Концепция социального экономического развития на период до 2020 г (Приложение к письму от 8.05.08 03-946) «Актуальные задачи модели современного образования»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Современные требования к организации образовательного процесса в ДОУ.
Advertisements

ПРЕДШКОЛА НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ. ЦЕЛИ КОМПЛЕКТА Воспитывать и развивать у каждого ребенка положительное отношение к себе и окружающему миру; познавательную.
Современные требования к организации образовательного процесса в ДОУ Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение 60 комбинированного.
О проекте Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования Федина Нина Владимировна, к.п.н.,
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования.
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования Приказ Министерства образования и науки.
Заведующая ДОУ О.Е. Гааг ИЗМЕНЕНИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ В СВЯЗИ С ВВЕДЕНИЕМ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ.
Концепция развития универсальных учебных действий лежат в основе стандартов второго поколения, разработана на основе системно – деятельностного подхода.
Психолог, психотерапевт Марахова Виктория Александровна ФГТ и ФГОС: предпосылки УУД и преемственность ДОУ и ОУ.
Примерная основная образовательная программа начального общего образования.
В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования Только за 2 года появилось несколько значимых нормативных документов,
19 октября 2011 года. 4 Требования к структуре основной образовательной программе Требования к структуре основной общеобразовательной программы Т Р Е.
Методические рекомендации к составлению основной общеобразовательной программы ДОУ компенсирующего вида.
О новых требованиях к осуществлению преемственности в свете ФГТ и ФГОС.
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Ручеек» «Основная образовательная программа ДОУ» г. Бородино,
Рекомендации по написанию основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения Муниципальное автономное дошкольное образовательное.
ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
«Предшкола нового поколения». Одна из схем оказания услуг дошкольного образования (методические рекомендации по апробации моделей образования детей старшего.
МКДОУ «Детский сад 19 комбинированного вида «Малышок» г. Шелехова Развитие предпосылок универсальных учебных действий у детей на этапе дошкольной подготовки.
. Понятие «универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика.
Транксрипт:

Концепция социального экономического развития на период до 2020 г (Приложение к письму от ) «Актуальные задачи модели современного образования» Современная модель дошкольного образования Система раннего развития (от 0 до 3 лет) Дошкольное образование (4-7 лет) (предшкольное образование: 5-7 лет) Временной фактор: к 2012 году - 70% детей будут обучаться в соответствии с требованиями современных стандартов дошкольного образования; к 2014 году двухлетнее дошкольное образование должно стать всеобщим и массовым, к 2016 – обязательным. Основная цель – высокая готовность детей к школьному обучению, позитивная социализация

Постановление правительства РФ от «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении» (отмена Типового положения от Принципиально новые содержательные требования Типового положения 666 : Основные задачи дошкольного образования вынесены в отдельный пункт (см. пункт 7 раздела I - «Общие положения»): охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей; обеспечение познавательно- речевого, социально- личностного, художественно- эстетического и физического развития детей. Введен новый вид дошкольного образовательного учреждения: детский сад для детей предшкольного (старшего дошкольного) возраста

Примерная общеобразовательная программа воспитания, образования и развития детей старшего дошкольного возраста (ФИРО, май, 2008) Раздел: Здоровье и физическая культура Блоки- «Здоровье», «Физическая культура» Раздел: Развитие Блоки - «Социально-личностное» «Познавательно-речевое» «Художественно-эстетическое»

Виды программ (методическое письмо МО РФ от /19-15) Программы подразделяются на комплексные (общеобразовательные программы воспитания, образования и развития) и парциальные - Комплексная включает все основные направления развития ребенка - Парциальные (специализированные, локальные) программы включают одно или несколько направлений основной программы развития ребенка -Целостность педагогического процесса обеспечивается путем применения комплексной программой или набора парциальных программ

Вариативность общеобразовательных программ и технологий дошкольного образования Закон РФ «Об образовании»: Пункт 5, ст. 14 Каждому образовательному учреждению предоставлено право самостоятельно разрабатывать или выбирать из комплектов вари ативных программ те программы, которые наиболее полно учитывают конкретные условия работы образовательного учреждения (подтверждено в постановлении Правительства 666)

дошкольное образовательное учреждение – ТИП ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ, РЕАЛИЗУЮЩЕГО ОСНОВНУЮ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРОГРАММУ или набор парциальных программ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВНИЯ ВИДЫ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ: (1) детский сад (группы развивающей направленности) (2) детский сад для предшкольного ( старшего дошкольного возраста) для детей 5 – 7 лет (обеспечение равных стартовых возможностей для обучения детей в образовательных учреждениях) (3) детский сад общеразвивающего вида (4) центр развития ребенка – детский сад (3,4) с приоритетным осуществления деятельности по одному из направлений развития детей (художественно- эстетическое, познавательно- речевое, физическое, социально-личностное)

