Санкт-Петербург Комитет по образованию ГБОУ НПО Профессиональный лицей 8О Санкт-Петербурга.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
LOGO Школа педагогического мастерства Рекомендации по методическому обеспечение аудиторных занятий.
Advertisements

Аудиторная Внеаудиторная Разработала: Кузнецова В.В. Самостоятельная работа.
Санкт-Петербург Комитет по образованию ГБОУ НПО Профессиональный лицей 8О Санкт-Петербурга.
Самостоятельная деятельность обучающихся - форма организации учебной, познавательной деятельности без непосредственного участия преподавателя, но по его.
Подготовила учитель химии ОШ1 пгт Багерово Бекирова С.Д.
Методическое сопровождение внедрения ФГОС НПО/СПО третьего поколения Фейгина Э.Е., кафедра профессионального образования СПБ АППО, доцент 16 марта 2012.
МЕТОДИЧЕСКОЕ СОВЕЩАНИЕ. Самостоятельная работа студентов форма организации обучения, сущность которой заключается в самостоятельной познавательной деятельности.
«Организация самостоятельной работы студентов при реализации компетентстного подхода к обучению» руководитель отдела методического сопровождения реализации.
Структура рабочей программы. Основным документом, содержащим требования к уровню подготовки учащихся и минимуму содержания образования, является: государственный.
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Региональный многопрофильный колледж» г.Ставрополь Методические.
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Мишкинский профессионально-педагогический колледж» Структура.
Смоленский политехнический колледж «ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ (ФГОС)»
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Мишкинский профессионально-педагогический колледж» ФГОС нового поколения:
Инновационные оценочные средства в условиях компетентностного подхода.
Содержание и структура рабочей программы педагога Каюкова Т.В. учитель математики «Лицея математики и информатики» Кировского района г. Саратова.
Особенности организации самостоятельной работы студентов по заочной форме обучения Воробьева В. М., зав. заочным отделением ЯрИПК.
Примерные методические рекомендации по составлению рабочей программы педагога учебный год Консультант Комитета образования Солдатова Е.В.
ГБОУ СПО СО «Свердловский областной педагогический колледж» XVII областная научно-практическая конференция преподавателей Секция 4.«Самообразовательная.
аудиторная под контролем преподавателя, у которого в ходе выполнения задания можно получить консультацию внеаудиторная планируемая работа, во внеаудиторное.
Занятие 3 Основой образовательной деятельности в ОУ является учебная программа – нормативный документ, в котором представлены основные знания, умения и.
Транксрипт:

Санкт-Петербург Комитет по образованию ГБОУ НПО Профессиональный лицей 8О Санкт-Петербурга

СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ Поляков М.И., директор, заслуженный учитель РФ Гиргина И.Н., заместитель директора по УПР, преподаватель Носильникова О.А., методист, заслуженный учитель РФ

Внеурочная самостоятельная работа (ВСР) - это планируемая учебная, учебно - исследовательская, творческая работа обучающихся, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия. Цель самостоятельной работы Способствовать реализации требований ФГОС в части, относящейся с знаниям, умениям, профессиональным компетенциям за счет внеурочной деятельности.

Данный вид деятельности для преподавателей и обучающихся системы НПО/СПО явился новым и потребовал в первую очередь разработки более четкого нормативного и организационного сопровождения данного вида деятельности, создания методических материалов, обеспечивающих реализацию ОПОП, разработки новых дидактических подходов для глубокого самостоятельного усвоения обучающимися учебного материала.

Для организации ВСР необходимы следующие условия: готовность обучающихся к самостоятельному труду (уровень самостоятельности и степень подготовленности обучающихся); мотив к получению знаний; наличие и доступность всего необходимого учебно- методического и справочного материала, включая информационные образовательные ресурсы (электронные учебники, электронные библиотеки и др.), в соответствии с требованиями ФГОС НПО; соответствие материально-технического обеспечения ФГОС НПО; система регулярного контроля качества выполненной самостоятельной работы; консультационная помощь (со стороны методических комиссий, библиотеки, информационная поддержка преподавателей информатики и ИКТ); методическое сопровождение ВСР.

