1 (способы формирования). 1.ФГОС – сущность трансформации 2.Понятийный аппарат формирования УУД формирования УУД 3.Возможности предметов для реализации.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
L/O/G/O Способы их формирования ФГОС второго поколения Универсальные учебные действия.
Advertisements

. Понятие «универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика.
Формирование универсальных учебных действий основная задача введения ФГОС Формирование универсальных учебных действий основная задача введения ФГОС.
ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования» Тамбов 2010 года Механизмы формирования универсальных учебных действий в системе начального.
Понятие «Универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика к.
второго поколения ФГОС второго поколения определяет ФГОС определяет Требования к структуре основных общеобразовательных программ Требования к результатам.
Учебная ситуация – это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая.
Требования к результатам освоения образовательных программ.
Стандарты второго поколения Фундаментальное ядро содержания общего образования функции Система ведущих идей, теорий, основных понятий, Относящихся к областям.
Универсальные учебные действия ( УУД ). Что же такое универсальные учебные действия?
Средства формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы.
Межкафедральный семинар «Принципы и методы организации управляемой самостоятельной работы студентов» к.и.н. Ковалева М.В.
Деятельностный подход в обучении как механизм формирования универсальных учебных действий.
Формирование универсальных учебных действий (УУД) на уроке Формирование универсальных учебных действий (УУД) на уроке «Деятельность формируется только.
Формирование Универсальных Учебных Действий. Универсальные учебные действия (УУД) УУД -умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию.
Презентация выполнена зам.директора по учебной части, учителем начальных классов МБОУ «СОШ 1» г. Микунь Бакуриной Н.Л.
СИСТЕМНО- ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК ОСНОВА ПОСТРОЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО УРОКА Учитель иностранного языка МБОУ – СОШ 1 г. Аркадака Терехова М. М.
Постановка учебной задачи на уроке Хвоинская В.А., МБОУ СОШ 13, г. Сургут.
Универсальные учебные действия как результат начального образования.
« Кто владеет информацией, тот владеет всем » Ли Якокка.
Транксрипт:

1 (способы формирования)

1.ФГОС – сущность трансформации 2.Понятийный аппарат формирования УУД формирования УУД 3.Возможности предметов для реализации компетентностного подхода реализации компетентностного подхода 4.Базовые образовательные технологии: подходы к отбору 5.УУД a.Формирование на уроках истории и обществознания 2

1.ФГОС – сущность трансформации 2.Понятийный аппарат формирования УУД 3.Возможности предметов для реализации компетентностного подхода 4.Базовые образовательные технологии: подходы к отбору 5.УУД a.Формирование на уроках истории и обществознания 3

Умения! Работа с разной информацией!!! СПОСОБНОСТИ!!! Умения! Работа с разной информацией!!! СПОСОБНОСТИ!!! Как учить: «Учить учиться» Овладевать разными способами работы с информацией ХОРОШИЙ РАБОТНИК 1.ФГОС – сущность трансформации ЗНАНИЯ? Актуальность информации? Диплом? Прошлые достижения? ЗНАНИЯ? Актуальность информации? Диплом? Прошлые достижения? 4

«Востребован специалист, который не будет ждать инструкций, а вступит в жизнь со сложившимся творческим, проектно-конструктивным и духовно-личностным опытом» 1 5 Развитие навыков самостоятельного решения «задач» и оценки результатов своей деятельности Развитие навыков самостоятельного решения «задач» и оценки результатов своей деятельности Как учить: Новые знания «открывают дети» Рефлексия как способ развития самооценки ХОРОШИЙ РАБОТНИК 1.ФГОС – сущность трансформации

Ученики решают предметные задачи, а в жизни все проблемы межпредметны Ученики решают предметные задачи, а в жизни все проблемы межпредметны 6 Формирование общеучебных умений, навыков и компетенций 1.ФГОС – сущность трансформации Как учить: Работая на метапредметные результаты

7 Групповая работа: 1.ФГОС – сущность трансформации ЗАДАНИЕ 1: Составьте из «кубиков» кластер (в кейсе метод. рекомендации по составлению кластера) ЗАДАНИЕ 1: Составьте из «кубиков» кластер (в кейсе метод. рекомендации по составлению кластера)

8 Логика развития общества и производства привела к осознанию того, что истинное совершенствование жизни связано не столько с внешней образованностью человека, усвоением им той или иной системы знаний и умений, сколько с развитием его ума и способностей, системы ценностей и мотивационных установок 18. ЗНАНИЯ? Актуальность информации? Диплом? Прошлые достижения? ЗНАНИЯ? Актуальность информации? Диплом? Прошлые достижения? Умения! Умения! Работа с разной информацией!!! СПОСОБНОСТИ!!! Умения! Умения! Работа с разной информацией!!! СПОСОБНОСТИ!!! Как учить: «Востребован специалист, который не будет ждать инструкций, а вступит в жизнь со сложившимся творческим, проектно-конструктивным и духовно-личностным опытом» 1 Развитие навыков самостоятельного решения «задач» Развитие навыков самостоятельного решения «задач» и оценки результатов своей деятельности Развитие навыков самостоятельного решения «задач» Развитие навыков самостоятельного решения «задач» и оценки результатов своей деятельности ХОРОШИЙ РАБОТНИК Новые знания «открывают дети» Рефлексия как способ развития самооценки Новые знания «открывают дети» Рефлексия как способ развития самооценки Формирование общеучебных умений, навыков и компетенций Работая на метапредметные результаты «Учить учиться» Овладевать разными способами работы с информацией «Учить учиться» Овладевать разными способами работы с информацией 1.ФГОС – сущность трансформации Ученики решают предметные задачи, а в жизни все проблемы межпредметны Ученики решают предметные задачи, а в жизни все проблемы межпредметны

