Системно- деятельностный подход как главное условие реализации Федерального государственного образовательного стандарта.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
МЕТОДИЧЕСКИЙ СОВЕТ Тема: «ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ»
Advertisements

Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
Метод проектов. Ме́тод прое́ктов это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться.
Проектная деятельность или цели имеют право на существование Каковы реальные цели участников классно-урочного процесса? Каковы реальные цели участников.
МЕТОД ПРОЕКТОВ НА УРОКАХ ФИЗИКИ МОУ «Багарякская СОШ» Учитель физики Выгузова Л.В. октябрь 2012г.
Семинар Формирование ключевых компетенций у учащихся МКОУ «ООШ с. Полевое »
С ИСТЕМНО – ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД И ПУТИ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ ФГОС Когда людей станут учить не тому, что они должны думать, а тому, как они должны.
Особенности организации современного урока в начальной школе.
Классификация компетентностей Теоретическое закрепление.
знание и представление об информационных процессах в окружающем мире, владение информационными средствами, а также владение компьютерной грамотностью.
Городской семинар учителей английского языка по проектной методике « Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность» Бернард Шоу.
Проектная технология как фактор повышения качества образовательного процесса Гамм Анастасия Игоревна.
Основные требования к проекту Проблема – исследовательская, информационная, практическая. Планирование действий по разрешению проблемы с указанием результатов,
Проектирование образования как пространства для успешного развития и саморазвития ребёнка. Прорешная Людмила Михайловна МОУ «Хобот-Богоявленская СОШ им.
П.Взлётный учебный год.. "…Проектный метод может воспитать деятельных, энергичных, предприимчивых граждан, умеющих жертвовать личными интересами.
«Создание условий для развития социальной компетенции учащихся»
ВЫСТУПЛЕНИЕ ЗА. ДИРЕКТОРА ПО УВР ОРЛОВОЙ Т.Ю. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ.
Системно - деятельностный подход как методологическая основа ФГОС второго поколения Системно - деятельностный подход как методологическая основа ФГОС второго.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ ПРОЕКТНАЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - ОСНОВА СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СПО
С ИСТЕМНО - ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД Семинар для педагогов МБОУСОШ6.
Транксрипт:

Системно- деятельностный подход как главное условие реализации Федерального государственного образовательного стандарта

Системно-деятельностный подход Понятие системно-деятельностного подхода было введено в 1985 г. как понятие, объединяющее системный подход, который разрабатывался в исследованиях классиков нашей отечественной психологической науки (таких, как Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов и целый ряд исследователей), и деятельностный, который всегда был системным (его разрабатывали Л.С.Выготский, Л.В.Занков, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов и многие другие исследователи).

Системно-деятельностный подход направлен на: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессиональ- ного состава российского общества

На что направлен системно- деятельностный подход Преобразование школы на основании введения системно-деятельностного подхода, включающего расширение внеурочных форм учебной деятельности, изменение системы оценивания, учет возрастных особенностей младших школьников, обеспечение насыщенной информацион- но-образовательной среды и т.п.

Традиционное обучение не решит поставленные в ФГОС задачи Традиционная школа реагирует на изменения в обществе следующим образом: изменение учебных программ; дополнение учебного плана новыми предметами. Оба эти направления ориентированы на экстенсивное развитие школы, на увеличение объема изучаемого материала. Это тупиковый путь, хотя бы вследствие ограниченности ресурсов учебного времени.

ФГОС - переход от традиционного к современному образованию Традиционное Принцип единоначалия в управлении образованием. Внутриведомственная оценка качества образования. ЗУН-ориентированный ФГОС. Классно-урочная система и единый базисный УП. Обучение преобладает над развитием. Преобладание авторитарных педагогических технологий. Педагогическая диагностика как средство оценки знаний учащихся Современное Расширение общественного участия в управлении образованием. Внешняя и независимая оценка качества образования. Компетентостно- ориентированный ФГОС. Вариативное и открытое образование. Обучение как средство развития. Внедрение современных образовательных технологий. Педагогическая диагностика как средство учёта достижений учащихся.

ФГОС - переход от традиционного к современному образованию Традиционное 1)базируется на принципе доступности; 2) учащийся выступает в роли объекта педагогической деятельности; 3) ориентировано на усвоение определенной суммы знаний; 4) развивает обыденное мышление, эмпирический способ познания; 5) решая конкретно-практические задачи, учащиеся усваивают частные способы; 6) в результате формируется индивид - человек, способный к исполнительской деятельности. Современное 1) опирается на зону ближайшего развития; 2) учащийся действует как субъект педагогической деятельности; собственной учебной деятельности; 3) нацелено на усвоение способов познания как конечной цели учения; 4) развивает теоретическое мышление и теоретический способ познания; 5) на первый план выступают учебные задачи, решая их учащиеся, усваивают общие способы умственной деятельности; 6) формируется личность, способная к творческой самостоятельной деятельности.

