Е.А.Гудилин, В.В.Еремин, Ю.Д.Третьяков МГУ
2
3 Нанотехнологии и общество
Молодых и талантливых – много! 4
1.Спортивная или абитуриентская составляющие могут доминировать над творческой. 2.Развивается только один из видов одаренности – умение быстро решать задачи. 3.Научные задачи могут сильно отличаться от олимпиадных, поэтому успехи в олимпиадах не гарантируют успех в будущей научной деятельности. Решать чужие задачи легче, чем придумывать свои. 4.Ограниченные возможности экспериментального тура. 5 Недостатки классических олимпиад
1.Олимпиады по комплексу предметов - междисциплинарность. 2.Расширение сферы деятельности – от решения задач до исследовательских (проектных) работ и творческих конкурсов. Пример – олимпиада по нанотехнологиям, которую с 2007 года проводит МГУ и РОСНАНО при поддержке МОН РФ и РАН (партнеры разных лет – ОНЭКСИМ, НТ МДТ, Байер, Самсунг, Интел, АФК «Система», НОР, ВГТРК, изд-во «Бином»...) 6 Новые тенденции
Цели: 1.Поиск и поощрение молодых талантов, желающих участвовать в развитии нанотехнологий в России 2.Повышение качества подготовки кадров для наноиндустрии 3.Популяризация науки Главная задача - не выявление победителей, а знакомство участников с новой областью науки и технологии, их обучение и интеллектуальное развитие.
Российский Союз Ректоров НОЦ 8 Организационная структура
научно-исследовательский и инфраструктурный (НИР, ЦКП, доступ к современному оборудованию, БД, дистанционное обучение) учебно-методический, междисциплинарный (фундаментальное междисциплинарное образование, «нанохимия», «физика наносистем», «математическое моделирование», «наноматериалы», «нанобиотехнологии», «конструкционные материалы», «альтернативная энергетика и экология» и др.) организационный (привлечение образовательных, информационных и коммерческих структур) профориентационный (поиск талантливой молодежи, информирование работодателей о возможном сотрудничестве) информационный (широкое освещение событий в СМИ, формирование сети школ и ВУЗов) научно-популяризационный (разработка и распространение оригинальных обучающих материалов для самоподготовки или дистанционной подготовки) социологический (проведение и анализ опросов через сеть Интернет) Основные аспекты
Участники 2010 г.: 6096, в т.ч (из 81 региона России) (из 31 зарубежного государства) (региональный тур) Динамика числа участников
11
Средний возраст ~19,5 лет Возраст участников
География участников
Категории участников
15 1.Олимпиада для школьников (1-й уровень) по комплексу предметов: химия, физика, математика, биология 2.Конкурс научных работ студентов, аспирантов и молодых ученых 3.Творческие конкурсы для : а) школьников (проекты) б) учителей Содержательная структура
Лекции, экскурсии, эксперименты 16
Победители класс 2 класс
Учителя и тьюторы 18
Информационное пространство 19
Интернет – Олимпиада как элемент дистанционного образования Олимпиада на youtube -открытость -доступность -широта охвата учащихся Для олимпиад и конкурсов по нанотехнологим необходимо «взращивать» аудиторию, популяризируя нанотехнологии и подготавливая заранее Участников к выполнению заданий (в школе этого нет, в ВУЗах –развивается): -Работа должна вестись непрерывно, необходимо учитывать существующий недостаток материалов в области нанотехнологий -Работа должна вестись на различных уровнях и для различных групп -Должна учитываться междисциплинарность нанотехнологий, работа должна вестись специалистами (в том числе с реальным экспериментальным опытом)
Основные функции ЗНТШ популяризация естественно - научного образования, проектной деятельности школьников и нанотехнологий, предоставление необходимой информации для подготовки и самоподготовки к Всероссийской Олимпиаде по нанотехнологиям, снятие психологических барьеров, препятствующих участию в решении задач для начинающих путем обсуждения основных проблем и путей их решения, наиболее "горячих" и актуальных вопросов, самотестирование участников в форме увлекательных (точнее, надеемся, познавательных) викторин по размещенным материалам, систематизация научно-популярных и образовательных материалов в области наносистем, наноматериалов, нанотехнологий, обмен опытом решения непростых задач междисциплинарного характера, отбор активных участников для решения задач VI Всероссийской Интернет - олимпиады и весенней школы (очного тура) школьников, студентов, аспирантов, молодых ученых. 21
22
23
24
25
26
27
28
Проектная деятельность школьников 1. Выбор темы. Примеры тем: а) разделение наночастиц по размерам; б) носители лекарственных препаратов на основе природных полимеров; в) новые материалы на основе нанолент оксида ванадия и графена для литиевых батарей 2. Посылка запроса через школу на формирование группы на сайте Нанометр для совместной разработки проекта. Научный руководитель – учитель. 3. Открытие рабочих тетрадей и приглашение команды разработчиков проекта 4. Запрос на подключение тьютора из вуза для завершения подготовки качественного проекта 29
30 Рабочие тетради Ссылка – через «Навигатор» или ЗНТШ Фактически, минисистема разработки, рецензирования, публикации и продвижения проектных работ школьников
31 Приоритет доступа «Неопубликованные» материалы скрыты для чужих
32 Содержание рабочих тетрадей
33 Группа изнутри
34 Работа с материалами
35 Медиаматериалы (возможность размещения уроков)
Основные результаты Разработана и внедрена образовательная программа – Всероссийский интеллектуальный форум - олимпиада "Нанотехнологии – прорыв в будущее". 2.Олимпиада имеет уникальный междисциплинарный характер. 3.Олимпиада объединяет лучшие традиции отечественных олимпиад с инновационными разработками в области образования: творческими конкурсами, конкурсами научно- исследовательских работ, развитой системой дистанционной подготовки.
37 4.Путем активного использования технологий дистанционного образования и других информационных технологий, Олимпиада создала собственное информационное пространство, включающее «Клуб участников Олимпиады», «базы знаний» учебных и научно-популярных материалов, дистанционные курсы подготовки для всех возрастов и социальных групп 5.Все учебные, методические и научные материалы переведены в электронный формат и находятся в открытом доступе.
Таланты! А что дальше?
«Фестиваль науки» «Ученые будущего» «Лифт в Будущее» «Ломоносов» «Школьная лига» Интернет – олимпиада по нанотехнологиям 39 Интеграция
Контакты Гудилин Евгений Алексеевич чл.-корр. РАН, профессор хим. ф-та МГУ (495)