Политика в теплоснабжении март 2013 г. Москва. Теплоснабжение - важнейшая часть инфраструктуры жизнеобеспечения и экономики 2 Полное потребление тепла.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Министерство регионального развития Российской Федерации По данным мониторинга на 31 января 2013 года Территориальное планирование в субъектах Российской.
Advertisements

Регулирование тарифов в электросетевом комплексе с использованием метода доходности на инвестированный капитал (RAB)
Заместитель начальника Департамента экономической экспертизы и ценообразования ОАО «Газпром» Василий Валерьевич Смирнов «О ценообразовании на газ и развитии.
Федеральный закон от ФЗ «О теплоснабжении» 2 Постановление Правительства Российской Федерации от
Мурманская обл. Респ. Карелия Калининградская область Псковская обл. Брянская обл. Белгородская обл. Краснодарский край Кабардино-
11 ИТОГИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИОРИТЕТНОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ЗДОРОВЬЕ» за 2009 год РОССИЯ 2010.
100% 83 региона млрд. руб. 99% 70 регионов Респ. Хакасия; Чеченская Респ.; Чукотский АО; Магаданская обл.; Кабардино-Балкарская Респ.; Респ. Северная Осетия-Алания;
Федеральные округа Российской Федерации Подготовила Студентка 1-го курса, группы Морева Екатерина.
Добыча угля в Российской Федерации в 2010 году (тыс. тонн) 1- Астраханская область 2- Белгородская область 3- Брянская область 4- Владимирская область.
Метод доходности инвестированного капитала Таманцев Андрей Валерьевич, Июль 2010.
По состоянию системы образования Санкт-Петербурга и Российской Федерации, а также отдельных субъектов РФ на период 2007 года по индикаторам доклада Заместителя.
АДМИНИСТРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ АДМИНИСТРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
О СТАТУСЕ РЫНКА ГАЗОМОТОРНОГО ТОПЛИВА В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Санкт-Петербург 7 октября 2015 г.
Заключенные Соглашения Роскосмоса с субъектами Российской Федерации – эффективный механизм внедрения результатов космической деятельности в регионы Центральный.
Новое в тарифном регулировании. Структура тарифа при использовании метода долгосрочной индексации. А.И. Дурнева июнь 2014 год.
Территориальная структура России в начале XXI века.
КОМИТЕТ ПО ЦЕНАМ И ТАРИФАМ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ Тарифные решения в теплоэнергетике на 2012 год.
Тарифно-балансовые решения ФСТ России в отношении субъектов Российской Федерации, расположенных на территории Дальневосточного Федерального округа Июль,
«Реализация требований законодательства о повышении энергетической эффективности при регулировании тарифов в 2011 году» Лукашов Андрей Иванович – первый.
Министерство регионального развития Российской Федерации Доклад о ситуации в экономике, финансово-банковской и социальной сферах субъектов Российской Федерации.
Транксрипт:

Политика в теплоснабжении март 2013 г. Москва

Теплоснабжение - важнейшая часть инфраструктуры жизнеобеспечения и экономики 2 Полное потребление тепла в России составляет около 2-х млрд. Гкал в год Производство тепла в системах централизованного теплоснабжения (ЦТ): 1300÷1500 млн. Гкал в год – в 11 раз больше США, в 2 раза больше, чем в странах ОЭСР Европы и ~44% мирового производства тепла Производство электроэнергии в России в 2011г млрд. кВтч (в 4 раза меньше США) из них 69% производится на тепловых электростанциях В энергетическом эквиваленте в системах ЦТ производится тепла в 1,5 раза больше, чем электроэнергии В платежах за энергию тепло из систем ЦТ обходится потребителям в 3÷4 раза дороже электроэнергии Данные МЭА за 2010 г. Производство тепла в ЦТ Данные Росстат 1-ТЕП и Минэнерго ф.10-14

