Казанский (Приволжский) федеральный университет Модернизация образования и перспективы подготовки кадров геодезического профиля в КФУ Р.А.Кащеев.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Современная модель образования (проект). Миссия- решение задач инновационного развития экономики. Новые составляющие современного качества образования:
Advertisements

1 3 Вхождение в международный рейтинг университетов Повышение конкурентоспособности с целью формирования исследовательского университета.
УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г р К О Н Ц Е П Ц И Я долгосрочного социально-экономического развития.
1 К вопросу разработки концепции развития сети федеральных университетов 29 февраля 2008 года, г. Москва.
Рекомендации по введению в вузах ФГОС ВПО III III поколения в области хореографического искусства и разработке основных образовательных программ АКАДЕМИЯ.
Государственная политика в сфере образования на современном этапе.
О перспективах развития ведущих университетов Директор Департамента государственной политики в сфере высшего образования Министерства образования и науки.
Проект Государственная программа «образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в годы»
ПРОГРАММА СРЕДНЕСРОЧНОГО РАЗВИТИЯ НАУЧНОЙ, НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ТГАМЭУП НА ПЕРИОД
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА Калужской области «РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ» НА ГОДЫ А.С. Аникеев министр образования и науки Калужской.
Основные показатели системы высшего профессионального образования Количество вузов – 1108, из них - государственные – негосударственные – 450 Общая.
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ КАФЕДРЫ МЕНЕДЖМЕНТА ИНСТИТУТА ЭКОНОМИКИ С(А)ФУ НА ГГ.
Н.М. Розина Министерство образования и науки Российской Федерации О разработке нового поколения государственных образовательных стандартов и поэтапном.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ.
О результатах реализации государственной программы Республики Карелия «Развитие образования в Республике Карелия» на годы в 2015 году и задачах.
Обновление системы дошкольного образования. Задача: воспитание «нового человека», конкурентоспособной личности. Черты конкурентоспособной личности: Исследователи.
Фонд «Центр экономических исследований и распространения экономической информации «Открытая экономика»
Развитие системы профессионального образования Ростовской области Министерство общего и профессионального образования Ростовской области Отдел профессионального.
Проектно – дифференцированное обучение – направление реализации ФГОС основного и среднего образования.
М.Ю.Махотаева, директор департамента международной деятельности и межвузовского сотрудничества ПсковГУ Интернационализация образовательной и научной деятельности.
Транксрипт:

Казанский (Приволжский) федеральный университет Модернизация образования и перспективы подготовки кадров геодезического профиля в КФУ Р.А.Кащеев

Внешние вызовы системе образования Мировая экономика – быстрая смена технологий. Новые квалификационные потребности высокотехнологичных глобальных рынков. Активизация человеческой мобильности и миграционных процессов. Глобализация рынка квалифицированного труда. Обострение конкуренции на мировом рынке образовательных услуг. Массовость высшего образования и риски снижения качества. Несоответствие (количественное и качественное) результатов деятельности вузов потребностям рынка труда и общества в целом.

Совместная декларация министров образования стран Европы на встрече в Болонье 19 июня 1999 года

Болонский процесс - это магистральная линия развития высшего образования в современной Европе, предполагающая формирование единого образовательного пространства, построенного на ряде конкретных и обязательных принципов.

19 сентября 2003 г. Болонскую декларацию 19 сентября 2003 г. министр В.М.Филиппов, возглавлявший делегацию России на Берлинской конференции министров образования европейских стран, подписал Болонскую декларацию вместе с представителями Албании, Андорры, Боснии и Герцеговины, Ватикана, Сербии и Черногории. ( Тогда нас стало сорок…)

« - введение системы точно определенных и сопоставимых степеней, с выдачей приложений к дипломам, с целью облегчения трудоустройства выпускников и увеличения международной конкурентоспособности европейской системы высшего образования;» « - введение системы точно определенных и сопоставимых степеней, с выдачей приложений к дипломам, с целью облегчения трудоустройства выпускников и увеличения международной конкурентоспособности европейской системы высшего образования;» Болонская декларация:

«- введение системы двухэтапного высшего образования: базового и последипломного. Доступ ко второму этапу требует успешного завершения первого этапа обучения продолжительностью не менее трех лет. Степень, получаемая после первого этапа обучения, признается на европейском рынке труда как достаточный уровень квалификации;» «- введение системы двухэтапного высшего образования: базового и последипломного. Доступ ко второму этапу требует успешного завершения первого этапа обучения продолжительностью не менее трех лет. Степень, получаемая после первого этапа обучения, признается на европейском рынке труда как достаточный уровень квалификации;» Болонская декларация:

