Новшества 2013 года - Увеличено время написания работы на 30 минут; - Уточнен критерий К1 – добавлена фраза «в любой части сочинения»; - При 0 баллов за.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Разграничение ошибок при анализе работы ученика в формате ЕГЭ (по материалам ФИПИ)
Advertisements

Требования к сочинению. Особенности части С Третья часть экзаменационной работы по русскому языку в форме ЕГЭ представляет собой сочинение-рассуждение.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ Методические рекомендации для экспертов территориальных предметных комиссий по проверке выполнения заданий.
Требования к сочинению Занятие элективного курса.
Требования к сочинению Часть С merelenko-su.uCoz.ru.
ЕГЭ по русскому языку. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте.
Выполнение задания части 3 (С). Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
8.1 Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста 8.2 Средства связи предложений в тексте 8.3 Стили и функционально-смысловые.
ШИЛКОВА М.А. РАБОТА С ТЕКСТОМ Часть С. Критерии оценивания ответа на задание С1 I. Содержание сочинения I. Содержание сочинения К 1. Формулировка проблем.
Композиция сочинения Дидактический материал к урокам русского языка в 10 – 11 классах учителя русского языка и литературы КОГОАУ «КЭПЛ» Работинской М.А.
Подготовка к ЕГЭ. Задание 25. (Сочинение. Максимум – 23 балла). Дорогу осилит идущий.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ТВОРЧЕСКОГО ЗАДАНИЯ С1 КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ТВОРЧЕСКОГО ЗАДАНИЯ С1.
Это часть аналитико-синтетической работы, которая демонстрирует умения экзаменуемого находить и пояснять смысловые компоненты текста комментарии к тексту.
По материалам «Учебно-методических материалов для подготовки председателей и членов территориальных предметных комиссий по заданий с развернутым ответом.
По материалам «Учебно-методических материалов для подготовки председателей и членов территориальных предметных комиссий по заданий с развернутым ответом.
Задание с развернутым ответом ( С 1. Сочинение –рассуждение)
Структура ГИА.. Экзаменационная работа по русскому языку состоит из 3 частей, которые последовательно выполняются учениками. Время выполнения работы –
Творческая площадка, 2012 г. Кожевникова И. В.. По отступлениям от норм литературного языка ( в сочинениях и изложениях ) судят о состоянии речевой подготовки.
Поскольку ваша задача - написать сочинение- рассуждение, то необходимо соблюдать требования к построению текста именно указанного типа речи. Напомню,
Эссе как вид учебной деятельности Эссе (франц. Essai опыт, набросок) Эссе как вид учебной деятельности самостоятельное сочинение-размышление учащегося.
Транксрипт:

Новшества 2013 года - Увеличено время написания работы на 30 минут; - Уточнен критерий К1 – добавлена фраза «в любой части сочинения»; - При 0 баллов за критерий К1 – нулем оцениваются критерии К2-К4 (данная формулировка есть в методических рекомендациях для экспертов, но отсутствует в некоторых демонстрационных версиях) html По данной ссылке можно посмотреть актуальное видео по теме html

Особенности проверки части С в 2013 г. Всего баллов, которые могут быть заработаны за часть С, критериев. Объем слов. Если работа меньше 150 слов, высший балл по критериям не ставится. Если сочинение содержит переписанный текст из задания В8, при определении объема сочинения этот фрагмент не учитывается. Изменения 2012 года, сохранившиеся и в этом году: - Критерий 2: Проблема должна быть прокомментирована с опорой на исходный текст; - - Критерий 6: Высший балл за точность и выразительность речи ставится при условии высшего балла по критерию 10 (наличие речевых ошибок);

Критерий 1 Для формулировки проблемы экзаменуемым может быть использована лексика, отличающаяся от той, которая указана в информационных таблицах для экспертов. Проблема может быть также процитирована по исходному тексту или указана с помощью ссылок на номера предложений в тексте. Иногда учащиеся расширяют проблематику текста или используют содержащийся в нем фактический материал для выводов, не имеющих отношения к обсуждаемой проблеме. Если при этом указанное выше основное требование выполнено, оценка за понимание не должна снижаться.

