Приоритетные направления развития психологии и педагогики на современном этапе.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Деятельностный подход в обучении как механизм формирования универсальных учебных действий.
Advertisements

Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения.
Стандарт – социальная норма, общественный договор между семьей, обществом и государством СЕМЬЯ Личностная успешность Социальная успешность Профессиональная.
Фундаментальное ядро содержания общего образования как содержательно- методологическая основа стандартов общего образования.
Стандарты второго поколения Фундаментальное ядро содержания общего образования функции Система ведущих идей, теорий, основных понятий, Относящихся к областям.
УУД и ЗУН : актуальность формирования на современном этапе развития образования Евстратенко Е. В., учитель начальных классов, руководитель МО учителей.
"Реализация требований ФГОС ООО на уроках истории "
9 ноября 2011 г. Координационный совет Якутск Преемственность начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС.
личностные, метапредметные, предметные. 1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ.
Семинар-совещание Создание условий, обеспечивающих формирование социальных компетенций у несовершеннолетних 30 августа 2013г г.Саянск.
ФГОС Приоритеты и ориентиры начального общего образования современной школы Заместитель директора по УВР МБОУ СОШ5Н.Л.Дьяченкова г.Пыть-Ях.
Системно – деятельностный подход в реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Основные направления духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в ФГОС второго поколения.
СОБРАНИЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым.
УУД как основа результатов реализации ФГОС НОО. Нужен человек обучаемый, способный самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение постоянно.
Психологические феномены стандарта. личностные характеристики выпускника (портрет выпускника НОО, ООО, СОО) Федеральный государственный образовательный.
Федотова А.В., методист ГИМЦ г.Комсомольск-на-Амуре Роль универсальных учебных действий в системе современного общего среднего образования.
Формирование универсальных учебных действий. Основа Стандарта системно-деятельностный подход, который предполагает: системно-деятельностный подход, который.
Психологические особенности подросткового возраста.
Транксрипт:

Приоритетные направления развития психологии и педагогики на современном этапе

Образование – процесс, способствующий формированию личности, обладающей приемлемой для себя и общества системой ценностей Ценностные установки современной школы: личностное Развитие человека Развитие человека индивидуальное субъектное

Образование Образование – институт социализации личности Задачи (А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, Н.Г.Салмина): приобщение нового поколения детей, подростков и молодежи к ведущим ценностям отечественной и мировой культуры, овладение универсальными способами принятия решений в различных социальных и жизненных ситуациях на разных этапах возрастного развития личности, уменьшение вероятности рисков социальной дезадаптации и нарушений здоровья подрастающего поколения.

Социальные установки на образование Социальные установки на образование: Формирование гражданской идентичности личности, осознание человеком себя как гражданина российского общества, уважающего историю своей Родины и несущего ответственность за ее судьбу в современном мире. Понимание и уважение ценностей иных культур, мировоззрений и цивилизаций; осознание человеком своей сопричастности к судьбам человечества. Активное содействие развитию миролюбия и открытого диалога, способствующего укреплению толерантности, солидарности и духовного единства между людьми разных убеждений, национальных культур, религий и государств. Готовность сотрудничать с другими людьми, доверие к другим людям, коллективизм. Уважение других людей как неотъемлемое условие развития самоуважения человека. Критическое мышление, чувство собственного достоинства и переживание подлинности своего Я. Личностная идентичность, возможность человека быть самим собой. Принятие ответственности за собственные решения, действия и поступки перед самим собой и другими людьми. Содействие росту конкурентноспособности и процветанию российского гражданского общества.

Универсальные учебные действия Концепция универсальных учебных действий : Концепция универсальных учебных действий : компетентность как «знание в действии» (А.Г.Асмолов). Компетентность – «компетенции в действии» (А.В.Баранников). УУД – способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Функции УУД самостоятельно осуществлять деятельность учения Обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности. развития личности и ее самореализации в системе непрерывного образования Создание условий для развития личности и ее самореализации в системе непрерывного образования, формирования «компетентности к обновлению компетенций» (Я.И.Кузьминов), толерантных установок личности, обеспечивающих ее жизнь в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности. компетентностей в любой предметной области познания Обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.