1.ФГОС – сущность трансформации ПАРАМЕТРЫ СРАВНЕНИЯ «СТАРЫЙ ИНСТИТУТ»«НОВЫЙ ИНСТИТУТ» Базовая институциональная форма Школа Индивидуальная образовательная программа (ИОП) Ролевая матрица (институция) Учитель – ученик Учитель (тьютор) социальный продюсер – учащийся (носитель ИОП) Базовый процессУчениеОбразовательная рефлексия Базовый объект в процессе Элементы культуры (тексты) Способ мышления и деятельности (способности) уч-ся Организационные условия Аудитория и коллектив Образовательное событие (индивидуальное или групповое) Методическая единица Учебный предмет (дисциплина) Образовательный модуль Основной предмет концептуализации Программа обучения Программа образования: обучения, социальное практики, образовательной рефлексии Основа легитимации института Общий стандарт обучения Индивидуальная образовательная история ЦельПередача ЗУН Развитие мышления и деятельности, академическая мобильность Смысл Передача культурных образцов от старшего поколения к младшему Подготовка к продуктивному решению жизненных проблем в меняющемся мире 9

изменение оценки результатов обучения (оценка не только предметных ЗУН, но и, прежде всего, метапредметных и личностных результатов) 10 1.ФГОС – сущность трансформации не растрачивая потенциала советской школы предлагает конкретные инструменты отвечая требованиям времени смещает акцент на формирование у ученика личностных качеств созидателя и творца, его духовно-нравственное воспитание и развитие изменение метода обучения (с объяснительного на деятельностный) изменение системы аттестации учителей (оценка качества управления учебной деятельностью учащихся) «Великая цель образования это не знания, а действия» Герберт Спенсер

11 1.ФГОС – сущность трансформации индивидуальные образовательные траектории, индивидуальные результаты, индивидуальный успех учащихся, индивидуальный прирост, индивидуальные достижения, индивидуальные качественные приращения. Процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно- нравственного и социальногоопыта позволяетформировать интегральные способности решать возникающие в различных сферах жизни конкретные проблемы, используя способности в условиях, отличных от тех, в которых эти компетентности изначально возникли (Андреев А.Л.) Результат готовность к продуктивному см. и ответственному действию на следующем этапе обучения (эталон в принципе не задается, а обучение и проверка результата ведутся на нестандартных задачах) Обучение – процесс приобретения опыта решения значимых практико- ориентированных проблем Внесение личностного смысла в образовательный процесс (для уч-ся) ОБЩЕЕ: ФГОС: Целью системно- деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Предписывается и Советом Европы (Совет Культурной Кооперации), и российской «Концепцией модернизации российского образования до 2010 года»

12 РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАНИЯ Предметные акцент делается преимущественно на когнитивную сферу, на преломление универсальных способов учебных действий через призму учебных предметов Метапредметные (УУД ) затрагивают все основные сферы личностного развития: когнитивную, эмоциональную, волевую… Личностные жизненные установки, ценностные ориентации, отношения, саморегуляция… акцент делается на эмоционально-волевой сферах личностного развития деятельностный подход в построении УВП (урок в логике формирования УД) 1.ФГОС – сущность трансформации индивидуальный прогресс в развитии основных сфер личностного развития через освоение универсальных и специфических для отдельных предметов способов действий, достижение на этой основе способности к развитию « компетентности к обновлению компетенций »

13 ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ Математическая грамотность Языковая грамотность Естественнонаучная грамотность Грамотность чтения КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ Умения учиться как основа учебной (образовательной компетентности) Учебное сотрудничество как основа коммуникативной компетентности Грамотность чтения информационных текстов как основа информационной компетентности СОЦИАЛЬНЫЙ ОПЫТ Игра Практики Организационная деятельность Трудовая деятельность КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ (социализация и успешность) Сквозные образовательные результаты (инициатива, самостоятельность, ответственность) 1.ФГОС – сущность трансформации

14 1.ФГОС – сущность трансформации Первое представленное в программах, подлежат усвоению и контролю "скрытое образование" (В.И. Слободчиков) – является вторичным продуктом образовательного процесса (все результаты, способствующие формированию компетентности, личностного опыта и других показателей образованности, которые нельзя сложить из набора знаний и умений) Второе

15 1.ФГОС – сущность трансформации

16 1.ФГОС – сущность трансформации Групповая работа Задание 2: 1.Прочитайте фрагмент текста «От умения сотрудничать к умению учить себя». 2.Выпишите из текста: 1)Главную мысль 2)Самую ценную цитату (тезис) 3)2-3 аргумента в пользу тезиса Задание 2: 1.Прочитайте фрагмент текста «От умения сотрудничать к умению учить себя». 2.Выпишите из текста: 1)Главную мысль 2)Самую ценную цитату (тезис) 3)2-3 аргумента в пользу тезиса 4)Выберите «спикера», который озвучит работу группы для других слушателей

4. Контроль ФГОС – сущность трансформации Формирование любых личностных новообразований умений, способностей, личностных качеств, возможно лишь в деятельности (Л.С. Выготский). 3. Тренинг, самоконтроль и коррекция. 2. Освоение того, как это УУД надо выполнять. 1. Первичный опыт выполнения УУД и мотивация. Формирование любых умений и действий (в т.ч. УУД) проходит через этапы:

18 Базисный образовательный план Основная образовательная программа (три – на каждую ступень) Планируемые результаты Планируемые результаты и примерные учебные программы по отдельным предметам Программа формирования и развития универсальных учебных действий Программа формирования и развития универсальных учебных действий Модели оценочной деятельности Базовые образовательные технологии 1.ФГОС – сущность трансформации Стандарты являются документом опосредованного действия. Они воздействуют на образовательный процесс через совокупность нормативных и инструктивно-методических документов: СТРУКТУРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ: 1. Пояснительная записка. Планируемые результаты. 2. Планируемые результаты. 3. Учебный план. Программа формирования у учащихся универсальных учебных действий. 4. Программа формирования у учащихся универсальных учебных действий. 5. Программы отдельных учебных предметов и курсов

1.ФГОС – сущность трансформации 19 Конечной целью обучения является формирование способов действия. Способы действия могут быть сформированы только в результате деятельности, которую, если она специально организуется, называют учебной деятельностью. Задача учителя не передача знаний, а управление учебной деятельностью. Задачей обучаемого является обучение умению осуществлять деятельность или выполнять действия и операции, с помощью которых она реализуется.