Критерий 1. Сочинение по тексту С. Михалкова «Книги». Основные проблемы 1. Роль чтения в детстве – в период становлении личности человека. 2. Проблема влияния книги на судьбу человека. Авторская позиция 1. Общение с книгой особенно важно в детстве, в период формирования личности. 2. Вовремя прочитанная книга может определить психологию, мировоззрение, нравственные принципы человека. Сочинения по тексту С.Михалкова « Книги» - 1 балл. «Писатель Сергей Михалков ставит очень важную проблему – проблему важности чтения классической художественной литературы в детстве.» «Основная проблема, поставленная Сергеем Михалковым, связана с влиянием классической художественной литературы на внутренний мир ребёнка. Почему именно в детстве важно прочесть лучшие книги мировой классики? Может ли счастливо сложиться судьба человека, если он не прочтёт в детстве книг, вошедших в сокровищницу мировой литературы? Какова роль книги в процессе становления человека как личности?»

Критерий 1. Сочинение по тексту С. Михалкова «Книги». Сочинения по тексту С. Михалкова « Книги» - 0 баллов. «Прочитав этот текст, я ещё раз убедился, что одной из важнейших проблем на нынешний день в России является необразованность» «Проблема, которую хотел нам показать С.Михалков такова: дети в настоящее время не читают книг» «В своём тексте автор поднимает тему образованности, болезненную и довольно сложную для многих. Кого считать умным и образованным?» «В этом тексте проблемой является нехватка знаний, интеллекта, способности развиваться и стремиться к чему-либо».

Критерий 2. Сочинение по тексту И. Бражина «Музы». Раскрывая проблему, автор опровергает истинность пословицы «При громе оружия музы молчат». И. Бражин говорит, что «плохи музы, которые в дни великих народных бедствий могут молчать…». По мнению автора, всегда были творческие люди, которые непосредственно участвовали в боевых действиях (предложения 4-7). В качестве примера, подтверждающего его точку зрения, В. Бражин приводит историю создателя «Слова о полку Игореве», «который проделал вместе с дружиной Игоря весь поход от начала до конца». Продолжая систему аргументов, автор говорит о традициях «певцов-воинов» от Дениса Давыдова до поэтов и прозаиков Великой Отечественной войны годов. В заключение автор приходит к выводу, что многие творческие люди во все времена отдавали «кровному делу не только свое перо, но и … саму жизнь».

Критерий 2. Сочинение по тексту С.Михалкова « Книги». «Писатель Сергей Михалков говорит о том, что дети перестают читать хорошие книги, а ведь эти книги развивают духовный мир ребёнка. Хорошие книги – это художественная литература, прежде всего, мировая классика, отражающая мировой духовный опыт. Эти книги известны образованным людям, и автор текста тоже их называет: «Том Сойер»,»Вечера на хуторе близ Диканьки», русская поэзия… Именно с помощью такой литературы человек может научиться размышлять, оценивать поступки других людей, сформировать собственные нравственные ориентиры. Автор текста обращает внимания на особую роль художественной книги. Эта роль заключается в воспитании души, развитии особого умения – чувствовать, сопереживать. И неслучайно писатель особо подчёркивает роль этих книг именно в детстве, когда человек ещё в начале своего жизненного пути». В работе прокомментированы все основные затронутые писателем аспекты проблемы: - спад интереса к чтению художественной литературы в наше время; - важная роль чтения классики в формировании и развитии личности; - первостепенная роль такого чтения именно в детские годы.

Критерий 2. В этом сочинении по тексту С.Михалкова «Книги» прокомментирована другая, не сформулированная экзаменуемым проблема «Главная проблема этого текста – роль книги в жизни человека. Сергей Михалков пишет о том, что бешеный темп жизни приводит к тому, что времени на прочтение важнейших и бессмертных литературных произведений практически не остаётся. Этот убыстряющийся ритм жизни не может не сказываться на развитии личности. Примером, подтверждающим это, может служить разговор Михалкова с ребятами, живущими в легендарных местах, описанных Некрасовым в поэме «Дед Мазай». Дети знали много о науке и технике, и тем не менее у них не хватало времени на главное – чтение художественной литературы».