Универсальные учебные действия Виды УУД Виды УУД личностный личностный : внутренняя позиция, мотивация учебной деятельности регулятивный регулятивный : организация, планирование, контроль, коррекция познавательный познавательный : восприятие, анализ, моделирование, логические действия коммуникативный коммуникативный : сотрудничество, кооперация

Личностно-ориентированное образование Цель ЛОО Цель ЛОО: создание необходимых условий для раскрытия и последующего развития индивидуальных черт ребенка, их превращение в социально значимые формы поведения, адекватные выработанным обществом социокультутрным нормам (И.С.Якиманская). ЛОО ЛОО саморазвертывание становление системы внутренних, природных, ценностей личности внутренних, природных, ценностей личности универсальных свойств универсальных свойств человека человека

Ученик – главная действующая фигура образовательного процесса Ученик – главная действующая фигура образовательного процесса (И.С.Якиманская) Признание уникальности субъектного опыта ученика Индивидуальное развитие ученика как следствие взаимодействия заданного и субъектного опыта, «окультуривание» этого опыта, его преобразование.

Природосообразный подход к обучению следование объективным законам природы в обучении; создание условий для раскрытия потенциала ребенка; сохранение здоровья школьников; высокая эффективность обучения при низких затратах сил и времени А.Л.Сиротюк

Индивидуализация обучения Индивидуализация обучения – выбор способов, приемов, темпа обучения, учитывающих индивидуальные различия учащихся Психофизиологические особенности индивидуальности учащихся: свойства нервной системы (сила, уравновешенность, динамичность, подвижность, активность нервных процессов); свойства нервной системы рассматриваются как задатки способностей, которые должны быть выявлены и развиты.

Методология современного образования Методология Методология – «система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности». (В.Г.Астафьев) Методология Методология – это учение об организации деятельности. (А.М.Новиков) Методологическая база Методологическая база развития современного практико-ориентированного образования – системно-деятельностный подход

Структура методологии деятельности 1. Характеристики деятельности: особенности, принципы, условия, нормы деятельности; 2. Логическая структура деятельности: субъект, объект, предмет, формы, средства, методы, результат деятельности; 3. Временнáя структура деятельности: фазы, стадии, этапы деятельности.

В современной модели педагогической деятельности обозначены пять функциональных компонентов: Гностический компонент относится к сфере знаний педагога : знание своего предмета, способов педагогической коммуникации, психологических особенностей учащихся, а также о самопознании (собственной личности и деятельности). Проектировочный компонент включает в себя представления о перспективных задачах обучения и воспитания, а также о стратегиях и способах их достижения. Конструктивный компонент – особенности конструирования педагогом собственной деятельности и активности учащихся с учетом ближних целей обучения и воспитания (урок, занятие, цикл занятий). Коммуникативный компонент – особенности коммуникативной деятельности педагога, специфика его взаимодействия с учащимися. Организаторский компонент – система умений педагога организовать собственную деятельность, а также активность учащихся.

Педагогические технологии М.И.Махмутов: М.И.Махмутов: «Технологию можно представить как более или менее жестко запрограммированный процесс взаимодействия преподавателя и учащихся, гарантирующий достижение поставленной цели». Признаки педагогической технологии: Цели. Наличие диагностических средств. Закономерности структурирования взаимодействия учителя и учащихся, позволяющие проектировать педагогический процесс. Система средств и условий, гарантирующих достижение педагогических целей. Средства анализа процесса и результатов деятельности учителя и учащихся.

Педагогические технологии Структура современной педагогической технологии: Концептуальная основа. Содержательная часть (цели, содержание). Процессуальная часть (организация образовательного процесса, методы и формы деятельности учащихся, деятельность учителя – управление образовательным процессом, диагностика образовательного процесса).

