Система подготовки к ЕГЭ по химии
Немного истории Эпоха петровских преобразований – сложилась система школьных экзаменов. XIX век – получила наибольшее развитие. Начало ХХ века – вызвала резкий протест со стороны ряда педагогов. После Октябрьской революции 1917 г. экзамены были отменены. С 1932 г. по 1956/57 учебный год экзаменационная система строилась на сочетании переводных экзаменов с выпускными.
С 1956/57 учебного года переводные экзамены были отменены г. – впервые был проведён эксперимент по ведению ЕГЭ в 5 регионах России г. – ЕГЭ сдавали в 79 регионах России г. – ЕГЭ является единственной формой выпускных экзаменов в школе.
Преимущества тестового контроля в отличие от традиционных способов оценки качества образования Влияние учителя на результаты измерения сводится к минимуму, что обеспечивает объективность. Информация об объёме усвоенного материала и уровне его усвоения достоверна.
Процесс проверки автоматизируется. Тестирование позволяет обеспечить массовость. Тесты, содержащие задания разного уровня сложности, способны дифференцировать знания учащихся и полученные ими оценки. Использование большого количества тестов сходной структуры даёт возможность проверки и самопроверки знаний учащихся. Тесты обеспечивают сравнимость результатов тестирования у учащихся, обучающихся по разным программам с использованием самых разных методик и организационных форм обучение.
Психологическое сопровождение выпускников при подготовке к ЕГЭ Психологическая составляющая подготовки ученика является приоритетным пунктом во время подготовки к экзамену, так как сама форма ЕГЭ представляет особые требования к организации мыслительной деятельности выпускника. Интеллектуальная готовность учащегося к ЕГЭ должна включать в себя такие качества:
Эффективная умственная деятельность в непривычных условиях. Анализ задания вне зависимости от привычных схем. Чувствительность к смысловым нюансам и даже умение интуитивно определить верное направление решения или ответ. Владение приёмами активизации восприятия и концентрации внимания. Умение анализировать задания различного характера и преодолевать затруднения, связанные со смысловой составляющей задания. Навык планирования и управления личным временем, самоорганизация. Умение снять излишнее напряжение.
Как помочь ученикам в процессе подготовки к ЕГЭ? Следует активнее вводить тестовые технологии в систему обучения. Выполнение тестовых заданий позволяют повысить тестовый балл. С их помощью можно оценивать уровень усвоения материала учениками и сформировать у них навык работы с тестовыми заданиями. Зная типовые конструкции тестовых заданий, ученик не будет тратить время на понимание инструкции. Во время таких тренировок формируются психотехнические навыки саморегуляции и самоконтроля.
Основную часть работы желательно проводить заранее, отрабатывая отдельные детали при сдаче зачётов по пройденным темам. Психотехнические навыки не только повышают эффективность подготовки к экзаменам, позволяют учащимся более уверенно вести себя во время экзамена, но и способствуют развитию навыков мыслительной работы, умению мобилизовать себя в решающей ситуации, овладевать собственными эмоциями. В психологии известен такой факт: если запоминание информации и её воспроизведение происходит в сходных условиях, то воспроизведение будет более успешным.
В работе с учащимися учитель может поставит перед собой следующие цели: Формирование адекватного реалистического мнения о ЕГЭ. Знакомство с процедурой ЕГЭ. Помощь в выработке стратегии подготовки и поведения на экзамене.
Р Е З У Л Ь Т А Т Ы участия учащихся МОУ СОШ 5 им.С.М.Кирова в: Централизованном тестировании по химии (9 класс) – 2006 г., 2008 г. ГИА 9 класс в традиционной форме ЕГЭ по химии–2008г.,2009г.,2010г. 2011г. Пробный ЕГЭ по химии – г.
Результаты итоговой (государственной) аттестации по химии за курс основной школы (базовый уровень обучения, классы возрастной нормы). Учебный годцКол-во уч-ся, выбравших экзамен по химии Кол-во участвующих в ЦТ % обученности% качества знаний 2005/ % 83,3% 2006/07 28 (50% от всех уч-ся 9 кл.; традиц.форма) ЦТ не проводилось 100% 84% 2007/ % 75% 2008/0926 (41% от всех уч-ся 9 кл.; традиц.форма) ЦТ не проводилось 100% 81% 2010/1120 (40% от всех уч-ся 9 кл.; традиц.форма) ЦТ не проводилось 100% 83%
Результаты ЕГЭ 2008 г.- 2 выпускника; 78 баллов и 52 балла г.–1 выпускник; 73 балла (3 место в рейтинге) 2010 г.- 7 выпускников; сред.балл 74 (3-е место в рейтинге) 2011 г.- 4 выпускника; сред.балл 64
Пробный ЕГЭ по химии ( ) РЦОИ Ул.области Экзаменуемых – 5 Успеваемость – 100% Качество знаний – 80% Средний балл – 58,8
Программа факультатива «Готовимся к ЕГЭ по химии» Факультативный курс поможет учащимся: Сформировать представление об особенностях всех типов заданий, использующихся на ЕГЭ. Получить подробный анализ результатов тестирования по химии и устранить пробелы в знаниях. Подготовиться к сдаче ЕГЭ. Получить хорошую базовую подготовку для решения типовых, усложненных и комбинированных задач. Психологически подготовиться к новым требованиям итоговой аттестации.
Содержание программы (34/68 ч. - 1/2 часа в неделю) Тема 1. Химический элемент (2/4 ч.) Тема 2. Вещество (14/28 ч.) Тема 3. Химическая реакция (7/14 ч.) Тема 4. Познание и применение веществ и химических реакций (10/20 ч.)
Учебно-методический план Тема занятия. Основные понятия. Деятельность учащегося.
Методические рекомендации по выполнению заданий с развёрнутым ответом (часть С ЕГЭ) Подходы при выполнении заданий С1, С2, С3, С4, С5. Примеры решений заданий с развёрнутым ответом. Тренажёр по выполнению заданий С4, С5.
Вывод: Для достижения цели успешной подготовки выпускников к сдаче ЕГЭ необходима система, которая включает в себя не только совершенствования форм и методов проведения уроков, но и психологическое сопровождение выпускников, проведение дополнительных занятий, например факультативов.