Тема 17. Экономическая безопасность государства План лекции: 1.Экономическая безопасность как категория экономической науки. 2.Критерии и показатели экономической.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Система мониторинга и прогнозирования состояния продовольственной безопасности Российской Федерации.
Advertisements

Экономическая безопасность национальной экономики 5geografiya.net.
Презентация по предмету: «Региональная экономика и управление» на тему: «Основные угрозы экономической безопасности.» 2011.
Экономическая и социальная политика государства. Вопросы: 1. Экономические функции государства. 2. Социальная политика: понятие и типы. 3. Показатели.
Рыночные преобразования в экономике страны коренным образом изменили систему продовольственного обеспечения населения, вызвав необходимость формирования.
Правительство Кыргызской Республики отмечает, что в 2012 году не удалось преодолеть угрозы спада экономического роста и сохранить положительные темпы экономического.
ИНФЛЯЦИЯ.
Экономика и государство Prezentacii.com. Экономические функции государства. Какой инструмент регулирования экономики выбрать? Денежно-кредитная (монетарная)
Налоговые реформы - основа развития предпринимательства Мухиддин Зайнуддинов, эксперт газеты «Налоговые и таможенные вести»
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИИ И.Г. Ушачев Вице-президент Российской академии сельскохозяйственных наук, директор.
Бюджетный дефицит Бюджетный дефицит превышение расходов над доходами государственного Бюджетный дефицит выступает производным от государственного бюджета.
МОСКВА 2008 г. О состоянии продовольственной безопасности Российской Федерации и мерах по ее обеспечению Министр сельского хозяйства Российской Федерации.
Экономика и государство. Экономические функции государства.
Экономика и государство. ПЛАН УРОКА 1. Экономические функции государства. 2. Механизмы государственного регулирования рыночной экономики. 3. Денежно-кредитная.
Лаборатория регионального анализа и политической географии, географического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова Типологический подход к формированию системы.
Понятие, назначение и состав государственной политики
1 ТЕМА 13 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ КОМПЛЕКСНОГО СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ СПК ПС ОМС.
До настоящего времени не существует единого понятия теневой экономики, причем понятие это различно как в разных странах, так и у разных авторов. Для каждой.
Февраль 23, 2008 Заседание III Петербургского Ипотечного Форума «О долгосрочной стратегии массового строительства жилья для всех категорий граждан» Н.Косарева.
Конкурентоспособность России: состояние и перспективы Кристалина Георгиева Всемирный банк 23 июня 2006 г.
Транксрипт:

Тема 17. Экономическая безопасность государства План лекции: 1.Экономическая безопасность как категория экономической науки. 2.Критерии и показатели экономической безопасности. 3.Продовольственная безопасность РФ. 4.Теневая экономика: структура, причины и последствия.

Темы рефератов: 1.Экономическая безопасность в системе национальной безопасности. 2.Коррупция как угроза экономической безопасности России. 3.Экономическая безопасность личности и социальная политика. 4.Оценка влияния внешнего и внутреннего долга на экономическую безопасность страны.

Закон Российской Федерации «О безопасности» (принят в 1992 г., редакция от 1996 г.) определяет экономическую безопасность страны как защиту жизненно важных интересов всех жителей страны, российского общества в целом и государства в экономической сфере от внутренних и внешних угроз. Экономическая безопасность является главным компонентом системы национальной безопасности. Гарантии экономической безопасности являются необходимым условием для обеспечения стабильного развития национальной экономики, реализации ее национальных интересов.национальной экономики

В соответствии со «Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года», под национальным интересом понимается совокупность внутренних и внешних потребностей государства в обеспечении защищенности и устойчивого развития личности, общества и государства. Национальные интересы делятся на: 1.Фундаментальные интересы, идентичные для любой страны, так как определяют необходимость «выживания» нации. 2.Национальные ценности национальная идеология и культурная самобытность, определяющие цивилизационную уникальность страны. 3.Текущие интересы, необходимость защиты которых определяется текущей обстановкой и обеспечением намеченного курса развития страны.

Основные положения национальной безопасности закреплены в Концепции национальной безопасности Российской Федерации (утверждена Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 г. 1300,в редакции Указа Президента РФ от 10 января 2000 г., 24). Объектом безопасности на макроэкономическом уровне выступает хозяйственная система страны в единстве ее элементов: природных богатств, людских ресурсов, производственных фондов, финансовых ресурсов, регионов, предприятий и др.

