Программа элективного курса по технологии для предпрофильной подготовки «Кто такой менеджер?» 9 класс Курс ориентирован на социально-экономический профиль.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема 1 Сущность менеджмента как процесса и науки.
Advertisements

Тема: Руководитель как субъект организаторской деятельности Теория организации.
Менеджмент в деятельности предприятия. МЕНЕДЖМЕНТ совокупность принципов, форм, методов, приемов и средств управления производством и производственным.
Менеджмент и менеджер
Введение в менеджмент Менеджмент и Менеджер. Менеджмент – совокупность методов, средств и форм управления современным производством с целью повышения.
Менеджмент как наука управления стремится найти и разработать средства и методы, которые способствовали бы наиболее эффективному достижению целей организации,
Профиль: «Управление проектом» Квалификация (степень) выпускника «Бакалавр» срок обучения – 4 года Направление подготовки «Менеджмент»
Методы управления человеческими ресурсами План: 1. Управление человеческими ресурсами 2. Административные методы управления 3. Экономические методы управления.
Кафедра ПСИХОЛОГИИ им. А.Ц.ПУНИ представляет дисциплину по выбору для профилей подготовки: Физкультурно-оздоровительные технологии Спортивно-оздоровительный.
Эффективные методы по управлению персоналом Работу выполнил Студент группы 21 О Красюк С.И.
Основы курса управления Zoja Vaks. Управление и менеджмент… Менеджмент - управление производством: совокупность принципов, методов, средств и форм управления.
Занятия на стажировочной площадке школы 22. Финансово-экономические механизмы обеспечения нового качества образования.
Тема 3. Администрирование социальной работой. 1. Механизмы, задачи и функции администрирования. 2. Администрирование в современный период. 3. Специфика.
Методы управления. это способы осуществления управленческих воздействий на персонал для достижения целей управления организацией. Различают: экономические,
Мини-проект по профессии: Коммерсант.. Общая характеристика профессии : Самостоятельно решает с помощью чего зарабатывать деньги, составляет план действий.
Тема 7 Планирование и организация маркетинговой деятельности Лекция 9 1. Маркетинговая служба: задачи, функции, особенности, кадры 2. Маркетинговые планы.
Организация и методика обучения в условиях производства. Производственная практика Школа мастеров производственного обучения КГБ ПОУ НПГТ.
1 ТЕМА 13 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ КОМПЛЕКСНОГО СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ СПК ПС ОМС.
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА В ФАРМАЦИИ Выполнила: Олатаева З Группа: ФА Проверила: Адибаева Ж.К. С.Ж. АСФЕНДИЯРОВ АТЫНДАҒЫ ҚАЗАҚ ҰЛТТЫҚ МЕДИЦИНА УНИВЕРСИТЕТІ.
ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ Курс лекций К.э.н., доцент И. П. Черная.
Транксрипт:

Программа элективного курса по технологии для предпрофильной подготовки «Кто такой менеджер?» 9 класс Курс ориентирован на социально-экономический профиль обучения.

Термин «менеджмент» - англ. слово management – управление, организация. Менеджмент - совокупность принципов, методов, средств, форм управления производством, разработанных и применяемых с целью повышения эффективности производства и увеличения прибылей. Менеджмент – наука об управлении (в основном система управления предприятием и в частности – людьми). Основатели науки американец Ф.Тейлор, француз Анри Файоль. Занятие 1

Менеджер – всегда центральная фигура предприятия. В сфере предпринимательства под менеджментом понимают систему управления производством, применяемую с целью повышения его эффективности и получения прибыли. менеджер = предприниматель? Средний и малый бизнес менеджер = профессиональный управляющий (по снабжению, за производством, по сбыту, рекламе).

Процесс управления Субъект управления Тот, кто исполняет управленческие функции (директор, совет, штаб, управляющий и т.п.) Объект управления То, что подвергается управленческому воздействию. (общество, государство, регион, сфера человеческого бытия, отрасль производства, коллектив людей, организация и т.п.)

Функции управления: Планирование. Сбор и анализ информации об объекте управления. Определение цели управления. Организация деятельности. Построение организационного плана предприятия. Мотивация. Коммуникация, отношения в коллективе. Контролирование. Учет и контроль. Виды планирования: перспективное, текущее, оперативное. Планы составляются, обсуждаются коллективно и утверждаются руководящими органами.

