Особенности ценностных ориентаций современных подростков.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ВМЕСТЕ С РОДИТЕЛЯМИ. ЛЮБИТЬ – ЭТО НЕ ЗНАЧИТ СМОТРЕТЬ ДРУГ ДРУГУ В ГЛАЗА, ЭТО ЗНАЧИТ СМОТРЕТЬ В ОДНОМ НАПРАВЛЕНИИ...
Advertisements

Северо-Западный филиал ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «Российский государственный университет.
Работу выполнили: Хлыбова Анастасия и Морозкин Алексей 411 группа.
Презентация к уроку на тему: Ценностные ориентации младшего школьника
Подростковый возраст : Особенности контакта с подростком Нет детей - есть люди, но с иным масштабом понятий, иными источниками опыта, иными стремлениями,
Учащаяся МБОУ ЧООШ Мадюшина Елизавета Владимировна Руководитель Береснева Ксения Александровна Учащаяся МБОУ ЧООШ Мадюшина Елизавета Владимировна Руководитель.
Способы воспитательного воздействия на человека Методы воспитания.
Чтобы получить самый высокий балл – 5 - «блестяще», необходимо выполнить все 6 заданий Для отметки «отлично» - 1, 2, 3, 4, 6 Для отметки «хорошо» - 1,
Образовательная программа муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения «Детский сад 1 «Светлячок» разработана в соответствии с Федеральным.
1. Понятие « личность » 2. Понятие « индивид » 3. Понятие « индивидуальность » 4. Закрепление изученного : - определения понятий - схемы понятий - тестовые.
Выполнила ученица 11 «А» класса Дарвиши Лили. Многовековой опыт развития философии убеждает, что существует центральная философская тема, вокруг которой.
Здоровый образ жизни и его составляющие Выполнила: Гибадуллина Элина 9 «Б» класс.
Развивающие возможности регионального курса Предметные результаты 1 года обучения I. Ценностные ориентации. II. Понимание содержания нравственных поступков.
Социальное партнерство. «Образование не есть подготовка к жизни, образование и есть сама жизнь» Джон Дьюи ШКОЛА «Социальное партнерство школы, как условие.
Роль мотивации (мотивов) в развитии личности дошкольника.
Презентация на тему: «Соотношение причин преступности с причинами и условиями конкретного преступления» Выполнила студентка Гр. ПВД-3 Павлова Алла.
ЗОЖ и его составляющие ЗОЖ и его составляющие. Качество и стиль жизни Саморегуляция Самонаблюдение Самооценка Установка.
Педсовет «Духовно-нравственное воспитание как условие гармоничного развития личности» «Духовно-нравственное воспитание как условие гармоничного развития.
Технология проведения мониторинга уровня воспитанности обучающихся в условиях школы 43.
Средство реализации и жизненных целей. 1. Жизненная перспектива : понятие, структура, параметры. 2. Особенности формирования жизненной перспективы молодежи.
Транксрипт:

Особенности ценностных ориентаций современных подростков

Методика: «Ценностные ориентации» (М. Рокич) Цель – изучить систему ценностных ориентаций современных подростков 78 детей!

1. Разберемся что такое ценности!! Не забудем и про инструментальные!!!!

В социальных, психологических и педагогических исследованиях используются как понятие ценности, так и понятие ценностные ориентации Ценность-1. Цена, стоимость. 2. Важность, значение. Словарь русского языка С.И.Ожегова Ценность- специфически социальные определения объектов окружающего мира, выявляющих их положительное или отрицательное значение для человека или общество. Философский словарь под редакцией И.Т.Фролова

Ценность – сложившаяся в условиях цивилизации и непосредственно переживаемая людьми форма их отношения к общезначимым образцам культуры Философский словарь под редакцией В. Е. Кемерова Ценности – вещественно-предметные свойства явлений, психологические характеристики человека, явления общественной жизни, обозначающие положительные и отрицательные значения для человека или общества В. А. Сластенин «Педагогическая аксиология» Таким образом, ценностные ориентации – отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров.

Из истории аксиологии Исследование ценностной проблематики: Б. Г. Ананьев, В. А. Василенко, Б. Г. Кузнецов и др. Контуры педагогической аксиологии: В. М. Розин, Б. С. Гершунский, Ю. Б. Тупалов и др. Проблема ценностных ориентаций в образовании: В. Г. Прянникова, З. И. Равкин, В. С. Собкин и др. Аксиологические характеристики педагогической деятельности: Е. Н. Шиянов, Н. К. Щепкина, В. А. Сластенина и др. Концепции и методы измерения ценностей: М. Рокич, Ш. Шварц и др.

Ценностные ориентации (Рокич) – это абстрактные идеи, положительные или отрицательные, не связанные с определенным объектом или ситуацией, выражающие человеческие убеждения о типах поведения и предпочитаемых целях. Терминальные – убеждения в том, что определенные конечные цели индивидуального существования с личной и общественной точек зрения заслуживают того, чтобы к ним стремиться. Инструментальные – убеждения в том, что определенный образ действий с личной и общественной точек зрения является предпочтительным в любых ситуациях.

