ЗАВ.УМО НОУ ВПО СМИ «РЕАВИЗ» Е.Ю.СЫРЦОВА. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ Согласно Типовому положению об образовательном учреждении.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Методика проведения семинарских занятий. Самостоятельная работа слушателей.
Advertisements

Самостоятельная деятельность обучающихся - форма организации учебной, познавательной деятельности без непосредственного участия преподавателя, но по его.
Аудиторная Внеаудиторная Разработала: Кузнецова В.В. Самостоятельная работа.
МЕТОДИЧЕСКОЕ СОВЕЩАНИЕ. Самостоятельная работа студентов форма организации обучения, сущность которой заключается в самостоятельной познавательной деятельности.
«Организация самостоятельной работы студентов при реализации компетентстного подхода к обучению» руководитель отдела методического сопровождения реализации.
ГБОУ СПО СО «Свердловский областной педагогический колледж» XVII областная научно-практическая конференция преподавателей Секция 4.«Самообразовательная.
1. Сущность понятия «самостоятельная работа» и её значение в процессе обучения студентов. 2. Виды самостоятельной работы студентов. Содержание:
организованная преподавателем активная деятельность студентов, направленная на выполнение поставленной цели, осуществляемая без непосредственного руководства.
Методическое обеспечение организации самостоятельной работы студентов.
Конструирование учебно-методического комплекса. Учебно-методический комплекс является обязательной частью основной образовательной программы ВУЗ, разрабатывается.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Поволжская государственная социально-гуманитарная.
Выполнение курсовой работы по дисциплине «Медицинское и фармацевтическое товароведение» (технология организации самостоятельной работы студентов) Кафедра.
1 Обоснование: Требование ФГОС по профессиям начального и специальностям среднего профессионального образования: Раздел VII «Требования к условиям реализации.
Вопрос 1: Вопрос 1: Сущность понятия «практика». Практика (др.-греч. «деятельность») – это целесообразная и целенаправленная деятельность, которую субъект.
Самостоятельная работа обучающихся. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА аудиторнаявнеаудиторная.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ СПО.
Тольяттинский государственный университет © 2009 МАСТЕРСКАЯОБЩЕСТВЕННЫХКОММУНИКАЦИЙ Директор МОК – Нюренберг Владимир Владимирович Адрес: ул. Белорусская.
LOGO Школа педагогического мастерства Рекомендации по методическому обеспечение аудиторных занятий.
«Организация внеаудиторной самостоятельной работы студентов на уроках русского языка и литературы» преподаватель ГБОУ СПО «Балахнинский технический техникум»
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА КАК ЧАСТЬ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА Выполнила: ассистент кафедры организации сестринского дела Полетаева Ирина Алексеевна.
Транксрипт:

ЗАВ.УМО НОУ ВПО СМИ «РЕАВИЗ» Е.Ю.СЫРЦОВА

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ Согласно Типовому положению об образовательном учреждении высшего профессионального образования, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 5 апреля 2001г. 264, самостоятельная работа является одним из видов учебных занятий студентов. Соотношение времени, отводимого на аудиторную и самостоятельную работу, в среднем во всем мире составляет 1:3,5.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ «образовательный опыт студентов складывается как из аудиторных, так и внеаудиторных действий, стратегическое использование обеих сред (аудиторной и внеаудиторной) является решающим условием для оптимального обучения и развития студентов»стратегическое использование обеих сред (аудиторной и внеаудиторной) является решающим условием для оптимального обучения и развития студентов». Кэррол Глиффин, научный сотрудник Мэрилендского университета США

