Методические рекомендации по разработке программ курсов по выбору М.В. Паромонова
Общие положения Программы курсов по выбору (авторские, переработанные, адаптированные, экспериментальные) проходят рецензирование: 1. – внутреннее, где их рассматривает методическое объединение учителей- предметников. 2. Наиболее перспективные программы передаются на внешнее рецензирование 3. Школьный педагогический совет утверждает программы, принимает решение о методическом сопровождении процесса их адаптации и реализации; формах контроля результативности их освоения учащимися.
Алгоритм разработки программы курса по выбору Определение общих целей предпрофильной подготовки. Определение результатов обучения по программе, соответствующих целям предпрофильного обучения и уровню разработанности знаний в науке и практике Разработка содержания ЗУН, необходимых для реализации целей обучения. Определение соответствующей заявленным целям обучения последовательности изучения учебного материала Группировка содержания учебного материала по разделам и темам. Определение времени, требуемого на изучение отдельных разделов и тем и всей программы в целом. Разработка учебно-тематического плана изучения материала.
Опорные вопросы для составителя программы На каком содержательном материале и через какие формы работы я смогу наиболее полно реализовать задачи предпрофильной подготовки? Чем содержание курса будет качественно отличаться от базового курса? Какими учебными и методическими материалами обеспечен данный курс ? Какие виды деятельности (профильно и профессионально ориентированные) возможны в работе с данным содержанием? Какие виды работ должны выполнить учащиеся для подтверждения своей успешности в будущем профильном обучении? Какова доля самостоятельности ученика в работе данного курса, в чем он может проявить инициативу? Какие критерии, ясные педагогу и ученику, позволяют оценить успехи в изучении данного курса?
Пояснительная записка Размерными показателями текстуальной части являются: В одной строке 60+4 знака, при этом каждый пробел считается за 1 знак На одной странице сплошного текста должно быть 29=1 строк; Заголовки отделяются от текста сверху и снизу тремя интервалами; Абзацный отступ должен быть равным 5 знакам по всему оригиналу; Напечатанный текст должен иметь поля верхнее -20мм, правое – 10мм, левое не меньше 20мм; Все страницы нумеруются арабскими цифрами справа вверху. При этом титульный лист не нумеруется.
Пояснительная записка Основные разделы текста пояснительной записки: Раскрытие целей и ценностей учебного курса; Обоснование отбора содержания и общей логики в последовательности его изучения; Общая характеристика учебного процесса: методы и формы работы, средства обучения; Разъяснение того нового, что вносится в данную программу по сравнению с предыдущими; Технические указания к тексту программы (ситстема условных обозначений) (А.П. Тряпицына)
Пояснительная записка Образовательную область и предмет изучения; функции данного курса; Новизну, актуальность, педагогическую целесообразность изучаемого курса; Цель и задачи учебной программы; специфику и значение для решения задач предпрофильной подготовки учащихся; Отличительные особенности программы; Продолжительность реализации программы ( всего процесса, этапов) Представления о требованиях к данному курсу по выбору; о путях развертывания учебного материала и основных идеях курса; Общие черты методической системы достижения указанных целей, описание средств их достижения, формы и режим занятий; Ожидаемые результаты; Формы подведения итогов реализации учебной программы.
Технология постановки цели в программах курсов по выбору Цели выражаются в однозначных для понимания формулировках, представляется уточнение целей: Общие требования общества; Задачи образовательной системы; Задачи школы в реализации предпрофильного обучения; Общие цели совокупности образовательных программ и конкретного курса по выбору в их структуре; Цели относительно каждого ученика
Постановка целей курса по выбору Система целей строится с учетом: Соответствующего профиля обучения; Уровневой структуры курса; Интересов ученика.
Постановка целей курса по выбору Учебную цель необходимо описать так, чтобы о ее достижении можно было судить однозначно. Такую цель называют идентифицируемой. Постепенный перевод общих учебных целей в конкретные должен носить не упрощенно-линейный характер, а воспроизводится с «оглядкой» на более полное представление о цели
Конкретизация целей 1 ступень – обобщенные образовательные целей; 2 ступень - общим учебным целям; 3 ступень – конкретизированные цели. Максимальная конкретизация позволяет учителю описать результат обучения настолько подробно, что это описание подводит к однозначному способу контроля (оценки) – текущего и итогового.
Основное требование к конкретизации цели Максимально описать то, что ученик может сделать в результате обучения. Общий прием конкретизации целей – использовать в описании глаголы, указывающие на определенное действие.