Последние 20 лет устойчиво растёт износ теплогенерирующего оборудования и тепловых сетей ТЭС Снижение надежности источников тепловой энергии Оборудование ТЭС России по срокам эксплуатации Сегодня только 25% энергетических котлов и 36% турбин ТЭС моложе 30 лет Старше 50 лет 23% котлов и 18% турбин тепловых электростанций Данных по оборудованию котельных в статистике не имеется Данные об авариях за 2010 год 3

Снижение надежности тепловых сетей Тепловые сети в большинстве случаев не закольцованы и не имеют резервных перемычек на случай аварий; Гидравлические режимы сетей разрегулированы, что повышает расходы электроэнергии на перекачку теплоносителя; В результате нарушений в тепловых сетях от систем теплоснабжения отключаются десятки многоквартирных домов; В летний период происходят длительные профилактические отключения ГВС; Реальные потери в тепловых сетях составляют до 20-30% (за рубежом: 6-8 %). 68% ТС имеют возраст от 25 лет и выше, что превышает критический срок службы трубопроводов; Допустимый срок службы тепловой изоляции трубопроводов тепловых сетей - 15 лет; План по перекладке сетей в 2012 году составляет около 2% от протяженности тепловых сетей; С 2006 по 2011 гг. повреждаемость тепловых сетей в отопительный сезон выросла в 1,7 раза; Необходимо увеличивать темпы перекладки сетей минимум до 6% в год от их протяженности г. 4

Снижение объёмов отпуска тепловой энергии тепловыми электростанциями. Котельнизация. Доля электроэнергии, выработанной ТЭС общего пользования в теплофикационном режиме, снизилась с 34% в конце 1980-х г. до 28% в 2011 г. Пережог топлива на ТЭС в сравнении с 1992 годом составляет ~ 37 млн.тут. в год Численность мелких коммунальных котельных с 2000 по 2011 г. выросла на ~20% Более чем в 1,5 раза выросло число котельных, сжигающих природный газ Рост количества котельных 5

Коэффициент использования топлива на ТЭС Коэффициент использования топлива (КИТ) – определяет эффективность преобразования внутренней энергии углеродного топлива в электрическую и тепловую энергию при сжигании топлива в котлах ТЭС В 2008 году, когда электрическая загрузка ТЭС соответствовала нагрузке 1992 года, КИТ на ТЭС России снизился на 5% Причины падения КИТ ТЭС: Снижение доли теплофикационной выработки электроэнергии на ТЭС в 2011 году до 28,6% Несоответствие располагаемой тепловой мощности ТЭЦ их нынешней фактической тепловой нагрузке Отсутствуют механизмы стимулирования развития эффективных магистральных и распределительных тепловых сетей Развитие систем когенерации способно повысить КИТ на ТЭС до 60% - 80 % За период с начала 90-х на ТЭС Дании и Финляндии КИТ вырос с 52% до 80% Коэффициент полезного использования топлива на ТЭС по отрасли снизился с 57% в 1992 г. до 53% в 2011 г. 6

Использование тепловой мощности ТЭЦ и котельных 7 Использование установленной тепловой мощности котельных Тепловые источники имеют существенный избыток мощности Тепловые мощности ТЭЦ загружены от 30% до 35% от установленной мощности Тепловые мощности котельных загружены в среднем на 15 % от установленной мощности (КИУМ) Хуже всего используются мощности малых котельных, КИУМ составляет 12,5% Использование установленной тепловой мощности ТЭЦ КИУМ - коэффициент использования мощности Данные 1-ТЕП за 2011г.Данные Минэнерго форма за 2011г.

Структура производства и потребления тепла 8 ~60% тепла в системах ЦТ производят котельные Доля тепла источников когенерации 33% ~ 25% тепла из систем ЦТ используется в промышленном производстве ~75% тепла из систем ЦТ потребляет население, коммунально-бытовой и непромышленный сектор ТЭС Структура потребления тепла из систем ЦТ Структура производства тепла в системах ЦТ по видам источников тепла 2011г

Расход топлива в тепловой энергетике 9 В структуре топлива котельных доля природного и попутного газа увеличилась с 67% в 2000г. до 76% в 2011 г. Основной вид топлива для электростанций и котельных России – природный газ (более 70%) Доля нефтепродуктов, сжигаемых в котельных, высока ~7%; местного топлива - низка~3% Доля прочего, местного топлива на электростанциях очень низка ~0,4% Структура топлива в тепловой энергетике США Данные 11-ТЭР за 2011г.

