Лекция 3. Динамика научного познания Давыдов Виктор Николаевич проф. каф. современного естествознания и экологии ИНЖЭКОН.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Греки, заимствуя знания на Востоке, перерабатывают их и доводят до уровня теории, систематического изложения, совершенствуя методы, принципы познания.
Advertisements

Древнегреческая философия до Сократа (1) Натурфилософия Милетской школы (Натурфилософия – философия природы. Милет – греческая колония в Малой Азии.) Основатель.
Характерные особенности античного естествознания..
Античность ( от лат. antiquus – древний ) просуществовала 1200 лет, начиная с VII в. до н. э. по V в. н. э.
Древние учёные-химики Вопросы о том, из каких элементов состоит наш мир, конечно или бесконечно их число, задавали еще в глубокой древности. Так, древнегреческий.
Геоцентрическая система мира. Система мира Птолемея.
Структура научных революций (теория Т.Куна). «Структура научных революций» Допарадигмальный период Парадигма Нормальная наука Аномалии и научная революция.
Структура научных революций (теория Т.Куна) Выполнила: студентка 6 курса Жукова Е.А.
Презентация к уроку биологии в 11 классе Учитель биологии Ранкайтис Н. Г. МБОУ СОШ 2 г. Макарова Сахалинской области.
Становление гелиоцентрической системы мира. Первые представления людей о Вселенной В Древней Руси считали, что Земля плоская и держится на трех китах,
ПРЕДМЕТ ИСТОРИИ ПСИХОЛОГИИ Представления о психической реальности: какими они были в разное время и в разных странах, как они развивались и изменялись.
Типовые расчёты Растворы
Развитие представлений о Солнечной системе Представление об окружающем мире в древней Индии. Плоская Земля с громадной горой в центре поддерживается 4.

Картины мира мыслителей древности. Фалес (7 – 6 века до н. э.) Всё существующее возникло из некоего влажного первовещества, или «воды». Из этого единого.
Развитие представлений о Солнечной системе. Древние модели мира Первые представления о мироздании были очень наивными. Они тесно переплетались с религиозными.
История философских и политико-правовых учений. Занятие 1.
Физика – наука о неживой природе. Науки естественного цикла География- наука о поверхности и недрах земли Биология – наука о живой природе Химия – наука.
Концепции современного естествознания (КСЕ) Тема 1. Естествознание как феномен культуры Тема 1. Естествознание как феномен культуры Литература: В.П.Бондарев.
Повторение домашнего задания Письменные ответы к тексту на с. 25. Собеседование по тексту «Специфика мифологического мышления» Вопросы 1-5 на с. 24.
Транксрипт:

Лекция 3. Динамика научного познания Давыдов Виктор Николаевич проф. каф. современного естествознания и экологии ИНЖЭКОН

2 1.Кумулятивная модель Основная идея: Каждый последующий шаг в науке можно сделать, лишь опираясь на пре- дыдущие достижения. Недостаток: Значение придается лишь тем прошлым элементам научного знания, которые соответствуют современным теориям. Поэтому каждый новый этап развития науки требует пе- реписывания ее истории. Кумулятивная теория в конце двадцатого века утеряла свои позиции.

3 2. Ведущая модель истории науки - модель научных революций Основная идея: Развитие науки идет через пе- риодическую трансформацию и смену ведущих представлений, то есть через научные револю- ции. Автор: американский историк науки, профессор Томас Кун Книга: "Структура научных революций", 1962 г., Чикагский университет. Русское издание, 1975 г., издательство «Прогресс»

4 Центральное понятие - парадигма Парадигма -не только теория, но и способ действования в науке, модель, образец решения исследовательских задач.

5 Периоды развития науки по Куну 1. Период допарадигмального развития. Идет первоначальное накопления фактов, которые собираются случайным образом. 2. Становление первых парадигм. 3. Нормальная наука – каждое новое исследование опирается на результаты предыдущих.

6 Периоды развития науки по Куну 4. Научные революции - некумулятивные эпизоды развития науки, во время кото- рых старая парадигма замещается це- ликом или частично новой парадигмой.

7 3. История науки как процесс конкуренции исследовательских программ Основная идея: Исторически непрерывное развитие науки представляет собой конкурен- цию научно-исследовательских программ Автор: британский философ венгерского происхождения Имре Лакатос ( ).