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ Самостоятельная работа студентов (СРС) – это многообразные виды индивидуальной и коллективной деятельности студентов, осуществляемые под руководством, но без непосредственного участия преподавателя в специально отведённое для этого аудиторное или внеаудиторное время. Это особая форма обучения по заданию преподавателя, выполнение которого требует активной мыслительной деятельности.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ Предметно и подробно СРС определяется государственным образовательным стандартом, действующими учебными планами по образовательным программам различных форм обучения, рабочими программами учебных дисциплин, средствами обеспечения СРС: учебниками, учебными пособиями и методическими руководствами, учебно-методическими комплексами и т. д.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ Методологическую основу самостоятельной работы студентов составляет деятельностный подход, предполагающий ориентацию целей обучения на формирование умений решать типовые и нетиповые задачи, то есть на реальные ситуации, в которых студентам надо проявить знание конкретной дисциплины.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ Под самостоятельной работой студентов также следует понимать стремление и умение самостоятельно мыслить, способности ориентироваться в новой ситуации, находить свой подход к решению задачи, желание понять не только усваиваемую учебную информацию, но и способы добывания знаний; критический подход к суждениям других, независимость собственных суждений

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ Методически обеспечить самостоятельную работу студентов – значит составить перечень форм и тематику самостоятельных работ, сформулировать цели и задачи каждого из них, разработать инструкции или методические указания, подобрать учебную, справочную, методическую и научную литературу

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ Самостоятельная работа студентов – задача, которую решает преподавательский коллектив воспитание культуры самостоятельной деятельности студентов; развитие профессиональной деятельности преподавателя. Самостоятельная работа студентов опосредована профессионализмом преподавателей, их умением решать задачи по учебно-методическому самосовершенствованию.

Преподаватель: Для повышения эффективности самостоятельной работы важным организующим моментом учебного процесса могут стать специальные методические разработки (карты) организации учебных занятий, которые должны включать как все виды аудиторных занятий, так и внеадиторную самостоятельную работу студентов с четким определением объемов заданий, трудоемкости их выполнения, формами контроля. методические разработки, которые предполагается разрабатывать по каждой теме учебного курса, будут содержать основные вопросы лекций, практических и лабораторных занятий, необходимый перечень подлежащих изучению литературных источников, документов, набор наглядных пособий (схем, графиков, слайдов и др.)

Кафедра распределяет материал рабочей программы дисциплины по блокам; разрабатывает задания для внутриблочных самостоятельных работ, контрольных мероприятий и устанавливает для каждого задания балльную оценку; в течение первой недели семестра информирует студентов и деканаты факультетов о содержании, тематике и количестве баллов по всем видам работ и занятий, проводимых в данном семестре, а также об установленных сроках отчета по каждому блоку; обеспечивает студентов необходимыми методическими материалами; обеспечивает студентов перечнем информационных ресурсов, подлежащих самостоятельному изучению; обеспечить проведение консультаций; информирует студентов о результатах рубежного контроля

Деканат факультета: разрабатывает семестровый график выполнения студентами самостоятельной работы по предложению кафедр; доводит до сведения студентов график рубежных контролей и систему оценок; обеспечивает кафедры необходимой документацией (итоговые и зачетные ведомости);

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЦЕССА ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ Для реализации самостоятельной работы каждый студент должен быть обеспечен: рабочими методиками при выполнении теоретических и практических работ; информационными ресурсами (справочники, учебники, учебные пособия, банки индивидуальных заданий, обучающие программы и т. д.); методическими материалами (указания, руководства, практикумы и т. п.); контролирующими материалами (экзаменационные билеты, тестовые задания, задачи и т. д.); материальными ресурсами; временными ресурсами; консультациями преподавателя; возможностью публичного обсуждения теоретических или практических результатов, полученных студентом самостоятельно (конференции, олимпиады, конкурсы, СНО).

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЦЕССА ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ Мотивация самостоятельной учебной деятельности может быть усилена при использовании такой формы организации учебного процесса, как цикловое обучение («метод погружения»). Этот метод позволяет интенсифицировать изучение материала, так как сокращение интервала между занятиями по той или иной дисциплине требует постоянного внимания к содержанию курса и уменьшает степень забываемости. Разновидностью этого вида занятий является проведение многочасового практического занятия, охватывающего несколько тем курса и направленного на решение сквозных задач.

ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ, РАЗВИТИЕ УМЕНИЙ В ходе самостоятельной работы, планируемой по каждой учебной дисциплине, студент может: освоить теоретический материал по изучаемой дисциплине (освоение лекционного курса, а также освоение отдельных тем, отдельных вопросов тем, отдельных положений и т. д.); закрепить знание теоретического материала, используя необходимый инструментарий практическим путём (решение задач, выполнение контрольных работ, тестов для самопроверки); применить полученные знания и практические умения для анализа ситуации и выработки правильного решения (подготовка к групповой дискуссии, подготовленная работа в рамках деловой игры, письменный анализ конкретной ситуации, разработка проектов и т. д.); применить полученные знания и умения для формирования собственной позиции, теории, модели (написание выпускной дипломной работы, научно-исследовательская работа студента).

Организация СРС может включать в себя следующие составляющие: 1. Технология отбора целей самостоятельной работы. При отборе целей руководствуются Государственным образовательным стандартом и конкретизацией целей по курсам, отражающим введение в будущую профессию, профессиональные теории и системы, профессиональные технологии и др.

Организация СРС может включать в себя следующие составляющие: 2. Технология отбора содержания СРС. Основаниями для отбора содержания самостоятельной работы являются Государственный образовательный стандарт, источники самообразования (литература, опыт, самоанализ), индивидуально-психологические особенности студентов (обучаемость, обученность, интеллект, мотивация, особенности учебной деятельности)

Организация СРС может включать в себя следующие составляющие: 3. Технология конструирования заданий. Задания для самостоятельной работы должны соответствовать целям различного уровня, отражать содержание каждой предлагаемой дисциплины, включать различные виды и уровн познавательной деятельности студентов.

Организация СРС может включать в себя следующие составляющие: 4. Технология организации контроля. Включает тщательный отбор средств контроля, определение этапов, разработку индивидуальных форм контроля

ВИДЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Базовая самостоятельная работа (БСР) обеспечивает подготовку студента к текущим аудиторным занятиям и контрольным мероприятиям для всех дисциплин учебного плана. Результаты этой подготовки проявляются в активности студента на занятиях и в качестве выполненных контрольных работ, тестовых заданий, сделанных докладов и других форм текущего контроля.

ВИДЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Базовая СРС может включать следующие виды работ: работа с лекционным материалом, предусматривающая проработку конспекта лекций и учебной литературы; поиск (подбор) и обзор литературы и электронных источников информации по индивидуально заданной проблеме курса; выполнение домашнего задания или домашней контрольной работы, предусматривающих решение задач, выполнение упражнений и выдаваемых на практических занятиях; изучение материала, вынесенного на самостоятельную проработку; практикум по учебной дисциплине с использованием программного обеспечения; подготовка к лабораторным работам, практическим и семинарским занятиям; подготовка к контрольной работе и коллоквиуму; подготовка к зачету и аттестациям; написание реферата (эссе, доклада, научной статьи) по заданной проблеме.

ВИДЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Дополнительная самостоятельная работа (ДСР) направлена на углубление и закрепление знаний студента, развитие аналитических навыков по проблематике учебной дисциплины.

ВИДЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Дополнительная самостоятельная работа (ДСР) может включать следующие виды работ: подготовка к экзамену; выполнение курсовой работы или проекта; исследовательская работа и участие в научных студенческих конференциях, семинарах и олимпиадах; анализ научной публикации по заранее определённой преподавателем теме; анализ статистических и фактических материалов по заданной теме, проведение расчетов, составление схем и моделей на основе статистических материалов

Виды заданий для самостоятельной работы: для овладения знаниями: чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы); составление плана текста; графическое изображение структуры текста; конспектирование текста; работа со словарями и справочниками; работа с нормативными документами; учебно-исследовательская работа; использование аудио- и видеозаписей; компьютерной техники, Интернет и др.;

Виды заданий для самостоятельной работы: для закрепления и систематизации знаний: работа с конспектом лекции (обработка текста); повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио- и видеозаписей); составление плана и тезисов ответа; составление таблиц для систематизации учебного материала; изучение нормативных материалов; ответы на контрольные вопросы; аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, конспект, анализ и др.); подготовка сообщений к выступлению на семинаре, конференции; подготовка рефератов, докладов; составление библиографии; тестирование и др.;

Виды заданий для самостоятельной работы: для формирования умений: решение задач и упражнений по образцу; решение вариантных задач и упражнений; Решение ситуационных производственных (профессиональных) задач; подготовка к деловым играм; проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности; подготовка курсовых и дипломных работ (проектов); экспериментальная работа; рефлексивный анализ профессиональных умений, с использованием аудио- и видеотехники и др.

ФОРМЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Самостоятельная работа студентов складывается из: – самостоятельной работы в учебное время, – самостоятельной работы во внеурочное время, – самостоятельной работы в Интернете.

Формы самостоятельной работы студентов в учебное время 1. Работа на лекции. 2. Работа на практических занятиях.

Формы самостоятельной работы студентов в учебное время «Мозговая атака». Группа делится на «генераторов» и«экспертов». Генераторам предлагается ситуация (творческого характера). За определённое время студенты предлагают различные варианты решения предложенной задачи, фиксируемые на доске. По окончании отведённого времени «в бой» вступают «эксперты». В ходе дискуссии принимаются лучшие предложения и команды меняются ролями. Предоставление студентам на занятии возможности предлагать, дискутировать, обмениваться идеями не только развивает их творческое мышление и повышает степень доверия к преподавателю, но и делает обучение «комфортным».

Формы самостоятельной работы студентов в учебное время Игровая форма проведения занятия («Что? Где? Когда?»). Студенты заранее разделены на три группы, розданы домашние задания, подготовлены номера команд, листы учёта с фамилиями игроков для капитанов. Игра состоит из шести этапов. 1. Вступительное слово преподавателя. 2. Разминка – повторение всех ключевых вопросов темы. 3. Устанавливается время на обдумывание вопроса и количество баллов за ответ. 4. Игра «Что? Где? Когда?». 5. Подведение итогов. 6. Заключительное слово преподавателя

Формы самостоятельной работы студентов в учебное время Деловые игры. Такое занятие удобнее проводить при повторении и обобщении темы. Группа разбивается на команды (2–3). Каждая команда получает задание и затем озвучивает их решение. Проводится обмен задачами.

Формы самостоятельной работы студентов в учебное время Круглый стол. Характерной чертой круглого стола является сочетание тематической дискуссии с групповой консультацией. Выбирается ведущий и 5–6 комментаторов по проблемам темы. Выбираются основные направления темы, и преподаватель предлагает студентам вопросы, от решения которых зависит решение всей проблемы. Ведущий продолжает занятие, он даёт слово комментаторам, привлекает к обсуждению всю группу. Коллективное обсуждение приучает к самостоятельности, активности, чувству сопричастности к событиям. При этом происходит закрепление информации, полученной в результате прослушивания лекций и самостоятельной работы с дополнительным материалом, а также выявление проблем и вопросов для обсуждения.

Формы самостоятельной работы студентов в учебное время Анализ конкретных ситуаций один из наиболее эффективных и распространенных методов организации активной познавательной деятельности студентов. Метод анализа конкретных ситуаций развивает способность к анализу жизненных и профессиональных задач. Сталкиваясь с конкретной ситуацией, студент должен определить: есть ли в ней проблема, в чем она состоит, определить своё отношение к ситуации, предложить варианты решения проблемы.

Формы самостоятельной работы студентов в учебное время Метод проектов. Для реализации этого метода важно выбрать тему, взятую из реальной жизни, значимую для студента, для решения которой необходимо приложить имеющиеся у него знания и новые знания, которые еще предстоит получить. Выбор темы преподаватель и студент осуществляют совместно, раскрывают перспективы исследования, вырабатывают план действий, определяют источники информации, способы сбора и анализа информации. В процессе исследования преподаватель опосредованно наблюдает, дает рекомендации, консультирует. После завершения и представления проекта студент участвует в оценке своей деятельности.

