Школа – интернат 15 - единственное специальное учреждение I, II вида в Томской области, которое осуществляет обучение и воспитание глухих и слабослышащих детей с 3х до 18 лет и старше.
Князева Мария Андриановна - первая заведующая школы. 5 декабря 1916 года открылась первая Томская школа для глухих детей на ул. Татарской. Обучалось 15 человек.
Артемьева Анфиса Яковлевна – директор школы. Сурдопедагог с высшим образованием, дефектолог. В 1928 году школа переехала в дом по ул. Торговая, д. 6. Интернат находился на ул. Фрунзе, д. 24. Обучалось 27 человек. В 1930 году – 60 учащихся.
В 1937 году школа переехала в два здания на ул. Дзержинского, д. 27, 29. Обучались 90 человек. В 1942 году впервые 6 выпускников получили Свидетельство об окончании 8 летней школы для глухих. В 1971 году построили новое здание школы, где обучались 130 детей. Учащиеся получали Аттестаты об основном общем образовании и Свидетельства о получении разряда по профессиям столяра, слесаря и швеи.
В школе обучаются 141 воспитанник. Из них 23 ребенка дошкольного возраста и 118 школьников.
140 воспитанников имеют статус детей – инвалидов детства. 7 – сирот. Более 50 детей проживают в интернате. Из 73 слабослышащих детей – 44 ребенка имеют сложную структуру дефекта. Из 68 глухих детей – 43 ребенка с комплексными нарушениями здоровья.
В дошкольном отделении работают две группы: группа неслышащих дошкольников (11 детей), группа слабослышащих дошкольников (12 детей).
Приоритетными направлениями в работе с обучающимися являются: - работа по укреплению здоровья детей; использование в учебно-воспитательном процессе здоровье развивающих технологий; - создание в школе условий, обеспечивающих коррекционно – развивающее сопровождение учебно-воспитательного процесса; - использование новых информационных технологий для создания мотивации к обучению у детей с ограниченными возможностями здоровья; - создание условий для развития познавательных интересов, интеллектуальных возможностей, социальных связей и потребностей детей через различные виды деятельности.
В учреждении для обучающихся (воспитанников) создана коррекционно – развивающая среда, обеспечивающая возможности получения: - образования, - оздоровления, - коррекцию нарушений развития, - реабилитации, - социальной адаптации.
Образовательное пространство.
Условия коррекционной работы: Дифференцированный подход к обучающимся. В школе – интернате 19 классов, из них 3 класса для детей со сложной структурой дефекта. Обучение проводится по 6 учебным планам. Наполняемость классов: I вида – 6 человек, II вида – 8 человек, в классах для детей I и II вида со сложной структурой дефекта наполняемость 5 человек.
Условия коррекционной работы: Сроки обучения в учреждении I,II вида больше, чем в массовой школе. Для получения основного (общего) образования: неслышащие дети обучаются 11 лет, слабослышащие – 10 лет, слабослышащие с ЗПР – 12 лет. Выпускники, освоившие программу основной (общей) школы, сдают государственные экзамены по математике и русскому языку (изложение) и получают аттестат об основном общем образовании общероссийского образца.
Воспитанники, обучающиеся по программе VIII вида, с DS – глухота оканчивают школу за 11 лет, слабослышащие – за 9 лет. Выпускники получают свидетельство об окончании коррекционной школы.
Для проведения коррекционно – развивающей работы имеются 7 слуховых кабинетов, в которых 27 учителей - дефектологов осуществляют индивидуальное обучение воспитанников по формированию произношения и развитию слухового восприятия. Условия коррекционной работы:
Воспитательная работа.
Структура социально – педагогической службы. Направления работы: 1. Профилактика социального неблагополучия. 2. Патронаж воспитанников – сирот. 3. Профориентационная работа.
Структура социально – педагогической службы. 4. Летнее трудоустройство воспитанников. 5. Профилактика ЗОЖ.
Желаю здоровья и творческих успехов! Директор школы-интерната 15 Алла Владимировна Маланина