Руководство и лидерство. Лидер Интерпретируя термин, выделяют 2 основных значения: Во-первых, это индивид, обладающий наиболее выраженными "полезными"

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Феномен лидерства и руководства Последнее слово – всегда за первым. Леонид С.Сухоруков.
Advertisements

Тема 14. Руководство: власть и личное влияние, партнерство.
Тема 13. Власть и влияние. План лекции НЕОБХОДИМОСТЬ ВЛАСТИ В УПРАВЛЕНИИ ФОРМЫ ВЛАСТИ И ВЛИЯНИЯ ВЛИЯНИЕ ПУТЕМ УБЕЖДЕНИЯ ВЛИЯНИЕ ЧЕРЕЗ ПРИВЛЕЧЕНИЕ РАБОТНИКОВ.
Психологические особенности Группового мнения. Понятие Групповое мнение это совокупность оценочных суждений, в которых выражается общее или преобладающее.
Тема: «Лидерство в менеджменте». 1. Понятие лидерства 2. Основные формы власти 3. Формы побуждения 4. Стили руководства План.
Организация взаимодействий Руководство: власть и влияние.
Руководство, власть, лидерство.. Понятие руководства Руководство – это функция менеджмента, заключающаяся в воздействии на отдельных лиц и на их группы,
План. 1. Понятие малой группы в психологии. 2. Социально-психологические процессы в малых группах. 3. Понятие коллектива как малой группы. 4. Социальный.
Политическая власть. Власть Формы власти Источники власти Типология власти.
Тема. Власть как регулятор управленческой деятельности 1. Природа и сущность власти 2. Типология власти.
Лидерство в системе менеджмента. 1.Лидерство и его роль в системе менеджмента можно выделить следующие основные подходы к его трактовке: это руководящая.
Лидерство Глоссарий. Лидерство - в широком смысле - отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений.
Личность руководителя в управлении в контексте проблемы лидерства и руководства Ведет: Татьяна Снегирева, к.псх.н., доцент кафедры психологии образования.
Определение малой группы. Малая группа есть - «любое количество лиц, находящееся во взаимодействии друг с другом в виде одной непосредственной встречи.
ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ. Психология управления: цель, задачи, содержание, специфика Организация – форма объединения группы людей, деятельность которых сознательно.
Делегирование полномочий и ответственности как условие позитивного организационного климата в учреждении.
Круглый стол: Управление командой в НКО Тема: Специфика формирования и управления коллективом в НКО.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ: «ПОНЯТИЕ И ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ»
О СОБЕННОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ТВОРЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ Методист ЦВР В.А. Чивилихина Воспитание рассматривается в современной педагогической литературе.
Тема 9. Групповая динамика и руководство. План лекции Группы в организации Развитие неформальных групп и их характеристики Формальные группы в организации.
Транксрипт:

Руководство и лидерство

Лидер Интерпретируя термин, выделяют 2 основных значения: Во-первых, это индивид, обладающий наиболее выраженными "полезными" с точки зрения группы качествами, благодаря которым, его деятельность по удовлетворению интересов данного сообщества оказывается наиболее продуктивной. Такой лидер служит своеобразным эталоном, к которому должны стремиться другие. Его влияние основано на психологическом феномене отраженной субъективности, т.е. идеальной представленности в других членах группы. Во-вторых, лидер - это лицо, за которым сообщество признает право на принятие решений, наиболее значимых с точки зрения группового интереса. Авторитет этого лидера базируется на умении сплотить, объединить других для достижения общей цели. Такое лицо, независимо от стиля лидерства регулирует отношения в группе, отстаивает ее ценности в межгрупповом общении, влияет на формирование общих ценностей (целей) и, в некоторых случаях, символизирует их.

Сущностные характеристики лидерства Лидер – тот, кто имеет последователей.

Сущностные характеристики лидерства Лидерство основано на авторитете и неформальном влиянии. Авторитет имеет психологическую природу и формируется на основе общей заинтересованности последователей в руководителе и их убежденности в его особых способностях.

