учащихся Районная литературно-поисковая экспедиция «Земля отцов – земля детей» 2002 г., I тур – 5 учащихся победители конкурса Областная литературно-поисковая экспедиция II тур «Земля отцов – земля детей» 2003 г., 5 учащихся – дипломанты конкурса. Областная литературно-поисковая экспедиция 1 тур «Ратная слава Тамбовщины» 2004 г., 3 учащихся – лауреаты конкурса. Районная литературно-поисковая экспедиция «Ратная слава Тамбовщины» 2004 г. – 4 учащихся – победители. Областная литературно-поисковая экспедиция II тур «Ратная слава Тамбовщины» номинация «Их подвиг легенда» 2005 г., 2 учащихся – победители конкурса. Областная литературно-поисковая экспедиция «История моего села» 2007 г., 2 учащихся – победители конкурса. Районный конкурс 2007 г. "Люди - гордость моего села" 1 место – 1 учащийся.
ВЫВОД Функционирование школьного краеведческого музея позволит на более высоком уровне активизировать процесс образования с приоритетами духовно-нравственного становления личности школьника.
Используемые ресурсы: Жуйков С.Ф. Развитие активности детей и школьников в процессе обучения. «Советская педагогика», 1966, 1 Ф.Верпланке. Пути музейной педагогики. О стремлении детских и юношеских музеев стать новыми объектами культурной педагогики Праздникова Г.З. Краеведение как основа воспитания гражданина и патриота, ТОИПКРО, 2002.