Виды дошкольных образовательных учреждений (продолжение ) Детский сад присмотра и оздоровления (реализует основную общеобразовательную программу с приоритетным направлением оздоровительных мероприятий) Детский сад компенсирующего вид (реализует основную общеобразовательную программу с приоритетным направлением коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии) Детский сад комбинированного вида (реализует основную общеобразовательную программу в группах общеразвивающей, компенсирующей, оздоровительной и комбинированной направленности)

Основная структурная единица дошкольного учреждения – группа детей дошкольного возраста (группы могут иметь общеразвивающую, компенсирующую, оздоровительную или комбинированную направленность) Группа общеразвивающей направленности – дошкольное образование с образовательной программой дошкольного учреждения, разработанной самостоятельно на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования и федеральных государственных требований к структуре этой программы Группы различаются по времени пребывания детей режим полного дня (12 ч), сокращенного дня (8-10 ч), продленного дня (14 ч), кратковременного пребывания (от 3 до 5 ч в день), круглосуточное пребывание Режим 5-дневная и 6-дневная рабочая неделя (возможно организация работы в выходные и прздничные дни)

Одна из схем оказания услуг дошкольного образования (методические рекомендации по апробации моделей образования детей старшего дошкольного возраста. Письмо МО РФ и Н от ) Группы кратковременного пребывания при общеобразовательных учреждениях различных типов и видов, в том числе при учреждениях дополнительного образования – как вариативные формы дошкольного образования.

Модели образовательных учреждений с дошкольными образовательными группами Группы предшкольной подготовки полного дня при ДОУ (для детей, ранее не посещающих ДОУ) Группы предшкольной подготовки кратковременного пребывания при ДОУ, общеобразовательных школах Группы предшкольной подготовки при Центрах развития ребенка, прогимназщий, на базе учреждений дополнительного образования, Леготек Домашнее образование (система гувернерской службы) Семейное образование (под партнерством ДОУ или органов образования)

Новое содержание дошкольного образования универсальные учебные действия (УУД) Формирование УУД это приоритетная, а не факультативная сторона развития ребенка при подготовке его к школе Примерная общеобразовательная программа воспитания, образования и развития детей старшего дошкольного возраста (ФИРО,2008) задает содержание и характеристику учебной деятельности ребенка, определяя зону ближайшего развития УУД

Определения понятия «универсальные учебные действия» В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться В собственно психологическом значении УУД – совокупность способов действий, обеспечивающая ученику самостоятельное усвоение новых знаний и умений

Основные виды УУД Личностные – умение соотносить поступки с принятыми нормами Регулятивные – способность к волевому усилию (произвольное поведение) Познавательные (1)общеучебные (2)логические (3)действия постановки и решения проблем Коммуникативные (1) умение слушать и вступать в диалог (2) общаться со сверстниками; (3) сотрудничать со сверстниками и взрослыми

Показатели сформированности предпосылок личностных УУД Толерантность – способность мириться, признавать право другого на иное мнение, понимать и принимать другого, не похожего на него Эмоциональная отзывчи- вость (сочувствует, сопереживает, оказывает помощь другим при необходимости ) Сформированы основы безопасности собственной жизнедеятельности (домашний адрес, фамилия, безопасность на улице) Сформированы основы экологического сознания (безопасности мира, окружающего ребенка)

Показатели сформированности регулятивных УУД характеризуются степенью сформированного произвольного поведения Умение осуществлять действие по образцу Умение следовать заданной цели Умение видеть указанную ошибку и исправлять её по указанию взрослых Умение контролировать свою деятельность по конечному результату Умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника

Показатели сформированности коммуникативных УУД Умение осуществлять совместную деятельность (в игре, в общении, в процессе обучения) Умение строить межличностные отношения с взрослыми и сверстниками (учет позиции партнера по игре, учет позиции собеседника) Речевые умения (владение монологической и диалогической формами речи)

Показатели сформированности познавательных УУД (предшкольный курс математики) Логические УУД: Классификация – распределение объектов по группам (по количеству объектов: 2, 3 и более; по количеству признаков – 1, 2 и более) Сериация – установление последовательных взаимосвязей: определение различий соседних объектов; установление ряда объектов по убыванию и возрастанию степени проявления признака.