«- принятие системы кредитов, аналогичной ECTS, как средства, обеспечивающего широкую мобильность студентов. Кредиты могут действовать на любом уровне системы образования, включая непрерывное образование, при условии их признания всеми принимающими учебными заведениями;» «- принятие системы кредитов, аналогичной ECTS, как средства, обеспечивающего широкую мобильность студентов. Кредиты могут действовать на любом уровне системы образования, включая непрерывное образование, при условии их признания всеми принимающими учебными заведениями;» Болонская декларация:

для студентов - для преподавателей, исследователей, административного персонала - «- стимулирование мобильности и создание условий для свободного перемещения: для студентов - обеспечение доступа к образованию, обучению и связанным с ними услугам в других университетах Европы; для преподавателей, исследователей, административного персонала - признание и оценка их работы в странах Европы без ущемления их законных прав;» Болонская декларация:

« - развитие европейского сотрудничества в области контроля качества с целью выработки сопоставимых критериев и методологий;» Болонская декларация:

« - развитие европейских аспектов высшего образования, особенно в таких областях, как разработка учебных программ, межвузовское сотрудничество, планы мобильности, программы образования, обучения и исследований.» Болонская декларация:

Основные направления реализации Болонского процесса: Принятие системы узнаваемых и сравнимых степеней; Развитие системы высшего образования, основанной на двух основных циклах (уровнях); Введение системы зачетных единиц (ECTS); Введение единого Приложения к диплому (Diploma Supplement); Разработка сопоставимых методологий и критериев оценки качества образования. Создание систем управления качеством высшего образования; Активизация участия вузов и студентов в развитии Болонского процесса.

Главные преимущества двухуровневого образования: Гибкость образовательных программ и возможности формирования индивидуальных образовательных траекторий; Возрастание академической мобильности студентов; Уменьшение числа студентов, прекращающих обучение без получения квалификации; Удовлетворение спроса на образовательные услуги; Повышение качества образования.

…на КАЧЕСТВО высшего образования в наибольшей степени влияют (Программный Документ ЮНЕСКО): качество персонала, гарантируемое высокой квалификацией преподавателей и научных сотрудников, качество образовательных программ, обеспечиваемое сочетанием преподавания и исследований, а также соответствием общественному спросу, качество подготовки студентов и преодоление разрыва между средним и высшим образованием, качество учебной среды и инфраструктуры вузов, включая компьютерные сети и библиотеки, что может быть обеспечено лишь при сохранении государственного финансирования высшего образования как общенационального приоритета.

Декларация «Сильные университеты для сильной Европы » Съезд ЕАУ, апрель 2005, Глазго « Оценка качества образования должна строиться не на внутренних ощущениях собственной значимости профессорского корпуса, а на международно признанных процедурах управления качеством и контроля качества.»

УТВЕРЖДЕНА постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2005 г. 803 УТВЕРЖДЕНА постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2005 г. 803 ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ на 2006 – 2010 годы

Цель политики модернизации образования состоит в обеспечении конкурентоспособности России на мировом уровне. стратегической целью Основной стратегической целью Программы является обеспечение условий для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном образовании путем создания новых механизмов регулирования в сфере образования, обновления его структуры, содержания и технологий, развития фундаментальности и практической направленности образовательных программ, формирования системы непрерывного образования.

Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации: Развитие современной системы непрерывного образования. Повышение качества профессионального образования и развитие независимых форм его оценки. Эффективное взаимодействие с рынком труда. Повышение инвестиционной привлекательности сферы образования. Формирование эффективного рынка образовательных услуг и переход на принципы подушевого финансирования. Привлечение общественных организаций к формированию и реализации образовательной политики.

Россия занимает первое место в мире по охвату населения услугами высшего образования: 70% россиян в возрасте лет - студенты (а, напрмер, в Бразилии - только 16%) Половина студентов учится по гуманитарно- социальным направлениям подготовки. Половина выпускников вузов не работают по специальности. Четверть выпускников вузов заняты трудом, не требующим высшего образования.

ФГОС ВПО Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) – это совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. ФГОС ВПО включают в себя требования к: структуре основных образовательных программ, в том числе требованиям к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса; условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям; результатам освоения основных образовательных программ.

ООП ВПО Основная образовательная программа высшего профессионального образования (ООП ВПО) – это система учебно-методических документов, регламентирующих цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии реализации образовательного процесса, систему оценки качества подготовки выпускника. ООП ВПО разрабатывается на основе ФГОС ВПО и рекомендованной примерной основной образовательной программы с учетом потребностей регионального рынка труда, традиций и достижений научно- педагогической школы конкретного вуза.