Как учить в условиях введения ФГОС Используя систему дидактических принципов: 1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, активно участвует в их совершенствовании, что способствует формированию его общекультурных и общеучебных умений. 2) Принцип непрерывности - означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей. 3) Принцип целостности - предполагает формирование у учащихся обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, о роли и месте каждой науки в системе наук).

4) Принцип минимакса - заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне государственного стандарта. 5) Принцип психологической комфортности - предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения. 6) Принцип вариативности - предполагает формирование у учащихся способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора. 7) Принцип творчества - означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, создание условий для приобретения учащимся собственного опыта творческой деятельности.

8. Принцип связи уровня развития ребенка с обучением. Возрастные возможности младших школьников и подростков не являются натуральными, природными. Они существенно обусловлены образовательной системой. При кардинальном изменении этой системы обнаруживаются новые потенциальные возможности возраста. 9. Принцип восхождения от абстрактного к конкретному. Введение в учебный предмет начинается с выделения наиболее общего принципа построения этого предмета, из которого выводится все многообразие конкретных правил и определений.

10. Принцип поиска. Существенные свойства изучаемого предмета не сообщаются детям в готовом виде. Учитель строит учебную ситуацию таким образом, чтобы помочь детям самостоятельно их найти и зафиксировать в виде моделей. Необходимость поиска не диктуется требованиями учителя или учебника. Поиск мотивирован для детей внутренней логикой содержания обучения. Если эти принципы системно воплощаются в учебном процессе на протяжении всей школы, то происходит расширение возрастных возможностей школьников.

Что изменилось в оценке результата образования В последнее десятилетие происходит переориентация оценки результата образования с понятий «подготовленность», «образованность», «общая культура», «воспитанность» на понятия «компетенция», «компетентность» обучающихся. Компетентность – «единица измерения» качества образования

Отличие компетентностного подхода от традиционного Традиционный подходКомпетентностный подход Цели ЗУНы «Что нового узнал?» Овладение способностью решать проблемы на основе полученных знаний и умений. «Чему научился?» Уровень образованности Объем полученных знаний Расширение круга проблем, к решению которых подготовлены выпускники Содержание учебных программ Программы по предметам разрабатываются независимо друг от друга Программы по отдельным предметам разрабатываются с учетом межпредметных связей Отбор учебного материала Содержание предмета соответствует содержанию базовой науки «Чему учу?» Содержание предмета определяется из логики познавательной деятель- ности «С помощью чего учу?» Технологии Формы и методы соответствуют запланированной цели, т.е. формированию ЗУН Введение технологий, имеющих интерактивный характер, обеспечивающих самостоятель-ную деятельность учащихся, направленную на достижение определенной цели и самооценку. РезультатЗУНыСформированность компетенций

Компетенция и компетентность Компетенция – совокупность определенных знаний, умений и навыков, в которых человек должен быть осведомлен и иметь практический опыт работы. Компетентный – знающий, осведомленный; авторитетный в определенной отрасли, владеющий опытом практической работы; Компетенции – это цели (поставленные перед человеком), а компетентности – это результаты. В педагогике под «компетенцией» понимаются общая способность и готовность личности к деятельности, основанные на знаниях и опыте, которые приобретены благодаря обучению, ориентированные на самостоятельное участие личности в учебно-познавательном процессе, а также направленные на ее успешное включение в трудовую деятельность

Основные составляющие компетентности Во-первых, информация, которую необходимо уметь найти, отсеять от ненужной, перевести в опыт собственной деятельности. Во-вторых, умение использовать эту информацию в различных ситуациях. В-третьих, адекватное оценивание – себя, своего места в мире, конкретных знаний, необходимости или ненужности их для своей деятельности, а также способа иx получения или использования. Эта формула логично может быть выражена в такой форме: Компетентность = МЗ (мобильность знаний) + ГМ (гибкость метода) + КМ (критичность мышления)

Виды компетентностей 1. Социальные компетентности связаны с окружением, жизнью общества, социальной деятельностью личности (способность к сотрудничеству, умение решать проблемы в различных жизненных ситуациях, навыки взаимопонимания, социальные и общественные ценности и умения, коммуникационные навыки, мобильность в разных социальных условиях). 2. Мотивационные компетентности связаны с внутренней мотивацией, интересами, индивидуальным выбором личности (способность к обучению, изобретательность, навыки адаптироваться и быть мобильным, умение достигать успехов в жизни, интересы и внутренняя мотивация личности, практические способности, умения делать собственный выбор). 3. Функциональные компетентности связаны с умением оперировать научными знаниями и фактическим материалом (техническая и научная компетентность, умение оперировать знаниями в жизни и обучении, использовать источники информации для собственного развития).

