Повышение роли страхования в процессе реализации государственных целевых программ -2011- Международный страховой форум, г.Пермь 08-09 июня 2011 года.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Саратов 2013 БЮДЖЕТНОЕ СОБРАНИЕ Порядок осуществления в 2013 году бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства федеральных бюджетных учреждений.
Advertisements

1 Р.Г.Шафигуллин, начальник департамента энергоресурсоэффективности в государственных органах и муниципальных образованиях Центра энергосберегающих технологий.
Парламентские слушания на тему «Законодательное обеспечение финансирования социальных обязательств» Некоторые финансово-правовые проблемы реализации основных.
Новая модель финансового обеспечения выполнения государственного задания на учебный год 31 июля 2013 г.
Особенности формирования и ведения сводной бюджетной росписи Заместитель начальника сводного бюджетного отдела министерства финансов Краснодарского края.
Организация финансирования проектов в секторе ЖКХ. Практический опыт ОАО «Евразийский» Пузанов Дмитрий Владимирович Заместитель генерального директора.
1 Страхование имущественных рисков предприятий строительного комплекса Президент ОАО РСТК Александр Кондратенков.
Механизм привлечения средств местных бюджетов к софинансированию программы переселения из аварийного жилищного фонда в условиях заключения государственного.
ЭНЕРГОСЕРВИСНЫЙ КОНТРАКТ Уральское Энергетическое Агентство (УЭА)
Об участии Ставропольского края в реализации мероприятий государственных программ Российской Федерации в 2013 году Министерство.
Управление муниципальных закупок (уполномоченный орган администрации города Сочи в сфере размещения муниципального заказа )
Разработка программ комплексного развития коммунальной инфраструктуры МСАЖКХ РТ.
«Независимая оценка пожарного риска как инструмент оценки эффективности противопожарной защиты объекта» г. Москва, 2014 год Заместитель директора Департамента.
Порядок разработки и реализации государственных программ Ярмальчук Мария Васильевна, заместитель начальника отдела анализа деятельности субъектов бюджетного.
М ] ф Государственная программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности на период до 2020 года Воронин Филипп Игоревич.
Министерство регионального развития Российской Федерации О мерах по реализации Федерального закона от 2 декабря 2013 г. 349-ФЗ «О федеральном бюджете на.
«Порядок заключения соглашений между ОИВ субъектов РФ и Минэкономразвития России о предоставлений субсидий в рамках реализации Государственного плана подготовки.
КОНЦЕПЦИЯ реализации комплексных проектов социально-экономического развития федеральных округов с использованием механизма ГЧП (К П Р Т) Министерство регионального.
2 Основание для разработки государственных программ Постановление Правительства РФ от «Об утверждении Порядка разработки, реализации и.
Перспектива налогообложения страховой деятельности в России профессор Кафедры «Страхование» Романова Марина Владимировна Доктор экономических наук
Транксрипт:

Повышение роли страхования в процессе реализации государственных целевых программ Международный страховой форум, г.Пермь июня 2011 года

2 Финансирование федеральных целевых программ РФ Доля государственных капитальных вложений в объеме финансирования ФЦП за гг. и плановый период гг.* Количество ФЦП, реализуемых в указанный период 47 ФЦП Общий объем финансирования, млрд.руб. Объем капитальных вложений, млрд.руб. 52 ФЦП53 ФЦП57 ФЦП51 ФЦП43 ФЦП *На основании данных Минэкономразвития России (сайт:

3 Финансирование федеральных целевых программ РФ в 2011 году Развитие транспортной системы России ( годы), - 225,7 Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года Культура России ( годы ) - 51,6 - 21,4 Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на годы Развитие судебной системы России на годы - 12,0 - 10,0 Объемы финансирования крупнейших ФЦП, млрд.руб. в т.ч. Подпрограмма «Развитие города Владивостока как международного центра сотрудничества в Азиатско- Тихоокеанском регионе в т.ч.: Подпрограмма «Автомобильные дороги» Подпрограмма «Гражданская авиация» - 156,4 - 21,1 - 87,6 Подпрограмма «Морской транспорт» - 17,7 Дорожное хозяйство 24,9% Жилищное строительство 17,3% Здравоохранение 10,1% Электроэнергетика 5,3% Культура 5,1% Образование 4,1% Другие отрасли 33,2% Объемы финансирования по отраслям, млрд.руб. *На основании данных Минэкономразвития России (сайт:

