Теории исторического развития и методы исторического познания Теории исторического развития и методы исторического познания 1.Методы исторического познания:

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Презентация урока для интерактивной доски по истории (10 класс) по теме: Россия в мировой истории.
Advertisements

История русской философской мысли. Русская философия в XI-XVIII вв. 1) XI век – митрополит Иларион В основе его философии – религия Главный труд – «Слово.
История. Предмет истории. История. Предмет истории. Связь истории с другими гуманитарными науками. Связь истории с другими гуманитарными науками. Функции.
ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ План 1. Представления об истории в эпоху Античности. 2. Христианская философия истории. Провиденциализм. 3. Философия истории Просвещения.
ИСТОРИЯ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ Культурология в России От идеалогии западно- ервопейского Просвещения до дискуссии «Западная Европа – Россия»
«Российская цивилизация» «Российская цивилизация».
1 Домашнее задание Ваша задача дома – 1. Уметь объяснить выделенное жирным шрифтом в § 9 1. Прочитать §10 и ответить на вопросы перед ним :11.
ИСТОРИЯ Истинная любовь к Родине немыслима без знания ее великого, трагического и прекрасного прошлого!
ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ КОНТРОЛЬ СОБЫТИЯ ЛЮДИ ТЕРМИНЫ. ИДЕИ. ДОКУМЕНТЫ. А.10А.20А30А.40 Б.10Б.20Б.30Б.40 В.10В.20В.30В.40 Г.10Г.20Г.30Г.40 Д.10Д.20Д.30Д.40.
«Общественное движение в годы правления Николая I» урок истории, 8 класс Автор: Бережная Марина Михайловна, истории и обществознания ГБОУ ЦО 1048 Г. Москвы.
ФИЛОСОФСКАЯ НЕКЛАССИКА План 1. Эпоха модерна. 2. Артур Шопенгауэр (последний классик?). 3. Серен Кьеркегор (самый христианский философ?). 4. Фридрих Ницше:
Общественная жизнь в России в 40-е годы XIX века.
Основной вопрос о самобытности российской цивилизации.
Введение в предмет «История России». План изучения новой темы: 1.Ч то такое «История России». 2.П ериодизация истории России. 3.О сновные источники знаний.
Сомова Светлана Геннадьевна Что изучает история средних веков? План урока: 1. Периодизация истории 2. Что изучает история средних веков? 3. Источники по.
Котов Антон Сергеевич Кафедра истории и регионоведения.
Лекция 1. Основные понятия культурологии 1.Становление культурологии как науки. 2.Становление понятия культура. 3.Основные понятия культурологии: цивилизация,
1 Домашнее задание Ваша задача дома – 1. Уметь объяснить выделенное жирным шрифтом в § Прочитать §18 и ответить на вопросы перед ним.
История (от греч. historia – рассказ о прошлом, об узнанном) Процесс развития природы и общества Процесс развития природы и общества Комплекс общественных.
Творческая работа учащихся по обществознанию (10 класс) по теме: Презентация Цивилизация и общество
Транксрипт:

Теории исторического развития и методы исторического познания Теории исторического развития и методы исторического познания 1.Методы исторического познания: позитивизм и «теория понимания». 2. Основные теории всемирно- исторического развития 3.Место России в мировом историческом процессе. Историография вопроса: славянофилы, западники, евразийцы

Функции истории Развлекательная Развлекательная Познавательная Познавательная Воспитательная Воспитательная Прогностическая Прогностическая

Методы познания Позитивизм : Огюст Конт (фр ), Джон Стюарт Миль (англ ) Герберт Спенсер (англ ) Позитивизм : Огюст Конт (фр ), Джон Стюарт Миль (англ ) Герберт Спенсер (англ ) «существует только опытное (эмпирическое) познание» - опыт основа познания и единственный верный метод. «существует только опытное (эмпирическое) познание» - опыт основа познания и единственный верный метод.

По Огюсту Конту в развитии общества 3 стадии 1.теологическая – люди объясняют все через понятие бога, в том числе и историю 2. метафизическая – через философские понятия. Например через «мировой разум» (Гегель) 3. Позитивизм – научное объяснение.

Вильгельм Дильтей (нем ) «Философия жизни» Основной метод историка – понимание.

