Психологическая диагностика учащихся начальных классов педагог-психолог ЦППРиК «Строгино» Солдатова Наталья Андреевна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Педагог-психолог –Костерина О.В. Педагог-психолог –Костерина О.В.
Advertisements

Личностно-ориентированный подход в психолого- педагогическом сопровождении учащихся с разной степенью интеллектуальных нарушений.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА Н.И. Черкасова Заместитель руководителя стажировочной площадки.
«Мыслей у детей не меньше, и они не беднее и не хуже, чем у взрослых, только они другие.… Поэтому нам так трудно найти с детьми общий язык, поэтому нет.
1. Своевременное выявление и комплексное обследование детей дошкольного и школьного возрастов, имеющих отклонения в физическом, интеллектуальном и эмоциональном.
Отчёт педагога – психолога за учебный год МАДОУ 18 Баграмян Изабэллы Варламовна.
Психолого-медико- педагогический консилиум в общеобразовательной школе.
Общая стратегия деятельности психолога образования с проблемными детьми.
Коррекционно- развивающая работа педагога-психолога ДОУ активизация познавательной деятельности; повышение уровня умственного развития детей; формирование.
Социально - психологическое сопровождение учащихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении. Тема:
КГСОУ «Ачинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида». Комплексное сопровождение детей в образовательном процессе.
КГСОУ «Канская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа интернат VIII вида». Соколова Т.А.
..... Алгоритм работы педагога- психолога в рамках ПМПк.
- Выявление детей с ОВЗ и детей – инвалидов, нуждающихся в психолого – педагогической помощи; - Взаимодействие со специалистами районных ДОУ, СОШ, детским.
Диагностика готовности ребёнка к школе Дети поступающие в школу обязательно проходят собеседование, иногда тестирование. Если в школе конкурс и есть возможность.
Причины обращений в ПМПк Тяжелая адаптация ребенка в ДОУ Нарушения эмоционально- волевой и коммуникативной сферы Низкая познавательная активность Низкий.
Логопсихологическое обследование. Направления диагностическое; коррекционно-развивающее; консультативно- просветительское.
Состояние психологической диагностики в начальной школе в МБОУ «СОШ 7»
Психолого-педагогическое сопровождение при переходе из детского сада в школу педагог-психолог: МБДОУ 15, МБОУ «СОШ 7» Спасибко Н.Н.
Познание ученика – ключ к созданию оптимальных условий для его обучения, воспитания и развития индивидуальности. Психологическая служба ГОУ ЦО 1450.
Транксрипт:

Психологическая диагностика учащихся начальных классов педагог-психолог ЦППРиК «Строгино» Солдатова Наталья Андреевна

Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Строгино» консультативно-диагностические приемы детей в возрасте и подростков до 18 лет, консультирование родителей и опекунов, педагогов, школьных психологов. Коррекционная, реабилитационная помощь, комплексные программы. Консультации психологов, логопедов, дефектологов, врачей, психофизиологов и др. специалистов. Адрес: улица Исаковского, дом 4, корпус 1. Телефон регистратуры: (495)

Проблемы современных школьников начальных классов Проблемы в развитии эмоционально-волевой сферы (трудности в контроле эмоций, неудовлетворенность эмоциональных потребностей на предыдущих возрастных стадиях, инфантильность), Поведенческие нарушения и проблемы в развитии произвольной регуляции деятельности (в том числе в понимании ограничений и запретов), Трудности в формировании ВПФ (прежде всего, внимания, памяти, словесно- логического мышления, воображения), Длительная школьная неуспеваемость по базовым предметам у школьников 3-4 классов, Трудности в развитии навыков социального взаимодействия, Снижение уровня развития игровой деятельности на более ранних возрастных этапах (низкий уровень развития сюжетно- ролевых игр).

Этапы диагностико-коррекционной работы Запрос (родительский, школьный, поликлинический и др.). Проведение первичной диагностики (диагностика ВПФ, развития эмоционально-волевой сферы, социального и личностного развития). Составление программы коррекции. Проведение завершающей диагностики для оценки изменений после коррекционной работы.