Национальная экономическая безопасность основана на таких основных принципах, как: 1.Независимость национальной экономики. Задача государства заключается в том, чтобы сформировать такой уровень развития национальной экономики, который позволяет ей занять конкурентные и равные позиции в мировом хозяйстве. Однако по причине все большего вовлечения национальных экономик в мировую этот принцип может быть выполнен только относительно необходимо достижение состояния относительной независимости национальной экономики.

2.Стабильность национальной экономики. Государство должно создать устойчивый рост национальной экономики, исключающий социальные потрясения, усиление роли криминальных структур и создающий режим безопасности для каждого гражданина. 3.Устойчивые темпы роста национальной экономики. В современных условиях только постоянный и устойчивый рост может обеспечить приемлемый уровень экономической безопасности, включающий совершенствование производства, профессионализма каждого человека.

Современный уровень национальной безопасности все больше зависит не от конкретной военной мощи страны, а от таких факторов, как: - уровень развития национальной экономики, -качество жизни населения, -степень развитости социальной инфраструктуры, -размеры национального богатства. Современные угрозы национальной безопасности сместились в сторону терроризма, межкультурных конфликтов, нарушения экологии, спада национальной экономики.

Угрозы экономической безопасности это такие явления и процессы, которые отрицательно влияют на экономическое состояние страны, ограничивают экономические интересы личности, общества, государства, создают опасность национальным ценностям и национальному образу жизни.

Угрозы экономической безопасности подразделяются на внутренние и внешние. К внутренним угрозам экономической безопасности России можно отнести: 1.Усиление имущественного расслоения общества. По данным Минэкономразвития РФ, уровень доходов наиболее обеспеченных россиян в 15 раз превышает уровень доходов наименее обеспеченных граждан.(см.предыдущую лекцию). 2.Криминализацию экономики и общества. Оценки масштабов российской теневой экономики варьируются обычно в интервале 20-40% ВВП. 3.Разрушение научно-технического потенциала страны. По абсолютным затратам на науку Россия сегодня примерно в 5 раз уступает Германии, в 7 раз Японии и в 17,5 100 раз США.

К наиболее существенным внешним угрозам экономической безопасности России можно отнести: 1.Утечка умов за границу. Россия является сейчас основным поставщиком высококвалифицированных специалистов за рубеж. Речь идет о потере того слоя населения, который смог бы обеспечить России достойное место в мировом сообществе XXI века. 2.Бегство капитала за рубеж. Понятие «бегство капитала» означает нелегальный вывоз капитала за границу. Данные Банка России: за 2011 год из страны утекло почти $130 млрд. 3.Нарастание импортной зависимости по продовольствию и потребительским товарам. Сегодня 80% российского рынка лекарств и более 40% продовольственного рынка России приходится на импорт.

Перед национальной экономической безопасностью ставятся следующие задачи : 1.Разработка и реализация необходимых мероприятий по снижению степени влияния внутренних и внешних угроз. 2.Защита суверенитета и территориальной целостности РФ. 3.Разработка и реализация экономической политики, направленной на активизацию экономического роста. 4.Создание условий научной и технологической независимости. 5.Обеспечение безопасности человека и гражданина, его прав и свобод. 6.Повышение эффективности государственного аппарата.государственного аппарата 8.Поддержание баланса межнациональных отношений. 9.Создание условий соблюдения законодательства.

10.Формирование взаимовыгодных отношений с другими государствами. 11.Сдержание военного потенциала страны. 12.Улучшение экологической обстановки. 13.Интеграция национальной экономики в мировое хозяйство. 14.Защита на мировых рынках интересов отечественных производителей. 15.Формирование режима финансово-кредитной независимости России. 16.Усиление государственного регулирования иностранных компаний, ведущих хозяйственную деятельность на территории страны. 17.Формирование эффективного правового поля деятельности хозяйствующих субъектов. 18.Вывод национальной экономики из кризиса.

Стратегия экономической безопасности разрабатывается на основе научных критериев и индикаторов безопасности, представленных в табл.1 (для РФ):

п/пНаименование показателей Пороговое значение Фактическое значение Соотношение фактического и порогового значения I. Демографическая сфера 1. Условный коэффициент депопуляции (отношение числа умерших к числу родившихся) 11,30,77 2. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, лет 7066,6 (2006)0,95 II. Социальная сфера 3. Доля населения, имеющего доходы ниже прожиточного минимума, % 713,40,28 4 Соотношение доходов 10% самых богатых и 10% самых бедных групп населения 816,80,49 5. Дифференциация субъектов Федерации по среднедушевым доходам, раз 1,58,10,19 6. Доля расходов на здравоохранения и спорт в ВВП, % 54,20,84 7.Доля семей, состоявших на учете нуждающихся в жилых помещениях от общего числа семей, % 160,17