Алгоритм конкретизации целей Р Мейджер 1. записать цель. 2. Сделать наброски, используя отдельные слова или фразы, характеризующие такие результаты обучения, которые свидетельствуют о достижении цели. 3.Рассортировать наброски. Отбросить дубли и нежелательные пункты. Повторить пункты 1 и 2 для всех неясных формулировок, которые представляются важными. 4. Записать полное описание для каждой из свидетельств достижения цели каждого действия, включающего его характер, качеств. или кол- ные показатели, которые представляются важными. Проверить формулировки, задавая вопрос: «Если кто-нибудь достигнет этих результатов и продемонстрирует каждое из названных действий, смогу ли я сказать, что он достиг назначенной цели?» Как только вы сможете утвердительно ответить на этот вопрос. Анализ целей закончен.
Краткое описание состава и структуры курса по выбору В этот раздел целесообразно включить указание о ведущих единицах содержания (теории, законы, понятия, методы науки, факты, идеи, идеалы, художественные произведения), которые в разных курсах в зависимости от их функции и вытекающего из них ведущего компонента содержания будут несколько отличаться. Например, в естественнонаучных курсах по выбору ведущий компонент – знания, и ведущими единицами содержания выступают научные теории, законы, системы понятий и т.д. В курсе родной язык в качестве ведущего компонента должна быть указана речевая деятельность, а в качестве ведущих единиц содержания – речевые умения (устная связанная речь, письменное изложение, сочинение…)
Краткое описание состава и структуры курса по выбору (продолжение) Указываются основания отбора ведущих единиц содержания для обязательного усвоения, раскрывается последовательность их изучения и распределение по разделам и темам. Например, для родного языка указывается, что виды речи отобраны с учетом практических потребностей и задач развития речевой способности, знания об языке отбираются в соответствии с их значимостью для овладения речевыми умениями и для формирования у учащихся элементов научного понимания структуры языка, законов его развития и роли в общественной жизни
Краткое описание состава и структуры курса по выбору Здесь же следует охарактеризовать вспомогательные единицы содержания учебного предмета, обусловленные группами целей. Например, орфографические и пунктуационные умения в родном языке, единицы логических и др. вспомогательных знаний.
Необходимо указать, в какой мере представленное в курсе по выбору содержание позволяет развивать и стимулировать расширение и углубление способностей Материал, характеризующий содержание курса по выбору в пояснительной записке должен заканчиваться раскрытием вопроса о межкурсовых связей Краткое описание состава и структуры курса по выбору (продолжение)
Должна содержать характеристику рекомендуемых для реализации данного содержания ведущие методы, приемы, организационные формы обучения Пояснительная записка
В пояснительной записке необходимо: Назвать основные средства обучения, обозначить типовые диагностические задания как для практического, так и теоретического характера, которые выполняются учителем или учащимися самостоятельно; Указать, за счет чего реализуется дифференцированный подход к обучению учащихся; Указать, что нового внесено в отбор материала, его распределение, методы обучения в отличие от других программ. Последний раздел в пояснительной записке разъясняет условные обозначения принятые в тексте.
Учебно-тематический план образовательной программы Перечень разделов, тем; Количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий; Формы занятий, планируемые по каждой теме (урок, игра, поход…); Форма подведения итогов по каждой теме.
Содержание изучаемого курса Краткое описание тем или разделов; Краткая характеристика форм занятий по каждой теме; Описание методического обеспечения каждой темы (приемы и методы организации учебно- воспитательного процесса, дидактический материал, техническое оснащение занятий).
Рациональная модель учебного курса Модель усвоения (присвоение новой информации), спроецированного извне. (Н.Талызина, Д.Прат) Все принципы при их переложении в область реальных действий образуют компоненты планирования блока уроков.
Стадии планирования Анализ учебных материалов с целью выделения основного стержня будущего блока уроков. Целеполагание и мотивация учеников на изучение материала. Планирование повторения вводного, текущего, поддерживающего, обобщающего. Структурирование и распределение нового материала по урокам. Планирование результатов обучения в виде списков ожидаемых на выходе ЗУН, ценностных ориентаций. Выбор адекватных материалу, обучающимся, личным особенностям учителя методов, форм, средств, приемов обучения, продумывание структуры урока.
Конструирование или подбор системы задач отвечающих требованиям: полноты, наличия ключевых заданий, возрастания трудности на каждом уровне, целевой ориентации и целевой достаточности, связанности. Построение системы контроля – текущего и итогового. Продумывание наиболее вероятных ошибок учеников, профилактических и коррекционных действий. Написание плана блока уроков и планов отдельных уроков – тех, которые мало зависят от информации обратной связи. Стадии планирования
Критерии оценки программ курсов по выбору Новизна и актуальность представляемых материалов. Педагогическая целесообразность отбора содержания средств, методов и форм работы в данном направлении. Учет национально-региональных особенностей. Творческий подход к разрабатываемой теме. Результативность программ, реализуемых в данном образовательном учреждении. Возможность использовать данные программы в образовательных учреждениях. Педагогический инструментарий.