1 Цель, задачи курса, компетенции. 2 Определение цели учебного курса Цель – это представление о результате освоения курса Цель учебного курса должна быть.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Формирование профессиональных компетенций выпускника высшей школы Пермский государственный технический университет.
Advertisements

Особенности проектирования и реализации вузовских образовательных программ на основе ФГОС ВПО.
ФГОС III поколения ФГОС III поколения Основная образовательная программа.
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) © Г.Н. Варковецкая, канд. пед. наук, ИПО РАО, 2008.
Данилин А.В., зам.начальника управления образовательных стандартов и программ НИТУ «МИСиС» Образовательные стандарты НИТУ «МИСиС»: Опыт.
Об опыте разработки Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования в Кыргызской Республике Светлана Сирмбард Национальный.
Новый формат рабочих программ дисциплин Л.Е. Егорова Пленум Совета УМО вузов России по образованию в области энергетики и электротехники, Москва
О методическом обеспечении стандартов III поколения – ФГОС ВПО Гагулина Наталья Львовна начальник центра качества и НО УП.
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ФГОС ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»
ИНЖЕНЕР - ИССЛЕДОВАТЕЛЬ ( в области материалов и приборов ) ЧТО ДЕЛАЕТ – Разрабатывает, исследует, модифицирует ЦЕЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – создание нового (материалы,
Компетентностный подход при формировании основных образовательных программ по направлению «Экология и природопользование» на географическом факультете.
Информационные технологии в автоматизации планировании учебного процесса вуза Проектирование компетентностно- ориентированных рабочих программ учебных.
Презентация курса по выбору «Технологии визуализации данных» Кафедра Информатики и МОИ Факультет Математики, физики и информатики.
АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ ФГОУ ВПО СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Институт экономики, управления и природопользования направление «МЕНЕДЖМЕНТ» ПРЕЗЕНТАЦИЯ.
О едином подходе к формированию ОК-компетенций в области Техники и технологии Юрий Геннадиевич ТАТУР 3 декабря 2008 года.
Конституционное право Российской Федерации Ведущая отрасль российского права. Устанавливает основополагающие принципы устройства общества и государства.
Проектирование содержания образовательной программы магистратуры «от образовательного результата» (на примере Педагогическое образование) Начальник.
Программа по предмету в соответствии с требованиями ФГОС ООО ГМО учителей технологии.
Реализация компетентностного подхода на основе ФГОС ВПО Оценка результатов обучения.
1 Формирование основных образовательных программ по направлению «Менеджмент» Кабанова Татьяна Александровна кандидат хим. наук, доцент Государственный.
Транксрипт:

1 Цель, задачи курса, компетенции

2 Определение цели учебного курса Цель – это представление о результате освоения курса Цель учебного курса должна быть соотнесена с целью ООП и включать получение определенных компетенций в профессиональной и/или социальной сфере Цель должна быть обозначена четко, кратко и иметь практический характер Достижение цели должно быть проверяемо

3 Клише для формулировки цели: цель дисциплины состоит в теоретическом освоении основных разделов и понимании возможности и роли применения этих знаний в профессиональной деятельности курс нацелен на формирование у студента системного представления о …, на повышение как теоретического, так и практического …, на формирование профессиональной компетенции …

4 Учебный курс «Экология» Целью освоения учебной дисциплины «Экология» является приобретение теоретических знаний в области экологии, повышение экологической грамотности студентов, их экологическое воспитание, а также умений применять природоохранные мероприятия и ресурсосберегающие технологии в профессиональной деятельности

5 ЗАДАЧИ КУРСА - получить знания о… - приобрести умения по … - выработать навыки …

6

7

8 Аннотация Цель аннотации программы – в краткой и ясной форме ознакомить студента с содержанием и назначением курса, дать сведения об его достоинствах и особенностях (реклама курса)

9 Аннотация Аннотация – это клишированный информативный текст: в курсе рассматривается (что) содержит изложение (чего) основная цель курса состоит (в чём)