Стратегия развития образования Республики Татарстан на гг. Эффективная система образования представляет собой непрерывный процесс развития и обучения, начинающийся на дошкольном уровне и продолжающийся всю жизнь. Остановка или концентрация на любом из его этапов неминуемо приводит к стагнации и резкому снижению качества знаний и умений. Именно поэтому при разработке настоящей Стратегии изначально было определено, что модернизация затронет все уровни образования и будет системной и непрерывной.

Изменение парадигмы образования: от «образования на всю жизнь» к «образованию в течение всей жизни». следствия: Модульный принцип обучения; На каждом этапе - дозированный трансферт знаний; Индивидуальная образовательная траектория каждого обучающегося; Широкий выбор образовательных программ и модулей; Высокий адаптивный потенциал образовательных программ; Востребованность программ (в т.ч. опережающих) на рынке труда, интеграция образовательной деятельности в сферу реальной экономики; Расширение возможностей удовлетворения интеллектуальных и культурных потребностей обучающихся; Усиление мотивации обучающихся.

Системный подход к управлению профориентационной деятельностью вуза: Системный подход к управлению профориентационной деятельностью вуза: Довузовская подготовка Обучение в вузе Послевузовское сотрудничество Управляющие и корректирующие действия по данным мониторинга удовлетворенности внутренних и внешних потребителей

Послевузовское сотрудничество Послевузовское сотрудничество с выпускниками и работодателями Участие в разработке ГОС ВПО и ООП Вовлечение ресурсов работодателя в учебный процесс вуза Мониторинг рынка труда и трудоустройство выпускников Повышение квалификации и переподготовка кадров

«Пирамида» российских вузов: Особые университеты - МГУ, СПбГУ. Федеральные университеты (10) - СибФУ, ЮФУ, ДВФУ, АФУ, KФУ, УФУ,..; Национальные исследовательские университеты (около 30); - Национальный исследовательский технологический университет (МИСиС); - Национальный ядерный университет (МИФИ); +12! Региональные вузы ( ).

Федеральный университет: Инструмент реализации геополитичских интересов и развития региона. Задача: обеспечение доступа населения региона к высшему образованию мирового уровня; к 2020 г. ФУ должен войти в Топ- 100 международных рейтингов вузов.

Федеральный университет: Учреждается указом Президента РФ; Учреждается президент ФУ, ректор ФУ назначается Правительством РФ сроком на 5 лет; Формируется Попечительский совет ФУ - привлечение внебюджетных средств и контроль за их расходованием; Предоставляется право разработки собственных ОС, включающих по сравнению с ФГОС «дополнительные требования, направленные на совершенствование содержания и технологий высшего и послевузовского профессионального образования; Предоставляется возможность выдачи дипломов собственного образца и присвоения ученых степеней.

Национальный исследовательский университет: Статус НИУ присваивается Правительством РФ сроком на 10 лет. Задача: подготовка кадров для высокотехнологичных отраслей экономики, выполнение фундаментальных и прикладных исследований, эффективный трансферт наукоемких технологий в промышленность.

33 Приволжский федеральный округ Проживает: 21% населения России Полиэтничный и многоконфессиональный регион: 14 субъектов Федерации, в том числе 6 республик

34 Ежегодно реализуется более 400 исследовательских проектов В 2008 году опубликовано 4250 научных статей, в высокорейтинговых зарубежных журналах – ведущих научных школ РФ (с КазНЦ РАН), две школы мирового уровня 24 диссертационных Совета 25 современных исследовательских лабораторий, ФЦКП Научное и образовательное международное сотрудничество КГУ входит в рейтинг Times 2009 г (наряду с МГУ (155), СпбГУ (168), НГУ (312), ТГУ ( ), ГУВШЭ ( ), МГИМО (601+), УрГУ 601+) Основан в 1804 году. Создавался как культурный и управленческий центр России Казанский университет

35 ТГГПУ КГФЭИ КГУ Объекты Универсиады 2013 ТП «Идея» ЕлПИ

Миссия Университета в качестве инструмента идентификации ключевых сфер деятельности, его позиционирования и определения стратегических преимуществ в обобщенном виде сводится к следующему: формирование и развитие конкурентоспособного человеческого капитала в ПФО и его регионах; поддержка инновационного развития округа и страны в целом путем обеспечения высокого качества образовательного процесса, исследовательских работ и технологических разработок; развитие Казани как креативного города и вузовского центра мирового уровня. Миссия Казанского Университета

Цель и задачи развития университета Целью развития университета до 2019 года является его становление как ведущего научно-образовательного и методического центра, осуществляющего следующие виды деятельности: реализация инновационных образовательных программ высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образования и поддержка системной модернизации высшего и послевузовского профессионального образования регионов Приволжского федерального округа; выполнение фундаментальных и прикладных научных исследований по широкому спектру наук, а также доведение результатов интеллектуальной деятельности до практического применения на основе интеграции науки, образования и производства; удовлетворение потребностей формирующейся инновационной экономики округа в кадрах, конкурентоспособных на глобальном рынке знаний и технологий, а также обеспечение научных, технических и технологических решений комплексных задач территориального развития и реализации крупных программ социально-экономического развития.