Классификация компетентностей Ключевые, включают (работа с числом, коммуникативная, информационные технологии, самообучение, работа в команде, решение проблем) По видам деятельности (трудовая, учебная, коммуникативная, профессиональная, предметная, профильная) По сферам общественной жизни (бытовая, гражданско-общественная, в искусстве, культурно-досуговая, в физкультуре, спорте, в образовании, в медицине, в политике и т.д.). В отраслях общественных знаний (в математике, физике, в гуманитарных науках, в обществознании, в биологии). В отраслях общественного производства. В психологической сфере (когнитивная, технологическая, мотивационная, этническая, социальная, поведенческая). В областях способностей (в физической культуре, умственной сфере, общественные, практические, исполнительные, творческие, художественные, технические, педагогические, психологические, социальные). По ступеням социального развития и статуса (готовность к школе, компетентности выпускника, молодого специалиста, специалиста – стажёра, руководителя).

Иерархия компетенций Ключевые компетенции – относятся к общему (метапредметному) содержанию образования; общепредметные компетенции – относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей; предметные компетенции – частные по отношении к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов

В учебно-воспитательном процессе выделяют следующие ключевые компетентности Познавательная компетентность: – умение учиться и оперировать знаниями. Личностная компетентность: – развитие индивидуальных способностей; – знание своих сильных и слабых сторон; – способность к рефлексии. Самообразовательная компетентность: – способность к самообразованию, организации собственных приемов самообучения; – гибкость применения знаний, умений и навыков в условиях быстрых изменений; – постоянный самоанализ, контроль своей деятельности.

Компетенции проявляются в действии. Какие действия позволяют судить о сформированности ключевых компетенций? Выделяют следующие действия Изучать: организовывать собственные приёмы обучения; уметь решать проблемы; уметь извлекать пользу из опыта; самостоятельно заниматься своим обучением. Искать: запрашивать различные базы данных; опрашивать окружение; получать информацию; уметь работать с документами и классифицировать их.

Думать: организовывать связи прошлых и настоящих событий; критически относиться к тому или иному явлению; уметь противостоять трудностям; занимать позицию в дискуссиях и иметь собственное мнение; оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, и окружающей средой; уметь оценивать произведения искусства и литературы. Сотрудничать: уметь работать и сотрудничать в группе; принимать решения; улаживать разногласия и конфликты; уметь договариваться; уметь разрабатывать и выполнять контракты.

Адаптироваться: уметь использовать новые технологии информации и коммуникации; стойкость перед трудностями. Приниматься за дело: включаться в проект; нести ответственность за порученное дело; войти в группу или в коллектив и внести свой вклад в общее дело; уметь организовать свою работу; уметь пользоваться вычислительными и моделирующими приборами.

Цели школьного образования с точки зрения компетентностного подхода научить учиться, т.е. научить решать проблемы в сфере учебной деятельности; научить объяснять явления действительности, их сущность, причины, взаимосвязи, используя соответствующий научный аппарат, т.е. решать познавательные проблемы; научить ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни – экологических, политических, межкультурного взаимодействия; в мире духовных ценностей; научить решать проблемы, связанные с реализацией определенных социальных ролей; профессионального выбора, включая подготовку к дальнейшему обучению в учебных заведениях системы профессионального образования.

Чем должен руководствоваться учитель Главным есть не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета. На воспитание активности не жалейте ни времени, ни усилий. Сегодняшний активный ученик – завтрашний активный член общества. Помогайте ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите иx учиться. Необходимо чаще использовать вопрос почему?, чтобы научить мыслить причинно: понимание причинно- следственных связей является обязательным условием развивающего обучения. Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике. Приучайте учеников думать и действовать самостоятельно. Развивайте творческое мышление; познавательные задачи решайте несколькими способами, чаще практикуйте творческие задачи.

Чаще показывайте ученикам перспективы иx обучения. Используйте схемы, планы, чтобы обеспечить усвоение системы знаний. В процессе обучения обязательно учитывайте индивидуальные особенности каждого ученика, объединяйте в дифференцированные группы учеников с одинаковым уровнем знаний. Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития. Будьте проинформированы относительно последних научных достижений по своему предмету. Поощряйте исследовательскую работу учеников. Найдите возможность ознакомить их с техникой экспериментальной работы, алгоритмами решения задач, обработкой первоисточников и справочных материалов. Учите так, чтобы ученик понимал, что знание является для него жизненной необходимостью.

Учитель не сможет создать условия для формирования ключевых компетенций учеников, если сам не будет компетентен в этих вопросах. Таким образом, ключевые компетенции, которые должны быть сформированы у учащихся, прежде всего должны быть у учителя

Формирование компетентностей учеников обусловлено выбором адекватных методов и технологий обучения Педагогическая технология-это совокупность взаимосвязанных способов, методов и приемов деятельности, направленных на реализацию конкретной цели.

Технология обучения Технология обучения - системная категория, структурными составляющими которой являются: цели обучения; содержание обучения; средства педагогического взаимодействия; организация учебного процесса; ученик, учитель; результат деятельности.