«Введение в науки о духе». Противопоставляет науки о духе наукам естественным. «Энтомолог не может почувствовать себя бабочкой а мы можем почувствовать себя участниками исторических событий и ПОНЯТЬ их.» Интуиция, умение вжиться в другую культуру Распознать себя в другом ВИЛЬГЕЛЬМ ДИЛЬТЕЙ

Робин Джордж Коллингвуд ( января, 1943) «Идея истории» 1.историк может изучать лишь то прошлое, которое не мертво, а живёт в настоящем 2. Историк – это детектив, который задает Прошлому вопросы и пытается разгадать способ мышление тех, кто творил историю

КОНЦЕПЦИИ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 1.Плюралистический подход – множество цивили - заций развиваются независимо друг от друга. У каждой свой путь. 2. Монистический – есть единство всемирно-истори- ческого процесса. Цивилизации развиваются взаимо- связано. Можно вывести некие закономер- ности исторического развития, общие для всех культур и цивилизаций.

В домонистических концепциях: нет представления о едином всемирно- историческом процессе. В домонистических концепциях: нет представления о едином всемирно- историческом процессе. история развивается циклично. история развивается циклично. Исследуются конкретные события, а не законы всемирной истории. Исследуются конкретные события, а не законы всемирной истории. Иудео-христианская концепция: От сотворения мира до страшного суда. Линейное развитие истории, у которой есть начало и конец. Иудео-христианская концепция: От сотворения мира до страшного суда. Линейное развитие истории, у которой есть начало и конец. Эпоха Возрождения и Просвещения – человеческая история есть движение к торжеству разума и свободы (Гердер, Монтескье, Вольтер) Эпоха Возрождения и Просвещения – человеческая история есть движение к торжеству разума и свободы (Гердер, Монтескье, Вольтер) Концепции исторического развития

19 век Георг Вильгельм Фридрих Гегель (нем ) «Философия истории»: История есть постижение идеи свободы. Делит народы на исторические и неисторические Георг Вильгельм Фридрих Гегель (нем ) «Философия истории»: История есть постижение идеи свободы. Делит народы на исторические и неисторические Марксизм. Теория ОЭФ Марксизм. Теория ОЭФ Николай Данилевский, Генрих Рюккерт: теория культурно-исторических типов. Николай Данилевский, Генрих Рюккерт: теория культурно-исторических типов.

Плюралистические концепции Освальд Шпенглер «Закат Европы» (1918) Освальд Шпенглер «Закат Европы» (1918) Есть множество культур. Есть множество культур. Превращаясь в Превращаясь в Цивилизацию культура гибнет Признаки превращения: Признаки превращения: атеизм, материализм, экспансия вовне, революционизм,сциентизм, техницизм, урбанизация

Карл Ясперс (нем ) «Истоки истории и ее цель» Карл Ясперс (нем ) «Истоки истории и ее цель» Монистические концепции

Прошлое содержится в нашей памяти лишь отрывками, будущее темно. Лишь настоящее могло бы быть озарено светом. Ведь мы полностью в нем. Однако именно оно оказывается непроницаемым, ибо ясным оно было бы лишь при полном знании прошлого, которое служит ему основой, и будущего, которое оно таит в себе. КАРЛ ЯСПЕРС

1) Прометеевская эпоха – 1) Прометеевская эпоха – доистория человечества доистория человечества (около 5 тысяч лет назад). (около 5 тысяч лет назад). «первое становление человека», «первое становление человека», «образование групп и сообществ», «образование групп и сообществ», формирование мифов, использование формирование мифов, использование огня и орудий, появление речи, огня и орудий, появление речи, первых табу. первых табу. Карл Ясперс. 4 этапа в развитии человечества:

Карл Ясперс. 4 этапа в развитии человечества: 2) Появление «великих исторических культур древности»: шумеро-вавилонская, египетская культуры и Эгейский мир с 4000 г. до н.э., доарийская культура долины Инда 3 тыс. до н.э., архаический мир Китая 2 тыс. до н.э. Наличие письменности и развитие техники

Карл Ясперс. 4 этапа в развитии человечества : 3. Осевое время Религиозное мышление на смену мифологическому. «Человек осознает бытие в целом, самого себя и свои границы. Перед ним открывается ужас мира и собственная беспомощность. Стоя над пропастью, он ставит радикальные вопросы, требует освобождения и спасения. Осознавая свои границы, он ставит перед собой высшие цели, познает абсолютность в глубинах самосознания и в ясности трансцендентного мира»

Карл Ясперс. 4 этапа в развитии человечества: 4) Научно-техническая эпоха по своей значимости напоминает осевую: создание принципиально новых информационных и других технологий, открытие новых источников энергии. по своей значимости напоминает осевую: создание принципиально новых информационных и других технологий, открытие новых источников энергии.

Концепции исторического развития Арнольд Тойнби (англ ) Теория вызов-ответ «Самое оживленное движение часто наблюдается в тупиках истории».