Структура топлива, сжигаемого электростанциями и котельными 10 В структуре топлива котельных доля природного и попутного газа увеличилась с 67% в 2000г. до 76% в 2011 г. Основной вид топлива для электростанций и котельных России – природный газ (более 70%) Доля нефтепродуктов, сжигаемых в котельных, высока ~7%; местного топлива - низка~3% Доля прочего, местного топлива на электростанциях очень низка ~0,4% Структура топлива в тепловой энергетике США Данные 11-ТЭР за 2011г.

Доля комбинированного производства тепла в России и странах Скандинавии 11 РоссияДанияФинляндия Объем производства и потребления тепловой энергии в России самый большой в мире, однако доля тепла, производимого в режиме комбинированной выработки тепла и электроэнергии, в 2,3 раза меньше, чем в странах Скандинавии, имеющих близкий к России климат млн. Гкал в год31,3 млн. Гкал в год46,5 млн. Гкал в год Саммит стран G8 (с участием России) в Хайлигендаме в 2007 г. поддержал инициативу Международного Энергетического Агентства о широком применении систем когенерации *Данные МЭА за 2011г.

Разработка и утверждение Схем теплоснабжения Ответственность за организацию систем эффективного централизованного теплоснабжения возложена на органы местного самоуправления (ОМС) Утверждение схем теплоснабжения поселений должно было быть выполнено до Органы местного самоуправления Минэнерго России УТВЕРЖДЕНИЕ СХЕМ ТЕПЛОСНАБЖЕНИЯ Из 36 городов разработаны и направлены в Минэнерго 3 схемы теплоснабжения Иркутска, Нижнего Новгорода и Новосибирска. Схема Новосибирска утверждена г. По схемам Иркутска, Нижнего Новгорода выданы замечания. Нижнего Новгорода выданы замечания поселений менее 500 тыс. чел., в том числе 128 городов от 100 до 500 тыс. чел. 36 городов от 500 тыс. чел. и более ОМС с данной задачей не справляются Причины: Позднее принятие НПА на федеральном уровне Отсутствие финансовых средств Отсутствие мотивации ОМСУ и административных стимулирующих воздействий за отсутствие схем Сроки разработки и согласования на муниципальном уровне существенно затянуты, в ряде населенных пунктов к разработке схем даже не приступали. В настоящее время утверждено 6 % схем теплоснабжения. 12

Тарифы и стоимость тепла для населения 13 Тарифы для потребителя тепла в Челябинске одни из наиболее низких в Европе В то же время размер платежей для населения уже сопоставим с Европейскими странами, особенно с коррекцией на цену на газ ИСТОЧНИК: Euroheat.org; Eurostat;Росстат; Фортум Россия; Тарифы на тепло Руб./ГКал Платеж населения Руб./м 2 1 Шведские ТЭЦ не работают на газе. Челябинск799 Россия1 120 Курган1 252 Финляндия Латвия2 559 Швеция3 049 Дания4 611 Россия Европа Россия Европа с приведением к цене российского газа Реальные платежи в Европе Дания369 Швеция 1 Латвия 259Финляндия 358 Челябинск Россия Курган Среднедушевой доход, руб/месДоля расходов на тепло в доходах, % Челябинск ,5% Хельсинки80 000< 1%