1) продай старый велосипед; 2) сшей юбку; 3) прими гостей на День рождения; 4) организуй классное мероприятие «Веселые старты» Практическая работа: «Составь подробный план для решения одной из проблем» Наименование работы Сроки выполнения ответственный

Трудовые ресурсы Основные экономические понятия. Производительность труда- количество продукции, произведенной за единицу времени. Экономические ресурсы- совокупность природных, производственных и трудовых ресурсов, используемых для производства товаров и услуг: Производственные ресурсы – это ресурсы, созданные трудом человека и используемые в производстве (заводы, станки, машины и т.п.) Трудовые ресурсы – часть населения, обладающая необходимым физическим развитием, знаниями и практическим опытом для работы в народном хозяйстве. Природные ресурсы – естественные ресурсы, компоненты природы, которые используются или могут быть использованы в качестве средств производства и предметов потребления. Занятие 2

Подбор специалистов для работы Составить список необходимых работников по разработанной организационной структуре предприятия. Определить заработную плату, которую возможно оплачивать. Составить список требований, предъявляемых к работникам, учитывая и личностные качества. Проведение собеседования с кандидатами на работу. Оформление трудового договора.

Виды стимулирования работников Моральное – побуждение работников к эффективному труду с помощью системы моральных поощрений (вынесение благодарности, повышение в должности, награждение почетными званиями и знаками и т.п.) Материальное - побуждение работников к эффективному труду с помощью материальных благ (зарплата, премия, ценный подарок и т.п.)

Пример контракта (трудового соглашения): от «____»___________2000 г. Школьное предприятие «Умелец» в лице его директора ________________________________________________________________, (фамилия, имя, отчество) действующее на основании Устава, именуемое в дальнейшем Заказчик, и гражданин _______________________________________________________________, (фамилия, имя, отчество) проживающий по адресу __________________________________________________________________, паспорт серии ______ _______ выдан ______________________________ именуемый в дальнейшем Исполнитель, заключили настоящее соглашение на выполнение следующего объема работ: _________________________________________________________________ 2. Обязательства сторон: 2.1. Исполнитель обязуется произвести работы качест­венно и в установленные сроки Заказчик обязуется за выполненную в полном объеме и в указанные сроки работу произвести оплату Исполнителю в размере __________________руб. 3. Настоящее трудовое соглашение заключено на выпол­нение одного вида работ. 4. Все споры по настоящему трудовому соглашению раз­решаются в установленном законодательством порядке. 5. Настоящее трудовое соглашение вступает в силу со дня его подписания и действительно до истечения дня опла­ты Исполнителю по данному трудовому соглашению. заказчик_______________ исполнитель ________________________

Функции менеджера: 1. Создание эффективной организационной структуры предприятия. 2. Работа с персоналом и организация его плодотворной работы. 3.Повышение производительности труда. 4. Повышение качества производимых товаров при постоянном расширении и обновлении их ассортимента. Занятие 3

Задачи менеджера Определить цели и задачи управления фирмой; Организовать структуру управления фирмой и подобрать специалистов для выполнения работы; Поддерживать мотивацию действий и взаимных отношений в коллективе; Определять показатели, ориентированные на работу всей организации и каждого ее отделения; Проводит контроль и о результатах работы докладывает своему руководству; Способствует профессиональному росту членов коллектива.

Организационная структура управления Представляет собой перечень всех должностей на предприятии с указанием для каждого исполнителя, круга его обязанностей и связей с другими работниками. Чаще всего изображается схемой, с приложением списка должностных обязанностей работников, их прав и обязанностей. Может иметь несколько уровней управления. Между отдельными подразделениями могут быть вертикальные и горизонтальные связи. ВЕРТИКАЛЬНЫЕ СВЯЗИ - это связи руководства и подчинения, например связь между директором предприятия и начальником цеха. ГОРИЗОНТАЛЬНЫЕ СВЯЗИ - это связи коопераций равноправных элементов, например связи между начальниками цехов.

Основные характеристики системы управления: небольшое число уровней управления; небольшие подразделения, укомплектованные меньшим числом людей, но более квалифицированных («меньше, да лучше»); трудовой коллектив, основанный на малых группах (командах) специалистов; производство товара и организация работы должны быть ориентированы на потребителя.