8 Структура научно- исследовательских программ по Лакатосу 1. "Жесткое ядро", включающее неопровержи- мые для сторонников программы исходные положения. 2. "Негативная эвристика" - своеобразный "защитный пояс" ядра программы, состоящий из вспомогательных гипотез и допущений, снимающих противоречия с аномальными фактами. 3. "Позитивная эвристика" - … правила, указывающие какие пути надо избирать и как по ним идти.

9 Развитие науки по Лакатосу Последовательная смена моделей определяется не аномальными наблюдаемыми фактами, а теорети- ческими и математическими затруднениями програм- мы. Их разрешение составляет суть "позитивной эвристики". Когда позитивная эвристика исследовательской прог- раммы исчерпывает себя встает вопрос о смене программы. Вытеснение одной программы другой представляет собой научную революцию.

10 4. История науки как совокупность индивидуальных частных ситуаций Основная идея: Понять прошлое собы- тие как неповторимое, невоспроизводи- мое в других условиях. Недостаток: Трудность решения задачи выявления всеобщего в частном, конкрет- ном эпизоде.

11 Бонифантий Михайлович Кедров ( ). День одного великого открытия. - М.: Эдиториал УРСС, 2001 – 640 с. Исследование открытия Д.И. Менделеевым периодического закона

12 Мифологический этап развития познания Сознание человека первобытной родовой общины 1. Уровень обыденного, повседневного знания; 2. Уровень мифотворчества как дотеорети- ческой формы систематизации повседнев- ных знаний.

13 СОДЕРЖАНИЕ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЫДЕННОГО ЗНАНИЯ 1. Географические знания, обеспечивающие ориентацию на местности; 2. Знания об окружающей флоре и фауне; 3. Знания об анатомии человека и приемах оказания медицинской помощи; 4.Знания о превращениях веществ под действием тепла костра.

14 МИФ -наиболее ранний способ обобщения знаний о мире в форме наглядных образов. Совокупность связанных между собой мифологических наглядных образов составляет мифологическую картину мира.

15 Происхождение мифов Перенесение общинно-родовых отношений на природные процессы. Образы богов и других мифических персонажей обобщали отдельные стороны жизнедеятельности общины. По мере развития мифологии происходила за- мена образов животных образами людей, бо- лее ясно выстраивались логические связи в мифологических сюжетах.

16 МИФОЛОГИЯ КАК ТЕОРИЯ ДЛЯ ДЕЙСТВИЯ Магия – попытка воздействовать на мир с помощью определенных ритуальных действий. Предпосылки магического сознания 1. Подобное производит подобное (маг может произвести желаемое действие путем подражания ему); 2. Вещи, когда либо бывшие в соприкосновении друг с другом, продолжают взаимодействовать и после прекращения контакта (воздействуя на предмет маг воздействует на людей, которые соприкасались с ним ранее).

17 МИФОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД СЕГОДНЯ Гадание, астрология, заговоры для лечения болезней. Мифологизация всего непонятного. Недостаток магии: плохая воспроизводимость результатов

18 НАТУРФИЛОСОФСКИЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ ПОЗНАНИЯ Подготовлен: древнекитайской, древнеиндийской, ближневосточной и средиземноморской цивилизациями. Получил развитие: в греческой и римской цивилизациях. Особенность: нераздельность научного и философского познания – натурфилософия.

19 НАТУРФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ Милетская школа в Древней Греции, 600 г. до н.э. Проблема первоначал Фалес Милетский – первоначало вода; Анаксимен Милетский – воздух; Анаксимандр Милетский – апейрон; Гераклит из Эфеса – огонь.

20 ПИФАГОРЕЙСКИЙ СОЮЗ г. Кротон, Италия, конец 6 века до н.э. «Все есть число!» Математическая программа исследований. Осмысление и утверждение категории количества. Идея гелиоцентрического строения Вселенной. Завершение: Платон, 4 век до н.э. Мир идей и материальный мир. Средство познания мира идей - математика

21 ЭЛЕЙСКАЯ ШКОЛА Юг Аппеннинского полуострова, конец 6 века до н.э., первая половина 5 века до н.э. Открытие противоречия между двумя картинами мира – полученной песредством органов чувств и с помощью разума. Апории Зенона: Почему Ахилес не догонит черепаху

22 ВАЖНЕЙШИЕ НАУЧНЫЕ ПРОГРАММЫ КОРПУСКУЛЯРНАЯ ПРОГРАММА Демокрит, 430 г. до н.э. «Начало Вселенной – атомы и пустота» КОНТИНУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА - ведущая натурфилософская программа Аристотель, 4 век до н.э.