Потери тепловой энергии 14 ИСТОЧНИК: Фортум; органы национальной статистики; Enerdata -60% % Челябинск Хельсинки Произ- водство тепла Потери тепла при: Произ- водстве Передаче Распреде- лении Потребле- нии Потребление тепла ,3 0,11 Сменяемость сетевой воды в тепловых сетях из- за утечек Раз в год Потребление тепла населением Гкал/м 2 /год Основная причина высоких потерь в России: Высокий износ и недоинвестированность системы теплоснабжения; "Перетопы" и отсутствие необходимой регулировки при генерации тепла; Энергозатратные, отсталые технологии передачи и распределения тепла; Недостаточное регулирование внутридомовых систем теплоснабжения (синдром "открытых форточек« и "двойных одеял"). Общее потери тепла на различных участках системы теплоснабжения в Челябинске в 3 раза выше, чем в сопоставимом г. Хельсинки (Финляндия) Проценты

Тарифы на ТЭЦ и котельных 15 Разброс тарифов на тепло по регионам и между разными источниками очень велик руб/Гкал 2012 г. Утверждение среднего предельного индекса роста тарифов по региону сохраняет ситуацию существенной неравномерности тарифов по муниципальным образованиям и источникам

Влияние котельных на рост тарифа на тепловую энергию (на примере г. Саратов) 16 Доля котельных в выработке тепла по узлу составляет 32%, но их доля в НВВ составляет 49% (2,3 млрд. рублей) За счет высоких тарифов котельных существенно вырастает средний тариф по узлу. Доля котельных в выработке тепла по узлу составляет 32%, но их доля в НВВ составляет 49% (2,3 млрд. рублей) За счет высоких тарифов котельных существенно вырастает средний тариф по узлу. 499, % 23% * Тариф на выработку тепла с коллекторов ТЭС Структура полезного отпуска и доля ТЭЦ и котельных в НВВ Саратовский тепловой узел

Экспертная группа Для целей публичного обсуждения новой модели рынка теплоснабжения создана экспертная рабочая группа по вопросам развития рынка в сфере теплоснабжения. В состав экспертной группы входят представители: 1. Федерального собрания Российской Федерации: Государственной Думы и Совета Федерации. 2. Федеральных органов исполнительной власти: Минэнерго России, Минрегиона России, Минэкономразвития России, ФСТ России, ФАС России, Ростехнадзора. 3. Субъектов электроэнергетики и теплоснабжающих организаций 4. Сообщества потребителей: НП «Сообщество потребителей энергии», «Деловая Россия», «Опора России», НП «ЖКХ Развитие». 5. Экспертных организаций: ЗАО «АПБЭ», НП Совет рынка, НП «Российское теплоснабжение», McKinsey Россия, Prosperity Capital Manage и др. 17

Элементы решения проблемы устойчивости развития системы теплоснабжения Повышение эффективности Тарифы Прочее Оптимизация загрузок тепловых источников Повышение эффективности производителей Повышение эффективности потребителей Решение проблем перекрестного субсидирования RAB в тепловых сетях Тариф альтернативной котельной Учет модели Рынка электроэнергии Единая теплоснабжающая организация (ЕТО) Субсидии ВЫЗОВ: устойчивое развитие системы теплоснабжения 18

Целевая организация отрасли – Единая теплоснабжающая организация с регулированием по тарифу альтернативной котельной Потребители Единая теплоснабжающая организация (ЕТО) Тариф альтернативной котельной Применяется как price cap или как целевой уровень тарифа для конечных потребителей КотельнаяТЭЦ Единая теплоснабжающая организация Реализует тепловую энергию по фиксированным тарифам для конечных потребителей, собирает платежи, покупает тепло и услуги по передаче у других компаний Имеет полномочия по оптимизации работы системы – загрузке мощностей, разработке программы развития системы теплоснабжения Отвечает за надежность, бесперебойность и качество теплоснабжения Тепловые сети Система централизованного теплоснабжения 19 Организация работы ЕТО как Единого центра ответственности – технологическая основа надежного функционирования и развития систем теплоснабжения