Формирование компетентностей с помощью личностно-ориентированных технологий Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природного потенциала. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели

В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются: гуманно-личностные технологии, технологии сотрудничества, технологии свободного воспитания

Гуманно-личностные технологии Гуманно-личностные технологии отличаются прежде всего своей гуманистической сущностью, психотерапевтической направленностью на поддержку личности, помощь ей. Они, отвергая принуждение, "исповедуют" идеи всестороннего уважения и любви к ребенку, оптимистическую веру в его творческие силы

Технологии сотрудничества Технологии сотрудничества реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъектных отношениях педагога и ребенка. Учитель и учащиеся совместно вырабатывают цели, содержание занятия, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества

Технологии свободного воспитания Технологии свободного воспитания делают акцент на предоставлении ребенку свободы выбора и самостоятельности в его жизнедеятельности. Осуществляя выбор, ребенок наилучшим способом реализует позицию субъекта, идя к результату от внутреннего побуждения, а не от внешнего воздействия.

Требования к технологиям личностно- ориентированного образования диалогичность, деятельностно-творческий характер, поддержка индивидуального развития ребенка, предоставление ему свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов обучения и поведения

Образовательные технологии, формирующие компетентности технология модульного обучения; технология развития критического мышления; технология рефлексивного обучения; технология проектного обучения; технология педагогического сопровождения.

Образовательные технологии, формирующие компетентности Названия технологий Целевые установки и средства достижения целей Литература Технология коллективной мыслительной деятельности Развитие потребностей и способностей человека на основе проблемных ситуаций, разрешение которых осуществляется в четыре такта: ввод в ситуацию, работа в микрогруппах, обсуждение и защита позиций, определение проблемы. Левис Д. Современные образовательные технологии. – Новосибирск, 1999.

Образовательные технологии, формирующие компетентности Названия технологий Целевые установки и средства достижения целей Литература Технология индивидуализации обучения 1) учитель взаимодействует лишь с одним учеником; 2) один ученик взаимодействует лишь со средствами обучения. Сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребёнка и его способностей; выполнение учебных программ каждым учащимся; формирование общеучебных умений и навыков; улучшение учебной мотивации и развитие познавательного интереса; формирование самостоятельности, трудолюбия, творчества посредством индивидуальных учебных заданий; руководства индивидуальной самостоятельной работой учащихся, выбора уровня сложности заданий учащимися, работы в парах сменного состава и др. Границкая А. Научить думать и действовать. Адаптивная система обучения в школе. – М., Унт И. Индивидуализация и дифференциация обучения. – М., 1990.

Образовательные технологии, формирующие компетентности Названия технологий Целевые установки и средства достижения целей Литература Технология коллективного способа обучения Усвоение знаний, умений и навыков, развитие коммуникативных качеств личности достигаются взаимообучением школьников, поабзацной проработкой текстов, обмена мнениями и др. Дьяченко В. Новая дидактика. – М., Технология концентрированного обучения Овладение учебным материалом и способами деятельности на повышенном и углублённом уровнях. Средства достижения целей: объединение уроков в блоки, сокращение числа параллельно изучаемых предметов в течение учебного дня, недели, погружения учащихся в учебный материал. Ибрагимов Г. К вопросу о технологии концентрированного обучения. Специальный лист Левис Д. Современные образовательные технологии. – Новосибирск, 1999.

Образовательные технологии, формирующие компетентности Названия технологий Целевые установки и средства достижения целей Литература Технология оперативного обучения Усвоение учебного материала; развитие коммуникативных способностей; формирование активности и интереса учащихся к познавательной деятельности. Цели достигаются путём совместного решения учащимися учебных проблем, создания проектов, взаимообучения. Новые педагогические и информационные технологии в средней школе. – М., Технология педагогических мастерских Цели достигаются посредством осуществления алгоритма поисковой деятельности учащихся, который в обобщённом виде выглядит так: проблематизация; индивидуальный поиск; работа в парах, работа в четвёрках; представление результатов работы всему классу; обсуждение работы. Окунев А. Как учить не уча. – СПб., Белова Н. Урок-мастерская: приглашение к поиску. Частная школа Технология полного усвоения Усвоение знаний, овладение умениями и навыками посредством такой организации работы в классе, когда каждый ученик имеет столько учебного времени, сколько ему потребуется для полного усвоения данного материала. Кларин М. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. – М., 1994

Образовательные технологии, формирующие компетентности Названия технологий Целевые установки и средства достижения целей Литература Технология модульного обучения Цели достигаются путём сжатия учебной информации, построения учебных модулей, проблемности обучения на основе использования гносеологических, методических и учебных ошибок. Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно- модульного обучения. – М., Технология программированного обучения Овладение знаниями, умениями и навыками, которое достигается путём эффективного управления индивидуальной работой учащихся (машинного или безмашинного); использования обратной связи, позволяющей корректировать деятельность учащихся. Беспалько В. П Программированное обучение. – М., Новые педагогические и информационные технологии в средней школе. – М Технология самоопределения Развитие личности к наивысшему индивидуальному потенциалу; формирование способов умственной деятельности, эстетических и нравственных качеств, практических действий. В основе лежит погружение в предмет, отсутствие балльной системы оценивания, завершение учебного года творческими экзаменами. Школа самоопределения: первый шаг. Часть 1 и 2. – М., Шаг второй. – М., 1994.

Образовательные технологии, формирующие компетентности Названия технологий Целевые установки и средства достижения целей Литература Технология проектного обучения Получение углублённых знаний по отдельным темам; формирование общеучебных умений учащихся; развитие творческой самостоятельности; формирование интереса к учебной деятельности, что достигается на основе целенаправленной, управляемой деятельности учащихся по изучению той или иной проблемы, которая осуществляется в несколько этапов:1) определение темы и цели проекта, 2) планирование работы, 3) сбор необходимой информации, 4) анализ информации, 5) представление и оценка результатов. Гузев В. Образовательная технология: от приёма до философии. – М., Новые педагогические и информационные технологии в средней школе. – М Технология развивающего обучения (по В.В. Давыдову) Формирование теоретического сознания и мышления; передача детям не столько знания, сколько способов умственной деятельности; воспроизведение в учебной деятельности учащихся логики научного познания. Цели достигаются на основе целенаправленной учебной деятельности учащихся, проблематизации знаний, метода учебных задач, коллективно- распределенной деятельности. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М.: ИНТОР, 1996.

Образовательные технологии, формирующие компетентности Названия технологий Целевые установки и средства достижения целей Литература Технология саморазвивающего обучения Формирование самосовершенствующего человека; формирование самоуправляющих механизмов личности; воспитание доминанты саморазвития; формирование индивидуального стиля учебной деятельности. Цели достигаются за счёт переноса акцента с преподавания на учение, взаимосогласованного просвещения учеников и родителей, самообразования учащихся и др. Селевко Г.К. Саморазвивающее обучение. – Ярославль: ИПК, Технология М. Монтессори (для начальной школы.) Всестороннее развитие, воспитание самостоятельности; соединение в сознании ребёнка предметного мира и мыслительной деятельности; формирование способов умственной и практической деятельности. Достижение целей становится возможным на основе свободы детей, погружения в предмет, отсутствия заданий учащимся, самостоятельного поиска, безурочного и безотметочного обучения. Корнетов Г. Метод Монтессори. Частная школа. 1995, 4. Технология обучения в школе (С. Френе) Всестороннее воспитание; развитие способов умственной деятельности; формирование знаний, умений и навыков; формирование способов трудовой и практической деятельности. Цели достигаются при использовании метода проектов, самоуправления детей, культа информации, самостоятельного планирования работы детьми, культа труда и здоровья. Степихова В. Педагог Френе в Швейцарии. Частная школа. 1995, 3.

Образовательные технологии, формирующие компетентности Названия технологий Целевые установки и средства достижения целей Литература Технология обучения как учебного исследования Основой является использование и усвоение учащимися следующих процедур: знакомство с литературой, выявление проблем, формулировка проблем, прояснение неясных вопросов, формулировка гипотезы, планирование учебных действий, сбор данных, анализ и синтез данных, выводы, обобщение, оформление и представление результатов, переосмысление результатов в ходе ответов на вопросы. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике. Рига: Педагогический центр «Эксперимент», Технология уровневой дифференциации Обучение каждого на уровне его возможностей и способностей; адаптация обучения к особенностям различных групп учащихся; обеспечение овладения знаниями, умениями и навыками; развитие способов умственной деятельности. Основа для достижения целей: система внешней и внутриклассной (дидактической) дифференциации обучения. Унт И. Индивидуализация и дифференциация обучения. – М., 1990.

Образовательные технологии, формирующие компетентности Названия технологий Целевые установки и средства достижения целей Литература Технология «Шаг за шагом» (для начальной школы) Учить делать выбор, отдавать отчёт своим действиям, влиять на процесс своего обучения, руководствоваться демократическими принципами, совершенствовать свои знания на протяжении всей жизни. Перечисленные цели достигаются за счёт организации ситуаций, в которых учащиеся овладевают культурой общения, социальными навыками, объединением усилий семьи и школы. Уолш Кейт Создание классов ориентации на ребёнка: Практическое пособие. – МН., Создание классов для 8-10 летних детей: Практическое пособие. –Мн., 2002

Технология модульного обучения Содержание обучения представлено в законченных самостоятельных информационных блоках – модулях; дидактическая цель формируется для обучающихся и содержит в себе указание не только на объем изучаемого содержания, но и на уровень его усвоения; модули позволяют перевести обучение на субъект- субъектную основу; обучающийся большую часть времени работает самостоятельно и учится планированию, организации, самоконтролю и оценке (адекватной самооценке) своих действий и деятельности в целом; наличие модулей позволяет преподавателю индивидуализировать работу с конкретным обучаемым, используя консультирование.

Технология развития критического мышления В основе технологии формирования критического мышления лежит теория осмысленного обучения Л.С. Выготского, а также идеи Д. Дьюи, Ж. Пиаже и Л.С. Выготского о творческом сотрудничестве ученика и учителя, о необходимости развития в учениках аналитически-творческого подхода к любому материалу. В основе данной технологии – трехфазовая структура урока I фаза Актуализация имеющихся знаний для развития интереса к получению новой информации II фаза Получение новой информации IIIфаза Осмысление, рождение нового знания

Технология рефлексивного обучения Рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика. Одна из форм применения рефлексии - контрольно- оценочная деятельность при организации коллективной учебной деятельности в группе - предполагает включение каждого учащегося в действие взаимоконтроля и взаимооценки. Обычно рефлексия проводится в конце урока при подведении его итогов, обсуждении того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.

Технология проектного обучения Проектная учебная деятельность учащихся представляет собой творческую учебную работу по решению практической задачи, цели и содержание которой определяются учащимися и осуществляются ими в процессе теоретической проработки и практической реализации при консультации учителя. Выполняя проекты, школьники осваивают алгоритм инновационной творческой деятельности, учатся самостоятельно находить и анализировать информацию, получать и применять знания, восполнять пробелы, приобретать опыт решения творческих задач.

Технология педагогического сопровождения Технология педагогического сопровождения учащихся предполагает разработку содержания, средств, методов образовательного процесса, направленного на выявление и использование опыта ученика, раскрытие способов его мышления, выстраивание индивидуальной траектории развития с учетом личностных потребностей ученика.

Деятельностный метод, разработанный Л. Г. Петерсон Основные этапы этого метода: Постановка учебной задачи; Открытие детьми нового знания; Первичное закрепление (комментирование); Самостоятельная работа с проверкой в классе;

Решение тренировочных упражнений; Контроль (принцип минимакса); Решение задач на повторение.

1.Постановка учебной задачи Этап постановки учебной задачи - это этап мотивации и целеполагания деятельности. Учащиеся выполняют задания, актуализирующие их знания. В список заданий включается проблемный вопрос, создающий "коллизию", то есть проблемную ситуацию, личностно значимую для ученика и формирующую у него потребность освоения того или иного понятия

2."Открытие" детьми нового знания Следующий этап работы над понятием - решение проблемы, которое осуществляется самими учащимися в ходе дискуссии, обсуждения, диалога. Учитель предлагает систему вопросов и заданий, подводящих детей к "открытию" нового знания. В завершение обсуждения он подводит итог, знакомя с общепринятой терминологией и общепринятыми алгоритмами действий. Диалогическая форма поиска истины - важнейший аспект деятельноcтного метода.

3.Первичное закрепление Первичное закрепление осуществляется через комментирование каждой искомой ситуации, проговаривание вслух установленных алгоритмов действия (что делаю и почему, что идет за чем, что должно получиться).

4.Самостоятельная работа с проверкой в классе Задача четвертого этапа - самоконтроль и самооценка. Самоконтроль побуждает учащихся ответственно относиться к выполняемой работе, учит адекватно оценивать результаты своих действий. В процессе самоконтроля действие не сопровождается громкой речью, а переходит во внутренний план. Ученик проговаривает алгоритм действия "про себя", как бы ведя диалог с предполагаемым оппонентом.

5.Тренировочные упражнения На последующих уроках происходит отработка и закрепление изученного материала, выведение его на уровень автоматизированного умственного действия. Знания претерпевают качественное изменение: происходит виток в процессе познания, обучения, действия (познание - открытие нового содержания, обучение - его освоение, действие - саморазвитие в процессе поиска верного решения проблемы)

По мнению Л. В. Занкова, закрепление материала в системе развивающего обучения не должно носить только лишь воспроизводящий характер, а должно вестись параллельно с исследованием новых идей: углублять изученные свойства и отношения, расширять кругозор детей. "Пережевывание уже известного детям, - писал он, - осуществляемое в виде многократных повторений, способствует умственной лени, апатии, а значит, препятствует развитию". Поэтому деятельностный метод, как правило, не предусматривает уроков "чистого" закрепления. Даже в уроки, главной целью которых является именно отработка изученного материала, включаются некоторые новые элементы - это может быть углубление материала, выходящее за рамки обязательных результатов обучения, расширение кругозора детей, опережающая подготовка к изучению следующих тем.

6.Отсроченный контроль знаний Завершающая контрольная работа должна быть предложена ученикам на основе принципа минимакса (готовность по верхней планке знаний, контроль - по нижней). При таком условии будет сведена к минимуму негативная реакция школьников на оценки, эмоциональное давление ожидаемого результата в виде отметки. Задача же учителя вывести оценку усвоения учебного материала по планке, необходимой для дальнейшего продвижения.