Базовые ожидаемые результаты Арифметика (Числа) Дети могут Узнавать числа в пределах 10 в непосредственном окружении Записывать числа (каракули, точки, рисунки) Моделировать числовые отношения в пределах 10 при выполнении действий с предметами Примеры На часах, клавиатуре, номерах домов и квартир По просьбе учителя Отними от этих кубиков 2 Покажи карточку с цифрой, на один больше, чем 3

Арифметика. Величины. Размеры, массы и вместимость, температура, временные отношения Дети могут Выявлять, описывать, сравнивать реальные объекты по признакам, их характеризующим, в форме высказываний или действий с предметами Устанавливать временные отношения: сначала, потом, до, после, раньше, позже, во время в устной форме Примеры Этот карандаш длиннее, чем… Этот молоток тяжелее, чем…. Вода в стакане холоднее, чем… Голубая матрёшка меньше потому, что она поместится в красной

геометрия Дети могут Сопоставлять формы реальных объектов с геометрическими фигурами (рисунками геометрических фигур) Не называя геометрической формы (куб, шар, цилиндр и др.) группировать их по размеру, объему, форме Дети могут o Устанавливать и моделировать пространственные отношения (выше, ниже, слева, справа и др.) o Описывать направление движения (вниз, вверх, слева-направо и др.)

Работа с данными вероятность Дети могут Участвовать в обсуждении проблем того, что может случиться, чего никогда не может случиться, что случится обязательно Примеры Пройдет ли слон через нашу дверь? А мышка? Будет ли сегодня дождь? Почему он(а) так думает?

Работа с данными Статистика Дети могут Группировать и сортировать реальные предметы и пояснять по какому признаку это сделано Читать простую пиктограмму и сравнивать количество предметов ( в пределах 5) Примеры Дети раскладывают предметы по кучкам: монеты, пуговицы, карточки и т.д. и объясняют – Это пуговицы, это… Рисунок: У кого больше грибов (у кого поровну) ? Насколько больше (меньше)?

Рекомендации по организации усвоения УУД Организация игровой деятельности: Игры с правилами Сюжетно-ролевые игры Игра в школу Использование игровой формы занятий, загадок Чтение учебно-сказочных текстов с проигрыванием отдельных сюжетов Организация позитивного отношения к познаватель ной деятельности: Доброжелательное и уважительное отношение к деятельности ребенка; Поощрение за активность Развернутая оценка результатов труда ребенка Конкретные указания по улучшению результата

ПРЕДШКОЛА НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

Учебно-методический комплект ВКЛЮЧАЕТ в себя взаимосвязанные ИНТЕГРИРОВАННЫЕ ОБЛАСТИ ЗНАНИЙ ( в основе парциальных программ примерная программа воспитания,образования и развития ФИРО) развитие речи (начальные представления о языке, литература, изобразительное искусство, музыка, математика, социальные отношения); окружающий мир и математика (предметный и природный окружающий мир и его изучение, ОБЖ); мир художественной культуры (изобразительное и прикладное искусство, Музыка (программа ФИРО) основы физической культуры (спортивные занятия и игры – программа ФИРО). Средствами всех пособий комплекта (система парциальных программ) создается ЕДИНАЯ СРЕДА, которая разворачивается вокруг событий дидактической ВОЛШЕБНОЙ СКАЗКИ.

Анри Руссо «Фламинго» УУД как логические операции Выделение из множества предметов отдельного предмета или группы предметов по заданному основанию Сопоставление элементов одного множества с другим (составление пар). Сравнение множеств по количеству Сериация (установление последовательных взаимосвязей) Коммуникативные УУД Умение осуществлять совместную деятельность в процессе обучения Числа и действия над ними Число как количественная характеристика равноэлементных множеств (способы записи числа «каракулями» или точками). Действия над числами (действие сложение как объединение множеств, действие вычитания как изъятие подмножества из множества)

Обведи контуры воздушных шариков. Раскрась их в те ЦВЕТА, что и в учебнике. Кто подпрыгнул ВЫШЕ: Кронтик или Миша? Покажи этого героя с помощью круглой рамочки и обведи контур рамочки цветным карандашом. Поставь столько точек, сколько у тебя на рисунке КРАСНЫХ воздушных шариков.

Режимы подготовки детей к школе на базе дошкольного общеобразовательного учреждения для детей 5,5 –6 лет режима Сроки Количество посещений в неделю Общее число занятий РПД 4Сентябрь – июнь 5 раз в неделю по 2 занятия в день 300 занятий в год Примечание. Продолжительность одного занятия не должна превышать 30 минут.

Наименование блоков Название пособийРПД 1РПД 2РПД 3РПД 4 Подготовка детей к чтению и письму (аудирование и развитие речи) Приключения Кронтика Кронтик учится слушать и рассуждать Кронтик учится читать Кронтик учится писать 20-- Художественно- эстетическое развитие Кронтик в музее. История с волшебной палочкой Кронтик в музее. Как там внутри картин? Кронтик в музее. В музее с Кронтильдой Живопись и математика Малевич и Матисс. Альбом для рисования взрослых с детьми 10-- Развитие элементарных математических представлений Кронтик учится считать Кронтик учится записывать числа 14-- Кронтик учится рисовать геометрические фигуры Окружающий мир Маша и Миша изучают окружающий мир Итого