ЕТО и механизм Альтернативной котельной Регулирование: Потребители– Price cap по Альтернативной котельной для ЕТО Сети – RAB, индексация Источники– нерегулируемые договоры с ЕТО * Темп перехода до полного тарифа Альтернативной котельной задается регионом Эффект: Остается у ЕТО, которым она делится с потребителями путем модернизации системы теплоснабжения с повышением показателей качества и надежности Контроль: Целевые показатели качества и надежности для ЕТО Ответственность: Санкции (штрафы, платеж) к ЕТО в пользу потребителей за невыполнение показателей качества и надежности сверх того, что потребитель не оплачивает при отсутствии товара (услуги) 20

Понятие «Тариф альтернативной котельной» 1 Вариант с размещением «крышной» котельной не рассматривается в силу экологических рисков, потенциальных сложностей подключения в первую очередь к газовым, а также электрическим сетям и отсутствия в большинстве случаев резервов по топливообеспечению Определение термина "Тариф альтернативной котельной" - наименьшая цена на тепловую энергию у потребителя, при которой окупается проект строительства новой котельной, замещающей теплоснабжение от централизованных источников. Порядок расчета "Тариф альтернативной котельной" рассчитывается на основе следующих данных, принципов и предположений: Утвержденные эталонные параметры, характеризующие котельную (капитальные затраты, операционные затраты, показатели топливной эффективности); Поправочные коэффициенты для приведения параметров к условиям конкретного региона; Учет возврата инвестированного капитала в строительство котельной; Стоимость топлива, топливного баланса тепловых источников в данном населенном пункте; Платы за передачу по квартальным тепловым сетям 1 21

Расчет тарифа альтернативной котельной для конечного потребителя с учетом сетей. Вариант "С рисками" ИСТОЧНИК: данные Фортум; СГК; КЭС-Холдинг; ГЭХ; анализ рабочей группы Содержание сетейТопливоВозврат капиталаНалог на имуществоОперационные затратыПотери в сетях Центр, газ Квартальные сети и потери Предположения – Затраты на содержание сетей: 125 руб./Гкал – Потери в сетях: 12%* тариф альт котельной на коллекторах Расчет – =12%*( )= 148 руб./Гкал Постоянные затраты Предположения – Постоянные затраты: 0,6 млн. руб./Гкал/ч Расчет – Ставка за мощность =0,6 млн. руб./Гкал/ч/год – Одноставочный тариф 0,6/(365*24*35%) =196 руб./Гкал Возврат капитала Предположения – Капитальные затраты: 7,5 млн. руб./Гкал/ч – Плата за тех. присоединение к газовым, электрическим сетям, водопроводу – 10% – Срок окупаемости: 10 лет – Норма доходности: 14% – Терминальная стоимость: 0,9 – Ставка налога на прибыль: 20% Расчет – Ставка за мощность=Аннуитетный платеж + налог на прибыль за вычетом налогового щита по амортизации = 1,3 млн. руб./Гкал/ч/год – Одноставочный тариф 1,3/(365*24*35%)=440 руб./Гкал Топливные затраты Предположения – Цена газа: 4000 руб./тыс. м 3 – Коэффициент перевода теплотворной способности природного газа в условное топливо: 1,13 – Удельный расход условного топлива: 154 кг у.т./Гкал – Собственные нужды: 2,5% Расчет – =4 000/1,13*154*(1+2,5%)= 560 руб./Гкал Ставка за мощность Ставка за энергию ПРИМЕЧАНИЕ: предположение по КИУМ – 35%