Воспитательная система

Личность как системное образование Личность – единство элементов Личность – единство элементов: темперамент, характер, способности, направленность (Б.Г.Ананьев); биопсихические свойства, особенности психических процессов, опыт, направленность (К.К.Платонов).

Направленность как ведущий компонент структуры личности, ее системообразующее свойство Устойчивые мотивы Интересы Склонности Убеждения Идеалы Ценности определяют поведение личности в изменяющихся внешних условиях

Классификации ценностей С.С.Бубнова: Ценности-идеалы – гуманистические и социальные (уважение, достижения, социальная активность), духовные (познавательные, эстетические). Ценности-свойства, проявляющиеся в жизнедеятельности и являющиеся свойствами личности (общительность, любознательность, активность, доминантность). Ценности-способы поведения – средства реализации и закрепления ценностей-свойств.

Развитие личности – усвоение системы гуманистических ценностей Гуманитарная культура. Организация воспитания – внедрение гуманистических ценностей в образовательный процесс на основе сотворчества и совместной деятельности по реализации ценностей. В.А.Сластенин

Личность Личность – человек как носитель социальных отношений, имеющий устойчивую систему общественно значимых ценностей, определяющих его принадлежность к той или иной социальной группе Личность педагога психологической компетентностью Личность педагога – фактор влияния на процесс формирования системы ценностей учащихся – должен обладать психологической компетентностью в области мотивов, ценностей, направленности: понимать личность ученика, присущие ей ценности, смыслы, направленности, понимать собственную личность, присущие ей ценности, смыслы, направленности, строить новые профессионально-личностные смыслы, рефлексировать характер педагогического воздействия на личность ребенка, его ценностно-смысловую сферу.

Компоненты воспитательной системы Управление 1.Управление воспитательной системой – искусство ставить цель и определять стратегию развития; контроль и оценка результативности. Содержание 2.Содержание воспитательной системы – совокупность научных знаний, ценностных ориентиров, достижений культуры. Организация 3.Организация воспитательной системы – реализация теоретической концепции в учебно-воспитательный процесс на основе взаимосвязи цели, содержания, форм, средств, методов. Общение 4.Общение – единство трех элементов: информационного, интерактивного (взаимодействие), перцептивного (взаимопонимание и восприятие друг друга).

Воспитательные системы Принципы: Принципы: оптимальность, структурность, функциональность, интегративность. Модели воспитательных систем Гуманистическая «Педагогика «Педагогика «Школа диалога общей заботы» успеха» культур» (система общей заботы» успеха» культур» В.А.Караковского, (И.П.Иванов) школа 825)

Технология воспитания Технология воспитания последовательность процедур Технология воспитания включает в себя последовательность процедур: Определение конкретной цели (цель в технологии – гипотетическая идея всего технологического проекта). Разработка «пакета» оснований – концепция воспитания и программа ее реализации. Поэтапная, пошаговая структура деятельности; в качестве этапов выступают воспитательные ситуации (подготовительная, функциональная, контрольная, итоговая). Анализ результатов (мониторинг – коррекция – рефлексия)

Оценка эффективности технологии воспитания Технология воспитания эффективна Технология воспитания эффективна, если: меняет отношение ребенка к самому себе, формирует устойчивое представление о себе (Я-концепция), способствует самоопределению.

Технология организации «ситуации успеха» (идеи Н.Е.Щурковой) Культивирование настроени я доброжелательности. Снятие страха перед деятельностью. Скрытая помощь. Авансирование ребенка (по А.С.Макаренко), т.е. оглашение его достоинств. Усиление мотивов деятельности. Педагогическое внушение. Педагогическая оценка.

Образовательные системы

Образовательная система Признаки образовательной системы Признаки образовательной системы (по О.Е.Лебедеву): Вариативность (образовательные системы отличаются друг от друга). Ориентация на определение социальные функции (индивидуальность образовательной системы). Уровни непрерывной системы образования: Дошкольные ОУ. Общеобразовательные учреждения. Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Профессиональные (начальные, средние, высшие). Учреждения дополнительного образования. Другие учреждения, представляющие образовательные услуги.