20

1.ФГОС – сущность трансформации 2.Понятийный аппарат формирования УУД формирования УУД 3.Возможности предметов для реализации компетентностного подхода 4.Базовые образовательные технологии: подходы к отбору 5.УУД a.Формирование на уроках истории и обществознания 21

Задание: Составьте матрешку из понятий Задание: Составьте матрешку из понятий Ответ: 1 – а, 2 – б, 3 – в, 4 – г. Ответ: 1 – а, 2 – б, 3 – в, 4 – г. 22 Задание 3: (см. кейс) соотнесите понятие с расшифровкой Задание 3: (см. кейс) соотнесите понятие с расшифровкой 2. Понятийный аппарат формирования УУД Групповая работа

ПонятиеТрактовка в педагогике ОПЕРАЦИЯ А. Н. Леонтьев определил операцию как способ осуществления действия. Одна и та же цель, соотносимая с действием, м. б. достигнута в разных условиях, поэтому одно действие м. б. реализовано разными операциями. Вместе с тем одна и та же операция может входить в разные действия. УЧЕБНОЕ ДЕЙСТВИЕ Структурная единица учебной деятельности, процесс, направленный на достижение некоторой учебной цели. УНИВЕР- САЛЬНОЕ УЧЕБНОЕ ДЕЙСТВИЕ Учебное действие, имеющее надпредметный характер. Совокупность способов действий учащегося, которые обеспечивают его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая и организацию этого процесса. УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬ- НОСТЬ Процесс самоизменения человека, результатом которого являются приобретенные им на основе рефлексивного метода новые знания, умения и способности. 2. Понятийный аппарат формирования УУД 23

Согласно ФГОС УУД– это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению. В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса Понятийный аппарат формирования УУД

25 Учебная деятельность УУД Учебное действие Операция 2. Понятийный аппарат формирования УУД

26 2. Понятийный аппарат формирования УУД Субъект – хозяин своей деятельности : руководствуется разумом ставит цели, решает задачи, определяет траекторию достижения цели ( задач ), отвечать за результаты, занимается самоанализом ( рефлексия ). Структурная « единица » учебной деятельности : ее полный замкнутый цикл : дети – самостоятельно или с помощью учителя – обнаруживают и исследуют предмет деятельности, преобразуют его, частично – запоминают.

Учебным действием является лишь то действие, которое «цепляет» ум ученика Понятийный аппарат формирования УУД Интериоризация – овладение общественно выработанными способами действий, превращение внешних действий во внутренние умственные процессы (присвоение). Ф ормирование внутренних структур человеческой психики посредством усвоения внешней социальной деятельности, присвоения жизненного опыта, становления психических функций и развития в целом. Любое сложное действие, прежде чем стать достоянием разума, должно быть реализовано вовне. Знать – значит не просто помнить определенные знания, а выполнять определенную деятельность, связанную с этими знаниями.

Смысловая личностная установка Смысловая личностная установка (А.Г. Асмолов) – форма выражения личностного смысла в виде готовности к совершению определенным образом направленной деятельности (актуализируется мотивом деятельности) Понятийный аппарат формирования УУД Смысл, выступая связующим звеном мотивации и познания, обеспечивает единство ценностей в их побудительной и регулятивной функциях. Смысл, выступая связующим звеном мотивации и познания, обеспечивает единство ценностей в их побудительной и регулятивной функциях. Личностный смысл (в рамках системно- деятельностного подхода) характеризует отражение в сознании личности мотива к цели действия. Личностный смысл (в рамках системно- деятельностного подхода) характеризует отражение в сознании личности мотива к цели действия. Действие смыслообразования направлено на установление личностного смысла действия. Действие смыслообразования направлено на установление личностного смысла действия.

Вид\уровень сформированности Действие смыслообразования 0 уровень – прагматичный включает ситуационные смыслы, определенные самой предметной логикой задачи достижения цели в конкретных условиях 1 уровень – эгоцентричный определяется личной выгодой, честолюбием, удобством, престижностью 2 уровень – группоцентрич- ный определяющее значение имеет близкое окружение, чьи интересы и устремления отождествляются со своими или ставятся выше собственных, мотивы и эмоциональная направленность зависят от пользы для группы 3 уровень – просоциальный внутренняя устремленность человека направлена на создание деятельности и продукта на благо другим, обществу в целом (коллективная, общественная и общечеловеческая смысловая психологическая ориентация) 4 уровень – духовный человек рассматривает себя и других людей в связи с высшими духовными ценностями 2. Понятийный аппарат формирования УУД 29

1.ФГОС – сущность трансформации 2.Понятийный аппарат формирования УД УД 1.Возможности предметов для реализации компетентностного подхода 2.Базовые образовательные технологии: подходы к отбору 3.УУД a.Формирование на уроках истории и обществознания 30

Критерии сравнения «Академические»«Компетентностные»Предметы Биология, Граждановедение, География, Ин.языки, Информатика, История, Литература, Математика, ОБЖ, Обществознание, Право, Русский язык, Технология, Физика, Химия, Экономика, Экология Основасодержания Науки, теоретически знания (преобладает знаниевое содержание) Формы практической деятельности человека (преобладает деятельностное содержание) Степень реали- зации подхода Высокая/Средняя Средства формирования ключевых компетенций Оптимальные формы оценивания результатов Общая роль группы предметов в УВП 1.Образуют элементарный знаниевый «базис». Необходимы для подготовки к получению образования на другом уровне 2.Образуют более сложную компетентностную «надстройку». Необходимы для подготовки к эффективной жизнедеятельности Возможности предметов для реализации компетентностного подхода Групповая работа

Критерии сравнения «Академические»«Компетентностные»Предметы История, Русский язык, Биология, География, Химия, Физика, Математика Обществознание, Право, Технология, Граждановедение, ОБЖ, Экономика, Литература, Ин.языки, Информатика, Экология Основасодержания Науки, теоретически знания (преобладает знаниевое содержание) Формы практической деятельности человека (преобладает деятельностное содержание) Степень реали- зации подхода СредняяВысокая Средства формирования ключевых компетенций 1.Подбор технологий обучения 2.Акцентирование прикладных аспектов содержания 3. Интеграция с уч. предметами компетентностной группы 1.Подбор технологий обучения 2. Проблематизация содержания в контексте сегодняшней и завтрашней жизни учеников 3.Организация внеурочной социальной практики Оптимальные формы оценивания результатов Экзамен Тест (оценка знаний, умений и навыков) Портфолио (оценка достижений и продуктов деятельности) Общая роль группы предметов в УВП Образуют элементарный знаниевый «базис». Необходимы для подготовки к получению образования на другом уровне Образуют более сложную компетентностную «надстройку». Необходимы для подготовки к эффективной жизнедеятельности 3. Возможности предметов для реализации компетентностного подхода Как распределили предметы? 32