III. Экономическая сфера 8. Темп прироста ВВП, %108,10,81 9. Темп прироста производительности труда, % 106,00, Доля инвестиций, % к ВВП35200, Внутренний затрат на исследование и разработки в % к ВВП 2,2 1,07 (2010 г.) 0, Доля расходов на образование в ВВП, %54,070, Степень износов основных фондов, %38,646,30, Уровень безработицы, %56,30, Доля в промышленном производстве обрабатывающей промышленности, % 70660, Доля в промышленном производстве машиностроения, % 25150,6 17. Доля отгруженной инновационной продукции организацией по видам экономической деятельности, % 20 5,2 (2010 г.) 0, Расходы на национальную оборону в % к ВВП 32,50, Доля импортного продовольствия во внутреннем потреблении, % 25400,63

IV. Финансовая сфера 20. Уровень инфляции за год, %1011,9 0, Дефицит бюджета, % к ВВП Денежная масса (М2), % к ВВП7040,2 0, Объем внутреннего и внешнего долга, % к ВВП 30 3, Объем золотовалютных резервов на конец года, млрд. долл ,4 4,76

Пояснения к табл.1: Столбец 5 рассчитывается как частное от деления фактического значения на пороговое(или наоборот, в зависимости от того, является ли данный порог верхним или нижним пределом). Если это соотношение равно или больше 1, то показатель отражает безопасное состояние. Если оно меньше 1, то показатель находится в опасной зоне.

Выполнить подробные выводы к таблице 1.

Важной составляющей экономической безопасности РФ является ее продовольственная безопасность, под которой понимается создание необходимых резервов продуктов питания и сельскохозяйственного сырья, повышение уровня продовольственного обеспечения, покупательского спроса, улучшение качества продукции и обеспечение их конкурентоспособности на мировом рынке.

Для того, чтобы продовольственная безопасность была достигнута, необходимо обеспечить: 1. физическую доступность продуктов питания –бесперебойное поступление продуктов питания в необходимых объемах; 2.экономическую доступность продуктов питания в соответствии с физиологическими нормами питания, системой цен, социальных пособий и т.д. 3. продовольственную независимость страны.

Выводы по табл.2: 1.В настоящее время существует тенденция роста импортной зависимости по следующим продуктам питания: мясо свежее и мороженое (без мяса птицы), масло сливочное, прочие молочные жиры и масло подсолнечное. 2.Наблюдается тенденция увеличения потребления на душу населения в год: овощей и продовольственных бахчевых культур, фруктов и ягод, масла растительного. 3.Наблюдается тенденция уменьшения потребления на душу населения в год: картофеля, мяса и мясопродуктов, молока, молочных продуктов, яиц и яйцепродуктов, рыбы и рыбопродуктов, сахара, хлебных продуктов. 4.Полностью потребности россиян в продуктах питания удовлетворены в яйцах и яйцепродуктах, сахаре и масле растительном, картофеле и хлебных изделиях.

Проблемы в секторе обеспечения продовольственной безопасности РФ: 1.снижение объемов производства сельскохозяйственной продукции по сравнению с уровнем 1990 г. в 2-2,5 раза; 2.импорт основных видов продовольствия (мясо, молоко, птица, овощи, фрукты) составляет около половины потребности; 3.разрушение материально-технической базы АПК, применение энергозатратных технологий и технических средств; 4.сокращение и миграция сельского населения (крестьянства), достигшая уровня 1,5-2,0 млн. человек в год; 5.выбытие из севооборота более 42 млн. га пашни, сокращение поголовья сельскохозяйственных животных в 2,5-3 раза; 6.диспаритет цен на сельскохозяйственную продукцию, энергоносители и промышленную продукцию рост 5-15 раз;

7.убыточность, банкротство и разорение сельскохозяйственных предприятий (число крупных коллективных хозяйств ежегодно сокращается на ед.); 8.ухудшение обеспеченности АПК кадрами механизаторов и других массовых профессий, а также специалистов- технологов; 9.развал системы производственно-технологического и инженерно-технического обеспечения сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Меры по повышению продовольственной безопасности РФ : 1.рациональное использование природных ресурсов, 2.повышение качества сельскохозяйственной продукции, 3.создание благоприятных условий для ведения сельскохозяйственного производства, 4. льготное кредитование по покупке продуктивных животных, 5.обновление машинотракторного парка и породного состава продуктивных животных, 6.повышение урожайности сельскохозяйственных культур, 7.привлечение дополнительных инвестиций и молодых специалистов на село, 8.внедрение новых технологий в сельское хозяйство, 9.регулирование импортных закупок продуктов питания.