Формы самостоятельной работы студентов в учебное время Технология создания шпаргалки. Данная технология является нетрадиционной и вызывает повышенный интерес студенческой аудитории к возможности поучаствовать в создании подобного «творческого продукта». Она позволяет развивать и формировать у студента ряд важных умений, таких как: мыслить нешаблонно, оригинально; обобщать информацию в микроблоки; глубоко прорабатывать материал, акцентируя внимание на основной, главной, стержневой информации; выбирать и систематизировать ключевые понятия, термины, формулы. Механизм реализации данной технологии заключается в следующем. На первом этапе студенты создают свой «именной» пакет шпаргалок на все вопросы, которые выносятся на экзамен или зачёт (участие добровольное). Перед экзаменом студенты сдают шпаргалки преподавателю (преподаватель проверяет данный продукт на соответствие технологическим требованиям).

Формы самостоятельной работы студентов в учебное время Использовать «шпаргалку» на экзамене можно в следующих случаях: – личная просьба студента при затруднениях; – только при ответе за столом преподавателя; – время просмотра не более 2 минут (если студент материал знает, то этого времени достаточно). Использование словаря-шпаргалки – это умение студента показать, как из минимума зашифрованной информации реально получить продуманный и развернутый ответ на поставленный вопрос.

Формы самостоятельной работы студентов во внеучебное время 1. Конспектирование. Существуют два разных способа конспектирования – непосредственное и опосредованное. 2. Реферирование литературы. Реферирование отражает, идентифицирует не содержание соответствующего произведения (документа, издания) вообще, а лишь новое, ценное и полезное содержание (приращение науки, знания) 3. Аннотирование книг, статей. Это предельно сжатое изложение основного содержания текста. Годится в особенности для поверхностной подготовки к коллоквиумам и семинарам, к которым задано проработать определенную литературу. Так же подходит для предварительных библиографических заметок «самому себе». Строится на основе конспекта, только очень краткого. В отличие от реферата дает представление не о содержании работы, а лишь о её тематике.

Формы самостоятельной работы студентов во внеучебное время 4. Доклад, реферат, контрольная работа. Доклад – вид самостоятельной работы, используется в учебных и внеклассных занятиях, способствует формированию навыков исследовательской работы, расширяет познавательные интересы, приучает практически мыслить Реферат – краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания научного труда или трудов, обзор литературы по теме. Это самостоятельная научно –исследовательская работа студента, в которой раскрывается суть исследуемой проблемы.

Формы самостоятельной работы студентов во внеучебное время Контрольная работа – одна из форм проверки и оценки усвоенных знаний, получения информации о характере познавательной деятельности, уровня самостоятельности и активности студентов в учебном процессе, эффективности методов, форм и способов учебной деятельности.

Характер самостоятельной работы студентов Репродуктивная самостоятельная работа Самостоятельное прочтение, просмотр, конспектирование учебной литературы, прослушивание лекций, магнитофонных записей, заучивание, пересказ, запоминание, повторение учебного материала и др. Познавательно-поисковая самостоятельная работа Подготовка сообщений, докладов, выступлений на семинарских и практических занятиях, подбор литературы по учебной проблеме, написание контрольной, курсовой работы и др. Творческая самостоятельная работа Написание рефератов, научных статей, участие в научно- исследовательской работе, подготовка дипломной работы, выполнение специальных творческих заданий и др.

Самостоятельная работа в Интернете поиска информации в сети – использование web- браузеров, баз данных, пользование информационно- поисковыми и информационно-справочными системами, автоматизированными библиотечными системами, электронными журналами; организации диалога в сети – использование электронной почты, синхронных и отсроченных телеконференций; создания тематических web-страниц и web-квестов - использование html-редакторов, web-браузеров, графических редакторов.