10 Место дисциплины (учебного курса) в структуре ООП ВПО Указывается цикл (раздел) ООП, к которому относится данная дисциплина. Указываются дисциплины, учебные курсы, на освоении которых базируется данная дисциплина (учебный курс), а также дисциплины, учебные курсы, итоговая аттестация, для которых необходимы знания, умения, навыки, приобретаемые в результате изучения данной дисциплины (учебного курса). Дисциплины, учебные курсы, на освоении которых базируется данная дисциплина (учебный курс) – Дисциплины, учебные курсы, ___________________________ для которых необходимы знания, умения, навыки, приобретаемые в результате изучения данной дисциплины (учебного курса)

11 Место дисциплины «Экология» в структуре ООП ВПО Учебная дисциплина «Экология» входит в цикл ЕН «Естественнонаучные и математические дисциплины». Логически эта дисциплина связана с дисциплинами профессионального цикла: «Товароведение», «Маркетинг», «Логистика», по отношению к которым «Экология» является предшествующей дисциплиной. Требования к «входным» знаниям, умениям и готовности студента: дисциплина «Экология» базируется на знаниях и умениях, полученных в сред­ней школе при изучении естествознания, биологии, химии, природоведения и основ экологии, и является в дальнейшем основой при изучении дисцип­лин, связанных с профессиональной деятельностью - «Эко­номика организации», «Правоведение», «Менеджмент», «Товароведение», «Маркетинг».

12 В результате изучения дисциплины (учебного курса) студент формирует и демонстрирует следующие компетенции: - …. (…-…)

13 Результаты обучения и компетенции Результаты обучения – усвоенные знания, умения, навыки и освоенные компетенции Компетенция- способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области

14 Процесс формирования компетенции t, время Знания Умения Навыки Опыт деятельности Знания Владения Навыки t1t1 t2t2 t3t3 Компетенция = Знания Умения Владения + +

15 Ключевые компетенции, выделяемые в различных исследованиях

16 Европейские исследования (В работе приняли участие более 100 университетов из 16 стран-подписантов Болонской декларации, в консультациях и опросах были задействованы 5183 выпускников вузов, 998 профессоров, 944 работодателя.) Выделены: Общие компетенции: Инструментальные, Межличностные, Системные; Специальные компетенции, разделенные по уровням.

17 Ключевые компетенции (результаты европейского исследования) 1. Инструментальные способность к анализу и синтезу; способность к организации и планированию; базовые общие знания; базовые знания по профессии; коммуникативные навыки в родном языке; элементарные компьютерные навыки; навыки управления информацией (способность извлекать и анализировать информацию из различных источников); способность решать проблемы; способность принимать решения.

18 Ключевые компетенции (результаты европейского исследования) 2.Межличностные способность к критике и самокритике; способность работать в команде; межличностные навыки; способность работать в междисциплинарной команде; способность взаимодействовать с экспертами в других пред­метных областях; способность воспринимать разнообразие и межкультурные различия; способность работать в международном контексте; приверженность этическим ценностям.

19 Ключевые компетенции (результаты европейского исследования) 3.Системные способность применять знания на практике; исследовательские способности; способность к обучению; способность к адаптации к новым ситуациям; способность к генерации новых идей (творчеству); способность к лидерству; понимание культур и обычаев, других стран; способность работа19ть автономно; способность к разработке проектов и их управлению; способность к инициативе и предпринимательству; ответственность за качество; волю к успеху.

20 Компетенции ФГОС ВПО ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ (ОК-…) ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ (ПК-…)

21 Общекультурные компетенции: -общенаучные компетенции: базовые знания в области гуманитарных, экономических и социальных наук, математических и естественных наук и др. -инструментальные компетенции: элементарные навыки работы с компьютером, письменная и устная коммуникация на родном языке, необходимое знание второго языка, организационно-управленческие навыки и способности, навыки работы с информацией из различных источников, базовые знания в области информатики и современных информационных технологий, навыки использования программных средств и навыки работы в компьютерных сетях, умение создавать базы данных и использовать интернет-ресурсы - социально-личностные и общекультурные компетенции: способность выстраивать и реализовывать перспективные линии интеллектуального, культурного, нравственного, физического и профессионального саморазвития и самосовершенствования; настойчивость в достижении цели; способность критически переосмысливать накопленный опыт, изменять при необходимости профиль своей профессиональной деятельности; способность руководствоваться этическими и правовыми нормами; толерантность; способность к социальной адаптации; умение работать самостоятельно и в коллективе, руководить и подчиняться; навыки культуры социальных отношений, умение критически переосмысливать свой социальный опыт; владение социально-значимыми представлениями о здоровом образе жизни