Критерии сравнения «Академические»«Компетентностные»Предметы История, Русский язык, Биология, География, Химия, Физика, Математика Обществознание, Право, Технология, Граждановедение, ОБЖ, Экономика, Литература, Ин.языки, Информатика, Экология Основасодержания Науки, теоретически знания (преобладает знаниевое содержание) Формы практической деятельности человека (преобладает деятельностное содержание) Степень реали- зации подхода СредняяВысокая Средства формирования ключевых компетенций 1.Подбор технологий обучения 2.Акцентирование прикладных аспектов содержания 3. Интеграция с уч. предметами компетентностной группы 1.Подбор технологий обучения 2. Проблематизация содержания в контексте сегодняшней и завтрашней жизни учеников 3.Организация внеурочной социальной практики Оптимальные формы оценивания результатов Экзамен Тест (оценка знаний, умений и навыков) Портфолио (оценка достижений и продуктов деятельности) Общая роль группы предметов в УВП Образуют элементарный знаниевый «базис». Необходимы для подготовки к получению образования на другом уровне Образуют более сложную компетентностную «надстройку». Необходимы для подготовки к эффективной жизнедеятельности 3. Возможности предметов для реализации компетентностного подхода Что является основой содержания? 33

Критерии сравнения «Академические»«Компетентностные»Предметы История, Русский язык, Биология, География, Химия, Физика, Математика Обществознание, Право, Технология, Граждановедение, ОБЖ, Экономика, Литература, Ин.языки, Информатика, Экология Основасодержания Науки, теоретически знания (преобладает знаниевое содержание) Формы практической деятельности человека (преобладает деятельностное содержание) Степень реали- зации подхода СредняяВысокая Средства формирования ключевых компетенций 1.Подбор технологий обучения 2.Акцентирование прикладных аспектов содержания 3. Интеграция с уч. предметами компетентностной группы 1.Подбор технологий обучения 2. Проблематизация содержания в контексте сегодняшней и завтрашней жизни учеников 3.Организация внеурочной социальной практики Оптимальные формы оценивания результатов Экзамен Тест (оценка знаний, умений и навыков) Портфолио (оценка достижений и продуктов деятельности) Общая роль группы предметов в УВП Образуют элементарный знаниевый «базис». Необходимы для подготовки к получению образования на другом уровне Образуют более сложную компетентностную «надстройку». Необходимы для подготовки к эффективной жизнедеятельности 3. Возможности предметов для реализации компетентностного подхода Какова степень реализации комп.подхода? 34

Критерии сравнения «Академические»«Компетентностные»Предметы История, Русский язык, Биология, География, Химия, Физика, Математика Обществознание, Право, Технология, Граждановедение, ОБЖ, Экономика, Литература, Ин.языки, Информатика, Экология Основасодержания Науки, теоретически знания (преобладает знаниевое содержание) Формы практической деятельности человека (преобладает деятельностное содержание) Степень реали- зации подхода СредняяВысокая Средства формирования ключевых компетенций 1.Подбор технологий обучения 2.Акцентирование прикладных аспектов содержания 3. Интеграция с уч. предметами компетентностной группы 1.Подбор технологий обучения 2. Проблематизация содержания в контексте сегодняшней и завтрашней жизни учеников 3.Организация внеурочной социальной практики Оптимальные формы оценивания результатов Экзамен Тест (оценка знаний, умений и навыков) Портфолио (оценка достижений и продуктов деятельности) Общая роль группы предметов в УВП Образуют элементарный знаниевый «базис». Необходимы для подготовки к получению образования на другом уровне Образуют более сложную компетентностную «надстройку». Необходимы для подготовки к эффективной жизнедеятельности 3. Возможности предметов для реализации компетентностного подхода Какие средства формирования предложили? 35

Критерии сравнения «Академические»«Компетентностные»Предметы История, Русский язык, Биология, География, Химия, Физика, Математика Обществознание, Право, Технология, Граждановедение, ОБЖ, Экономика, Литература, Ин.языки, Информатика, Экология Основасодержания Науки, теоретически знания (преобладает знаниевое содержание) Формы практической деятельности человека (преобладает деятельностное содержание) Степень реали- зации подхода СредняяВысокая Средства формирования ключевых компетенций 1.Подбор технологий обучения 2.Акцентирование прикладных аспектов содержания 3. Интеграция с уч. предметами компетентностной группы 1.Подбор технологий обучения 2. Проблематизация содержания в контексте сегодняшней и завтрашней жизни учеников 3.Организация внеурочной социальной практики Оптимальные формы оценивания результатов Экзамен Тест (оценка знаний, умений и навыков) Портфолио (оценка достижений и продуктов деятельности) Общая роль группы предметов в УВП Образуют элементарный знаниевый «базис». Необходимы для подготовки к получению образования на другом уровне Образуют более сложную компетентностную «надстройку». Необходимы для подготовки к эффективной жизнедеятельности 3. Возможности предметов для реализации компетентностного подхода Формы и способы оценивания? 36