Сущностные характеристики лидерства Лидерство – результат взаимодействия. Следовательно лидерство- продукт отношений между лидером и его последователями. Люди замечают в первую очередь действия и поступки лидера и на этой основе формируют восприятие его черт. Важно: построить прочные рабочие отношения с другими людьми

Сущностные характеристики лидерства Лидерство формируется в процессе актов лидерства. Сферы взаимодействия лидера и последователей возникают, достигают зрелости и завершаются. Они оживают каждый раз, когда встречается лидер и последователи. Если лидер совершает множественные акты – события, то его положение оказывается стабильным. Взаимодействие может быть и кратким.

Сущностные характеристики лидерства Лидерство – продукт восприятия и сознания. Оно когнитивно конструируется последователями по мере того, как определенные поступки ассоциируются с их представлениями о лидерском поведении. Вывод: для успешности становления в качестве лидера в конкретной социальной группе, необходимо изучить качества, которые члены этой группы воспринимаю т как лидерские. А ткаже то, как и какие результаты приписываются лидеру.

Компоненты лидерства Эмоциональное. Деловое. Информационное.

Деловое лидерство Характерно для формальных групп, решающих производственные задачи. Деловое лидерство больше всего влияет на руководство В его основе качества: Высокая компетентность. Умение лучше других решать организационные задачи. Деловой авторитет. Наибольший опыт в данной области деятельности.

Эмоциональное лидерство Возникает в неформальных социальных группах на основе человеческих симпатий – притягательности человека как участника межличностного общения. Эмоциональный лидер: Вызывает доверие. Излучает доброту. Вселяет уверенность. Снимает психологическую напряженность.

Информационное лидерство Характеризуется компетентностью в информационной сфере. К информационному лидеру обращаются с вопросами. Резюме: наилучшим будет лидер, обладающий всеми тремя компонентами.

Направленность влияния лидерства Конструктивное. Деструктивное. Нейтральное.

Конструктивное (функциональное) Способствует осуществлению целей организации.

Деструктивное (дисфункциональное) Формируется на базе стремлений, наносящих ущерб организации ( лидерство в сформировавшейся группе воров, коррупционеров)

Нейтральное Не влияет непосредственно на эффективность производственной деятельности (например лидерство среди работающих в одной организации садоводов-любителей)

Три типа лидеров Вожак Самый авторитетный член группы, обладающий даром внушения и убеждения.

Три типа лидеров Вожак Р. Стогдилл. Качества руководителя – вожака: Активный, энергичный, здоровый, сильный. Приспособляемый, уверенный в себе, авторитетный, стремится к успеху. Умный, умеет принять нужное решение, развита интуиция и творческое начало. Контактный, легок в общении, тактичный, дипломатичный.

Три типа лидеров Лидер Менее авторитетен, чем вожак. Наряду с внушением и убеждением, ему часто приходится побуждать к действию личным примером («Делай как я»!) Как правило, его влияние распространяется только на часть неформальной группы.

Три типа лидеров Ситуативный лидер Обладает личностными качествами, имеющими значение только в какой-то вполне конкретный ситуации: торжественное событие, спортивное мероприятие, турпоход и т.п.

Восприятие лидера группой Типы восприятия лидера отдельными членами группы часто не совпадают или накладываются друг на друга.

Восприятие лидера группой «Один из нас» Не выделяется среди членов группы, воспринимается как «первый среди равных» в определенной сфере – наиболее удачливый или волей случая оказавшийся на руководящей должности. В целом, по мнению группы, живет, радуется, печалится, принимает правильные решения, ошибается – как и все остальные члены группы.

Восприятие лидера группой «Лучший из нас» Выделяется из членов группы по многим (деловым, нравственным, коммуникативным и др.) качествам. Является образцом для подражания.

Восприятие лидера группой «Хороший человек» Воспринимается и ценится как реальное воплощение лучших нравственных качеств: порядочности, доброжелательности, внимания к другим, готовности прийти на помощь.

Восприятие лидера группой «Служитель» Стремится выступать в роли выразителя интересов своих приверженцев и группы в целом, ориентирован на их мнение и действует от их имени.

