Использование метапредметного подхода в проектно-исследовательской деятельности учащихся в рамках НОУ (Научное Общество Учащихся) МБОУ «Средняя общеобразовательная школа 7» г. Сосновый Бор Ленинградской области Девятова Галина Васильевна Учитель биологии высшей квалификационной категории «Учение есть совместное исследование, проводимое учителем и учеником» С.Л. Рубинштейн С.Л. Рубинштейн
«Свои способности человек может узнать только попытавшись применить их на деле» Римский философ Сенека (Путь к самопознанию ) Римский философ Сенека (Путь к самопознанию ) «Учение без размышлений – тщетный труд, Размышления без учения – пагубны» Конфуций
Проектно-исследовательская деятельность - деятельность обучающихся, связанная с поиском ответа на творческую, исследовательскую задачу с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере. - способствует более глубокому и прочному усвоению знаний; - - вырабатывает умения и навыки самостоятельной работы обучающихся; - - формирует умения применять теоретические знания в решении конкретных практических задач; - развивает личностные качества учащегося, влияет на развитие компетентности.
Цель : духовно- нравственное, экологическое воспитание, обеспечивающее целостное гармоничное развитие личности. Задачи : - развитие индивидуальных способностей и возможностей учащихся; - активизация познавательной деятельности; - повышение образовательного уровня; - повышение интереса к проектно-исследовательской деятельности учащихся, знакомство с методами научных исследований; - привлечение учащихся к творчеству, развитию, самореализации; - формирование компетенций и уровня культуры здорового образа жизни. Направления работы. Темы выбираются с учащимися по актуальным проблемам: сохранение здоровья, экологические проблемы, исследования по материалам пришкольного учебно-опытного участка (УОУ). Метапредметный подход. Совместная работа с учителями географии, экологии, химии, ИКТ, физика, литературы, специалистами системы здравоохранения, родителями учащихся.
Учебные исследования монопредметные межпредметные надпредметные - исследования, направленные на решение проблемы, требующей привлечения знаний из разных учебных дисциплин - исследования, направленные на решение проблемы, требующей привлечения знаний из разных учебных дисциплин
Организация исследовательской деятельности Организация исследовательской деятельности При построении учебно-исследовательского процесса важно: - выбор темы исследования, интересной для ученика и совпадающей с кругом интереса учителя; - хорошее осознание учеником сути проблемы, её актуальность; - организация хода работы исследования во взаимоответственности и взаимопомощи учителя и ученика друг перед другом; - раскрытие проблемы должно приносить что-то новое ученику. Особенности организации Особенности организации Сетевое взаимодействие Социальное партнерство Системность и целостность урочной и внеурочной деятельности Индивидуально В группе
Консультирует, советует, направляет, на возможные выводы задаёт вопросы, советуется СО трудничество СО авторство СО творчество Особенности сопровождения Учитель Ученик
Метапредметные связи в исследовательской работе Биология, география, экология «Комплексное изучение состояния пришкольного учебно-опытного участка». Биология, химия, экология «Влияния факторов среды на рост и развитие растений» Биология, экология «Оценка влияния состояния окружающей среды на древесные породы» Биология и здоровье. «Металл на теле» «Одежда и здоровье человека» «Газированные напитки: пить или не пить!?» «Мы выбираем ЖИЗНЬ!» (о вреде курения). «Микроорганизмы. Микробное загрязнение воздуха» «Радиация и здоровье человека» Благодарим за техническую поддержку Шестопалову Ларису Алексеевну.
Результаты Главным результатом проектно-исследовательской деятельности является интеллектуальный продукт, устанавливающий ту или иную истину Результатом нашей работы является участие в конкурсах различных уровней: городских, областных, региональных, всероссийских, международных. Ежегодно учащиеся представляют свои работы на конкурсах: Международная БИОС – олимпиада; Всероссийские конкурсы из федерального перечня «ЮНЭКО», «Первые шаги в науке», «Юность, наука, культура»; Городская НПК естественно-научного профиля (защита исследовательских работ) Региональный тур международного конкурса «Энергия будущего» (ЦИТ); Региональный конкурс «Балтийский регион вчера, сегодня, завтра»; Ежегодная школьная научно – практическая конференция; Муниципальный этап олимпиады по экологии.
«Будьте здоровы!» Проект «Комплексное изучение геоэкологического состояния пришкольного учебно-опытного участка» АВТОРЫ : учащиеся 11 класса Козинская Виктория, Ухнакова Елена РУКОВОДИТЕЛИ : учитель биологии Девятова Галина Васильевна учитель географии Мысик Любовь Анатольевна Победители муниципального этапа олимпиад по экологии г.
«Влияние факторов среды на рост и развитие растений» Работу выполнила ученицы 10 класса Рудакова Ксения Руководители: учитель биологии Девятова Галина Васильевна учитель химии Карпуничева Ольга Николаевна Призер муниципального этапа олимпиад по экологии г. Участие в XII Региональной научно-практической конференции школьников «Балтийский регион вчера, сегодня, завтра»
«Газированные напитки: пить или не пить!?» Работу выполнила ученицы 10 класса Киреева Наталья Руководитель: учитель биологии Девятова Галина Васильевна
«Радиация и здоровье человека» - составляющая проекта «Энергия будущего» Работу выполнила ученицы 9 класса Шехонова Александра Руководитель: учитель биологии Девятова Галина Васильевна
«Радиация и здоровье человека» - составляющая проекта «Энергия будущего» Работу выполнила ученицы 9 класса Шехонова Александра Работу выполнила ученицы 9 класса Шехонова Александра Руководитель: учитель биологии Девятова Галина Васильевна Руководитель: учитель биологии Девятова Галина Васильевна
«Одежда и здоровье человека» Работу выполнила ученица 10 «А» класса Юрова Алиса Руководитель: учитель биологии Девятова Галина Васильевна « В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли.» А.П.Чехов.
«Металл на теле» Работу выполнили ученицы 10 класс Матыцина Анастасия, Бушкова Алина Руководитель: учитель биологи Девятова Галина Васильевна
Сборник «Здоровье – это здорово!» Обобщение опыта работы по внедрению здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс (2007 г.) Сборник «Экологические вести» 9, г. Санкт-Петербург, 2007г. Опубликованы работы учащихся, занимающихся в школьном научном обществе учащихся (НОУ). Сборник тезисов докладов участников VIII Всероссийского молодежного форума по проблемам культурного наследия, экологии и безопасности жизнедеятельности «Юнэко-2010» Сборник тезисов докладов участников XI Региональной научно-практической конференции школьников «Балтийский регион вчера, сегодня, завтра».2011 г. ПУБЛИКАЦИИ
Проблемы *Низкая мотивация (Трудно поверить в свои силы. Зачем это нужно?) *Временной фактор. *Определить тему исследования. *Уметь самостоятельно организовывать свою работу. *Проанализировать полученные результаты *Проблема безопасности. *Сетевое взаимодействие (разобраться в большом количестве информации) *Финансирование.
« Решением всякой проблемы служит новая проблема» И.В.Гете Желаю успехов! Спасибо за внимание!