Методические рекомендации по разработке программ курсов по выбору М.В. Паромонова.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Проектирование рабочей программы по предмету, курсу Основина В.А., зав.кафедрой управления образованием, к.п.н.
Advertisements

Примерные методические рекомендации по составлению рабочей программы педагога учебный год Консультант Комитета образования Солдатова Е.В.
Содержание и структура рабочей программы педагога Каюкова Т.В. учитель математики «Лицея математики и информатики» Кировского района г. Саратова.
Информационно – методический отдел Рекомендации по разработке рабочих программ по предметам.
2011 – 2012 учебный год РЕКОМЕНДАЦИИ К СОСТАВЛЕНИЮ РАБОЧИХ ПРОГРАММ.
Методические рекомендации по подготовке авторских программ дополнительного образования детей Требования к содержанию и оформлению.
СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ Методические рекомендации к составлению рабочей программы Подготовлена Куконковой С.А., учителем истории и обществознания МБОУ.
Три вида учебного плана Базисный учебный план Примерный учебный план Рабочий учебный план.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ.
Образовательные программы дополнительного образования детей.
Разработка рабочих учебных программ педагогами образовательных учреждений.
Программное обеспечение учебного процесса. Нормативно-правовое обеспечение Закон РФ «Об образовании»: статьи 7, 9, 32 В соответствии ст. 32 образовательное.
ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОГРАММ.
Структура рабочей программы. Основным документом, содержащим требования к уровню подготовки учащихся и минимуму содержания образования, является: государственный.
Рабочая программа - индивидуальный инструмент педагога. Сколько б ты ни жил, всю жизнь следует учиться. (Сенека)
Page 1 Требования к рабочей программе в контексте ФГОС ООО Капустина Р.Ф., директор МБУ ИМЦ ОО октябрь, 2013 год.
Программное обеспечение деятельности физкультурно- спортивных клубов: регламентация образовательного процесса требования к дополнительным образовательным.
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС Программа элективного курса : требование по оформлению и содержанию.
Транксрипт:

Методические рекомендации по разработке программ курсов по выбору М.В. Паромонова

Общие положения Программы курсов по выбору (авторские, переработанные, адаптированные, экспериментальные) проходят рецензирование: 1. – внутреннее, где их рассматривает методическое объединение учителей- предметников. 2. Наиболее перспективные программы передаются на внешнее рецензирование 3. Школьный педагогический совет утверждает программы, принимает решение о методическом сопровождении процесса их адаптации и реализации; формах контроля результативности их освоения учащимися.

Алгоритм разработки программы курса по выбору Определение общих целей предпрофильной подготовки. Определение результатов обучения по программе, соответствующих целям предпрофильного обучения и уровню разработанности знаний в науке и практике Разработка содержания ЗУН, необходимых для реализации целей обучения. Определение соответствующей заявленным целям обучения последовательности изучения учебного материала Группировка содержания учебного материала по разделам и темам. Определение времени, требуемого на изучение отдельных разделов и тем и всей программы в целом. Разработка учебно-тематического плана изучения материала.

Опорные вопросы для составителя программы На каком содержательном материале и через какие формы работы я смогу наиболее полно реализовать задачи предпрофильной подготовки? Чем содержание курса будет качественно отличаться от базового курса? Какими учебными и методическими материалами обеспечен данный курс ? Какие виды деятельности (профильно и профессионально ориентированные) возможны в работе с данным содержанием? Какие виды работ должны выполнить учащиеся для подтверждения своей успешности в будущем профильном обучении? Какова доля самостоятельности ученика в работе данного курса, в чем он может проявить инициативу? Какие критерии, ясные педагогу и ученику, позволяют оценить успехи в изучении данного курса?

Пояснительная записка Размерными показателями текстуальной части являются: В одной строке 60+4 знака, при этом каждый пробел считается за 1 знак На одной странице сплошного текста должно быть 29=1 строк; Заголовки отделяются от текста сверху и снизу тремя интервалами; Абзацный отступ должен быть равным 5 знакам по всему оригиналу; Напечатанный текст должен иметь поля верхнее -20мм, правое – 10мм, левое не меньше 20мм; Все страницы нумеруются арабскими цифрами справа вверху. При этом титульный лист не нумеруется.

Пояснительная записка Основные разделы текста пояснительной записки: Раскрытие целей и ценностей учебного курса; Обоснование отбора содержания и общей логики в последовательности его изучения; Общая характеристика учебного процесса: методы и формы работы, средства обучения; Разъяснение того нового, что вносится в данную программу по сравнению с предыдущими; Технические указания к тексту программы (ситстема условных обозначений) (А.П. Тряпицына)

Пояснительная записка Образовательную область и предмет изучения; функции данного курса; Новизну, актуальность, педагогическую целесообразность изучаемого курса; Цель и задачи учебной программы; специфику и значение для решения задач предпрофильной подготовки учащихся; Отличительные особенности программы; Продолжительность реализации программы ( всего процесса, этапов) Представления о требованиях к данному курсу по выбору; о путях развертывания учебного материала и основных идеях курса; Общие черты методической системы достижения указанных целей, описание средств их достижения, формы и режим занятий; Ожидаемые результаты; Формы подведения итогов реализации учебной программы.

Технология постановки цели в программах курсов по выбору Цели выражаются в однозначных для понимания формулировках, представляется уточнение целей: Общие требования общества; Задачи образовательной системы; Задачи школы в реализации предпрофильного обучения; Общие цели совокупности образовательных программ и конкретного курса по выбору в их структуре; Цели относительно каждого ученика

Постановка целей курса по выбору Система целей строится с учетом: Соответствующего профиля обучения; Уровневой структуры курса; Интересов ученика.