Критерий 3. Сочинение по тексту С. Михалкова «Книги». 1 балл выставляется экспертом, если «экзаменуемый верно сформулировал позицию автора исходного текста по прокомментированной проблеме. Фактических ошибок, связанных с пониманием позиции автора исходного текста, нет». «Автор считает, что «вовремя прочитанная книга может решить судьбу человека, стать его путеводной звездой, на всю жизнь определить его идеалы». «Я полностью согласен с мнением автора о том, что какой бы интересной ни была жизнь ребёнка, не прочти он этих драгоценных книг, он духовно обворован». «Автор считает, что «важно… не упустить минуты и вовремя прочесть эти прекрасные книги. Он называет детей, оторванных от художественной литературы, «обворованными». Достаточным может считаться умение экзаменуемого адекватно воспринять позицию автора (позитивное, негативное, нейтральное, двоякое и т. п. отношение к рассказанному, предлагаемый ответ автора на поставленные им в тексте вопросы, основные аргументы автора, проясняющие его позицию).

К4. В работе экзаменуемый может использовать следующие типы аргументов. I. Логические (рациональные) аргументы. 1. Факты (представлены в предложениях, фиксирующих эмпирические знания). 2. Выводы науки (теории, гипотезы, аксиомы и т.д.). 3. Статистика (количественные показатели развития производства и общества). 4. Объективные показатели состояния дел (например: Волга длиннее Оки). 5. Законы природы. 6. Определение, задача которого – обобщить, дать представление о предмете как части более широкой категории; опирается на выявленные сущностные признаки определяемого предмета. Ср.: терминологические определения. 7. Положения юридических законов, официальных документов, постановлений и др. нормативных актов, обязательных для выполнения. 8. Данные экспериментов и экспертиз. 9. Свидетельства очевидцев.

К4. В работе экзаменуемый может использовать следующие типы аргументов. II. Иллюстративные аргументы – примеры. В отличие от факта – обобщённо-объективированного утверждения – пример имеет наглядную описательную форму; его задача – объяснить понимание тезиса, доказать его правильность. а) конкретный пример: – пример-сообщение о событии (берётся из жизни, рассказывает о действительно имевшем место случае); – литературный пример (пример – текст из общеизвестного произведения); б) предположительный пример (рассказывает о том, что могло быть при определённых условиях).

К4. В работе экзаменуемый может использовать следующие типы аргументов. III. Ссылки на авторитет: – мнение известного, уважаемого человека – ученого, философа, общественного деятеля и т.п.; – цитата из авторитетного источника; – мнение специалиста, эксперта; – обращение к опыту и здравому смыслу аудитории; – мнение очевидцев; – мнение должностных лиц (когда речь идёт о вопросах, находящихся в сфере их компетенции); – общественное мнение, отражающее то, как принято говорить, поступать, оценивать что-то в обществе.

Алгоритм проверки экспертом работы экзаменуемого по критерию Следует выделить ту часть текста сочинения, которая выполняет функцию аргументации. 2. Провести верификацию, то есть установить соответствие аргумента утверждаемому (аргумент должен доказывать именно то, что утверждается). 3. Оценить степень убедительности, которая может проявляться как в строгой логичности, так и в эмоциональной оценочности, образной экспрессии. 4. Установить соответствие аргумента смысловой функции: приведенный пример должен не просто выступать как яркий повествовательный или описательный микротекст, а доказывать или опровергать то или иное утверждение. 5. Квалифицировать аргументы. Аргументы из читательского опыта должны приводиться с точным указанием источника (название книги (статьи), её автор). 6. Определить количество аргументов.

К4 Сочинение по тексту И. Бражина «Музы». 3 балла «Моя позиция по данной проблеме полностью совпадает с авторской. Роль творческих людей в военные или просто тяжелые для народа годы очень велика. Ведь именно творческие люди создают произведения, которые помогают людям выжить и победить. В качестве примера, подтверждающего мою точку зрения, я могу привести пример военной и творческой биографии К. Симонова. С началом войны он был призван в армию, работал в газете. Как военный корреспондент побывал на всех фронтах, прошёл по землям Румынии, Болгарии, Югославии, Польши и Германии, был свидетелем последних боёв за Берлин. В 1943 году К. Симонов получил звание подполковника, а после войны полковника. В годы войны написал пьесы «Русские люди», «Жди меня», «Так и будет», повесть «Дни и ночи», две книги стихов «С тобой и без тебя» и «Война». Стихи этого поэта переписывались от руки, их читали в окопах, они помогали выжить и победить.