Этапы обследования ребенка с проблемами в развитии 1 этап: Ориентировочный: - Изучение документации (школьной характеристики, медицинских сведений, письменных работ учащихся). - Предварительная беседа с родителями. Выявление проблемы, динамики развития проблемы, влияния социальной ситуации развития на ребенка. Сбор анамнеза. Итог: выдвижение гипотезы причины проблемы ребенка, предварительное заключение относительно содержания диагностического пакета (План диагностических процедур (какие методики используются, для диагностики каких ВПФ, в каком порядке исходя из возраста и запроса). 2 этап: Диагностический: Обследование ребенка: определение уровня и особенностей развития ВПФ, изучение эмоционально-волевой сферы, особенностей личности. Ход обследования фиксируется в протоколе обследования ребенка. Итог: получение данных о степени и особенностях развития ребенка.

Примеры методик для диагностики ВПФ Зрительное восприятие: - восприятия цвета, величины (по высоте и ширине). Дифференциация полосок. - восприятие формы (лист с геометрическими фигурами, различными по форме, цвету, размеру). - целостность восприятия: восприятие картин и текстов («Разбитое окно», «На льду»; «Лев и мышь», «Галка и голуби», «Собака и ее тень» и др. (нейропсихологический альбом под ред. Е.Д. Хомской; А.В. Семенович и др.)), узнавание «наложенных» и «зашумленных» изображений (там же), фигура Тейлора (там же). Пространственно-временная ориентация: - ориентация в схеме тела (нейропсихологические методики: показать и назвать основные части тела у себя, напротив сидящего, пробы Хэда, динамический праксис, реципрокная координация и др.), ориентация в окружающем пространстве и на листе бумаги, понимание сложных речевых конструкций, употребление предлогов (нейропсихологические альбомы), определение временной последовательности, фигура Тейлора. Внимание: объем, концентрация, переключение: «Корректурная проба», «Шифровка», таблицы Шульте. Память: - зрительная память: запоминание предметных картинок (нейропсихологический альбом), запоминание символических фигур Т.Е. Рыбакова. - слухоречевая память: объем, активность запоминания, отсроченное запоминание, наличие парафазий (заучивание серии слов «10 слов Лурии», повторение серии слов (6 слов), запоминание двух групп элементов (2 по 3 слова) (нейропсихологический альбом)), запоминание и воспроизведение текста, пересказ (те же рассказы, что были указаны при диагностике восприятии)). - опосредованная память («Пиктограммы» А.Р. Лурии).

Примеры методик для диагностики ВПФ Мышление: - наглядные формы мышления: конфликтные изображения нелепицы, складывание разрезных картин (из 6 и более частей) (нейропсихологический альбом М. М. Семаго), «4-й лишний», «классификация» (там же, или С.Я. Рубинштейн «Экспериментальные методики патопсихологии»), кубики Каоса. - словесно-логическое мышление (установление аналогий, нахождение сходства и различия понятий, понимание скрытого смысла сюжетной картины, текста, умение устанавливать причинно- следственные отношения (нейропсихологические альбомы, С.Я. Рубинштейн «Экспериментальные методики патопсихологии»)). Ведущие мотивы деятельности: беседа, проективное рисование, «Неоконченные предложения», беседа на выявление внутренней позиции школьника Н.И. Гуткиной, методика «Определение мотивов учения» М.Р. Гинзбурга др. Особенности личности: беседа, проективное рисование, «Неоконченные предложения», методика на определение уровня самооценки Дембо-Рубинштейн (детская модификация) и др. Особенности коммуникативной сферы: беседа, «Неоконченные предложения», проективное рисование, САТ (отдельные картинки).

3 этап: Аналитико-прогностический: - Интерпретация полученных данных. Сопоставление их с предварительным заключением о состоянии ребенка. - Формулировка выводов, составление заключения, прогноз относительно дальнейшего развития ребенка. Итог: заключение о состоянии исследованного ребенка и рекомендации относительно его дальнейшего воспитания. 4 этап: Информационный: Беседа с родителями и учителями о содержании заключения и рекомендациях. Итог: начало процесса непосредственного психолого-педагогического сопровождения ребенка. Этапы обследования ребенка с проблемами в развитии

Пример заключения Общая схема анализа: методический материал и запрос проведение конкретных методик и заполнение протокола обобщение данных по нескольким методикам в рамках свойств высших психических функций формулирование обобщенного вывода о развитии высших психических функций или особенностей эмоционально-волевой сферы в заключении оформление целостного заключения и формулирование рекомендаций.

Спасибо за внимание