Опыт других стран в решении проблемы продовольственной безопасности: - в Европе на поддержку фермеров уходит половина бюджета ЕС – 55 млрд. евро в год; - в США фермерам выплачиваются компенсации (если рыночная цена на их сельхозпродукцию ниже планки, определенной государством), дотации и прямые субсидии, на что расходуется более 22 млрд. долл. в год; - в Швейцарии фермеры дотируются на 60 %; - в Китае отменен сельскохозяйственный налог, существовавший в стране 650 лет, все крестьяне работают в режиме «особой экономической зоны».

Теневая экономика-часть экономики, продукция которой не попадает в статистику национального дохода, так как она скрывается от официальных властей. Современная версия СНС и вспомогательные таблицы ООН рекомендуют рассматривать активность в теневом секторе каждой страны, под которой понимается вся экономическая активность, не находящая отражение в тех или иных формах государственной отчетности.

В состав теневой экономики входят следующие сегменты. 1.Неформальная экономика («серый рынок») законные экономические операции, однако их масштаб скрывается или занижается хозяйствующими субъектами. Например, трудовой наем без оформления, нерегистрируемые ремонтно-строительные работы, репетиторство, сдача в аренду недвижимости и другие способы уклонения от налогов. 2.Криминальная экономика («черный рынок») экономическая деятельность, запрещенная законом в любой экономической системе и в подавляющем большинстве стран. Пример: наркобизнес, контрабанда, проституция, рэкет и др. 3.Фиктивная экономика - предоставление взяток, индивидуальных льгот и субсидий на основе организованных коррупционных связей.

Вопрос для обсуждения в аудитории: Следует ли отнести к теневой экономике следующие виды деятельности легальных экономических агентов: 1.Производственная активность населения на приусадебных участках в последующей торговлей продукцией. 2. Частный извоз. 3. Чаевые. 4. Различные посреднические операции?

На рубеже веков теневая экономика была эквивалентна в развитых странах в среднем 12% ВВП, в странах с переходной экономикой 23, в развивающихся 39, а по отношению к мировому валовому продукту ее доля составляла около 20% ВВП. В отдельных развитых странах масштабы неформального сегмента теневой экономики составляли (% ВВП): в Италии 27,4, Испании 23,4. Германии 15, Японии 11, США 9.

Удельный вес теневого сектора в СССР в 1973 г., по оценке, составлял 3-4% ВВП, что характерно для стран с тоталитарными режимами. Однако по мере углубления кризиса этого режима его доля выросла к 1990 г. до 12% ВВП. Переход к рыночной экономике в России, как и в других странах СНГ, сопровождался ростом теневого сектора, удельный вес которого, по официальным данным российской статистики, возрос до 25% ВВП в 1997 г., но затем наметилась тенденция к его снижению до 19% в 2010г. Тем не менее в российской экономике не всегда можно провести ясную разграничительную линию между бизнесом легальным и нелегальным, так как даже многие крупнейшие компании образному выражению, стоят одной ногой в официальной экономике, другой в неофициальной.

Основными причинами существования и роста теневой экономики являются: 1.Государственное вмешательство в экономику. Считается, что удельный вес теневого сектора прямо зависит от степени государственною регулирования, а также от масштабов коррупции и организованной преступности. Уход в «тень» нередко вызывается громоздким бюрократическим механизмом регистрации бизнеса (так, в конце 90-х гг. для регистрации фирмы в России было необходимо получить согласие 54 инстанций, а в Финляндии 5). 2. Нежелание или невозможность уплаты чрезмерно высоких, по мнению экономических агентов, налогов. Уклонению от налогов способствует и слабость налогового администрирования.

3.Кризисное или депрессивное состояние национальной экономики. Оно влечет влечет за собой рост безработицы и снижение жизненного уровня широких слоев населения. Часть пострадавшего от кризиса населения пытается заняться малым предпринимательством, но при наличии высоких административных барьеров (установленных властями правил, соблюдение которых выступает обязательным условием ведения хозяйственной деятельности, например получения лицензии на занятие данным видом бизнеса) и других трансакционных издержек при входе на рынок эти предприниматели вынуждены вступать в теневые отношения, например вести свое дело без официальной регистрации.