Рост тарифов для населения при переходе на тариф альтернативной котельной. Вариант "С рисками" ИСТОЧНИК: Росстат; анализ рабочей группы Экономически обоснованные тарифы на отопление для населения по регионам без НДС 2012 г. 1 Руб./Гкал Рост тарифов для населения при переходе на тариф альтернативной котельной и отказе от перекрестного субсидириования Проценты Ленинградская область1 407 Калининградская область1 402 Нижегородская область1 393 Тамбовская область1 374 Московская область1 365 Брянская область1 364 Кировская область1 351 Забайкальский край1 327 Курская область1 265 Республика Калмыкия1 247 Вологодская область1 212 Новгородская область1 729 Краснодарский край1 695 Ивановская область1 687 Архангельская область1 625 Республика Марий Эл1 580 Республика Тыва1 108 Тюменская область1 108 Рязанская область1 099 Липецкая область1 095 Томская область1 093 Ярославская область1 085 Саратовская область1 081 Пермский край1 072 Кемеровская область1 064 Удмуртская Республика1 059 Самарская область1 058 Республика Хакасия1 036 Волгоградская область1 034 Алтайский край1 029 Республика Северная Осетия - Алания1 029 Чувашская Республика1 027 Иркутская область1 020 Оренбургская область978 Новосибирская область942 Свердловская область937 Челябинская область912 Астраханская область908 Пензенская область844 Республика Башкортостан810 Ростовская область1 526 г.Москва1 519 Костромская область1 505 Курганская область1 503 Республика Карелия1 496 Республика Бурятия1 496 Ставропольский край1 487 Республика Адыгея1 485 Смоленская область Псковская область1 452 Владимирская область1 451 Тульская область1 424 Калужская область1 200 Красноярский край1 197 Омская область1 185 Тверская область1 181 Белгородская область Воронежская область1 164 Ханты-Мансийский авт.округ-Югра1 154 Ульяновская область1 153 Республика Мордовия1 131 Республика Татарстан1 121 Орловская область1 117 Кабардино-Балкарская Республика1 116 г.Санкт-Петербург Республика Тыва Тюменская область Рязанская область Липецкая область Томская область Ярославская область Саратовская область Пермский край Кемеровская область Удмуртская Республика Самарская область Республика Хакасия Волгоградская область Алтайский край Республика Северная Осетия - Алания Чувашская Республика Иркутская область Оренбургская область Новосибирская область Свердловская область Челябинская область Астраханская область Пензенская область Республика Башкортостан Республика Бурятия Ставропольский край Республика Адыгея Белгородская область Псковская область Владимирская область Тульская область Смоленская область Ленинградская область Калининградская область Нижегородская область Тамбовская область Московская область Брянская область Кировская область Забайкальский край Курская область Республика Калмыкия Вологодская область Калужская область Красноярский край Омская область Тверская область Воронежская область Новгородская область Краснодарский край Ивановская область Архангельская область Республика Марий Эл Ростовская область г.Москва г.Санкт-Петербург Курганская область Республика Карелия Ханты-Мансийский авт.округ-Югра Ульяновская область Республика Мордовия Республика Татарстан Орловская область Кабардино-Балкарская Республика Костромская область Средний уровень по стране – 26% Действующие тарифы для населения Субсидии из бюджетов Перекрестное субсидирование 2 1 Субсидии из бюджетов рассчитаны как разность между тарифами для населения и экономически обоснованными тарифами для населения 2 Информация получена от СГК, ОАО "Квадра", КЭС-Холдинг, ГЭХ, Фортум и, возможно, включает не все регионы НЕИСЧЕРПЫВАЮЩЕ

Сглаживания эффекта от перехода на тариф альтернативной котельной можно достичь за счет растянутого во времени перехода. Вариант "С рисками" Тариф альтернативной котельной Тарифы для населения с учетом субсидий Сравнение прогноза тарифа альтернативной котельной и тарифов на тепло для населения 1 Руб./Гкал Среднегодовые темпа роста тарифов для населения при переходе на тариф альтернативной котельной 1 Прогноз МЭР. Сценарные условия долгосрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 г. ИСТОЧНИК: данные Росстат; анализ рабочей группы Среднегод овые темпы роста 2016 Год перехода на тариф альтернативной котельной Темп роста тарифов будет определяться годом перехода на тариф альтернативной котельной 1110 Текущий прогноз Вариант перехода на тариф альтернативной котельной СХЕМАТИЧНО ? Проценты 24