Руководство и лидерство Различия Поддерживается организационной системой. Ставит групповые цели, исходя из собственный профессиональных интересов и вне зависимости от желаний членов группы. Обусловлено стихийным одобрением группой за вклад в групповые достижения. Отражает интересы и пожелания членов группы.

Руководство и лидерство Различия В процессе достижения цели нет необходимости опираться на чувства и единое мнение. Значительный социальный разрыв с членами группы. Социальная дистанция помогает оказывать давление на группу. Должен учитывать чувства и мнения членов группы. Выступает как один из членов группы.

Руководство и лидерство Различия Получает полномочия от внегруппового источника. Регулирует официальные отношения группы как единой социальной организации. Властью наделяет сама группа. Регулирует межличностные отношения.

Руководство и лидерство Различия Проявляется в макросреде и связано с системой общественных отношений. Стабильно. Принимает решение, учитывая множество обстоятельств ( выходящих за рамки группы) Проявляется в условиях микросферы. Характеризуется меньшей стабильностью. Принимает решения непосредственно.

Руководство и лидерство Сходство Это две стороны единого процесса управления людьми. Оба описываются вертикальным отношением: «лидер-последователи», «руководитель – подчиненные». Реализация влияния в системе неформальных (психологических) отношений.

Функции организационного лидера 1.Направляющая. 2.Функция планирования. 3.Контрольно-координирующая. 4.Административная. 5.Экспертная. 6.Представительская. 7.Эмоционально-регулятивная. 8.Нормообразующая. 9.Мировоззренческо-формирующая. 10.Символьная.

Функции организационного лидера Направляющая Установление приоритетных целей деятельности и функционирования группы и мотивирование последователей на их достижение.

Функции организационного лидера Планирование Разработка методов и средств достижения целей, выбор и внедрение необходимых новшеств и инноваций. Три проблемы сопровождают эту функцию: 1.Проблема принятия решений. 2.Проблема ограниченности времени. 3.Проблема инновационной активности.

Функции организационного лидера Контроль и координация Лидер – координатор деятельности группы. В круг его обязанностей входит функция наблюдения за исполнением. Контроль должен быть: Постоянным. Объективным. Оперативным. Открытым.

Функции организационного лидера Контроль и координация Контроль не должен быть: Тотальным. Бессистемным. Формальным. Не доведенным по результатам до исполнителя.

Функции организационного лидера Административная Лидер – источник поощрений и наказаний. Помимо официальных мер, лидер, будучи основоположником групповых норм, может применять неофициальные санкции и приемы, с помощью которых коллектив выражает свое уважение и проявляет недовольство членами коллектива.

Функции организационного лидера Административная Известно, что поощрение предпочтительнее наказания. Методы наказания конфликтогенны: 1.Снижают самооценку работников, нарушают их психологическое равновесие. 2.Порождают страх совершения ошибок, не способствуют росту производительности. 3.Плохо обучают, т.к. человек учится в первую очередь избегать наказания, а не формировать правильное поведение.

Функции организационного лидера Административная Поощрения требуют соблюдения определенных правил: 1.Вознаграждается конкретный поступок, достижение, а не общие высокие показатели. 2.Вознаграждение должно быть достижимым, т.е. поощрят нужно и малые успехи. 3.Вознаграждение должно быть безотлагательным. 4.Лучше если они будут нерегулярными и непредсказуемыми. 5.Малые награды иногда эффективнее больших.

Функции организационного лидера Экспертная К лидеру часто обращаются как к источнику достоверной информации, квалифицированному специалисту или просто за житейским советом.

Функции организационного лидера Представительская Лидер – официальное лицо группы, представляющее ее во внешних инстанциях. Он отождествляется со всеми членами группы, их разумом, ценностями, трансформирует информацию, исходящую от группы и получаемую для группы.

Функции организационного лидера Эмоционально-регулятивная Лидер выступает регулятором межличностных и деловых отношений в группе, а также морально-психологического климата в коллективе. Регулирование может осуществляться лично или через коммуникационную сеть, из приближенных к нему людей. Основная задача – построение благоприятных отношений с подчиненными.