22 Профессиональные компетенции: - общепрофессиональные компетенции (в соответствии с видами и задачами деятельности выпускника) - научно-исследовательские - производственно-технологические - проектные - педагогические -организационно-управленческие и др. - профессионально-специализированные (профессиональные компетенции профилей, магистерских программ, специализаций)

23 ГДЕ УКАЗАНЫ КОМПЕТЕНЦИИ?

24 ГДЕ УКАЗАНЫ КОМПЕТЕНЦИИ?

25 Структура компетенции в стандарте КОМПЕТЕНЦИЯ: = + Понятие задается глагольной группой (владеть, понимать, разрабатывать, проектировать, применять и т.п.) в соответствии с видами деятельности, а – именной (web-приложения, графический интерфейс и т.п.)

26 Структура компетенции в стандарте Пример: Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК): - владеет моральными нормами и основами нравственного поведения (ОК-3); - готов использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-4); - способен последовательно и грамотно формулировать и высказывать свои мысли, владеет русским литературным языком, навыками устной и письменной речи, способен выступать публично и работать с научными текстами (ОК-5); ========================================================= - способностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; место человека в историческом процессе, политической организации общества (ОК-1)

27 В результате изучения базовой части курса студент должен: знать основные понятия и термины определённой предметной области (содержание предмета), современное состояние науки в данной предметной области и тенденции ее развития

28 уметь: применять полученные базовые знания в собственной профессиональной деятельности владеть: навыками работы с объектами профессиональной деятельности Описываются в соответствии с профессиональными задачами (раздел IV ФГОС ВПО)

29 Составляющие компетенции Знать Обладать знанием чего-нибудь, иметь понятие, представление о … Уметь Обладать умением делать что-нибудь Типовые глаголы: формулировать, разрабатывать, использовать, доводить … до…, принимать решения, управлять, Владеть 1.Уметь,иметь возможность пользоваться чем- нибудь. 2. Действовать при помощи чего-нибудь

30 Таксономия Блума

31 Классификация дисциплин ГСЭМ и ЕНПД Фундаментальные По выборуВузовскиеБазовые Вузовские (вариативные) ФГОС Обязательные

32

33 Выдержка из ФГОС ВПО

34 Студент должен приобрести следующие компетенции: общекультурные: ОК-1 - владение культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения ОК-2 - умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь, способностью свободно владеть литературной и деловой письменной и устной речью на русском языке, навыками публичной и научной речи; создавать и редактировать тексты профессионального назначения, анализировать логику рассуждений и высказываний ОК-12 - способность применять природоохранные мероприятия и ресурсосберегающие технологии, умеет реализовать экологические принципы рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды общепрофессиональные: ПК-1 - способность применять основные законы социальных, гуманитарных, экономических и естественных наук в профессиональной деятельности, а также методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования; владением математическим аппаратом при решении профессиональных проблем ПК-2 - умение пользоваться нормативными документами в своей профессиональной деятельности, готовностью к соблюдению действующего законодательства и требований нормативных документов Курс «Экология»

35 В результате освоения дисциплины студент должен: 1)Знать глобальные проблемы окружающей среды, основные законы экологии, экономические принципы рационального использования природных ресурсов и охраны природы 2)Уметь применять природоохранные мероприятия и ресурсосберегающие технологии 3)Владеть экономическими методами регулирования природопользования, методами обеспечения безопасности товаров, людей и окружающей среды от вредных воздействий