Критерии сравнения «Академические»«Компетентностные»Предметы История, Русский язык, Биология, География, Химия, Физика, Математика Обществознание, Право, Технология, Граждановедение, ОБЖ, Экономика, Литература, Ин.языки, Информатика, Экология Основасодержания Науки, теоретически знания (преобладает знаниевое содержание) Формы практической деятельности человека (преобладает деятельностное содержание) Степень реали- зации подхода СредняяВысокая Средства формирования ключевых компетенций 1.Подбор технологий обучения 2.Акцентирование прикладных аспектов содержания 3. Интеграция с уч. предметами компетентностной группы 1.Подбор технологий обучения 2. Проблематизация содержания в контексте сегодняшней и завтрашней жизни учеников 3.Организация внеурочной социальной практики Оптимальные формы оценивания результатов Экзамен Тест (оценка знаний, умений и навыков) Портфолио (оценка достижений и продуктов деятельности) Общая роль группы предметов в УВП Образуют элементарный знаниевый «базис». Необходимы для подготовки к получению образования на другом уровне Образуют более сложную компетентностную «надстройку». Необходимы для подготовки к эффективной жизнедеятельности 3. Возможности предметов для реализации компетентностного подхода Какова роль в УВП? 37

1.ФГОС – сущность трансформации 2.Понятийный аппарат формирования УУД 3.Возможности предметов для реализации компетентностного подхода 4.Базовые образовательные технологии: подходы к отбору 5.УУД a.Формирование на уроках истории и обществознания 38

«Сведений науки не следует сообщать учащемуся, но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, самодеятельно ими овладевал. Такой метод обучения наилучший, самый трудный, самый редкий. Изложение, считывание, диктовка против него – детская забава. Зато такие приемы и никуда и не годятся…» Базовые образовательные технологии: подходы к отбору подходы к отбору 4. Базовые образовательные технологии: подходы к отбору подходы к отбору А. Дистервег, ХIХ век

4. Базовые образовательные технологии: подходы к отбору подходы к отбору 4. Базовые образовательные технологии: подходы к отбору подходы к отбору 40

4. Базовые образовательные технологии: подходы к отбору подходы к отбору 4. Базовые образовательные технологии: подходы к отбору подходы к отбору Информационные и коммуникативные технологии (коммуникация: общение, переработка информации, отвечание на чужой «текст») Технология, основанная на создании учебной ситуации (решение практических задач, значимых для изучения окружающего мира), проблемное обучение Технология, основанная на реализации проектной деятельности Технология, основанная на реализации проектной деятельности Технология, основанная на уровневой Технология, основанная на уровневой дифференциации обучения дифференциации обучения 41

42 4. Базовые образовательные технологии: подходы к отбору подходы к отбору 4. Базовые образовательные технологии: подходы к отбору подходы к отбору При любом методе работу нужно строить таким образом, чтобы у детей возникали познавательные вопросы, которые требуют самостоятельного осмысления материала, выводов, обобщений и проверки их на практике. Все методы окажутся эффективными только в том случае, если вызовут напряженную мыслительную работу ученика, направленную на решение познавательных и практических задач.

43 Информатизация образования – это приведение системы образования в соответствие с потребностями и возможностями информационного общества Образовательная деятельность на основе ИКТ: Образовательная деятельность на основе ИКТ: открытое (но контролируемое) пространствооткрытое (но контролируемое) пространство информационных источников, информационная поддержка учебного процесса. информационная поддержка учебного процесса. 4. Базовые образовательные технологии: подходы к отбору подходы к отбору 4. Базовые образовательные технологии: подходы к отбору подходы к отбору

44 Между обучением и психическим развитием человека всегда стоит его деятельность Образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие 4. Базовые образовательные технологии: подходы к отбору подходы к отбору 4. Базовые образовательные технологии: подходы к отбору подходы к отбору

45 Этапы: Этапы: 1.Решение 2.Цель 3.Задачи 4.План и 5.Программа 6.Проверка «на реализуемость» 7.Выполнение 8.Презентация 4. Базовые образовательные технологии: подходы к отбору подходы к отбору 4. Базовые образовательные технологии: подходы к отбору подходы к отбору Триада:замысел--реализация--продукт

46 4. Базовые образовательные технологии: подходы к отбору подходы к отбору 4. Базовые образовательные технологии: подходы к отбору подходы к отбору Программно формируется умение детей работать в группе, принимать помощь от одноклассников и оказывать помощь, вести урок (фрагмент урока), формулировать содержательную часть проекта, оформлять результат (доклад, выпуск газеты, репортаж, презентация…) Особое внимание уделяется обучению детей работе с источниками информации (оглавление учебника как программа ученика; таблицы, диаграммы, иллюстрации учебников, их справочники и словари).

47 4. Базовые образовательные технологии: подходы к отбору подходы к отбору 4. Базовые образовательные технологии: подходы к отбору подходы к отбору Основные принципы: открытость системы требований,открытость системы требований, предъявление образцов деятельности,предъявление образцов деятельности, «ножницы» между базовым и повышенными«ножницы» между базовым и повышенными уровнями требований, посильность базового уровня, обязательность егопосильность базового уровня, обязательность его освоения всеми уч-ся, добровольность в освоении повышенных уровнейдобровольность в освоении повышенных уровнейтребований, работа с группами «подвижного» состава,работа с группами «подвижного» состава, накопительная система оценивания.накопительная система оценивания. Основа: дифференциация требований к уровню освоения, явное выделение базового и повышенных уровней

48 4. Базовые образовательные технологии: подходы к отбору подходы к отбору 4. Базовые образовательные технологии: подходы к отбору подходы к отбору Мотивировать поиск существенных особенностей новой ситуации, в которой надо действовать Мотивировать поиск существенных особенностей новой ситуации, в которой надо действовать Ставить ребенка в ситуацию, где его привычные способы действия с очевидностью непригодны Ставить ребенка в ситуацию, где его привычные способы действия с очевидностью непригодны Не давать образцов Не давать образцовтехнологическая основа системно-деятельностного основа системно-деятельностного подхода (СДП) Г. А. Цукерман, доктор псих. наук

4. Базовые образовательные технологии: подходы к отбору подходы к отбору 4. Базовые образовательные технологии: подходы к отбору подходы к отбору 49 Групповая работа Задание 5: 1.Прочитайте текст «Стандарт». 2.Составьте синквейн по прочитанному тексту («автор» - группа – см.4-ую строку). Задание 5: 1.Прочитайте текст «Стандарт». 2.Составьте синквейн по прочитанному тексту («автор» - группа – см.4-ую строку).