Учебно-методическое обеспечение (УМО) самостоятельной работы обучающихся включает в себя: положение о самостоятельной работе обучающихся; программы ВСР по УД и ПМ; задания для самостоятельной работы; методические рекомендации для самостоятельной работы обучающихся (пояснения, что такое реферат, конспект, как написать реферат, эссе; как составить аннотацию, как выполнить требования к записи лекций преподавателя и.д.); методические указания и рекомендации по выполнению конкретных видов самостоятельных работ, в соответствии с их формой; программы, пособия, материалы, как в печатном, так и в электронном виде в соответствии с ФГОС ; образцы оформления индивидуальных заданий; график выполнения самостоятельных работ;

график консультаций и т.д. учебную и методическую литературу, тематические словари, видеофильмы и ТСО, тексты конспектов лекций (текст, фонозапись, видеозапись); программы ВСР по УД и ПМ; методические рекомендации по выполнению контрольных работ, выпускной квалификационной работы; методические указания к практическим заданиям; образцы оформления отчетов по практическим занятиям, примеры решения типовых домашних заданий, различные варианты электронных обучающих ресурсов; программы для самоконтроля (тестовые задания, контрольные вопросы для проверки знаний); банки заданий и задач, сформулированных на основе реальных условий (производственные ситуации конкретного производства), методические указания для преподавателей по оформлению УМО; рабочие тетради.

Программа действий преподавателя по созданию необходимых и достаточных условий для самостоятельной деятельности обучающихся: изучение квалификационной характеристики; анализ учебного плана, ФГОС; подготовка перечня компетенций, которые должны быть сформированы у обучающихся после изучения дисциплины; подготовка письменных контрольных задач для «входного» контроля; разработка банка профессионально-ориентированных задач для самостоятельной деятельности; группировка задач в блоке заданий на семестр; определение качественно-количественных критериев выполнения задания; определения периодичности контроля; разработка вариантов контрольных работ; выработка системы информирования обучающихся об их достижениях; создание необходимого информационно-методического обеспечения; определение системы индивидуальной работы.

Преподаватели в процессе работы непосредственно с обучающимися: знакомят обучающихся с системой форм и методов обучения в ОУ, методикой самостоятельной работы; информируют обучающихся о целях, средствах, трудоемкости, сроках выполнения, формах контроля,критериях оценки качества выполняемого вида самостоятельной работы ВСР. перед выполнением обучающимися ВСР преподаватель проводит инструктаж по выполнению задания, который включает цель задания, его содержание, сроки выполнения, ориентировочный объем работы, основные требования к результатам работы, критерии оценки. в процессе инструктажа преподаватель предупреждает обучающихся о возможных типичных ошибках, встречающихся при выполнении задания. проводят групповые и индивидуальные консультации по методике самостоятельной работы, осуществляет оперативную связь с обучающимися; осуществляют систематический контроль выполнения обучающимися графика самостоятельной работы; выполняют комплексный, системный, структурный анализ деятельности и результатов работы преподавателя и обучающихся.

Учитывая, что оперативная связь между преподавателем и обучающимся может осуществляться не только традиционными классическими методами, но и с помощью современных средств коммуникаций, нередко преподаватель сообщает обучающимся адрес своей электронной почты или сайта. Опыт показывает, что эти формы оперативного общения очень эффективны и принимаются обучающимися позитивно. Конечно, такая форма общения создает дополнительную нагрузку для преподавателя (обращение в «неурочное время», хотя временные рамки оговариваются; необходимо регулярно просматривать электронную почту; давать детальный ответ на вопрос; активнее следить за развитием конкретной темы; накапливать новый актуальный материал). Все это требует времени, но положительные результаты очевидны.

Практика реализации ФГОС третьего поколения по профессиям НПО «Транспорт», в течении этого учебного года показала, что в качестве ВСР из большого перечня видов работ, наиболее часто используются такие виды работ, которые обусловлены содержанием учебного материала, возможными отличиями учебного плана и графика, образовательными методиками, используемыми средствами и технологиями, контрольно-оценочными средствами, уровнем материального оснащения и компьютеризации ОУ. 1.Чтение учебника, электронного учебного пособия, дополнительной литературы, работа со справочниками и нормативными документами. 2.Составление плана текста, выписки из текста, составление опорного конспекта. 3.Работа с конспектами лекций, составление плана ответа на специально подготовленные вопросы.

4. Составление таблиц и схем для систематизации учебного материала, графическое изображение структуры текста. 5.Составление схем, карт технического обслуживания и ремонта механизмов и систем. 6.Решение тестовых заданий, ситуационных производственных задач. 7.Работа с электронными тренажерами, базами данных, системами обучения и самоконтроля. 8.Учебно-исследовательская работа. 9.Опытно-экспериментальная работа. 10.Создание тематических кластеров. 11.Наблюдение и сбор материалов в процессе практики. 12.Решение практических заданий.