К 2015 году будет кардинально обновлена образовательная структура Казанского университета. Ее ядром станут крупные институты по направлениям подготовки, а основной учебно- организационной единицей – образовательные программы с мобильными коллективами. Это будет способствовать преодолению кафедрально- факультетских барьеров, которые в условиях современных междисциплинарных трендов нередко выступают в качестве препятствия для действенной модернизации образовательного и научного процессов, а также позволит сделать реальные шаги по пути преобразования системы факультет – кафедра, отвечающей в основном реалиям вчерашнего дня. Казанский университет

Задачи КФУ: модернизация образовательного процесса; модернизация научно-исследовательского процесса и инновационной деятельности; развитие кадрового потенциала и формирование качественного контингента обучающихся; модернизация инфраструктуры; совершенствование организационной структуры университета и повышение эффективности управления; включение университета в глобальные научно- образовательные и инновационные сети и содействие их формированию на региональном и федеральном уровнях.

Мероприятия Модернизация образовательного процесса (содержание и организация) 1.1.Разработка новых образовательных форм программ и стандартов 1.2.Внедрение новых образовательных технологий и систем поддержки обучения 1.3.Создание новой структуры образования и формирование системы управления 2Модернизация научно-исследовательского процесса и инновационной деятельности 2.1.Создание исследовательских лабораторий мирового уровня 2.2.Развитие инновационной деятельности 2.3. Создание системы управления научными исследованиями 3Развитие кадрового потенциала и формирование качественного контингента обучающихся 3.1.Кадровое обновление и привлечение лучших российских и зарубежных специалистов 3.2.Поддержка и стимулирование профессионального развития научно-педагогических работников 3.3.Создание системы привлечения талантливой молодежи 4Модернизация инфраструктуры 4.1.Развитие поддерживающей инфраструктуры 4.2.Развитие кампусов университета 5Совершенствование организационной структуры и повышение эффективности управления 5.1.Создание новой организационной структуры 5.2.Формирование эффективной системы управления 6 Включение в глобальные научно-образовательные и инновационные сети и содействие их формированию на региональном и федеральном уровнях 6.1.Создание системы открытого информационного обмена с внешней средой 6.2.Содействие системной модернизации общего и профессионального образования 40

В годах независимо друг от друга произошли несколько важных событий, практическая одновременность которых не могла не усилить их позитивное синергетическое воздействие на развитие сферы геодезического образования и геодезических исследований в Казанском университете. Указом Президента Российской Федерации от 21 октября 2009г Казанский университет получил статус Федерального университета Приволжского федерального округа; начался переход на двухуровневую схему подготовки «бакалавр – магистр», в согласии с которой в КГУ вместо специальности «Астрономогеодезия» предполагается обучение по направлениям бакалавриата и магистратуры «Геодезия и дистанционное зондирование Земли».

КФУ: варианты реализуемых ООП Подготовка по направлениям бакалавриата и магистратуры, связанным с применением результатов космической деятельности: космическая геодезия, ДЗЗ, ГИС, исследования небесных тел и т.д. Диверсификация ООП по направлениям, программам, срокам, формам, содержанию и т.д. Междисциплинарная подготовка магистров. Индивидуализация образовательных траекторий. Содействие подготовке бакалавров (специалистов) на факультетах КГУ и в других вузах.

Применение космических технологий позволяет в реальном масштабе времени осуществлять многоцелевой геодинамический, ситуационный и экологический мониторинг природных, антропогенных и техногенных комплексов на территории региона. Развитие фундаментальных и прикладных разработок по приоритетным направлениям и критическим технологиям республиканского, федерального и международного уровней как необходимой основы для реализации образовательных программ инновационного типа. Проведение научно-прикладных исследований и разработок для решения актуальных проблем космической геодезии, спутниковой навигации, дистанционного зондирования Земли, геоинформатики, и иных областей знаний, связанных с применением результатов космической деятельности. Внедрение передовых отечественных и зарубежных научно- технических разработок, новых конкурентоспособных товаров и услуг на внутреннем и внешнем рынке в сфере спутниковых и геоинформационных технологий и электронной картографии. КФУ: научно-исследоватеьская и инновационная деятельность

Благодарю за внимание!

Благодарим за внимание!