4 Финансирование федеральных целевых программ РФ в 2011 году Ленинградская область Дальневосточный ФО Краснодарский край Южный ФО Центральный ФО Северо-Западный ФО Приволжский ФО Северо-Кавказский ФО 120,5 79,4 78,9 145,7 88,4 70,3 56,3 47,4 Московская область45,0 37,3г.Санкт-Петербург Республика САХА (Якутия) Чеченская Республика 35,3 19,4 Объемы финансирования по федеральным округам, млрд.руб.* Крупнейшие объемы финансирования по субъектам РФ, млрд.руб.* Сибирский ФО35,0 6,2Уральский ФО г.Москва Приморский край57,5 Республика Татарстан18,3 14,1 *На основании данных «ФАИП на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов», утвержденной Минэкономразвития РФ от г. (сайт:

5 Крупнейшие стройки России сегодня завтра г.Владивосток – более 600 млрд.руб. г.Казань – более 80 млрд.руб. г.Сочи – более 800 млрд.руб. г.Сочи более 6 млрд.руб. гг. Москва, Санкт-Петербург, Казань, Сочи, Саранск, Екатеринбург, Краснодар, Калининград, Волгоград, Самара, Ростов-на- Дону, Нижний Новгород, Ярославль – около 300 млрд.руб.

6 Обзор крупнейших аварий и катастроф РФ за гг.

7 Рис. 1. Структура количественных показателей по видам ЧС Рис. 2. Структура количественных показателей погибших по видам ЧС и терактам, чел. Данные МЧС России о чрезвычайных ситуациях В РФ за 2010 год

8 Потери от чрезвычайных ситуаций, как фактор торможения роста ВВП Рост ВВП в 2010 году составил примерно 4%. В 2011 году рост ВВП прогнозируется также на уровне 4%. Материальные потери от катастроф равны или превышают прирост ВВП ! В среднем по оценкам экспертов потери бюджета от техногенных и природных катастроф ежегодно составляют около 5% от ВВП. Например, по итогам 2010 года финансовые потери от катастроф и аварий оцениваются в объеме более 2,2 трлн. руб., что соответствует 5% ВВП.

9 Высшие органы федеральной власти РФ о страховании «Развитие страхового рынка и развитые институты страхования – это символ цивилизованного государства …» Президент РФ Д.А.Медведев «Конечным результатом решения задачи содействия развитию страхового сектора является повышение роли страхового сектора в социально-экономическом развитии страны и его функционирование в соответствии с законодательством РФ и общими принципами международного права» Из Доклада Минфина РФ о результатах и основных направлениях деятельности на гг.

10 Финансовая устойчивость инвестиционного проекта Страхование – эффективный инструмент управления финансовой устойчивостью инвестиционных проектов, особенно в строительстве

11 Комплексная экспертиза рисков при реализации инвестиционных проектов Идентификация рисков; Оценка рисков; Установление приоритетов рисков; Идентификация рисков; Оценка рисков; Установление приоритетов рисков; Разработка риск-паспортов по отдельным инвестпроектам Разработка риск-паспортов по отдельным инвестпроектам Официальная статистика и опыт ведущих страховщиков РФ при страховании крупных инвестиционных проектов и госконтрактов свидетельствует о реальности наступления значительных убытков Страхование должно осуществляться в рамках комплексной системы экспертизы рисков, возможных при реализации инвестиционных проектов и госзаказов Страховые компании, осуществляя экспертное и консультационное сопровождение, выступают фактически партнером заказчиков на протяжении всего периода реализации государственных инвестиционных проектов КОМПЛЕКСНАЯ ЭКСПЕРТИЗА РИСКОВ В РАМКАХ ИНВЕСТПРОЕКТОВ природные риски технические риски политические риски социальные риски риски, связанные с человеческим фактором риски, связанные с экономической деятельностью