К4 Сочинение по тексту И. Бражина «Музы». 3 балла А.Т.Твардовский в годы Великой Отечественной войны был фронтовым корреспондентом. Свою лирику военных лет поэт называл «фронтовой хроникой», определяя этим названием ее содержание и стилистические особенности. В 1941 году Твардовский начал работать над поэмой «Василий Теркин», которой дал подзаголовок «Книга про бойца». Окончательный вариант был завершен в 1945 году. Василий Теркин стал главным героем народной войны. Известно, что свыше 400 поэтов и писателей не вернулись с Великой Отечественной войны, 18 из них стали Героями Советского Союза. Стихи многих поэтов сейчас можно найти в сборнике До последнего дыхания: Стихи поэтов, павших в Великой Отечественной войне. Эти стихи поражают своим лиризмом и верой в победу. Чем дороги нам сегодня произведения поэтов и писателей, павших на войне? Они напоминают нам еще раз о том, что нельзя решать споры между государствами путем войны, путем применения силы. Но главное эти произведения поражают верой в правоту и мужество людей, защищающих свою землю».

К4.Сочинение по тексту С. Михалкова « Книги». 2 балла. «Я полностью согласна с автором. Во-первых, литература воспитывает, и, я бы даже сказала, формирует человека, и это очень важно особенно в детстве. Я встречала человека, не признающего и не читающего в детстве и юности художественной литературы. С ним не о чем было разговаривать. Он создал у меня впечатление пустого человека. Во-вторых, я на собственном опыте ощутила, как стихи русских поэтов могут помочь в трудный момент, подсказать выход из сложившейся ситуации. Моим духовным наставником стал Александр Блок. Его поэзия успокаивала и будоражила, окутывала красотой слова и обостряла мысль. В-третьих, я считаю, что умный человек – это интеллигентный человек, а для этого нужно развивать мир чувств, но без художественной литературы это невозможно».

Сочинения по тексту С.Михалкова « Книги». 0 баллов «Я согласна с автором во многом, но хочу заметить, что не все книги имеет смысл читать в детстве. Иногда ум ребёнка не способен понять смысл произведения. Например, когда мне было 9 лет, я читала стихи Есенина и не видела в них ничего, кроме описания природы и людей. Зато, изучив их сегодня, поняла смысл и тайный подтекст лирики поэта». «Я полностью солидарен с мнением Сергея Михалкова. Мы должны оправдать надежды писателей и поэтов, например, Александра Сергеевича Пушкина: Я памятник себе воздвиг нерукотворный, К нему не зарастёт народная тропа… …Нет, весь я не умру, Душа в заветной лире Мой прах переживёт И тленья избежит…» Я, как и Михалков, верю, что русский народ всегда будет читать произведения великих писателей». В этих работах экзаменуемые сформулировали свое мнение о проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), но не привели аргументы. «Я считаю, что авторская позиция справедлива». «Я, как и большинство моих друзей и знакомых, воспитывался на книгах, и до сих пор много читаю. Я полностью согласен с автором».

К5. Типичные ошибки в абзацном членении: 1. Полное отсутствие разделения сочинения на смысловые части – все сочинение представляет собой сплошное целое, разделение на абзацы полностью отсутствует. 2. Отсутствие абзацного членения в частях сочинения. Выпускник, выделяя части сочинения, – не обозначает при помощи абзацного членения границы смысловых частей в основной части работы. 3. Необоснованное выделение предложения или нескольких предложений из состава смысловой части. 4. Неоправданное включение предложения или нескольких предложений в смысловую часть текста. Сочинение может быть классическим трехчастным, т. е. состоять из вступления, главной части и заключения, может члениться на несколько частей со своими микротемами в каждой. Главное условие – не допускать нарушения смысловой цельности и связности высказывания, поскольку именно связность – обязательный признак текста.

