Понятие вида и Aktionsart глагола в РЯ и НЯ. Соотношение категории вида и времени Лекция 8 Категория вида в общем виде – грамматическая категория, которая.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Partizip и I Partizip II в роли определения. Ich habe das Buch gelesen. Perfekt - haben + Partizip II (часть сказуемого) Partizip II может выступать в.
Advertisements

Категория вида Категории вида – это тоже постоянная грамматическая категория глагола. Вид глагола выражает отношение действия к его внутреннему пределу.
Лекция 6 Грамматическое значение и способы его выражения.
Употребление предлогов Dativ und Akkusativ Презентацию подготовил учитель немецкого языка, II квалификационной категории Оловянникова Наталия Юрьевна МБОУ.
Основные понятия морфологии. 1. Словоформа, лексема и парадигма. Словоформа - конкретно наблюдаемое слово в контексте. Словоформа - конкретно наблюдаемое.
Урок разработала учитель немецкого языка МОУ «Секретарская средняя общеобразовательная школа» Оренбургской области Северного района Салина Елена Викторовна.
ОБРАЗОВАНИЕ ВРЕМЕННЫХ ФОРМ ГЛАГОЛА (PERFEKT). PARTIZIP II spielen schreiben kommen aufmachen bemalen marschieren gespielt geschrieben gekommen aufgemacht.
Технологии подготовки к ЕГЭ по немецкому языку. Раздел 3 «Грамматика и лексика» г. Орск, 2010 г.
Wir arbeiten an der Grammatik. Futurum I Будущее время Futurum I – сложная форма. Futurum I= werden(Präsens) + Infinitiv Вспомогательный глагол werden.
Вид глагола (тренажер) Дорогой друг! Данный образовательный ресурс представляет собой тренажёр, с помощью которого ты сможешь проверить свои знания по.
Особенности обучения чтению на немецком языке в основной школе Титова Н.Н. Титова Н.Н. учитель немецкого языка МБОУ Алексеевской СОШ.
Грамматика Вот формула Перфекта. Смотри, запоминай ! Prasens haben / sein + Partizip II.
Презентация к проекту Выполнила учащаяся 8 класса Камальдинова Нелли МОУ «Нестеровская основная общеобразовательная школа»
Лингвистика или языкознание – наука о языке (от греч. «лингва» язык)
Местоименные наречия Ракитская О.О.. Местоименные наречия (die Pronominaladverbien) – это: wovon – davon, womit – damit, wofür – dafür, woran – daran,
«Вид глагольный – это грамматическая категория глагола, обобщенно указывающая, «как протекает во времени или как распределяется во времени» (А. М. Пешковский)
Schulanfang. Ist er überall gleich? Kapitel I. Was wünscht Till zum neuen Schuljahr? Viel Spaß, Erfolg und Gesundheit. Viel Spaß, Erfolg und Gesundheit.
Auf dem Lande gibt es viel Interessantes.. Цели урока: познавательный аспект: – повторение и систематизация лексики по теме Auf dem Lande; – учить решать.
ОБРАЗОВАНИЕ ВИДОВ ГЛАГОЛА Урок русского языка. Несовершенный вид глагола Совершенный вид глагола Примеры суффиксы -а, -я суффиксы –ыва, -ива, -ва Суффиксы.
Сложноподчиненное предложение(das Satzgefuge) Сложноподчиненным называется сложное предложение, которое состоит из двух или нескольких простых, одно из.
Транксрипт:

Понятие вида и Aktionsart глагола в РЯ и НЯ. Соотношение категории вида и времени Лекция 8 Категория вида в общем виде – грамматическая категория, которая передает характеристику протекания действия или процесса: повторяемость, длительность, многократность, результативность, завершенность / незавершенность, предельность.

Английский язык Четкое противопоставление: длительное/недлительное время he reads/he is reading

Немецкий язык: Aktionsart условно совпадает с грамматической категорией вида в русском языке. Значение глагола /глагольной основы является грамматически релевантным, т.е. в них уже изначально заложен и обозначен характер процесса или состояния – Aktionsart (lat. actio – Handlung, Verlauf). Семантическая структура глагольных основ совместно со словообразовательными и др. элементами объективно отражает фазы происходящего. Aktionsart часто заключено в семантике глагола:

Aktionsart в семантике глагола Einsetzen – erbl ü hen Verlauf – bl ü hen Ende – verbl ü hen Важно! Это – разные лексические единицы, с разным значением. Подчеркивается при этом дуративность/имперфективность (временная неограниченность) или перфективность/пунктуальность (вр. ограниченность) характера протекания действия. lat. durare – andauern, imperfektum – unvollendet, perfektum – vollendet Добавляются следующие значения: Intensität des Geschehens: Frequenz (частотность) – flattern geringere, größere Stärke (diminutive V.) – hüsteln, ritzen ( поцарапать, нацарапать), lächeln, kränkeln.