Постановка целей курса по выбору Учебную цель необходимо описать так, чтобы о ее достижении можно было судить однозначно. Такую цель называют идентифицируемой. Постепенный перевод общих учебных целей в конкретные должен носить не упрощенно-линейный характер, а воспроизводится с «оглядкой» на более полное представление о цели

Конкретизация целей 1 ступень – обобщенные образовательные целей; 2 ступень - общим учебным целям; 3 ступень – конкретизированные цели. Максимальная конкретизация позволяет учителю описать результат обучения настолько подробно, что это описание подводит к однозначному способу контроля (оценки) – текущего и итогового.

Основное требование к конкретизации цели Максимально описать то, что ученик может сделать в результате обучения. Общий прием конкретизации целей – использовать в описании глаголы, указывающие на определенное действие.

Алгоритм конкретизации целей Р Мейджер 1. записать цель. 2. Сделать наброски, используя отдельные слова или фразы, характеризующие такие результаты обучения, которые свидетельствуют о достижении цели. 3.Рассортировать наброски. Отбросить дубли и нежелательные пункты. Повторить пункты 1 и 2 для всех неясных формулировок, которые представляются важными. 4. Записать полное описание для каждой из свидетельств достижения цели каждого действия, включающего его характер, качеств. или кол- ные показатели, которые представляются важными. Проверить формулировки, задавая вопрос: «Если кто-нибудь достигнет этих результатов и продемонстрирует каждое из названных действий, смогу ли я сказать, что он достиг назначенной цели?» Как только вы сможете утвердительно ответить на этот вопрос. Анализ целей закончен.

Краткое описание состава и структуры курса по выбору В этот раздел целесообразно включить указание о ведущих единицах содержания (теории, законы, понятия, методы науки, факты, идеи, идеалы, художественные произведения), которые в разных курсах в зависимости от их функции и вытекающего из них ведущего компонента содержания будут несколько отличаться. Например, в естественнонаучных курсах по выбору ведущий компонент – знания, и ведущими единицами содержания выступают научные теории, законы, системы понятий и т.д. В курсе родной язык в качестве ведущего компонента должна быть указана речевая деятельность, а в качестве ведущих единиц содержания – речевые умения (устная связанная речь, письменное изложение, сочинение…)

Краткое описание состава и структуры курса по выбору (продолжение) Указываются основания отбора ведущих единиц содержания для обязательного усвоения, раскрывается последовательность их изучения и распределение по разделам и темам. Например, для родного языка указывается, что виды речи отобраны с учетом практических потребностей и задач развития речевой способности, знания об языке отбираются в соответствии с их значимостью для овладения речевыми умениями и для формирования у учащихся элементов научного понимания структуры языка, законов его развития и роли в общественной жизни

Краткое описание состава и структуры курса по выбору Здесь же следует охарактеризовать вспомогательные единицы содержания учебного предмета, обусловленные группами целей. Например, орфографические и пунктуационные умения в родном языке, единицы логических и др. вспомогательных знаний.

Необходимо указать, в какой мере представленное в курсе по выбору содержание позволяет развивать и стимулировать расширение и углубление способностей Материал, характеризующий содержание курса по выбору в пояснительной записке должен заканчиваться раскрытием вопроса о межкурсовых связей Краткое описание состава и структуры курса по выбору (продолжение)

Должна содержать характеристику рекомендуемых для реализации данного содержания ведущие методы, приемы, организационные формы обучения Пояснительная записка

В пояснительной записке необходимо: Назвать основные средства обучения, обозначить типовые диагностические задания как для практического, так и теоретического характера, которые выполняются учителем или учащимися самостоятельно; Указать, за счет чего реализуется дифференцированный подход к обучению учащихся; Указать, что нового внесено в отбор материала, его распределение, методы обучения в отличие от других программ. Последний раздел в пояснительной записке разъясняет условные обозначения принятые в тексте.

Учебно-тематический план образовательной программы Перечень разделов, тем; Количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий; Формы занятий, планируемые по каждой теме (урок, игра, поход…); Форма подведения итогов по каждой теме.

Содержание изучаемого курса Краткое описание тем или разделов; Краткая характеристика форм занятий по каждой теме; Описание методического обеспечения каждой темы (приемы и методы организации учебно- воспитательного процесса, дидактический материал, техническое оснащение занятий).

Рациональная модель учебного курса Модель усвоения (присвоение новой информации), спроецированного извне. (Н.Талызина, Д.Прат) Все принципы при их переложении в область реальных действий образуют компоненты планирования блока уроков.

Стадии планирования Анализ учебных материалов с целью выделения основного стержня будущего блока уроков. Целеполагание и мотивация учеников на изучение материала. Планирование повторения вводного, текущего, поддерживающего, обобщающего. Структурирование и распределение нового материала по урокам. Планирование результатов обучения в виде списков ожидаемых на выходе ЗУН, ценностных ориентаций. Выбор адекватных материалу, обучающимся, личным особенностям учителя методов, форм, средств, приемов обучения, продумывание структуры урока.

Конструирование или подбор системы задач отвечающих требованиям: полноты, наличия ключевых заданий, возрастания трудности на каждом уровне, целевой ориентации и целевой достаточности, связанности. Построение системы контроля – текущего и итогового. Продумывание наиболее вероятных ошибок учеников, профилактических и коррекционных действий. Написание плана блока уроков и планов отдельных уроков – тех, которые мало зависят от информации обратной связи. Стадии планирования

Критерии оценки программ курсов по выбору Новизна и актуальность представляемых материалов. Педагогическая целесообразность отбора содержания средств, методов и форм работы в данном направлении. Учет национально-региональных особенностей. Творческий подход к разрабатываемой теме. Результативность программ, реализуемых в данном образовательном учреждении. Возможность использовать данные программы в образовательных учреждениях. Педагогический инструментарий.