Новые информационные технологии Возможности НИТ Формы организации учебных занятий 1. Поиск и обработка информации написание реферата-обзора рецензия на сайт по теме анализ существующих рефератов в сети на данную тему, их оценивание написание своего варианта плана лекции или ее фрагмента составление библиографического списка подготовка фрагмента практического занятия подготовка доклада по теме подготовка дискуссии по теме работа с web-квестом, подготовленным преподавателем или найденным в сети

Новые информационные технологии Возможности НИТ Формы организации учебных занятий 2. Диалог в сети обсуждение состоявшейся или предстоящей лекции в списке рассылки группы общение в синхронной телеконференции (чате) со специалистами или студентами других групп или вузов, изучающих данную тему обсуждение возникающих проблем в отсроченной телеконференции консультации с преподавателем и другими студентами через отсроченную телеконференцию

Новые информационные технологии Возможности НИТ Формы организации учебных занятий 3. Создание web-страниц и web-квестов размещение выполненных рефератов и рецензий на сайте поддержки курса, создание рейтинга студенческих работ по данной теме публикация библиографий по теме создание тематических web-страниц индивидуально и в мини-группах создание web-квестов для работы по теме и размещение их на сайте курса

Новые информационные технологии Возможности НИТ Формы организации учебных занятий Web-квестом называется специальным образом организованный вид исследовательской деятельности, для выполнения которой студенты осуществляют поиск информации в сети по указанным адресам.

Web-квесты 1. Введение, в котором описываются сроки проведения задается исходная ситуация. 2. Интересное задание, которое можно реально выполнить. 3. Набор ссылок на ресурсы сети, необходимые для выполнения задания. Некоторые (но не все) ресурсы могут быть скопированы на сайт данного web- квеста, чтобы облегчить студентам скачивание материалов. Указанные ресурсы должны содержать ссылки на web-страницы, электронные адреса экспертов или тематические чаты, книги или другие материалы, имеющиеся в библиотеке или у преподавателя. Благодаря указанию точных адресов при выполнении заданий студенты не будут терять времени. 4. Описание процесса выполнения работы. Он должен быть разбит на этапы с указанием конкретных сроков. 5. Некоторые пояснения по переработке полученной информации: направляющие вопросы, дерево понятий, причинно- следственные диаграммы. 6. Заключение, напоминающее учащимся, чему они научились, выполняя данное задание; возможно, пути для дальнейшей самостоятельной работы по теме или описание того, каким образом можно перенести полученный опыт в другую область. Web-квесты могут быть краткосрочными и долгосрочными.

Формы web-квеста 1. Создание базы данных по проблеме, все разделы которой готовят студенты. Создание микромира, в котором учащиеся могут передвигаться с помощью гиперссылок, моделируя физическое пространство. Написание интерактивной истории (студенты могут выбирать варианты продолжения работы; для этого каждый раз указываются два-три возможных направления; этот приём напоминает знаменитый выбор дороги у дорожного камня русскими богатырями из былин). Создание документа, дающего анализ какой-либо сложной проблемы и приглашающего студентов согласиться или не согласиться с мнением авторов. 2. Интервью on-line с виртуальным персонажем. Ответы и вопросы разрабатываются студентами, глубоко изучившими данную личность. (Это может быть политический деятель, литературный персонаж, известный ученый, инопланетянин и т. п.) Данный вариант работы лучше всего предлагать не отдельным студентам, а мини-группе, получающей общую оценку (которую дают остальные студенты и преподаватель) за свою работу.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА Уровень освоения студентом учебного материала. Умения студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач. Сформированность общеучебных умений. Обоснованность и чёткость изложения ответа. Владение терминологией и грамотной устной/письменной речью. Оформление материала в соответствии с требованиями

Контроль самостоятельной работы. собеседование; проверка индивидуальных заданий; семинарские занятия; коллоквиумы; конференции; деловые игры; зачет по теме, разделу; тестирование; самоотчеты; контрольные работы; защита курсовых проектов и работ; устный и письменный экзамены и т.д.

Контроль самостоятельной работы. Для контроля эффективности организации самостоятельной работы студентов можно проводить анкетирование, в ходе которого выявлять полезность тех или иных видов и организационных форм самостоятельных работ, правильность и своевременность их включения в учебный процесс, достаточность методического обеспечения, соответствие запланированного времени на их выполнение реально затраченному времени и т.д.

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