4. Базовые образовательные технологии: подходы к отбору подходы к отбору 4. Базовые образовательные технологии: подходы к отбору подходы к отбору Позиция воспитателя создает условия для создает условия для приобретения детьми жизненного опыта (общения, выбора, ответ- ственного поведения, саморегуляции …), само- стоятельной выработ- ки жизненных ценностей со-участник, со-участник, третейский судья Позиция педагогической поддержки * оказывает адресную помощь ребенку: не избавляя от проблемной ситуации, но помогая ее преодолевать Позиция учителя-профессионала демонстрирует культурные образцы действий демонстрирует культурные образцы действий инициирует пробные действия детей инициирует пробные действия детей консультирует, корректирует действия консультирует, корректирует действия ищет способы включить в работу каждого ищет способы включить в работу каждого 50

«мобильный класс» Переносная лаборатория учебные модели 4. Базовые образовательные технологии: подходы к отбору подходы к отбору 4. Базовые образовательные технологии: подходы к отбору подходы к отбору 51

Учебное пространство: место учителя,место учителя, свободно оформляемое местосвободно оформляемое место для работы учащихся, «центральное» место для«центральное» место длявыступлений, «центральная» доска,«центральная» доска, рабочие доски,рабочие доски, уголок книг и другихуголок книг и других информационных источников, аудио- и видеоцентр,аудио- и видеоцентр, центр «письма»центр «письма» стол с раздаточнымистол с раздаточнымиматериалами выставки, стенды и т.п.выставки, стенды и т.п. 4. Базовые образовательные технологии: подходы к отбору подходы к отбору 4. Базовые образовательные технологии: подходы к отбору подходы к отбору Назначение: для подвижных занятий и для спокойной работы,для подвижных занятий и для спокойной работы, для общения и для уединения,для общения и для уединения, для «пробы сил» и для демонстрации достижений,для «пробы сил» и для демонстрации достижений, для поиска информациидля поиска информации 52

1.ФГОС – сущность трансформации 2.Понятийный аппарат формирования УУД 3.Возможности предметов для реализации компетентностного подхода 4.Базовые образовательные технологии: подходы к отбору 5. УУД a.Формирование на уроках истории и обществознания 53

54 5. УУД

выявление и освоение учащимися способа действия формирования умения контролировать свои действия включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач наличие у детей познавательного мотива выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний УУД Какой этап первый? Этапы могут быть определены и иначе

После формирования, отработки, закрепления требуемого умения, уровень сформированности УУД контролирует учитель УУД При формировании умения ставить перед собой цель вначале уч-ся под руководством учителя приобретают опыт целеполагания на уроках по разным учебным предметам Затем организуется их мотивация и знакомство с понятием цели деятельности и алгоритмом целеполагания Далее уч-ся начинают уже см. применять изученный способ действия на уроках по разным предметам и во внеурочной деятельности, рефлектировать свой опыт, уточнять и корректировать свои действия, осуществлять их самоконтроль

57 5. УУД

58 5. УУД МОТИВАЦИЯ (само- определение) МОТИВАЦИЯ ПРОБНОЕ ДЕЙСТВИЕ актуализация индивидуального затруднения ПРОБНОЕ ДЕЙСТВИЕ актуализация индивидуального затруднения ЗАТРУДНЕНИЕЗАТРУДНЕНИЕ Выявление места и причины затруднения Построение проекта выхода из затруднения РЕАЛИЗАЦИЯ ПОСТРОЕННОГО ПРОЕКТА ЗАКРЕПЛЕНИЕЗАКРЕПЛЕНИЕ САМОКОНТРОЛЬСАМОКОНТРОЛЬ САМООЦЕНКАСАМООЦЕНКА Осознание цели действования

Краткое описание этапов урока открытия нового знания в технологии деятельностного метода обучения Перечень УУД, выполняемых уч-ся на данных этапах 1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство УД. С этой целью на данном этапе организуется мотивирование ученика к УД, а именно: 1) актуализируются требования к нему со стороны УД («надо»); 2) создаются условия для возникновения у него внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»); 3) устанавливаются тематические рамки («могу»). В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в УД (субъектный и личностный уровни). - самоопределение (Л); - смыслообразование (Л); - внутренняя позиция школьника (Л); - учебно-познава- тельная мотивация (Л); - планирование учебного сотрудничества (К) 5. УУД 2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. На данном этапе организуется подготовка учащихся к откры- тию нового знания (актуализа- ция изученных способов дейст- вий мыслительных операций), выполнение ими пробного учебного действия и фиксация индивидуального затруднения. Завершение этапа связано с организацией выхода уч-ся в рефлексию пробного учебного действия - анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия (П); - осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); - извлечение необходимой информации из текстов (П); - использование знаково-символических средств (П); - структурирование знаний (П); - построение логической цепи рассуждений (П); - постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем (Р); - формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений (К); - волевая саморегуляция (Р). 59

Краткое описание этапов урока открытия нового знания в ТДМобучения Перечень УУД, выполняемых учащимися на данных этапах 3. Выявление места и причины затруднения. На данном этапе учащиеся должны: 1) Восстановить свои действия и выявить место – шаг, операцию, где возникло затруднение; 2) Соотнести свои действия с используемым способом и зафиксировать причину затруднения – те конкретные знания, умения или способнос- ти, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще. - волевая саморегуляция (Р); - синтез, сравнение, аналогия (П); - подведение под понятие (П); - использование знаково-символических средств (П); - постановка и формулирование проблемы (П); -формулирование и аргументация своего мнения; - учет разных мнений (К); УУД 4. Построение проекта выхода из затруднения. На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель, согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели; определяют средства, ресурсы и сроки. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов. -нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л); - постановка познавательной цели (П); -планирование, прогнозирование (Р); - построение речевых высказываний (П); -выбор наиболее эффективных способов решения задач (П); - планирование учебного сотрудничества (К); - разрешение конфликтов (К); - понимание относительности мнений и подходов для решения проблем (К)