Вывод деятельностный метод создает благоприятные условия для разноуровневого обучения и практической реализации всех дидактических принципов деятельностного подхода (то есть принципов деятельности, минимакса, психологической комфортности, целостного представления о мире, непрерывности, вариативности, творчества). деятельностный метод обеспечивает прохождение всех необходимых этапов усвоения понятий, что позволяет существенно увеличить прочность знаний

Проектная деятельность

От классно-урочного обучения к целесообразной деятельности ученика, с учетом его личных интересов и целей Для того, чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные, его необходимо поставить перед необходимостью решить значимую для него проблему, взятую из жизни, применить для ее решения имеющиеся знания и умения и получить в итоге реальный, ощутимый результат.

В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который достигается благодаря решению той или иной практически или теоретически значимой для ученика проблемы. Внешний результат можно будет увидеть, осмыслить, применить на практике. Внутренний результат – приобретенный опыт деятельности - станет бесценным достоянием учащегося, соединяющим знания и умения, компетенции и ценности.

Классификация учебных проектов по Коллингсу Проекты игр - детские занятия, непосредственной целью которых является участие в групповой деятельности, как то: различные игры, народные танцы, театральные постановки, разного рода развлечения и т.д. Экскурсионные проекты - целесообразное изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью. Повествовательные проекты - те, разрабатывая которые, дети имели целью получить удовольствие от рассказа в самой разнообразной форме - устной, письменной, вокальной (песня), художественной (картина), музыкальной (игра на рояле) и т.д. Конструктивные проекты - нацеленные на создание конкретного, полезного продукта.

Метод проектов в советской школе (по следам отечественных разработок 1920-х гг.) «…Проектный метод может воспитать деятельных, энергичных, предприимчивых граждан, умеющих жертвовать личными интересами во имя общественного блага, а следовательно, и необходимых при постройке новых начал коммунистического общества» ( Проф. Е.Г.Кагаров "Метод проектов в трудовой школе" (1926г.)) Но использование "метода проектов" в 1920-е годы привело к недопустимому падению качества обучения. И на долгие годы о нем забыли. Какие же были причины падения качества обучения?

Современные исследователи истории педагогики выделяют следующие причины: отсутствие подготовленных педагогических кадров, способных работать с проектами; слабую разработанность методики проектной деятельности; гипертрофию "метода проектов" в ущерб другим методам обучения; сочетание "метода проектов" с педагогически неграмотной идеей "комплексных программ". («В школе, в которой работают по методу проектов, первое слово - за ребенком, последнее - за учителем» Коллингс)

Основные требования к учебному проекту Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной, причем социально- значимой проблемы - исследовательской, информационной, практической. Планирование действия по разрешению проблемы всегда начинается с проектирования самого проекта, в частности - с определения вида продукта и формы презентации. Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой приводится перечень конкретных действий с указанием результатов, сроков и ответственных. Результатом работы над проектом, его выходом, является продукт, который создается участниками проектной группы в ходе решения поставленной проблемы.

Проект - это «шесть» П" Проблема Проектирование (планирование) Поиск информации Продукт Презентация Шестое "П" проекта - это его портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др.

Структура и циклограмма УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА Всякий проект, независимо от типа, имеет практически одинаковую структуру. Это позволяет составить единую циклограмму проведения любого проекта - долгосрочного или краткосрочного, группового или индивидуального - вне зависимости от его тематики

Структура проекта Этап ы деяте льнос ти уч- ся Пост анов ка проб лем ы Выдвижеиие гипотез - путей решения. Деление на группы Планирова ние деят- сти. Выбор форм продукта Подготовка продукта Выбор форм ы презе нтаци и Подг отовк а презе нтац ии П ре зе нт ац и я Самоо оценк а и самоа нализ Сбо р ин фор мац ии Структу рирова ние инфор мации Изго товле ние прод укта Офо рмле ние прод укта

ПЕРСОНАЛЬНЫЕ или ГРУППОВЫЕ ПРОЕКТЫ? Преимущества персональных проектов: план работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной точностью, у учащегося формируется чувство ответственности, учащийся приобретает опыт на всех без исключения этапах выполнения проекта, формирование у учащегося важнейших ОУН (исследовательских, презентационных, оценочных) - вполне управляемый процесс. Преимущества групповых проектов: в проектной группе формируются навыки сотрудничества, проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне, на каждом этапе работы, как правило, есть свой ситуационный лидер; каждый, в зависимости от своих сильных сторон, включается в работу на определенном этапе, в рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие различные пути решения проблемы, идеи, гипотезы, точки зрения.

Классификация проектов по ДОМИНИРУЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ Практико-ориентированный проект - нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта или внешнего заказчика. Исследовательский проект - по структуре напоминает научное исследование. Информационный проект - направлен на сбор информации о каком либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для аудитории. Творческий проект - предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов.

