§ 2.4. Математические модели. Математическая модель это математическое представление реальности.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
И Моделирование – это построение моделей реально существующих объектов; построение моделей реально существующих объектов; замена реального объекта его.
Advertisements

Моделирование как метод познания Моделирование это метод познания, состоящий в создании и исследовании моделей.
Моделирование и исследование мехатронных систем Курс лекций.
Подготовила: Новикова Наталья Гр /1. Существует устоявшаяся гипотеза о том, как устроена большая часть Вселенной: известны все частицы, формирующие.
Моделирование как метод познания. Формы представления моделей. Формализация. Ковалева Юлия Валентиновна, Краснодарский край, ст.Тбилисская, МОУ «СОШ 7»
Моделирование Формализация описания реальных объектов и процессов.
Тест по ОНИ. Совокупность специфических взаимосвязей и взаимодействий, благодаря которым возникают новые целостные свойства, присущие только системе и.
Моделирование Модель Модель - это некий новый объект, который отражает существенные особенности изучаемого объекта, явления или процесса. Моделирование.
Компьютерное математическое моделирование в среде Excel.
ПОДГОТОВИЛА УЧЕНИЦА 9-В КЛАССА МБОУ-СОШ 4 ФАТЕЕВА МАРИЯ Моделирование как метод познания мира.
МОДЕЛИРОВАНИЕЭТО: построение моделей реально существующих объектов(предметов, явлений, процессов); замена реального объекта его подходящей копией; исследование.
Моделирование и формализация. Модель - это упрощенное представление о реальном объекте, процессе или явлении любой аналог, образ (изображение, формула,
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕОРИИ МОДЕЛИРОВАНИЯ Классификационные признаки моделирования Эффективность моделирования систем.
Информатика в лицее. Материал к учебнику Угриновича Н. Д. 9, 11 класс. Подготовлен учителем информатики Кузьминым А. В. Г. Рошаль – 2012 г.
Основы моделирования систем I. Модель и моделирование (виды, свойства) II.Жизненный цикл моделирования.
Моделирование и формализация (Системы и структуры данных)
Разминка «Самый лучший» Динамические информационные модели Объект Материальные модели СистемаМоделирование Информационные модели Формализация Статистические.
ЗНАКОМСТВО С МОДЕЛИРОАПНИЕМ. Модель – это некий новый объект, который отражает существенные особенности изучаемого объекта, явления или процесса.
ТЕМА 1. Экономико-математическое моделирование как метод познания 1.1.Модель и моделирование: основные понятия 1.2.Особенности применения метода моделирования.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕОРИИ МОДЕЛИРОВАНИЯ Классификационные признаки моделирования Эффективность моделирования систем.
Транксрипт:

§ 2.4. Математические модели

Математическая модель это математическое представление реальности.

Моделирование Моделирование это опосредованное практическое или теоретическое исследование объекта, при котором непосредственно изучается не сам интересующий нас объект, а некоторая вспомогательная искусственная или естественная система (модель): 1. находящаяся в некотором объективном соответствии с познаваемым объектом; 2. способная замещать его в определенных отношениях; 3. дающая при её исследовании, в конечном счете, информацию о самом моделируемом объекте.

Формальная классификация моделей Линейные или нелинейные модели Сосредоточенные или распределённые системы Детерминированные или стохастические Статические или динамические Дискретные или непрерывные

Функциональные модели не используют таких представлений и отражают только внешне воспринимаемое поведение (функционирование) объекта. В их предельном выражении они называются также моделями «чёрного ящика». Структурные моделиФункциональные модели Структурные модели представляют объект как систему со своим устройством и механизмом функционирования.

Сначала строится особая идеальная конструкция, содержательная модель. При этом финальная математическая конструкция называется формальной моделью или просто математической моделью, полученной в результате формализации данной содержательной модели (предмодели). Построение содержательной модели может производиться с помощью набора готовых идеализаций, как в механике, где идеальные пружины, твёрдые тела, идеальные маятники, упругие среды и т. п. дают готовые структурные элементы для содержательного моделирования. Однако в областях знания, где не существует полностью завершенных формализованных теорий (передний край физики, биологии, экономики, социологии, психологии, и большинства других областей), создание содержательных моделей резко усложняется. Рис.1 Формальная модель

Эта классификация сфокусирована, в первую очередь, на этапе построения содержательной модели. Тип 1: Гипотеза (такое могло бы быть) Эти модели «представляют собой пробное описание явления. По Р.Пайерлсу это, например,модель Солнечной системы по Птолемею и модель Коперника(усовершенст вованная Кеплером), модель атома Резерфорда и модель Большого Взрыва. Тип 2: Феноменологическая модель (ведем себя так, как если бы…) Тип 3: Приближение (что-то считаем очень большим или очень малым) Феноменологическая модель содержит механизм для описания явления. Они имеют статус временных решений. Считается, что ответ всё ещё неизвестен и необходимо продолжить поиск «истинных механизмов». Ко второму типу Пайерлс относит, например, модели теплорода и кварковую модель элементарных частиц. Если можно построить уравнения, описывающие исследуемую систему, то это не значит, что их можно решить даже с помощью компьютера. Общепринятый прием в этом случае использование приближений. Среди них модели линейного отклика. Уравнения заменяются линейными. Стандартный пример закон Ома.

Тип 4: Упрощение (опустим для ясности некоторые детали) Тип 5: Эвристическая модель (более глубокое проникновению в суть дела) Тип 6: Аналогия (учтём только некоторые особенности) Тип 7: Мысленный эксперимент (главное состоит в опровержении возможности) Тип 8: Демонстрация возможности (главное показать внутреннюю непротиворечивость возможности) Примеры: применение модели идеального газа к неидеальному, уравнение состояния Ван-дер-Ваальса, большинство моделей физики твердого тела, жидкостей и ядерной физики. Типичный пример приближение средней длины свободного пробега в кинетической теории. Оно даёт простые формулы для коэффициентов вязкости, диффуз ии, теплопроводности, согласующиеся с реальностью по порядку величины. Должны существовать Обменные силы взаимодействия между нейтроном и протоном, которые аналогичны обменным силам в системе, обусловленным переходом электрона между двумя протонами. Это был эксперимент Эйнштейна, Он заключался: скорость света не зависит от системы отсчета. Это тоже мысленные эксперименты с воображаемыми сущностями, демонстрирующие, что предполагаемое явление согласуется с базовыми принципам и внутренне непротиворечиво.

Важнейшие математические модели обычно обладают важным свойством универсальности: принципиально разные реальные явления могут описываться одной и той же математической моделью. Гармонический осциллятор (пример так называемой «жёсткой» модели) описывает не только поведение груза на пружине, но и другие колебательные процессы, зачастую имеющие совершенно иную природу: малые колебания маятника, колебания уровня жидкости в - образном сосуде или изменение силы тока в колебательном контуре. Таким образом, изучая одну математическую модель, мы изучаем сразу целый класс описываемых ею явлений. Именно этот изоморфизм законов, выражаемых математическими моделями в различных сегментах научного знания, подвиг Людвига фон Берталанфи на создание «Общей теории систем».

Традиционно выделяют два основных класса задач, связанных с математическими моделями: прямые и обратные. Прямая задача: Прямая задача: структура модели и все её параметры считаются известными, главная задача провести исследование модели для извлечения полезного знания об объекте. Обратная задача: Обратная задача: известно множество возможных моделей, надо выбрать конкретную модель на основании дополнительных данных об объекте. Чаще всего, структура модели известна, и необходимо определить некоторые неизвестные параметры.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!