Функции организационного лидера Эмоционально-регулятивная Основные принципы взаимоотношений с подчиненными. 1.Замечать положительные детали и приветствовать их публично. 2.Создавать атмосферу доверия, показывать, что верите в возможности и способности подчиненных. 3.В первую очередь оценивайте обстоятельства, в которых находится подчиненный, а не его личность. 4.Больше просите, чем приказывайте. 5.Будьте терпимы к инакомыслию и индивидуальным особенностям подчиненных. 6.Не пренебрегайте компромиссами, уступками. 7.Не забывайте о приемах оптимизации общения, работая с подчиненными.

Функции организационного лидера Нормообразующая Лидер во многом является основателем групповых норм, а также эталоном, задающим тон поведения и профессионального взаимодействия для остальных членом группы.

Функции организационного лидера Мировоззренческо-формирующая Лидер служит источником ценностей, составляющих групповое мировоззрение. Он отражает идеологию того общества, к которому принадлежит группа. В масштабах организации частное мировоззрение обычно больше соответствует образу мышления руководства, чем отдельных рядовых членов.

Функции организационного лидера Символьная Группы с высокой степенью сплоченности стремятся не только к внутренним, но и к внешним отличиям от остальных групп. Такие группы часто вырабатывают различные знаки отличия в одежде и поведении. Часто лидеры сами выполняют роль символов.

Виды власти организационного лидера Власть – это возможность влиять на поведение других. Влияние – это любое поведение одного индивида, которое вносит изменения в поведение, отношения, ощущения и т.п. другого индивида. Важный навык любого организационного лидера – умение различать источники своей власти и правильно ими распоряжаться.

Виды власти организационного лидера 1.Законная (легитимная). Исполнитель признает, что влияющий имеет право отдавать приказания, а его долг – подчиниться. Он исполняет приказания, т.к. знает по опыту, что подчинение приведен к удовлетворению потребностей исполнителя. 2.Референтная. Исполнитель признает авторитет влияющего, а характеристики влияющего настолько значимы и привлекательны, что он готов подчиниться ради сохранения связи с ним.

Виды власти организационного лидера 3. Основанная на принуждении. Исполнитель признает, что влияющий имеет возможность наказывать, и этим он способен помешать удовлетворению потребностей или причинить неприятности. 4. Основанная на побуждении (вознаграждении). Исполнитель признает, что влияющий имеет возможность удовлетворить его потребность или или доставить удовольствие.

Виды власти организационного лидера 5. Экспертная власть. Исполнитель признает, что влияющий обладает специальными знаниями, которые могут помочь ему(исполнителю) удовлетворить свои потребности.

Взаимодействие лидера и группы Одной из необходимых характеристик деятельности лидера является авторитет. Авторитет можно рассматривать с двух сторон: влияние руководителя на подчиненных; подчинение людей этому влиянию. Стилистические характеристики деятельности лидера были подробно изучены К. Левиным, Р. Липпитом и Р. Уайтом. Ими же выделены три наиболее известных стиля руководства: авторитарный, демократический и либеральный.

Стили управления Стилю управления присущи три проблемы: 1. Результаты, которые должны быть достигнуты с помощью стиля управления, содержат несколько компонентов, которые не могут быть собраны воедино; 2. Абсолютизация стиля управления рассматривается как способ, с помощью которого повышается производительность труда; 3. Ситуация управления рассматривается как неизменная, тогда как она может измениться и руководитель должен соответственно изменить свое отношение к отдельным сотрудникам.

Стили управления Р. Блейк и Дж. Мутон создали решетку управленческих стилей. В ее основе 2 ориентации: забота о людях, забота о производстве.

Стили управления Руководитель внимателен к нуждам людей, формируется благоприятный, дружеский климат Взаимоотношения доверия и уважения возникают из взаимозависимости всех работников в организации, каждый вносит свой вклад в общее дело Адекватное управление возникает благодаря сохранению баланса между необходимостью выполнять определенный объем работы и учесть интересы и потребности работников Отсутствие управления организацией. Руководитель тратит минимум усилий на то, чтобы сохранять людей, выполняющих минимум работы Управление основано на послушании работников. Эффективность производства достигается благодаря условиям труда, сводящим к минимуму влияние человеческого фактора