Менеджер это не только специалист по управлению, но и человек, ответственный за весь процесс деятельности персонала и фирмы. Главная задача не самому выполнить работу, а организовать других для ее выполнения. Цель управления предвосхищение результатов управленческой деятельности. Организация производства. Пример 1: Школьное производственное предприятие «Умелец». Бухгалтер Директор ---- Делопроизводитель Менеджер (заместитель директора) Непосредственные исполнителе (работники)

Типы организационных структур. ТИПЫ СТРУКТУР «Бюрократические» Глобальные Дивизиональные (с международными отделениями) Дивизионально - потребительские Дивизионально - продуктовые Дивизионально- функциональные Дивизиональные Линейно-функциональные Функциональные Линейные Адаптивные (гибкие структуры) Проектные (управление проектами) Матричные (смешанные) Конгломераты (множественные) Интеграционные По степеницентрализации централизованныедецентрализованные

Линейная организационная структура управления Генеральный директор Директор по производству Начальник цеха Старший мастер Мастер 1-го участка Мастер 2-го участка Мастер 1-го участка Мастер 2-го участка Мастер 1-го участка Мастер 2-го участка

Линейно-функциональная структура. Совет директоров Руководитель(президент) Линейная организация Вице-президент по производственно- техническим вопросам Вице-президент по финансовым вопросам Вице- президент по сбыту Управляющий службой кадров Функциональнаяорганизация Руководитель завода А Руководитель завода Б Управляющий сбытом по различным товарам Управляющий сбытом в отдельных регионах

Коммуникабельность менеджера Общение для менеджера является главной и существенной частью его работы. В процессе общения лежит передача информации от отправителя к получателю. Коммуникация (от лат. communicatio)- делать общим, связываться, общаться. Коммуникация – это первое условие существования всякой организации. Климат общения бывает: открытым доброжелательным, закрытым оборонительным. В менеджменте коммуникация – это обмен информацией между людьми. Занятие 4

Способы передачи информации: устные сообщения (личные и по телефону), письменные (от писем, до электронной почты) и даже язык жестов. СообщениеОбратная связь Участник общения А Участник общения В коммуникант коммуникатор Простейшая модель коммуникации

Способы передачи информации: устные сообщения (личные и по телефону), письменные (от писем, до электронной почты) и даже язык жестов. Носители социальной информации – речь, графика, знаковые системы, коды, символы, различные технические средства. Этикет – это в большей степени не внутренняя психологическая, а внешняя сторона делового общения. Деловой этикет обусловливает наиболее целесообразное поведение, способствующее успеху в деловых отношениях.

Стили руководства. Исследователи выделяют три стиля руководства: - автократический, - демократический, - либеральный. Занятие 5

Методы управления Группы методовМетоды Организационно- методические Совещания, собрания, заседания, семинары, практикумы и др. Распорядительно- правовые Приказы, распоряжения, нормативы, инструк­ции, постановления, положения, планы, уставы и др. Административно- экономические Повышение (понижение) в должности, повыше­ние (понижение) в зарплате, повышение (пони­жение) квалификационного разряда, категории, повышение (понижение, лишение) премии и др. Психолого- педагогические Убеждение, внушение, пример, соревнование, требование, поощрение, наказание и др.

Принципы управления Управление должно отвечать определенным принципам исходным положениям, правилам. ПринципыСодержание ГуманизмУчет интересов и потребностей объектов управления НаучностьУчет новейших достижений науки об управлении КонкретностьУправление на основе достоверной информации об управляемой системе

ПринципыСодержание СистемностьРассмотрение взаимодействия субъектов и объектов управления как единой системы Коллегиальность и единоначалие Обеспечение в управлении единства коллегиальности и единоначалия Оптимальность и эффективность Оптимальное сочетание личных и общественных интересов, выбор оптимальных методов управления, позволяющих добиваться цели управления

Завершающей управленческой функцией являются учет и контроль. Учет способ наблюдения за процессом управления. Учет не только достоверно отражает положение, но и воздействует на ход управления. Существуют различные формы учета: бланки, ведомости, журналы, книги и др. Контроль способ проверки эффективности процесса управле­ния. Он позволяет своевременно выявить причины недостатков и наметить меры по их устранению. Виды контроля: предварительный, текущий, тематический, фронтальный, итоговый, самоконтроль, взаимоконтроль. Принципы контроля: систематичность, объективность, эффек­тивность, гласность. Процесс управления носит циклический характер.

Культура организации. Культура организации – это способы выполнения работы и способы обхождения с людьми в организации. В понятие «культура организации» входят идеи, убеждения, традиции и ценности, которые выражаются в доминирующем стиле управления, методах мотивации сотрудников, имидже организации и т.д. Выбор подходящей культуры зависит от многих факторов: истории и формы собственности, размера организации, технологии работы, целей и задач организации, внешней среды, людей. Различные характеристики культуры отражаются на интерьере помещений, образовании и социальном статусе принимаемых на работу людей, их отношении к карьере и т.д. Занятие 6

Четыре типа культур организации. Культура власти. Она характерна для небольших организаций, ей присуща большая централизация. Чаще соответствует линейной организационной структуре. Степень влияния определяется приближенностью к высшей власти. Культура роли. Основной источник власти – сила положения. Тип культуры характеризуется специализацией различных подразделений, правилами, инструкциями, определяющими полномочия, разрешение конфликтов. Соответствует линейной – функциональной организационной структуре. Культура роли подойдет менеджерам, которые любят безопасность и предсказуемость.