36 ГОС ВПО ДЕ дисциплины «Экология» ЕН.Ф.05Экология: биосфера и человек: структура биосферы, экосистемы, взаимоотношения организма и среды, экология и здоровье человека; глобальные проблемы окружающей среды, экономические принципы рационального использования природных ресурсов и охраны природы; основы экономики природопользования; экозащитная техника и технологии; основы экологического права, профессиональная ответственность; международное сотрудничество в области охраны окружающей среды

37 Компетенция «Стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства, умение критически оценивать свои достоинства и недостатки, способность намечать пути и выбирать средства развития своих достоинств и устранения недостатков» Знать: методы, приемы и средства саморазвития, анализа своих достоинств и недостатков и средства устранения недостатков Уметь: заниматься самообразованием и саморазвитием; осознавать свои достоинства и недостатки, находить средства усиления достоинств и преодоления недостатков Владеть: приемами самосовершенствования, повышения своей профессиональной компетенции, навыками критической оценки, средствами развития достоинств и устранения недостатков

38 Карта компетенции - перспектива

39 Карта компетенции

40 1. Наименование компетенции: Индекс ИК-2 Формулировка: Способен использовать компьютерную технику на уровне пользователя, в том числе готов находить и перерабатывать информацию с использованием современных информационных технологий 2. Компонентный состав компетенции Перечень компонентов:Технологии формирования: Средства и технологии оценки: Знает: -устройство персонального компьютера, структуру программного обеспечения, -основы алгоритмизации и программирования, пакеты прикладных программ. -основные принципы структурной организации локальных и глобальных информационных сетей, виды сервиса и организацию информации по всемирной сети Internet. Умеет: -реализовывать программирование на языке BASIC, работать в прикладных программах Windows, Word, Excel, пользоваться приемами защиты информации. -использовать сетевые и глобальные информационные ресурсы для решения учебных и производственных задач. Владеет: -методами и приемами реализации на языке BASIC, приемами для работы в прикладных программах, методами защиты информации. -навыками оптимального использования информационных ресурсов, системы Internet и других глобальных сетей, для применения в своей профессиональной деятельности и мультимедиа приложений. Лекция Самостоятельная работа Контрольные задания Практические занятия Самостоятельная работа Лабораторная работа Курсовая работа Самостоятельная работа Тестирование Контрольные работы Зачет Защита отчетов по практическим и лабораторным работам Экзамен Защита курсовой работы Карта компетенции

41 Индекс ОПК-1 Формулировка: Готов к проектно-конструкторской деятельности Наименование части компетенции, формируемой в дисциплине «Начертательная геометрия. Инженерная графика» Индекс ОПК-1. Б.3-1Б Формулировка: Способен разрабатывать графическую техническую документацию Перечень компонентов:Технологии формирования: Средства и технологии оценки: Знает … – знает основные методы получения изображения; – знает алгоритмы решений метрических и позиционных геометрических задач; – знает классификацию конструкторской документации и основные положения ГОСТов ЕСКД; – знает правила оформления чертежей. Лекции Практические занятия Самостоятельная работа Контрольные работы Тестирование Умеет… – умеет выполнять чертежи любых геометрических форм с необходимыми изображениями, надписями, обозначениями; – умеет решать метрические и позиционные задачи. Практические занятия Курсовая работа Самостоятельная работа Контрольные работы Выполнение графических работ Зачет Владеет… – способами решения инженерно-геометрических задач, навыками реконструкции пространственных форм детали по плоскому изображению; – владеет приемами поиска требуемой технической информацией; – владеет навыками оформления конструкторской документации, выполнения эскизов, рабочих чертежей деталей и сборочных единиц Практические занятия Курсовая работа Самостоятельная работа Выполнение графических работ Зачет Дисциплинарная карта компетенции 1