12 Страхование на разных этапах реализации инвестиционных проектов Стадия капитальных вложений Стадия эксплуатации Подготовка проектной документации Страхование ответственности проектной организации Поставка оборудования и строительных материалов Кредитные риски Страхование грузов Складское страхование «от огня и других опасностей» Строительно-монтажные работы Страхование от всех рисков строительства Страхование ответственности перед третьими лицами Страхование послепусковых обязательств Страхование строительной техники Страхование имущества от огня и других опасностей Страхование от всех рисков Страхование имущества от огня и других опасностей Страхование убытков от перерыва в производстве Страхование ответственности директоров Страхование оборудования от поломок Страхование ответственности перед арендодателями Страхование инженерных сооружений Страхование электронного оборудования Страхование автопарка

13 Страхование строительно-монтажных рисков (СМР) Гибель или повреждение строящегося объекта Причинение вреда жизни, здоровью или имуществу третьих лиц Возможные риски, возникающие в строительстве Гибель или повреждение застрахованного объекта вследствие ошибок и упущений, допущенных при проведении работ по гарантийному обслуживанию объекта или выявленных в период гарантийного обслуживания объекта

14 Проблемы, препятствующие эффективному использованию страховых инструментов при реализации инвестпроектов Неэффективное использование ключевой роли государства в определении правовой среды и наиболее эффективных инструментов в процессе обеспечения гарантий при выполнении обязательств по госконтрактам Вопросы страхования возникают хаотично и бессистемно, отсутствует контроль со стороны заказчиков о наличии у подрядчиков реальной и качественной страховой защиты Неэффективно используется опыт других стран по вопросам использования механизмов страхования при реализации крупных капиталоемких проектов с государственным участием Как правило, в процессе бюджетирования и подготовки смет строительство объектов в рамках госконтрактов, расходы на страхование не закладываются Отсутствует механизм требований и набор критериев к выбору страховых компаний, обеспечивающих комплексное управление рисками на весь период реализации госзаказа от выбора исполнителя-подрядчика до момента сдачи объекта (работы, услуги) заказчику

15 Обоснование включения затрат на страхование при строительно-монтажных работах При определении сметной стоимости строительства составление смет осуществляется в соответствии с «Методикой определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации» (МДС ), утвержденной и введенной в действие Постановлением Госстроя от г. 15/1. Как указано в МДС , «в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от N ВЯ-П положения, приведенные в Методике, распространяются на все предприятия строительного комплекса Российской Федерации» В Приложении 8 МДС под 9.9. указывается порядок определения и обоснования стоимости прочих работ и затрат для «средств на покрытие затрат строительных организаций по добровольному страхованию работников и имущества, в том числе строительных рисков»: «определяются расчетом, согласно статьям 255, 263 Налогового кодекса РФ, но не более 3% от итогов глав 1-8 сводного сметного расчета (графы 7 и 8)».

16 Обоснование включения затрат на страхование при строительно-монтажных работах В договоре ГК «Олимпстрой» на выполнение подрядчиком СМР в ст. 3 указано: «3.4. В договорную цену включены причитающиеся Подрядчику вознаграждение и стоимость всех затрат Подрядчика, необходимых для выполнения работ (оказания услуг), в том числе: затраты по страхованию строительно-монтажных рисков в пределах нормы 1 процент, в соответствии с порядком, установленным МДС ». В п ст. 7 указывается, что подрядчик «обеспечивает страхование объекта и гражданской ответственности в соответствии со статьей 26 настоящего Договора». Ст.26 «Страхование», при этом, содержит стандартные определения о том, что подрядчик «оформляет в счет договорной цены на весь срок действия настоящего Договора договор страхования строительно-монтажных рисков»; в статье раскрываются части договора страхования. В п указывается необходимость соответствия страховщика «квалификационным требованиям», которые приведены в приложении. Приложение с «Требованиями к страховой организации (страховщику)» содержит следующие пункты: «4. Стоимость чистых активов страховой организации составляет не менее 800 млн. руб. на начало года, предшествующего году заключения договора страхования. 5. Наличие опубликованного в средствах массовой информации рейтинга по соответствующим видам обязательств не ниже уровня «BB», «Ba2» или высокого места (не ниже 15-го) в рейтингах страховых компаний России ».