Система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих: преемственных образовательных программ различных уровн ей и направленности, федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований; (в ред. Федерального закона от N 309-ФЗ)закона сети реализующих их образовательных учреждений и научных организаций; (в ред. Федерального закона от N 308-ФЗ)закона органов, осуществляющих управление в сфере образования, и подведомственных им учреждений и организаций; (в ред. Федерального закона от N 258-ФЗ)закона объединений юридических лиц, общественных и государственно- общественных объединений, осуществляющих деятельность в области образования. (абзац введен Федеральным законом от N 92-ФЗ)законом /Закон РФ «Об образовании»/

Федеральная образовательная система: разработка основ государственной образовательной политики, содержания ФГОС, создание условий для сертификации образовательных услуг, разработка нормативно-правового обеспечения.

Региональная образовательная система Разработка основ региональной образовательной политики. Обеспечение образовательного процесса (содержание образования, формы организации процесса, педагогические технологии, подготовка педагогических кадров, ресурсное обеспечение учреждений и организаций). Формирование территориальных систем образования.

Муниципальная образовательная система Дифференциация обучения учащихся и специализация образовательных учреждений. Технологизация образовательного процесса. Интеграция образовательного процесса в муниципальной сети. Обеспечение условий и ресурсов.

Система образовательного учреждения Выбор образовательной модели (миссия, вариативное содержание образовани я, образовательные методики и технологии, воспитательное пространство, управление ресурсами). Определение состава персонала. Привлечение контингента обучающихся в соответствии с миссией.

Отрасли педагогической науки Социальная педагогика рассматривает, «какие социальные обстоятельства прямо или опосредованно влияют на воспитание человека в масштабах планеты, страны и места его проживания (региона, города, села, микрорайона), какую роль играют в его жизни и воспитании средства массовой коммуникации, семья, общение с окружающими людьми и некоторые другие факторы». А.В.Мудрик

Отрасли педагогической науки Педагогическая аксиология – отрасль педагогической науки, определяющая жизненно важные ценности для молодежи, научное их обоснование, а также методики ассимиляции их современным учебно- воспитательным процесс а м. «Ценностью может быть как явление внешнего мира (предмет, вещь, событие, поступок), так и факт мысли (идея, образ, научная концепция)». В.П.Тугаринов

Отрасли педагогической науки Педагогическая акмеология (от др.-греч. ακμή высшая точка, вершина) - отрасль педагогической науки о проникновении в закономерности самодвижения педагога к профессиональной вершине. Позволяет учителю стать уникальным новатором, продуктивным технологом обучения и воспитания.др.-греч. ακμή

Отрасли педагогической науки Педагогическая рискология - новое направление в педагогике, изучающее поведенческий аспект профессионального труда педагога, сущность педагогического риска как социально- экономического и психологического явления, а также общие закономерности и специфику педагогической деятельности в ситуации неизбежного выбора. Риск всегда появляется в тех случаях, когда нет полной ясности и определенности в обстановке, а решать и действовать необходимо без промедления. Можно сказать, что риск неизбежный спутник любого решения, принимаемого человеком. /В. А. Абчук/

Отрасли педагогической науки Педагогическая квалиметрия (от лат. cval качество и metros измерять) – отрасль педагогической науки, изучающая совокупность методов и средств количественной оценки качества образования субъектов образовательного процесса. Квалиметрия включает взаимосвязанную систему теорий: общую квалиметрию, предусматривающую разработку общетеоретических проблем понятийного аппарата, измерения, оценивания, квалиметрического шкалирования и т.п.; специальные квалиметрии, классифицированные по видам методов и моделей оценки качества образования; предметные квалиметрии, классифицированные по видам объектов оценивания (квалиметрия услуг, квалиметрия труда; квалиметрия процессов; проектная квалиметрия и т.п.).

Благодарю за внимание