Точность и выразительность речи. Критерий 6 Точность речи зависит от умения пишущего отбирать слова и выражения, наиболее соответствующие передаваемому содержанию. Для достижения точности выражения мысли надо уметь выбрать из ряда синонимов или близких по смыслу слов самый нужный для данной ситуации. Это удается сделать ученику, если он не только понимает то общее, что объединяет все слова синонимического ряда, но и чувствует оттенки значения, которыми различаются синонимичные или близкие по смыслу слова. Точность словоупотребления – самый верный показатель речевой культуры. Вторым таким признаком является чистота речи, ее незасоренность словами и выражениями, чуждыми литературному языку. В хорошей речи нет места просторечию, диалектизмам, без надобности употребленным иностранным словам, вульгаризмам, жаргонным и бранным словам и выражениям. Известно, что речь выражает не только мысли, но и чувства, волеизъявления, эстетические переживания – весь комплекс духовного человеческого сознания. «Если речь построена так, что самим подбором и размещением средств языка… воздействует не только на ум, но и на эмоциональную область сознания, поддерживает внимание и интерес слушателя и читателя», то такая речь, по определению Б.Н. Головина, называется выразительной.

Точность и выразительность речи. Критерий 6 Выразительность речи создается с помощью отбора языковых средств, соответствующих условиям и задачам общения. Это качество речи предполагает, что пишущий чувствует функциональный стиль, понимает особенности данной ситуации и при выборе слов и выражений учитывает условия и задачи общения. Каждый функциональный стиль располагает своими средствами выразительности. В художественной речи, например, уместны тропы, слова и выражения, имеющие дополнительную эмоционально-оценочную окраску; в переносном значении могут употребляться не только слова, но и грамматические формы и категории: настоящее время глагола в значении прошедшего, сослагательное наклонение в функции повелительного и др. Речь небогатая и просто бедная отличается ограниченным объемом словаря, неточным словоупотреблением, синтаксическим однообразием. Обычно это короткие однотипные предложения со слабо выраженной связью. Текст как бы рассыпается на короткие рубленые фразы однообразной структуры. В качестве средства связи предложений в таком тексте чаще всего используется лексический повтор, так как ни синонимикой, ни другими средствами связи пишущий не владеет. Такая речь не может точно передать смысл высказывания и тем более оказать воздействие на читателя: выразительные средства языка в ней, как правило, отсутствуют

К9. Грамматические ошибки Грамматическая ошибка – это ошибка в структуре языковой единицы: в структуре слова, словосочетания или предложения; это нарушение какой-либо грамматической нормы – словообразовательной, морфологической, синтаксической. Например: – подскользнуться вместо поскользнуться, благородность вместо благородство – здесь допущена ошибка в словообразовательной структуре слова, использована не та приставка или не тот суффикс; – без комментарий, едь вместо поезжай, более легче – неправильно образована форма слова, т. е. нарушена морфологическая норма; – заплатить за квартплату, удостоен наградой – нарушена структура словосочетания (не соблюдаются нормы управления); – Покатавшись на катке, болят ноги; В сочинении я хотел показать значение спорта и почему я его люблю – неправильно построены предложения с деепричастным оборотом (1) и с однородными членами (2), т. е. нарушены синтаксические нормы.

К10. Речевые ошибки Речевые ошибки – это ошибки не в построении, не в структуре языковой единицы, а в ее использовании, чаще всего в употреблении слова. По преимуществу это нарушения лексических норм, например: Штольц – один из главных героев одноименного романа Гончарова «Обломов»; Они потеряли на войне двух единственных сыновей. Само по себе слово одноименный (или единственный) ошибки не содержит, оно лишь неудачно употреблено, не «вписывается» в контекст, не сочетается по смыслу со своим ближайшим окружением. Речевую ошибку можно заметить только в контексте, в этом ее отличие от ошибки грамматической, для обнаружения которой контекст не нужен (см. примеры выше). Не следует также смешивать ошибки грамматические и орфографические.

Негрубые и однотипные ошибки К негрубым относятся ошибки: 1) в исключениях из правил; 2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях; 3) в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого; 4) в написании и и ы после приставок; 5) в трудных случаях различения не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не …; не кто иной, как …; ничто иное не …; не что иное, как … и др.); 6) в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой; 7) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.