Исторические концепции Ортега-и-Гасет (исп ) «Восстание масс» (1930) Фрэнсис Фукуяма. «Конец истории» (1992)

Исторический выбор пути Славянофилы: Хомяков, Аксаковы, Киреевский, Даль Славянофилы: Хомяков, Аксаковы, Киреевский, Даль Западники: Чаадаев, Грановский, Белинский, Герцен, Тургенев. Западники: Чаадаев, Грановский, Белинский, Герцен, Тургенев. Евразийцы: Данилевский, Савицкий,Трубецкой. Евразийцы: Данилевский, Савицкий,Трубецкой.

Алексей Хомяков (автопортрет) АЛЕКСЕЙ ХОМЯКОВ ( ) "О старом и новом". Мир преобразует русское православие. Тебя призвал на брань святую, Тебя Господь наш возлюбил, Тебе дал силу роковую, Да сокрушишь ты волю злую Слепых, безумных, диких сил… Но помни: быть орудьем Бога Земным созданьям тяжело; Своих рабов Он судит строго, Своих рабов Он судит строго, А на тебя, увы, как много Грехов ужасных налегло. В судах черна неправдой черной И игом рабства клеймена, Безбожной лести, лжи тлетворной, И лени мертвой и позорной, И всякой мерзости полна. О, недостойная избранья. Ты избрана. Скорей омой Себя водою покаянья…

Чаадаев Петр Яковлевич – Философские письма 1837 Апология сумасшедшего

Чаадаев П.Я. Чаадаев П.Я. «Мы не храним в наших сердцах ничего из тех уроков, которые предшествовали нашему собственному существования.» «Мы не храним в наших сердцах ничего из тех уроков, которые предшествовали нашему собственному существования.» «Что у других народов обратилось в инстинкт, в привычку, то нам приходится вбивать ударами молота» «Что у других народов обратилось в инстинкт, в привычку, то нам приходится вбивать ударами молота» «Мы существуем лишь для того, чтобы преподать миру какой-нибудь важный урок» «Мы существуем лишь для того, чтобы преподать миру какой-нибудь важный урок»

Владимир Соловьев: «Даже искренне верующий славянофил все-таки остается внутренне чужд и непричастен народной вере. Он верит в народ и в его веру; но ведь народ верит не в самого себя и не в свою веру.»

1921 г. – «Исход к Востоку». П. Савицкий, Г. Флоровский, Н. Трубецкой Россия – срединный мир между Европой и Азией и как Евразия идет своим путем Здесь сформировался особый тип симфонической личности (в отличие от европейского индивидуализма) Идеальная форма устройства для Евразии идеократическое государство и империя ЕВРАЗИЙСТВО

История ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков История ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков В.О. Ключевский В.О. Ключевский

«Россия – это страна с непредсказуемым прошлым» кажется Маргарет Тэтчер

(по Н.М. Карамзину) I ДРЕВНЕЙШАЯ от Рюрика до Ивана III -период основания монархии. (Система уделов) II СРЕДНЯЯ от Ивана III до Петра I -период единовластия. III НОВАЯ от Петра I до Александра I -самодержавный период.(Изменение гражданских обычаев) ПЕРИОДИЗАЦИЯ

(по С. М. Соловьеву) I ГОСПОДСТВО РОДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ (от Рюрика до Андрея Боголюбского) II БОРЬБА РОДОВЫХ И ГОСУДАРСТВЕННЫХ НАЧАЛ(от Андрея Боголюбского до начала XVII века) а) Начальное время борьбы (от Андрея Боголюбского до Ивана Калиты) б) Объединение Руси вокруг Москвы (от Ивана Калиты до Ивана III) в) Борьба за полное торжество государственного начала (от Ивана III до начала XVII века) III ВСТУПЛЕНИЕ РОССИИ В СИСТЕМУ ЕВРОПЕЙСКИХ ГОСУДАРСТВ(с начала XVII до середины XVIII века) IV НОВЫЙ ПЕРИОД РУССКОЙ ИСТОРИИ (с середины XVIII века до реформ 60-х гг. XIX века)

(по В.О. Ключевскому) I VIII - XIII вв.Русь Днепровская, IIXIII - сер. XV в. Русь Верхневолжская, удельно-княжеская, IIIсер. XV - нач. XVII в.Русь Московская, IVнач. XVII - сер. XIX Всероссийский, императорско-дворянский период

Хронологические рамки IIX - XIII вв.Образование Древнерусского государства IIXIII - середина XV в. Удельная раздробленность на Руси IIIВторая половина XV - XVII Объединение русских княжеств в единое государство IVXVIII - начало XX в. Российская империя VКонец 10- х - конец 80- х гг. XX века Советское государство VIНачало 90 - х гг. XX - н.в.Постсоветская Россия