Пирамида наиболее значимых терминальных ценностей подростка Наличие хороших и верных друзей Здоровье (физическое и психическое) Интересная работа

I место – наличие хороших и верных друзей Дружба основывается на сходстве характеров и интересов в общем совместном деле, а не на удовольствии, которое получаешь от личности другого Г. Гегель, немецкий философ. ВВД – интимно- личностное общение (по Эльконину), значение дружбы и коллективной жизни возрастает, требование, предъявляемое другу: держать данное слово

II место – здоровье (физическое и психическое) The first wealth is HEALTH! Первое богатство – это здоровье! Эмерсон Существенные изменения в психологической и физиологической сферах личности школьника, который делает процесс нарастания учебных возможностей менее интенсивным, чем в предшествующей и последующей возрастных группах.

Для человека с талантом и любовью к труду не существует преград. Л. ван Бетховен, немецкий композитор. III место – интересная работа. Интересы подростков, обусловлены познавательной потребностью, зависят от привлекательности самого объекта или от его актуальности и значимости для подростка в данный момент.

Пирамида наименее значимых терминальных ценностей подростка Продуктивная жизнь Красота природы и искусства Свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках)

Встречаются люди в высшей степени одаренные, но не умеющие своими талантами разумно. Одно дело - врожденный дар, другое - умение им управлять. Ч. Амирэджиби, грузинский писатель XVIII место – продуктивная жизнь. Подвижные, неугомонные, крикливые, любящие командовать дети. Они быстро сходятся с незнакомыми детьми и взрослыми. В школьные годы неусидчивы, суетливы, порою назойливы. Замечания учителей их огорчают ненадолго

Искусство заключается в том, чтобы найти необыкновенное в обыкновенном и обыкновенное в необыкновенном. Д. Дидро, французский философ. XVII место – красота природы и искусства (переживание прекрасного в искусстве) Подростки не осознают важность заботы людей о природе. Заботиться об окружающей среде не значимо для них.

Источник знаний неистощим: какие успехи не приобретай человечество на этом пути, все людям будет оставаться искать, открывать и познавать. И. Гончаров, русский писатель. XVI место – свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках) Большинство подростков (конформный тип) утрачивает свое личностное отношение к происходящему вокруг, они утрачивают свое «я» и плывут по течению,не проявляя инициативы, смелости, решительности.

Воспитанность (хорошие манеры) Чуткость, заботливость Пирамида наиболее значимых инструментальных ценностей подростка Аккуратность, чистоплотность

В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли. А. Чехов, русский писатель. I место – аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах. В этом возрасте внешность становится одним из факторов самоутверждения личности. В связи с этим у подростка возникает чувство внутреннего протеста против происходящих изменений во внешности.

II место – воспитанность (хорошие манеры) Есть только одно благо – знание – и только одно зло - невежество. Сократ, древнегреческий философ. Воспитанность – часть убежденности. Убежденный – это волевой, страстный человек с высокими моральными чувствами, готовый пожертвовать собою во имя высоких идеалов общества.

Растите детей ваших в добродетели: только она одна и может дать счастье. Л. ван Бетховен, немецкий композитор III место –Чуткость, заботливость. Для подростка важно быть чутким к нуждам других людей. Он старается поддерживать тех, кого знает.

Дисциплинированность, исполнительность Терпимость Пирамида наименее значимых инструментальных ценностей подростка Высокие запросы

Не! В деньгах счастье! Анатолий Рас XVIII место – высокие запросы (высокие требования к жизни). Подросток не осознает, что важно не просить большего, чем имеешь. Он не понимает, что люди должны довольствоваться тем, что у них есть.

Если кажется, что работу сделать легко, это непременно будет трудно. Если на вид она трудна, значит выполнить ее абсолютно невозможно. Теорема Стакмайера. XVII место – дисциплинированность, исполнительность. Яркая черта – безответственность, то есть неспособность или нежелание человека предвидеть или учитывать последствия своих поступков. Все это порождает и нежелание сделать сознательное усилие, чтобы представить результат своей деятельности.

Теперь жизнь у большинства – это полная чаша терпения. Анатолий Рас XVI место – терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки). Для большинства подростков важно быть главными и указывать другим, что делать. Они хотят, чтобы люди делали то, что они говорят.

Итак, социальные условия, в которых живут современные подростки, действительно значительно отличаются от тех, которые долгие годы определяли особенности становления их воспитателей. Они менее ориентированы на профессиональное становление и больше на счастливую и обеспеченную семейную жизнь. Традиционные для сегодняшней школы ценности творчество, познание, активная деятельная жизнь отсутствуют в сознании подростков как ценности. Особенное неприятие вызывает "активная деятельная жизнь". Не надо думать, однако, что подростки не активны или не деятельны. За этим статистическим фактом, скорее всего, стоит убеждение в том, что своим трудом и талантом нельзя "пробить дорогу в жизни", добиться достойного положения и материального благополучия. или какие они современные подростки?!!

Чем же мы пользовались? Сластенин В. А., Чижова Г. И. Введение в педагогическую аксиологию. – М.: Академия, 2003, 193 с. Коломинская Я. И., Панько Е. А. Учителю о психологии подростка. – М.: Просвещение, 1988, 190 с. Карандашев В. Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности. – СПб: РЕЧЬ, 2004, 70 с. Ушакова О. Д. Мудрые мысли мудрых людей. – СПб: ЛИТЕРА, 2006, 94 с. Законы МЕРФИ (ЭЛЕКТРОНЫЙ РЕСУРС) Дневник по психолого-педагогической практике (познание подростка): для студентов педагогических колледжей. – Камышлов, КПК, 2005, 82 с.