5. УУД Речевая деятельность и работа с информацией Основные читательские умения Аналитические умения работы с учебной, художественной и научно- популярной литературой Библиографичес- кие умения работы с учебной, художественной и научно- популярной литературой Первоначальные умения передачи, поиска, хранения, преобразования, использования информации: умение работать с учебником, слова- рем, схемами, табли- цами, иллюстрация- ми, каталогом, художественными и адаптированными научно-популярными текстами; умение исполь- зовать компьютерную технику развитие экранного чтения Навык чтения – общеучебное умение понимать и воспроиз- водить смысл про- читанного. Аналитиче- ские умения работать с учебными, художест- венными и научно- популярными текста- ми. Библиографичес- кие умения. Овладение алгоритмом информа- ционного поиска (поиск информации из раз- личных источников) Экранное чтение. Умение воспринимать изобразитель- но-выразитель- ные средства языка, автор- скую позицию. Умение устанавливать причинно- следственные связи, выделять главную мысль текста. Умение правильно называть книгу - автора и заглавие произведения. Умение ориен- тироваться в учебной книге – пользоваться оглавлением, прикнижными словарями. Умение пользоваться методическим и справочным аппаратом учебника. 61

62 5. УУД обеспечивают ценностно- смысловую ориентацию учащихся обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности включают общеучебные, логические действия, действия постановки и решения проблем обеспечивают социальную компетентность, умение участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми

Личностные УУД Самопознание и само- определение личностное, профессиональное, жизненное Смысло- образование установление уч- ся связи между целью уч.деятельности (результатом) и ее мотивом Нравственно- этическое оценивание в т.ч. оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей) обеспечивающее личностный и моральный выбор УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях

5. УУД Что делать? Как? Зачем? Что изменилось? Что уже усвоено и что еще нужно усвоить? Обеспечивают обучающимся навыки организации своей учебной деятельности Целеполагание Планирование Прогнозирование Контроль Коррекция Саморегуляция постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено уч-ся, и того, что ещё неизвестно постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено уч-ся, и того, что ещё неизвестно определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий неизвестно предвосхищение результата в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона внесение изменений в результат своей деятельности, исходя из оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий Оценка выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы 64 Регулятивные

65 5. УУД Поста- новка и решение проблем Логичес- кие действия Обще- учебные действия Знаково- символи- ческие действия

66 5. УУД Обеспечивают умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; умение добывать и перерабатывать информацию, отвечать на чужой «текст» «текстом» своим. Планирование учебного сотрудничества Владение речью Владение алгоритмом поиска информации Разрешение конфликтов (контроль, коррекция, оценка действий партнера

Психологическая терминология Педагогическая терминология Язык ребенка Пед.ориентир (результат пед.воздействия, принятый и реализуемый школьником) знаю/могу, хочу, делаю Личностные универсальные учебные действия Воспитание личности Воспитание личности (Нравственное развитие и формирование познаватель- ного интереса) «Я сам» Что такое хорошо и что такое плохо «Хочу учиться» «Учусь успеху» «Живу в России» «Расту хорошим человеком» «В здоровом теле здоровый дух!» «Хочу учиться» «Учусь успеху» «Живу в России» «Расту хорошим человеком» «В здоровом теле здоровый дух!» Регулятивные универсальные учебные действия Самооргани- зация «Я могу» «Понимаю и действую» «Контролирую ситуацию» «Учусь оценивать» «Думаю, пишу, говорю, показываю и делаю» Познавательные универсальные учебные действия Исследователь- ская культура Исследователь- ская культура «Я учусь» «Ищу и нахожу» «Изображаю и фиксирую» «Читаю, говорю, понимаю» «Мыслю логически» «Решаю проблему» Коммуникатив- ные универсаль- ные учебные действия Культура общения Культура общения «Мы вместе» «Мы вместе» «Всегда на связи» «Я и Мы» 5. УУД 67

68 5. УУД

69 5. УУД Групповая работа ЗАДАНИЕ 8: Пользуясь подсказкой – текст «Пример. Конструирование задач» и «Матрицей…»… 1)Проанализируйте вопросы параграфа с тч.зр. их эффективности формирования УУД 2)Придумайте свой вопрос, «бьющий» на дефицитные УУД 3)Придумайте свой вопрос, работающий на метапредметный и личностный результат. ЗАДАНИЕ 8: Пользуясь подсказкой – текст «Пример. Конструирование задач» и «Матрицей…»… 1)Проанализируйте вопросы параграфа с тч.зр. их эффективности формирования УУД 2)Придумайте свой вопрос, «бьющий» на дефицитные УУД 3)Придумайте свой вопрос, работающий на метапредметный и личностный результат.

5. УУД Ответ История Вопрос параграфаУУД 1Каковы причины Кавказской войны? Почему эта война оказалась столь длительной? Покажите на карте основные места военных действий. Р-е, Р-ж, П-б, П-д, П-е, П-ж, Л-к, З-а, К-д. 2Что такое мюридизм? Почему он получил распространение на Сев.Кавказе? Р-е, Р-ж, П-б, П-ж, П-д, П-3, Л-и, К-д. 3 Дайте характеристику Шамилю. В чем причины его успехов и неудач? Л-б, Р-а, Р-е, Р-ж, П-б, П-в, П-г, П-д, П-ж, П-з, Л-д, Л-е, Л-з, Л-к, К-д. 4 Мог ли Шамиль, по вашему мнению, одержать победу в войне? Ответ аргументируйте. 5 Вспомните, какие известные деятели русской культуры участвовали в Кавказской войне. Узнайте, какие их произведения посвящены этой войне. Р-е, Р-ж, П-б, П-е, П-ж, К-д. 70