Классификация проектов по КОМПЛЕКСНОСТИ И ХАРАКТЕРУ КОНТАКТОВ По комплексности (предметно-содержательной области): Монопроекты - как правило, в рамках одного предмета или одной области знания, но могут использовать информацию из других областей знания и деятельности; руководитель - учитель-предметник, консультант - учитель другой дисциплины. Могут быть литературно-творческими, естественнонаучными, экологическими, лингвистическими, культуроведческими, историческими, географическими, музыкальными, спортивными. Могут проводиться в рамках классно-урочной системы. Межпредметные проекты - проводятся исключительно во внеурочное время под руководством нескольких специалистов в различных областях знаний. Глубокая и содержательная интеграция требуется уже на этапе постановки проблемы.

По характеру контактов: Внутриклассные, Внутришкольные, Региональные, Международные. Последние два типа проектов являются телекоммуникационными, они требуют координации деятельности участников, их взаимодействия в сети Internet, задействования средств современных компьютерных технологий.

Классификация проектов по ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ Мини-проекты - могут укладываться в урок или часть урока. Наиболее продуктивны для курса иностранного языка. Краткосрочные проекты - требуют 4-6 уроков для координации деятельности участников проектных групп. Основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации - в рамках внеклассной деятельности и дома. Недельные проекты - выполняются в группах в ходе проектной недели, их реализация занимает примерно часов и целиком проходит с участием руководителя проекта. Возможно сочетание классных и внеклассных форм работы. Долгосрочные (годичные) проекты - могут выполняться и в группах. И индивидуально. Весь цикл - от определения темы до презентации (защиты) - выполняется во внеурочное время.

Формы продуктов проектной деятельности: Web-сайт Анализ данных социологического опроса Сравнительно-сопоставительный анализ Атлас, карта, учебное пособие Видеофильм Выставка Газета, журнал, справочник Костюм, модель, коллекция Игра, мультимидийный продукт Музыкальное или художественное произведение Постановка, праздник Экскурсия, поход Законопроект и т.д. Виды презентаций проектов: Деловая игра Демонстрация продукта, выполненного на основе информационных технологий Инсценировка-диалог литературных или исторических персонажей Игра с залом Научная конференция, доклад Пресс-конференция Путешествие, экскурсия Реклама Ролевая игра Спектакль Соревнование Телепередача и т.д.

Проектная деятельность: роль учителя Не столько преподавать, сколько создать условия для проявления у детей интереса к познавательной деятельности, самообразованию и применению полученных знаний на практике. Учитель перестает быть "предметником", а становится педагогом широкого профиля. Как руководитель проекта должен обладать высоким уровнем культуры и некоторыми творческими способностями. Список ролей, которые предстоит "прожить" по ходу реализации проекта: –Энтузиаст, вдохновляющий и мотивирующий учащихся на достижение цели –Специалист, обладающий знаниями и умениями в нескольких (не во всех!) областях –Консультант, помогающий организовать работу –Руководитель, помогающий планировать работу по времени –"Человек, задающий вопросы", помогающие увидеть ошибки и недочеты работы –Координатор группового процесса Эксперт, анализирующий результаты выполненного проекта

Какие общеучебные умения и навыки формируются в проектной деятельности Рефлексивные умения: –Умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний –Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи? Поисковые (исследовательские) умения: –Умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей –Умение самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле –Умение запрашивать необходимую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста) –Умение находить несколько вариантов решения проблемы –Умение выдвигать гипотезы –Умение устанавливать причинно-следственные связи

Умения и навыки работы в сотрудничестве: –Навыки коллективного планирования –Умение взаимодействовать с любым партнером –Навыки взаимопомощи в группе в решении общих задач –Навыки делового партнерского общения –Умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы Менеджерские умения и навыки: –Умение проектировать процесс (изделие) –Умение планировать деятельность, время, ресурсы –Умение принимать решения и прогнозировать их последствия –Навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов)

Коммуникативные умения: –Умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми - вступать в диалог, задавать вопросы и т.д. –Умение вести дискуссию –Умение отстаивать свою точку зрения –Умение находить компромисс –Навыки интервьюирования, устного опроса и т.д. Презентационные умения и навыки: –Навыки монологической речи –Умение уверенно держать себя во время выступления –Артистические умения –Умение использовать различные средства наглядности при выступлении –Умение отвечать на незапланированные во просы

ПРОЕКТЫ И ПРОБЛЕМЫ Всегда существует опасность переоценить результат проекта и недооценить сам процесс. При выполнении исследовательского проекта важно избежать превращения его в реферат. Недопустимо создавать у детей представление о научной деятельности как о компиляции чужих мыслей. Проектант должен выработать и представить собственную точку зрения на источники информации, определить цель исследования и его методику Не всегда удается выдержать направленность проектной деятельности учащихся, обеспечив содержательное единство тем Не прост вопрос реализации воспитательных задач проектной деятельности: основные моральные принципы - взаимопомощь, верность долгу, чувство ответственности за принятые решения - основываются на действии, они должны быть "прожиты"

Благодарю за внимание!