23 Учение Аристотеля ( годы до н.э. ) о стихиях-качествах Стихии: Воздух, Огонь, Земля, Вода Качества (формы): теплота, сухость, холод, влажность

24 КОСМОГОНИЯ АРИСТОТЕЛЯ Геоцентрическая модель Вселенной 1. В центре мира находится элемент земли, образующий нашу планету, имеющую сферическую форму. 2. Вода. 3. Воздух. 4. Огонь. 5. Выше Луны - божественный мир, в кото- ром тела состоят из неизменного эфира.

25 ФИЗИКА АРИСТОТЕЛЯ Первое учение о движении – механика. Все механические движения делятся на две группы: 1. Движения небесных тел в надлунном мире (вечны и неизменны). 2. Движения тел в подлунном мире: насильственные и естественные.

26 БИОЛОГИЯ АРИСТОТЕЛЯ Заложил традицию систематизации видов животных, разделив их на кровяных и бескровных. Ввел понятие «лестницы существ». Его ученик Теофраст описал 400 видов растений и исследовал их строение.

27 ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ УЧЕНИЯ АРИСТОТЕЛЯ 1. Материя существует вечно; 2. Вместилищем предметов является пространство; 3. Пустот или мест без тел не существует, мир непрерывен. 4. Все события протекают во времени; 5. В мире нет ничего неизменного и случай- ного, развитие его во времени строго детерминировано.

28 Александрийская академия Создана в 323 году до н.э. в Египте военачальником Александра Македонского Птолемеем Сотэром Цель: обучение молодых людей наукам и искусствам При Академии учреждены музей и библиотека Деятельность продолжалась почти 1000 лет до VII века нашей эры.

29 РИМСКАЯ НАТУРФИЛОСОФИЯ После завоевания Греции Римом в 146 г. до н.э. греческая традиция некоторое время продолжалась. Атомистические представления развивал Тит Лукреций Кар (60 г. до н.э.) в поэме «О природе вещей»: природу составляют две вещи – тела и пустота. Клавдий Птолемей (140 г. до н.э.) создал геоцентрическую модель мира и математичес- кую теорию видимого движения планет.

30 Постулаты космогонии Птолемея 1. Земля имеет форму шара, неподвижна и является центром Вселенной; 2. Сфера звезд находится на колоссальном удалении от Земли. 3. Небесные тела двигаются равномерно по окружностям – эпициклам, которые двигаются вокруг Земли по окружности – деференту.

31 «Естественная история» Плиния Старшего (23-79 гг.) Естественнонаучная энциклопедия из 37 глав: 1. Описание Вселенной; 2. Учение о Земле; 3. География; 4.Антропология и физиология человека. 5. Зоология; 6. Насекомые; 7. Ботаника; 8. Лекарства, добываемые из животных; 9. Минералогия и прикладные ремесла; Переводы Естественной истории на английский и немецкий языки доступны в Интернет

32 ИТОГИ НАТУРФИЛОСОФИИ 1. Заложены основы практически всех современных теорий (атома, первоматерии, пространства- времени, хаоса) и отраслей естествознания (физики, химии, биологии, математики…). 2. Сформировались основы стиля современного научного мышления: любознательность, стремление к нововведениям, критичность, стремление к упорядоченности и скептическое отношение к общепринятым истинам, а также поиску идей, законов и т. д., дающих рациональное понимание всего окружающего мира.

33 ИТОГИ НАТУРФИЛОСОФИИ 3. Заложены основы корпускулярной и континуаль - ной традиций в науке. Лишь в 20 веке эти тради- ции были синтезированы в представлении о дуа- листичности материи. Окончательный закат натурфилософии датируется VI веком – началом периода «темных веков».

34 Темы коротких сообщений 1) Об открытии Д.И. Менделеевым периодического закона в книге: Б. М. Кедров День одного великого открытия. - М.: Эдиториал УРСС, 2001 – 640 с. 2) Научные революции в исторических примерах. По книге Т. Куна Структура научных революций. 3) Научно-исследовательские программы (по Лакатосу) в исторических примерах.

4. Жизнь и труды Пифагора; 5. История мифологии в книге: Фрезер «Золотая ветвь». 6. Лезвийное притирание – магический метод лечения в книге Умберто Эко «Остров накануне». 7. Жизнь и труды Аристотеля. 8. Жизнь и труды Демокрита. 9. Жизнь и труды Лукреция Кара. 10. Плиний и его Естественная история. 35

36 Благодарю за внимание!