5. УУД Ответ Литература ВОПРОСУУД 1 Какие проблемы истории интересовали Пушкина? Как поэт относился к истории? Какие произведения на исторические темы, созданные Пушкиным, вам известны? Каким событиям они посвящены? Р-а, Р-б, Р-д, Р- е, Р-ж, П-а-к, Л- б, Л-е, Л-к, К-д. 2 Как вы понимаете высказывание поэта: «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие»? Л-б, Л-в, Р-е, Р- ж, П-е, П-ж, К- д. 3 «В творчестве Шекспира, Гёте, Скотта, Пушкина привлекало, – пишет литературовед Л.Фризман, – умение передать историческую действительность как подлинно жизненную правду». Как вы понимаете эти слова? Р-е, Р-ж, П-е, П- ж, К-д. 4В каком произведении, изученном вами в 7-м классе, Пушкин рассказывает об одном из событий Древней Руси и отталкивается при этом от летописного источника? Расскажите об этом. В каком из произведений поэта идет диалог двух герое в келье Чудова монастыря? Кто эти герои и о чем они ведут разговор? О каком труде «усердном, безымянном» идет речь и с какой целью создаются «правдивые сказанья»? Из каких произведений эти строки? Волхвы не боятся могучих владык, А княжеский дар им не нужен; Правдив и свободен их вещий язык И с волей небесною дружен… …Младая кровь играет; Смиряй себя молитвой и постом, И сны твои видений легких будут Исполнены… Р-б, Р-е, Р-к, П- б, П-в, П-е, П-ж, П-з, К-д. 71

Организация преемственности осуществляется при переходе от дошкольного образования к начальному образованию, от начального образования к основному образованию, от основного к среднему полному образованию. На каждой ступени образовательного процесса проводится диагностика (физическая, психологическая, педагогическая) готовности учащихся к обучению на следующей ступени. Стартовая диагностика определяет основные проблемы, характерные для большинства обучающихся, и в соответствии с особенностями ступени обучения на определенный период выстраивается система работы по преемственности. Преемственность формирования универсальных учебных действий по ступеням общего образования обеспечивается за счет: - принятия в педагогическом коллективе общих ценностных оснований образования, в частности - ориентация на ключевой стратегический приоритет непрерывного образования – формирование умения учиться. - четкого представления педагогов о планируемых результатах обучения на каждой ступени; - целенаправленной деятельности по реализации условий, обеспечивающих развитие УУД в образовательном процессе (коммуникативные, речевые, регулятивные, общепознавательные, логические и др.). Основанием преемственности разных ступеней образовательной системы становится ориентация на ключевой стратегический приоритет непрерывного образования – формирование умения учиться. Основанием преемственности разных ступеней образовательной системы становится ориентация на ключевой стратегический приоритет непрерывного образования – формирование умения учиться УУД

1. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе. // Педагогика. – – 10. – С Выготский Л.С. Собр. соч. / Л.С. Выготский. М., Т Габай Т.В. Учебная деятельность и ее средства. – М., Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка / П.Я. Гальперин. М., Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. М., Занков Л.В. Беседы с учителями. М.: Просвещение, Захарова А.В. Психология формирования самооценки / А.В. Захарова. Минск, Коротяев Б.И. Методы познания в учебном процессе //Советская педагогика. – Краевский В.В., Высоцкая С.И., Шубинский В.С. Умения и навыки как компонент содержания общего образования //Советская педагогика. – Кулько В.А., Цехмистрова Т.Д. Формирование у учащихся умения учиться: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, Курганов СЮ. Ребенок и взрослый в учебном диалоге / СЮ. Курганов. М., Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. М., Лошкарева Н.А. Формирование общеучебных умений и навыков школьников как составная часть целостного учебно-воспитательного процесса. М., Маркова А.К. Формирование мотивации учения / А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов. М., Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или как открывать знания с учениками: пособие для учителя. – М., Образовательная система «Школа 2100» - качественное образование для всех. Сборник материалов /Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Баласс, Петерсон Л.Г. Деятельностный метод обучения: образовательная система «Школа 2000…» / Построение непрерывной сферы образования. М., Петерсон Людмила Георгиевна МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА ОСНОВЕ ДИДАКТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ «ШКОЛА » Петерсон Л.Г., Агапов Ю.В., Кубыщева М.А., Петерсон В.А. Система и структура учебной деятельности в контексте современной методологии. М, АПК и ППРО, Петерсон Л.Г., Кубыщева М.А., Мазурина С.Е., Зайцева И.В. Что значит «уметь учиться». М., АПК и ППРО, Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении: теоретико-экспериментальное исследование. – М.: Педагогика, Пинский В.А. Азбука учебного труда. – М.: Просвещение, Платонов К.К. О знаниях, навыках, умениях. //Советская педагогика. – Психологическая теория деятельности: вчера, сегодня, завтра / под ред. А.А. Леонтьева. М., Психологические проблемы учебной деятельности школьников /Под ред. В.В. Давыдова. – М., Репкин В.В., Репкина Н.В. Развивающее обучение: теория и практика. Томск: Пеленг, Репкина Г.В., Заика Е.В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности. В помощь учителю начальных классов. Томск: Пеленг, Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. – М., Усова А.Б., Бобров А.А. Формирование у учащихся умений самостоятельно проводить наблюдения и опыты. – Челябинск, Усова А.Б., Бобров А.А. Формирование у учащихся учебных умений. М., (Новое в жизни, науке, технике. Серия «Педагогика и психология»; 7) 31. Формирование умений и навыков учебного труда в процессе обучения школьников. – М.: АПН СССР, Формирование учебной деятельности школьников /Под ред. В.В. Давыдова, И. Ломпшера, А.К. Марковой. – М.: Педагогика, Хамблин Д. Формирование учебных навыков /Пер. с англ. – М.: Педагогика, Цукерман Г.А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. Рига: Эксперимент, Цукерман Г.А., Поливанова К.Н. Введение в школьную жизнь. Томск: Пеленг, «Школа 2100». Приоритетные направления развития Образовательной программы /Под научной редакцией А.А. Леонтьева. вып. 4. М., «Баласс», Якиманская И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М., Якиманская И. С. Развивающее обучение. М.: Педагогика, Якобсон С.Г. Психологические проблемы этического развития детей / С.Г. Якобсон. М., Электронно-программные средства Давыдов В.В. О понятии развивающего обучения Давыдов В.В., Кудрявцев Т.В. Развивающее образование: теоретические основания преемственности дошкольной и начальной школьной ступеней Ильясов И.И. Новый взгляд на умственное развитие и развивающее обучение Репкин В.В., Репкина Г.В., Заика Е.В. О системе психолого-педагогического мониторинга в построении учебной деятельности. voppsy.ru/journals_all/issues/1997/1971/ html Электронный учебник по педагогической психологии: ido.edo.ru/journals_all/issues/1997/1971/ html. 73