Для определения масштабов теневой экономики используются четыре основных подхода: 1.Монетаристский: исходит из допущения, что в теневой экономике расчеты ведутся исключительно наличными, главным образом крупными купюрами, поэтому показателями роста теневой экономики считается повышение удельного веса наличных денег в денежном агрегате М2 и доли банкноте высоким номиналом в общем объеме денежного обращения. На основе этого подхода власти СССР провели в январе 1991 г. денежную реформу, включавшую обмен крупных по номиналу банкнот в трехдневный срок в целях изъятия таким путем нелегальных капиталов. 2.«Палермо» (итальянский метод) основан на сравнении величины заявленного дохода с объемом покупок товаров и получения платных услуг в масштабах страны или региона, а также отдельных лиц. Отсюда стремление властей установить контроль над крупными покупками (например, недвижимости, драгоценностей, акций и др.)

3.Анализ занятости позволяет предположить, что сохраняющийся длительное время высокий уровень незарегистрированной безработицы свидетельствует о наличии широких возможностей для занятости в теневом секторе. 4.Метод технологических коэффициентов заключается в сопоставлении данных о динамике потребления электроэнергии и представленных в официальные органы сведений о производстве товаров и оказании услуг. Например, в России в 90-х гг.прошлого столетия декларируемое производство товаров и услуг снизилось более чем на 40%, а потребление электроэнергии всего лишь на 25%, что косвенно указывало на рост теневого сектора.

Теневая некриминальная экономика выполняет в рыночной экономике следующие функции: 1.Дестабилизирующая: Криминализация хозяйственной деятельности создает серьезную угрозу стабильности общества. Массовое уклонение от уплаты налогов порождает хронический бюджетный кризис, что, например, и произошло в России во второй половине 90-х гг. прошлого столетия и явилось одной из главных причин финансового кризиса 1998 г.

2.Стабилизирующая. Неофициальная («серая») экономика позволяет повысить конкурентоспособность товаров и услуг, поскольку экономит на налоговых изъятиях. Доходы от теневой деятельности, не облагаемые налогами, позволяют повысить жизненный уровень вовлеченных в нее слоев населения. Например, в переходной экономике России 90-х гг. прошлого столетия теневые некриминальные доходы, включая не учитываемую официально заработную плату «в конверте», были, по меньшей мере, сопоставимы по величине с легальной заработной платой. Создавая новые рабочие места и источники доходов, неофициальная экономика в условиях экономического кризиса выполняет функцию социального стабилизатора, сглаживает чрезмерное неравенство доходов, уменьшает социальное напряжение в обществе.

Поскольку масштабы и структура теневого сектора во многом зависят от макроэкономической политики государства, а разрастание теневого сектора наносит существенный ущерб обществу, органы власти должны стремиться свести его до безопасных размеров. Для этого необходимо вывести из «тени» сегмент теневой экономики с помощью: -снижения административных барьеров, - установления приемлемого уровня налогообложения, - обеспечения соблюдения экономическими агентами контрактных обязательств, - гарантирование частной собственности и др.

Например, в В России в начале 2000-х гг. был проведен ряд реформ в этом направлении: упрощена процедура регистрации новых фирм, снижена ставка налога на прибыль предприятий (с 35 до 24%), введен ряд льгот для малого бизнеса.

Проанализируйте предлагаемые в настоящее время правительством РФ меры по нивелированию теневого сектора экономики.

1.Андрианова, О. К. Совершенствование механизма обеспечения финансовой безопасности России (в современных условиях) / О. К. Андрианова // Вестник кадровой политики, аграрного образования и инноваций С Кулагина, Н. Оценка эффективности мероприятий по повышению уровня экономической безопасности АПК / Наталья Кулагина // Экономика сельского хозяйства России С Кулагина, Н. Отраслевой и конкурентный анализ при разработке стратегии экономической безопасности АПК / Н. Кулагина // АПК: экономика, управление С Мамкин, А. Основные факторы, влияющие на продовольственную безопасность России / Арсений Мамкин// Международный сельскохозяйственный журнал N 1. - С Савченко, Е. С. Развитие АПК как условие экономической безопасности региона / Е. С. Савченко// Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий N 3. - С

6.Тороторин, Е. В. Кредитование сделок M&A и обеспечение экономической безопасности / Е. В. Тороторин// Банковское дело N 4. - С Шевелева, О. В. 7.Анализ уровня жизни населения как элемент оценки экономической безопасности субъекта Федерации (на примере Кемеровской области)/ О. В. Шевелева, Е. А. Калашникова // Региональная экономика: теория и практика (245). - С