42 Индекс ИНК-1 Формулировка: Готов к использованию ИКТ в своей профессиональной деятельности Наименование части компетенции, формируемой в дисциплине «Начертательная геометрия. Инженерная графика» Индекс ИНК-1.Б.3-1Б Формулировка: Способен представлять графическую информацию с помощью компьютера Дисциплинарная карта компетенции 2 Перечень компонентов:Технологии формирования: Средства и технологии оценки: Знает … – знает основные приемы и способы получения изображений с помощью компьютерных технологий; – знает приемы редактирования чертежей в среде графического редактора; – знает основы трехмерного моделирования. Лекции Практические занятия Самостоятельная работа Тестирование Умеет… – умеет находить требуемую техническую информацию с помощью компьютерных сетей; – умеет представлять, хранить, обрабатывать и передавать графическую информацию с помощью компьютера; – умеет выполнять геометрические построения и графические изображения средствами компьютерной графики. Практические занятия Тренинг Курсовая работа Самостоятельная работа Выполнение графических работ Зачет Владеет… – владеет приемами поиска требуемой технической информацией; – владеет приемами использования компьютерных технологий при конструировании; – владеет опытом трехмерного моделирования геометрических объектов Тренинг Практические занятия Курсовая работа Самостоятельная работа Выполнение графических работ Зачет

Наименование части компетенции, формируемой в дисциплине «Начертательная геометрия. Инженерная графика» Индекс ОПК-1. Б.3-1Б Формулировка: Способен разрабатывать графическую техническую документацию Номер модуля Индекс и наименование элемента компетенции Компоненты Формулировка 1 ОПК-1. Б.3-1Б. М1 Способен строить и читать чертежи простейших геометрических образов Знает основы проецирования и основные способы преобразования чертежа Умеет строить чертежи простейших геометрических образов: точки, прямой, плоскости Владеет алгоритмами решения простейших метрических и позиционных задач 2 ОПК-1. Б.3-1Б. М2 Способен строить и читать чертежи нелинейных геометрических образов Знает классификацию поверхностей и способы их задания на комплексном чертеже Умеет строить точки и линии на поверхностях, применять методы решения позиционных задач Владеет навыками решения сложных позиционных задач 3 ОПК-1. Б.3-1Б. М3 Способен разрабатывать графическую техническую документацию Знает классификацию конструкторской документации и основные положения ГОСТов ЕСКД, правила оформления чертежей Умеет выполнять рабочие чертежи и использовать требуемую нормативную информацию Владеет навыками оформления конструкторской документации, выполнения эскизов, рабочих чертежей деталей и сборочных единиц Модульная структура компетенций

44 Модульная структура компетенций Наименование части компетенции, формируемой в дисциплине «Начертательная геометрия. Инженерная графика» Индекс ИНК-1.Б.3-1Б Формулировка: Способен представлять графическую информацию с помощью компьютера Номер модуля Индекс и наименование элемента компетенции Компоненты ФормулировкаИндекс 4 ИНК-1. Б.3-1Б Способен представлять графическую информацию с помощью компьютера Знает основные приемы и способы получения изображений с помощью компьютерных технологий; Знает приемы редактирования чертежей в среде графического редактора; Знает основы трехмерного моделирования. Умеет находить требуемую техническую информацию с помощью компьютерных сетей; Умеет представлять, хранить, обрабатывать и передавать графическую информацию с помощью компьютера; Умеет выполнять геометрические построения и графические изображения средствами компьютерной графики. Владеет приемами поиска требуемой технической информацией; Владеет приемами использования компьютерных технологий при конструировании; Владеет опытом трехмерного моделирования геометрических объектов

45 Контрольно-оценочные средства качества в образовании Компетентностный подход предполагает перестройку контрольно-оценочной составляющей образовательного процесса. Сущность перестройки состоит в переходе от оценки знаний к оценке компетенций как результатов образования

46 Например, оценочные средства, включающие задания, способствующие выявлению сформированности компетенций и позволяющие получить достоверную информацию о качестве подготовки: ситуационные задания на основе кейс-метода компетентностно-ориентированные тесты тесты практических умений Портфолио другие оценочные средства, учитывающие профессиональную специфику образовательной программы

47

48 Направление подготовки (шифр и наименование) ОКПКЗадачи проф. деятель- ности Дисциплина «____________»