Семантические субклассы НЯ Поэтому в немецком языке различаются семантические субклассы глаголов: 1) perfektive Verben (zeitliche Begrenzung): ü bersetzen, durchziehen, vollenden, untergraben, entnehmen, erfrieren Cема: предельность darunter: a) inchoative Verben (lat. incohare beginnen): einschlafen, losrennen, anfahren, entstehen, erkennen, entbrennen b) resultative – verbrennen, erschlagen, zerreißen c) mutative Verben (Veränderung, Vorgänge, die in eine neue Seinphase überleitern) – töten, wecken, brechen, öffnen, schließen

Семантические субклассы глаголов в НЯ 2) durative Verben (ohne zeitliche Begrenzung): schlaf en, frieren, essen, wohnen, blü hen, bleiben, sein, arbeiten, malen, sitzen, stören Сема: непредельность а) iterarative Verben (stete Wiederholung, lat iterare – wiederholen ): fliegen (ständig mit den Flü geln schlagen), flattern, funkeln, sticheln (immer wieder stechen), atmen, schreiten, schwingen Сема: повторяемость

Aktionsart в НЯ Нет единого мнения по поводу четкой дифференциации значений, нет единой терминологии, т.к. много точек зрения. точек отсчета. Много тонких оттенков значений, т.к. конец, начало действия и изменение трудно дифференцируются: erbleichen – beginnt bleich zu werden / Ü bergang zum bleichen Zustand В НЯ не сложилась полная парадигма Aktionsart в смысле наличия упорядоченной системы глагольных пар. Поэтому категория вида имеет не грамматический, а лексико-синтаксический характер, т.е. глагол, напр., schreiben выражает одновременно знач. соверш. и несоверш. вида, а конкретное значение вида реализуется в конкретных лекс.-синтаксических условиях.

ФСП акциональности в НЯ В немецком языке много средств разных уровней (словообразовательных, синтаксических, лексических, лексико-грамматических) для выражения характера протекания действия, т.е. мы можем говорить о функционально-семантическом поле акциональности. Элементами этого поля являются:

Лексические средства наречия меры и времени: sofort, schon, oft, völlig, wiederholt, gewö hnlich, immer wieder regelmäßig etwas tun, stündlich etw. einnehmen hört auf zu regnen, gibt auf zu schtreiten

Союзы a) для передачи несов. вида: solange, w ä hrend b) соверш. вида: sobald, nachdem, bevor, bis

Синтаксические конструкции a) sein + Part. II Das Ufer ist erforscht b) Objekt + Part. II + bekommen Ich habe dieses Kleid geschenkt bekommen c) kommen + Part II глагола движения: Er kam angelaufen. d) Fügungen mit Richtungbestimmungen: Schwimmt durch den Fluß, ans Ufer, läuft nach Hause

Фазисные глаголы фазисные глаголы со значением несовершенного вида pflegen, fortfahren, gewohnt sein + zu + Inf.

Part. I, Part. II Part. I - несов. вид, активный залог; Part. II - сов. вид, пассивное значение результативности. Однако до сих пор нет такого исчерпывающего типологического исследования, в котором бы были полностью описаны и сопоставлены аналогичные ФСП в русском и немецком языках.

Важно!!! Невладение, непонимание проблемы ведет ко множеству потенциальных ошибок 1. Perfektbildung mit sein und haben: imperfektiv-durative Verben – haben; perfektiv-mutative Verben – sein. Die Katze ist durch das Fenster gesprungen (Richtung). Der Vogel ist ausgeflogen. Das Feuer ist niedergebrannt - alles perfektive Verben.

Потенциальные ошибки 2. die Fähigkeit zur Bildung des Zustandspassivs: von mutativ-perfektiven Verben möglich: anbinden, erfüllen, vernichten, verurteilen... Das Fenster ist geschlossen. Aber auch von imperfektiv-durativen mit Ergänzungbestimmungen, wo das Resultat gekennzeichnet wird: überzeugen, ernten, sortieren, vorbereiten... Kartoffeln sind bereits geerntet. Wieder viele Feinheiten bei den Bedeutungsvarianten. Der Hase ist getroffen, aber nicht *Er ist von mir vor dem Geschäft getroffen. Die Mannschaft ist geschlagen aber nicht *Der Junge ist ins Gesicht geschlagen.

Потенциальные ошибки 3. die Fähigkeit des Part. II zum attributiven Gebrauch: die Rosen sind verblüht angek ommen aber nicht * geblüht angekommen ; Ein ins Wasser gesprungener Mann aber nicht *ein gesprungener Mann; *der gebellte Hund, * das gelogene Kind, * ein gearbeiteter Mauer. ABER!!! ein gelernter Mauer, ein gedienter Soldat, eine studierte Frau – Sonderfälle.