Трудоемкость ВСР ВСР характеризуют трудоемкостью выполнения заданий для обучающихся. Учет трудоемкости необходим для обозначения объема учебной нагрузки и временные затраты, необходимые для её выполнения. При определении трудоемкости определенного вида ВСР обучающихся обязательно учитываются определенные исходные данные: технология преподавания (образовательные методики); используемые учебно-методические материалы; оценочные средства, используемые в ходе изучения дисциплины/МДК; уровень компьютеризации; характер и протяженность изучения дисциплины /МДК; возможных отличий учебного графика.

В В системе НПО преподаватель эмпирически определяет затраты времени на самостоятельное выполнение конкретного учебного задания: на основании наблюдений за выполнением обучающимися аудиторной самостоятельной работы, опроса их о затратах времени на то или иное задание, хронометража собственных затрат на выполнение задания с внесением поправочного коэффициента из расчета уровня знаний, умений, умений, опыта студентов. Нормы времени на выполнение внеаудиторной самостоятельной работы можно определять используя в качестве образца «Примерные нормы времени на выполнение студентами ВУЗов внеаудиторной самостоятельной работы (СТП Самостоятельная работа студентов)».

Вид самостоятельной работыЕдиница измерения Норма времени Чтение учебника, электронного учебного пособия, дополнительной литературы 1 п. л.4-8 часов Работа со справочниками и нормативными документами 1 п. л.8-12 часов Составление плана текста, выписки из текста, составление опорного конспекта 1 п. л.8-12 часов Проработка конспекта лекций 1 час лекции0,5-1 час Составление плана ответа на специально подготовленные вопросы 1 п. л.1-2 часа Составление схем, карт технического обслуживания и ремонта механизмов и систем 1 задание до 50% времени, отведенное на тему Решение тестовых заданий 20 заданий1 час Решение расчетно–графических (расчетных) заданий 1 задание1-3 часа Решение ситуационных производственных задач 1 задача до 50% времени, отведенное на тему Примерные нормы времени на выполнение обучающимися внеаудиторной самостоятельной работы

Вид самостоятельной работыЕдиница измерения Норма времени Работа с электронными тренажерами 1 задание до 50% времени, отведенное на тему Опытно-экспериментальная работа 1 заданиедо 8 часов Создание тематических кластеров 1 задание до 50% времени, отведенное на раздел Наблюдение и сбор материалов в процессе практики 1 задание до 100% времени, отведенное на тему Решение практических заданий 1 заданиедо 2 часов Подготовка к выполнению лабораторной работы, оформлению отчета 2-х часовая работа 1-2 часа Подготовка к выполнению контрольной работы 1 работа2-3 часа Написание реферата 1 реферат15-20

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы обучающихся могут оформляться в виде пособий с заданиями. В пособии описывается структура, особенности оформления заданий, последовательность работы «по шагам». Задания для выполнения самостоятельной работы могут имеют следующую структуру: Наименование раздела Наименование темы и количество часов, отведенное на выполнение конкретного вида самостоятельной работы Само задание Цель выполнения задания Пошаговые указания по выполнению задания Вопросы для самоконтроля Список литературы Форма отчетности

ПРИМЕРЫ из педагогической практики 1 ) Систематизация учебного материала В методических разъяснениях дается алгоритм заполнения опорной таблицы с пояснениями при работе с каждым разделом правил дорожного движения При изучении ПМ.02 «Транспортировка грузов и перевозка пассажиров» производится соотнесение ограничений и действий с цифровыми значениями и условиями. Опорная таблица – это таблица соотнесения с заполненной верхней строкой. УсловияОграничения Стоянка запрещена 1) На трамвайных путях ; 2) На ЖД путях, тоннелях, мостах …….. 3) 4) Разворот и задний ход запрещен ……….. Ограничение скорости 60 км / ч ………

2) Конспектирование текста по заданным условиям (заполнение опорных таблиц в рабочих тетрадях по данной профессии). В методических рекомендациях прописываются пояснения по алгоритму заполнения таблицы и список литературы с дополнительными источниками. При изучении ПМ.01 «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта» составляется структурированный конспект по деталям различных видов подвески Обучающимся дается базовая таблица с «шапкой» и образец неполного заполнения таблицы в виде нескольких строки.ПОДВЕСКА НЕзависимаязависимая РЕССОРНАЯШКВОРНЕВАЯБЕСШЕВОРНЕВАЯ ( рычажная ) МАКФЕРСОНА Поворотная цапфа Шкворень