Мероприятия по повышению эффективности рынка теплоснабжения 1.Принятие решений по ключевым вопросам Определение ЕТО до утверждения Схем теплоснабжения (города > 500 тыс. чел.); Тарифное регулирование с учетом «альтернативной котельной»; Распределение топлива на ТЭЦ по новому «тепловому» методу; Определение показателей качества и надежности в теплоснабжении; Переход на долгосрочное тарифное регулирование; Дестимулирование безучетного потребления тепловой энергии; Введение социальной нормы потребления в теплоснабжении; Целевая форма функционирования: МУП, аренда, концессия; Ликвидация перекрестного субсидирования между тепловой и электрической энергии; Изменение условий участия ТЭЦ на ОРЭМ, в том числе корректировка системы диспетчирования; Модификация системы рассмотрения разногласий между регулируемой организацией и регулятором; Оценка потенциала повышения эффективности в теплоснабжении; Определение источников финансирование модернизации систем теплоснабжения; Принятие «Дорожной карты» по реализации принятых решений. 2.Стимулирование разработки Схем теплоснабжения. 3.Реализация пилотных проектов в теплоснабжении (8-12 городов > 500 тыс. чел.). 25

Целевые показатели повышения эффективности рынка теплоснабжения (на примере пилотных проектов) 1.Прекращение отрицательной тенденции показателей КИТ и КИУМ на ТЭЦ; 2.Снижение объемов выводов ТЭЦ по экономическим мотивам на рынке мощности; 3.Модернизация элементов систем теплоснабжения: 1)Достижение установленных показателей качества и надежности; 2)Снижение потерь в сетях до нормативного уровня; 3)Снижение удельного расхода топлива при выработке тепловой энергии; 4.Повышение доли выработки электроэнергии в комбинированном цикле на теплофикационной нагрузке; 26

Проект протокольного решения 27 Считать приоритетным направлением развития систем теплоснабжения использование комбинированной выработки электрической и тепловой энергии с обеспечением ее энергетической эффективности. Для обеспечения необходимого притока инвестиций и постепенного повышения надежности и качества теплоснабжения необходимо в ближайшие годы осуществить переход к новой модели регулирования рынка теплоснабжения, основанной на принципах функционирования единой теплоснабжающей организации в системах централизованного теплоснабжения и поэтапного (на основе пилотных проектов) перехода к определению предельного значения стоимости тепловой энергии на основе стоимости тепловой энергии от «альтернативной котельной». При разработке новой модели оптового рынка электроэнергии и мощности (ОРЭМ) и механизмов ее реализации считать одним из приоритетов необходимость эффективной загрузки конкурентоспособных объектов тепловой генерации с теплофикационной нагрузкой. До внедрения новой модели ОРЭМ рассмотреть вопрос необходимости корректировки особенностей функционирования работы ТЭЦ на оптовом рынке электроэнергии и мощности в текущих условиях.

Приложения 28

29 Тарифы на тепло с НДС, 2012 г. Руб./Гкал ИСТОЧНИК: данные Фортум; ФСТ; анализ рабочей группы Фортум-Маккинзи Остаток тарифа на тепло после вычета стоимости газа Руб./ГКал Объем перекрестки в теплоэнергетике региона, 2012 г. Млн. руб На ТЭЦ Для конечного потребителя Липецкая область Белгородская область Тюменская область Ярославская область Тверская область Курганская область Челябинская область 912 Воронежская область Республика Татарстан Костромская область Астраханская область 908 Нижегородская область Республика Башкортостан 810 Ивановская область Свердловская область 937 Город Москва Пермский край ) Остаток тарифа на тепло для ТЭЦ Фортум при полной ликвидации перекрестного субсидирования Сравнение тарифов на тепло для конечного потребителя и для ТЭЦ (с учетом стоимости газа)

30 Практически все ТГК убыточны по теплу. При действующей системе регулирования отрасль теплоснабжения и дальше будет деградировать. ИСТОЧНИК: Минэкономразвития, отчетность компаний EBIT теплогенерирующих компаний по тепловой энергии за 2011 год, млн.руб.