Культура задачи. Она характерна для организации ориентированной на конкретный проект или работу. Это культура, в которой результат работы команды ставится выше индивидуальных целей и различий в статусе. Культура личности Здесь в центре находится личность, умеющая хорошо делать что-либо в рамках общей цели. Характерна данная культура для работы инновационных подразделений

Деловая игра: «Выбери культуру своей организации» Культура организации. Ритуальные процедуры. Существуют обряды, ритуалы и церемонии, которые могут принимать разнообразные формы. Примером может служить товарищеский ужин с подведением итогов года, вечер награждения лучшего ученика года, практическая работа. Рекламные акции.

Менеджмент существенно изменился за время своего существования. 1.Рационалистический менеджмент ( фирма являлась «закрытой системой» и ее успех на рынке зависел от внутренних резервов: рационализации производства, производительности труда. И решающее значение отдавалось контролю со стороны высших руководителей фирмы) 2. Маркетинговый, или ситуационный менеджмент строится на новых подходах. Здесь фирма считается «открытой системой», и ее успех связан не столько с внутренними резервами, сколько со способностью вписываться во внешнюю среду и приспосабливаться к ней, то есть к сложившейся ситуации. Основные предпосылки ситуационного менеджмента: фирма рассматривается как живой организм, состоящий из индивидуальностей, объединенных общей целью; она должна быть нацелена на постоянное обновление, чтобы приспосабливаться к внешним факторам; ставка делается не на человека-исполнителя, а на человека самореализующегося. Маркетинг в менеджменте. Занятие 7

Эффективность работы менеджера. 1. Кто такой менеджер? 2. Его функциональные обязанности. 3. Какими знаниями и умениями он должен обладать? 4. Какие профессионально важные качества он должен иметь? 5. Какими индивидуально-психологическими особеннос­тями должен обладать менеджер? 6. Какие медицинские противопоказания могут быть при получении профессии менеджер? 7. От чего зависит эффективность работы менеджера? Занятие 8

Наличие у менеджера индивидуально-психологических особенностей, обеспечивающих эффективное управление трудовой деятельностью коллектива. К ним относятся: 1. Умение: ставить перед собой четкие цели; предвидеть события; управлять собой; влиять на окружающих. 2. Знание: социальных и экономических законов развития; особенностей социальной обстановки; принципов эффективного управления; методов активизации трудовой деятельности. 3. Обладание: способностью быть лидером; высокой нравственностью; сознанием социальной значимости; физическим здоровьем.

Менеджер Содержание труда: Организация производства или коммерческой деятельности, организация внешнеторговых операций; ведет коммерческие переговоры, занимается маркетингом и формированием товарных ниш, определяет стратегию и тактику конкурентной борьбы. Должен знать: Трудовое законодательство, положения, уставы, инструкции, технику ведения коммерческих переговоров, организацию производства, кредитование и банковское дело, маркетинг. Профессионально важные качества: хорошо развитые коммуникативные и организаторские способности; эмоциональная устойчивость; хорошая память; ответственность; логическое мышление; умение быстро принимать решения, четко излагать мысли. Квалификационные требования: ВУЗы, ССУЗы. Медицинские противопоказания: серьезные заболевания нервной системы, органов зрения и слуха.

Содержание программы информационного элективного курса «Эффективный менеджер» 9 класс Составитель: Колоскова Е.В. – учитель технологии высшей квалификационной категории МОУ СОШ 15 г. Балашова. 1.занятие: Менеджмент и менеджер. Функция управления. Планирование своей деятельности. Практическая работа. 2. занятие: Функции менеджера. Организационная структура управления. Деловая игра «Составь организационную структуру предприятия.» 3. занятие: Трудовые ресурсы. Должностные инструкции. Деловая игра «Прием на работу.» 4. занятие: Коммуникационные способности менеджера. Практическая работа. 5. занятие: Стили руководства. Теории руководства. Контроль и учет. 6. занятие: Культура организации. Создание бренда. Практическая работа. 7.занятие: Маркетинг в менеджменте. 8. занятие: Эффективность работы менеджера. Подведение итогов изучения курса. Круглый стол. ТЕМЫЗАНЯТИЙТЕМЫЗАНЯТИЙ

Вопросы для самопроверки: 1. Что такое менеджмент? 2. Какие факторы влияют на управленческую деятельность? 3. Какими индивидуально-психологическими особенностями должен обладать менеджер? 4. Чем менеджеры отличаются от предпринимателей?