Категория вида в РЯ Система видов в РЯ: отличительный, характерологический признак - наличие видовых соотносительных пар, они пронизывают всю систему глагольных форм. При этом их лексическое значение остается тождественным. В основе таких пар - наличие/отсутствие значения ограничения, т.е. семы предельность / непредельность: сов. вид выражает действие, ограниченное пределом; несов. вид - действие, не ограниченное пределом

Для выражения таких значений существует целая система морфологических средств: 1. Суфф. -ыв, -ив, -ов с чередованием гласных и согласных согревать- согреть показать- показывать прогулять - прогуливать 2. Суфф. -ну (к осн. глагола) совершенный - несовершенный двигать - двинуть кричать - крикнуть

Морфологические средства 3. Преф. с-, на-, за-. о-. по-. от-, и др. несов. - совершенный писать - написать есть - съесть строить - построить слепнуть - ослепнуть прятать - запрятать 4. Изменение гласных в корне несов.- соверш. решать-решить воображать-вообразить отвечать-ответить

Морфологические средства 5. Изменение места ударения при том же фонемном составе насыпать - насыпать разрезать - разрезать Категория вида в русском языке сложилась в веках. В древнерусском она была менее развита. Например: перфект = совершенное действие ходилъ есмь; ходил еси

Одновидовые глаголы (либо/либо) Несовершенный вид 1) -овать: барстнесовершенныйвовать, бедствовать, главенствовать, господствовать, присутствовать 2) - ничать: бездельничать, важничать, портняжничать, разбойничать 3) - ать : отрицать, полагать, состоять, угнетать 4) прист.=суфф. -ыва/ива: побаливать, покашливать, посматривать, покачивать. Сема: неинтенсивность действия, повтор время от времени Не видовые пары!!! поболеть-побаливать, поиграть-поигрывать, поиграть-поигрывать

Одновидовые глаголы (либо/либо) совершенный вид 1) прист. воз/вз, за-, по-: возгордиться, взмолиться, засмеяться, побежать. Сема: "начало действия" 2) прист. из-, от-, пере-: избежать, отслужить, перестараться Сема: "исчерпанность, завершенность действия" 3) прист. по-: побегать, почитать, послушать Сема: "действие, ограниченное в своем развитиии" + глаголы: грянуть, очутиться, ринуться, хлынуть, Сема: "мгновенность, неожиданность, внезапность"

Двувидовые глаголы (то сов. / то несов. вид в зависимости от контекста) 1) велеть, венчать, жениться, казнить, обещать, ранить (только контекст) 2) телеграфировать, имитировать, стабилизировать, исследовать, организовать

Соотношение вида и времени В русском яз. вид и время - самостоятельные категории, у них разное содержание и разные средства выражения, но они тесно переплетены. Завтра напишу = совершенный вид + будущее время. Значит ли это, что глаголы СВ употребляются только в будущем времени? Не все так просто. В примерах Осмелюсь спросить. Позволю себе заметить. Попрошу вас задержаться Пожелаю вам успеха – означает ли глагол совершенного вида, что речь идет о будущем времени? Нет. Это ситуация настоящего актуального времени. Перфективность этих глаголов отчасти стерта: Попрошу занять свои места (перформативное высказывание – исполнено is performed: акт описания является исполненным посредством произнесения предложения.). «А Вас, Штирлиц, я попрошу остаться». СВ глагола добавляется модальный оттенок намерения, желания (хочу, намерен попросить). Итак, форма будущего СВ способна к употреблению настоящего перформативного.

Есть ряд глаголов, в которых связь актуального настоящего с оттенками ближайшего будущего более четко выражена: замечу, скажу, повторю, упомяну, прибавлю, признаюсь, доложу, поясню, предупрежу. Модальный оттенок предваряет введение информации в ближайшем будущем. Выражения: Что-то я никак тетрадь не найду. Никак в чувство не приду. Не пойму. Не угадаю – актуальное настоящее, но передает состояние, связанное с невозможностью действия.

В немецком грамматич. категория времени развита, а вид обнаруживает лишь некоторые элементы грамматизации, напр. a) в системе причастий Part. I, Part. II die angekommene Delegation (соответствует русскому совершенному виду) - das singende M ä dchen (русскому несовершенному) b) префиксация blühen - verblühen, frieren – erfrieren. Здесь происходит появление новой лексической единицы в отличие от русск. яз., где приставки служат только для создания бинарных оппозиций вида. c) Перфективный характер имеют глаголы в так наз. Vollzugsstufe des Tempus und Modus: hat gearbeitet, war gegangen, wird gesucht werden. Здесь примешивается грамматическое значение глагольных категорий: Abschlußhandlung.