Плановые сроки утверждения схем теплоснабжения городов с населением 500 тыс. чел. и более (информация на ) Утверждены (1 схема) 2013 год (20 схем) 2014 год (7 схем) 2016 год (1 схема) Срок не определен (8 схем) Новосибирск Астрахань Киров Санкт-Петербург Владивосток БарнаулКраснодар Волгоград Екатеринбург Красноярск Воронеж ИжевскНовокузнецк Липецк Иркутск Тюмень Махачкала КазаньУфа Москва КемеровоЧелябинск Омск Набережные челны Рязань Нижний Новгород Оренбург Пенза Пермь Ростов-на-Дону Самара Саратов Тольятти Томск Ульяновск 31

32 Доля топлива в структуре утвержденного РЭК НВВ (на примере ЗАО «КЭС») Доля расходов на проведение ремонтов, инвестиции и оплату труда с каждым годом сокращается!

Экономический эффект Схем теплоснабжения Эффективное распределение тепловых нагрузок в системах теплоснабжения содержит серьезный потенциал повышения энергетической эффективности использования топлива в электроэнергетике и системах теплоснабжения Российской Федерации; За счет перераспределения тепловых нагрузок от котельных, находящихся в зоне действия источников комбинированной выработки и (или) в пределах радиуса эффективного теплоснабжения источников комбинированной выработки достигается снижение потребления топлива, используемого для теплоснабжения потребителей; Потенциал снижения потребления топлива по оценкам экспертов составляет как минимум 20 млн. тонн условного топлива в год в целом по Российской Федерации, что составляет в стоимостном выражении 56 млрд. рублей ежегодно; Потенциал экономии топлива может быть и выше 33

Проблемы статистического наблюдения в сфере теплоснабжения 34 Федеральный центр длительное время не имеет целостной политики в теплоснабжении Статистическая отчетность в сфере теплоснабжения накопила системные недостатки Формы отчетности Росстата Производство тепла котельными, млн. Гкал 2005г.2006г.2007г.2008г.2009г.2010г. 1-ТЕП НАТУРА ТЕП предоставляют организации, в числе потребителей которых есть население и бюджетные организации 1-Натура представляют все организации, производящие товары для реализации другим юридическим и физическим лицам Примеры противоречивых данных о производстве тепла в котельных и потерях тепла разработка ТЭБ регионов по данным статотчетности возобновилась с 2011г, качество их страдает; отсутствует полная информация о состоянии и аварийности тепловых сетей; из-за отсутствия приборов и единых методик учета определение объемов производства, потребления и потерь тепла на многих источниках осуществляется приблизительно; отсутствует информация об источниках тепла и расходе топлива предприятиями для собственных нужд; отсутствует информация об индивидуальных источниках тепла, используемых населением; нет раздельного учета потребления газа и электроэнергии на приготовление пищи и на тепловые нужды. Данные по форме 1-НАТУРА должны быть больше, чем в 1-ТЕП, однако в отчетности это выглядит наоборот По данным Росстат потери в тепловых сетях в среднем 10%, однако по оценкам специалистов они в 2-3 раза больше Без полной и достоверной информации не может быть правильных решений

Федеральный исследовательский центр по проблемам теплоснабжения и когенерации Цель создания: - повышение качества разрабатываемых схем теплоснабжения, отвечающим действующим НПА; - ликвидация тенденции к децентрализации теплоснабжения; -приоритетное использование когенерации; -соответствие схем теплоснабжения поселений генеральному плану, схемам газоснабжения, электроснабжения, водоснабжения и топливообеспечения поселений. Основные задачи исследовательского центра: - обеспечение органов власти и субъектов энергетики аналитической информацией; - достоверный мониторинг надежности теплоснабжения, разработка мер государственного воздействия для проблемных поселений; - обобщение лучших практик; - подготовка типовых комплексных инвестиционных проектов; - экспертиза схем теплоснабжения и критическое обобщение инвестиционных планов по территориям и стране; - координация сводных инвестиционных планов с программами развития электроэнергетики и газоснабжения; - выявление нестыковок действующих и разрабатываемых нормативных документов. 35