17 Обоснование включения затрат на страхование при строительно-монтажных работах Письмо Минрегиона России от 17 ноября 2009 г ИП/08 сообщается следующее: «Согласно ст. 8 Федерального закона "Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений" от N 39-ФЗ, отношения между субъектами инвестиционной деятельности осуществляются на основе договора или государственного контракта, заключаемого между ними в соответствии с ГК РФ. Договор является основным правовым документом, регулирующим взаимоотношения субъектов инвестиционной деятельности. В соответствии со ст. 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществить строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие, предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ. При определении сметной стоимости строительства составление смет осуществляется в соответствии с Методикой определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации МДС , утвержденной Постановлением Госстроя России от N 15/1. Положения, приведенные в Методике, рекомендуются для использования организациями, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, осуществляющими строительство с привлечением средств государственного бюджета всех уровней, государственных внебюджетных фондов, а также внебюджетных источников финансирования».

18 Обоснование включения затрат на страхование при строительно-монтажных работах ВЫВОДЫ Соблюдение норм МДС как условие выполнения строительно- монтажных работ за счет средств бюджета является вполне правомочным, целесообразным и может быть указано в качестве рекомендации;Соблюдение норм МДС как условие выполнения строительно- монтажных работ за счет средств бюджета является вполне правомочным, целесообразным и может быть указано в качестве рекомендации; Методика МДС предусматривает учет страхования (страховых взносов) в формировании стоимости строительно-монтажных работ;Методика МДС предусматривает учет страхования (страховых взносов) в формировании стоимости строительно-монтажных работ; Эффективность расходования бюджетных средств подразумевает не только сокращение расходов, но и оптимизацию бюджетных ассигнований;Эффективность расходования бюджетных средств подразумевает не только сокращение расходов, но и оптимизацию бюджетных ассигнований; Страхование, кроме прочего, является эффективным механизмом предотвращения коррупции при госзаказе, поскольку страховщик в исполнении обязательств сторонами, соблюдении всех имеющихся норм по безопасности и экономии; страховщик может взять на себя обязанность произвести превентивные мероприятия, что обеспечит еще один уровень защиты государственной программы.Страхование, кроме прочего, является эффективным механизмом предотвращения коррупции при госзаказе, поскольку страховщик в исполнении обязательств сторонами, соблюдении всех имеющихся норм по безопасности и экономии; страховщик может взять на себя обязанность произвести превентивные мероприятия, что обеспечит еще один уровень защиты государственной программы.

19 Предлагаемые основные принципы взаимодействия страховых компаний и госзаказчиков СТРАХОВАЯ ЗАЩИТА ПРОЕКТА НА КАЖДОЙ СТАДИИ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ Обширность страхового покрытия повышает инвестиционную привлекательность, обеспечивая стабильную реализацию инвестиционных проектов в рамках госзаказов ПОЗИЦИЯ СТРАХОВЩИКОВ УЧИТЫВАЕТСЯ ПРИ ПРИНЯТИИ РЕШЕНИЙ Страховая защита выстраивается с учетом баланса интересов заказчиков, подрядчиков и других участников инвестпроектов. Бизнес-решения оптимизируются с учетом особенностей страхового законодательства РФ СТРАХОВЩИКИ ПРИВЛЕКАЮТСЯ НА СТАДИИ ПРОРАБОТКИ КОНТРАКТА Обеспечивается независимая, полноценная и всесторонняя оценка потенциальных рисков, сопутствующих реализации инвестпроектов в рамках госзаказов

20 Реальный эффект при реализации предложенных механизмов страховой защиты Возможность стратегического планирования и управления затратами на страхование при формировании бюджетов заказчиками и подрядчиками Качественная страховая защита инвестпроектов и госзаказов в рамках сотрудничества с крупнейшими страховщиками России Экономия бюджетных средств за счет страхования рисков освоения инвестиционных средств и исключения непроизводственных потерь при наступлении крупных убытков Снижение системных рисков, повышение кредитного и инвестиционного рейтинга инвесторов проектов на территории Российской Федерации

21 Гриднев Алексей Анатольевич Начальник Управления координации страховых программ ОАО «СОГАЗ» Спасибо за внимание!