Негрубые и однотипные ошибки Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку. Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова. Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода – воды, рот – ротик, грустный – грустить, резкий – резок). Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная. Если в одном непроверяемом слове допущены две и более ошибки, то все они считаются за одну ошибку. Понятие об однотипных ошибках не распространяется на пунктуационные ошибки.

Когда ошибка не должна влиять на оценку При оценке сочинения исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки: ОРФОГРАФИЯ – В переносе слов. – Буквы э/е после согласных в иноязычных словах (рэкет, пленэр) и после гласных в собственных именах (Мариетта). Прописная / строчная буквы – В названиях, связанных с религией: М(м)асленица, Р(р)ождество, Б(б)ог. – При переносном употреблении собственных имен (Обломовы и обломовы). – В собственных именах нерусского происхождения; написание фамилий с первыми частями дон, ван, сент... (дон Педро и Дон Кихот). Слитное / дефисное / раздельное написание – Сложные существительные без соединительной гласной (в основном заимствования), не регулируемые правилами и не входящие в словарь-минимум (ленд-лиз, люля-кебаб, ноу-хау, папье-маше, перекати-поле, гуляй-город пресс- папье, но бефстроганов, метрдотель, портшез, прейскурант). – На правила, которые не включены в школьную программу (например, правило слитного / раздельного написания наречных единиц / наречий с приставкой / предлогом, например: в разлив, за глаза ругать, под стать, в бегах, в рассрочку, на попятную, в диковинку, на ощупь, на подхвате, на попа ставить (ср. действующее написание напропалую, врассыпную).

Когда ошибка не должна влиять на оценку ПУНКТУАЦИЯ Тире в неполном предложении. Обособление несогласованных определений, относящихся к нарицательным именам существительным. Запятые при ограничительно-выделительных оборотах. Различение омонимичных частиц и междометий и, соответственно, невыделение или выделение их запятыми. В передаче авторской пунктуации.

К 11 Этическая ошибка Этическая ошибка связана с проявлениями речевой агрессии как внешне выраженными, так и скрытыми. Речевая агрессия – грубое, оскорбительное, обидное общение; словесное выражение негативных эмоций, чувств или намерений в неприемлемой в данной речевой ситуации форме: оскорбление, угроза, грубое требование, обвинение, насмешка, употребление бранных слов, вульгаризмов, жаргонизмов, арго («Этот текст меня бесит», «Судя по тому, что говорит автор, он маньяк» и др.). Например: «Михалков в своём репертуаре! Пишет детские книги, поэтому и требует, чтобы читали именно в детстве. Это настоящий пиар! Нечего морочить людям мозги устаревшими истинами». Так, встречались работы, в которых фиксировались высказывания, унижающие человеческое достоинство, выражающие высокомерное и циничное отношение к человеческой личности, недоброжелательность, проявления речевой агрессии, жаргонные слова и обороты.

К12.Соблюдение фактологической точности в фоновом материале В работе, оцененной по этому критерию 0 баллов, могут встречаться ошибки в фоновом материале: – неверное изложение фактов, не упоминающихся в исходном тексте (фактов фонового характера), которые учащиеся уместно или неуместно используют в развернутом ответе (факты биографии автора или героя текста, даты, фамилии, авторство называемых произведений и т. п.: «Гете – французский писатель», «Даниил Гранин написал «Розу мира»). Ошибки фактические (фоновые) – приводятся факты, противоречащие действительности, напр.: «Столица США Нью-Йорк», «Ленский вернулся в свое имение из Англии». Ошибки могут состоять не только в полном искажении (подмене) факта, но и в его преувеличении или преуменьшении, например: «Маяковский вдохновитель народа в борьбе с интервенцией»; «Много сил и энергии отдает детям директор школы: построена школа, которая каждый год выпускает около тысячи учеников». Ошибки отражают низкий уровень знаний, поэтому исправление и предупреждение ошибок такого рода связано с работой над повышением интеллектуального и культурного уровня (фоновые знания).

Экзаменационная работа 24 Критерий Баллы К1 1 К2 2 К3 1 К4 3 К5 1 К6 2 К7 3 К8 2 К9 2 К10 2 К11 1 К12 1 Итого: 21