3) Решение практических заданий В методических разъяснениях для отработки навыков по расшифровке дается алгоритм заполнения шаблона таблицы (с приведенными для образца двумя-тремя примерами) с пояснениями при работе с каждым типом маркировки, используя мнемоническую таблицу расшифровки. Проверка может осуществляться наложением перфорированного шаблона. Такой вид ВСР используется при изучении маркировок различных веществ, где дается много условий для расшифровок.Марка Буквенное сочетание Первая цифра Втораяцифра Третья цифра Четвертая цифра УАЗ ИЖ-2715

4) Составление опорного конспекта (графическое изображение структуры текста) 4.1.При составлении опорного конспекта обучающиеся действуют по алгоритму, позволяющему по текстовому описанию составить графическое простейшее изображение. Например: Кроме того, в методическом сопровождении к этому виду ВСР дается порядок обратного действия – составление простейшего определения уже по имеющемуся графическому изображению. Например: При изучении ПМ.01 «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта» даются характеристики каждого такта рабочего цикла ДВС в виде таблицы. В методических рекомендациях описывается алгоритм выполнения тривиального графического изображения описанных тактов. Такт Карбюраторный ДВС Схематическое изображение ВПУСКВпускной клапан открыт, выпускной закрыт, поршень движется от ВМТ к НМТ, входит горючая смесь

Например: При выполнении данных видов ВСР обучающиеся опираются на алгоритмы, содержащиеся в приложениях к «Положению о самостоятельной работе обучающихся». Например: При изучении ПМ.01 «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта» необходимо ознакомить обучающихся с видами подвижных и неподвижных соединений. На уроке с помощью ЭР демонстрируется каждый вид соединения и описывается его определение. Самостоятельно обучающиеся около каждого определения зарисовывают схематическое обозначение соединения на заранее оставленном в конспекте свободном месте.

5) Учебно-исследовательская работа За определенный период времени собирается материал по неисправностям и их причинам в каком-то определенном узле или системе автомобиля. В методических разъяснениях даются на выбор различные варианты оформления отчета (табличные, текстовые, схемные) и ход работы при заполнении «карты». Обязательно в качестве образца присутствует лучший отчет, выполненный в предыдущий период обучающимися лицея Системы питания МаркаК -jetronic L-jetronic Распределен ный впрыск Непосредст венный впрыск

6) Создание тематических кластеров При изучении ПМ.01 «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта» за период учебной и по возможности производственной практики составляются технологические карты на разборку-сборку, ТО узлов и систем. В методических разъяснениях описывается алгоритм составления техкарт, методы самопроверки и взаимопроверки и возможных типичных ошибках, встречающихся при выполнении задания. Данный вид ВСР обладает большой трудоемкостью. ОперацияКрепеж Инструмент, приспособления Примечание Снять клемму «-» АКБ Гайка М 8- 2 шт. Ключ на 12 проверить отсутствие подтеков электролита на корпусе батареи

7) Наблюдение и сбор материалов в процессе практики В методических разъяснениях даются несколько шаблонных таблиц для пролонгированного заполнения с детализированным анализом каждого условия (каждая таблица содержит большое количество строк и столбцов). В процессе учебной и, особенно, производственной практики производится наблюдение, сбор информации по заданным или выбранным условиям: преобладающие неисправности в зимнее время, по гарантии; «слабые места» автомобилей по маркам, годам выпуска; трудности выполнения операции ТО по узлам и механизмам разных автомобилей). Данный вид ВСР рассчитан на длительный срок выполнения с небольшой трудоемкостью, является статистическим обзором и дополнением к дневнику практики

8) Опытно-экспериментальная работа В методических разъяснениях даются пошаговые действия, перечень необходимого оборудования и материалов, перечисляются условия, при которых возможно выполнение этого вида ВСР. Особо (красным цветом) выделяются условия техники безопасности на каждом шаге работы. Результаты заносятся в шаблонную итоговую таблицу. Например: Например: Имитируются внешние условия воздействия на узлы и механизмы (АКБ добавляется определенный объем дистиллированной воды и проводяться этапы ТО и проверки АКБ при различной температуре на пусковые качества. Данный вид ВСР имеет повышенный класс опасности и предлагается обучающимся только с учетом психологических характеристик.

ВЫВОД Использование ВСР направлено на усвоение программного материала тем, не изучаемых или изучаемых недостаточно полно на занятиях. Цель создания методических указаний и рекомендаций ВСР ставится преподавателем сообразно задачам курса, требованиям по оптимизации образовательного процесса, потребностям обучающихся. Приемы, методики, технологии кладутся в основу разработки методических указаний и рекомендаций, составляют их методическую ценность, тиражируются для использования другими преподавателями ОУ в целях оптимизации учебного процесса.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !